Последнее обновление: 15.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2001 N 4 "О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН"О СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 223) следующие изменения и дополнения:
1. Дополнить пункт 2 статьи 1 абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Организационное обеспечение деятельности мировых судей (мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера) осуществляют подразделения по организационному обеспечению деятельности мировых судей, создаваемые при управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, в порядке, определяемом законом соответствующего субъекта Российской Федерации и соглашением, заключенным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Работники подразделений по организационному обеспечению деятельности мировых судей являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации и содержатся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Руководители указанных подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности главой администрации соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.".
2. Статью 5 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Финансирование судов, органов судейского сообщества, Судебного департамента и мировых судей
1. Финансирование судов, органов судейского сообщества и расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям осуществляется Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета.
Финансирование иных расходов по организационному обеспечению деятельности мировых судей осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации через управления (отделы) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации и соглашением, заключенным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в объемах, обеспечивающих возможность полного и независимого осуществления правосудия.
2. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Генеральный директор Судебного департамента) в установленный Правительством Российской Федерации срок представляет в Правительство Российской Федерации предложения по финансированию судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации.
Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении Правительством Российской Федерации проекта федерального бюджета на очередной финансовый год по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения по финансированию судов, представленные Генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.
Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента.
3. Начальник управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по финансированию расходов на осуществление деятельности мировых судей на очередной финансовый год.
Начальник управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении проекта бюджета субъекта Российской Федерации в органах законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к организационному обеспечению деятельности мировых судей.
4. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета. Финансирование подразделений по организационному обеспечению деятельности мировых судей осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законом соответствующего субъекта Российской Федерации и соглашением между управлением (отделом) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Финансирование подразделений по организационному обеспечению деятельности мировых судей указывается в бюджете субъекта Российской Федерации отдельной строкой."
3. Подпункт 4 пункта 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения по финансированию судов, мировых судей и органов судейского сообщества;"
4. Статью 16 изложить в следующей редакции:
"Статья 16. Полномочия начальника управления (отдела) Судебного департамента
1. Начальник управления (отдела) Судебного департамента в пределах своей компетенции:
1) руководит деятельностью управления (отдела);
2) издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками управления (отдела), и контролирует их исполнение. Указанные приказы и распоряжения обязательны для исполнения районными судами и мировыми судьями в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности;
3) утверждает штатное расписание управления (отдела) в пределах установленной численности и фонда оплаты труда;
4) назначает на должность и освобождает от должности работников управления (отдела) и администраторов районных судов;
5) перераспределяет по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа и с учетом мнения председателей районных судов образовавшиеся в районных судах вакансии на должности судей;
6) ежегодно отчитывается о деятельности управления (отдела) перед советом судей субъекта Российской Федерации, а в части, касающейся организационного обеспечения деятельности мировых судей, информирует органы законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
7) присваивает классные чины работникам управления (отдела), а также соответствующим работникам аппаратов судов;
8) взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции управления (отдела);
9) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
2. Начальник управления (отдела) Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на управление (отдел) Судебного департамента."
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
В. ПУТИН
Практика исполнения Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" показала, что ряд вопросов организационного обеспечения деятельности мировых судей нуждается в дополнительном законодательном регулировании. Данный федеральный закон предусматривает только финансирование мировых судей (ст. 1). Однако остались нерешенными вопросы кадрового, правового и иного обеспечения деятельности мировых судей.
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в последние годы накопил значительный опыт по организационному обеспечению деятельности федеральных судов, который может быть использован в целях становления института мировых судей. В текущем году в большинстве регионов заключены соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации о передаче функции организационного обеспечения деятельности мировых судей органам Судебного департамента.
Настоящим законопроектом на Судебный департамент возлагается ряд дополнительных функций по организационному (кадровому, финансовому, материально-техническому и иному) обеспечению деятельности мировых судей.
В частности, статья 5 дополняется нормой о том, что за счет средств федерального бюджета осуществляется финансирование расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям. Финансирование иных расходов на обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Начальник управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по финансированию расходов на осуществление деятельности мировых судей на очередной финансовый год.
Начальник управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении проекта бюджета субъекта Российской Федерации в органах законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к организационному обеспечению деятельности мировых судей.
При управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации создаются подразделения по организационному обеспечению деятельности мировых судей, работники которого являются государственными служащими субъекта Российской Федерации и содержатся за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Руководители указанных подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности главой администрации соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
Реализация данного федерального закона не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2001 N 4 "О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
