в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, ЦБ РФ от 30.12.2001 "О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
действует Редакция от 30.12.2001 Подробная информация
ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, ЦБ РФ от 30.12.2001 "О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

7. Регулирование банковской деятельности, банковский надзор, внешний аудит

Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности, банковского надзора и внешнего аудита является внедрение в полном объеме международно признанных подходов к их методике и организации. Это потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, а также улучшения практики его применения.

Задачи укрепления правопорядка в банковском деле наряду с вопросами банковского надзора связаны с такими проблемами, как контроль за валютными операциями, соблюдение налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по данным направлениям также должно проводиться с использованием международного опыта.

7.1. Банковское законодательство

7.1.1. Существенное значение для формирования надлежащей правовой базы регулирования банковского сектора имеют принятые в июне 2001 года изменения и дополнения в действующие законы. Банк России, используя предоставленные законодательством полномочия, будет проводить инспекционные проверки с целью выявления банков, представляющих недостоверную отчетность и имеющих признаки несостоятельности. Особое внимание будет уделяться правильности расчета собственных средств и достаточности капитала. На основании данных, полученных из официальной отчетности и в ходе инспекционных проверок, у банков, имеющих установленные законодательством основания, будут отзываться лицензии на совершение банковских операций.

7.1.2. Принципиальное значение имеет принятие законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление правовых основ банковской деятельности и предполагающих, в частности:

- защиту кредиторов, требования которых обеспечены залогом, имея в виду прежде всего (в случае ликвидации должника) возможность удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, вне очереди за счет средств, полученных от реализации имущества, переданного в залог, а также упрощение процедур обращения взыскания на имущество, переданное в залог;

- изменения и дополнения в статьи 318, 809 и 839 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленные на установление единого порядка начисления процентов по операциям банков, связанным с привлечением и размещением денежных средств;

- повышение уровня требований к достаточности капитала, необходимой для продолжения работы кредитных организаций на рынке банковских услуг;

- изменения в статью 837 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней);

- развитие законодательства, позволяющего осуществлять банковские операции с применением новых технологий (законодательство об электронной подписи и о переводе денежных средств);

- повышение транспарентности структуры собственности кредитных организаций, включая уточнение режима предоставления кредитными организациями информации о реальных владельцах;

- установление альтернативных конкурсному производству процедур (продажа банка целиком или частями, мировое соглашение), которые могут быть применены к банкам, признанным арбитражным судом банкротами;

- предоставление Банку России права устанавливать обязательные пруденциальные нормы для банковских групп;

- предоставление Банку России права обмениваться информацией с органами надзора иностранных государств на конфиденциальной основе и информацией, полученной в процессе осуществления им функций по надзору за банками (за исключением справок по операциям и счетам), без получения согласия кредитной организации и обеспечение защиты информации, получаемой Банком России от органов банковского надзора других стран на конфиденциальной основе.

7.1.3. Для снижения риска репутации российских банков Правительство Российской Федерации совместно с Банком России примут меры по реализации принятого в августе 2001 года Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Требуется завершить работу над новой редакцией Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". В числе наиболее важных вопросов, требующих решения, следует выделить четкое определение сферы и предмета регулирования, задач и полномочий соответствующих органов, в том числе по получению информации, и их обязанностей, конкретных мер ответственности за нарушение требований законодательства.

7.1.4. Большое значение для восстановления доверия общества и кредиторов к банковскому сектору, защиты прав и интересов клиентов кредитных организаций, стимулирования организованных сбережений населения в банковском секторе будет иметь дальнейшее совершенствование законодательства о банкротстве и ликвидации кредитных организаций.

Правительство Российской Федерации внесет предложения по изменению действующего законодательства, направленные на совершенствование процедур ликвидации банков. Процедуры ликвидации неплатежеспособных банков должны стать более эффективными, направленными на сокращение сроков расчета с кредиторами, обеспечение сохранности имущества и документов банков, предупреждение возможных правонарушений и ущемления интересов кредиторов.

7.2. Банковский надзор

Укрепление банковского надзора, включая процедуры регистрации и лицензирования кредитных организаций, текущего надзора и отзыва лицензий играет важную роль в реформировании банковского сектора.

7.2.1. В сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций Банком России будет продолжена работа по совершенствованию системы лицензирования деятельности кредитных организаций, включая повышение требований к их учредителям (участникам) и унификацию подходов к лицензированию банков.

Предстоит в соответствии с законодательством решить прежде всего следующие задачи:

- развить подходы к оценке финансового положения учредителей (участников) кредитных организаций, лиц, приобретающих существенную долю их капитала, а также к оценке их деловой репутации;

- повысить квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей и главных бухгалтеров кредитных организаций, руководителей и бухгалтеров филиалов, включая требования, предъявляемые к их деловой репутации;

- усовершенствовать методики оценки бизнес - планов кредитных организаций;

- обеспечить раскрытие кредитной организацией сведений о ее реальных владельцах, повысить требования к прозрачности структуры собственности кредитных организаций;

- провести оценку возможного влияния взаимозависимости учредителей (участников) на деятельность кредитных организаций;

- расширить возможности капитализации кредитных организаций путем упрощения порядка увеличения их уставного капитала, в том числе за счет конвертации долгов в капитал.

7.2.2. В сфере текущего надзора важнейшей задачей является внедрение системы оценки деятельности кредитных организаций на основе международно признанных подходов.

7.2.2.1. Существенным элементом обеспечения финансовой стабильности банковского сектора является дальнейшее развитие системы требований, определяющих допустимые параметры принимаемых кредитными организациями рисков.

Банк России продолжит реализацию подходов, предусмотренных "Основополагающими принципами эффективного банковского надзора", рекомендованными Базельским комитетом по банковскому надзору, что предполагает последовательный переход от формальных ограничений и регламентации к максимальному учету в деятельности кредитных организаций таких параметров, как:

- существенность рисков;

- адекватность суждения кредитной организации о реальном уровне риска;

- качество внутрибанковских систем управления и контроля за рисками.

В связи с этим деятельность Банка России будет направлена на качественное совершенствование текущего надзора, прежде всего замещение формальных процедур контроля за соблюдением установленных норм оценкой реальных параметров рисков. Особое внимание будет уделяться качеству внутрибанковских систем управления и внутреннего контроля. Темпы внедрения такого подхода к организации банковского надзора будут зависеть в том числе от общей динамики развития банковского дела, повышения его культуры.

7.2.2.2. Банк России предпримет меры по развитию проактивной функции текущего надзора. В этих целях получит дальнейшее совершенствование система раннего предупреждения, базирующаяся на данных документарного анализа и результатах инспекторских проверок.

Основное внимание будет уделяться финансовому состоянию кредитных организаций, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, обнаружению проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения. Эта задача будет решаться путем совершенствования Банком России комплексных методик и практики анализа финансового состояния кредитных организаций как при проведении документарного надзора, так и в ходе осуществления инспекторских проверок. Банк России будет оперативно применять к кредитным организациям адекватные меры воздействия за попытки скрыть реальное положение дел.

7.2.2.3. Совершенствование системы обязательных нормативов будет осуществляться путем повышения эффективности их регулирующего воздействия на уровень рисков кредитных организаций.

Система обязательных нормативов будет ориентирована на более точный учет реальных рисков банковской деятельности. В целях более эффективного ограничения рисков банковской деятельности Банком России будет проведена работа по оптимизации пруденциальных норм.

7.2.2.4. Важным элементом современной системы текущего надзора за банками выступает надзор на консолидированной основе, задачей которого на ближайшие несколько лет является методическая отработка и практическая реализация подходов к консолидированной оценке всех рисков, принимаемых кредитной организацией в процессе деятельности как непосредственно, так и опосредованно, через аффилированные структуры, включая в том числе и риски, возникающие в связи с осуществлением деятельности, не относящейся к банковской.

Важной предпосылкой осуществления эффективного текущего банковского надзора на консолидированной основе выступает надлежащая осведомленность органа банковского надзора об организационной структуре банковской группы (банковского холдинга). В связи с этим должны получить развитие, в том числе на законодательном уровне, полномочия Банка России по получению от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов, а также от их владельцев исчерпывающих сведений, позволяющих составить полное представление об организации банковских групп, банковских холдингов.

Одним из условий реализации отмеченных задач является требование транспарентности контроля за деятельностью кредитных организаций, осуществляемого через участие в их капитале или любым иным способом.

7.2.2.5. Развитие системы формирования резервов на возможные потери будет осуществляться на основе включения в число инструментов и рисков, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери, внебалансовых операций, срочных сделок, ценных бумаг, приобретенных для инвестирования (включая государственные).

В перспективе одновременно с внедрением международных стандартов бухгалтерского учета финансовой отчетности и модернизацией системы налогообложения Банк России предусматривает дополнительно либерализовать подходы к порядку формирования всех видов резервов, имея в виду предоставление кредитным организациям более широких возможностей для вынесения суждения о величине принятого риска при формировании резервов с последующим контролем надзорного органа и внешних аудиторов.

7.2.2.6. Будет усилена инспекционная деятельность Банка России, включая проведение более частых проверок кредитных организаций, испытывающих проблемы в деятельности, принявших повышенные риски либо не имеющих адекватной системы управления рисками и внутреннего контроля.

7.2.3. Важнейшей предпосылкой повышения эффективности регулирования и банковского надзора является переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В целях подготовки перехода кредитных организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности с 1 января 2004 года одновременно с другими секторами экономики Правительство Российской Федерации и Банк России в течение 2001 года определят меры организационно - правового характера, необходимые для перехода кредитных организаций на бухгалтерский учет и финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами, и разработают график реализации указанных мер.

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности требует изменения нормативной базы, организации бухгалтерского и управленческого учета, разработки, апробации и внедрения новых программных комплексов, обучения и переподготовки бухгалтерских, управленческих, аудиторских кадров, а также специалистов банковского надзора. Решение данной задачи предполагает принятие Федерального закона "О бухгалтерском учете" в новой редакции и внесение определенных корректив в налоговое законодательство, которые должны создать возможности для практического внедрения учетных принципов, основанных на международных стандартах бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Банк России примет меры по оптимизации системы отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. Указанные меры будут направлены в первую очередь на устранение дублирования и излишней детализации представляемой в Банк России информации, оптимизацию сроков представления отчетности. Банк России в рамках деятельности Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России приступил к разработке нормативной базы для внедрения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности и их апробации на группе "пилотных" банков.

7.2.4. Новым направлением раскрытия информации о банковском секторе станет введение в практику публикации макропруденциальных показателей, характеризующих основные параметры его деятельности. Раскрытие данной информации позволит кредитным организациям, инвесторам, надзорным органам и другим заинтересованным пользователям осуществлять регулярный мониторинг макроэкономических показателей деятельности российского банковского сектора.

7.2.5. В условиях глобализации финансовых рынков усиливается значение эффективного обмена информацией о деятельности кредитных организаций и банковских групп с органами банковского надзора других стран. Необходимо внесение изменений в законодательство, определяющих возможности и условия обмена информацией о кредитных организациях с надзорными органами зарубежных стран в целях развития международного аспекта транспарентности информации о российском банковском секторе.

7.2.6. Банк России продолжит совершенствование системы организации банковского надзора на основе оптимального сочетания элементов централизации и децентрализации надзорных функций.

7.2.7. В сфере предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций практическими задачами Банка России являются, в частности:

- усиление контроля за соблюдением кредитными организациями требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", связанных с обязательным уменьшением кредитными организациями уставного капитала в случае уменьшения величины собственных средств (капитала);

- обеспечение своевременного предъявления требований об осуществлении кредитными организациями мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

- разработка методических рекомендаций по составлению кредитными организациями планов мер по финансовому оздоровлению, а также по оценке рыночной стоимости активов кредитных организаций;

- усиление контроля за выполнением кредитными организациями мероприятий, предусмотренных планами мер по финансовому оздоровлению (планами мероприятий по реорганизации);

- активизация применения механизма введения временных администраций по управлению кредитными организациями и усовершенствование нормативно - правовой базы их деятельности;

- своевременное применение мер воздействия к кредитным организациям, допускающим нарушения действующего законодательства.

7.2.8. Одной из важнейших задач на ближайшую перспективу является совершенствование процедур ликвидации кредитных организаций, включая создание эффективного механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков.

Требует безотлагательного решения проблема обеспечения процедур трансграничной несостоятельности банков. Данная проблема может быть решена посредством заключения межгосударственных соглашений, определяющих порядок ликвидации коммерческих и некоммерческих представительств российских банков за рубежом.

Эффективность ликвидационных процедур неразрывно связана с решением проблемы инициирования процедуры ликвидации кредитных организаций, у которых лицензии на осуществление банковских операций отозваны Банком России до вступления в силу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Данная проблема потребует решения на законодательном уровне.

В целях совершенствования контроля за ликвидацией кредитных организаций на основании статьи 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" Банком России будет введена статистическая отчетность, представляемая конкурсными управляющими в Банк России. При этом будет предусмотрено получение от конкурсных управляющих сведений о движении активов ликвидируемого банка, о результатах проделанной работы по рассмотрению требований кредиторов банка.

7.2.9. В целях повышения эффективности системы корпоративного управления в кредитных организациях и банковского надзора за их деятельностью Банк России обеспечит развитие обмена информацией с внешними аудиторами кредитных организаций в соответствии с подходами, содержащимися в международных рекомендациях.

7.3. Внешний аудит кредитных организаций

7.3.1. Внешний аудит призван играть возрастающую роль в развитии транспарентности деятельности кредитных организаций, усилении дисциплины рынка и совершенствовании систем корпоративного управления и внутреннего контроля. Основной задачей на ближайшие годы является внедрение стандартов аудита в соответствии с требованиями международной практики и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В рамках реализации указанной задачи Правительство Российской Федерации с участием Банка России проведет работу по:

- приведению стандартов аудита в соответствие с требованиями международной практики;

- повышению требований к репутации и опыту работы аудиторских организаций, работающих с кредитными организациями;

- развитию практики применения адекватных мер к аудиторам за грубые ошибки, повлекшие введение в заблуждение пользователей подтвержденной аудиторами недостоверной информации, включая лишение лицензий на осуществление аудиторской деятельности;

- повышению роли саморегулируемых профессиональных организаций в допуске аудиторов на рынок и контроле за качеством аудита.

  • Главная
  • ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства РФ, ЦБ РФ от 30.12.2001 "О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"