в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 N 61 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ И УЧЕТНЫХ ФОРМ" (вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГРАЖДАН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАЛОЖЕНИЯ ШТРАФОВ НА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА САНИТАРНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ")
действует Редакция от 07.07.1993 Подробная информация
ПРИКАЗ Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 N 61 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ И УЧЕТНЫХ ФОРМ" (вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГРАЖДАН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАЛОЖЕНИЯ ШТРАФОВ НА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА САНИТАРНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ")

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГРАЖДАН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАЛОЖЕНИЯ ШТРАФОВ НА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА САНИТАРНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция регулирует порядок составления протокола о санитарном правонарушении, рассмотрения дела, вынесения постановления (о наложении административного взыскания, прекращения делопроизводства), порядок его обжалования и исполнения.

1.2. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, действующих санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (далее - правила), невыполнение гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации.

1.3. Административная ответственность за совершение санитарного правонарушения предусмотрена ст. 29 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 81, 84 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", ст. 125 Земельного кодекса РСФСР, ст. 41 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 146.3, 146.4 Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю".

1.4. За совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения или штрафа.

1.4.1. В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" устанавливаются следующие размеры штрафа, налагаемого за совершение санитарного правонарушения:

на должностных лиц - не более суммы 3-месячного дохода;

на работающих граждан - не более суммы месячного дохода;

на неработающих граждан - не более 50 руб.

1.4.2. В соответствии с п. 1 ст. 84 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" устанавливаются размеры штрафа, налагаемого в административном порядке:

на граждан - от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации;

на должностных лиц - от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации.

1.4.3. В соответствии со ст. 125 Земельного кодекса РСФСР устанавливаются размеры штрафа, налагаемого в административном порядке:

на граждан - от 100 до 1000 рублей.

1.4.4. В соответствии со статьями 146.3, 146.4 Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю" - от 3 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

1.4.5. Закон РФ "О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях" применяется при определении размеров штрафов только в отношении составов административных правонарушений прямо включенных в Кодекс. На остальные законодательные акты, прямо предусматривающие административную ответственность за санитарные правонарушения, данный Закон не распространяется.

1.4.6. Данные о месячном доходе гражданина или должностного лица представляются налоговой инспекцией или бухгалтерией предприятия, учреждения, организации по месту их работы на основании требования главного государственного санитарного врача или его заместителя (форма N 002/у, утвержденная приказом Госсанэпиднадзора России от 08.05.92 N 47). Право получать такого рода сведения закреплено п. 12 ст. 38 Закона РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения".

При невозможности установления месячного дохода должностного лица или работающего гражданина штраф налагается в размере:

на должностных лиц - не более суммы 3-месячной заработной платы;

на работающих граждан - не более суммы месячной заработной платы.

1.4.7. Минимальная месячная оплата труда устанавливается специальным Законом Российской Федерации.

1.4.8. Административная ответственность для граждан наступает по достижении ими 16-летнего возраста.

К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим санитарные правонарушения, в соответствии со ст. 14 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях взыскания применяются комиссиями по делам несовершеннолетних на основании протоколов, направленных должностными лицами органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Должностное лицо несет ответственность за совершение санитарного правонарушения, если выполнение санитарного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов входит в его служебные обязанности.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за санитарные правонарушения по дисциплинарным уставам.

1.5. Ответственность юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций) предусмотрена ст. 125 Земельного Кодекса РСФСР, ст. ст. 81, 84 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", ст. 41 Закона РФ "О защите прав потребителей".

1.5.1. Под юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, должны иметь самостоятельный баланс <*>.


<*> Далее "юридические лица".

1.5.2. За совершение санитарного правонарушения к юридическим лицам может быть применено взыскание в виде штрафа.

1.5.3. В соответствии со ст. 125 Земельного кодекса РСФСР и п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.92 N 594 за самовольное строительство с нарушением санитарно - гигиенических правил и норм по охране почв юридические лица подвергаются штрафу в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей; за загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, заражение бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами юридические лица подвергаются штрафу в размере от 500 тыс. до 1 млн. рублей.

1.5.4. В соответствии со ст. 84 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" за санитарные правонарушения предприятия, учреждения, организации подвергаются штрафу в размере от 50 тыс. до 500 тыс. рублей.

1.5.5. В соответствии со ст. 41 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения изготовителем (исполнителем, продавцом) предписаний органов и учреждений Госсанэпиднадзора Российской Федерации налагается штраф в размере до 1 млн. рублей; за причинение ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими предъявляемым к последним требованиям по безопасности, - штраф в размере суммы ущерба, причиненного потребителям; если такой ущерб невозможно определить - в размере до 1 млн. рублей; в случае нарушения органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами) правил сертификации товаров (работ, услуг) - на них налагается штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации, а на изготовителя (исполнителя, продавца) таких товаров (работ, услуг) - в размере стоимости товаров (работ, услуг), реализованных с нарушением правил по сертификации.

1.6. Административное взыскание в виде предупреждения или штрафа налагается постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, главными государственными санитарными врачами республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов, краев, областей, городов, административных округов г. Москвы, районов, бассейнов и линейных участков на водном транспорте, а также на воздушном транспорте и их заместителями (далее - главные государственные санитарные врачи и их заместители).

1.7. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения главный государственный санитарный врач или его заместитель, получив материалы из органов дознания или следствия, имеет право наложить административное взыскание не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Если административное взыскание не наложено в указанные сроки, то виновное лицо за данное правонарушение к ответственности привлечено быть не может.

1.8. Порядок производства по делам об административных правонарушениях на должностных лиц и граждан определяется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

2. Составление протокола о санитарном правонарушении

2.1. В соответствии со ст. 234 КоАП РСФСР протокол является единственной формой документа, в котором фиксируется факт совершения лицом правонарушения.

Основанием для составления протокола служат акты, докладные, протоколы лабораторных и инструментальных исследований и прочие служебные документы, которые прилагаются к нему.

2.2. Протокол о санитарном правонарушении может быть составлен:

- должностными лицами Государственной санитарно - эпидемиологической службы, перечисленными в п. 1.6 настоящей Инструкции;

- заведующими отделами, отделениями (группами, секторами), санитарными врачами, врачами - эпидемиологами, врачами - паразитологами, врачами - дезинфекционистами, врачами - энтомологами, инженерами, техниками, помощниками санитарных врачей, помощниками эпидемиологов, паразитологов, энтомологов центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

- начальниками управлений - врачами, начальниками отделов - врачами, начальниками секторов - врачами, главными специалистами - врачами, ведущими специалистами - врачами Госкомсанэпиднадзора России.

Перечисленные должностные лица в случае противодействия проведению обследования, выемке образцов, составлению протоколов о санитарном правонарушении вправе обратиться за содействием к работникам милиции, которые в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 10 Закона РСФСР "О милиции", п. 6 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации" от 26 сентября 1992 г. N 1137 обеспечивают оказание помощи должностным лицам государственных органов и учреждений в осуществлении их законной деятельности.

Если в отношении должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации применяются угрозы убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества путем поджога либо произошло нанесение легких телесных повреждений, побоев, совершение иных насильственных действий - виновные лица привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.3. Протокол о санитарном правонарушении составляется на специальном бланке (форма N 001/у, утвержденная приказом Госсанэпиднадзора России от 08.05.92 N 47). При отсутствии бланка протокол составляется с указанием обязательных реквизитов.

В протоколе о санитарном правонарушении указываются:

- дата и место составления;

- должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

- сведения о личности правонарушителя, сведения о юридическом лице;

- место, время совершения и существо санитарного правонарушения;

- статьи Законов, перечисленных в п. 1.3 настоящей Инструкции, Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, иного нормативного правового акта, предусматривающего ответственность за данное правонарушение;

- фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;

- объяснение нарушителя, представителя юридического лица;

- иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При заполнении бланка протокола о санитарном правонарушении, совершенном юридическим лицом, в обязательном порядке следует указать точное наименование юридического лица (предприятия, организации, учреждения), его адрес, банковские реквизиты.

Указанные сведения содержатся в учредительных документах юридического лица (уставе, положении). В случае невозможности получить их от правонарушителя главный государственный санитарный врач или его заместитель обязан обратиться в соответствующий регистрационный орган местной администрации с требованием о предоставлении таких сведений на основании п. 12 ст. 38 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Протокол подписывается лицом, его составившим, лицом, совершившим санитарное правонарушение или представителем юридического лица, при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, представителя юридического лица от подписания протокола в нем делается запись об этом, однако фиксация этого факта с указанием свидетелей не требуется.

Лицо, совершившее правонарушение, представитель юридического лица вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

В качестве представителя юридического лица выступают их руководители (заместители), действующие в пределах полномочий, предоставленных им законом, уставом или положением, или другие работники организации - представители юридического лица.

Полномочия руководителя организации (заместителя) подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Другие работники организации подтверждают свои полномочия надлежаще оформленной доверенностью организации.

2.4. Сведения о личности нарушителя (гражданина, должностного лица): фамилия, имя, отчество, дата и место рождения (в отношении несовершеннолетнего - не достигшего 18-летнего возраста - указываются число, месяц и год рождения), место жительства и работы, занимаемая должность, размер заработной платы (дохода), иные сведения, необходимые для рассмотрения дела (семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении нарушителя и т.п.).

2.5. Существо правонарушения должно быть описано таким образом, чтобы было видно, где, когда оно было совершено и в каком именно действии (бездействии) выразилось с указанием на конкретные нормативные акты, санитарные правила, требования, нарушенные гражданином, должностным лицом, юридическим лицом.

2.6. В качестве нормативного акта, предусматривающего ответственность за санитарное правонарушение, указывается соответствующая статья Особенной части Кодекса РСФСР об административных правонарушениях либо соответствующая статья нормативного правового акта, еще не включенного в Кодекс, но действующего непосредственно (статьи Законов, перечисленные в п. 1.3 настоящей Инструкции).

2.7. Главный государственный санитарный врач, его заместитель, иное должностное лицо, составляющее протокол, обязаны разъяснить нарушителю (представителю юридического лица) его права и обязанности и сделать об этом запись в протоколе. В соответствии со ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к ответственности, представитель юридического лица вправе:

- знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;

- при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;

- выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;

- обжаловать постановление по делу.

3. Рассмотрение дела

3.1. Дело о санитарном правонарушении рассматривается главным государственным санитарным врачом или его заместителем по месту его совершения.

Вышестоящий главный государственный санитарный врач или его заместитель может затребовать дело для рассмотрения по своей инициативе, исходя из его значимости, размера причиненного ущерба и других обстоятельств или провести повторное рассмотрение дела в случае обжалования в установленном порядке принятого по нему постановления и вынести решение.

3.2. В соответствии со ст. 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях главный государственный санитарный врач или его заместитель обязаны рассмотреть дело в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола о санитарном правонарушении.

3.3. Правом рассмотрения дела и вынесения административного взыскания обладает главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи республик в составе Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи автономной области и автономных округов, краев, областей, городов, административных округов г. Москвы, районов, бассейнов и линейных участков на водном транспорте, а также на воздушном транспорте и их заместители.

3.4. Главный государственный санитарный врач или его заместитель при подготовке к рассмотрению дела обязан разрешить следующие вопросы:

- относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

- правильно ли составлены протокол и другие материалы дела;

- извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;

- истребованы ли необходимые дополнительные материалы;

- о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.

3.5. В процессе подготовки к рассмотрению дела необходимо известить лиц, участвующих в нем, о времени и месте его рассмотрения.

Извещение о времени и месте рассмотрения дела производится путем отправления повестки с уведомлением о вручении, передачи по телеграфу, телетайпу, телексу или по радио, что должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, выписка из регистра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и т.п.).

3.6. Ответственность за подготовку дел для рассмотрения главными государственными санитарными врачами или их заместителями несут должностные лица органов и учреждений Госсанэпидслужбы, составившие протоколы о санитарном правонарушении.

3.7. Рассмотрение дела о санитарном правонарушении возможно в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, или представителя юридического лица. В отсутствие этих лиц дело может быть рассмотрено в случаях, когда имеются данные о своевременном их извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Привод, как мера обеспечения явки по делам о нарушениях санитарного законодательства, не предусмотрен.

3.8. В рассмотрении дела могут участвовать следующие лица: потерпевший, законные представители (представитель), адвокат, свидетели, эксперт, переводчик.

3.9. Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам о санитарных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

3.10. Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к ответственности, на стадии рассмотрения дела может участвовать адвокат.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут участвовать в рассмотрении дела лично или через своего представителя. Личное участие гражданина не лишает его права иметь представителя. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

В качестве представителя организации и гражданина может выступать адвокат.

Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.

3.11. В качестве лица, участвующего в деле, может привлекаться эксперт. Эксперт назначается главным государственным санитарным врачом (его заместителем), в производстве которого находится дело, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях: для оценки нарушения санитарного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, определения характера и размера ущерба, причиненного здоровью граждан, расходов лечебно - профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий и т.п.

Для проведения экспертизы могут привлекаться ведущие ученые, квалифицированные специалисты вышестоящего центра Госсанэпиднадзора и другие.

Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

Эксперт вправе:

- знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

- заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

- с разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

- присутствовать при рассмотрении дела.

3.12. Возмещение расходов и выплата вознаграждения экспертам производится в соответствии со ст. 254 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245 в редакции Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 марта 1993 г. N 187.

За экспертом сохраняется средний заработок по месту его работы за все время, затраченное им в связи с вызовом.

Экспертам за проведение экспертиз устанавливается вознаграждение. Размер вознаграждения определяется главным государственным санитарным врачом или его заместителем в зависимости от квалификации эксперта и сложности выполняемой работы в соответствии с заключенным договором.

Эксперт не имеет права на вознаграждение, если обязанности выполнялись им в порядке служебного задания.

Возмещение расходов и выплата вознаграждения производится из средств, специально отпускаемых органам Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации по смете на указанные цели.

3.13. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Главный государственный санитарный врач или его заместитель при рассмотрении дела о санитарном нарушении обязан выяснить: было ли совершено санитарное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб.

3.14. К числу обстоятельств, смягчающих ответственность в соответствии со ст. 34 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, относятся:

- чистосердечное раскаяние виновного;

- предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

- совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения несовершеннолетним;

- совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Главный государственный санитарный врач или его заместитель, рассматривающий дело о санитарном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в законодательстве: совершение правонарушения впервые, уровень информированности и др.

3.15. Обстоятельствами, отягчающими ответственность в соответствии со ст. 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, признаются:

- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

- повторное в течение года совершение однородного санитарного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

- вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

- совершение правонарушения группой лиц;

- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

- совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Главный государственный санитарный врач или его заместитель, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечень обстоятельств, указанных в ст. 35 КоАП РСФСР, отягчающих ответственность, является исчерпывающим, то есть должностное лицо, решающее дело, не вправе признать отягчающим обстоятельство, не названное в ст. 35.

4. Вынесение постановления

4.1. Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его заместитель выносит одно из следующих постановлений:

1. Постановление о наложении взыскания (форма N 003/у);

2. Постановление о прекращении дела производством (форма N 012/у).

4.1.1. Постановление должно содержать: фамилию, имя, отчество, должность лица, вынесшего постановление; дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное санитарное правонарушение; принятое по делу решение (предупреждение или штраф с указанием его размера). Постановление подписывается должностным лицом.

4.1.2. Постановление о прекращении дела производством выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов прокурору, а также при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 227 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Например: отсутствие события и состава правонарушения; невменяемость лица, совершившего правонарушение; действие лица в состоянии крайней необходимости; отмена акта, устанавливающего административную ответственность;

истечение к моменту рассмотрения дела о санитарном правонарушении сроков, предусмотренных ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (п. 1.7 Инструкции);

наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела о санитарном правонарушении, а также наличия по данному факту уголовного дела;

смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

4.2. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Копия постановления вручается под расписку. Постановление может быть отправлено заказным или ценным письмом, передано по телеграфу, телетайпу, телефаксу, телексу или по радио, отправление и получение должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, опись ценного письма, выписка из реестра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и т.п.).

5. Обжалование постановления

5.1. Постановление по делу о санитарном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, представителем юридического лица, а также потерпевшим.

5.2. Постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя о наложении штрафа на граждан и должностных лиц обжалуется вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.

5.2.1. Постановление о наложении предупреждения на граждан и должностных лиц обжалуется вышестоящему государственному санитарному врачу или его заместителю, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.

5.2.2. Жалоба на постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя по делу о санитарном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен вышестоящим главным государственным санитарным врачом или его заместителем или народным судом, правомочным рассматривать жалобу.

О восстановлении пропущенного срока и об отказе в восстановлении сообщается лицу, подавшему ходатайство. Срок не считается пропущенным, если жалоба сдана до его истечения по почте.

Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы.

5.2.3. Жалоба направляется главному государственному санитарному врачу или его заместителю, вынесшему постановление. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в суд или вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, правомочным рассматривать дело и которым она адресована.

5.3. Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо обжалуется вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю или в арбитражный суд.

5.3.1. Жалоба на постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления.

5.3.2. Подача жалобы вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы.

Подача жалобы (заявления) в арбитражный суд не приостанавливает постановления о наложении штрафа на время ее (его) рассмотрения в арбитражном суде, если арбитражным судом не вынесено определение о приостановлении постановления.

5.4. Жалоба на постановление по делу рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом или его заместителем в десятидневный срок со дня их поступления. Исчисление десятидневного срока начинается со дня регистрации поступившей жалобы вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, правомочным ее рассматривать.

При рассмотрении жалобы на постановление вышестоящий главный государственный санитарный врач (его заместитель) принимает одно из следующих решений:

- оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

- отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

- отменяет постановление и прекращает делопроизводство;

- изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за санитарное правонарушение с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено должностным лицом, неправомочным в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 38 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" решать данное дело, то постановление отменяется, и дело направляется на рассмотрение компетентного должностного лица.

В решении главного государственного санитарного врача (заместителя) по жалобе на постановление о наложении административного взыскания указывается: фамилия, имя, отчество, должность лица, вынесшего решение; дата вынесения решения; обстоятельства, изложенные в жалобе; обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы; принятое по делу решение (Приложение 1, рекомендуемое).

О любом принятом решении сообщается главному государственному санитарному врачу или его заместителю, действия которых обжалуются.

Копия решения по жалобе на постановление в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе.

6. Исполнение постановления

6.1. Постановление о наложении взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения. При обжаловании или опротестовании постановления оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения.

Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.

6.2. Исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения производится главным государственным санитарным врачом или его заместителем, вынесшим постановление, путем его объявления после окончания рассмотрения дела.

6.3. Штраф должен быть уплачен гражданином, должностным лицом или юридическим лицом не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа.

В случае обжалования гражданином или должностным лицом постановления или его опротестования штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

В случае обжалования постановления о наложении штрафа юридическим лицом вышестоящему главному государственному санитарному врачу (заместителю) штраф уплачивается в пятнадцатидневный срок со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае обжалования постановления о наложении штрафа юридическим лицом в арбитражный суд срок уплаты штрафа определяется в решении арбитражного суда, оставившего без удовлетворения исковое заявление юридического лица.

При наличии обстоятельств у гражданина или должностного лица, вследствие которых немедленное исполнение постановления о наложении штрафа невозможно (болезнь и т.п.), предоставляется возможность по решению главного государственного санитарного врача (его заместителя), вынесшего постановление, отсрочить исполнение на срок до одного месяца.

6.4. Штраф вносится в учреждение Сбербанка Российской Федерации на специальный расчетный счет.

В соответствии со ст. 46 Закона "О местном самоуправлении в РСФСР" местная администрация вправе образовывать внебюджетные фонды, в которые включаются штрафы за нарушение санитарного законодательства, а также платежи, компенсирующие причиненный такими нарушениями ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются целевым назначением на проведение оздоровительных, в том числе санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, материально-техническое обеспечение органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Штрафы, налагаемые главными государственными санитарными врачами (заместителями) за санитарные нарушения, предусмотренные ст. 125 Земельного Кодекса РСФСР, вносятся на счета республиканских, краевых, областных и местных внебюджетных фондов.

В случае неуплаты штрафа гражданином или должностным лицом в 15-дневный срок постановление о наложении штрафа и предложение об удержании суммы штрафа (форма 006/у, утвержденная приказом от 08.05.92 N 47) направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка, пенсии, стипендии по месту постоянной работы, учебы и т.п.

Направленное постановление о наложении штрафа подлежит обязательному исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации. Неисполнение постановления влечет ответственность в соответствии со ст. ст. 27 - 29 Закона РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и является санитарным правонарушением.

Размер удержаний из заработной платы и других приравненных к ней платежей и выдач исчисляется из сумм, причитающихся к выплате должнику, и составляет ежемесячно двадцать процентов до полного погашения взыскиваемой суммы штрафа.

6.5. В соответствии со ст. 286 Кодекса РСФСР об административном правонарушении если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иного заработка должностного лица невозможно по другим причинам (например, отказ бухгалтерии по месту работы производить удержания), взыскание производится путем его обращения на личное имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности. Взыскание производится на основании постановления главного государственного санитарного врача или его заместителя о наложении штрафа, направленного судебному исполнителю, в порядке, предусмотренном Инструкцией об исполнительном производстве, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 15.10.85 N 22.

6.6. В случае неуплаты штрафа юридическим лицом в пятнадцатидневный срок (п. 6.3 настоящей Инструкции) главный государственный санитарный врач или его заместитель направляет в адрес юридического лица требование об уплате штрафа (Приложение 2, рекомендуемое). Уплата штрафа должна быть произведена в 30-дневный срок. В случае неуплаты штрафа главный государственный санитарный врач или его заместитель направляют в арбитражный суд по месту нахождения ответчика (юридического лица) исковое заявление (Приложение 3, рекомендуемое). Порядок и сроки уплаты штрафа при удовлетворении иска органа государственного санитарно - эпидемиологического надзора определяются в решении арбитражного суда.

6.7. В соответствии со ст. 288 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой бухгалтерии или судебного исполнителя об исполнении возвращается главному государственному санитарному врачу или его заместителю, вынесшему постановление.

6.8. Органами и учреждениями Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляется учет и единая регистрация постановлений о наложении административных взысканий за санитарные правонарушения в журнале (учетная форма N 005/у). Ведение журнала обеспечивают специалисты, ответственные за делопроизводство.

6.9. Главный государственный санитарный врач или его заместитель не менее одного раза в квартал при анализе деятельности учреждений должен осуществлять контроль за полнотой использования мер административного воздействия, выполнением требований данной инструкции, своевременности проведения взыскания штрафов.

6.10. Нарушение требований данной инструкции влечет применение мер дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 N 61 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ И УЧЕТНЫХ ФОРМ" (вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГРАЖДАН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАЛОЖЕНИЯ ШТРАФОВ НА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА САНИТАРНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ")