Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГКАП РФ от 25.07.96 N 91 (ред. от 11.03.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(в ред. - Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) с изменениями и дополнениями от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ.
Правила определяют порядок и сроки рассмотрения дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства и принятия по ним решений Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП России) и его территориальными управлениями.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
Раздел 1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА1.1. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии со статьей 27 Закона о конкуренции на основании заявлений коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представления прокурора и по собственной инициативе МАП России (территориального управления).
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
1.2. Заявление подается в МАП России (территориальное управление) в письменной форме с приложением документов (в подлиннике или надлежаще заверенных копиях), свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства. Документы на иностранных языках представляются с приложением заверенного перевода на русский язык.
В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается.
Документы и заявления, содержащие коммерческую тайну, разглашению не подлежат.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
1.3. МАП России (территориальное управление) рассматривает поступившее заявление в месячный срок со дня его поступления.
В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства, МАП России (территориальное управление) для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления до трех месяцев с момента его поступления. О продлении срока МАП России (территориальное управление) обязан в письменной форме уведомить заявителя.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
1.4. При отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства МАП России (территориальное управление) в письменной форме уведомляет об этом заявителя в сроки, установленные п. 1.3 настоящих Правил.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
1.5. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются соответствующими территориальными управлениями по месту нахождения (месту жительства) лица, совершившего правонарушение, либо по месту его совершения, за исключением случаев, когда дело принимает к рассмотрению МАП России. Рассмотрение дел осуществляется Комиссией в порядке, установленном разделом вторым настоящих Правил.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
Раздел 2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРИНЯТИЯ ПО НИМ РЕШЕНИЙ (ПРЕДПИСАНИЙ)2.1. При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Министр МАП России (начальник территориального управления) издает приказ о создании Комиссии по рассмотрению конкретного дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) и назначении ее председателя, которым, как правило, является заместитель Министра МАП России (начальник территориального управления). В состав Комиссии включаются специалисты МАП России (территориального управления). Общее количество членов Комиссии не может быть менее трех человек.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.2. Комиссия, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства и принимая по ним решения, выступает от имени МАП России (территориального управления).
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.3. Председатель Комиссии в пятидневный срок со дня издания приказа выносит определение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, которое направляется сторонам по делу заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается их доверенным представителям под расписку. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о получении определения, приобщаются к материалам дела.
Примечания. Сторонами по делу являются заявители и лица, совершившие нарушение антимонопольного законодательства.
Форма определения о возбуждении дела - Приложение 1.
2.4. В ходе подготовки рассмотрения дела Комиссией МАП России (территориальное управление) вправе запрашивать необходимые документы для ознакомления, отбирать объяснения от сторон по делу по фактам, послужившим поводом для рассмотрения дела, в том числе у их руководителей (должностных лиц), привлекать к участию в деле иных лиц по усмотрению МАП России (территориального управления).
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, Комиссия вправе привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов, которые для дачи заключения могут знакомиться с материалами дела.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.5. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются Комиссией в трехмесячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В отдельных случаях указанный срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на шесть месяцев с момента истечения установленного срока.
2.6. Рассмотрение дела на заседании Комиссии ведется председателем Комиссии и фиксируется в протоколе, который подписывается председателем Комиссии.
Рассмотрение дела на заседании комиссии ведется председателем таким образом, чтобы обеспечить наиболее полный и всесторонний анализ и оценку обстоятельств дела, устранение и предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, соблюдение прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
2.7. Рассмотрение дела может быть отложено (с указанием срока):
в связи с мотивированным ходатайством стороны по делу об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя на заседание по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами;
в связи с необходимостью получить дополнительные доказательства;
с необходимостью привлечения к участию в деле экспертов или других лиц, участие которых в деле, по мнению Комиссии, обязательно;
в иных случаях, когда разрешение дела невозможно в данном заседании.
При отложении дела течение срока рассмотрения дела не прерывается, а процедура рассмотрения начинается сначала.
2.8. Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях:
нахождения на рассмотрении в МАП России (его территориальном управлении), суде, следственных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения;
необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста независимой организации.
Дело возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.
Течение срока при приостановлении рассмотрения дела прерывается и продолжает течь с момента возобновления дела.
Рассмотрение дела продолжается с момента, которым было завершено последнее перед приостановлением дела заседание комиссии.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.9. Об отложении, приостановлении или возобновлении рассмотрения дела выносится определение, подписываемое председателем и членами комиссии, копия которого в трехдневный срок направляется сторонам по делу, а также иным заинтересованным лицам.
Форма определения об отложении дела - Приложение 2.
Форма определения о приостановлении дела - Приложение 3.
Форма определения о возобновлении дела - Приложение 4.
2.10. На заседании Комиссии заслушиваются стороны по делу, а также лица, участвующие в деле по решению МАП России (территориального управления).
Стороны по делу, а также лица, участвующие в деле, вправе:
- знакомиться с материалами дела со дня вынесения определения о возбуждении дела за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну;
- представлять доказательства;
- участвовать в исследовании доказательств;
- задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, в том числе экспертам и специалистам;
- давать устные и письменные объяснения Комиссии.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.11. В отсутствие сторон по делу (их представителей) дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела.
2.12. По результатам рассмотрения дела по существу Комиссия принимает решение, в котором излагаются обстоятельства дела, установленные Комиссией, и выводы, к которым пришла Комиссия в результате рассмотрения дела.
Решение принимается Комиссией простым большинством голосов открытым голосованием в отсутствии лиц, участвующих в деле, председатель и члены Комиссии не имеют права воздерживаться от голосования. При голосовании председатель Комиссии подает свой голос последним.
При равенстве количества голосов, отданных "за" и "против" решения, голос председателя Комиссии является определяющим.
Принятое решение объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. При этом в заседании может быть оглашена только его резолютивная часть.
Решение подписывается председателем и членами Комиссии. Если член Комиссии не согласен с решением, он подписывает его, изложив письменно особое мнение. Особое мнение приобщается к делу.
Решение вступает в силу с момента его оглашения.
2.13. В случае выявления в процессе рассмотрения дела признаков преступления со стороны руководителей хозяйствующих субъектов, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, Комиссия принимает решение о направлении материалов дела в соответствующие правоохранительные органы. При этом в МАП России (территориальном управлении) остаются копии передаваемых документов.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.14. Производство по делу может быть прекращено до вынесения решения по существу в случаях:
- добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, его совершившим;
- неподтверждения Комиссией наличия фактов нарушения антимонопольного законодательства.
Определение о прекращении производства по делу подписывается председателем и членами Комиссии и направляется сторонам по делу и иным заинтересованным лицам, участвующим в деле, в порядке и в сроки, установленные пунктом 2.3 настоящих Правил.
Форма определения о прекращении производства по делу - Приложение 6.
2.15. Мотивированное решение Комиссии направляется или вручается под расписку сторонам по делу в пятидневный срок со дня его вынесения.
2.16. На основании решения Комиссии в соответствии со статьей 12 Закона о конкуренции выносится предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое в установленном порядке направляется или вручается лицу, совершившему это нарушение. Предписание, в котором должны содержаться разумные сроки и конкретные действия по прекращению нарушений и (или) последствий нарушения антимонопольного законодательства, подписывается председателем и членами Комиссии.
Форма предписания - Приложение 7.
2.17. Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок.
Неисполнение в срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения или частичное исполнение предписания, либо несвоевременное исполнение предписания.
2.18. Контроль за исполнением предписания возлагается председателем Комиссии на одного из членов Комиссии, о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания Комиссии.
2.19. По мотивированному ходатайству лица, получившего предписание и направившего его в МАП России (территориальное управление) не позднее 10 дней до истечения срока исполнения предписания, Комиссией может быть принято решение о продлении этого срока, но не более чем на шесть месяцев.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.20. МАП России контролирует исполнение своих предписаний на местах через свои территориальные управления.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.21. В случае неисполнения предписания об отмене или изменении акта, принятого с нарушением антимонопольного законодательства, о восстановлении положения, существовавшего до его нарушения, федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о конкуренции вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействительным полностью или частично либо о понуждении восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства.
При неисполнении предписания об изменении или расторжении противоречащего антимонопольному законодательству договора либо о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о признании договора недействительным полностью или частично либо о понуждении к заключению договора.
В случае неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе предъявить в суд или арбитражный суд иск о взыскании в федеральный бюджет необоснованно полученной прибыли.
Раздел 3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФОВ НА КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА3.1. МАП России и его территориальные управления (далее антимонопольные органы) налагают штрафы на коммерческие и некоммерческие организации за следующие нарушения:
а) за неисполнение в срок предписаний антимонопольных органов;
б) за непредставление антимонопольным органам ходатайств и заявлений, предусмотренных статьями 17 и 18 Закона о конкуренции;
в) за неисполнение законных требований антимонопольных органов, предъявленных в соответствии с п. 3 ст. 17 и п. 4 ст. 18 Закона о конкуренции;
г) за непредставление в срок по требованию антимонопольных органов документов либо иной информации, подлежащей представлению в соответствии со статьями 17 и 18 Закона о конкуренции;
д) за предоставление антимонопольным органам недостоверных сведений.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
3.2. Рассмотрение дела о наложении штрафа на коммерческие и некоммерческие организации за нарушения антимонопольного законодательства осуществляются коллегиально в порядке, установленном разделом вторым Правил, за исключением случаев, предусмотренных настоящим разделом.
3.3. Основанием для рассмотрения дел о наложении штрафа на коммерческие и некоммерческие организации являются документы, содержащие сведения о неисполнении в срок предписаний антимонопольных органов, непредставление антимонопольным органам в соответствии с антимонопольным законодательством ходатайств, заявлений, уведомлений, документов либо иной информации, подлежащей представлению, неисполнение законных требований антимонопольных органов, а также предоставление им недостоверных сведений. При этом доказательствами могут служить переписка по материалам рассмотренных дел, акты проверок, письменные обращения, официальные данные государственных органов, экспертные заключения и иные документы, подтверждающие совершение нарушения антимонопольного законодательства.
3.4. Документы, содержащие сведения о неисполнении в срок предписания, не позднее десяти дней с момента истечения указанного в нем срока, направляются членом Комиссии, осуществляющим контроль за исполнением предписания, председателю Комиссии, который выносит определение о возбуждении дела в порядке и в сроки, установленные п. 2.3 настоящих Правил.
3.5. Материалы, свидетельствующие о совершении коммерческими и некоммерческими организациями нарушений, указанных в подпунктах "б", "в", "г", "д" пункта 3.1 настоящих Правил, в 10-дневный срок направляются Министру МАП России (начальнику территориального управления) для издания приказа о создании Комиссии по рассмотрению дела о наложении штрафа за нарушение антимонопольного законодательства.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
3.6. Комиссия рассматривает материалы дела о наложении штрафа на коммерческие и некоммерческие организации в месячный срок со дня вынесения определения о возбуждении дела. В исключительных случаях данный срок может быть продлен Комиссией не более чем на пятнадцать дней.
3.7. По результатам рассмотрения дела о наложении штрафа Комиссия принимает решение по делу в форме постановления о наложении штрафа, которое подписывается председателем и членами Комиссии.
Постановление о наложении штрафа направляется нарушителю в пятидневный срок со дня его вынесения в порядке, установленном п. 2.3 настоящих Правил.
Форма постановления о наложении штрафа - Приложение 8.
3.8. При отсутствии оснований для наложения штрафа Комиссия выносит определение о прекращении производства по делу.
3.9. Штрафы, налагаемые антимонопольными органами на коммерческие и некоммерческие организации за нарушения антимонопольного законодательства, взыскиваются в безакцептном порядке в тридцатидневный срок со дня вынесения постановления о взыскании штрафа.
3.10. Суммы штрафов, взысканные с коммерческих и некоммерческих организаций за нарушения антимонопольного законодательства, уплачиваются в федеральный бюджет.
3.11. Взыскание штрафа не освобождает коммерческие и некоммерческие организации (их руководителей) от обязанности исполнить предписание антимонопольных органов или совершить иные действия, предусмотренные антимонопольным законодательством.
3.12. В случае неисполнения коммерческими и некоммерческими организациями предписания, после взыскания штрафа, Комиссия на основании принятого решения по делу выносит повторное предписание с указанием новых сроков его исполнения. За неисполнение в срок повторного предписания Комиссия вправе вновь вернуться к рассмотрению дела о наложении штрафа в порядке, установленном настоящими Правилами.
3.13. Антимонопольные органы ведут учет вынесенных постановлений о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации.
Раздел 4. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ПРЕДПИСАНИЙ МАП РОССИИ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ)(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
4.1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично решений и предписаний антимонопольных органов либо об отмене или изменении решений о наложении штрафа.
Решения и предписания антимонопольных органов могут быть обжалованы в течение шести месяцев со дня их вынесения, за исключением требований, на которые исковая давность не распространяется.
4.2. Подача заявления приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольных органов на время его рассмотрения в суде или арбитражном суде до вступления решения суда или арбитражного суда в законную силу.
4.3. МАП России вправе отменять решения и предписания территориальных управлений, принятые ими с нарушением действующего законодательства или пределов предоставленных им полномочий.
Решения и предписания территориальных управлений, принятые с нарушением действующего законодательства или пределов предоставленных им полномочий, отменяются приказом Министра МАП России.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
Раздел 5. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ ШТРАФОВ НА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ГРАЖДАН, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ5.1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководители коммерческих и некоммерческих организаций, граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, за нарушения антимонопольного законодательства несут административную ответственность в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
5.2. Штраф, налагаемый на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона о конкуренции подлежит уплате в 30-дневный срок со дня получения постановления о наложении штрафа в федеральный бюджет.
5.3. При неуплате штрафа в установленный срок или неуплате штрафа в полном размере МАП России (территориальное управление) в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона о конкуренции вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суммы штрафа, а также пени в размере 1 процента от суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
- Главная
- ПРИКАЗ ГКАП РФ от 25.07.96 N 91 (ред. от 11.03.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"