Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.11.96 N 1410 (ред. от 09.12.98) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1997-2000 ГОДАХ"
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач по взаимосвязанному, скоординированному и последовательному совершенствованию всех стадий организации государственного статистического наблюдения, включая разработку и совершенствование системы статистических показателей, совершенствование методов сбора отчетной информации, удешевление стоимости проведения статистических работ.
Для реализации основных подходов, положенных в основу программных мероприятий, следует перейти от отраслевых принципов, сформировавшихся в дореформенной административной системе управления и основывающихся на обособленном и несвязанном сборе показателей по труду, продукции, фондам, финансам, к интегрированному, когда основные индикаторы экономической деятельности юридических лиц будут собираться в комплексе при соблюдении требований методологического единства.
Такое изменение позволит:
создать систему формирования информационных ресурсов в соответствии с потребностями органов государственной власти, других пользователей статистических данных;
разработать систему показателей и методов организации статистического наблюдения за юридическими лицами как хозяйствующими субъектами независимо от сферы их деятельности;
развить функции Единого государственного регистра предприятий и организаций как основы учета хозяйствующих субъектов, инструмента, предназначенного для определения совокупности единиц статистического наблюдения, организации самого наблюдения и обработки отдельных статистических данных;
обеспечить сопоставимость статистических данных в межведомственном, межрегиональном и межгосударственном обмене на основе развития и внедрения системы взаимоувязанных классификаторов технико-экономической и социальной информации;
использовать банковскую, финансовую, налоговую, таможенную и другие виды экономической статистики при формировании комплексной информационной статистической базы;
активизировать обмен статистической информацией с органами государственной власти, их территориальными структурами.
Предполагается перестроить методы сбора информации, реализовав комбинированный подход, в соответствии с которым крупные и средние предприятия всех форм собственности будут обследованы с использованием сплошного метода учета, малые предприятия - выборочным способом. Среди перспективных направлений получения статистической информации предстоит использовать переписи (населения и домашних хозяйств, предприятий оптовой и розничной торговли, сельского хозяйства по программе Всемирной сельскохозяйственной переписи и др.), выборочные методы, включая зональную выборку, социологические и конъюнктурные опросы, дистанционное зондирование.
Предусмотренные Программой изменения потребуют разработки принципиально нового подхода к применению вычислительной техники, при котором интегрированная статистическая база данных станет эффективным инструментом статистического анализа. Предусматривается переход к сетевой технологии обработки информации, применению современных электронно-издательских систем, современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций, а также повышение квалификации (а в ряде случаев и переобучение) специалистов органов государственной статистики.
3.1. Реформирование системы статистических показателей
3.1. Реформирование системы статистических показателейЦентральным звеном Программы является переход к применению научно обоснованной системы показателей, отвечающей условиям рыночной экономики и требованиям эффективного ее функционирования в интересах общества.
В Программе намечается:
дополнить существующую систему социально-экономических показателей новыми показателями, отражающими процесс и результаты проводимых реформ (формирование многоукладной экономики, рынков труда и капитала, создание конкурентной рыночной среды и механизма ее регулирования, трансформация отношений собственности и соответственно - системы распределения доходов);
усовершенствовать систему индикаторов социального развития общества, предусмотрев объективное отражение ими всей совокупности условий жизни различных социальных слоев и групп населения;
осуществить дальнейшее развитие сводных экономических разработок на макроуровне и в территориальном разрезе путем освоения развернутой системы национальных счетов и регулярного составления межотраслевых балансов;
обеспечить расширение территориального разреза разработки макроэкономических, отраслевых и социальных показателей и его согласованность с материалами отраслевых и сводных экономических разработок.
Использование обоснованной системы социально-экономических показателей будет способствовать созданию в стране современных систем организации информации и коренному улучшению организации самой статистики.
Реформирование системы статистических показателей предусматривается осуществлять в соответствии с мероприятиями, включенными в раздел I Программных мероприятий на 1997-2000 годы, предусматривающими разработку качественно новых показателей, позволяющих повысить практическую значимость и аналитическую ценность статистической информации для органов государственной власти и управления.
Мероприятия, содержащиеся в указанном разделе, включают три блока наиболее существенных показателей, характеризующих соответственно реформирование хозяйственного механизма, функционирование экономики, результаты социально-экономического развития.
Системы статистических показателей, которые предполагается создать внутри первого блока, дают возможность проанализировать процесс становления рыночных отношений, условия функционирования экономики и последствия реализации решений органов государственной власти по реформированию хозяйственного механизма. С их внедрением федеральные органы исполнительной власти, крупные производственные, коммерческие, банковские структуры получат комплексную информацию об эффективности функционирования хозяйственного механизма.
Второй блок содержит мероприятия по реформированию показателей, характеризующих механизм функционирования экономики на территории страны и внешнеэкономические связи с другими государствами, состояние основных секторов внутренней экономики, товарное насыщение потребительского рынка, поддержание рыночного равновесия между производителями и потребителями, финансово-экономическую стабильность работы предприятий и экономики в целом, влияние на экономику внешнеэкономических связей.
Мероприятия третьего блока нацелены на разработку системы показателей, отражающих конечные результаты развития экономики (эффективность ее функционирования, оценку всех элементов созданного национального богатства, включая население страны и материальные воспроизводимые и невоспроизводимые ресурсы, и уровня жизни населения). В этот блок включены мероприятия, направленные на совершенствование расчетов макроэкономических показателей, содержащихся в системе национальных счетов, и развитие показателей жизненного уровня населения. Особое внимание уделяется показателям эффективности, которые за последние годы в условиях высоких темпов инфляции и спада производства во всех отраслях в силу ряда причин в экономическом анализе отошли на второй план.
Реформирование системы статистических показателей предполагается проводить одновременно с решением проблемы реализации современных подходов к организации системы статистического учета (введение соответствующих форм государственного статистического наблюдения, внесение изменений в действующие формы, отмена устаревших показателей, организация выборочных обследований, переписей и т. д.).
3.2. Совершенствование методов статистического наблюдения
3.2. Совершенствование методов статистического наблюденияДальнейшее развитие экономических реформ в России ставит перед государственной статистикой новые задачи в области методологии и организации статистического наблюдения. Расширение круга пользователей, появление новых форм хозяйствования, многообразие форм собственности диктуют необходимость существенного изменения разработанных ранее методологий и создания новых с использованием всей совокупности методов, существующих в мировой статистической практике. Организация сбора данных должна охватывать все возможные источники информации и сопровождаться системой обоснованных расчетов.
Важнейшим направлением реформирования статистики в этой области является разработка и ведение многоцелевого Единого государственного регистра предприятий и организаций. Это означает, что реализуя функции статистического учета, он будет являться основой для организации субрегистров (малых предприятий, предприятий с участием зарубежного капитала и т. д.), проведения выборочных обследований, накопления и представления потребителям интегрированной информации о деятельности предприятий различных отраслей и форм собственности.
Для получения детальной, комплексной информации о социально-экономической ситуации в стране в условиях сокращения сплошной отчетности большое развитие получат переписи. Их проведение позволит получить в момент переписи обширную статистическую информацию, создать необходимые предпосылки (типизация единиц наблюдения, расчеты устойчивых пропорций и соотношений между статистическими показателями) для успешного проведения статистического наблюдения и дорасчетов в период между переписями.
В процессе перехода на принятую в международной практике систему учета и статистики Государственным комитетом Российской Федерации по статистике совместно с федеральными органами исполнительной власти начата разработка системы социально-экономических мониторингов. В частности, предполагается организовать мониторинги экономической и национальной безопасности, охраны окружающей среды, состояния минерально-сырьевой базы и недропользования, социально-экономического потенциала семьи и другие.
Особо сложной задачей является разработка комбинированных методов статистического наблюдения, основанных на сбалансированном использовании собранной органами государственной статистики информации, ведомственной статистики и научных дорасчетов. Значительных усилий в этой связи требует согласование концепции и подходов к расчетам статистических показателей в различных ведомствах.
Большое внимание в 1997-2000 годах предполагается уделить разработке методологии новых для органов государственной статистики видов выборочных обследований (многоцелевых, многофазных, распределенных во времени выборок). Это позволит проводить более качественные обследования и получать обширную и надежную информацию по таким важным вопросам, как семейные бюджеты, деятельность предприятий торговли, строительства, общественного питания, теневая экономика и т. д.
3.3. Совершенствование методологии комплексного анализа
3.3. Совершенствование методологии комплексного анализа социально-экономического развития России и регионов на базе математико-статистических методов и системы макроэкономических показателейсоциально-экономического развития России и регионов на базе математико-статистических методов и системы макроэкономических показателей
В условиях укрепления суверенитета субъектов Российской Федерации, расширения их полномочий в принятии экономических решений возникает необходимость в создании качественно новой системы анализа социально-экономического развития регионов.
Раздел включает в себя перечень мероприятий, предусматривающих проведение комплекса работ на основе применения системы социально-экономических показателей с использованием экономико-математических методов. В результате должны быть определены современные методы анализа развития и реформирования экономики России, субъектов Российской Федерации, пригодные для оценки на федеральном и региональном уровнях.
Мероприятия раздела включают вопросы методологии анализа макроэкономической сбалансированности, пропорциональности и сбалансированности производства, его структурной перестройки, товарных рынков и финансовых ресурсов.
Особое место в перечне занимают мероприятия по разработке методологии комплексного анализа показателей, характеризующих социально-экономическую ситуацию в регионах России. Работы предусматривают определение пороговых значений отдельных экономических показателей, выход за пределы которых может означать возникновение критической ситуации в регионе или на макроуровне. Целями работ, проводимых в данной области, являются:
обоснование комплексных подходов к определению критических пороговых значений отдельных социально-экономических показателей;
исследование возможности определения опасных областей состояния социально-экономической сферы на основании теорий и методов многокритериального выбора;
разработка методологии и компьютерной технологии определения неблагоприятных состояний социально-экономической сферы на региональном и федеральном уровнях.
3.4. Создание системы взаимоувязанных общероссийских
3.4. Создание системы взаимоувязанных общероссийских классификаций, гармонизированных с требованиями международных стандартов и классификаций ООН, Европейского союза и Содружества Независимых Государствклассификаций, гармонизированных с требованиями международных стандартов и классификаций ООН, Европейского союза и Содружества Независимых Государств
Актуальность и приоритетность данного направления работ обусловлены необходимостью обеспечения адекватного описания реформируемой экономики и достижения сопоставимости статистической, внешнеторговой, финансовой, банковской и других видов экономической информации, сбор и автоматизированная обработка которой осуществляются в стандартизированном виде в сферах государственного управления национальной экономикой.
Возможность интеграции государственных информационных ресурсов позволит решать задачи, связанные с анализом состояния и динамики развития национальной экономики, развитием демографической и социальной статистики, созданием статистических регистров, реестров в системах налогообложения, лицензирования, квотирования, государственной регистрации и учета хозяйствующих субъектов, формирования каталогов выпускаемой продукции.
Важным этапом работы является создание второй версии общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, гармонизированного с международными классификациями ООН и Европейского союза (ISIC, NACE, CPC, CPA, SITC, HS, CN), и внедрение его в практику.
Особое значение для сбора и анализа данных имеет создание и ведение системы социально-экономических классификаций, взаимоувязанных с классификацией видов деятельности юридических и физических лиц.
Развитие кредитно-денежной системы, а также потребности разработки финансовых счетов в рамках системы национальных счетов обуславливают включение в Программу работ по созданию классификаций финансовой, бюджетной и банковской деятельности.
Решение перечисленных задач в рамках системы взаимосвязанных классификаций приведет к сокращению их числа, совмещению структур построения, упрощению таблиц соответствия. Результатом должно стать создание информационно совместимых баз данных социально-экономической информации.
3.5. Реализация современных методов формирования
3.5. Реализация современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельностиинформационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности
Модернизация статистической информационной базы невозможна без внедрения современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности. Первоочередной задачей является создание системы информационных ресурсов Государственного комитета Российской Федерации по статистике и применение новейших информационных технологий путем:
создания интегрированных баз статистических данных федерального и регионального уровней на основе единого фонда нормативно-справочной информации и каталога статистических показателей;
разработки программного обеспечения интегрированных баз статистических данных федерального и регионального уровней с применением промышленных систем управления базами данных и новейших средств телекоммуникаций, высокопроизводительных локальных вычислительных сетей с мощными серверами баз данных, подключенных к средствам связи и имеющих разнообразные средства визуализации статистических данных, их накопления и распространения.
Создание единой системы нормативно-справочной информации для электронной обработки данных и формирования интегрированных информационных ресурсов Государственного комитета Российской Федерации по статистике - важный этап реализации поставленной задачи. Основой построения единого фонда нормативно-справочной информации станет развитие автоматизированного банка классификаторов и Единого государственного регистра предприятий и организаций, ведение которых должно осуществляться в режиме распределенного информационного фонда федерального и регионального уровней. Новым элементом такой системы явится формирование и внедрение единого классификатора статистических показателей, обеспечивающего интеграцию статистических информационных ресурсов.
Действующая техническая база данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике не позволяет реализовать современные методы формирования информационных ресурсов и информационных технологий вследствие ее технического и морального износа. Особого внимания требуют вопросы технического и программно-технологического оснащения подведомственных Государственному комитету Российской Федерации по статистике организаций. В 89 территориальных органах государственной статистики электронная обработка данных до настоящего времени осуществляется машинами ЕС ЭВМ. Действующие локально-вычислительные сети маломощны и созданы на базе ПЭВМ класса АТ-386. Лишь половина районных (городских) отделов статистики имеют ПЭВМ. Необходимо также обеспечить развитие локально-вычислительной сети центрального аппарата Государственного комитета Российской Федерации по статистике, доведя мощность сети до 400 ПЭВМ (класса Пентиум со средствами мультимедиа) на основе серверного узла высокой производительности, способного вести центральную статистическую базу данных большой емкости. Одновременно необходимо осуществить техническое и программно-технологическое переоснащение Вычислительного центра Государственного комитета Российской Федерации по статистике, решающего регламентные задачи по электронной обработке данных по Российской Федерации в целом и обеспечивающего ведение Единого государственного регистра предприятий и организаций, автоматизированного банка классификаторов, фонда нормативно-справочной информации. Должны быть решены вопросы переоснащения научно-исследовательских, проектных организаций и учебных заведений Государственного комитета Российской Федерации по статистике.
Органы государственной статистики необходимо укомплектовать современным лицензионным программным обеспечением.
Реализация распределенной системы статистических информационных ресурсов требует существенного развития средств телекоммуникаций. Необходимо обеспечить комплексное решение задач сбора и телеобработки статистических данных, увязав в единый информационно-телекоммуникационный комплекс ресурсы районного, регионального и федерального уровней. Используемые в настоящее время средства связи (ИСКРА, сеть ТФ-ОП, сети АТ-50) характеризуются низким качеством передачи, небольшой скоростью и высокой стоимостью услуг. Требуется перейти к практическому использованию перспективных систем коммутации информации, способных передавать информацию со скоростью не менее 64 кбит в секунду.
Основным результатом технического и программно-технологического перевооружения статистики явится переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации. При этом должна быть обеспечена реализация ресурсосберегающей технологии электронной обработки данных.
Внедрение новой сквозной технологии электронной обработки статистической информации и создание в системе Государственного комитета Российской Федерации по статистике интегрированных баз данных дадут возможность развития информационно-телекоммуникационного обслуживания пользователей статистической информации - органов государственной власти и общественности.
Эффективность реализации современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности во многом определяется мерами по реализации Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации". Предусматривается разработать документы по обеспечению режима конфиденциальности статистической информации, по организации защиты статистических информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Наряду с этим требуется разработать нормативные акты, регламентирующие информационное взаимодействие органов государственной статистики с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и другими пользователями.
: В связи с утратой силы Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным Законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ
3.6. Совершенствование системы распространения
3.6. Совершенствование системы распространения статистических данных и работы с общественностью по использованию статистической информациистатистических данных и работы с общественностью по использованию статистической информации
Изменения, происходящие в социально-экономической сфере, требуют совершенствования тематики, повышения качества и изменения технологии распространения данных.
Переход на международные стандарты в области методологии и электронной обработки статистических данных обеспечит соблюдение международных норм и правил в области программ и качества статистических публикаций, в том числе позволит применить цветную графику и картографию, а также перейти на технические носители при распространении статистических данных.
Для повышения эффективности функционирования системы распространения статистических данных важно постоянно изучать спрос на информационные ресурсы, а это требует проведения маркетинговых исследований.
3.7. Совершенствование системы непрерывного
3.7. Совершенствование системы непрерывного профессионального образования кадров в области статистики и информационных технологийпрофессионального образования кадров в области статистики и информационных технологий
В настоящее время перед статистикой стоит задача проведения анализа социально-экономического развития страны, что позволит определить спрос на разрабатываемые статистические показатели, сделать систему показателей более динамичной, учитывающей реальные процессы в период экономических реформ. При переходе на новые условия хозяйствования возникает необходимость создания новых методологий сбора и обработки информации, а также интерпретации полученных результатов. В практику статистической деятельности входит использование математических и экономических методов, обеспечение объективности данных и корректности их анализа. При создании и совершенствовании системы показателей и методологии их исчисления учитывается опыт ведущих зарубежных стран. Для решения поставленных перед современной статистикой задач необходимо разработать систему подготовки и переподготовки кадров в этой области.
Настоящий раздел включает в себя мероприятия по совершенствованию системы непрерывного профессионального образования в области статистики и информационных технологий. Одним из важнейших направлений является разработка государственного образовательного стандарта высшего, среднего специального и начального профессионального образования по специальности "Статистика", на основе которого и должна осуществляться подготовка и переподготовка кадров.
Программа совершенствования системы непрерывного профессионального образования кадров включает:
совершенствование и внедрение типовых учебных планов и программ для высших и средних специальных учебных заведений экономического и статистического профиля, институтов и факультетов повышения квалификации, учебных центров, в которых должны быть отражены основные методологические принципы, принятые в международной статистике, а также роль статистики и принципы ее функционирования в условиях рыночной экономики;
подготовку и издание учебно-методической литературы в области статистики и учета для всех уровней учебных заведений;
подготовку и переподготовку кадров в области статистики и учета в соответствии с требованиями Программы;
переподготовку преподавателей учебных заведений всех уровней в соответствии с требованиями Программы;
организацию учебных курсов для пользователей статистических данных.
3.8. Международное сотрудничество
3.8. Международное сотрудничество в области реализации ПрограммыНа Государственный комитет Российской Федерации по статистике возложены функции головной организации по систематизации, публикации и представлению статистической информации в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Государственный комитет Российской Федерации по статистике, исходя из членства Российской Федерации в Организации Объединенных Наций и ее специализированных организациях, совместно с Министерством экономики Российской Федерации обеспечивает участие в работе сессий статистических органов ООН и в проектах, осуществляемых этими органами; участие в разработке международных методологических рекомендаций, стандартов, классификаций, номенклатур и конвенций по статистике; предоставление статистических данных по запросам статистических органов ООН и других международных организаций.
Основными целями международного сотрудничества в этой области являются:
обмен опытом с национальными статистическими службами развитых стран в сфере методологии и практики;
получение технической помощи со стороны международных организаций ООН, которые разрабатывают международные статистические нормы и стандарты, и подготовка кадров, необходимых для реализации Программы, включая стажировку специалистов за рубежом.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.11.96 N 1410 (ред. от 09.12.98) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1997-2000 ГОДАХ"