в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ИНСТРУКЦИЯ МНС РФ от 21.02.2000 N 56 (ред. от 21.04.2003) "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"
действует Редакция от 21.04.2003 Подробная информация
ИНСТРУКЦИЯ МНС РФ от 21.02.2000 N 56 (ред. от 21.04.2003) "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"

III. Порядок исчисления и уплаты земельного налога

11. Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

12. Земельный налог организациям и физическим лицам исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

Если землепользование налогоплательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

13. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. К сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями - садами, виноградниками и другими (п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации).

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

Средние размеры налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации применяются согласно Приложению N 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю".

В Приложении N 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации приведены в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю".

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

Начиная с 1995 года ставки и средние размеры земельного налога индексировались в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году", федеральными законами от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

Ставки и средние размеры земельного налога не индексировались в 1998 году согласно Федеральному закону от 28 октября 1998 г. N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" и в 2001 году в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год".

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" с 1 января 1998 г. проводилась деноминация рубля.

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

С учетом норм и положений вышеназванных законодательных и нормативных правовых актов средние размеры земельного налога с 1 га пашни, указанные в Приложении N 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю", применяются в 2003 году по субъектам Российской Федерации в следующих размерах:

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

Субъекты Российской Федерации Земельный налог с 1 га пашни
(руб., коп.)
Республика Адыгея 71,73
Республика Алтай 14,39
Республика Башкортостан 33,53
Республика Бурятия 20,51
Республика Дагестан 39,66
Ингушская Республика 45,78
Кабардино-Балкарская Респуб. 75,43
Республика Калмыкия 22,84
Карачаево-Черкесская Респуб. 38,69
Республика Карелия 31,10
Республика Коми 23,62
Республика Марий Эл 34,99
Республика Мордовия 28,48
Республика Саха 15,07
Республика Северная Осетия 80,09
Республика Татарстан 34,80
Республика Тыва 14,48
Удмуртская Республика 25,17
Республика Хакасия 18,27
Чеченская Республика 45,78
Чувашская Республика 43,55
Алтайский край 22,26
Краснодарский край 96,23
Красноярский край 30,72
Камчатская область 14,00
Кемеровская область 29,06
Кировская область 25,17
Костромская область 21,87
Курганская область 24,59
Курская область 45,10
Ленинградская область 44,91
Липецкая область 37,62
Магаданская область 12,93
Московская область 49,57
Мурманская область 10,69
Нижегородская область 31,69
Новгородская область 17,98
Новосибирская область 24,40
Омская область 25,27
Оренбургская область 20,02
Орловская область 35,96
Пензенская область 24,79
Пермская область 22,74
Псковская область 18,57
Ростовская область 45,68
Рязанская область 29,65
Самарская область 27,90
Саратовская область 20,41
Приморский край 27,90
Ставропольский край 55,89
Хабаровский край 21,87
Амурская область 17,30
Архангельская область 21,19
Астраханская область 22,26
Белгородская область 50,84
Брянская область 28,09
Владимирская область 31,01
Волгоградская область 23,43
Вологодская область 26,24
Воронежская область 38,20
Ивановская область 27,51
Иркутская область 29,45
Калининградская область 45,00
Калужская область 25,56
Сахалинская область 26,44
Свердловская область 30,33
Смоленская область 24,40
Тамбовская область 35,38
Тверская область 25,17
Томская область 27,70
Тульская область 39,75
Тюменская область 31,01
Ульяновская область 33,34
Челябинская область 23,43
Читинская область 17,69
Ярославская область 23,62
Еврейская авт. область 17,30
Агинский Бурятский авт.ок. 17,69
Коми-Пермяцкий авт.округ 22,74
Усть-Ордынский Бурятский авт.округ 29,45

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.

При исчислении сумм земельного налога для налогоплательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья определяется как сумма произведений площадей угодий или оценочных групп почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ и соответствующей ставки земельного налога. Площади пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и оценочных групп почв устанавливаются по данным учета земель и материалам почвенных обследований, выполняемых местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Для расчета ставок налога за земли водного фонда, лесного фонда (статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации "О плате за землю") органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются средние ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья по административным районам.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

14. Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

Земельный налог за участки, предоставленные физическим лицам и организациям в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой настоящего пункта) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 24, ст. 2287), от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1623) и Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1012) сумма земельного налога по названным платежам составила в 1995 г. 10 руб. (неденоминированных), в 1996 г. - 15 руб. (неденоминированных), в 1997 г. - 30 рублей (неденоминированных) за квадратный метр. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" ("Российская газета" от 5 августа 1997 г. N 149) размер земельного налога по названным платежам составил в 1998 г. 3 копейки за квадратный метр.

С учетом индексации ставок земельного налога, установленной статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ("Российская газета" от 25 февраля 1999 г. N 36), размер земельного налога по названным выше платежам составил в 1999 г. 6 копеек за квадратный метр.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" размер земельного налога за участки, предоставленные физическим лицам и организациям в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой настоящего пункта) целей, составит в 2000 году 7,2 копейки за квадратный метр.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В связи с этим размер земельного налога за участки, предоставленные физическим лицам и организациям в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в абзаце первом настоящего пункта) целей, составит в 2001 году - 7,2 копейки за квадратный метр.

Согласно статье 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. В связи с этим размер земельного налога за участки, предоставленные физическим лицам и организациям в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в абзаце первом настоящего пункта) целей, составит в 2002 году - 14,4 копейки за один квадратный метр.

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197; N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", вступившей в силу с 1 января 2003 г., действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. В связи с этим размер земельного налога за участки, предоставленные физическим лицам и организациям в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в абзаце первом настоящего пункта) целей, составит в 2003 году - 25,92 копейки за один квадратный метр.

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в настоящем пункте, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.

15. Налог на земли городов (поселков) устанавливается в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" на основе средних ставок согласно Приложению N 2 (таблицы 1, 2, 3) Закона.

В Приложении N 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах приведены по экономическим районам Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ и согласно подпункту "а" пункта 21 статьи 1 указанного Закона применялись в 1994 году с коэффициентом 50.

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

В 2003 году средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах с учетом коэффициента, установленного названным Законом, а также норм и положений законодательных и нормативных правовых актов, указанных в пункте 13 Инструкции, применяются по экономическим районам Российской Федерации в следующих размерах:

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

руб., коп./кв.м

Экономические районы Численность населения (тыс. человек)
до 20 20 - 50 50 - 100 100 - 250 250 - 500 500 - 1000 1000 - 3000 свыше 3000
Северный 1,30 2,85 3,11 3,63 3,89
Северо-Западный 2,33 3,63 4,15 4,41 4,92 9,07
Центральный 2,59 3,89 4,41 4,67 5,18 5,96 11,66
Волго-Вятский 2,07 3,37 3,89 4,15 4,67 6,22
Центрально-Черноз. 2,33 3,63 4,15 4,41 4,92 5,70
Поволжский 2,33 3,63 4,15 4,41 4,92 5,70 6,48
Северо-Кавказский 2,07 3,37 3,89 4,15 4,67 5,44 6,22
Уральский 1,81 3,11 3,63 3,89 4,41 5,18 5,96
Западно-Сибирский 1,56 3,11 3,37 3,89 4,15 4,92 5,44
Восточно-Сибирский 1,30 2,85 3,11 3,63 3,89 4,67
Дальневосточный 1,56 3,11 3,37 3,89 4,15 4,92

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

В Приложении N 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха (таблица 2), а также коэффициенты с учетом статуса города, развития социально - культурного потенциала и для городов, расположенных в пригородных зонах крупных городов (таблица 3).

Для земель, занятых жилищным фондом, личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, налог исчисляется в процентах (статья 8 Закона) от ставок, установленных для данной оценочной зоны города (поселка) по результатам дифференциации средней ставки земельного налога в соответствии с пунктом 16 настоящей Инструкции.

Для земель сельскохозяйственного использования, предоставленных для садоводства, огородничества, животноводства в пределах городской (поселковой) черты, налог устанавливается вне зависимости от среднегородских ставок в соответствии с пунктом 17 настоящей Инструкции.

Средние ставки земельного налога для конкретного населенного пункта определяются и дифференцируются органом местного самоуправления городов.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3506).

Исчисление ставок налога для пользователей, владельцев, собственников земли (групп налогоплательщиков) города, поселка производится исходя из таблиц 1, 2, 3 Приложения N 2 к Закону в следующем порядке:

1. Базовым нормативом средней ставки являются показатели таблицы 1.

Коэффициенты увеличения ставок таблицы 2 применяются к средним ставкам налога населенных пунктов, отнесенных к курортным районам или зонам отдыха. Уровень коэффициента определяется в зависимости от установленной рекреационной ценности зоны.

Кроме коэффициентов таблицы 2 к средней ставке применяются также коэффициенты таблицы 3. Коэффициенты для пригородных зон используются только в городах, расположенных в этих зонах. При наличии учебных заведений, научно - исследовательских центров, театров, концертных залов и других объектов данные коэффициенты применяются для городов с численностью населения согласно таблице 3.

В том случае, если к населенному пункту (или его части) применены коэффициенты таблиц 2 и 3, то средняя ставка налога умножается последовательно на каждый из этих коэффициентов.

2. Рассчитываются дифференцированные ставки по зонам города (поселка) на базе средней ставки налога.

Основой для дифференциации средней ставки является экономическая оценка территории, генеральные планы городов и другая градостроительная документация.

Зонирование территории по градостроительной ценности производится с учетом следующих факторов:

- местоположение;

- доступность к центру города (поселка), местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно - бытового обслуживания населения;

- уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории;

- уровень развития сферы социального и культурно - бытового обслуживания населения;

- эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная ценность территории;

- состояние окружающей среды;

- инженерно - геологические условия строительства и степень подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- рекреационная ценность территории и другие.

Дифференциация средней ставки земельного налога производится пропорционально ценности (в относительных или абсолютных показателях) территорий градостроительных зон.

Для оптимизации системы налогообложения земельных участков разница между ставками смежных зон не должна, как правило, составлять менее 5% от среднегородской ставки.

Расчетная налоговая масса в целом по населенному пункту, определенная исходя из зональных ставок и площади оценочных зон, должна быть равна сумме налога, исчисленной по средней ставке с учетом установленных коэффициентов и площади населенного пункта в его границах (без вычета площади льготных категорий).

Изменение утвержденных ставок, границ зон различной градостроительной ценности производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода (за исключением участков, указанных в абзаце 10 пункта 16 настоящей Инструкции) взимается в двукратном размере.

Превышение площади устанавливается городскими, районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительного дела по отводу земель, выполненного в прошлые годы, при установлении границ земельного участка в натуре.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

Для целей, не указанных в названном выше абзаце, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации).

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

16. Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также под личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" минимальная сумма земельного налога по этим платежам в 1995 году составила 20 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" минимальная сумма земельного налога по указанным выше платежам составила не менее 30 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" минимальная сумма земельного налога по названным выше платежам составила не менее 60 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" минимальный размер земельного налога по названным выше платежам составил в 1998 г. не менее 6 копеек за квадратный метр.

Минимальный размер земельного налога за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также под дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, составил в 1999 году не менее 12 копеек за один квадратный метр (с учетом индексации ставок земельного налога, установленной статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год").

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

Минимальный размер земельного налога за земли, занятые под личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, составил в 1999 году не менее 6 копеек за квадратный метр.

С учетом индексации ставок земельного налога, установленной статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", минимальный размер земельного налога за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, составит в 2000 году не менее 14,4 копейки за один квадратный метр.

Минимальный размер земельного налога за земли, занятые под личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, составит в 2000 году не менее 7,2 копейки за один квадратный метр.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В связи с этим налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 14,4 копейки за один квадратный метр в 2001 году.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

Налог за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 7,2 копейки за один квадратный метр в 2001 году.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

Согласно статье 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. В связи с этим налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 28,8 копейки за один квадратный метр в 2002 году.

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

Налог за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 14,4 копейки за один квадратный метр в 2002 году.

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", вступившей в силу с 1 января 2003 г., действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. В связи с этим налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 51,84 копейки за один квадратный метр в 2003 году.

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

Налог за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 25,92 копейки за один квадратный метр в 2003 году.

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель.

17. Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливается в размере 10 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" и Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" сумма земельного налога по названным платежам составила в 1995 г. 20 руб. (неденоминированных), в 1996 г. - 30 руб. (неденоминированных), в 1997 г. - 60 рублей (неденоминированных) за квадратный метр.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" размер земельного налога по названным платежам составил в 1998 г. 6 копеек за квадратный метр.

В связи с тем, что статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" не предусмотрено применение повышающего коэффициента в 1999 году к ставкам земельного налога за земли, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, размер земельного налога по названным выше платежам составил в 1999 году 6 копеек за квадратный метр.

С учетом индексации ставок земельного налога, установленной статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", размер земельного налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, составит в 2000 году 7,2 копейки за один квадратный метр.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В связи с этим налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливается в 2001 году в размере 7,2 копейки за квадратный метр.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

В соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. В связи с этим налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливается в 2002 году в размере 14,4 копейки за один квадратный метр.

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", вступившей в силу с 1 января 2003 года, действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8. В связи с этим налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливается в 2003 году в размере 25,92 копейки за один квадратный метр.

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

К земельным участкам в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях относятся земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения. При этом указанные земельные участки используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

18. В случаях, если населенные пункты в течение года относятся к другой категории поселений либо передаются в административном отношении в подчинение другого органа местного самоуправления или их территория включается в состав территории другого населенного пункта, вопрос о применении ставок решается следующим образом:

при отнесении в течение года населенного пункта к другой категории поселений (например, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации сельский населенный пункт отнесен к рабочему поселку или городу либо рабочий поселок отнесен к городу) земельный налог в текущем году взимается с налогоплательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов ставкам, а в следующем году - по ставкам, установленным для вновь образованных вышеуказанных городских поселений;

при упразднении населенного пункта и включении его территории в состав другого населенного пункта (например, рабочий поселок, где земельный налог взимается по ставке 65 коп. за 1 кв. м, в августе включен в черту города - областного центра, где действует более повышенная ставка за счет его статуса), на территории упраздненного населенного пункта новая ставка должна применяться со следующего года.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

19. Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации "О плате за землю" для поселений с численностью до 20 тыс. человек.

Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно - защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в настоящем пункте земель (ст. 88 Земельного кодекса Российской Федерации).

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации).

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 91 Земельного кодекса Российской Федерации).

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 92 Земельного кодекса Российской Федерации).

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.

20. Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов взимается с земель, предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, по средним ставкам за сельскохозяйственные угодья административного района.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов (ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации).

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

21. Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.

Налог определяется от суммы платы за древесину, отпускаемую на корню, в размере минимальных ставок, указанной в лесорубочном билете (ордере) по рубкам главного пользования и прочим рубкам, входит в состав этой платы и указывается в строке "в том числе" лесорубочного билета (ордера).

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства (ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации).

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

22. Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества или по средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по административному району.

В соответствии с этим пунктом налог взимается только за переданные в пользование другим организациям и физическим лицам сельскохозяйственные угодья.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

23. Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон (Приложение N 2 Закона Российской Федерации "О плате за землю").

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристские тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон (ст.98 Земельного кодекса Российской Федерации).

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

Стоимость древесины рассчитывается по ставкам лесных податей, утвержденным органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, за древесину, отпускаемую на корню.

24. Земельный налог, уплачиваемый организациями, исчисляется непосредственно этими организациями.

Организации ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации причитающихся с них платежей налога в текущем году на бланке установленной формы.

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются организациями в течение месяца с момента их предоставления.

Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному организации в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому жилому дому.

Если объекты налогообложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется налоговая декларация за те объекты налогообложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом.

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

Для организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, уплата земельного налога заменяется уплатой единого сельскохозяйственного налога.

(в ред. Изменений и дополнений N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

25. Централизованно представляют налоговые декларации налоговым органам отдельно по каждому административному району и уплачивают земельный налог в бюджеты соответствующих органов местного самоуправления организации, объекты налогообложения и линии коммуникаций которых проходят через указанные административные районы, например:

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

отделения железных дорог Министерства путей сообщения Российской Федерации - за земли, занятые железнодорожными путями и полосами отчуждения, железнодорожными станциями, вокзалами;

органы, уполномоченные управлять автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации (департаменты, комитеты, дорожные фонды, автодоры и другие организации, на балансе которых находятся указанные автомобильные дороги), - за земли, занятые этими автомобильными дорогами;

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

акционерные общества энергетики и электрификации Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, на балансе которых находятся электрические сети напряжением 0,38 - 1150 кВ, - за земли, занятые под опорами указанных воздушных линий электропередач, и земли, занятые наземными сооружениями кабельных линий электропередач, подстанциями, переключательными, распределительными и секционирующими пунктами и другими сооружениями <*>;


<*> В соответствии с Нормами отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38 - 750 кВ N 14278 тм-т1, согласованными с Роскомземом и утвержденными Департаментом электроэнергетики Минтопэнерго России 20.05.95 (глава 2, пункт 2.1), земельные участки для размещения опор воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 1,0 кВ и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, в постоянное пользование не предоставляются.

предприятия по транспортировке нефти и газа, нефтегазодобывающие объединения (управления) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, на балансе которых находятся нефтепроводы, газопроводы, - за земли, занятые этими сооружениями и полосами отчуждения;

государственные эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи, - за земли, занятые этими линиями и полосами отчуждения;

организации жилищно - коммунального хозяйства, на балансе которых находится государственный, муниципальный жилищный фонд и нежилой фонд всего города (в городах с районным делением), - за земли, обслуживающие эти строения.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство топлива и энергетики Российской Федерации преобразовано в Министерство энергетики Российской Федерации, а часть функций упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике переданы Федеральной службе земельного кадастра России.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

26. До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам жилищно - строительных, дачно - строительных и гаражно - строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ налогоплательщиками земельного налога являются кооперативы и товарищества, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ (за исключением членов кооперативов и товариществ, получивших такие свидетельства).

Начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка кооператива и товарищества, в т.ч. и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которым в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" предоставлены льготы.

Когда члены жилищно - строительных, дачно - строительных и гаражно - строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога будет производиться каждому из них налоговыми органами.

Если члены указанных выше кооперативов и товариществ имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и в таком случае каждый член данного кооператива и товарищества уплачивает земельный налог самостоятельно. Возмещение каких бы то ни было расходов кооператива или товарищества их членами в виде уплаты взносов не может рассматриваться в качестве уплаты налога.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410; N 2, внесенных Приказом МНС РФ от 12.04.2002 N БГ-3-21/197)

27. Земельный налог с организаций и физических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

28. Учет налогоплательщиков и исчисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня.

Исчисление земельного налога физическим лицам производится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им налоговые уведомления об уплате налога.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога. Форма налогового уведомления на уплату земельного налога с физических лиц утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Налоговое уведомление передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

29. Организации и физические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налоге дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В случае предоставления земельного участка в течение календарного года налогоплательщик обязан уплачивать налог по срокам, установленным законодательством, следующим за месяцем предоставления ему земельного участка.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

В случае, если законодательством субъекта Российской Федерации не установлено помесячных (поквартальных) сроков уплаты, а земельный участок предоставлен после истечения сроков уплаты, установленных Законом Российской Федерации "О плате за землю", то налогоплательщик обязан уплатить сумму налога по срокам, установленным законодательством, следующего года.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

30. При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога - это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Так, при неуплате налога по сроку 15 сентября требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября - не позднее 15 февраля.

31. Сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

32. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

33. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.

Налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.

Налоговые органы ведут в установленном порядке учет налогоплательщиков земельного налога, осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью его уплаты.

Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предшествующих года.

При исчислении земельного налога общая сумма каждого платежа округляется до полных копеек: сумма менее 0,5 коп. в расчет не включается, а 0,5 коп. и более округляется до целой копейки.

Налог за земли лесного фонда, включая и леса, находящиеся в пользовании сельскохозяйственных организаций, на которых производится заготовка древесины, взимается с лесопользователей в сроки одновременно с взиманием платы за древесину.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

34. Учет площадей земельных участков, предоставленных физическим лицам, производится на основании данных следующих органов и организаций:

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

органов жилищно - коммунального хозяйства (бюро технической инвентаризации), а также районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству о размерах земельных участков, предоставленных физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного и индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, а также для индивидуального жилищного, дачного, гаражного строительства в границах городов, рабочих, курортных и дачных поселков. В качестве контрольных материалов могут использоваться данные отделов (управлений) по градостроительству и архитектуре городов о выделении земельных участков для указанного строительства;

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

сельских органов местного самоуправления о размерах земельных участков, предоставленных физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, а также для индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства в границах сельских населенных пунктов и в сельской местности;

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, о размерах служебных наделов, предоставленных отдельным категориям работников этих отраслей и ведомств на период их работы на указанных предприятиях, в учреждениях и организациях;

сельскохозяйственных организаций, а также и иных организаций о размерах земельных участков, предоставленных физическим лицам для индивидуального огородничества и садоводства, сенокошения и выпаса скота за счет земель, находящихся в пользовании этих организаций, и других органов.

(в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410)

35. Абзацы первый - четвертый исключены.

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 18) с инвесторов - граждан Российской Федерации, иностранных граждан, юридических лиц и создаваемых на основе договора о совместной деятельности и не имеющих статуса юридического лица объединений юридических лиц, осуществляющих вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющихся пользователями недр на условиях соглашения, взимание платы за пользование землей производится на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

36. За нарушение Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации, а также от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

(в ред. Изменений и дополнений N 3, внесенных Приказом МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/204)

  • Главная
  • ИНСТРУКЦИЯ МНС РФ от 21.02.2000 N 56 (ред. от 21.04.2003) "ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"