Последнее обновление: 23.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ОБЩИЕ ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА" (утв. Минморфлотом СССР 20.06.72 N 107)
VII. Ответственность перевозчика, грузоотправителей и грузополучателей. Акты, претензии и иски.
120. Перевозчик, грузоотправители и грузополучатели несут материальную ответственность по перевозкам грузов и буксировке плотов в соответствии с действующим законодательством и настоящими Общими правилами.
Всякие соглашения перевозчика с грузоотправителями или грузополучателями, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей или грузополучателей, считаются недействительными, и всякие отметки об этом в перевозочных документах, не предусмотренные настоящими Общими правилами, не имеют силы.
121. За невыполнение месячного плана перевозок (буксировок) перевозчик и грузоотправитель несут материальную ответственность.
Грузоотправитель, не предъявивший груз (плоты) к перевозке или предъявивший груз (плоты) в меньшем количестве, чем это предусмотрено месячным планом, а в надлежащих случаях графиком, обязан уплатить перевозчику при перевозках в большом или малом каботаже штраф в размере 100%, а при перевозке экспортных и импортных грузов на нелинейных и линейных судах - соответственно в размере 50 и 40% провозной платы за все непредъявленное количество груза (плотов).
Если грузоотправитель предъявил груз в состоянии, не соответствующем правилам морской перевозки, и не привел его в надлежащее состояние в срок, установленный судо-часовыми нормами на погрузочно-разгрузочные работы, такой груз считается непредъявленным.
Предъявление груза в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, удостоверяется актом, подписываемым обеими сторонами.
122. Перевозчик, не подавший судно согласно месячному плану, в надлежащих случаях - графику, обязан уплатить грузоотправителю штраф при перевозках в большом и малом каботаже - в размере 100%, а при перевозках экспортных и импортных грузов на нелинейных и линейных судах - соответственно в размере 50 и 40% провозной платы за все непринятое количество груза (плотов), приготовленное к отправке (буксировке) на данном судне.
123. За опоздание в подаче судна против сроков, установленных графиком (сверх допускаемого пунктом отклонения), перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в следующих размерах:
а) при перевозках в малом каботаже в размере ставок, предусмотренных для этих случаев тарифами, причем в случае восполнения в течение месяца пароходством неподачи тоннажа против графика указанный штраф снижается на одну треть;
б) при перевозках в большом каботаже и в заграничном плавании пароходство уплачивает грузоотправителю в течение первых 5 суток опоздания штраф за каждые сутки в размере суточной ставки штрафа, предусмотренной за простой судов. при перевозках экспортных и импортных грузов на линейных судах за опоздание линейного судна до трех суток против срока, установленного в расписании, провозная плата снижается на 10%.
По истечении пяти (при перевозках экспортных и импортных грузов на линейных судах - трех) суток опоздания грузоотправитель имеет право заявить о намерении использовать судно со снижением провозной платы. Размер снижения провозной платы в большом каботаже определяется соглашением сторон, и при перевозках экспортных и импортных грузов на нелинейных и линейных судах составляет соответственно 10 и 15%.
Грузоотправитель вправе вместо этого вовсе отказаться от использования судна и взыскать с пароходства штраф за неподачу судна.
124. Штраф за невыполнение плана перевозок (буксировок) исчисляется, исходя из недогруза или неподачи тоннажа в итоге за месяц.
При наличии графика штраф за неподачу судов или за непредъявление грузов (плотов) к перевозке (буксировке) исчисляется по каждому судну (плоту), предусмотренному графиком.
125. Перевозчик и грузоотправитель освобождаются от уплаты штрафа за невыполнение месячного плана (графика) в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Перевозчик освобождается от штрафа при перевозке во всех видах плавания, если тоннаж не мог быть подан или был подан с опозданием вследствие задержки судна сверх нормы под погрузкой или выгрузкой грузов ( того же грузоотправителя, которому перевозчик обязан подать судно, или задержки судов при погрузке или выгрузке грузов грузоотправителями или грузополучателями, подчиненными тому же территориальному органу, что и организация, которой перевозчик обязан подать судно под погрузку).
126. Перевозчик отвечает за утрату и повреждение груза (плота), а также за задержку в его сдаче, если только утрата, повреждение или задержка не произошли вследствие обстоятельств, которые не могли быть устранены заботами пароходства, в частности вследствие обстоятельств, предусмотренных ст. 160 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР.
Перевозчик не отвечает за утрату, порчу или повреждение принятого к перевозке груза (плота), если утрата, порча или повреждение произошли:
а) вследствие перевозки на палубах судов и беспалубных судах груза, допускаемого к такой перевозке, если утрата, порча или повреждение произошли в силу естественных причин, связанных с этим способом перевозки, или если груз прибыл в исправном судне, без перегрузки в пути, с исправной защитной маркировкой, исправной увязкой или при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности перевозки груза;
б) с грузом, который согласно сделанному в погрузочном ордере (накладной) заявлению отправителя, сдан был к перевозке в неисправном состоянии, поскольку ущерб действительно произошел вследствие такого неисправного состояния груза;
в) при перевозке скоропортящихся грузов на судах, не имеющих специального оборудования и аппаратуры, при отсутствии особой оговорки в коносаменте (накладной), причем требующиеся для сохранения указанных грузов особые приспособления и оборудование на судне могут делаться отправителем и за его счет по особому соглашению с пароходством;
г) вследствие того, что проводник грузоотправителя или грузополучателя, сопровождающий груз, не принял необходимых мер для сохранности груза;
д) от влияния температуры и влажности воздуха, от огня и затопления, от порчи грызунами, молью или другими вредителями;
е) вследствие сдачи груза к перевозке без указания отправителя в коносаменте или накладной особых свойств груза, требующих особых условий при перевозке или хранении;
ж) вследствие уменьшения веса в результате изменения влажности груза.
За перевозку груза, погибшего вследствие гибели судна или иного несчастного случая, провозная плата не взимается, а если она была внесена вперед, то возвращается грузоотправителю.
Если после гибели судна груз окажется спасенным, грузоотправитель оплачивает перевозчику провозную плату за фактически пройденное расстояние.
Провозная плата за перевозку груза, погибшего или поврежденного вследствие его естественных свойств, в частности внутренней порчи, усушки, раструски, утечки вследствие неудовлетворительной упаковки или по иным причинам, зависящим от отправителя, уплачивается полностью.
127. Если массовые однородные грузы, следующие наливом, навалом или насыпью, в процессе перевозки обезличиваются, естественная убыль исчисляется исходя из общего веса обезличенного в пути груза, и расчеты между пароходствами и грузоотправителями за общее количество принятого от отправителя к перевозке и сданного получателю груза производятся по итогу за навигацию или за год.
Перечень грузов, по которым производится расчет за весовые недостачи и излишки в итоге за навигацию или за год, а также порядок расчетов и предъявления претензий устанавливаются Министерством морского флота по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Расчеты по утрате или недостаче груза, связанные с аварией судна, ответственность за которую по действующему законодательству несет перевозчик, производятся независимо от навигационных или годовых расчетов.
128. За ущерб, причиненный при перевозке груза, перевозчик уплачивает возмещение в следующих размерах:
а) за утрату груза в размере действительной стоимости утраченного груза;
б) за повреждение груза в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость.
Перевозчик возвращает полученную провозную плату, если она не входит в цену утраченного или недостающего груза.
В случае полной утраты возмещение определяется без принятия в расчет возможной естественной убыли груза.
Использование судном груза для своих нужд может иметь место лишь в исключительных случаях, когда это делается в целях спасения людей, судна или остального груза.
В других случаях использования перевозчиком для своих нужд принятого к перевозке груза он возмещает стоимость этого груза, а виновные лица привлекаются к ответственности.
129. Действительная стоимость утраченного или поврежденного груза определяется в соответствии со ст.ст. 164 и 165 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР.
Стоимость грузов, принадлежащих отдельным гражданам, определяется по розничным ценам государственных и кооперативных предприятий в том месте и в то время, где и когда груз подлежал выдаче.
130. За неправильное указание грузоотправителем в накладной или погрузочном ордере сведений о весе, количестве мест или наименовании груза, а также за предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойства с грузоотправителя взыскиваются дополнительная плата согласно тарифу, а также причиненные перевозчику убытки.
131. За просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает получателю штраф в размере, предусмотренном правилами исчисления сроков доставки грузов морским транспортом, утверждаемыми Министерством морского флота в установленном порядке.
132. Получатель имеет право требовать возмещение за утрату груза, если груз не был ему выдан в течение 30 дней по окончании срока доставки, или времени, необходимого для выполнения перевозки в тех направлениях, для которых сроки доставки не установлены.
При перевозке груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении грузоотправитель или грузополучатель имеет право считать груз утраченным, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию по истечении четырех месяцев со дня приема к перевозке.
Однако если в течение шести месяцев по истечении указанных выше сроков этот груз прибудет в пункт назначения, грузополучатель обязан принять груз и возвратить перевозчику сумму, полученную в возмещение утраты груза (за вычетом штрафа за просрочку в доставке).
133. За простой судов по причинам, ответственность за которые согласно правилам морской перевозки или по договору несет отправитель или получатель, последний уплачивает перевозчику штраф:
а) при перевозках грузов в каботаже - в размере, установленном тарифом;
б) при перевозках грузов в заграничном сообщении - в размере, установленном Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством внешней торговли СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по внешним экономическим связям.
При систематических (неоднократных) длительных простоях в советском морском порту судов по вине одного и того же отправителя или получателя взимаемый с него штраф за простой судов может быть увеличен до двухкратного размера. Повышенный штраф и срок его действия вводятся по распоряжению министра морского флота не ранее чем через трое суток после письменного уведомления об этом организации, к которой предполагается применить этот штраф.
При этом под систематическими простоями судов понимаются простои не менее двух раз в течение квартала.
Под длительным простоем понимается период непроизводительного простоя судна, равный времени, положенному по установленным нормам на погрузочно-разгрузочные операции. В том случае, если время на погрузочно-разгрузочные работы превышает 5 суток, длительным считается простой судна сверх 5 суток.
134. За досрочную погрузку или разгрузку судна, производившуюся отправителем или получателем, перевозчик выплачивает соответственно отправителю или получателю премию:
а) при перевозке грузов в каботаже - в размере, установленном тарифом;
б) при перевозке груза в заграничном сообщении - в размере, установленном Министерством морского флота по согласованию с Министерством внешней торговли и Государственным комитетом Совета Министров СССР по внешним экономическим связям.
135. Время стоянки судов под грузовыми операциями фиксируется актом учета стояночного времени. Акты составляются администрацией судна и подписываются капитаном судна и представителем организации, производившей погрузку или выгрузку.
Ни одна из сторон не вправе отказаться от подписания акта, но в случае разногласий может делать в акте оговорки.
136. По прибытии груза в пункт назначения ответственность перед перевозчиком за неправильные действия отправителя по данной перевозке несет грузополучатель.
При этом грузополучатель имеет право взыскать на общем основании с грузоотправителя все уплаченные им перевозчику вследствие неправильных действий грузоотправителя штрафы и сборы, а также суммы расходов и убытков, связанных с перевозкой.
Если груз был адресован грузополучателю, которого не оказалось в пункте назначения, ответственность перед перевозчиком несет грузоотправитель.
137. Грузоотправитель несет ответственность за допущенную неправильную, неточную маркировку груза (нанесение условных мест застройки, центра тяжести), а также неправильное крепление груза внутри тароупаковки, в результате которых при перемещении груза в процессе погрузочно-разгрузочных работ или перевозки был поврежден груз, а также причинен ущерб морскому транспорту и грузам других организаций и лиц.
138. Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы или отметками на транспортном документе в соответствии с правилами. В иностранных портах эти обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном порту.
139. Порядок составления актов и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются соответствующими правилами.
140. Претензии и иски, вытекающие из договоров морской перевозки грузов, багажа и пассажиров, предъявляются перевозчику в соответствии со статьями 294-309 КТМ Союза ССР в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными Министерством морского флота.
141. Предъявлению грузоотправителем или грузополучателем исков перевозчику должно предшествовать заявление ими претензии последнему.
142. Претензии, возникающие из перевозки в малом и большом каботаже, а также в заграничном сообщении, направляются организации, которая осуществляла перевозку, а если перевозка не была осуществлена - организации, которая в соответствии с планом или договором должна была осуществить перевозку.
Претензии, возникающие из перевозки багажа, могут направляться перевозчику либо порту отправления или назначения багажа по усмотрению заявителя претензии.
143. Право на предъявление претензий и исков имеют:
а) в случае неподачи судна или подачи его с опозданием - отправитель груза;
б) в случае утраты груза - его получатель или отправитель при условии предъявления коносамента;
в) в случае недостачи или повреждения груза - получатель груза при условии предъявления коносамента, а также коммерческого акта или соответствующего документа, составленного по правилам, существующим в иностранном порту;
г) в случае просрочки в доставке или задержки выдачи груза - получатель при условии предъявления коносамента;
д) в случае утраты багажа - предъявитель багажной квитанции, а в случае недостачи или повреждения багажа - предъявитель коммерческого акта;
е) в случае перебора провозных платежей - отправитель или получатель груза при условии предъявления коносамента.
При предъявлении претензий, вытекающих из перевозки грузов, которая осуществлялась по накладной, вместо коносамента предъявляется накладная, а при утрате груза - квитанция.
Отсутствие коммерческого акта не лишает права на предъявление претензий и исков, если будет доказано, что в составлении акта было отказано и этот отказ был обжалован.
144. Претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза предъявляются отдельно по каждому транспортному документу, за исключением случаев, когда по грузам, перевозившимся по нескольким транспортным документам, составлен один коммерческий акт.
145. Заявление о претензии не должно объединять требования, для рассмотрения которых необходимы подлинные коносаменты (накладные или квитанции), с требованиями, для которых эти документы не нужны.
146. На признанную перевозчиком сумму претензии или на присужденную сумму иска начисляются проценты в размере 3% годовых.
Проценты исчисляются по день перечисления или утраты денег, начиная со следующих сроков:
а) по претензиям о переборе - со дня взыскания платежа;
б) по всем остальным претензиям - со дня предъявления претензии.
В таком же размере уплачиваются проценты отправителями и получателями грузов (плотов) по предъявленным к ним требованиям, возникшим из перевозки или буксировки. В этих случаях проценты исчисляются со дня предъявления перевозчиком письменного требования об уплате соответствующих сумм по день уплаты.
По претензиям и искам о штрафах и премиях проценты не исчисляются во всех случаях.
147. Иски к перевозчику, вытекающие из перевозок грузов и буксировки плотов, предъявляются в установленном порядке.
Эти споры при согласии обеих сторон могут передаваться на рассмотрение Морской арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой палате.
148. Иски, вытекающие из договоров морских портов с клиентурой о производстве вспомогательных транспортных операций или экспедиторского обслуживания, предъявляются в органы арбитража.
- Главная
- "ОБЩИЕ ПРАВИЛА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА" (утв. Минморфлотом СССР 20.06.72 N 107)
