Последнее обновление: 15.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 18.06.2001 N 6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Редакция главы 48 "Производство в надзорной инстанции" внесенного на второе чтение проекта Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации концептуально отличается от редакции той же главы законопроекта, принятого Государственной Думой в первом чтении 6 июня 1997 года.
Авторами проекта не учтено, что их предложение о передаче всего массива надзорных жалоб и представлений на рассмотрение судьи приведет к большим затратам за счет федерального бюджета.
Так, в 2000 году только Верховным Судом Российской Федерации рассмотрено 75 тысяч надзорных жалоб по уголовным делам. Если следовать внесенному на второе чтение проекту УПК РФ, указанное количество жалоб и истребованных по ним дел должно рассматриваться непосредственно судьями Верховного Суда, что неминуемо потребует увеличения их численности в несколько раз. Многократное увеличение численности судей потребуется также в верховных судах республик, краевых, областных и соответствующих им судах.
Статья 405 законопроекта ущемляет права потерпевшего в суде надзорной инстанции.
Что касается содержащегося в законопроекте раздела XVIII "Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц", то он вопреки конституционным положениям о независимости и неприкосновенности судей существенно снижает эти гарантии.
Согласно статье 450 проекта УПК РФ избрание в отношении судьи меры пресечения в виде заключения под стражу, производство у него обыска, выемки, прослушивание его телефонных и иных переговоров, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию производятся в общем порядке, т.е. без учета существенных особенностей судебной деятельности и статуса судей как носителей судебной власти.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, которая напрямую зависит от гарантий их неприкосновенности, Верховный Суд Российской Федерации предлагает изложить часть 1 статьи 450 проекта УПК РФ в иной редакции, которая учитывает специфику положения судей как лиц, наделенных конституционным полномочием по осуществлению правосудия и вследствие этого нуждающихся в дополнительных гарантиях их неприкосновенности.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 18.06.2001 N 6
