в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.04.96 N 39-ФЗ (ред. от 02.10.2007) "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"
не действует Редакция от 02.10.2007 Подробная информация
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.04.96 N 39-ФЗ (ред. от 02.10.2007) "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"

Раздел V. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Глава 10. Основы регулирования рынка ценных бумагСтатья 38. Основы регулирования рынка ценных бумаг

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 51-ФЗ)

регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Глава 11. Регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумагСтатья 39. Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

(в ред. Федерального закона от 17.05.2007 N 83-ФЗ)

1. Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи.

2. Право на осуществление отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг может быть предоставлено государственной корпорации федеральным законом, на основании которого она создана.

3. Кредитные организации и государственные корпорации осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

4. Дополнительным основанием для отказа в выдаче кредитной организации лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ее приостановления или аннулирования является аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России.

5. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.

6. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи.

7. Условием оказания брокером и (или) дилером услуг по подготовке проспекта ценных бумаг является его соответствие установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг требованиям к размеру собственного капитала и квалификационным требованиям к сотрудникам (работникам).

Глава 12. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Статья 40. Организация федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (далее - федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг) является федеральным органом исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Части 2 - 3 - Утратили силу.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Основные функции и полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Части 5 - 6 - Утратили силу.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Статья 41. Коллегия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Порядок образования и деятельности коллегии федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 42. Функции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг:

1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются Федеральной комиссией совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

5) устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;

6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

Пункт 7) - Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 51-ФЗ)

8) устанавливает порядок выдачи разрешений и осуществляет выдачу разрешений на приобретение статуса саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, ведет реестр указанных организаций, отзывает разрешения на приобретение статуса саморегулируемой организации при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 51-ФЗ)

9) определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

10) осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;

11) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов. полученных преступным путем, контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

12) обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

13) обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

14) устанавливает квалификационные требования к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг, требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа профессиональных участников рынка ценных бумаг, утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц;

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 51-ФЗ)

15) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;

16) разрабатывает рекомендации по применению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, связанные с функционированием рынка ценных бумаг;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

17) осуществляет руководство региональными отделениями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

18) определяет порядок ведения реестра и ведет реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг, содержащий данные о выданных, приостановленных и об аннулированных лицензиях на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вносит изменения в реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения изменения;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2005 N 194-ФЗ)

19) устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

20) обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;

21) осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

Пункт 22) - Исключен.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

23) определяет порядок ведения реестра эмиссионных ценных бумаг и ведет указанный реестр, содержащий информацию о зарегистрированных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, а также о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами государственной регистрации, за исключением облигаций Банка России.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 138-ФЗ)

Статья 43. Решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Порядок принятия решений федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 44. Права федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе:

Пункт 1) - Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 51-ФЗ)

2) квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативы достаточности собственных средств и иные требования, направленные на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг требования, направленные на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании услуг по подготовке проспекта ценных бумаг и размещению эмиссионных ценных бумаг;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2002 N 185-ФЗ, от 27.12.2005 N 194-ФЗ)

4) в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и (или) об исполнительном производстве принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Немедленно после вступления в силу решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;

(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона "О противодействии легализация (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", принимать решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 121-ФЗ)

5) по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отказать в выдаче разрешения саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, отозвать выданное ей разрешение с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 51-ФЗ)

6) устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

6.1) собирать и хранить информацию, в том числе персональные данные, в связи с осуществлением функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2005 N 194-ФЗ)

7) направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

8) направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (включая недействительность сделок с ценными бумагами);

9) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

10) аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Пункт 11) - Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 51-ФЗ)

12) обмениваться конфиденциальной информацией, в том числе персональными данными, с соответствующим органом (организацией) иностранного государства на основании соглашения с таким органом (организацией), предусматривающего взаимный обмен такой информацией, при условии, что законодательством государства соответствующего органа (организации) предусмотрен не меньший уровень защиты предоставляемой конфиденциальной информации, чем уровень защиты предоставляемой конфиденциальной информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации, а в случае, если отношения по обмену информацией регулируются международными договорами Российской Федерации, - в соответствии с условиями таких договоров.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2005 N 194-ФЗ)

Статья 44.1. Обязанности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

При осуществлении полномочий, предоставленных настоящим Федеральным законом, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан:

1) обеспечивать конфиденциальность предоставляемой ему информации, за исключением информации, раскрываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

2) при направлении эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг и саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг запросов о предоставлении информации мотивированно обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации;

3) осуществлять регистрацию документов профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, подлежащих регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, не позднее чем через 30 дней с даты получения соответствующих документов или предоставлять в указанный срок мотивированный отказ в регистрации, если иные сроки для регистрации не установлены настоящим Федеральным законом;

4) предоставлять в течение 30 дней мотивированные ответы на запросы юридических лиц и граждан по вопросам, относящимся к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Статья 45

Статья 45 - Утратила силу.

- Утратила силу.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Статья 46. Обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Часть 1 - Утратила силу.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Расходы, связанные с деятельностью федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, осуществляются за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг имеет расчетный счет и иные счета, включая валютный.

Место нахождения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг - город Москва.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Статья 47 - Утратила силу.

Статья 47 - Утратила силу.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Глава 13. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумагСтатья 48. Понятие саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг

Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - саморегулируемая организация) именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными Федеральной комиссией, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Статья 49. Права саморегулируемых организаций в регулировании рынка ценных бумаг

Саморегулируемая организация вправе:

получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном Федеральной комиссией (региональным отделением федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг);

разрабатывать в соответствии с настоящим Федеральным законом правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация является аккредитованной федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 51-ФЗ)

Статья 50. Требования, предъявляемые к саморегулируемым организациям

Организация, учрежденная не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг, вправе подать в Федеральную комиссию заявление о приобретении ею статуса саморегулируемой организации.

Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного Федеральной комиссией. Разрешение, выданное Федеральной комиссией саморегулируемой организации, включает все права, предусмотренные настоящей статьей.

Для получения разрешения в Федеральную комиссию представляются:

заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации;

правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Правила и положения саморегулируемой организации должны содержать требования, предъявляемые к саморегулируемой организации и ее членам в отношении:

1) профессиональной квалификации персонала (за исключением технического);

2) правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;

3) правил, ограничивающих манипулирование ценами;

4) документации, ведения учета и отчетности;

5) минимальной величины их собственных средств;

6) правил вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее;

7) равных прав на представительство при выборах в органы управления организации и участие в управлении организацией;

8) порядка распределения издержек, выплат, сборов среди членов организации;

9) защиты прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензий и жалоб клиентов членов организации;

10) обязательств ее членов по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и / или персонала;

11) соблюдения порядка рассмотрения претензий и жалоб членов организации;

12) процедур проведения проверок соблюдения членами организации установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и порядок ознакомления с результатами проверок других членов организации;

13) санкций и иных мер в отношении членов организации, их должностных лиц и / или персонала и порядка их применения;

14) требований по обеспечению открытости информации для проверок, проводимых по инициативе организации;

15) контроля за исполнением санкций и мер, применяемых к членам организации, и порядка их учета.

Саморегулируемая организация, являющаяся организатором торговли, обязана помимо требований, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи и статьей 10 настоящего Федерального закона, установить и соблюдать правила:

заключения, регистрации и подтверждения сделок с ценными бумагами;

проведения операций, обеспечивающих торговлю ценными бумагами (клиринговых и / или расчетных операций);

оформления и учета документов, используемых членами организации при заключении сделок, проведении операций с ценными бумагами;

разрешения споров, возникающих между членами организации при совершении операций с ценными бумагами и расчетов по ним, включая денежные;

процедуры предоставления информации о ценах спроса и предложения, о ценах и об объеме сделок с ценными бумагами, совершаемых членами организации;

оказания услуг лицам, не являющимся членами организации.

В выдаче разрешения может быть отказано, если в представленных организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не содержится соответствующих требований, перечисленных в настоящей статье, а также предусматривается хотя бы одно из следующих положений:

возможность дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами членов организации;

необоснованная дискриминация членов организации;

необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;

ограничения, препятствующие развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе регламентация ставок вознаграждения и доходов от профессиональной деятельности членов организации;

регулирование вопросов, не относящихся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности саморегулируемой организации;

предоставление недостоверной или неполной информации.

Отказ в выдаче разрешения по иным основаниям не допускается.

Отзыв разрешения саморегулируемой организации производится в случае установления Федеральной комиссией нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных Федеральной комиссией, правил и положений саморегулируемой организации, предоставления недостоверной или неполной информации.

Саморегулируемая организация обязана представлять в Федеральную комиссию данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, положения и правила саморегулируемой организации, с кратким обоснованием причин и целей таких изменений.

Изменения и дополнения считаются принятыми, если в течение 30 календарных дней с момента их поступления Федеральной комиссией не направлено письменное уведомление об отказе с указанием его причин.

Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 51. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах

1. За нарушения настоящего Федерального закона и других законодательных актов Российской Федерации о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный в результате нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Участники рынка ценных бумаг, в том числе профессиональные участники рынка ценных бумаг и владельцы ценных бумаг, не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.

(в ред. Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ)

Под манипулированием ценами понимаются действия, совершаемые для создания видимости повышения и/или понижения цен и/или торговой активности на рынке ценных бумаг относительно существующего уровня цен и/или существующей торговой активности на рынке ценных бумаг, с целью побудить инвесторов продавать или приобретать публично размещаемые и/или публично обращаемые ценные бумаги, в том числе:

распространение ложной или недостоверной информации;

совершение сделок с ценными бумагами на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в результате которых не меняется владелец этих ценных бумаг;

одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;

соглашение двух или нескольких участников торгов или их представителей о покупке (продаже) ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Совершение указанных действий профессиональными участниками рынка ценных бумаг является основанием для приостановления или аннулирования выданного им разрешения, а также иных санкций, предусмотренных для членов саморегулируемых организаций.

В случае обнаружения фактов, дающих основание предполагать наличие в действиях лиц признаков манипулирования ценами, определенных настоящим пунктом, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг проводит проверку указанных фактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. По результатам проведенной проверки и с учетом объяснений указанных лиц федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносит решение о признании факта манипулирования ценами на рынке ценных бумаг и привлечении виновного лица (лиц) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и/или приостановлении (аннулировании) выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг, виновному в манипулировании ценами, лицензии либо о направлении материалов проверки в правоохранительные органы.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Указанное решение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приостановлении (аннулировании) выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг лицензии вступает в силу по истечении 15 дней с момента его получения профессиональным участником рынка ценных бумаг, а в случае обжалования указанного решения в суд - с момента вступления в законную силу решения суда. Решение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг считается полученным профессиональным участником рынка ценных бумаг с момента вручения копии решения представителю профессионального участника рынка ценных бумаг под расписку или по истечении шести дней с момента направления копии решения профессиональному участнику рынка ценных бумаг по почте заказным письмом.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

3. В отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг:

принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;

опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;

письменно извещает о необходимости устранения нарушений, внесения изменений в проспект ценных бумаг и другие условия выпуска, а также устанавливает сроки устранения нарушений;

направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента в соответствии с законодательством Российской Федерации;

направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления;

выдает письменное предписание о разрешении дальнейшего размещения ценных бумаг в случае устранения эмитентом нарушений, связанных с недобросовестной эмиссией ценных бумаг;

обращается с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности.

4. Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию (за исключением выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом), несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 61-ФЗ)

5. Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаги, региональных отделений федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, государственного регистрирующего органа, органа государственной налоговой службы, прокурора, а также по искам иных государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Абзац - Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 138-ФЗ)

6. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной.

В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг:

принимает меры к приостановлению безлицензионной деятельности;

опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте безлицензионной деятельности участника рынка ценных бумаг;

письменно извещает о необходимости получения лицензии, а также устанавливает для этого сроки;

направляет материалы проверки по фактам безлицензионной деятельности в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам участника рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обращается с иском в арбитражный суд о взыскании в доход государства доходов, полученных в результате безлицензионной деятельности на рынке ценных бумаг;

обращается с иском в арбитражный суд о принудительной ликвидации участника рынка ценных бумаг в случае неполучения им лицензии в установленные сроки.

Пункт 7 - Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ)

8. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и эмитенты ценных бумаг имеют право обжаловать в арбитражный суд действия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг по пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и применению мер ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 51-ФЗ)

Физические лица, у которых аннулированы квалификационные аттестаты в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, вправе обжаловать в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, соответствующее решение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 51-ФЗ)

9. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами Российской Федерации о ценных бумагах, участники рынка ценных бумаг обязаны обеспечивать имущественные интересы владельцев залогом, гарантией и другими способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, а также страховать имущество и риски, связанные с деятельностью на рынке ценных бумаг.

Статья 51.1. Особенности размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

1. Ценные бумаги иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, допускаются к размещению и публичному обращению в Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации или при наличии соглашения, заключаемого между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента и предусматривающего порядок их взаимодействия.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2005 N 194-ФЗ)

Перечень международных финансовых организаций, ценные бумаги которых допускаются к размещению и публичному обращению в Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.

2. В случае публичного размещения и/или публичного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов, в том числе международных финансовых организаций, учет прав на такие ценные бумаги осуществляется депозитариями, являющимися юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующими требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг к таким депозитариям.

3. Требования к документам, представляемым для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг иностранными эмитентами, в том числе международными финансовыми организациями, для регистрации проспектов ценных бумаг и государственной регистрации отчетов об итогах выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг таких эмитентов, к составу сведений, включаемых в эти документы, их оформлению, а также к составу сведений и порядку раскрытия информации иностранными эмитентами, в том числе международными финансовыми организациями, применяются с учетом изъятий, определяемых нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Статья 52. Переходные положения в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Кредитные организации имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии на осуществление банковских операций в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе продлить указанный срок до двух лет.

Инвестиционные институты, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии, выданной до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также фондовые биржи должны привести свои учредительные и внутренние документы (регламенты) в соответствие с ним в течение одного года со дня его официального опубликования. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе продлить указанный срок до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

Статья 53. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

22 апреля 1996 года

N 39-ФЗ

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.04.96 N 39-ФЗ (ред. от 02.10.2007) "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"