Последнее обновление: 24.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 23.05.96 N 315 (ред. от 16.11.2001) "О КОНТРОЛЕ ЗА ЭКСПОРТОМ ТОВАРОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ И РАКЕТНЫХ СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ"
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ЗА ЭКСПОРТОМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЯДЕРНЫХ ЦЕЛЯХ, ЭКСПОРТ КОТОРЫХ КОНТРОЛИРУЕТСЯ
(в ред. Приказа ГТК РФ от 24.02.98 N 99)
1. Настоящее Положение определяет порядок контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, перечисленных в Списке оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 1996 г. N 228 (далее именуются - оборудование, материалы и технологии двойного назначения).
2. Настоящее Положение разработано с учетом Руководящих принципов передачи оборудования и материалов двойного использования и соответствующей технологии, применяемых в ядерных целях, и Меморандума о понимании, принятых странами - членами Группы ядерных поставщиков в соответствии с договоренностями, достигнутыми в марте - апреле 1992 г. в г. Варшаве, а также изменений, внесенных в указанные Руководящие принципы на сессии Группы ядерных поставщиков в г. Хельсинки в апреле 1995 г. и на консультативном совещании режима контроля за предметами двойного использования Группы ядерных поставщиков в г. Вене в октябре 1995 г.
3. Требования настоящего Положения обязательны для исполнения всеми осуществляющими экспорт из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий двойного назначения юридическими лицами Российской Федерации независимо от форм собственности и физическими лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей (далее именуются - экспортеры), а также органами государственной власти, имеющими отношение к указанному экспорту.
4. Запрещается экспорт оборудования, материалов и технологий двойного назначения в страны, не обладающие ядерным оружием, для создания ядерных взрывных устройств или использования в деятельности в области ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), или в целом, если существует неприемлемый риск переключения на такую деятельность или экспорт противоречит цели нераспространения ядерного оружия.
Под созданием ядерных взрывных устройств понимаются научные исследования, разработка, проектирование, изготовление, испытание, эксплуатация или техническое обслуживание любого ядерного взрывного устройства, подсистем такого устройства или его компонентов.
Под деятельностью в области ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии МАГАТЭ, понимаются научные исследования, разработка, проектирование, изготовление, испытание, эксплуатация или техническое обслуживание любого реактора, критической сборки, конверсионной установки, установки по изготовлению или переработке ядерного топлива, установки по разделению изотопов исходных или специальных расщепляющихся материалов или отдельной установки для их хранения в случае, если нет обязательств принять гарантии МАГАТЭ по соответствующему объекту или установке, как существующим, так и создаваемым, содержащим исходный или специальный расщепляющийся материал, либо любой установки по производству тяжелой воды в случае, если нет обязательств принять гарантии МАГАТЭ в отношении любого ядерного материала, производимого или используемого в связи с производством на этой установке тяжелой воды, или в случае, если любое такое обязательство не соблюдается.
5. Порядок контроля за экспортом предусматривает:
подготовку и выдачу заключения о возможности экспорта оборудования, материалов и технологий двойного назначения;
лицензирование экспорта оборудования, материалов и технологий двойного назначения;
таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых за пределы Российской Федерации оборудования, материалов и технологий двойного назначения.
6. В контракте (договоре, соглашении) на экспорт из Российской Федерации оборудования, материала или технологии двойного назначения должно быть указано следующее:
цели и место использования экспортируемого товара;
конечные пользователи;
обязательства импортера не использовать оборудование, материал или технологию двойного назначения либо их воспроизведенные копии для создания ядерных взрывных устройств.
При экспорте оборудования, материала или технологии двойного назначения в страны, не обладающие ядерным оружием, в контракт (договор, соглашение) должно быть включено обязательство импортера не использовать предметы экспорта или их воспроизведенные копии в деятельности в области ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии МАГАТЭ.
При экспорте оборудования, материала или технологии двойного назначения в страны, не являющиеся членами Группы ядерных поставщиков, в контракт (договор, соглашение) должно быть включено обязательство импортера не реэкспортировать и не передавать кому бы то ни было без письменного разрешения экспортера предметы экспорта или их воспроизведенные копии.
В случае если импортер является посредником, конечные пользователи также должны принять на себя указанные обязательства в письменной форме в отношении каждого предмета экспорта.
Требования настоящего пункта о принятии на себя импортером (конечными пользователями) соответствующих обязательств не применяются в случае экспорта оборудования и материалов двойного назначения согласно Приложению.
7. Обязательства конечных пользователей, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, должны быть подтверждены специальным документом (импортным сертификатом), выданным уполномоченным государственным органом страны, в которой будет осуществляться конечное использование предмета экспорта (далее именуется - страна конечного использования), и оформленным в соответствии с требованиями, установленными национальным законодательством, или документом произвольной формы, если в стране конечного использования отсутствует процедура выдачи импортного сертификата.
8. В особых случаях сделки по экспорту оборудования и материалов двойного назначения должны совершаться на условиях предоставления российскому экспортеру права осуществления проверок использования конечными пользователями предмета экспорта на соответствие заявленным целям.
Необходимость совершения экспортных сделок на указанных условиях определяется Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации, исходя из оценки предмета экспорта, заявляемых целей использования, а также других факторов, важных с точки зрения нераспространения ядерного оружия.
9. Экспорт оборудования, материалов и технологий двойного назначения осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей Российской Федерации в установленном порядке.
Основанием для выдачи лицензии является заключение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации о возможности экспорта оборудования, материала или технологии двойного назначения.
10. Для получения заключения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации о возможности экспорта оборудования, материала или технологии двойного назначения экспортер направляет в адрес Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю:
письмо с просьбой о выдаче указанного заключения, содержащее сведения о собственнике (владельце) предмета экспорта, а также данные о том, является ли предмет экспорта носителем сведений, составляющих государственную тайну;
нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации экспортера в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
копии разрешений Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, выданные экспортеру и собственнику (владельцу) предмета экспорта (если экспортер не является собственником или владельцем предмета экспорта) на соответствующую деятельность по обращению с радиоактивными веществами и изделиями на их основе, - в случае экспорта указанных веществ и изделий. Копии разрешений заверяются подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью организации, которой выдано указанное разрешение, либо подписью индивидуального предпринимателя и его печатью;
заявление на выдачу лицензии, оформленное в соответствии с требованиями, установленными Министерством внешних экономических связей Российской Федерации;
копию контракта (договора, соглашения) на экспорт оборудования, материала или технологии двойного назначения. Копия контракта (договора, соглашения) заверяется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью экспортера либо подписью индивидуального предпринимателя и его печатью. На копии контракта (договора, соглашения) должна быть также указана дата ее выдачи и сделана отметка о местонахождении оригинала;
оригиналы документов, содержащих предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения обязательства импортера (конечных пользователей), - в случае отсутствия этих обязательств в контракте (договоре, соглашении);
импортный сертификат или иной документ, выданный уполномоченным государственным органом страны конечного использования и подтверждающий предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения обязательства конечных пользователей.
Документы на иностранном языке представляются экспортером с приложением их заверенных копий на русском языке.
11. Решение о возможности экспорта оборудования, материалов и технологий двойного назначения принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации с учетом следующих факторов:
является ли государство, в котором будет осуществляться конечное использование поставляемого оборудования, материала или технологии двойного назначения, участником Договора о нераспространении ядерного оружия, Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) или аналогичного обязательного с точки зрения международного права соглашения о нераспространении ядерного оружия и имеет ли оно действующее соглашение с МАГАТЭ о гарантиях, применимое ко всей его мирной ядерной деятельности;
имеет ли государство, в котором будет осуществляться конечное использование поставляемого оборудования, материала или технологии двойного назначения и которое не является участником Договора о нераспространении ядерного оружия, Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) или аналогичного обязательного с точки зрения международного права соглашения о нераспространении ядерного оружия, любые действующие, проектируемые или строящиеся объекты или установки, перечисленные в пункте 4 настоящего Положения, которые не подпадают или не будут подпадать под гарантии МАГАТЭ;
соответствуют ли поставляемые оборудование, материал или технология двойного назначения заявляемому конечному назначению и соответствует ли заявленное конечное назначение сфере деятельности конечного пользователя;
предполагается ли использовать поставляемые оборудование, материал или технологию двойного назначения в научных исследованиях, при разработке, проектировании, изготовлении, испытании, эксплуатации или техническом обслуживании любой установки по обогащению или переработке отработавшего ядерного топлива;
направлены ли действия, заявления и политика правительства государства, в котором будет осуществляться конечное использование поставляемых оборудования, материала или технологии двойного назначения, на поддержку режима нераспространения ядерного оружия и действует ли указанное государство в соответствии со своими международными обязательствами в области нераспространения ядерного оружия;
занимался ли импортер (конечные пользователи) тайным или незаконным приобретением ядерных компонентов;
не было ли отказано импортеру (конечным пользователям) в разрешении на идентичную передачу и не использовал ли импортер (конечные пользователи) любую ранее разрешенную передачу на цели, несовместимые с Руководящими принципами, указанными в пункте 2 настоящего Положения.
Не разрешается экспорт оборудования, материалов и технологий двойного назначения, который в основном идентичен передаче, не разрешенной страной - членом Группы ядерных поставщиков, уведомившей другие страны - члены о таком отказе, без консультаций с компетентными государственными органами указанной страны.
12. Заключение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации о возможности экспорта направляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации и экспортеру.
Для оформления лицензии в установленном порядке экспортер представляет указанное заключение в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации в течение 6 месяцев с даты его подписания. Заключения, представленные экспортером в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации позже указанного срока, считаются недействительными.
В случае внесения в контракт (договор, соглашение) на экспорт оборудования, материала или технологии двойного назначения изменений, касающихся предмета экспорта, конечных пользователей, заявленных целей или мест использования предмета экспорта, ранее выданное заключение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации о возможности экспорта подлежит обязательному переоформлению с предоставлением документов, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, для получения новой лицензии в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации.
13. Установленный в пунктах 4 - 12 настоящего Положения порядок контроля за экспортом оборудования, материалов и технологий двойного назначения распространяется на контроль за вывозом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения для временного использования на территории иностранного государства, связанным с изменением состояния или передачей указанных оборудования и материалов любому иностранному лицу и последующим возвратом на территорию Российской Федерации.
Для получения соответствующего заключения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации юридическое или физическое лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения и осуществляющее такой вывоз, направляет в адрес Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю документы, указанные в пункте 10 настоящего Положения (за исключением импортного сертификата или документа, его заменяющего), а также документ, содержащий обязательства об обратном ввозе предмета вывоза или продукта (продуктов) его переработки в установленные сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Продление срока пребывания вне таможенной территории Российской Федерации оборудования и материалов, вывезенных в соответствии с настоящим пунктом, осуществляется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации.
14. Временный вывоз оборудования и материалов двойного назначения (кроме радиоактивных веществ) в целях их демонстрации на выставках и ярмарках осуществляется без лицензий на основании заключения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Для получения заключения о возможности временного вывоза оборудования или материала двойного назначения юридическое или физическое лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения и осуществляющее такой вывоз (далее именуется - заявитель), направляет в адрес Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю:
письмо с просьбой о выдаче соответствующего заключения, содержащее сведения о наименовании, собственнике (владельце) и характеристиках предмета временного вывоза с указанием кодов Товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности, количества, места назначения, характера использования, срока нахождения за границей, таможенного органа Российской Федерации, который будет осуществлять таможенное оформление, а также данных о том, является ли предмет временного вывоза носителем сведений, составляющих государственную тайну;
нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
обязательства заявителя об обратном ввозе предмета вывоза в неизмененном состоянии и в установленные сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заключение о возможности временного вывоза оборудования и материалов двойного назначения направляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в Государственный таможенный комитет Российской Федерации и заявителю.
Указанное заключение в течение 6 месяцев с даты его подписания должно быть представлено заявителем или уполномоченным им лицом в таможенный орган Российской Федерации, который будет осуществлять таможенное оформление временно вывозимых оборудования и материалов двойного назначения. Заключения, представленные позже указанного срока, считаются недействительными.
Продление срока временного вывоза оборудования и материалов двойного назначения осуществляется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации.
15. Осуществление контроля за куплей - продажей, арендой, меной, дарением, а также залогом временно вывезенных и находящихся за пределами Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения производится в порядке, установленном настоящим Положением для контроля за их экспортом, без физического ввоза указанных материалов и оборудования на территорию Российской Федерации.
16. Разрешение на реэкспорт (передачу третьему лицу) импортированных из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий двойного назначения, а также любой их воспроизведенной копии выдается импортеру (конечному пользователю) российским экспортером на основании заключения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации о возможности реэкспорта (передачи третьему лицу).
Для получения указанного заключения российский экспортер направляет в адрес Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю:
письмо с просьбой о выдаче соответствующего заключения с указанием характеристик, цели и места использования, конечного пользователя предмета реэкспорта (передачи), номеров заключения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации и лицензии, на основании которых был осуществлен экспорт, а также номера контракта (договора, соглашения), на основании которого будет осуществляться реэкспорт (передача третьему лицу) импортированных из Российской Федерации оборудования, материала или технологии двойного назначения либо любой их воспроизведенной копии;
оригинал или нотариально заверенную копию документа, содержащего обязательства конечного пользователя предмета реэкспорта (передачи), предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения;
оригинал или нотариально заверенную копию импортного сертификата или иного документа, его заменяющего, выданного уполномоченным государственным органом страны конечного использования предмета реэкспорта (передачи) и подтверждающего предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения обязательства конечного пользователя.
Документы на иностранном языке представляются экспортером с приложением заверенных копий на русском языке.
17. Заключения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации, указанные в пунктах 10, 13, 14 и 16 настоящего Положения, выдаются в срок не более 30 дней после получения Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю всех требуемых и надлежащим образом оформленных документов.
Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от экспортера (заявителя), юридических и физических лиц, имеющих отношение к экспорту, реэкспорту или временному вывозу оборудования, материала или технологии двойного назначения, и государственных органов любую информацию и документы, необходимые для подготовки соответствующего заключения.
Предоставившие такую информацию юридические и физические лица, а также должностные лица государственных органов несут ответственность за достоверность предоставленных ими сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. Оборудование, материалы и технологии двойного назначения при их перемещении за пределы Российской Федерации подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Экспортер представляет таможенным органам лицензию на право экспорта оборудования, материала или технологии двойного назначения, выданную Министерством внешних экономических связей Российской Федерации. В случае временного вывоза такого оборудования или материала в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения заявитель представляет соответствующее заключение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации. Представление указанных документов в таможенные органы является необходимым условием для принятия решения о производстве таможенного оформления этих товаров.
19. Министерство внешних экономических связей Российской Федерации ежеквартально представляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю информацию (по согласованной форме) о выданных на основании заключений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации лицензиях на право экспорта оборудования, материалов и технологий двойного назначения.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации ежеквартально представляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю информацию (по согласованной форме) о вывозе оборудования, материалов и технологий двойного назначения.
20. Вывоз оборудования, материалов и технологий двойного назначения, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и настоящим Положением.
21. Лица, осуществляющие вывоз оборудования, материалов и технологий двойного назначения с нарушением порядка, установленного настоящим Положением, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение
к Положению о порядке контроля за
экспортом из Российской Федерации
оборудования и материалов двойного
назначения и соответствующих технологий,
применяемых в ядерных целях, экспорт
которых контролируется
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 23.05.96 N 315 (ред. от 16.11.2001) "О КОНТРОЛЕ ЗА ЭКСПОРТОМ ТОВАРОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ И РАКЕТНЫХ СРЕДСТВ ЕГО ДОСТАВКИ"