в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ЗАКОН СССР от 13.12.68 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК"
не действует Редакция от 13.12.1968 Подробная информация
ЗАКОН СССР от 13.12.68 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК"

Общие положения

Статья 1. Задачи советского земельного законодательства

Задачами советского земельного законодательства является регулирование земельных отношений в целях обеспечения в интересах будущих поколений научно обоснованного рационального использования и охраны земель, создания условий повышения их эффективности, охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в области земельных отношений.

Статья 2. Земельное законодательство Союза ССР и союзных республик.

Земельные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемыми в соответствии с ними другими актами земельного законодательства Союза ССР, земельными кодексами и иными актами земельного законодательства союзных республик. Горные, лесные и водные отношения регулируются специальным законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 3. Государственная (общенародная) собственность на землю в СССР.

В соответствии с Конституцией СССР земля в Союзе Советских Социалистических Республик является государственной собственность - общим достоянием всего советского народа.*


*Заголовок, часть первая статьи 3 и пункт 5 статьи 5 - с изменениями, внесенными Указом от 07.01.80 (ВВС СССР, 1980, N 3, ст. 42)

Земля в СССР состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, запрещаются.

Статья 4. Единый государственный земельный фонд.

Вся земля в СССР составляет единый государственный земельный фонд, который, в соответствии с основным целевым назначением земель состоит из:

1. земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей;

2. земель населенных пунктов (городов, поселков поселков городского типа и сельских населенных пунктов);

3. земель промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного значения;

4. земель государственного лесного фонда;

5. земель государственного водного фонда;

6. земель государственного запаса.

Порядок отнесения земель к указанным категориям и перевода земель из одной категории в другую определяется законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 5. Компетенция Союза ССР в области регулирования земельных отношений.

Ведению Союза ССР в области регулирования земельных отношений подлежат:

1. распоряжение единым государственным земельным фондом, в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР;

2. установление основных положений землепользования и землеустройства;

3. установление перспективных планов рационального использования земельных ресурсов страны, обеспечивающих потребности сельскохозяйственного производства и других отраслей народного хозяйства;

4. установление планов общесоюзных мероприятий по мелиорации земель и других мероприятий по повышению плодородия почв, а также установление основных положений по охране почв от эрозии, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв;

5. государственный контроль за использованием и охраной земель и установление порядка его осуществления;

6. установление единой для Союза ССР системы государственного учета земель, государственной регистрации землепользований и порядка ведения земельного кадастра;

7. установление порядка составления ежегодного земельного баланса СССР;

8. решение других вопросов общесоюзного значения в области землепользования и охраны земель в соответствии с Конституцией СССР и настоящими Основами.

Статья 6. Компетенция союзных республик в области регулирования земельных отношений.

Ведению союзной республики в области регулирования земельных отношений подлежат распоряжение в пределах республики единым государственным земельным фондом и установление перспективных планов его использования, Установление порядка использования земель и организация землеустройства, установление планов по мелиорации земель, борьба с эрозией и повышение плодородия почв, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель, а также регулирование земельных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.

Статья 6.1. Государственное управление в области использования и охраны земель

Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляется Советом Министров СССР, Советами министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на это государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 6.2. Участие общественных организаций и граждан в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

Профессиональные союзы, организации молодежи ,общества охраны природы, научные общества и другие общественные организации, а также граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

Общественные организации принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение рационального использования и охраны земель, в соответствии с их уставами (положениями) и законодательством Союза ССР и союзных республик.

Государственные органы обязаны всемерно учитывать предложения общественных организаций и граждан по осуществлению мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

Статья 7. Землепользователи

Земля в СССР предоставляется в пользование:

Колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным, государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям;

Промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям;

Гражданам СССР.

В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, земля может предоставляться в пользование и иным организациям и лицам.

Статья 8. Бесплатность пользования землей

Пользование землей осуществляется бесплатно, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Союза ССР. Порядок платы за пользование землей определяется Советом Министров СССР *.


Статья 8 - с изменениями, внесенными Указом от 2 декабря 1987 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1987 г , N 49, ст. 791).

Статья 9. Сроки землепользования

Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование.

Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.

Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бессрочное пользование .*


Часть третья статьи 9 - с изменениями, внесенными Указом от 7 января 1980 г (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980 г., N 3, ст. 42).

Временное пользование землей может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного временного пользования.

Законодательством союзных республик по отдельным видам пользования землей может быть установлен и более длительный срок долгосрочного пользования, но не свыше 25 лет.

Статья 10. Порядок предоставления земель в пользование

Предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода.

Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.

Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящих Основ.

Земли, признанные в установленном порядке пригодными для нужд сельского хозяйства, прежде всего должны предоставляться сельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям.

Для строительства промышленных предприятий, жилых объектов железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель государственного лесного фонда производится преимущественно за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями. Предоставление земельных участков под застройку на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с органами государственного горного надзора. Линии электропередачи, связи и прочие коммуникации проводятся главным образом вдоль дорог, существующих трасс и т. п.

Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается.

Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей. Формы актов устанавливаются Советом Министров СССР.

Порядок оформления временного пользования землей устанавливается законодательством союзных республик.

Статья 11. Права и обязанности землепользователей

Землепользователи имеют право и обязаны пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены.

В зависимости от целевого назначения каждого земельного участка, предоставленного в пользование, землепользователи имеют право в установленном порядке:

возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

производить посевы сельскохозяйственных культур, посадку лесных, плодовых, декоративных и других насаждений;

пользоваться сенокосами, пастбищами и другими угодьями; использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли.

Убытки, причиненные землепользователям, подлежат возмещению.

Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, предусматриваемом законодательством Союза ССР и союзных республик.

Права землепользователей могут быть ограничены законом в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей.

Использование земли для извлечения нетрудовых доходов запрещается.

Землепользователи обязаны рационально и эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, не совершать на предоставленных им земельных участках действий, нарушающих интересы соседних землепользователей.

Предприятия, организации и учреждения, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых и торфа, проводящие геологоразведочные, изыскательские, строительные и иные работы на предоставленных им в пользование сельскохозяйственных землях или лесных угодьях, обязаны по миновании надобности в этих землях за свой счет приводить их в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а при производстве указанных работ на других землях -- в состояние, пригодное для использования их по назначению. Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого - после их завершения в сроки, устанавливаемые органами, предоставляющими земельные участки в пользование, в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами.

Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие промышленное или иное строительство, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых, а также проводящие другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова, обязаны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивируемые земли или на малопродуктивные угодья .

Предприятия, организации и учреждения, разрабатывающие месторождения полезные ископаемых и торфа, а также проводящие другие работы, оказывающие отрицательные воздействия на сельскохозяйственные, лесные и другие угодья за пределами предоставленных в использование земельных участков, обязаны предусматривать и осуществлять мероприятия по предотвращению или максимально возможному ограничению указанных отрицательных воздействий .

Статья 12. Вторичное землепользование

Колхозы, совхозы, другие предприятия, организации и учреждения в установленных законом случаях могут предоставлять из закрепленных за ними земель земельные участки во вторичное пользование.

Порядок и условия вторичного землепользования определяются статьями 25,27, 28, 41, 42 и 43 настоящих Основ, а также другим законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 13. Охрана земель и повышение плодородия почв

Землепользователи обязаны проводить эффективные меры по повышению плодородия почв, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой и водной эрозии почв, не допускать засоления, заболачивания, загрязнения земель, зарастания их сорняками, а также других процессов, ухудшающих состояние почв.

Мероприятия по мелиорации и охране земель, полезащитному лесоразведению, по борьбе с эрозией почв и другие меры, направленные на коренное улучшение земель, предусматриваются в государственных планах экономического и социального развития и осуществляются соответствующими министерствами, государственными комитетами, ведомствами и землепользователями.

Специальной охране подлежат сельскохозяйственные угодья, особенно орошаемые и осушенные земли. Колхозы, совхозы, другие предприятия, организации и учреждения, пользующиеся землями сельскохозяйственного назначения, обязаны охранять, восстанавливать и повышать плодородие почв.

Промышленные и строительные предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязнения сельскохозяйственных и других земель производственными и другими отходами, а также сточными водами.

Законодательством Союза ССР и союзных республик могут быть установлены меры материального поощрения землепользователей, стимулирующие осуществление мероприятий по охране земель, повышению плодородия почв и вовлечению в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель.

Статья 14. Основания прекращения права землепользования предприятий, организаций и учреждений

Право предприятий, организаций и учреждений на пользование предоставленной им землей подлежит прекращению соответственно полностью или частично в случаях:

1) минования надобности в земельном участке;

2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

3) ликвидации предприятия, организации или учреждения;

4) возникновения необходимости изъятия земельного участка для других государственных или общественных нужд;

5) неосвоения в течение двух лет подряд предоставленного земельного участка.

Право землепользования может быть также прекращено в случае использования земельного участка не в соответствии с той целью, для которой он предоставлен.

Земельными кодексами союзных республик могут быть предусмотрены и другие основания прекращения права землепользования предприятий, организаций и учреждений.

Статья 15. Основания прекращения права землепользования граждан

Право граждан на пользование предоставленным земельным участком подлежит прекращению соответственно полностью или частично в случаях:

1) добровольного отказа от пользования земельным участком;

2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

3) переезда в другое постоянное место жительства всех членов двора или семьи, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 36 настоящих Основ 1;

4) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и союзных республик;

5) смерти всех членов двора или семьи;

6) возникновения необходимости изъятия земельного участка для государственных или общественных нужд.

Право пользования земельным участком может быть прекращено в случаях совершения гражданином действий, предусмотренных статьей 50 настоящих Основ, а также при неиспользовании в течение двух лет подряд земельного участка или использовании его не в соответствии с той целью, для которой он предоставлен. Земельными кодексами союзных республик могут быть предусмотрены и другие основания прекращения права землепользования граждан.

Статья 16. Порядок изъятия земель для государственных или общественных нужд

Изъятие земельного участка либо его части для государственных или общественных нужд производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.

Изъятие участков из земель, находящихся в пользовании колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений, из земель, имеющих культурное либо научное значение, допускается лишь в случаях особой необходимости. Изъятие орошаемых и осушенных земель, пашни, земельных участков, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, культурными пастбищами, а также сенокосами и пастбищами, на которых проведены работы по их коренному улучшению, для несельскохозяйственных нужд, земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится в исключительных случаях только по постановлению Совета Министров союзной республики. Изъятие указанных земель в целях предоставления их по временное краткосрочное пользование для строительства трубопроводов, линий электропередачи и других линейных сооружений может производиться в необходимых случаях на основании постановления Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов.

Предприятия, организации и учреждения, заинтересованные в изъятии земельных участков для несельскохозяйственных нужд. обязаны до начала проектных работ предварительно согласовать с землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, место расположения объекта п примерные размеры намечаемой к изъятию площади1. Изъятие участков из земель, находящихся в пользовании колхозов, может производиться только с согласия общих собраний членов колхозов или собраний уполномоченных, а из земель,'находящихся в пользовании совхозов, других государственных, кооперативных, общественных предприятий, организаций, учреждений союзного или республиканского подчинения,- по согласованию с землепользователями и с соответствующими министерствами, государственными комитетами и ведомствами Союза ССР или союзных республик.

Статья 17. Порядок использования земельных участков для изыскательских работ

Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, могут проводить эти работы на всех землях в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик, без изъятия земельных участков у землепользователей. Сроки начала и место указанных работ согласовываются с землепользователями, а при недостижении соглашения определяются исполнительными комитетами районных или городских Советов народных депутатов.

Предприятия, организации и учреждения, проводящие указанные в части первой настоящей статьи работы, обязаны за свой счет приводить занимаемые земельные участки в состояние, пригодное для использования их по назначению. Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого - не позднее чем в месячный срок после завершения работ, исключая период промерзания почвы.

Статья 18. Возмещение землепользователям убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков

Убытки, причиненные землепользователям изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд либо временным занятием земельных участков, подлежат возмещению.

Статья 19. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земель для несельскохозяйственных нужд

Предприятия, организации, учреждения, которым отводятся для строительства и иных несельскохозяйственных нужд земельные участки, занятые сельскохозяйственными угодьями, возмещают потери сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием этих участков (помимо возмещения убытков землепользователям согласно статье 18 настоящих Основ).

Размеры и порядок определения подлежащих возмещению потерь сельскохозяйственного производства, а также порядок использования соответствующих средств устанавливаются Советом Министров СССР.

Статья 20. Государственный контроль за использованием и охраной земель

Государственный контроль за использованием и охраной всех земель имеет своей задачей обеспечить соблюдение министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями и учреждениями, а также гражданами земельного законодательства, порядка пользования землей, правильности ведения земельного кадастра и землеустройства в целях рационального, эффективного использования и охраны земель. Государственный контроль за использованием и охраной всех земель осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР 1.

  • Главная
  • ЗАКОН СССР от 13.12.68 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК"