в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002-2010 ГОДЫ"
не действует Редакция от 14.02.2002 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002-2010 ГОДЫ"

4. Система программных мероприятий

Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и других расходов за счет средств федерального бюджета. В качестве критериев успешности решения поставленных задач будут использоваться целевые показатели и разработана система подробных индикаторов.

Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 1.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Среди программных мероприятий по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы наиболее важными являются внесение изменений в федеральные законы "Об основах федеральной жилищной политики" и "О товариществах собственников жилья" и разработка нормативных документов, связанных с совершенствованием процедур тарифного регулирования предприятий коммунального хозяйства - локальных естественных монополистов. Необходимо также внести изменения в законодательные и иные нормативные акты с целью упорядочения предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и перехода к механизму адресной поддержки граждан по принципу жилищных субсидий, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги для различных групп потребителей, упорядочения отнесения затрат на себестоимость продукции и услуг предприятий коммунального хозяйства.

Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по совершенствованию нормативно-правовой базы в рамках этого направления составят 17,5 млн. рублей.

Организационные мероприятия будут направлены на реформирование экономических отношений в отрасли с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций. Основная часть программных мероприятий должна быть реализована на региональном уровне и муниципальном уровне при методическом и техническом содействии на федеральном уровне.

Переход к целевой адресной помощи гражданам через механизм жилищных субсидий и существенное возрастание потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий при переходе к бездотационному функционированию объектов жилищно-коммунального хозяйства потребует совершенствования механизма учета этих потребностей в рамках реформирования межбюджетных отношений, создания информационной системы платежей и субсидий. Будет определена возможность прямого участия федерального бюджета в финансировании реализации программы жилищных субсидий и определены оптимальные механизмы такого участия. Будет внедряться система социальных счетов граждан (на первом этапе реализации Программы - в экспериментальном порядке в ряде субъектов Российской Федерации), на которые будут перечисляться все виды персонифицированной социальной помощи государства, в том числе жилищные субсидии.

В сфере управления жилищным фондом должно быть завершено разграничение функций собственника жилищного фонда и функций профессионального управления и обслуживания. Фактически сложившаяся монополия на услуги по управлению жилищным фондом должна быть разрушена. Необходимо прекратить практику, когда органы местного самоуправления в лице своих структурных подразделений выполняют хозяйственные функции по управлению жилищным фондом. Необходимо также внести ясность в балансовую принадлежность жилищного фонда, который сегодня, как правило, находится на балансе муниципальных организаций, в том числе и его приватизированная часть. Основная часть жилищного фонда будет передаваться на баланс товариществ собственников жилья. Будет реализован комплекс мер по повышению привлекательности создания товариществ собственников жилья и иных объединений собственников (например, товариществ собственников молодежных жилищных комплексов).

В короткие сроки будет завершен переход к реальным договорным отношениям между всеми участниками рынка услуг по управлению жилищным фондом и его обслуживанию. Будет обеспечен равный доступ предприятий всех форм собственности на рынок этих услуг на конкурсной основе. Конкурсы по управлению жилищным фондом и его обслуживанию должны быть публичными и проводиться с заранее известной периодичностью. На первом этапе реализации Программы муниципальные предприятия должны быть акционированы. На втором этапе начнется выборочная приватизация предприятий по управлению жилищным фондом и его обслуживанию.

Рост числа товариществ собственников жилья будет способствовать развитию рынка услуг по профессиональному управлению жилищным фондом. Управляющие компании должны получить все полномочия по финансовому планированию развития недвижимости, находящейся в их управлении, при условии соблюдения установленных норм и правил, осуществлять поиск и привлечение частных инвестиций.

В сфере организации предоставления коммунальных услуг необходимо создать систему тарифного регулирования, которая будет стимулировать предприятия к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг, а также обеспечивать им возможность привлечения долгосрочных частных инвестиций.

В течение первого этапа реализации Программы во всех муниципальных образованиях должны быть созданы органы по регулированию тарифов муниципальных предприятий, предоставляющих основные коммунальные услуги, либо эти функции должны быть переданы на договорной основе соответствующему регулирующему органу на уровне субъекта Российской Федерации. Будет обеспечено повышение профессионального уровня регулирующих органов, разработаны и внедрены формализованные процедуры их деятельности.

Будет продолжена работа по развитию практики экспертизы и аудита тарифов коммунальных предприятий, что должно стать составной частью процедур тарифного регулирования. Будут сформулированы основные требования, которым должны соответствовать проводимые работы, определены условия их финансирования за счет внешних для предприятия источников в целях обеспечения объективности результатов экспертизы и аудита.

В рамках организационных мероприятий на федеральном уровне будет оказана методическая и техническая помощь в работе органов тарифного регулирования на региональном и муниципальном уровне.

Будет оказываться поддержка внедрению прогрессивных энергосберегающих технологий.

Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.

Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета, направлены на преодоление последствий недофинансирования отрасли, что привело к сверхнормативному износу основных фондов, а также на повышение эффективности предоставления жилищных субсидий.

Завершение перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг населением и введение механизма адресного предоставления жилищных субсидий снизит потребность в бюджетных средствах на дотирование жилищно-коммунального хозяйства.

Будет погашена задолженность федерального бюджета по услугам коммунального хозяйства.

Реализация мероприятий Программы по этому направлению будет осуществлена, в том числе путем софинансирования проектов Международного банка реконструкции и развития "Городское водоснабжение и канализация" с объемом кредитных ресурсов 122,5 млн. долларов США для 14 городов и "Реконструкция систем городского теплоснабжения" с объемом кредитных ресурсов 85 млн. долларов США для 8 городов. Общий объем софинансирования по двум проектам за счет средств федерального бюджета составит 0,82 млрд. рублей.

Механизм проведения преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве и механизм финансирования программных мероприятий по его модернизации будет разработан в рамках подпрограмм "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" и "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда".

Целью подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" является повышение устойчивости и эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат (в том числе за счет реализации мероприятий по энергосбережению), усиление адресности социальной защиты населения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг на основе перехода к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса.

Неотъемлемой частью подпрограммы будет являться система мер по повышению инвестиционной привлекательности отрасли на основе развития рыночных механизмов ее функционирования, а также мероприятия по финансовой стабилизации отрасли, включая решение проблемы накопленной задолженности. Бюджетные средства будут использоваться не только как источник капитальных вложений, но и как инструмент, позволяющий отработать и запустить рыночные механизмы финансирования отрасли, которое в будущем будут осуществляться в основном на основе частных прямых и заемных инвестиций.

Целью подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания. При этом намечается осуществить до 2010 года ликвидацию существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым на начало 2000 года в объеме 8,2 млн. кв. метров.

Из федерального бюджета на реализацию мероприятий данного направления планируется выделение 5,77 млрд. рублей. Кроме того, за счет средств всех бюджетов должны быть профинансированы жилищные субсидии на оплату коммунальных услуг в размере 332 млрд. рублей.

Обеспечение доступности жилья

Среди программных мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы наиболее важными являются принятие нового Жилищного кодекса Российской Федерации и разработка нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию его положений (типовой договор социального найма, правила признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и т. п.). Будут подготовлены необходимые изменения и дополнения в Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, в федеральные законы "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", разработаны новые законопроекты, регулирующие вопросы обращения эмиссионных ипотечных ценных бумаг, защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья, иные нормативные правовые акты, целью которых является повышение эффективности рынка жилья и стимулирование предоставления долгосрочных ипотечных кредитов населению.

Будут подготовлены нормативные документы:

обеспечивающие единые основания признания граждан нуждающимися в получении жилья или улучшении жилищных условий при содействии органов государственной власти и местного самоуправления;

обеспечивающие завершение перехода к прямой финансовой поддержке граждан, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, через предоставление им адресных субсидий на приобретение жилья и устанавливающие четкую регламентацию процедур по их предоставлению с единым методическим подходом по определению размеров субсидий и контролю за их распределением и использованием.

На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с совершенствованием нормативно-правовой базы по данному направлению, будет направлено 35 млн. рублей.

В рамках проведения организационных мероприятий предусматривается оказание содействия в профессиональной подготовке участников рынка жилья, в том числе страховых компаний, и совершенствование функционирования административных и судебных органов в целях обеспечения равных условий деятельности и защиты законных интересов всех участников рынка.

Намечается создание автоматизированной информационно-аналитической системы рынка жилья, которая позволит обеспечить заинтересованные органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие структуры и население достоверной и своевременной информацией о спросе и предложении на рынке жилья, о состоянии и тенденциях его развития, ценовой ситуации на различных сегментах рынка, другой информацией, необходимой для разработки и реализации федеральных целевых программ, формирования жилищной, миграционной, инвестиционной, налоговой политики, развития системы ипотечного кредитования и решения других вопросов хозяйственной деятельности в жилищной сфере.

Будет совершенствоваться система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающая доверие к сведениям Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и конфиденциальность сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости.

Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.

Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в рамках подпрограммы "Свой дом", целью которой является создание финансовых механизмов ипотечного жилищного кредитования населения, привлечения долгосрочных ресурсов в эту сферу и развитие соответствующей инфраструктуры. В рамках подпрограммы предусматривается направить за счет средств федерального бюджета до 9 млрд. рублей на предоставление государственных гарантий по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

Жилищное строительство

Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием нормативно-правовой базы, наиболее важными являются внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, направленные на упорядочение и упрощение порядка согласования и реализации инвестиционных проектов, обеспечение условий для формирования и комплексной подготовки земельных участков под жилую застройку, а также разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы межевания и землеустройства, предоставления долгосрочных прав (собственности, долгосрочной аренды) на земельные участки для жилищного строительства до начала проектирования или строительства, в том числе с использованием конкурсных процедур.

Предполагается подготовить и принять на федеральном уровне закон о правовом зонировании территорий и нормативные правовые акты по вопросам реализации инвестиционно-строительных проектов.

Будет создана нормативно-правовая база для формирования единых объектов недвижимости, включающих земельный участок и расположенные на нем здания, строения и сооружения.

Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по совершенствованию нормативно-правовой базы составят 10,5 млн. рублей.

Организационные мероприятия будут направлены на:

использование в жилищном строительстве прогрессивных технологий, современных архитектурно-строительных и градостроительных решений;

дебюрократизацию процедур контроля и надзора за соблюдением строительных норм и правил, требований экологической и иных видов безопасности, а также лицензирования определенных законодательством видов деятельности;

методическое содействие развитию системы страхования строительных рисков и профессиональной ответственности строителей;

совершенствование процедур регистрации залога земельных участков под застройку и объектов, не завершенных строительством;

стимулирование принятия на региональном и местном уровне нормативных правовых актов по вопросам градостроительной деятельности и введения правил землепользования и застройки, проведения межевания, а также взаимодействия органов местного самоуправления с населением в процессе принятия градостроительных решений;

методическое содействие при подготовке необходимой документации для продажи на торгах прав на земельные участки как объекты недвижимости и их использования в качестве залога при получении кредита на жилищное строительство;

методическую поддержку реализации демонстрационных проектов модернизации жилых зданий.

Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.

Текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан

Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием нормативно-правовой базы, наиболее важным является разработка документов, позволяющих унифицировать механизмы содействия в обеспечении жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидий на приобретение жилья в виде государственных жилищных сертификатов. На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по совершенствованию нормативно-правовой базы будет направлено 7,5 млн. рублей.

Организационные мероприятия включают унификацию расчетных процедур определения размера финансовой поддержки граждан в обеспечении жильем.

Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета, направлены на исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Большинство мероприятий будет реализовано в рамках самостоятельных подпрограмм.

Целью федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", включенной в состав Программы, является обеспечение постоянным жильем граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, путем предоставления им бюджетных субсидий в виде государственных жилищных сертификатов. За период 1998-2002 годов намечалось выдать 210 тыс. сертификатов. На начало 2001 года выпущено 56,2 тыс. сертификатов. В связи с этим намечается продление сроков реализации мероприятий данной программы до 2010 года. Объем предусматриваемых расходов на ее реализацию за счет средств федерального бюджета составляет 103,06 млрд. рублей.

В рамках Программы будет осуществляться реализация Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", на что предусматривается выделение средств федерального бюджета в размере 14,23 млрд. рублей.

Целью подпрограммы "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", является обеспечение жильем в Российской Федерации военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы и проходивших ее в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории космодрома Байконур, а также граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур".

В результате осуществления этой подпрограммы должно быть обеспечено жильем 14,4 тыс. семей российских граждан. Объем предусматриваемых расходов на ее реализацию за счет средств федерального бюджета составляет 141,4 млн. рублей. Кроме того, предполагается выделение городу Байконуру субвенций из федерального бюджета на отселение граждан Российской Федерации в размере 1327,8 млн. рублей на весь срок реализации подпрограммы.

Задачей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении их жилищных проблем в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Объем предусматриваемых расходов на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 536 млн. рублей.

В развитие действующей до конца 2001 года федеральной целевой программы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" будет разработана подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", целью которой является обеспечение жильем граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк" и ветеранов подразделений особого риска. Объем предусматриваемых расходов на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 1236,5 млн. рублей.

В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации" будет осуществляться обеспечение жильем вынужденных переселенцев, имеющих в соответствии с жилищным законодательством право на первоочередное и внеочередное его получение. Объем предусматриваемых расходов на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 7998 млн. рублей.

Кроме того, будет продолжено обеспечение жильем иных категорий населения в целях выполнения имеющихся обязательств государства перед отдельными категориями граждан. Объем предусматриваемых расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета составляет 4396,2 млн. рублей. В том числе для сохранения и развития научного потенциала России будет оказана государственная поддержка молодым ученым в решении ими жилищной проблемы.

Ожидаемые результаты обеспечения жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета приведены в приложении N 2.

Общий объем финансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета по данному направлению составит 131,6 млрд. рублей.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002-2010 ГОДЫ"