Наименование Программы | | - федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы |
| | |
Основание для разработки Программы | | - распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 г. N 105-р |
| | |
Государственный заказчик Программы | | - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации |
| | |
Основной разработчик Программы | | - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации |
| | |
Цели и основные задачи Программы | | - получение новых знаний; научно-техническое обеспечение перехода отраслей экономики на качественно новые технологические уровни; |
| | создание научно-технологической базы федеральных целевых программ, обеспечивающих инновационный рост экономики страны, выход на внутренний и мировой рынки высокотехнологичной продукции; |
| | развитие научно-технического и интеллектуального потенциала России, сохранение ведущих научных школ и коллективов; |
| | сохранение приоритета страны в ряде важных областей науки, техники и технологий; |
| | сохранение и развитие научно-технического и производственного потенциала в области создания современных научных приборов и оборудования; |
| | создание основ государственной научно-технической политики, системы приоритетов науки и техники и механизма их реализации за счет средств федерального бюджета. |
| | Основная задача Программы - сконцентрировать ресурсы на проектах, имеющих наибольшее значение для повышения качества жизни населения, конкурентоспособности экономики и безопасности страны, развития высокотехнологичных и наукоемких производств |
| | |
Сроки и этапы реализации Программы | | - 2002-2006 годы, в том числе: I этап - 2002-2004 годы; II этап - 2005-2006 годы |
| | |
Разделы Программы | | - фундаментальные исследования в области физических наук; |
| | научное приборостроение; |
| | информационные технологии и электроника; |
| | новые материалы и химические продукты; технологии живых систем; |
| | производственные технологии; |
| | транспорт; |
| | топливо и энергетика; |
| | экология и рациональное природопользование; |
| | социально-экономические технологии; исследования и разработки, выполняемые государственными научными центрами Российской Федерации |
| | |
Исполнители основных мероприятий Программы | | - научные организации, высшие учебные заведения |
| | |
Объемы и источники финансирования Программы | | - всего 19814,82 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 14898,48 млн. рублей |
| | из них на: |
| | научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 13973,9 млн. рублей |
| | капитальные вложения - 924,58 млн. рублей; внебюджетные средства и средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 4916,34 млн. рублей |
| | из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 4916,34 млн. рублей. |
| | Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета |
| | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | | - получение новых знаний в области физических, химических, биологических, информационных наук, наук о Земле; |
| | выявление перспективных областей и направлений научно-технического прогресса на среднесрочную и долгосрочную перспективу, создание научного задела для их развития, ориентированного на инновационный рост экономики; |
| | разработка новых информационных и телекоммуникационных технологических принципов решения проблем, научных основ дальнейшей информатизации промышленности и научно-технической сферы; |
| | разработка научных основ дальнейшего развития биотехнологий для применения в здравоохранении, медицинской, пищевой промышленности, агротехническом комплексе и других отраслях; |
| | создание научно-технологических основ комплексной системы защиты от патогенов; |
| | разработка научных основ системы обеспечения безопасности и защиты от аварий и катастроф, а также методов средне- и долгосрочного прогнозирования погоды с учетом роли Мирового океана и полярных областей; |
| | разработка новых технологий оценки запасов рудных и нерудных полезных ископаемых, биопродуктивности океанов и морей; |
| | разработка рекомендаций по реагированию на изменения природной среды и климата и адаптации отраслей экономики к новым природным и климатическим условиям; |
| | разработка научных основ новых технологических укладов реального сектора экономики; |
| | разработка технологических решений по снижению ресурсоемкости основных производственных процессов на 15-20 процентов, получению образцов новых материалов; |
| | подготовка предложений по уточнению приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня; |
| | оценка перспектив научно-технического и социального развития страны на основе использования современных средств моделирования сложных систем; |
| | разработка научного оборудования для оснащения им научно-исследовательских организаций и центров коллективного пользования, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования; |
| | информационное обеспечение реализации Программы. |
| | Наиболее значимые результаты исследований Программы получат свое развитие в федеральных целевых программах, цель которых - создание промышленных технологий, являющихся базой развития наукоемких отраслей экономики |
| | |
Система организации контроля за исполнением Программы | | - контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно с координационными советами. |
| | Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях коллегии Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и его научно-технического совета. |
| | Координационные советы ежегодно рассматривают ход работ по соответствующим разделам Программы. |
| | Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации ежегодно с учетом предложений координационных советов уточняет показатели Программы, затраты на выполнение программных мероприятий, механизм реализации Программы, состав исполнителей. |
| | Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации как государственный заказчик Программы представляет в Государственный комитет Российской Федерации по статистике статистическую отчетность о реализации Программы, ежегодно представляет в установленном порядке доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования выделенных на ее реализацию финансовых средств |