в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

не действует Редакция от 06.05.1999 Подробная информация
ПРИКАЗ ВЭК РФ от 06.05.99 N 88

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА ТОВАРОВ, ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения экспертной оценки количества и качества товаров, экспортируемых из Российской Федерации, вводимый во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 года N 155.

1.2. Целью экспертной оценки товаров является обеспечение равноправного положения российских экспортеров на мировом рынке, своевременного и полного поступления валютной выручки и защиты других их законных интересов, а также предотвращения претензий по количеству и качеству российских товаров и повышения их конкурентоспособности.

1.3. Экспертная оценка количества и качества товаров может проводиться только независимыми инспекционными организациями, прошедшими аккредитацию Госстандартом России на техническую компетентность в области обеспечения единства измерений и допущенными Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в Единую систему экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров (далее по тексту Единая система).

Порядок допуска инспекционных организаций в указанную Единую систему определяется Положением, утвержденным Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю по согласованию с Министерством торговли Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии.

1.4. Экспертная оценка экспортируемых товаров проводится по заявкам российских экспортеров. Российские экспортеры заявляют экспертную оценку экспортируемых ими товаров в силу обязательности такой экспертизы, введенной действующим российским законодательством, либо на добровольной основе.

На территории Российской Федерации экспертная оценка количества и качества экспортируемых товаров, а также отбор образцов (проб), по которым проводится исследование, осуществляется до момента предъявления товаров таможенному органу для производства таможенного оформления и таможенного контроля.

1.5. Независимо от обязательности или добровольности экспертизы российский экспортер вправе на свое усмотрение привлечь к проведению экспертизы любую инспекционную организацию, получившую в установленном порядке допуск в Единую систему (далее Уполномоченная инспекционная организация).

1.6. Экспертная оценка количества и качества экспортируемых российских товаров должна осуществляться на уровне и с соблюдением условий, соответствующих международным нормам и правилам с учетом нормативных документов и действующего законодательства Российской Федерации.

1.7. Требования настоящего Положения являются обязательными и распространяются на все виды экспортируемых товаров, заявленных российскими экспортерами для проведения экспертизы по количеству и качеству.

1.8. Основанием для проведения заявленной экспертизы конкретного товара является договор, заключенный российским экспортером с Уполномоченной инспекционной организацией. Обязанность Уполномоченных инспекционных организаций заключать такие договоры и брать по ним ответственность за результаты экспертизы, а также нести бремя защиты экономических интересов экспортера, устанавливается Договором, заключаемым между каждой Уполномоченной инспекционной организацией и Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в соответствии с Положением, упомянутым в п. 1.3.

1.9. Заявитель обязан представить Уполномоченной инспекционной организации все материалы и документы, необходимые для проведения экспертизы.

2. Требования к Уполномоченным экспертным организациям

2.1. Уполномоченная инспекционная организация оказывает российским экспортерам услуги в пределах Договора о допуске данной инспекционной организации в Единую систему.

2.2. В случае, если для проведения экспертизы Уполномоченная инспекционная организация привлекает другие аккредитованные Госстандартом России инспекционные организации либо отдельных экспертов, ответственность за результаты экспертизы в полном объеме несет Уполномоченная инспекционная организация.

2.3. Уполномоченная инспекционная организация, вступающая в договорные отношения с экспортером - заявителем экспертизы (далее - Заявитель), обязана передать ему копии Свидетельства о допуске в Единую систему, Договора с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю об условиях указанного допуска, а также проект договора на осуществление экспертизы и (или) других услуг, оказываемых в пределах компетенции Уполномоченной инспекционной организации.

2.4. В рамках Единой системы не допускается посредническая деятельность Уполномоченных инспекционных организаций.

2.5. Стоимость услуг по экспертной оценке количества и качества экспортируемого товара и порядок расчетов за них определяются Договором, заключаемым Уполномоченной инспекционной организацией с Заявителем экспертизы конкретного товара (товаров). Данным Договором определяются также сроки и место проведения экспертизы с учетом момента перехода права собственности на товар.

2.6. Заключая Договор, Уполномоченная инспекционная организация обязана включать в него условия об осуществлении силами и средствами Уполномоченной инспекционной организации страхования рисков, связанных с товаром, прошедшим экспертную оценку, и о защите других законных интересов экспортера.

2.7. При проведении экспертизы эксперт обязан руководствоваться международными требованиями к процедурам экспертной оценки, установленными Руководствами ИСО / МЭК и Европейскими стандартами, с учетом российских правовых и нормативных документов, действующих в этой области.

2.8. Результаты экспертизы Уполномоченная инспекционная организация фиксирует в Инспекционных отчетах по формам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.99 N 155.

2.9. Инспекционный отчет, выданный Уполномоченной инспекционной организацией, подтверждает указанные в контракте или в товаросопроводительных документах количество и качество, а также фиксирует контрактную цену экспортируемого товара.

Инспекционный отчет принимается всеми государственными органами, осуществляющими контроль и надзор за экспортом продукции из Российской Федерации.

Инспекционный отчет о проверке экспортных грузов может быть использован в качестве исходного документа при оформлении товаросопроводительных документов.

Кроме того, Инспекционный отчет является официальным документом о вывозимом товаре для целей валютного контроля. При этом отсутствие Инспекционного отчета не является основанием для отказа в таможенном оформлении и выпуске товара в соответствии с заявленным таможенным режимом, кроме товаров, в отношении которых решением Правительства Российской Федерации введена обязательная экспертная оценка количества и качества.

Инспекционный отчет является обязательным документом, представляемым российскими экспортерами и другими участниками внешнеторговой деятельности в Министерство торговли Российской Федерации для рассмотрения заявлений о признании обоснованности несвоевременного либо неполного поступления валютных средств от экспорта товаров по причинам их качественных и количественных изменений. Отсутствие Инспекционного отчета является основанием для признания несвоевременного либо неполного поступления валютных средств от экспорта товаров необоснованным.

Если результаты экспертизы не подтверждают соответствие фактического количества и качества экспортируемого товара количеству и качеству, заявленному экспортером в контракте и / или товаросопроводительных документах, Инспекционный отчет не выдается. О таких фактах Уполномоченная инспекционная организация сообщает в ВЭК России.

3. Проведение экспертизы количества и качества товаров

3.1. Экспертная оценка количества и качества экспортируемого товара осуществляется для определения соответствия фактического количества и качества товара, предназначенного к отправке либо прибывшего к получателю, количеству и качеству, указанному в контракте и / или в товаросопроводительных документах.

3.2. Экспертная оценка количества и качества экспортируемых товаров может осуществляться на этапах:

- формирования партии товара;

- погрузочных работ для отправки товара покупателю (заказчику, получателю);

- перегрузочных работ;

- приемки товара по прибытии его к покупателю (заказчику, получателю) или в иных случаях по требованию Заказчика.

3.3. Экспертиза проводится в присутствии не менее двух ответственных лиц: один - от заявителя и один - от грузоперевозчика. Эти ответственные лица подписывают констатирующую часть Инспекционного отчета.

3.4. По результатам экспертизы составляется Акт и Протокол испытаний количества и качества товара, который подписывается экспертом Уполномоченной инспекционной организации, проводившим проверку, и лицами, указанными в пункте 3.3.

Акт и Протокол испытаний являются обязательными первичными документами для оформления Инспекционного отчета и хранятся в Уполномоченной инспекционной организации в течение 3-х лет.

3.5. Экспертиза товара, как правило, должна вестись без перерыва. Если в связи с длительностью проверки или по каким-нибудь другим уважительным причинам работа была прервана, отправитель и (или) получатель обязан обеспечить сохранность продукции и создать возможность быстрейшего окончания экспертизы.

О перерыве в работе по экспертизе товара, его причинах, условиях хранения товара во время перерыва делается запись в Акте и Протоколе экспертизы.

3.6. При обнаружении несоответствия фактического количества или качества товара тому, которое указано в контракте и / или в товаросопроводительных документах, это отражается в Акте и Протоколе испытаний, оформляемом Уполномоченной инспекционной организацией.

3.7. В необходимых случаях для проведения экспертизы производится отбор образцов (проб), по которым проводятся испытания экспортируемого товара. Отбор образцов (проб) для испытаний выполняет эксперт Уполномоченной инспекционной организации. Количество отбираемых образцов (проб) и порядок отбора определяется с учетом требований, установленных в методиках проведения испытаний или в иных документах, регламентирующих отбор образцов. Отобранные образцы (пробы) должны быть упакованы и опломбированы экспертом в присутствии представителя Заявителя.

По результатам отбора составляется Акт, который подписывается экспертом и представителем Заявителя.

В Акте отбора образцов (проб) должно быть указано:

- наименование уполномоченной инспекционной организации;

- наименование заказчика;

- наименование товара и его описание, код ТН ВЭД СНГ, идентификационные метки и документы;

- наименование изготовителя товара и его адрес;

- ссылка на нормативные документы, которыми установлена процедура отбора образцов (проб);

- количество отобранных образцов (объем пробы);

- фамилия, паспортные данные и подписи эксперта и представителя Заявителя.

3.8. Испытания отобранных образцов товара проводятся в лабораториях, аккредитованных Госстандартом России.

По результатам испытания взятых образцов (проб) составляется Протокол испытаний образцов товара на соответствие требованиям контракта и / или товаросопроводительных документов.

3.9. При экспертизе количества товара Уполномоченная инспекционная организация проверяет:

- строгое соблюдение правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;

- точное количество отгруженной продукции (вес, количество мест: ящиков, связок, кип, пачек и т.д.);

- содержание каждого тарного места, в соответствии со стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, иными обязательными правилами или договором, упаковочным ярлыком, кипной картой и т.п., свидетельствующими о наименовании и количестве продукции, находящейся в данном тарном месте.

Экспертиза количества товара осуществляется в присутствии представителя Заявителя (и / или получателя, при необходимости - грузоперевозчика), полномочия которого должны быть подтверждены доверенностью, оформленной надлежащим образом.

По результатам экспертизы количества составляется Акт.

3.10. Экспертная оценка количества товара осуществляется на основании международных, международно признанных и российских правовых и нормативных документов, в том числе:

- Гражданского кодекса Российской Федерации;

- Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений";

- "Порядка осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций" (принят Постановлением Госстандарта России от 08.02.94 N 8 и зарегистрирован Минюстом России 09.12.94 N 740);

- "Порядка осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже" (принят Постановлением Госстандарта России от 08.02.94 N 8 и зарегистрирован Минюстом России 09.12.94 N 739) и других нормативных документов.

3.11. При экспертизе качества товара определяется соответствие характеристик и свойств товара требованиям и нормам, установленным для этого товара в контракте и / или в товаросопроводительных документах и документах на его поставку.

По результатам экспертизы качества составляется Протокол испытаний.

3.12. При экспертной оценке качества товара по согласованию с Заявителем может осуществляться дополнительная экспертиза:

- условий хранения товара у поставщика (экспортера);

- условий выполнения погрузочно - разгрузочных работ;

- условий транспортировки товара;

- другие условия, которые могут повлиять на качество товара.

3.13. На основании данных, содержащихся в Акте и в Протоколах испытаний и в результате других экспертных (проверочных) действий, Уполномоченная инспекционная организация оформляет Инспекционный отчет.

3.14. Инспекционный отчет, оформленный в установленном порядке, передается Заявителю в необходимом количестве экземпляров, а кроме того, по требованию Заявителя может передаваться законному представителю покупателя. Кроме того, Инспекционный отчет Уполномоченная инспекционная организация направляет в ВЭК России для осуществления контроля, предусмотренного действующим законодательством.

СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель
Министра торговли
Российской Федерации
И.Л.МИТРОФАНОВ

Заместитель Председателя
Государственного таможенного
комитета Российской Федерации
А.А.КАУЛЬБАРС

Первый заместитель Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации и метрологии
И.А.КОРОВКИН