в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя СССР от 30.12.80 N 213 "СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА СНиП II-89-80"
действует Редакция от 30.12.1980 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя СССР от 30.12.80 N 213 "СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА СНиП II-89-80"

3. Планировка территории

Планировка, размещение зданий и сооружений

3.1*. Планировка площадок предприятий и территорий промышленных узлов должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда на предприятиях, рациональное и экономное использование земельных участков и наибольшую эффективность капитальных вложений.

В генеральных планах реконструируемых промышленных предприятий и схемах генеральных планов сложившихся промышленных районов следует предусматривать упорядочение функционального зонирования и размещения инженерных сетей.

3.2*. Расстояния между зданиями, сооружениями, в том числе инженерными сетями, следует принимать минимально допустимыми, при этом плотность застройки площадок предприятий должна быть не менее указанной в приложении.

3.3*. В генеральных планах предприятий и промышленных узлов следует предусматривать:

а) функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, грузооборота и видов транспорта;

б) рациональные производственные, транспортные и инженерные связи на предприятиях, между ними и селитебной территорией;

в) кооперирование основных и вспомогательных производств и хозяйств, включая аналогичные производства и хозяйства, обслуживающие селитебную часть города или населенного пункта;

г) интенсивное использование территории, включая наземное и подземное пространства при необходимых и обоснованных резервах для расширения предприятий;

д) организацию единой сети обслуживания трудящихся;

е) возможность осуществления строительства и ввода в эксплуатацию пусковыми комплексами или очередями;

ж) благоустройство территории (площадки);

з) создание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих предприятий и жилой застройкой;

и) защиту прилегающих территорий от эрозии, заболачивания, засоления и загрязнения подземных вод и открытых водоемов сточными водами, отходами и отбросами предприятий;

к) восстановление (рекультивацию) отведенных во временное пользование земель, нарушенных при строительстве.

3.4. В генеральном плане предприятия следует учитывать природные особенности района строительства:

а) температуру воздуха, а также преобладающее направление ветра;

б) возможные изменения существующего режима вечномерзлых грунтов в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

в) возможность больших снегоотложений из-за наличия холмов или возвышений рельефа с подветренной стороны участков намечаемой застройки;

г) изменения режима надмерзлотных вод в результате освоения площадки и влияние этих изменений на тепловой режим вечномерзлых грунтов.

3.5. На площадках предприятий и территории промышленных узлов производства следует размещать с учетом исключения вредного воздействия на трудящихся, технологические процессы, сырье, оборудование и продукцию других предприятий, а также на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения.

3.6. Вспомогательные здания следует размещать вне циркуляционной зоны (аэродинамической тени), образуемой зданиями и сооружениями, при наличии на площадке источников загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами 1-го и 2-го классов опасности.

3.7. Гаражи предприятий следует предусматривать только для специализированных автомобилей (аварийной техпомощи, технических средств по уборке и содержанию территории, спасательной и пожарной служб). При отсутствии в районе строительства автомобильных хозяйств по обслуживанию предприятий допускается предусматривать для предприятий гаражи не менее чем на 15 грузовых автомобилей.

3.8. По функциональному использованию площадку предприятия следует разделять на зоны:

а) предзаводскую (за пределами ограды или условной границы предприятия);

б) производственную;

в) подсобную;

г) складскую;

территорию промышленного узла следует разделять на зоны:

д) общественного центра;

е) площадок предприятий;

ж) общих объектов вспомогательных производств и хозяйств.

Деление на зоны допускается уточнять с учетом конкретных условий строительства.

3.9*. Предзаводскую зону предприятия следует размещать со стороны основных подъездов и подходов работающих на предприятии (в увязке с градостроительными требованиями).

Размеры предзаводских зон предприятий (га на 1000 работающих) следует принимать из расчета:

0,8 - при количестве работающих до 0,5 тыс.
0,7 - при количестве работающих более 0,5 до 1 тыс.
0,6 - при количестве работающих более 1 до 4 тыс.
0,5 - при количестве работающих более 4 до 10 тыс.
0,4 - при количестве работающих более 10.

Примечание. При трехсменной работе предприятия следует учитывать численность работающих в первой и во второй сменах.

3.10. Состав общественного центра промышленного узла должен определяться в каждом конкретном случае, исходя из градостроительной ситуации, наличия предприятий обслуживания, производственно-технологических и санитарно-гигиенических особенностей отдельных предприятий, архитектурно-планировочного решения промышленного узла.

В состав общественного центра, как правило, следует включать учреждения управления производством, предприятия общественного питания, профессионально-технические и средние специальные учебные заведения, специализированные учреждения здравоохранения, предприятия бытового обслуживания.

3.11. В зоне общих объектов вспомогательных производств и хозяйств следует, как правило, размещать объекты энергоснабжения, водоснабжения и канализации, транспорта, ремонтного хозяйства, пожарных депо, отвального хозяйства промышленного узла.

Дублирование перечисленных производств и хозяйств допускается в соответствии с заданием на разработку схемы генерального плана промышленного узла.

3.12*. В предзаводских зонах и в общественных центрах промышленных узлов следует предусматривать открытые площадки для стоянки легковых автомобилей в соответствии с главой СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Открытые площадки для стоянки легковых автомобилей инвалидов допускается размещать на территории предприятия.

3.13. Проходные пункты предприятий следует располагать на расстоянии не более 1,5 км друг от друга, а в Северной строительно-климатической зоне - не более 1 км.

3.14. Расстояние от проходных пунктов до входов в санитарно-бытовые помещения основных цехов, как правило, не должно превышать 800 м.

Указанное расстояние следует уменьшать на предприятиях, размещаемых в климатических подрайонах IА, IБ, IГ и IIА до 300 м, а в IV климатическом районе - до 400 м.

При больших расстояниях от проходных до наиболее удаленных санитарно-бытовых помещений на площадке предприятия надлежит предусматривать внутризаводской пассажирский транспорт.

3.15. Расстояние от рабочих мест на площадке предприятия до санитарно-бытовых помещений следует принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию вспомогательных зданий и помещений промышленных предприятий.

3.16*. Перед проходными пунктами и входами в санитарно-бытовые помещения, столовые и здания управления должны предусматриваться площадки из расчета не более 0,15 м2 на 1 чел. наиболее многочисленной смены.

На предприятиях, где предусматривается возможность использования труда инвалидов, пользующихся креслами - колясками, входы в производственные, административно-бытовые и другие вспомогательные здания следует оборудовать пандусами с уклоном не более 1:12.

3.17. В Северной строительно-климатической зоне в местностях, где число дней с неблагоприятными условиями составляет более 30% периода года со средней суточной температурой воздуха 0°С и ниже, а также в районах со снегопереносом более 400 м3 на 1 м фронта переноса в год для пешеходных путей на площадках предприятий следует предусматривать устройство неотапливаемых галерей.

Примечание. К неблагоприятным условиям относятся следующие сочетания средней суточной температуры воздуха t и скорости ветра v:

t= минус 36°С и ниже при любой скорости ветра:

t= от минус 26 до минус 35°С при v=1,5 м/с и более;

t= от минус 16 до минус 25°С при v=2,5 м/с и более;

t= от минус 10 до минус 15°С при v=3,5 м/с и более.

3.18. Участки для расширения предприятий или промышленных узлов должны намечаться, как правило, за границами их площадок.

Резервирование участков на площадке предприятия для развития отдельных цехов или производств допускается предусматривать только в соответствии с заданием на проектирование.

3.19. В генеральном плане расширяемого и реконструируемого предприятия следует предусматривать:

а) организацию (при необходимости) санитарно - защитной зоны;

б) увязку с планировкой и застройкой прилегающих селитебных и других функциональных зон города;

в) поочередное совершенствование функционального зонирования и планировочного решения отдельных зон площадки предприятия и ее благоустройства без остановки основного производства предприятия;

г) повышение эффективности использования территории;

д) объединение разрозненных производственных и вспомогательных объектов;

е) повышение архитектурной выразительности застройки.

3.20*. На площадках промышленных предприятий следует предусматривать минимально необходимое число зданий. Производственные, вспомогательные и складские помещения следует объединять в одно или несколько крупных зданий. Размещение отдельно стоящих зданий допускается только при технико-экономическом обосновании или технологической необходимости.

Примечание. В Северной строительно-климатической зоне следует, как правило, предусматривать объединение производств и хозяйств в одном здании прямоугольной конфигурации без перепадов высот.

3.21. Здания и сооружения исходя из специфики производства и природных условий следует размещать с учетом соблюдения следующих требований:

а) продольные оси здания и световых фонарей следует ориентировать в пределах от 45 до 110° к меридиану:

б) продольные оси аэрационных фонарей и стены зданий с проемами, используемыми для аэрации помещений, следует ориентировать в плане перпендикулярно или под углом не менее 45° к преобладающему направлению ветров летнего периода года;

в) в районах со снеговым покровом более 50 см или с количеством переносимого снега более 200 м3на 1 м фронта переноса в год следует предусматривать сквозное проветривание площадки предприятия. Для этого основные проезды, продольные оси крупных зданий и фонари следует располагать под углом не более 45° к преобладающему направлению ветров зимнего периода года, а в Северной строительно - климатической зоне - не более 20° к преобладающему направлению переноса снега по розе снегопереноса;

г) в районах массового переноса песка ветрами наиболее длинные и высокие здания необходимо располагать с наветренной стороны площадки перпендикулярно потоку переносимого песка, а также предусматривать полосы зеленых насаждений (шириной не менее 20 м) или ограждающие щиты.

3.22*. Здания, образующие полузамкнутые дворы, допускается применять в тех случаях, когда другое планировочное решение не может быть принято по условиям технологии либо по условиям реконструкции.

Полузамкнутые дворы следует располагать длинной стороной параллельно преобладающему направлению ветров или с отклонением не более 45°, при этом открытая сторона двора должна быть обращена на наветренную сторону ветров преобладающего направления.

Ширина полузамкнутого двора при зданиях, освещаемых через оконные проемы, должна быть не менее полусуммы высот до верха карниза противостоящих зданий, образующих двор, но не менее 15 м.

При отсутствии вредных производственных выделений во двор ширина двора может быть уменьшена до 12 м.

Примечания: 1. Полузамкнутым считается двор, застроенный с трех сторон примыкающими друг к другу зданиями и имеющими в плане отношение глубины к ширине более единицы.

2*. При отношении глубины двора к его ширине более 3, при возможности скопления производственных вредностей во дворе в части здания, замыкающей двор, необходимо предусматривать проем для проветривания шириной не менее 4 м и высотой не менее 4,5 м. Низ проема должен совпадать с планировочными отметками прилегающей территории. Устройство в проеме ворот, ограждений и других сооружений, нарушающих функциональное назначение проема, не допускается.

3. В Северной строительно-климатической зоне и в районах с жарким и сухим климатом открытая сторона полузамкнутого двора должна быть обращена на подветренную сторону ветров преобладающего направления. При другой ориентации двора перед его открытой частью необходимо располагать здания или ограждения.

3.23*. Применение зданий, образующих замкнутые со всех сторон дворы, допускается только при наличии технологических или планировочных обоснований и с соблюдением следующих условий:

а) ширина двора должна быть, как правило, не менее наибольшей высоты до верха карниза зданий, образующих двор, но не менее 18 м;

б) должно быть обеспечено сквозное проветривание двора путем устройства в зданиях проемов шириной не менее 4 м и высотой не менее 4,5 м при возможности скопления вредных веществ.

3.24. В замкнутых и полузамкнутых дворах пристройки к зданиям, а также размещение отдельно стоящих зданий или сооружений, как правило, не допускаются.

Примечания: 1*. В исключительных случаях при соответствующих обоснованиях допускается устраивать в указанных дворах пристройки с производствами, не выделяющими вредности, при условии, что пристройка будет занимать не более 25% длины стены, а ширина двора в месте пристройки будет не менее полусуммы высот противостоящих зданий, образующих двор, а также соблюдения требуемых противопожарных расстояний.

2. Отдельно стоящие энергетические или вентиляционные сооружения допускается размещать в полузамкнутых дворах; при этом расстояние от этих сооружений до зданий должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к устройству полузамкнутых дворов.

3.25*. Расстояния между зданиями и сооружениями, освещаемыми через оконные проемы, должны быть не менее наибольшей высоты до верха карниза противостоящих зданий и сооружений и не менее величин, указанных в табл.1*.

Примечания: 1. Если одно из противостоящих зданий или сооружений со стороны, обращенной к другому, в зоне возможного затенения, не имеет световых проемов, то расстояния между ними определяются только высотой здания или сооружения без световых проемов.

2. Высотные сооружения, не имеющие световых проемов (трубы, башни, этажерки, колонны и т.п.), допускается размещать от стены здания со световыми проемами на расстоянии не менее диаметра или стороны сооружения, обращенной к зданию. Если в зоне возможного затенения от высотного сооружения в стене здания световые проемы отсутствуют, то расстояния между ними настоящими нормами не нормируются.

3. Для зданий с продольными фонарями, расположенными менее чем на 3 м от фасада здания, за высоту здания надлежит принимать высоту до верха карниза фонаря.

4*. Указанные расстояния могут быть уменьшены в случае, когда по расчету с учетом затенения окон противостоящими зданиями может быть обеспечено требуемое по нормам естественное или совмещенное освещение в обоих противостоящих зданиях.

3.26. Координационные оси противостоящих зданий, размещаемых на площадках предприятия, как правило, должны совпадать.

3.27. Здания и сооружения с оборудованием, вызывающим значительные динамические нагрузки и вибрацию грунта, следует размещать от зданий и сооружений с производствами, особенно чувствительными к вибрациям, на расстояниях, определяемых расчетами с учетом инженерно-геологических условий территории, физико-механических свойств грунта основания фундаментов, а также с учетом мероприятий по устранению влияния динамических нагрузок и вибраций на грунты в соответствии с главой СНиП по проектированию фундаментов машин с динамическими нагрузками.

3.28*. Производства и испытательные станции с особо вредными процессами, взрывоопасные и пожароопасные объекты, а также базисные склады горючих и легковоспламеняющихся материалов, ядовитых и взрывоопасных веществ следует располагать в соответствии с требованиями специальных норм, утвержденных Минстроем России или согласованных с ним.

3.29*. Здания, сооружения, открытые установки с производственными процессами, выделяющими в атмосферу газ, дым и пыль, взрывоопасные и пожароопасные объекты не следует, по возможности, располагать по отношению к другим производственным зданиям и сооружениям с наветренной стороны для ветров преобладающего направления.

3.30. Охладительные пруды, водоемы, шламоотстойники и т.п. следует размещать так, чтобы в случае аварии жидкость при растекании не угрожала затоплением предприятию или другим промышленным, жилым и общественным зданиям и сооружениям.

3.31. Брызгальные бассейны следует располагать длинной стороной перпендикулярно преобладающему направлению ветров летнего периода года.

3.32. Расстояния между зданиями и сооружениями в зависимости от степени огнестойкости и категории производств следует принимать не менее указанных в табл.1*.

Таблица 1*

Степень огнестойкости зданий или сооружений Расстояния между зданиями и сооружениями, м, при степени огнестойкости зданий или сооружений
I, II, IIIa III IIIб, IV, IVа, V
I, II, IIIa Не нормируется для зданий и сооружений с производствами категорий Г и Д 9 - для зданий и сооружений с производствами категорий А, Б, В и Е (см.прим. 4) 9 12
III 9 12 15
IIIб, IV,IVa V 12 15 18
Примечания:
1. Наименьшим расстоянием между зданиями и сооружениями считается расстояние в свету между наружными стенами или конструкциями. При наличии выступающих конструкций зданий или сооружений более чем на 1 м и выполненных из сгораемых материалов наименьшим расстоянием считается расстояние между этими конструкциями.
2. Расстояние между производственными зданиями и сооружениями не нормируется:
а) если сумма площадей полов двух и более зданий или сооружений III, IIIб, IV, IVa, V степеней огнестойкости не превышает площадь полов, допускаемую между противопожарными стенами, считая по наиболее пожароопасному производству и низшей степени огнестойкости зданий и сооружений;
б) если стена более высокого или широкого здания или сооружения, выходящая в сторону другого здания, является противопожарной;
в) если здания и сооружения III степени огнестойкости независимо от пожарной опасности размещаемых в них производств имеют противостоящие глухие стены или стены с проемами, заполненными стеклоблоками или армированным стеклом с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.
3. Расстояние от зданий и сооружений любой степени огнестойкости до зданий и сооружений IIIб, IV, IVa, V степеней огнестойкости в местностях, находящихся за Северным полярным кругом, на береговой полосе Берингова и Охотского морей, Татарского пролива, на полуострове Камчатка, на острове Сахалин, на Курильских и Командорских островах, увеличивается на 25%. Ширина береговой полосы принимается 100 км, но не далее чем до ближайшего горного хребта.
4. Указанное расстояние для зданий и сооружений I, II, IIIa степеней огнестойкости с производствами категорий А, Б, В и Е уменьшается с 9 до 6 м при соблюдении одного из следующих условий:
здания и сооружения оборудуются стационарными автоматическими системами пожаротушения;
удельная загрузка горючими веществами в зданиях с производствами категории В менее или равна 10 кг на 1 м2 площади этажа.
5. Расстояние от зданий и сооружений предприятий (независимо от степени их огнестойкости) до границ лесного массива хвойных пород и мест разработки или открытого залегания торфа следует принимать 100 м, смешанных пород - 50 м, а до лиственных пород - 20 м.
При размещении предприятий в лесных массивах, когда строительство их связано с вырубкой леса, указанные расстояния до лесного массива хвойных пород допускается сокращать в два раза.
Расстояния от зданий и сооружений предприятий до мест открытого залегания торфа допускается сокращать в два раза при условии засыпки открытого залегания торфа слоем земли толщиной не менее 0,5 м в пределах половины расстояния, указанного в п.5 примечаний.

Таблица 2

Склады Расстояние от складов до зданий и сооружений и между складами, м
Здания и сооружения при степени огнестойкости Склады
каменного угля фрезерного торфа кускового торфа
емкостью, т
I, II, IIIа III IIIб, IV, IVa, V от 1000 до 100000 менее 1000 от 1000 до 10000 менее 1000 от 1000 до 10000 менее 1000
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1*. Каменного угля емкостью, т:
1000 и более 6 6 12 -* -* 12 12 6 6
менее 1000 He нормируется 6 12 -* -* 12 12 6 6
2. Фрезерного торфа емкостью, т:
от 1000 до 10000 24 30 36 12 12 -* -* -* -*
менее 1000 18 24 30 12 12 -* -* -* -*
3. Кускового торфа емкостью, т:
от 1000 до 10000 18 18 24 6 6 -* -* -* -*
менее 1000 12 15 18 6 6 -* -* -* -*
4. Лесоматериалов (круглых и пиленых) и дров емкостью, м3:
от 1000 до 10000 15 24 30 24 24 42 42 42 42
менее 1000 12 15 18 18 18 36 36 36 36
5. Щепы и опилок емкостью, м3:
от 1000 до 5000 18 30 36 24 24 42 42 42 42
менее 1000 15 18 24 18 18 36 36 36 36
6* Легковоспламеняющиеся жидкости емкостью, м3:
свыше 1000 до 2000 30 30 36 18 18 42 42 36 36
от 600 до 1000 24 24 30 12 12 36 36 30 30
менее 600 18 18 24 6 6 30 30 24 24
до 300 18 18 24 6 6 30 30 24 24
менее 300 12 12 18 6 6 24 24 18 18
7. Горючих жидкостей емкостью, м3:
свыше 5000 до 10000 30 30 36 18 18 42 42 36 36
от 3000 до 5000 24 24 30 12 12 36 36 30 30
менее 3000 18 18 24 6 6 30 30 24 24
* Размещение одинаковых материалов (в том числе фрезерного и кускового торфа или легковоспламеняющихся и горючих жидкостей) в двух или нескольких складах не допускается.
Примечания:
1*. Для складов пиленых лесоматериалов, а также для складов самовозгорающихся углей при высоте штабеля болев 2,5 м расстояния, указанные в табл.2 для зданий IIIб, IV, IVa, V степеней огнестойкости, надлежит увеличивать на 25%.
2. Расстояния, указанные в табл.2, от складов торфа (фрезерного и кускового), лесоматериалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей до зданий с производствами категорий А и Б надлежит увеличивать на 25%.
3. При совместном хранении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей приведенная емкость склада не должна превышать количеств, указанных в табл.2, при этом приведенная емкость определяется из расчета, что 1 м3 легковоспламеняющихся жидкостей приравнивается к 5 м3горючих, а 1 м3 емкости наземного хранения приравнивается к 2 м3 емкости подземного хранения.
При подземном хранении легковоспламеняющихся или горючих жидкостей указанные в табл.2 емкости складов могут быть увеличены в 2 раза, а расстояния сокращены на 50%.
4*. Расстояния от зданий не нормируются:
а) до склада каменного угля емкостью менее 100 т;
б) до складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей геометрической емкостью до 100 м3 и до складов каменного угля или торфа (фрезерного или кускового) емкостью до 1000 т, если стена здания, обращенная в сторону этих складов, глухая противопожарная.
5. Расстояния, указанные в табл.2, следует определять:
а) от складов каменного угля, торфа (кускового или фрезерного), лесоматериалов и дров, щепы и пилок - от границы площадей, предназначенных для размещения (складирования) указанных материалов;
б) от складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей - от стенок резервуаров, сливоналивных устройств или границы площадей, предназначенных для размещения тары с указанными жидкостями;
6*. Расстояния от складов, указанных в табл.2, до открытых площадок (рамп) для оборудования (готовой продукции) в сгораемой таре следует принимать по графе зданий и сооружений IIIб, IV, IVa, V степеней огнестойкости.
7. Расстояния от закрытых складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей до других зданий и сооружений следует принимать согласно табл.1.
Склады Расстояние от складов до зданий и сооружений и между складами, м
лесоматериалов (круглых и пиленых) и дров щепы и опилок легковоспламеняющихся жидкостей горючих жидкостей
емкостью, м3
от 1000 до 10000 менее 1000 от 1000 до 5000 менее 1000 свыше 1000 до 2000 от 600 до 1000 менее 600 свыше 5000 до 10000 от 3000 до 5000 мене 3000
1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1*. Каменного угля емкостью, т:
1000 и более 24 18 24 18 18 12 6 18 12 6
менее 1000 24 18 24 18 18 12 6 12 6 6
2. Фрезерного торфа емкостью, т:
от 1000 до 10000 42 36 42 36 42 36 30 42 36 30
менее 1000 42 36 42 36 42 36 30 42 36 30
3. Кускового торфа емкостью, т:
от 1000 до 10000 42 36 42 36 36 30 24 36 30 24
менее 1000 42 36 42 36 36 30 24 36 30 24
4. Лесоматериалов (круглых и пиленых) и дров емкостью, м3:
от 1000 до 10000 -* -* 36 30 42 36 30 42 36 30
менее 1000 -* -* 36 30 36 30 24 36 30 24
5. Щепы и опилок емкостью, м3:
от 1000 до 5000 36 36 -* -* 42 36 30 42 36 30
менее 1000 30 24 -* -* 36 30 24 36 30 24
6* Легковоспламеняющиеся жидкости емкостью, м3:
свыше 1000 до 2000 42 36 42 36 -* -* -* -* -* -*
от 600 до 1000 36 30 36 30 -* -* -* -* -* -*
менее 600 30 24 30 24 -* -* -* -* -* -*
до 300 30 24 30 24 -* -* -* -* -* -*
менее 300 24 18 24 18 -* -* -* -* -* -*
7. Горючих жидкостей емкостью, м3:
свыше 5000 до 10000 42 36 42 36 -* -* -* -* -* -*
от 3000 до 5000 36 30 36 30 -* -* -* -* -* -*
менее 3000 30 24 30 24 -* -* -* -* -* -*

3.33. Расстояния между открытыми технологическими установками, агрегатами и оборудованием, а также от них до зданий и сооружений надлежит принимать по нормам технологического проектирования.

3.34. Расстояния от открытых наземных складов до зданий и сооружений, а также расстояния между указанными складами следует принимать не менее указанных в табл.2.

3.35. Расстояния от газгольдеров для горючих газов до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных в табл.3*.

3.36. Расстояния между охладителями воды, зданиями и сооружениями следует принимать не менее указанных в табл.4.

Таблица 3*

Здания и сооружения Расстояния от газгольдеров, м
поршневых постоянного объема и с водяным бассейном
1. Общественные здания 150 100
2. Склад каменного угля емкостью, т:
от 10000 до 100000 18 15
менее 10000 12 9
3. Склад торфа емкостью до 10000 т 30 24
4. Склад лесоматериалов и дров емкостью, м3:
от 1000 до 10000 48 42
менее 1000 36 30
5. Склад сгораемых материалов (щепы, опилок и т. д.) емкостью, м3:
от 1000 до 5000 48 42
менее 1000 36 30
6. Склад легковоспламеняющихся жидкостей емкостью, м3:
св. 1000 до 2000 42 36
от 500 до 1000 36 30
менее 500 30 24
7. Склад горючих жидкостей емкостью, м3
св. 5000 до 10 000 42 36
от 2500 до 5000 36 30
менее 2500 30 24
8.Производственные и вспомогательные здания промышленных предприятий:
I, II, IIIa степеней огнестойкости 30 24
III, IIIб, IV, IVa, V степеней огнестойкости 36 30
9. Поз. 9 исключена
10. Промышленные печи на открытом воздухе и установки с открытым огнем 100 100
11. Граница полосы отвода железных дорог:
на перегонах 42 30
на сортировочных станциях 60 48
12. Граница полосы отвода автомобильных дорог категорий:
I-III 30 21
IV, V 21 15
13. Ось железнодорожного или трамвайного пути; край проезжей части автомобильной дороги, не имеющих полосы отвода 21 21
Примечания:
1. Приведенные расстояния относятся к газгольдерным станциям и к отдельно стоящим газгольдерам емкостью более 1000 м3. При газгольдерных станциях или отдельных газгольдерах суммарной емкостью 1000 м3 и менее указанные расстояния надлежит принимать с коэффициентом при емкости, м3:
от 250 до 1000 - 0,7;
менее 250 - 0,5.
2. При подземном хранении горючих и легковоспламеняющихся жидкостей расстояния, указанные в поз. 6 и 7, надлежит уменьшать в 2 раза.
3. Расстояния между газгольдерами и дымовыми трубами надлежит принимать равными высоте трубы.
4. Расстояния между воздушными электросетями и газгольдерами надлежит принимать не менее 1,5 высоты опоры этих сетей.
5. Расстояния от газгольдеров кислорода допускается уменьшать в 2 раза. Расстояния от газгольдеров для других негорючих газов следует принимать не менее указанных в табл.1*, как от сооружений I, II, IIIa степеней огнестойкости.
6. На участке между газгольдерами и зданиями или сооружениями разрешается размещать открытые склады для хранения несгораемых материалов.
7. Емкостью газгольдеров следует считать геометрический объем газгольдеров.

Таблица 4

Здания и сооружения Расстояния, м, до
брызгальных бассейнов башенных градирен вентиляторных секционных градирен наземных вентиляторных секционных градирен на покрытиях зданий
1. Брызгальные бассейны 30 30
2. Башенные градирни 30 0,5 D*, но не менее 18 18
3. Вентиляторные секционные градирни наземные 30 15 9-24**
4. Вентиляторные секционные градирни на покрытиях зданий 12
5. Здания со стенами из материалов, имеющих марки по морозостойкости не менее Мрз 25 42 21 21 9
6. Открытые электрические подстанции и линии электропередачи 80 30 42 42
7. Открытые наземные склады 60 По табл. 2, но не менее:
21 24 15
8. Наземные и надземные инженерные сети, ограждения 9 9 9 9
9. Ось железнодорожных путей внешних и сортировочных 80 42 60 21
10. Ось внутренних железнодорожных подъездных путей 30 12*** 12*** 9***
11. Край проезжей части автодорог общего пользования 60 21 39 9
12. Край проезжей части подъездных и внутризаводских автомобильных дорог 21 9 9 9
*D - диаметр градирни на уровне входных окон.
** При площади секции до 20 м2 - 9 м, свыше 20 до 100 м2 - 15м, свыше 100 до 200 м2- 21 м, свыше 200 м2- 24 м.
*** При использовании паровозной тяги и применении сгораемых ограждающих конструкций градирен расстояние принимается равным 21 м.
Примечания: 1. Указанные в поз.1-4 расстояния должны приниматься в свету между рядами однотипных охладителей, при этом брызгальные бассейны устанавливаются в один ряд.
В случае размещения в рядах градирен разной площади расстояние между рядами принимается для градирен большей площади.
2. Расстояние между рядами одновентиляторных градирен надлежит определять исходя из условия размещения коммуникаций, но не менее 15 м, расстояния от одновентиляторных градирен до зданий и сооружений принимаются как для башенных градирен.
3. Для башенных градирен расстояния между рядами даны при их площади до 3200 м2, при большей площади расстояния надлежит принимать по соответствующему обоснованию.
4. Расстояние между охладителями в одном ряду надлежит принимать равным для: башенных градирен - 0,4 диаметра градирен в основании, но не менее 12 м; вентиляторных секционных градирен наземных и на покрытиях зданий - 3 м; одновентиляторных градирен - удвоенной высоте входных окон для воздуха, но не менее 3 м;
5. Расстояния за исключением указанных в поз.7 для складов (навесов) натрия, калия, карбида кальция и других материалов, которые при взаимодействии с водой образуют взрывоопасные вещества, допускается уменьшать: для охладителей площадью до 20 м2 - не более чем на 40%, свыше 20 до 100 м2 - не более чем на 30%, но во всех случаях должны быть не менее 6 м.
6. Для районов со средней температурой воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 36°С указанные в поз.2, 3, 8, 9 и 10 расстояния следует увеличивать на 25%.
7. Для зданий со стенами из материалов, имеющих марку по морозостойкости менее Мрз 25, необходимо предусматривать мероприятия по защите стен от увлажнения и обледенения.
8. На реконструируемых предприятиях расстояния между охладителями воды, а также охладителями воды и зданиями и сооружениями допускается уменьшать, но не более чем на 25%.
9. Расстояния между охладителями воды и автодорогами, наземными и надземными инженерными сетями, предназначенными для обслуживания этих охладителей воды, не нормируются.
10. Расстояния, указанные в поз.5-8, допускается уменьшать на 25% при условии работы охладителей воды только в период положительных температур наружного воздуха.
11. Расстояние от вентиляторных секционных градирен, размещаемых на покрытиях зданий, до наружной стены этого же здания не нормируется.
Расстояние от вентиляторных секционных градирен до стен повышенных частей этого же здания принимается по поз.5 с учетом примеч.5 или примеч.8 и 10.
12*. Минимальные расстояния от градирен производительностью до 100 м3/ч: до зданий и сооружений со стенами из материалов по морозостойкости не менее Мрз 25 - 15 м; до открытых трансформаторных подстанций - 30 м; до оси внутренних железнодорожных подъездных путей и края проезжей части подъездных и внутризаводских автомобильных дорог - 6 м.
13. Вокруг брызгальных бассейнов следует предусматривать водонепроницаемое покрытие шириной не менее 2,5 м с уклоном, обеспечивающим отвод воды.
14. Расстояния от открытых отстойников до зданий и сооружений следует принимать как для вентиляторных секционных наземных градирен.

3.37. Пожарные депо надлежит располагать на земельных участках примыкающих к дорогам общего пользования. Пожарное депо, как правило, должно обслуживать группу предприятий.

Место расположения пожарных депо следует выбирать из расчета радиуса обслуживания предприятия с учетом имеющихся пожарных депо (постов), находящихся в пределах, устанавливаемых радиусов обслуживания.

Радиусы обслуживания пожарными депо следует принимать: 2 км - для предприятий с производствами категорий А, Б и В, занимающих более 50% всей площади застройки; 4 км - для предприятий с производствами категорий А, Б и В, занимающих до 50% площади застройки, и предприятий с производствами категорий Г и Д.

Примечания: 1*. Радиус обслуживания пожарного депо (поста) должен определяться из условия пути следования до наиболее удаленного здания или сооружения по дорогам общего пользования или проездам. В случае превышения указанного радиуса на площадке предприятия необходимо предусматривать дополнительные пожарные посты. Радиусы обслуживания пожарными постами следует принимать те же, что и для пожарных депо.

2*. При наличии на площадке предприятий, зданий и сооружений III, IIIб, IV, IVa, V степеней огнестойкости с площадью застройки, составляющий более 50% всей площади застройки предприятия, радиусы обслуживания пожарными депо и постами следует уменьшать на 40%.

3. Пожарные посты допускается встраивать в производственные и вспомогательные здания с производствами категорий В, Г и Д.

4. Выезды из пожарных депо и постов должны быть расположены так, чтобы выезжающие пожарные автомобили не пересекали основных потоков транспорта и пешеходов.

5. Количество пожарных автомобилей и численность персонала пожарных депо (постов) устанавливаются заказчиком в задании на проектирование по согласованию с заинтересованными организациями.

Дороги, въезды и проезды

3.38. Железные дороги, гидравлический, конвейерный транспорт и подвесные канатные дороги промышленных предприятий и промышленных узлов следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию промышленного транспорта.

3.39. Автомобильные дороги и велосипедные дорожки промышленных предприятий и промышленных узлов следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию автомобильных дорог.

3.40. Схема транспорта промышленного узла должна предусматривать:

а) совмещение транспортных сооружений и устройств для различных видов транспорта (совмещенные автомобильные и железнодорожные или автомобильные и трамвайные мосты и путепроводы, общее земляное полотно для автомобильных дорог и трамвайных путей, кроме скоростных, и др.);

б) использование сооружений и устройств, проектируемых для других целей (дамб водохранилищ и плотин, водопропускных сооружений) под земляное полотно и искусственные сооружения железных и автомобильных дорог;

в) возможность последующего развития схемы внешнего транспорта.

3.41. При транспортировании грузов водными путями следует, как правило, предусматривать строительство объединенных портов предприятий.

Строительство причалов для отдельных предприятий допускается по технологическим требованиям или особым условиям строительства.

3.42. Вдоль автомобильных дорог, связывающих предприятия с местом расселения трудящихся, при их протяженности не более 2 км следует предусматривать велосипедные и пешеходные дорожки или тротуары.

Велосипедные дорожки надлежит проектировать при интенсивности велосипедного (мопедного) движения более 250 ед/сут и интенсивности движения автомобилей по дороге, вдоль которой проектируется велосипедная дорожка, более 2000 автомобилей/сут.

3.43*. Предприятия с площадками размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов.

При размере стороны площадки предприятия более 1000 м и расположении ее вдоль улицы или автомобильной дороги на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов на площадку. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 м.

Примечание: Огражденные участки внутри площадок предприятий (открытые трансформаторные подстанции, склады и т.п.) площадью более 5 га должны иметь не менее двух въездов.

3.44. Ширину ворот автомобильных въездов на площадку предприятия надлежит принимать по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м, а ширину ворот для железнодорожных въездов - не менее 4,9 м.

3.45. Выбор вида внутризаводского транспорта для предприятий должен производиться на основе результатов технико-экономических сравнений различных вариантов с учетом организации единого транспортного процесса с передачей перерабатываемых материалов от мест их складирования к местам потребления одними и теми же транспортными средствами, минуя перегрузку с межцехового транспорта на внутрицеховой.

3.46*. К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

К зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

В случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод.

Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м - не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м - не более 10 м.

В необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.

Примечания:

1*. За ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями.

2. К водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12х12 м.

3. Пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части.

4*. Подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы, исключают возможность возгорания.

3.47. Ширину проездов на территории предприятия надлежит принимать из расчета наиболее компактного размещения дорог, инженерных сетей и полос озеленения, но не менее расстояний между зданиями и сооружениями, приведенных в табл.1* и требуемых санитарными нормами проектирования промышленных предприятий.

Примечание. Шириной проезда считается расстояние между наружными координационными осями зданий, ограничивающими проезд.

3.48. В проезде следует предусматривать, как правило, одну автомобильную дорогу. Устройство двух автомобильных дорог в одном проезде допускается:

а) при площади покрытия одной автомобильной дороги с подъездами, равной или превышающей площади покрытия двух автомобильных дорог с подъездами;

б) при сложном рельефе площадки предприятия, требующем устройства дорог в разных уровнях, для обеспечения въездов средств безрельсового транспорта в производственные здания.

3.49. Расстояния от бортового камня или кромки укрепленной обочины автомобильных дорог до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных в табл.5*.

Таблица 5*

Здания и сооружения Расстояние, м
1. Наружные грани стен зданий, включая тамбуры и пристройки:
а) при отсутствии въезда в здание и при длине здания до 20 м 1,5
б) то же, при длине здания более 20 м 3
в) при наличии въезда в здание двухосных автомобилей и автопогрузчиков 8
г) при наличии въезда в здание трехосных автомобилей 12
д) при наличии въезда в здание только электрокаров 5
2. Оси параллельно расположенных железнодорожных путей:
1520 (1524) мм 3,75
750 мм 3
3. Ограждение площадки предприятия
4. Поз. 4 исключена 1,5
5. Наружные грани опор эстакад и путепроводов, дымовых труб, столбов, мачт, выступающих частей зданий: пилястр, контрфорсов, наружных лестниц и т. п. 0,5
6. Ось железнодорожного пути, по которому перевозится жидкий металл, шлак, тележки со слитками и изложницами, тележки с мульдами и коробами для перевозки шихтовых материалов 5
Примечания: 1. При проектировании дорог для движения тягачей с роспусками для длинномерных грузов (бревен, балок и т.п.) на закруглениях и перекрестках указанные в таблице расстояния следует увеличивать соответственно величине свеса груза согласно требованиям главы СНиП по проектированию автомобильных дорог.
2. Расстояния от бортового камня, кромки проезжей части или укрепленной полосы обочины до стволов деревьев или до кустарников должны определяться в зависимости от породы деревьев и кустарников (но не менее величин, приведенных в табл.7) с тем, чтобы крона деревьев с учетом ее подрезки и кустарников не нависала над проезжей частью или обочиной.
3. При ширине полосы движения двухполосной дороги менее 3,75 м и при отсутствии бортового камня или укрепленной полосы обочины расстояние в случаях, предусмотренных поз.5 таблицы, должно быть не менее 4,25 м от оси дороги. При ширине автомобиля более 2,5 м указанное расстояние должно быть соответственно увеличено.
4. При въезде в цех автомобилей с прицепами расстояние от стены цеха до дороги надлежит определять расчетом.
5*. Расстояния, указанные в позициях 1"в"-1"д" настоящей таблицы, допускается при реконструкции сокращать до 3 м при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

3.50. Строительные конструкции тоннелей, мостов, путепроводов, эстакад, виадуков, галерей и т.п. следует располагать на расстоянии не менее 0,5 м от бортового камня или наружной бровки водоотводных устройств (кюветов, лотков). При необходимости следует учитывать расширение проезжей части дорог в перспективе.

Возвышение низа строительных конструкций перечисленных сооружений над проезжей частью автомобильных дорог должно назначаться равным высоте груженого расчетного автомобиля, увеличенной на 1 м, и быть не менее 5 м.

При обосновании типов транспортных средств и габаритов перевозимого груза допускается принимать габарит по высоте 4,5 м.

3.51. Вводы железнодорожных путей в производственные здания, как правило, должны быть тупиковыми с отметкой головки рельсов в одном уровне с отметкой пола.

3.52. Расстояния от оси внутризаводских железнодорожных путей (кроме путей, по которым производятся перевозки жидкого чугуна, шлака и горячих слитков) до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных в табл.6.

3.53. При проектировании земляного полотна автомобильных и железных дорог для Северной строительно-климатической зоны по принципу сохранения грунтов в мерзлом состоянии вдоль полотна следует предусматривать полосу территории, в пределах которой не могут размещаться сооружения, способные оказывать влияние на его тепловой режим. Ширина такой полосы должна определяться расчетом.

Таблица 6

Здания и сооружения Расстояние, м, при колее, мм
1520(1524) 750
1. Наружные грани стен или выступающих частей здания: пилястр, контрфорсов, тамбуров, лестниц и т.п.
а) при отсутствии выходов из зданий 3,1 2,3
б) при наличии выходов из зданий 6 5
в) при наличии выходов из зданий и устройстве оградительных барьеров (длиной не менее 10 м), расположенных между выходами из зданий и железнодорожными путями параллельно стенам зданий 4,1 3,5
2. Отдельно стоящие колонны, стойки проемов ворот производственных зданий, а также выступающих частей зданий (пилястр, контрфорсов, тамбуров, По габариту приближения строений к железнодорожным путям:
ГОСТ ГОСТ
лестниц и др.) при их длине вдоль 9238-83 9720-76
пути не более 1000 мм; сливоналивные и погрузочно-разгрузочные устройства, устройства по техническому обслуживанию, экипировке и ремонту подвижного состава, а также другие технологические устройства в нерабочем положении, расположенные на станционных (кроме главных и приемоотправочных) путях.
3. Склад круглого леса емкостью до 10000 м3 5 4,5
4. Склад пиломатериалов, щепы и опилок емкостью до 5000 м3 10 9,5
5. Склад легковоспламеняющихся жидкостей емкостью до 2000 м3 20 19,5
6. Склад горючих жидкостей емкостью до 10000 м3 10 9,5
7. Склад каменного угля емкостью до 100000 т 5 4,5
8. Склад фрезерного торфа емкостью до 10000 т 10 9,5
9. Склад кускового торфа емкостью до 10000 т 10 9,5
Примечания: 1. Расстояния, указанные в поз.3-9, следует назначать с учетом примеч.5 табл.2.
2. Внешние ограждения предприятий и территорий, для которых требуется охрана, следует размещать на расстоянии от оси железнодорожных путей не менее 5 м.
3. приближение железнодорожных путей к штабелям круглого леса на складах емкостью более 10000 м3 надлежит принимать в соответствии с нормами проектирования складов лесных материалов.
4*. Размещение железнодорожных путей между автомобильной дорогой и стеной здания, из которого предусмотрены выезды на эту дорогу автотранспортных средств, допускается только по технологическим требованиям; при этом расстояние от стены здания до оси пути должно быть не менее 6 м.

Вертикальная планировка

3.54. Сплошную вертикальную планировку площадок предприятий и территорий промышленных узлов следует применять при плотности застройки более 25%, а также при большой насыщенности площадок предприятий дорогами и инженерными сетями, в остальных случаях - выборочную вертикальную планировку, выполняя планировочные работы только на участках, где расположены здания или сооружения, выборочную вертикальную планировку следует применять также при наличии скальных грунтов, при сохранении леса или других зеленых насаждений, а также при неблагоприятных гидрогеологических условиях.

При проектировании вертикальной планировки следует предусматривать наименьший объем земляных работ и минимальное перемещение грунта в пределах осваиваемого участка.

3.55. На площадках предприятий и территориях промышленных узлов необходимо предусматривать снятие (как в насыпи, так и выемке), складирование и временное хранение плодородного слоя почвы, где он не будет нарушен, загрязнен, подтоплен или затоплен при производстве строительных работ или при эксплуатации предприятий, зданий или сооружений. Условия хранения и порядок использования снятого плодородного слоя почвы определяются органами, предоставляющими в пользование земельные участки.

3.56. Уклоны поверхности площадки надлежит принимать не менее 0,003 и не более 0,05 для глинистых грунтов; 0,03 - для песчаных грунтов; 0,01 - для грунтов легкоразмываемых (лесс, мелкие пески) и 0,03 - для вечномерзлых грунтов.

В условиях просадочных грунтов II типа минимальные уклоны планируемой поверхности площадки следует принимать 0,005.

3.57. При размещении предприятий на склоне или у его подошвы в целях защиты территории от подтопления водами с верховой стороны должны устраиваться нагорные канавы. Поперечное сечение канав и их количество должны назначаться по расчету в соответствии с главой СНиП по проектированию водоснабжения, наружных сетей и сооружений.

3.58. На площадках предприятий следует, как правило, предусматривать закрытую сеть дождевой канализации.

3.59. При необходимости применения на площадках предприятий открытой сети водоотвода наименьшие размеры кюветов и канав трапецеидального сечения следует принимать: ширина по дну - 0,3 м, глубина - 0,4 м.

3.60. Резервуарные парки или отдельно стоящие резервуары с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, сжиженными горючими газами, ядовитыми веществами должны располагаться, как правило, на более низких отметках по отношению к зданиям и сооружениям предприятия и в соответствии с требованиями противопожарных норм должны быть обнесены (с учетом рельефа местности) сплошными несгораемыми стенами или земляными валами.

В случаях размещения указанных сооружений на более высоких отметках следует предусматривать дополнительные мероприятия по предотвращению при авариях наземных резервуаров возможности проникновения разлившейся жидкости за пределы ограждающих сооружений.

3.61. Планировочные отметки зданий и сооружений предприятий и промышленных узлов следует назначать на основе сравнения технико-экономических показателей разработанных вариантов; при этом, как правило, следует обеспечивать баланс земляных масс.

3.62. При выполнении вертикальной планировки площадок предприятий и промышленных узлов допускается использовать устойчивые, негниющие и не подвергающиеся распаду отходы производства, если они не являются агрессивными для подземных сооружений и древесных насаждений.

3.63. При размещении промышленных узлов в сложных топографических условиях отдельные предприятия промышленного узла при соответствующем технико-экономическом обосновании могут размещаться частично или полностью в местах подсыпаемого или срезаемого грунта с обеспечением, как правило, баланса земляных масс по узлу в целом.

Проект вертикальной планировки в таких случаях должен выполняться с учетом очередности производства работ.

3.64. Уровень полов первого этажа зданий должен быть, как правило, выше планировочной отметки примыкающих к зданиям участков не менее чем на 15 см.

3.65. Отметка пола подвальных или иных заглубленных помещений должна быть выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5 м. При необходимости устройства этих помещений с отметкой пола ниже указанного уровня грунтовых вод следует предусматривать гидроизоляцию помещений или понижение уровня грунтовых вод. При этом необходимо учитывать возможность подъема уровня грунтовых вод во время эксплуатации предприятия.

3.66. В случае необходимости отвода воды вдоль зданий при отсутствии тротуаров следует предусматривать устройство лотков около отмостки.

3.67. В Северной строительно-климатической зоне при вертикальной планировке надлежит соблюдать следующие требования:

а) при возможности сохранения естественного рельефа местности не нарушать растительный и почвенный покровы, а также природную растительность (деревья, кустарники);

б) при строительстве по I принципу использования грунтов в качестве оснований вертикальную планировку, когда это необходимо, осуществлять насыпями без нарушения растительного покрова; срезка допускается только на участках, на которых деформация оснований не будет превышать предельных величин, установленных для оттаивающих грунтов;

в) планировочные отметки и объемы насыпей назначать с учетом возможности уплотнения грунта при оттаивании;

г) при строительстве по I принципу не допускать сосредоточенного сброса поверхностных вод в пониженные места рельефа;

д) при проектировании водоотводных каналов в льдонасыщенных грунтах предусматривать меры по предотвращению образования наледей, а также конструктивные мероприятия, обеспечивающие гидротермический режим оснований и откосов канав согласно теплотехническим расчетам;

е) при размещении предприятий на склоне или у его подошвы в целях защиты территории от подтопления водами с верховой стороны устраивать нагорные канавы и нагорные валики; нагорные канавы располагать не ближе 5 м от границ участка.

3.68. Выемки в вечномерзлых грунтах должны иметь ниже их проектных отметок слой из непросадочных грунтов для сохранения вечномерзлого состояния основания. Толщину слоя надлежит определять по результатам теплотехнических расчетов.

3.69. Для Северной строительно-климатической зоны отвод поверхностных ввод на площадке предприятий следует предусматривать только по открытым кюветам или лоткам, а из углублений - по трубам. Расстояние от зданий и сооружений до водостоков надлежит определять по результатам расчетов из условия сохранения вечномерзлого состояния грунтов оснований близрасположенных объектов.

Благоустройство

3.70. Предприятия и промышленные узлы, расположенные в районах, подверженных за три наиболее холодные месяца воздействию ветров со средней скоростью более 10 м/с, должны быть защищены полосами древесных насаждений со стороны ветров преобладающего направления. Ширина полос должна быть не менее 40 м.

3.71. Для озеленения площадок предприятий и территории промышленных узлов следует применять местные виды древесно-кустарниковых растений с учетом их санитарно-защитных и декоративных свойств и устойчивости к вредным веществам, выделяемым предприятиями.

Существующие древесные насаждения следует по возможности сохранять.

Примечания:

1. В зоне расположения предприятий пищевой промышленности, цехов с точными процессами производства, а также воздуходувных, компрессорных и мотороиспытательных станций запрещается применять древесные насаждения, выделяющие при цветении хлопья, волокнистые вещества и опушенные семена.

2. В пределах нормативных противопожарных расстояний посадка деревьев хвойных пород не допускается.

3.72. На площадках предприятий, выделяющих вредные вещества в атмосферу, не допускается размещение древесно-кустарниковых насаждений в виде плотных групп и полос, вызывающих скопление вредностей.

3.73. Площадь участков, предназначенных для озеленения в пределах ограды предприятия, следует определять из расчета не менее 3 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене. Для предприятий с численностью работающих 300 чел. и более на 1 га площадки предприятия площадь участков, предназначенных для озеленения, допускается уменьшать из расчета обеспечения установленного показателя плотности застройки. Предельный размер участков, предназначенных для озеленения, не должен превышать 15% площадки предприятия.

Примечания:

1. Для Северной строительно-климатической зоны площадь предназначенных для озеленения участков не нормируется.

2. В IV климатической зоне на территории предприятия следует предусматривать систему обводнения предназначенных для озеленения участков.

3. Озеленение допускается размещать на покрытиях зданий.

4. В качестве озеленения допускается применять "передвижные сады", размещая деревья и кустарники в контейнерах.

3.74. Расстояние от зданий и сооружений до деревьев и кустарников следует принимать не менее указанных в табл.7.

Таблица 7

Элементы зданий и сооружений Расстояние, м, до оси
ствола дерева кустарника
Наружные грани стен зданий 5 1,5
Оси железнодорожных путей 5 3,5
Мачты и опоры осветительной сети, трамвая, колонн, галерей и эстакады 4
Подошвы откосов и др. 1 0,5
Наружные грани подошвы подпорных стенок 3 1
Край тротуаров и садовых дорожек Бортовой камень или кромка укрепленной полосы обочины дороги 0,7 2 0,5 1,2
Подземные сети:
газопроводов, канализации 1,5
тепловых сетей (от стенок канала) 2 1
трубопроводов тепловых сетей при бесканальной прокладке водопроводов, дренажей 2
силовых кабелей и кабелей связи 2 0,7
Примечания: 1. Приведенные нормы относятся к деревьям с кроной диаметром не более 5 м и должны быть соответственно увеличены для деревьев с кроной большего диаметра.
2. Расстояния от воздушных электросетей до деревьев следует принимать в соответствии с "Правилами устройства электроустановок".

3.75. Расстояния между деревьями и кустарниками при рядовой посадке следует принимать не менее указанных в табл.8.

Таблица 8

Характеристика насаждений Минимальные расстояния между деревьями и кустарниками в осях, м
Деревья светолюбивых пород 3
Деревья теневыносливых пород 2,5
Кустарники высотой до 1 м 0,4
То же, до 2 м 0,6
То же, более 2 м 1

3.76. Расстояния между границей древесных насаждений и охладительными прудами и брызгательными бассейнами, считая от береговой кромки, должны быть не менее 40 м.

3.77. Основным элементом озеленения площадок промышленных предприятий следует предусматривать газон.

3.78. На территории предприятия следует предусматривать благоустроенные площадки для отдыха и гимнастических упражнений работающих.

Площадки следует размещать с наветренной стороны по отношению к зданиям с производствами, выделяющими вредные выбросы в атмосферу.

Размеры площадок надлежит принимать из расчета не более 1 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене.

3.79. Для предприятий с производствами, выделяющими аэрозоли, не следует предусматривать декоративные водоемы, фонтаны, дождевые установки, способствующие увеличению концентрации вредных веществ на площадках предприятий.

3.80. Вдоль магистральных и производственных дорог тротуары следует предусматривать во всех случаях независимо от интенсивности пешеходного движения, а вдоль проездов и подъездов - при интенсивности движения не менее 100 чел. в смену.

3.81. Тротуары на площадке предприятия или территории промышленного узла должны размещаться не ближе 3,75 м от ближайшего железнодорожного пути нормальной колеи. Сокращение этого расстояния (но не менее габаритов приближения строений) допускается при устройстве перил, ограждающих тротуар.

Расстояние от оси железнодорожного пути, по которому производятся перевозки горячих грузов, до тротуаров должно быть не менее 5 м.

Тротуары вдоль зданий следует размещать:

а) при организованном отводе воды с кровель зданий - вплотную к линии застройки с увеличением в этом случае ширины тротуара на 0,5 м (против предусмотренной по нормам п.3.82);

б) при неорганизованном отводе воды с кровель - не менее 1,5 м от линии застройки.

3.82*. Ширину тротуара надлежит принимать кратной полосе движения шириной 0,75 м. Число полос движения по тротуару следует устанавливать в зависимости от количества работающих, занятых в наиболее многочисленной смене в здании (или в группе зданий), к которому ведет тротуар, из расчета 750 чел. в смену на одну полосу движения. Минимальная ширина тротуара должна быть не менее 1,5 м.

При интенсивности пешеходного движения менее 100 чел.-ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров ширине 1 м, а при передвижении по ним инвалидов, пользующихся креслами-колясками, - шириной 1,2 м.

Уклоны тротуаров, предназначенные для возможного проезда инвалидов, пользующихся креслами-колясками, не должны превышать: продольный - 5%, поперечный - 1%. В местах пересечения таких тротуаров с проезжей частью автодорог предприятия высота бортового камня не должна превышать 4 см.

3.83. При размещении тротуаров рядом или на общем с автомобильной дорогой земляном полотне они должны быть отделены от дороги разделительной полосой шириной не менее 0,8 м. Расположение тротуаров вплотную к проезжей части автомобильной дороги допускается только в условиях реконструкции предприятия.

При примыкании тротуара к проезжей части тротуар должен быть на уровне верха бортового камня, но не менее чем на 15 см выше проезжей части.

Примечание. Для Северной строительно-климатической зоны тротуары и велосипедные дорожки вдоль автомобильных дорог следует проектировать на общем с ней земляном полотне, отделяя их от проезжей части газоном не менее 1 м, без установки бортового камня, но с устройством сквозного ограждения между газоном и тротуаром.

3.84. При реконструкции предприятий, расположенных на затесненных участках, допускается при соответствующем обосновании увеличивать ширину автомобильных дорог за счет полос озеленения, отделяющих их от тротуаров, а при их отсутствии за счет тротуаров с переносом последних.

3.85*. На площадках предприятий и территориях промышленных узлов пересечение пешеходного движения с железнодорожными путями в местах массового прохода работающих, как правило, не допускается. При обосновании необходимости устройства указанных пересечений переходы в одном уровне следует оборудовать светофорами и звуковой сигнализацией, а также обеспечивать видимость не менее предусмотренной в главе СНиП по проектированию автомобильных дорог.

Пересечения в разных уровнях (преимущественно в тоннелях) надлежит предусматривать в случаях: пересечения станционных путей, включая вытяжные; перевозок по путям жидких металлов и шлака; производства на пересекаемых путях маневровой работы и невозможности ее прекращения на время массового прохода людей; отстоя на путях вагонов; интенсивного движения (более 50 подач в сутки в обоих направлениях).

При передвижении по территории предприятия инвалидов, пользующихся креслами-колясками, пешеходные тоннели должны быть оборудованы пандусами.

Пересечения автомобильных дорог с пешеходными путями следует проектировать в соответствии с главой СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

3.86. Ограждение площадок предприятий следует предусматривать в соответствии с "Указаниями по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений".

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя СССР от 30.12.80 N 213 "СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА СНиП II-89-80"