Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минприроды РФ от 29.12.95 N 539 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
4. Требования к экологическому обоснованию в прединвестиционной документации
4.1. Прединвестиционная документация должна содержать информацию, достаточную для определения экологического риска намечаемой деятельности, оценки рациональности природопользования при различных вариантах этой деятельности.
4.2. Намечаемая деятельность должна:
быть взаимоувязана с ранее принятыми к реализации программами и проектами в части использования природных и трудовых ресурсов и учитывать долгосрочные интересы региона, функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сложившиеся национальные традиции и культурно-историческое наследие;
соответствовать принципам устойчивого экологически безопасного развития территории, не создавать угрозы для здоровья населения;
способствовать рациональному использованию природных ресурсов, сохранению природных богатств, уникальности природных экосистем региона и его демографических особенностей, историко-культурного наследия.
4.3. Исходные данные для экологического обоснования прединвестиционной документации могут быть получены на основе сбора опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочного обследования территории.
4.4. Экологическое обоснование в прединвестиционных материалах должно содержать оценку возможности развития намечаемой деятельности в районе возможного размещения с учетом:
нормативов качества природной среды;
существующей системы ограничений на природопользование;
прогнозируемого состояния окружающей среды при планируемых сбросах, выбросах и отходах производства и других видах воздействия.
4.5. Прогноз экологической опасности намечаемой деятельности должен базироваться на:
анализе природно-ресурсного потенциала территорий, существующего использования природных, трудовых и других ресурсов, состояния природной среды, историко-культурного наследия;
потребности в важнейших ресурсах;
прогнозных изменениях экологической ситуации при реализации намечаемой деятельности и последствиях этих изменений для социально-экономического развития территории.
4.6. Комплексные схемы по охране природы и природопользованию, разрабатываемые с целью обоснования стратегических направлений охраны природы, должны содержать рекомендации по:
определению экологических ограничений на развитие и размещение объектов хозяйственной и иной деятельности с учетом перспектив развития районов и возможных антропогенных нагрузках - для вновь осваиваемых территорий;
разработке системы мероприятий, направленных на ликвидацию негативных последствий существующей хозяйственной и иной деятельности - для освоенных территорий.
При этом они должны включать:
природно-географическую и экономическую характеристики территории;
анализ современного состояния природной среды при существующей инфраструктуре территории;
прогноз состояния природной среды с учетом ретроспективного состояния преобладающих (зональных) экосистем и планируемого хозяйственного воздействия;
варианты рекомендуемых мероприятий по сохранению природной среды и исторического наследия, оценку их эффективности;
оценку последствий намечаемой природоохранной деятельности для населения;
выбор оптимального комплекса природоохранных мероприятий;
предложения по организации системы экологического мониторинга.
4.7. Генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, а также схема распределения и территориальной организации производительных сил региона должны содержать материалы по экологическому обоснованию перспективы развития соответствующей территории. При этом экологическое обоснование должно включать:
характеристику природных особенностей территории;
природно-ресурсный потенциал регионов(а), их (его) хозяйственное использование, включая национальное природопользование;
наличие и размещение особо охраняемых природных территорий и историко-культурных памятников, подлежащих охране государством, а также зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации;
социальную организацию территории - существующую демографическую ситуацию, численность населения, трудовые ресурсы, их использование, уровень жизни населения;
оценку экологической ситуации в регионах(е) и условия жизни населения при существующей организации производительных сил;
прогноз изменений экологической ситуации в регионах(е) при осуществлении предложений по территориальной организации производительных сил;
выбор оптимальной схемы распределения и территориальной организации производительных сил.
4.8. Схемы районной планировки административно - территориальных образований разрабатываются в соответствии с утвержденной схемой расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил региона.
Обоснование намечаемых в схемах решений должно содержать анализ исходной информации о природных особенностях района (административно-территориального образования), его природно - ресурсного потенциала, хозяйственного использования, социально - демографических особенностей с целью определения возможных изменений в экологической ситуации района (административно - территориального образования) и социальных условий при реализации намечаемых градостроительных предложений и последствий этих изменений для населения и окружающей природной среды. При этом проводится оценка существующего и перспективного состояния природной среды, функциональной значимости различных экосистем, историко-культурных памятников для населения.
При проживании в регионе нескольких коренных народов (народностей) следует учитывать интересы и права каждого из них, возможность появления новых социальных групп, которые могут изменить традиции, жизненный уклад основного коренного населения, нарушить природно-социальный баланс региона.
4.9. В схемах развития различных отраслей хозяйства должны быть обоснованы:
мощности планируемых производств;
районы размещения вновь создаваемых наиболее крупных объектов хозяйственной и иной деятельности, которые будут определять экологическую ситуацию в регионе;
комплекс природоохранных мероприятий, обеспечивающих снижение возможного воздействия планируемой деятельности до уровней, установленных нормативными документами.
При этом:
места размещения объектов, рекомендуемых к строительству, должны быть определены в относительно широком географическом районе, где могут быть рассмотрены несколько вариантов площадок размещения объектов;
комплекс природоохранных мероприятий (рекультивация нарушенных земель, захоронение и утилизация отходов, компенсационные мероприятия) должен содержать меры, необходимые для сохранения экологического равновесия в течение всего жизненного цикла предприятия.
4.10. При разработке экологического обоснования в отраслевых схемах и программах развития следует руководствоваться следующими принципами:
сочетания федеральных, республиканских, местных и индивидуальных интересов при выработке направлений развития отрасли и государственной концепции сохранения природной среды;
комплексного системного подхода к проблеме развития отрасли и территории;
вариантности разработки предложений по мощности планируемых производств, районам их размещения и намечаемым природоохранным мероприятиям;
обязательности экологической оценки возможности размещения производственных объектов;
альтернативности в удовлетворении потребностей общества в продукции планируемой деятельности;
ресурсосбережения и минимизации ущерба природной среде и населению;
достаточности природоохранных мероприятий, в том числе по техническому перевооружению и применению новейших технологий;
возмещения прогнозируемого ущерба природной среде и населению.
4.11. Экологическое обоснование предлагаемых мероприятий в отраслевых схемах должно включать (по каждому варианту):
сведения о планируемой деятельности в части использования ресурсного потенциала страны (региона, области) - потребность предприятий в ресурсах (энергетических, природных, трудовых и т.д.); снабжение отрасли ресурсами, сырьем, комплектующими изделиями, энергией, топливом;
данные о количестве и токсичности отходов планируемых производств, местах их складирования и возможностях их утилизации;
информацию об изученности территории, намечаемой к освоению, и ее природных условиях (региональных особенностях), уникальности, о наличии особо охраняемых природных объектов, зон особого режима (чрезвычайных экологических ситуаций, экологических бедствий и т.д.), сведения о культурно-исторических памятниках и других территориях ограниченного пользования;
анализ функционального значения территории (региона, акватории), намечаемой к освоению;
оценку природно-хозяйственной ценности природно - территориальных комплексов;
сведения о хозяйственной деятельности населения в районах, подлежащих освоению;
оценку экологического потенциала территории (экологического состояния) с позиций размещения новых производств и наращивания действующих мощностей (при отсутствии ТерКСОПа, схем расселения, природопользования и организации размещения производительных сил);
прогноз изменений в окружающей среде при реализации намечаемой деятельности;
оценку санитарно-эпидемиологического состояния в районах, подлежащих освоению, прогноз его состояния при реализации планируемых решений;
оценку экологического риска намечаемой деятельности;
перечень намечаемых природоохранных мероприятий, план их реализации, данные по их финансированию;
рекомендации по организации локального экологического мониторинга на территориях, намечаемых к освоению, сведения о финансировании этих работ.
4.12. Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности в программах развития территории (региона, края, области, республики и др.) должно осуществляться по всем возможным вариантам прорабатываемых решений и содержать:
характеристику современного состояния экосистем в районе освоения (фон);
научный прогноз изменений состояния природной среды при различных сценариях развития и размещения планируемых предприятий, применяемых технологий.
анализ состояния природной среды и достигнутого уровня развития отрасли, применяемых технологий и методов;
выявление неиспользованных возможностей, резервов, диспропорций развития действующих предприятий;
определение сроков ввода планируемых объектов в эксплуатацию;
прогнозная оценка экологического риска намечаемой деятельности, включая экологическую опасность возможных аварий (с учетом зон возможного поражения);
определение позитивных и негативных последствий планируемой деятельности;
комплекс природоохранных мероприятий, план их финансирования.
При планировании природоохранных мероприятий необходимо указывать:
виды природоохранных мероприятий - воздухоочистные мероприятия, мероприятия по очистке акваторий рек и других водоемов от возможного загрязнения отходами планируемых объектов, направления и объемы работ по рекультивации земель и др.;
данные об эффективности планируемых природоохранных мероприятий;
объемы затрат, включая компенсационные, по восстановлению зеленых насаждений, флоры и фауны, благоустройству территории и организации особо охраняемых территорий и др.
- Главная
- ПРИКАЗ Минприроды РФ от 29.12.95 N 539 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"