Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.03.2000 N 258 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в установленном порядке деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
2. Министерство образования Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Министерство образования Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Российской академией наук, Российской академией образования, иными отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, научными организациями и общественными объединениями.
4. Основными задачами Министерства образования Российской Федерации являются:
1) осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;
2) разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в образовательных учреждениях и организациях системы образования;
3) реализация государственной кадровой политики в области образования и научной деятельности в системе образования;
4) разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования;
5) создание системы оценки деятельности образовательных учреждений;
6) совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования;
7) осуществление информатизации в области образования;
8) обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
9) организация и развитие международного сотрудничества в области образования, участие в формировании единого образовательного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств;
10) организация государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений.
5. Министерство образования Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
1) реализует федеральные целевые программы в области образования;
2) участвует в реализации Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств;
3) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений и организаций системы образования, общественных объединений федеральные целевые, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в области образования и научной деятельности в системе образования;
4) организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию;
5) обеспечивает контроль за реализацией законодательства Российской Федерации в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических работников;
6) осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития образования;
7) осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
8) выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций;
9) разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовые положения о филиалах государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их организации;
10) участвует в изучении рынка труда и в разработке прогнозов подготовки специалистов;
11) определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;
12) координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);
13) ежегодно устанавливает для находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структуру их приема, рассматривает и согласовывает количество граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета;
14) устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;
15) участвует в установленном порядке в проведении психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек;
16) определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и других средств обучения;
17) координирует издательскую деятельность находящихся в его ведении организаций и редакций, осуществляет в пределах своей компетенции поддержку учебного и научного книгоиздания;
18) разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленных на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников системы образования, а также по их социальной защите;
19) организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных педагогических программ и методик работу с детьми и подростками с девиантным (общественно опасным) поведением и отклонениями в физическом и умственном развитии для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации;
20) оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства, ведет централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей;
21) участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании и реализации государственной научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала системы образования, взаимодействию высшей школы, фундаментальной и прикладной науки, повышению качества образовательного процесса;
22) обеспечивает сотрудничество находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук, Российской академией образования, иными отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, организациями в целях интеграции науки и образования, создания и внедрения наукоемких систем и технологий;
23) утверждает межвузовские научные и научно-технические программы и проекты;
24) участвует совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании рынков научной, научно-технической продукции и образовательных услуг, проводит работу по созданию на базе учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских организаций сети аккредитованных лабораторий и центров по сертификации продукции (работ, услуг) в системе образования;
25) выступает в установленном порядке государственным заказчиком федеральных целевых и других научных и научно-технических программ и проектов, выдает на конкурсной основе заказы на реализацию научно-технических разработок, организацию экспертизы, заключает договоры на выполнение этих работ, а также предоставляет в установленном порядке научным работникам образовательных учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства, гранты на проведение конкретных научных исследований;
26) организует проведение научно-технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов, в том числе международных, в сфере образования;
27) организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждает их федеральные компоненты, устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;
28) осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования;
29) обеспечивает разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов, утверждает положения о порядке проведения производственной (профессиональной) практики студентов и учащихся образовательных учреждений профессионального образования;
30) разрабатывает и утверждает положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений Российской Федерации;
31) разрабатывает и утверждает положения о золотой и серебряной медалях, а также порядок награждения ими выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
32) разрабатывает и утверждает положения об экстернате в образовательных учреждениях общего и профессионального образования;
33) осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
34) разрабатывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, устанавливает порядок их выдачи и решает вопросы, связанные с подтверждением, признанием и эквивалентностью этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
35) определяет порядок признания эквивалентности документов о соответствующем образовании и об ученых степенях и ученых званиях, полученных в иностранных государствах, выдает в соответствии с международными договорами Российской Федерации свидетельства об эквивалентности указанных документов;
36) осуществляет информатизацию в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических работников с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
37) определяет порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом в области образования, научной деятельности и аттестации научных и научно-педагогических работников, правила ее защиты и порядок доступа к ней, обеспечивает методическое руководство работами по информационной безопасности деятельности находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций;
38) организует участие находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций в создании национальной сети компьютерных телекоммуникаций, связанной с международными компьютерными сетями, в целях развития образования и науки;
39) организует и координирует разработку и использование новых информационных технологий в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций, в том числе в целях создания системы дистанционного образования;
40) оказывает методическую помощь библиотекам и службам научно-технической информации образовательных учреждений, а также организует участие находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций в создании электронных библиотечных систем коллективного пользования в интересах образования и науки;
41) организует федеральную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
42) разрабатывает и осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации комплекс мер по профессиональному образованию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также по профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого населения;
43) организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования;
44) устанавливает порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников;
45) утверждает положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров, о порядке замещения должностей педагогических и научно-педагогических работников государственных образовательных учреждений;
46) открывает в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных высших учебных заведениях, научных организациях независимо от их ведомственной принадлежности аспирантуру и докторантуру;
47) присваивает в установленном порядке ученые звания профессора, доцента научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и ученое звание профессора научным работникам научных учреждений и организаций;
48) согласовывает назначение руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
49) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в области образования, научной деятельности и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;
50) разрабатывает в пределах своей компетенции ведомственную нормативно-правовую базу, обеспечивающую функционирование и развитие системы образования;
51) согласовывает ведомственные нормативные документы в области образования, издаваемые другими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения;
52) согласовывает в установленном порядке с федеральным органом по управлению государственным имуществом вопросы распоряжения федеральным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования;
53) участвует в разработке и реализации государственной финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в области образования;
54) разрабатывает федеральные нормативы финансирования находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций;
55) осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях;
56) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти предложения по установлению норм труда и государственных нормативов оплаты труда в образовательных учреждениях;
57) осуществляет в установленном порядке финансирование деятельности находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
58) обеспечивает развитие материально-технической и экспериментально-производственной базы учебного процесса и научных исследований в находящихся в ведении Министерства образовательных учреждениях и организациях;
59) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической отчетности в области образования и научной деятельности в системе образования, а также получает в установленном порядке ежегодную статистическую отчетность у организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности, где функционируют советы по защите диссертаций и ученые (научно-технические) советы, и в случае необходимости информацию у федеральных органов исполнительной власти для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров;
60) представляет в установленные сроки статистическую и бухгалтерскую отчетность Министерства, а также находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;
61) проводит в находящихся в ведении Министерства образовательных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно-ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль;
62) представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях по вопросам образования, научной деятельности и аттестации научных и научно-педагогических работников, а также заключает международные договоры межведомственного характера и участвует в подготовке международных договоров Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
63) обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из договоров с иностранными государствами по вопросам образования, программ международного научно-технического сотрудничества, межведомственных договоров и соглашений;
64) устанавливает в пределах своей компетенции прямые связи с иностранными юридическими и физическими лицами и содействует развитию международных связей находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций;
65) обеспечивает прием (включая визовую поддержку) иностранных граждан на обучение, стажировку и повышение квалификации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, оформляет в установленном порядке соответствующие документы для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников образования;
66) оказывает в установленном порядке содействие соотечественникам, проживающим в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, в получении ими основного общего образования на родном языке;
67) устанавливает примерный перечень федеральных требований к минимальной оснащенности образовательных учреждений и оборудованию учебных помещений, образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов в образовательных учреждениях разных типов и видов;
68) осуществляет в пределах своей компетенции переаттестацию научных и научно-педагогических работников - граждан Российской Федерации, имеющих ученые степени (ученые звания), которые им присуждены (присвоены) в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий;
69) создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), контролирует их деятельность, утверждает персональный состав советов и устанавливает перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций;
70) присуждает в установленном порядке научным и научно-педагогическим работникам ученые степени и присваивает научным работникам ученые звания;
71) заслушивает отчеты руководителей диссертационных и ученых (научно-технических) советов с целью изучения и обобщения опыта их работы;
72) проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук;
73) оформляет и выдает в установленном порядке дипломы докторов и кандидатов наук, аттестаты профессоров и доцентов;
74) осуществляет в соответствии с международными договорами лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию российских образовательных учреждений и их филиалов, действующих за пределами Российской Федерации;
75) организовывает в установленном порядке публикацию материалов по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
6. Министерство образования Российской Федерации имеет право:
1) издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, обязательные для выполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в ведении Министерства образовательными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним;
2) создавать, переименовывать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке находящиеся в ведении Министерства образовательные учреждения и организации, а также вносить изменения в наименования гражданских государственных высших учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности;
3) участвовать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в учреждении фондов и организаций для поддержки развития образования, научно-технической деятельности, в том числе международной;
4) создавать в установленном порядке при Министерстве научные, научно-технические и другие советы и комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования и научной деятельности;
5) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач;
6) инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также предоставлять это право другим государственным органам управления образованием;
7) централизовывать до 3 процентов средств федерального бюджета, выделяемых Министерству на содержание находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций и на проведение научно-исследовательских работ в соответствии с функциональной структурой расходов бюджета, и направлять эти средства на приобретение учебного и научно-технического оборудования, бланочно-аттестационной продукции, на проведение актуальных научно-исследовательских работ, необходимость которых возникает в течение года, на обновление библиотечных фондов, на ремонт аварийных зданий и сооружений образовательных учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства;
8) осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность;
9) устанавливать по обращениям образовательных учреждений соответствие уровня и качества подготовки их выпускников требованиям российских государственных образовательных стандартов;
10) проводить в установленном порядке эксперименты продолжительностью до 5 лет в области использования современных образовательных технологий и организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности в сфере образования;
11) учреждать ведомственные награды, награждать ими и применять иные виды поощрения работников образовательных учреждений и организаций системы образования;
12) лишать права приема к защите диссертаций диссертационные советы, которые допускают грубые нарушения действующего порядка защиты диссертаций;
13) отменять решения диссертационных советов о присуждении ученой степени кандидата наук в случаях грубого нарушения установленного порядка защиты диссертаций;
14) лишать (восстанавливать) в пределах своей компетенции научных и научно-педагогических работников ученых степеней и ученых званий.
7. Министерство образования Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
8. Министр образования Российской Федерации:
1) распределяет обязанности между заместителями Министра;
2) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление;
3) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства;
4) утверждает уставы находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений и организаций, в установленном порядке назначает (утверждает) на должность и освобождает от должности руководителей этих учреждений и организаций;
5) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Министерства;
6) издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками Министерства, находящимися в его ведении образовательными учреждениями и организациями, и осуществляет проверку их исполнения;
7) представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
8) представляет в установленном порядке работников образовательных учреждений и организаций системы образования, в том числе центрального аппарата Министерства, к государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства;
9) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве.
9. В Министерстве образования Российской Федерации в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров образуется Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации.
Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации утверждается Министром по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук.
Состав Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства, согласованному с федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук и другими организациями.
10. В Министерстве образования Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и заместителей Министра, входящих в нее по должности, а также руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства, ведущих ученых, специалистов и общественных деятелей.
Члены коллегии, за исключением лиц, входящих в нее по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции Министерства. Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.
11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Министерства образования Российской Федерации осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.
12. Министерство образования Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать и бланк с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, бюджетные и иные счета (в том числе в иностранной валюте), открываемые в установленном порядке.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.03.2000 N 258 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"