в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.09.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПИСЬМО МНС РФ от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139
не действует Редакция от 15.02.2001 Подробная информация
ПИСЬМО МНС РФ от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139

Вопросы налогообложения финансово - кредитных организаций и операций с ценными бумагами.

32. Вопрос. Облагаются ли налогом на доход выплаченные при проведении новации держателям облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии купонные проценты за период с 14 мая 1999 года по 14 ноября 1999 года?

По какой ставке следует облагать проценты по купону по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, полученным в результате новации?

Ответ. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.99 N 1306 "О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии" новация облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии осуществляется путем их обмена на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года в соотношении 1:1 либо на облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом по курсу рубля к доллару США, рассчитанному как среднее арифметическое курсов, установленных Центральным банком Российской Федерации на первую рабочую неделю ноября 1999 г.

Установлено, что при проведении новации осуществляется выплата держателям облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии купонных процентов в долларах США за период с 14 мая по 14 ноября 1999 г. исходя из ставки 3 процента годовых.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 10.01.97 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", вступившем в силу с 21.01.97, с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию - акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия - эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления взимаются налоги по ставке 15 процентов.

Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что положения подпункта 1 пункта 5 статьи 1 не распространяются на доходы в виде процентов, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, эмитированным до вступления в силу этого Федерального закона.

В связи с тем, что облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии выпущены в обращение до 21.01.97, выплаченные держателям этих облигаций купонные проценты за время с 14 мая по 14 ноября 1999 года не подлежат налогообложению.

Что касается налогообложения процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, полученным в результате новации, то следует иметь в виду следующее.

Согласно пункту 5 Условий эмиссии и обращения облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года, утвержденных приказом Минфина России от 28.01.2000 N 13н и зарегистрированных в Минюсте России от 31.01.2000 N 2067, датой эмиссии облигаций является 1 февраля 2000 года.

Таким образом, купонный доход по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года подлежит налогообложению по ставке 15 процентов в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Одновременно сообщаем, что подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которому купонный доход по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года не подлежит обложению налогом с даты проведения новации.

33. Вопрос. Может ли быть уменьшена в целях налогообложения сумма прибыли, полученная в 2000 году от реализации ценных бумаг соответствующей категории, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, на сумму убытка полученного в 1999 году от операций с аналогичными ценными бумагами, при условии отсутствия доходов по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг в 1999 году?

Ответ. В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Таким образом, для покрытия убытков по операциям с ценными бумагами предусмотрен специальный порядок, приведенный в Инструкции МНС России от 15.06.00 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (приложения N 4; 5; 6).

На основании изложенного, а также учитывая, что налог на прибыль рассчитывается нарастающим итогом в течение года и Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не предусмотрен перенос убытка, полученного по операциям с ценными бумагами, на следующий финансовый год, то непокрытый убыток по операциям с ценными бумагами, сложившийся на конец 1999 года, не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 1999 год и не подлежит переносу на 2000 год.

34. Вопрос. Относятся ли суммы, уплачиваемые за услуги по хранению и депозитарному обслуживанию ценных бумаг к расходам банка, связанным с приобретением и реализацией ценных бумаг для целей расчета финансового результата от реализации ценных бумаг?

Ответ. Согласно пункту 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.

В пункте 2.4 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" указано, что к расходам по оплате услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг для целей налогообложения относятся суммы, уплачиваемые специализированным организациям за консультационные, информационные и регистрационные услуги; вознаграждения, уплачиваемые организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги, и иные расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг.

Таким образом, суммы, уплачиваемые специализированным организациям - регистраторам и банкам за депозитарные услуги по оформлению перехода прав собственности на ценные бумаги согласно требованиям Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", относятся к указанным выше расходам.

Что касается расходов по хранению ценных бумаг, ведению счета депо и прочим регистрационным услугам, то данные расходы относятся на себестоимость банковских услуг и учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли банка в соответствии с пунктом 28 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490.

35. Вопрос. Каким образом организации, применяющие установленный Минфином России план счетов бухгалтерского учета, рассчитывают прибыль (убыток) от реализации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа IV серии в целях налогообложения?

Ответ. В соответствии с пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, краткосрочные ценные бумаги, стоимость которых выражена в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли на дату совершения операций в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности.

Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа, учитываемые на счете 06 "Долгосрочные финансовые вложения" (с 2001 г. - счет 58 "Финансовые вложения"), не подлежат переоценке.

Прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". По акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, рыночная цена, а также предельная граница колебаний рыночной цены которых устанавливаются в соответствии с правилами, устанавливаемыми федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) соответствующей категории ценных бумаг.

Убытки по операциям с ценными бумагами, не имеющими рыночной котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг, а именно, процентных государственных облигаций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигаций органов местного самоуправления.

Информация, подтверждающая допуск указанных ценных бумаг к обращению организатором торговли, имеющим соответствующую лицензию, предоставляется налогоплательщиком.

В связи с тем, что облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа IV серии были выпущены до вступления в силу Федерального закона от 10.01.97 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", доходы по ним в виде процентов не подлежат налогообложению.

36. Вопрос. Распространяются ли нормы статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации на деятельность кредитных организаций, в частности по привлечению (размещению) денежных средств?

Ответ. В соответствии с подгруппой 6512 "Деятельность коммерческих банков" раздела I "Финансовое посредничество" части IV Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 осуществление операций по разрешенным банкам видам деятельности рассматривается как предоставление услуг.

Пунктом 1 статьи 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) определено, что если иное не предусмотрено названной статьей, то для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Согласно пункту 2 этой статьи налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен, в частности, при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного времени.

Деятельность банка по предоставлению банковских услуг соответствует понятию услуги, установленному законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случае предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными названной статьей.

При этом валовая прибыль представляет сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Учитывая изложенное, нормы статьи 40 Кодекса распространяются на деятельность кредитных организации при осуществлении банковских операций, в том числе по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещению названных привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

37. Вопрос. Правомерно ли кредитной организации относить в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, уплаченные проценты по привлеченному субординированному кредиту (займу)?

Ответ. В соответствии с пунктом 25 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490, к расходам, учитываемым при расчете налоговой базы, относятся начисленные и уплаченные проценты по межбанковским кредитам, включая целевые централизованные кредиты и овердрафт.

Что касается субординированного кредита (займа, депозита), то данное понятие введено Банком России в целях Положения о методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций от 01.06.98 N 31-П, с учетом последующих изменений и дополнений (далее - Положение Банка России N 31-П), согласно пункту 3.5.1 которого субординированным кредитом (займом, депозитом) называется привлеченный кредитной организацией кредит (заем, депозит), договор о предоставлении которого отвечает определенным условиям, установленным этим Положением.

Как следует из Положения Банка России N 31-П субординированный кредит (заем, депозит) может быть предоставлен кредитной организации - заемщику как другой кредитной организацией, так и юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями. В тоже время в соответствии со статьей 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации по кредитному договору денежные средства (кредит) предоставляются заемщику по кредитному договору только банком или иной кредитной организацией, тогда как согласно статье 807 этого Кодекса по договору займа заимодавцем может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо, не являющееся банком или иной кредитной организацией.

Учитывая изложенное, затраты на выплату процентов по договору субординированного кредита принимаются при налогообложении, если кредитором является банк или иная кредитная организация. Если же субординированный займ предоставлен юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, то начисленные и уплаченные проценты по договору не могут быть учтены при расчете налогооблагаемой прибыли, т.к. это не предусмотрено пунктом 25 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490.

38. Вопрос. В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) в перечне плательщиков налога указаны кредитные организации.

При этом особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490.

В какой части правомерно применять при определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль кредитными организациями нормы Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552?

Ответ. При определении состава расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль кредитными организациями, нормы Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, учитываются по операциям, не относящимся к банковским операциям, перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

39. Вопрос. Подлежат ли налогообложению средства, оставшиеся в распоряжении страховой медицинской организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование, в связи с частичной неоплатой счетов медицинских учреждений (в частности при предъявлении штрафных санкций к медицинскому учреждению)?

Ответ. В соответствии с пунктом 10 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, финансовый результат страховой медицинской организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование, определяется путем сопоставления доходов и расходов.

Сумма превышения доходов над расходами направляется на пополнение резервов в порядке и размерах, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне.

В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.

В соответствии с пунктом 14 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений), присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров включаются в состав внереализационных доходов.

Как указано в пункте 13 этого документа, конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Таким образом, средства, оставшиеся в распоряжении страховой организации в связи с частичной неоплатой счетов медицинских учреждений (в частности при предъявлении штрафных санкций к медицинскому учреждению), включаются в состав доходов страховой организации, учитываемых при расчете налоговой базы для уплаты налога на прибыль, и после налогообложения могут направляться в резерв предупредительных мероприятий в порядке и нормах, установленных территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

40. Вопрос. Уменьшается ли налоговая база налога на прибыль на сумму отчислений в резерв предупредительных мероприятий, образованный на основании собственного Положения о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, согласованного со страховым надзором?

Ответ. В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.

В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества В соответствии с пунктом 4 раздела II Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 491, к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых страховщиками страховых услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относятся отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.

Согласно пункту 2 письма Росстрахнадзора от 18.01.95 N 15/1-1р "О порядке представления Положения о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования" (в редакции от 02.08.96) формирование и использование средств резерва предупредительных мероприятий осуществляется страховщиками на основании утвержденного ими Положения, разработанного в соответствии с приведенным в этом письме Примерным положением о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования.

В соответствии с пунктом 5 названного письма в Положении о резерве предупредительных мероприятий должны найти отражение основные направления использования аккумулируемых средств.

Изменения и дополнения, вносимые страховщиком в Положения по сравнению с Примерным положением, подлежат согласованию с Росстрахнадзором.

Учитывая изложенное, страховые организации могут включать в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, отчисления в резерв предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, если порядок формирования и использования этого резерва соответствует Примерному положению о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, приведенному в вышеназванном письме Росстрахнадзора от 18.01.95 N 15/1-1р.

В случае, если порядок формирования и использования резерва предупредительных мероприятий, образованного страховой организацией на основании собственного Положения о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, отличается от Примерного положения, то для учета в налоговой базе налога на прибыль произведенных отчислений в резерв собственное Положение должно быть согласовано с Департаментом страхового надзора Минфина России.

Руководитель
Департамента методологии налогообложения прибыли
и бухгалтерского учета для целей налогообложения -
государственный советник
налоговой службы III ранга
К.И. ОГАНЯН

  • Главная
  • ПИСЬМО МНС РФ от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139