в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минприроды РФ от 29.12.95 N 539 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
действует Редакция от 29.12.1995 Подробная информация
ПРИКАЗ Минприроды РФ от 29.12.95 N 539 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

4. Требования к экологическому обоснованию в прединвестиционной документации

4.1. Прединвестиционная документация должна содержать информацию, достаточную для определения экологического риска намечаемой деятельности, оценки рациональности природопользования при различных вариантах этой деятельности.

4.2. Намечаемая деятельность должна:

быть взаимоувязана с ранее принятыми к реализации программами и проектами в части использования природных и трудовых ресурсов и учитывать долгосрочные интересы региона, функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сложившиеся национальные традиции и культурно-историческое наследие;

соответствовать принципам устойчивого экологически безопасного развития территории, не создавать угрозы для здоровья населения;

способствовать рациональному использованию природных ресурсов, сохранению природных богатств, уникальности природных экосистем региона и его демографических особенностей, историко-культурного наследия.

4.3. Исходные данные для экологического обоснования прединвестиционной документации могут быть получены на основе сбора опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочного обследования территории.

4.4. Экологическое обоснование в прединвестиционных материалах должно содержать оценку возможности развития намечаемой деятельности в районе возможного размещения с учетом:

нормативов качества природной среды;

существующей системы ограничений на природопользование;

прогнозируемого состояния окружающей среды при планируемых сбросах, выбросах и отходах производства и других видах воздействия.

4.5. Прогноз экологической опасности намечаемой деятельности должен базироваться на:

анализе природно-ресурсного потенциала территорий, существующего использования природных, трудовых и других ресурсов, состояния природной среды, историко-культурного наследия;

потребности в важнейших ресурсах;

прогнозных изменениях экологической ситуации при реализации намечаемой деятельности и последствиях этих изменений для социально-экономического развития территории.

4.6. Комплексные схемы по охране природы и природопользованию, разрабатываемые с целью обоснования стратегических направлений охраны природы, должны содержать рекомендации по:

определению экологических ограничений на развитие и размещение объектов хозяйственной и иной деятельности с учетом перспектив развития районов и возможных антропогенных нагрузках - для вновь осваиваемых территорий;

разработке системы мероприятий, направленных на ликвидацию негативных последствий существующей хозяйственной и иной деятельности - для освоенных территорий.

При этом они должны включать:

природно-географическую и экономическую характеристики территории;

анализ современного состояния природной среды при существующей инфраструктуре территории;

прогноз состояния природной среды с учетом ретроспективного состояния преобладающих (зональных) экосистем и планируемого хозяйственного воздействия;

варианты рекомендуемых мероприятий по сохранению природной среды и исторического наследия, оценку их эффективности;

оценку последствий намечаемой природоохранной деятельности для населения;

выбор оптимального комплекса природоохранных мероприятий;

предложения по организации системы экологического мониторинга.

4.7. Генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, а также схема распределения и территориальной организации производительных сил региона должны содержать материалы по экологическому обоснованию перспективы развития соответствующей территории. При этом экологическое обоснование должно включать:

характеристику природных особенностей территории;

природно-ресурсный потенциал регионов(а), их (его) хозяйственное использование, включая национальное природопользование;

наличие и размещение особо охраняемых природных территорий и историко-культурных памятников, подлежащих охране государством, а также зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации;

социальную организацию территории - существующую демографическую ситуацию, численность населения, трудовые ресурсы, их использование, уровень жизни населения;

оценку экологической ситуации в регионах(е) и условия жизни населения при существующей организации производительных сил;

прогноз изменений экологической ситуации в регионах(е) при осуществлении предложений по территориальной организации производительных сил;

выбор оптимальной схемы распределения и территориальной организации производительных сил.

4.8. Схемы районной планировки административно - территориальных образований разрабатываются в соответствии с утвержденной схемой расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил региона.

Обоснование намечаемых в схемах решений должно содержать анализ исходной информации о природных особенностях района (административно-территориального образования), его природно - ресурсного потенциала, хозяйственного использования, социально - демографических особенностей с целью определения возможных изменений в экологической ситуации района (административно - территориального образования) и социальных условий при реализации намечаемых градостроительных предложений и последствий этих изменений для населения и окружающей природной среды. При этом проводится оценка существующего и перспективного состояния природной среды, функциональной значимости различных экосистем, историко-культурных памятников для населения.

При проживании в регионе нескольких коренных народов (народностей) следует учитывать интересы и права каждого из них, возможность появления новых социальных групп, которые могут изменить традиции, жизненный уклад основного коренного населения, нарушить природно-социальный баланс региона.

4.9. В схемах развития различных отраслей хозяйства должны быть обоснованы:

мощности планируемых производств;

районы размещения вновь создаваемых наиболее крупных объектов хозяйственной и иной деятельности, которые будут определять экологическую ситуацию в регионе;

комплекс природоохранных мероприятий, обеспечивающих снижение возможного воздействия планируемой деятельности до уровней, установленных нормативными документами.

При этом:

места размещения объектов, рекомендуемых к строительству, должны быть определены в относительно широком географическом районе, где могут быть рассмотрены несколько вариантов площадок размещения объектов;

комплекс природоохранных мероприятий (рекультивация нарушенных земель, захоронение и утилизация отходов, компенсационные мероприятия) должен содержать меры, необходимые для сохранения экологического равновесия в течение всего жизненного цикла предприятия.

4.10. При разработке экологического обоснования в отраслевых схемах и программах развития следует руководствоваться следующими принципами:

сочетания федеральных, республиканских, местных и индивидуальных интересов при выработке направлений развития отрасли и государственной концепции сохранения природной среды;

комплексного системного подхода к проблеме развития отрасли и территории;

вариантности разработки предложений по мощности планируемых производств, районам их размещения и намечаемым природоохранным мероприятиям;

обязательности экологической оценки возможности размещения производственных объектов;

альтернативности в удовлетворении потребностей общества в продукции планируемой деятельности;

ресурсосбережения и минимизации ущерба природной среде и населению;

достаточности природоохранных мероприятий, в том числе по техническому перевооружению и применению новейших технологий;

возмещения прогнозируемого ущерба природной среде и населению.

4.11. Экологическое обоснование предлагаемых мероприятий в отраслевых схемах должно включать (по каждому варианту):

сведения о планируемой деятельности в части использования ресурсного потенциала страны (региона, области) - потребность предприятий в ресурсах (энергетических, природных, трудовых и т.д.); снабжение отрасли ресурсами, сырьем, комплектующими изделиями, энергией, топливом;

данные о количестве и токсичности отходов планируемых производств, местах их складирования и возможностях их утилизации;

информацию об изученности территории, намечаемой к освоению, и ее природных условиях (региональных особенностях), уникальности, о наличии особо охраняемых природных объектов, зон особого режима (чрезвычайных экологических ситуаций, экологических бедствий и т.д.), сведения о культурно-исторических памятниках и других территориях ограниченного пользования;

анализ функционального значения территории (региона, акватории), намечаемой к освоению;

оценку природно-хозяйственной ценности природно - территориальных комплексов;

сведения о хозяйственной деятельности населения в районах, подлежащих освоению;

оценку экологического потенциала территории (экологического состояния) с позиций размещения новых производств и наращивания действующих мощностей (при отсутствии ТерКСОПа, схем расселения, природопользования и организации размещения производительных сил);

прогноз изменений в окружающей среде при реализации намечаемой деятельности;

оценку санитарно-эпидемиологического состояния в районах, подлежащих освоению, прогноз его состояния при реализации планируемых решений;

оценку экологического риска намечаемой деятельности;

перечень намечаемых природоохранных мероприятий, план их реализации, данные по их финансированию;

рекомендации по организации локального экологического мониторинга на территориях, намечаемых к освоению, сведения о финансировании этих работ.

4.12. Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности в программах развития территории (региона, края, области, республики и др.) должно осуществляться по всем возможным вариантам прорабатываемых решений и содержать:

характеристику современного состояния экосистем в районе освоения (фон);

научный прогноз изменений состояния природной среды при различных сценариях развития и размещения планируемых предприятий, применяемых технологий.

При этом проводятся:

анализ состояния природной среды и достигнутого уровня развития отрасли, применяемых технологий и методов;

выявление неиспользованных возможностей, резервов, диспропорций развития действующих предприятий;

определение сроков ввода планируемых объектов в эксплуатацию;

прогнозная оценка экологического риска намечаемой деятельности, включая экологическую опасность возможных аварий (с учетом зон возможного поражения);

определение позитивных и негативных последствий планируемой деятельности;

комплекс природоохранных мероприятий, план их финансирования.

При планировании природоохранных мероприятий необходимо указывать:

виды природоохранных мероприятий - воздухоочистные мероприятия, мероприятия по очистке акваторий рек и других водоемов от возможного загрязнения отходами планируемых объектов, направления и объемы работ по рекультивации земель и др.;

данные об эффективности планируемых природоохранных мероприятий;

объемы затрат, включая компенсационные, по восстановлению зеленых насаждений, флоры и фауны, благоустройству территории и организации особо охраняемых территорий и др.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минприроды РФ от 29.12.95 N 539 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"