Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.03.2002 N 168 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ"
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" (далее именуется - Программа).
2. Настоящие Правила обязательны к исполнению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, участвующими в реализации Программы, а также гражданами, принявшими решение участвовать в Программе (далее именуются - граждане - участники Программы).
3. Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника Программы на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения (далее именуются соответственно - сертификат, субсидия). Сертификат не является ценной бумагой, он не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Сертификаты выпускаются по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, являющимся государственным заказчиком Программы, и Министерством обороны Российской Федерации.
5. Право на получение сертификата имеют следующие категории граждан Российской Федерации, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий:
а) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения с военной службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на военной службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия;
б) сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы, и граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения со службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия;
в) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
6. Граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, решение об участии в Программе принимают добровольно.
7. Основаниями для признания в установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами являются:
а) отсутствие жилого помещения для постоянного проживания;
б) проживание в общежитии или на служебной жилой площади при отсутствии другой жилой площади для постоянного проживания;
в) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади для постоянного проживания.
8. Субсидия гражданам - участникам Программы предоставляется за счет средств федерального бюджета в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности.
Расчетная стоимость жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения (с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения), установленной для семей разной численности, определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, а для граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, - на территории субъекта Российской Федерации по месту получения сертификата.
Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья определяется ежеквартально Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на основании данных, представленных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и публикуется в одном из официальных изданий.
9. Размер субсидии рассчитывается соответственно федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее именуются - органы исполнительной власти), осуществляющим выдачу сертификатов, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Расчет размера субсидии производится на дату выдачи сертификата.
10. Социальная норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в размере 33 кв. метров - для одиноких граждан, 42 кв. метров - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Для граждан - участников Программы, имеющих в соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и абзацем третьим статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I, право на дополнительную общую площадь жилого помещения, расчет размера субсидии производится с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. метров.
Состав семьи гражданина - участника Программы при расчете размера безвозмездной субсидии определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
11. Срок действия сертификата составляет 9 месяцев с даты его выдачи.
12. Гражданин - участник Программы информируется об условиях реализации Программы и дает письменное согласие на участие в ней и на исключение из очереди на улучшение жилищных условий в случае приобретения жилого помещения с использованием сертификата.
13. Владелец сертификата имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.
Указанное жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата.
14. Владелец сертификата имеет право приобрести жилое помещение только за счет предоставляемой субсидии либо за счет предоставляемой субсидии с привлечением собственных или заемных (кредитных) средств.
15. Не допускается приобретение жилого помещения, площадь которого в расчете на одного члена семьи гражданина - участника Программы ниже нормы общей (жилой) площади жилья, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.
Проверка соответствия размера приобретаемого жилого помещения установленной норме, а также выполнения требования, предусмотренного абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, производится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при государственной регистрации прав на приобретаемое жилое помещение. В случае выявления нарушений регистрация прав не производится.
16. Установление очередности граждан - участников Программы для получение сертификатов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Органы исполнительной власти, в которых на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят граждане - участники Программы, формируют и утверждают сводные списки получателей сертификатов с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, состава семьи и размера субсидии. Указанные списки являются основанием для выдачи сертификатов.
Органы исполнительной власти в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации графиком выпуска и распределения сертификатов составляют и представляют государственному заказчику Программы заявки на выпуск сертификатов.
Государственный заказчик Программы в соответствии с представленными заявками составляет сводную заявку на выпуск и распределение сертификатов, которая не менее чем за 10 рабочих дней до сроков, установленных в графике, представляется в Министерство финансов Российской Федерации.
18. Количество выпускаемых сертификатов и общий размер субсидий, подлежащие распределению между органами исполнительной власти, определяются в соответствии со сводной заявкой государственного заказчика Программы на выпуск и распределение сертификатов в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год, и утверждаются приказом Министерства финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации передает органам исполнительной власти бланки сертификатов, выпущенные в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации о выпуске и выдаче бланков сертификатов.
Изготовление бланков сертификатов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на финансирование Программы.
19. Органы исполнительной власти в течение 2 месяцев с даты получения бланков сертификатов от Министерства финансов Российской Федерации выдают сертификаты гражданам - участникам Программы, включенным в сводные списки получателей сертификатов.
Не допускается превышение органом исполнительной власти общего размера субсидий, определенного ему с начала года в приказах Министерства финансов Российской Федерации о выпуске и выдаче бланков сертификатов.
Органы исполнительной власти ведут в установленном порядке реестр выданных сертификатов по форме согласно приложению N 1.
20. При наличии у органа исполнительной власти обстоятельств, потребовавших замены бланка сертификата в период установленного срока выдачи, орган исполнительной власти направляет государственному заказчику Программы по перечню бланки сертификатов с корешками, подлежащие аннулированию и замене.
При наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, владелец возвращает его в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене (с указанием причин замены). В случае принятия органом исполнительной власти решения о замене сертификата ранее выданный сертификат вместе с корешком направляется государственному заказчику Программы. Расчет размера субсидии в новом сертификате производится исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, действовавшей на дату выдачи сданного сертификата. Решение о замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 10 дней с даты получения заявления владельца сертификата.
В случае смерти владельца сертификата член его семьи, действующий на основании нотариально заверенной доверенности других членов семьи, обращается в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата, которое должно быть рассмотрено в течение 10 дней. При принятии органом исполнительной власти решения о замене сертификата ранее выданный сертификат вместе с корешком направляется государственному заказчику Программы. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи нового сертификата исходя из нового состава семьи и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания.
В случае смерти члена семьи владельца сертификата выданный сертификат по заявлению его владельца подлежит замене, при этом расчет размера субсидии производится в порядке, предусмотренном для замены сертификата в случае смерти его владельца.
При утрате сертификата его владельцем решение о замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат. Копия решения и корешок утраченного сертификата направляются государственному заказчику Программы для аннулирования и замены. В новом сертификате указывается тот же размер субсидии, что и в аннулированном.
Государственный заказчик Программы в течение 5 дней принимает решение о признании представленных для замены сертификатов утратившими силу и направляет в Министерство финансов Российской Федерации эти сертификаты, их корешки и заявку на выдачу новых бланков сертификатов. Министерство финансов Российской Федерации в течение 5 дней передает новые бланки сертификатов органам исполнительной власти для их выдачи гражданам - участникам Программы.
Срок действия нового сертификата составляет 6 месяцев с даты его выдачи, за исключением сертификата, замена которого вызвана смертью владельца (члена семьи) сертификата. В этом случае срок действия нового сертификата составляет 9 месяцев с даты его выдачи.
Орган исполнительной власти на бланке нового сертификата и корешке к нему в правом верхнем углу делает запись: "Взамен сертификата серия ________ N _________, сертификат действителен до "___"__________ 200__ г.".
21. Органы исполнительной власти представляют в Министерство финансов Российской Федерации и государственному заказчику Программы копии реестров сертификатов, выданных в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации.
Государственный заказчик Программы в 3-месячный срок после выхода приказа Министерства финансов Российской Федерации о выпуске и выдаче сертификатов представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет о выданных органами исполнительной власти сертификатах.
22. В случае выдачи органом исполнительной власти сертификатов на сумму меньше, чем общий размер субсидий, определенный в приказах Министерства финансов Российской Федерации (с учетом возвращенных неиспользованных сертификатов), орган исполнительной власти ежеквартально, но не позднее 3 месяцев до окончания финансового года, при необходимости направляет государственному заказчику Программы заявку на дополнительный выпуск сертификатов на сумму в пределах остатка от общего размера субсидий, определенного в приказах Министерства финансов Российской Федерации на этот год. Одновременно с заявкой представляется справка о выданных сертификатах (с учетом возвращенных неиспользованных сертификатов).
Государственный заказчик Программы составляет сводную заявку на дополнительный выпуск и распределение сертификатов и не позднее 2 месяцев до окончания финансового года направляет ее в Министерство финансов Российской Федерации.
Количество дополнительно выпускаемых сертификатов определяется в соответствии со сводной заявкой государственного заказчика Программы на дополнительный выпуск и распределение сертификатов и утверждается приказом Министерства финансов Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год.
23. Последующие изменения жилищных условий граждан, которые приобрели жилые помещения с помощью сертификатов, осуществляются на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.03.2002 N 168 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ"