в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 09.01.2002 N 26-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АУДИТА"
не действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 09.01.2002 N 26-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АУДИТА"

ТИПОВОЙ ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АУДИТА

I. Общие положения

1. Настоящий типовой порядок взаимодействия между структурными подразделениями таможенного органа при проведении таможенного контроля с использованием методов аудита (далее - Порядок) разработан на основе разделов V и X Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России), главы 14 раздела V Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК России), в соответствии с приказами ГТК России от 17.01.2000 N 27 "Об утверждении Положения о Таможенной инспекции", от 26.03.2001 N 312 дсп "Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с контрабандой", от 26.03.2001 N 90 "Об утверждении Положения об Управлении таможенных расследований и дознания", от 26.01.2000 N 61 "Об утверждении Положения об Управлении валютного контроля", от 23.06.99 N 378 дсп "Об утверждении Положения об Управлении собственной безопасности ГТК России", а также распоряжением ГТК России от 01.11.2001 N 1025-р "Об утверждении методических рекомендаций по проведению таможенного контроля (в т.ч. проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита".

2. Порядок определяет механизм взаимодействия между структурными подразделениями таможенного органа по вопросам организации, проведения таможенного контроля с использованием методов аудита, по принятию мер по его результатам (материалам), а также информационного обмена между ними в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

3. Под структурными подразделениями таможенного органа (далее - подразделения) в Порядке понимаются:

1) структурные подразделения ГТК России: Таможенная инспекция (ТИ), Управление валютного контроля (УВК), Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК), Управление таможенных расследований и дознания (УТРД), Управление собственной безопасности (УСБ);

2) структурные подразделения региональных таможенных управлений и таможен, курируемые по направлениям деятельности подразделениями ГТК России, указанными в подпункте 1 пункта 3 Порядка.

4. Взаимодействие между подразделениями при осуществлении таможенного контроля с использованием методов аудита (далее - Проверка) включает:

1) доступ к необходимой информации баз данных, кроме содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне;

2) взаимное информирование о возможных новых схемах нарушений таможенного законодательства, используемых лицами, осуществляющими деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации, о наличии признаков подготавливаемых, совершаемых или совершенных нарушениях таможенных правил (НТП), в том числе выявленных в ходе проведения Проверки, а также о принятых мерах по закреплению указанных признаков;

3) привлечение сотрудников (специалистов) подразделений к участию в проведении Проверки, в том числе для оперативного сопровождения;

4) передачу материалов Проверки, протоколов о НТП для производства по делу о НТП в соответствии с установленным порядком;

5) информирование о решении, принятом в ходе производства либо рассмотрения дела о НТП, заведенного по результатам Проверки.

5. Информации, получаемой и передаваемой в ходе проведения Проверки, присваивается гриф "Для служебного пользования" (дсп). Сотрудники подразделений должны использовать такую информацию в соответствии с установленным порядком.

6. Руководителем Проверки назначается сотрудник подразделения таможенной инспекции. Руководитель Проверки несет ответственность за организацию, проведение Проверки и за оформление ее результатов.

Под проверяющими понимаются сотрудники подразделений, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации специалисты других правоохранительных и контролирующих органов, организаций, эксперты, участвующие в проведении Проверки.

II. Общая организация взаимодействия

7. Для выбора объектов (лиц) Проверки подразделения осуществляют действия, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 4 Порядка, а также обработку, обобщение и анализ практики проведения таможенного контроля, информации, имеющейся в таможенных органах и полученной из других правоохранительных и контролирующих органов, выявляют зоны повышенного риска во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), на которых выявлены неоднократные нарушения таможенного законодательства, в том числе связанные с переводом валюты и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, с осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, наиболее активные пути и способы незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и Союзного государства, определяют товары, являющиеся прикрытием для нелегально ввозимой продукции. Если по результатам аналитической работы у подразделений имеются достаточные основания полагать о несоблюдении или соблюдении не в полной мере законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, то они формируют список объектов (лиц), в отношении которых целесообразно проведение Проверки.

Указанный список направляется ежемесячно (в случае, не терпящем отлагательства, по необходимости) в виде служебной записки в подразделение таможенной инспекции для принятия решения о необходимости проведения Проверки. К списку, в котором необходимо указать сведения об объектах (лицах) (наименование, код ОКПО, ИНН), информацию, обосновывающую необходимость проведения Проверки, прилагают комплекты документов, на основании которых проводился анализ. Если какое-либо лицо включено в список по поручению вышестоящего таможенного органа, комплекты документов не прилагаются, а в списке дается соответствующее пояснение.

Подразделение таможенной инспекции рассматривает полученные материалы и дает заключение о целесообразности проведения Проверки. Решение о проведении Проверки принимает: в ГТК России - начальник Таможенной инспекции, в РТУ, таможне - начальник РТУ или начальник таможни соответственно.

Если основания для проведения Проверки недостаточно мотивированы, подразделение таможенной инспекции в течение десяти дней со дня получения указанных материалов информирует об этом подразделение, направившее их, с указанием причин нецелесообразности ее проведения. В случае, если проведение Проверки было поручено вышестоящим таможенным органом, информация о нецелесообразности ее проведения сообщается ему незамедлительно.

8. При необходимости получения дополнительной информации о проверяемых лицах подразделения могут запрашивать любую информацию, касающуюся внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности проверяемого лица, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов.

При подготовке к Проверке подразделение таможенной инспекции таможенного органа может направлять в структурные подразделения таможенного органа, курируемые по направлениям деятельности ГУБК, УСБ, запросы о наличии оперативно значимой информации, имеющей значение для принятия решения о проведении Проверки и ее непосредственного проведения, в отношении проверяемого лица. Ответ на запрос должен быть направлен в течение пяти дней со дня его получения. При наличии такой информации с указанными подразделениями согласуется план проведения Проверки, в котором обосновывается необходимость привлечения сотрудников этих подразделений к Проверке.

9. Привлечение сотрудников (специалистов) подразделений к проведению Проверки, в том числе для ее оперативного сопровождения, осуществляется по запросу начальника подразделения таможенной инспекции по согласованию: в ГТК России - с начальником соответствующего Управления, в РТУ и таможне - с курирующим заместителем начальника РТУ или таможни соответственно. Начальник подразделения, получив запрос о направлении сотрудника, должен в пятидневный срок сообщить в подразделение таможенной инспекции о направлении для участия в Проверке сотрудника, с указанием его фамилии, имени, отчества, занимаемой должности.

Сотрудники подразделений собственной безопасности осуществляют мероприятия по оперативному сопровождению Проверки в соответствии с приказом ГТК России от 11.10.99 N 689 дсп "Об утверждении Инструкции об организации деятельности подразделений собственной безопасности по оперативному сопровождению проверок соблюдения участниками ВЭД законодательства Российской Федерации, осуществляемых таможенными органами".

10. Сотрудники подразделений, привлекаемые к проведению Проверки, участвуют в определении ее основных направлений, вопросов, объема, сроков, в составлении общего плана и конкретных методов ее проведения, в том числе методов аудита, в составлении рабочей документации Проверки, акта Проверки, осуществляют экспертную проработку вопросов, возникающих в процессе проведения Проверки и относящихся к их компетенции.

11. Проверка проводится в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России, регламентирующими порядок ее проведения.

12. При возникновении в ходе Проверки вопросов, требующих заключения специалистов, подразделение таможенной инспекции направляет в соответствующее подразделение таможенного органа запрос с приложением полного комплекта документов, необходимых для подготовки обоснованного, квалифицированного заключения по поставленному вопросу, а при необходимости дополнительные материалы по мотивированному запросу.

13. В случае непосредственного обнаружения признаков НТО в соответствии со ст. 299 ТК России составляется протокол о НТП. По решению начальника таможенного органа или его заместителя по правоохранительной деятельности протокол о НТП и материалы Проверки передаются для дальнейшего производства в подразделение таможенного органа, курируемое по направлениям деятельности УТРД и осуществляющее производство по делу о НТП.

Регистрация и учет дел о НТП осуществляются в соответствии с Положением о порядке учета и регистрации дел о НТП в таможенных органах Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК России от 20.01.95 N 33.

14. Взыскание с применением упрощенной формы налагается на лиц, совершивших НТП, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

15. В случае получения в ходе Проверки информации об обстоятельствах возможного НТП, либо о лице, его совершившем, либо о месте, времени и способе его совершения данная информация проверяется в соответствии с Инструкцией о порядке проверки сообщений, заявлений и иной информации о нарушении таможенных правил, утвержденной приказом ГТК России от 18.05.2001 N 455.

16. Акт Проверки и материалы Проверки приобщают к делу о НТП либо используют в качестве основания для проведения проверки сообщений, заявлений и иной информации о НТП. К таким материалам относятся, в том числе:

- объяснения руководителя проверяемого лица, привлекаемого к ответственности, иного лица, обладающего информацией по обнаруженному НТП;

- ГТД, документы контроля доставки, краткие декларации, либо акты приема - передачи товаров и транспортных средств на склад временного хранения (СВХ) или таможенный склад (ТС), либо иные документы, свидетельствующие о помещении товаров на СВХ или ТС в зону таможенного контроля;

- транспортные, товаросопроводительные документы (накладные, счета-фактуры, счета-проформы, инвойсы, спецификации, сертификаты на товар и другие документы);

- акт таможенного досмотра либо другие документы (например, опись задержанных товаров), в которых точно указано наименование, количество, вес, индивидуальные признаки, стоимость (при возможности) товаров и транспортных средств;

- внешнеторговый контракт, договоры со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, другие документы, подтверждающие факт перехода права владения, пользования, распоряжения товаром;

- учетную карту участника ВЭД, уставные, регистрационные, учредительные, банковские и налоговые документы лица, привлекаемого к ответственности, а также документы других государственных и контролирующих органов;

- бухгалтерские документы;

- другие документы, имеющие отношение к данному делу и подтверждающие факт НТП.

Протокол о НТП, акт и материалы Проверки передаются в подразделение таможенного органа, осуществляющее расследование дел о НТП, акт и материалы проверки, являющиеся основанием для проведения проверки сообщений, заявлений или иной информации о НТП - в подразделение таможенного органа, осуществляющего такую проверку. Передача указанных документов (по возможности в оригиналах либо в виде надлежащим образом заверенных копий) оформляется актом приема-передачи в случаях, когда проверяющие имели реальную возможность их истребовать, получить (изъять) у проверяемого лица.

17. При проведении Проверки проверяющие могут непосредственно осуществлять действия, регламентированные разделом V ТК России, главой 14 раздела V НК России, приказом ГТК России от 16.07.2001 N 672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 21.08.2001 peг. N 2885) и другими нормативными правовыми актами ГТК России, регламентирующими порядок проведения Проверки, либо направлять поручения о проведении таких действий нижестоящим таможенным органам.

18. Подразделение таможенного органа, которому подразделением таможенной инспекции были направлены акт и материалы Проверки для проверки в соответствии с приказом ГТК России от 18.05.2001 N 455, в течение двух недель информирует о принятом по ним решении и направляет копии постановления об отказе в заведении дела о НТП, или акта о наложении взыскания и документов, подтверждающих уплату наложенного штрафа, или копию протокола о НТП.

19. При обнаружении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также признаков преступлений, производство по которым не отнесено к компетенции таможенных органов, руководитель Проверки представляет рапорт начальнику подразделения таможенной инспекции (лицу, его замещающему) о выявленных признаках преступления, причастных к нему лицах, принятых мерах. К рапорту прилагаются все материалы, полученные в ходе проведения Проверки, акт проверки (при наличии), подписанный всеми проверяющими. По письменному указанию начальника данного подразделения (лица, его замещающего) рапорт, акт проверки и все материалы Проверки (подлинники) в сброшюрованном виде с пронумерованными листами и описью передаются в подразделение таможенного органа, осуществляющее расследование и. дознание, для рассмотрения и принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О выявленных признаках контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также о факте передачи материалов Проверки в подразделение таможенного органа, осуществляющее расследование и дознание, немедленно докладывается начальнику таможенного органа.

III. Заключительные положения

20. В случае установления фактов причастности сотрудников таможенных органов к совершению НТО или преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, подразделение таможенной инспекции направляет служебную записку с изложением выявленных фактов в подразделение собственной безопасности.

21. Подразделение таможенного органа, осуществляющее расследование и дознание, по получении протокола о НТП и материалов Проверки самостоятельно осуществляет производство по делу или поручает производство нижестоящему таможенному органу. В последнем случае информация об этом направляется в подразделение таможенной инспекции, направившее указанные протокол о НТП и материалы Проверки.

22. Сотрудник таможенного органа, осуществляющий производство по делу о НТП, вправе дополнительно запросить у проверяющих необходимые документы, а также при необходимости привлекать сотрудников, участвовавших в проведении Проверки, для участия в проведении ревизии, проверки, инвентаризации по делу о НТП или уголовному делу в соответствии со ст. 345 ТК России.

23. Подразделение таможенного органа, осуществляющее расследование дел о НТП, направляет копию постановления таможенного органа Российской Федерации по делу о НТП в подразделение таможенной инспекции, направившее протокол о НТП, не позднее десяти дней со дня его вынесения.

24. Подразделение таможенной инспекции ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, информирует подразделение таможенного органа, представившее материалы, о результатах Проверки.

И.о. начальника Таможенной инспекции
полковник таможенной службы
А.И. РЯЗАНОВ

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 09.01.2002 N 26-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АУДИТА"