в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 21.09.99 N 15/114-3 "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА"
отменен/утратил силу Редакция от 21.09.1999 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 21.09.99 N 15/114-3 "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА"

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службы, Федеральной службы безопасности, Федерального агентства правительственной связи и информации, других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, в том числе военнослужащие, проходящие службу в составе подразделений вне мест постоянной дислокации либо в составе воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, имеют право избирать и быть избранными в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Недопустимы ограничения активного или пассивного избирательного права военнослужащих по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Реализация избирательных прав военнослужащих обеспечивается избирательными комиссиями во взаимодействии с командованием соответствующих объединений, соединений и воинских частей. Руководители министерств и ведомств, имеющие в своем составе воинские формирования, а также органы военного управления, командование воинских частей оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий.

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными сотрудники правоохранительных органов.

К сотрудникам правоохранительных органов в соответствии с федеральным законодательством относятся работники органов прокуратуры, сотрудники органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции, таможенной службы, сотрудники других правоохранительных органов, в полномочия которых входит реализация правоохранительных функций.

Вопросы обеспечения избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов регулируются наряду с федеральными законами Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года N 535 "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры Российской Федерации".

1. Реализация военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов активного избирательного права

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.

Вопросы организации голосования военнослужащих и других избирателей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными комиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных на территории соответствующих избирательных округов.

В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Избирательные участки в таких случаях образуются командирами воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Командир воинской части выделяет помещения для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования вне территории режимных объектов и обеспечивает доступ в эти помещения всем членам участковой и вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков и наблюдателям в порядке, установленном статьи 14 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Сотрудники правоохранительных органов включаются в списки избирателей по месту жительства и голосуют на общих избирательных участках.

2. Реализация военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов пассивного избирательного права

Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов имеют право быть избранными депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно статье 37 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" указанные лица могут сами выдвинуть свои кандидатуры или быть выдвинутыми избирателями соответствующего избирательного округа, избирательным объединением, избирательным блоком с последующим сбором подписей в их поддержку или внесением избирательного залога. В личном заявлении в избирательную комиссию о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по соответствующему избирательному округу, военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов указывает о своей готовности в случае избрания приостановить военную службу (службу) со дня избрания на весь срок депутатских полномочий, а также указывает другие сведения, предусмотренные пунктом 8 статьи 37 указанного Федерального закона.

Для участия в избирательной кампании со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов на основании их рапорта предоставляется отпуск без сохранения денежного довольствия.

В период сбора подписей избирателей и после регистрации кандидата на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, являющихся кандидатами в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмотренные статьями 41, 48 и 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" на период отпуска без сохранения денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, зарегистрированных кандидатами, выплачивается денежная компенсация соответствующей избирательной комиссией в размере его среднего денежного довольствия, но не превышающая минимальный размер оплаты труда более чем в десять раз. Денежная компенсация выплачивается на основании приказа по основному месту военной службы (службы) о предоставлении неоплачиваемого отпуска.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на досрочное увольнение с военной службы в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Сотрудники правоохранительных органов также вправе уволиться со службы в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

3. Представительство военнослужащих в составе избирательных комиссий

Для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке в составы соответствующих территориальной и участковой избирательных комиссий включаются представители воинской части.

Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач в день голосования выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования (форма избирательного бюллетеня установлена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации), которые после заполнения опускаются избирателями в общие для всех ящики для голосования. После окончания голосования и подсчета голосов списки избирателей воинской части возвращаются в воинскую часть, где организуется их хранение в установленном порядке.

При образовании избирательного участка непосредственно в воинской части, расположенной в обособленном, удаленном от населенных пунктов районе, состав участковой избирательной комиссии назначается командиром воинской части на основании решения собрания избирателей соответствующего воинского коллектива и предложений избирательных объединений, избирательных блоков не позднее чем через три дня со дня образования соответствующего избирательного участка в количестве, установленном статьей 21 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных на территории воинских частей, осуществляется соответствующими избирательными комиссиями.

Образование избирательных участков и формирование участковых избирательных комиссий в воинских частях, находящихся за пределами территории Российской Федерации, осуществляется командирами этих воинских частей по согласованию с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации в этих странах. Военнослужащие, как и другие избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, приписываются к одномандатным избирательным округам, образованным на территории Российской Федерации. Приписанные к одномандатным избирательным округам избиратели считаются также приписанными к федеральному избирательному округу. Обеспечение указанных участковых избирательных комиссий бюллетенями для тайного голосования, бланками протоколов о результатах голосования, открепительными удостоверениями, другими необходимыми документами и материалами, а также представление протоколов о результатах голосования осуществляется через соответствующие дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации в странах пребывания воинских формирований Российской Федерации.

Согласно статье 22 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации список кандидатов, а также зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат вправе назначить по одному члену участковой избирательной комиссии избирательного участка, образованного на территории воинской части, находящейся в обособленном, удаленном от населенных пунктов районе либо за пределами территории Российской Федерации, с правом совещательного голоса.

Участковые избирательные комиссии избирательных участков, образованных в воинских частях, в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" обеспечивают:

составление и уточнение списков избирателей из числа военнослужащих и других граждан, проживающих в границах избирательного участка;

ознакомление избирателей со списками избирателей, рассмотрение заявлений об ошибках и о неточностях в списках избирателей, решение вопросов о внесении в список соответствующих изменений;

оповещение избирателей о дне и месте голосования;

подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования, выделение средств связи и транспорта;

рассмотрение жалоб (заявлений) о нарушениях федерального законодательства и принятие по ним мотивированных решений;

выдачу избирателям открепительных удостоверений;

досрочное голосование в предусмотренных законом случаях;

организацию на избирательном участке голосования в день голосования;

проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке;

доступ в помещение для голосования по соответствующим удостоверениям всем членам избирательной комиссии, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателям, кандидатам в депутаты и их доверенным лицам, уполномоченным представителям и доверенным лицам зарегистрированных избирательных объединений, избирательных блоков;

доставку сведений об итогах голосования в соответствующие территориальные или окружные избирательные комиссии, а за пределами Российской Федерации - в соответствующие дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации;

осуществляют другие полномочия, предусмотренные Федеральным законом.

На избирательном участке, образованном на территории воинской части, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного пунктом 1 статьи 73 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

4. Составление списков избирателей, включающих военнослужащих, и сбор подписей

Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке. Согласно статье 15 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" список избирателей, включающий военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.

Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт их постоянного или преимущественного проживания в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву.

Военнослужащие, проживающие вне территории воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

По решению главы муниципального образования, согласованному с командиром воинской части, в список избирателей избирательного участка, образованного на территории воинской части, могут быть включены избиратели, проживающие в непосредственной близости от расположения воинской части.

Список избирателей по избирательному участку, образованному в воинской части, находящейся за пределами территории Российской Федерации, составляется участковой избирательной комиссией в те же сроки на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части. Гражданам Российской Федерации, которые пользуются активным избирательным правом и в день голосования будут находиться в районе расположения воинской части, находящейся за пределами территории Российской Федерации, по согласованию с соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением предоставляется возможность принять участие в голосовании на избирательном участке воинской части. Их допуск в помещение для голосования осуществляется на основании документа, удостоверяющего их гражданство Российской Федерации.

Сведения о численности и дислокации воинских частей не подлежат разглашению. Не допускается включение этих сведений отдельной строкой в базу данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".

Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов, федеральных списков кандидатов осуществляется за пределами территории воинской части. Вместе с тем командиры воинских частей должны оказывать содействие военнослужащим в реализации их права по своему усмотрению поставить свою подпись в соответствующих подписных листах.

5. Реализация права военнослужащих на получение информации о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов

В соответствии со статьями 52 и 58 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы воинским частям, военным учреждениям и организациям, военнослужащим при исполнении ими своих служебных обязанностей и с использованием преимуществ служебного положения. Не допускается ведение предвыборной агитации в местах расположения воинских частей, военных учреждений и организаций. Эти ограничения согласуются с требованиями статьи 24 Федерального закона "Об обороне".

Вместе с тем командир воинской части обязан обеспечить соблюдение положений статьи 7 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой военнослужащим предоставлено право на получение информации, а также право участвовать в массовых, в том числе предвыборных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части, в свободное от исполнения обязанностей военной службы время.

Встречи зарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц с избирателями из числа военнослужащих за пределами расположения воинской части обеспечивает командир воинской части совместно с окружной избирательной комиссией с обязательным приглашением не позднее чем за три дня до каждой такой встречи всех кандидатов, зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также представителей всех избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.

Окружные избирательные комиссии обеспечивают избирательные участки, образованные в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах, в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также воинские части, избиратели которых голосуют на общих избирательных участках, информационными материалами о зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях и избирательных блоках, оформленными в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 70 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и не содержащими признаков предвыборной агитации. Информационные предвыборные материалы, полученные от избирательных комиссий, вывешиваются в доступных для военнослужащих местах.

Указанные мероприятия в совокупности с доступностью электронных и печатных средств массовой информации должны предоставлять военнослужащему достаточный объем информации для самостоятельного и осознанного выбора в день голосования.

6. Открепительное удостоверение

Согласно статье 72 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" военнослужащие, другие избиратели воинской части, сотрудники правоохранительных органов, которые не будут иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где они включены в списки избирателей, в день голосования (нахождение в длительной служебной командировке, в больнице, на гауптвахте, в других местах временного пребывания) вправе получить в соответствующей территориальной (за 45 - 25 дней до дня голосования) либо участковой (за 24 - 1 день до дня голосования) избирательной комиссии данного избирательного участка открепительное удостоверение в порядке, установленном упомянутой статьей Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Лица, получившие открепительные удостоверения и находящиеся в пределах избирательного округа, где они обладают активным избирательным правом в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", вправе принять участие в голосовании как за кандидата, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу, так и за федеральные списки кандидатов на том избирательном участке, где они будут находиться в день голосования.

Если лица, получившие открепительные удостоверения, будут голосовать за пределами своего избирательного округа, открепительное удостоверение может служить основанием для голосования его предъявителя на любом избирательном участке, где он будет находиться в день голосования, только за списки кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрированных по федеральному избирательному округу.

Для получения открепительного удостоверения военнослужащий, сотрудник правоохранительного органа представляет в соответствующую территориальную или участковую избирательную комиссию письменное заявление с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Также открепительное удостоверение может быть выдано представителю военнослужащего, сотрудника правоохранительного органа на основании нотариально удостоверенной доверенности либо на основании доверенности, приравненной к нотариально удостоверенным доверенностям в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.

7. Досрочное голосование

В соответствии со статьей 74 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" право разрешить досрочное голосование предоставлено окружным избирательным комиссиям. Досрочное голосование может проводиться не ранее чем за 15 дней до дня голосования избирателями одного или нескольких избирательных участков, образованных на судах Военно - морского флота, которые в день голосования будут находиться в плавании, в воинских частях, находящихся в удаленных и труднодоступных местностях. В этом случае подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования осуществляется сразу же после завершения голосования всех внесенных в списки избирателей.

Допускается досрочное голосование отдельных групп избирателей воинской части с разрешения окружной избирательной комиссии, согласованного с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в случае, если группа избирателей воинской части в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т.п.) будет находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах.

Командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии, при наличии реальной необходимости в досрочном голосовании всех избирателей избирательного участка или группы избирателей, направляют обращение в окружную избирательную комиссию с обоснованием необходимости досрочного голосования и при положительном решении организуют оповещение избирателей, зарегистрированных кандидатов о месте и времени досрочного голосования, обеспечивают доступ кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений и избирательных блоков, их доверенных лиц и наблюдателей в помещение для досрочного голосования.

Протоколы участковой избирательной комиссии воинской части с итогами голосования представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию. Хранение списков избирателей, протоколов участковой избирательной комиссии, избирательных бюллетеней и других документов участковой избирательной комиссии организуется в воинской части в установленном законом порядке.

8. Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов

Финансирование расходов участковых избирательных комиссий, сформированных командирами воинских частей, производится Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации за счет средств, выделенных им Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Избирательные комиссии, командиры воинских частей, руководители правоохранительных органов обеспечивают выполнение требований статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" о недопустимости внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков со стороны воинских частей, военных учреждений и организаций, правоохранительных органов.

9. Заключительные положения

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию.

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, могут быть обжалованы в суд или военный суд.

Лица, нарушающие избирательные права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 21.09.99 N 15/114-3 "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА"