| Уровни готовности России к информационному обществу |
| 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень |
| I. Доступ к инфокоммуникациям |
| 1. Инфокоммуникационная инфраструктура |
| Доступ к инфокоммуникациям очень слабый. Телефонная плотность очень низкая, менее 2-х основных линий на 100 человек населения. Плотность мобильной связи ниже 0,5% населения. Кабельное ТВ отсутствует | Небольшая часть населения имеет хороший доступ к инфокоммуникациям. Телефонная плотность от 2 до 8 основных линий на 100 человек населения. Плотность мобильной связи -0,5% - 3% населения. Кабельным ТВ охвачено менее 0,5% семей | Значительная часть населения имеет хороший доступ к инфокоммуникациям. Телефонная плотность составляет 8 - 40 основных линий на 100 человек населения, мобильной связи - от 3% до 14% населения. До 10% семей имеют кабельное ТВ | Доступ к инфокоммуникациям весьма распространен. Телефонная плотность достаточно высока, более 40 основных линий на 100 человек населения. Плотность мобильной связи - более 14% населения. Кабельным ТВ охвачены более 10% семей |
| Телефонная плотность в квартирном секторе - 6,0 тел./100 семей. Плотность таксофонов ГТС и СТС - 1/1000 жит. | Телефонная плотность в квартирном секторе - 30 тел./100 семей. Плотность таксофонов ГТС и СТС - 10/1000 жит. | Телефонная плотность в квартирном секторе - 75 тел./100 семей. Плотность таксофонов ГТС и СТС - 30/1000 жител. | Телефонная плотность в квартирном секторе - 100 тел./100 семей. Плотность таксофонов ГТС и СТС - более 30/1000 жител. |
| Плотность междугородных (международных) таксофонов - 1,0 на 1000 жителей | Плотность междугородных (международных) таксофонов - 5/1000 жит. | Плотность междугородных (международных) таксофонов - 10/1000 жител. | Плотность междугородных (международных) таксофонов - более 10/1000 жител. |
| Плотность ОАУ пейджинговой связи - 0 | Плотность ОАУ пейджинговой связи - 10 ОАУ/1000 жител. | Плотность ОАУ пейджинговой связи - 100/ 1000 жител. | Плотность ОАУ пейджинговой связи - более 100/1000 жител. |
Плотность ТА, являющихся абонентами интеллектуальной сети, /1000 жител. - 0 | Плотность ТА - абонентов интеллектуальной сети, /1000 жител. - 5 | Плотность ТА - абонентов интеллектуальной сети, /1000 жител. - 50 | Плотность ТА - абонентов интеллектуальной сети, /1000 жител. > 50 |
| Доля телефонизации малонаселенных пунктов (до 50 человек) - 1,0% | Доля телефонизации малонаселенных пунктов (до 50 человек) - 10% | Доля телефонизации малонаселенных пунктов (до 50 человек) - 50% | Доля телефонизации малонаселенных пунктов (до 50 человек) - более 50% |
| Доля телефонизации крестьянских (фермерских) хозяйств - 1,0% | Доля телефонизации крестьянских (фермерских) хозяйств - 10% | Доля телефонизации крестьянских (фермерских) хозяйств - 50% | Доля телефонизации крестьянских (фермерских) хозяйств - более 50% |
| Доля телефонизации торговых, медучреждений, детсадов, школ, предприятий бытового и культурного обслуживания - 10% | Доля телефонизации торговых, медучреждений, детсадов, школ, предприятий бытового и культурного обслуживания - 25% | Доля телефонизации торговых, медучреждений, детсадов, школ, предприятий бытового и культурного обслуживания - 50% | Доля телефонизации торговых, медучреждений, детсадов, школ, предприятий бытового и культурного обслуживания - более 50% |
| Плотность ПК - количество ПК на 100 жителей - 1,0 | Плотность ПК - 10,0/100 жител. | Плотность ПК - 30,0/100 жител. | Плотность ПК - более 50,0/100 жител. |
| Плотность ПК, включенных в Интернет, - 0 | Плотность ПК, включенных в Интернет, - 5,0/100 жител. | Плотность ПК, включенных в Интернет, - 10,0/100 жител. | Плотность ПК, включенных в Интернет, - более 10,0/100 жител. |
| Плотность терминалов для компьютерной телефонии - 0 | Плотность терминалов для компьютерной телефонии - 5/1000 жител. | Плотность терминалов для компьютерной телефонии - 50/1000 жител. | Плотность терминалов для компьютерной телефонии - более 50/1000 жител. |
| Плотность Хост-Интернет - 0 | Плотность Хост-Интернет - 7/1000 жител. | Плотность Хост-Интернет 35/1000 жител. | Плотность Хост-Интернет - более 50/1000 жител. |
| Интернет-провайдеры, обеспечивающие местный доступ, отсутствуют | Ограниченное количество Интернет-провайдеров предлагают местный доступ менее одного на 1000000 жителей | Плотность местных Интернет-провайдеров - один на 500000 - 1000000 жителей. Провайдеры предлагают полный спектр услуг Интернет | Плотность местных Интернет-провайдеров более двух на 1000000 жителей. Отдельные провайдеры предоставляют цифровые выделенные линии и кабельную модемную связь |
| Качественный доступ в Интернет отсутствует. Коммерческие организации не имеют возможности иметь выделенные линии у местного телефонного оператора | Некоторые провайдеры обеспечивают только одну сервис - услугу - электронную почту. Пользователи часто имеют трудности в связи с местным Интернет-провайдером. Конкуренция в коммерческом лизинге выделенных линий отсутствует. Бизнес может арендовать выделенную линию только у единственного Интернет-провайдера | Существуют некоторые возможности для коллективного общественного доступа в Интернет. Связь с местными Интернет-провайдерами нормальная, кроме часов пик. Один - два частных провайдера предоставляют выделенные линии для коммерческих организаций | Большинство потребителей имеют выбор в различных видах услуг в зависимости от скорости доступа, сервиса, качества и цены. Интернет-провайдеры обеспечивают пользователей возможностью создания собственных Интернет-страниц. Существуют адекватные потребностям возможности для коллективного доступа в Интернет для тех, у кого его нет дома, в школе или на работе. Связь с местными Интернет-провайдерами надежна. Частные провайдеры предоставляют выделенные линии для коммерческих организаций. Существует возможность предоставления мобильной связи для доступа в Интернет |
| Плотность ТВ-приемников - количество ТВ-приемников на 1000 жител. - 50 | Плотность ТВ-приемников - 250/1000 жител. | Плотность ТВ-приемников - 400/1000 жител. | Плотность ТВ-приемников - более 400 на 1000 жителей |
| Охват населения телевизионным вещанием (ТВ) - 10% | Охват населения телевизионным вещанием (ТВ) - 30% | Охват населения телевизионным вещанием (ТВ) - 75% | Охват населения телевизионным вещанием (ТВ) - 100% |
| Охват населения радиовещанием - 25% | Охват населения радиовещанием - 50% | Охват населения радиовещанием - 75% | Охват населения радиовещанием - 100% |
| Охват населения проводным вещанием - 25% | Охват населения проводным вещанием - 50% | Охват населения проводным вещанием - 75% | Охват населения проводным вещанием - 100% |
Критерий территориальности - % покрытия территории инфокоммуникационными сетями = 0,1 (10%) | 50%
= 0,5 | 75%
= 0,75 | 100%
= 1,0 |
Критерий развития инфокоммуникаций = 0,025 | = 0,12 | = 0,33 | = 0,75 |
| 2. Доступность инфокоммуникаций |
| Показатель доступности инфокоммуникаций (время доступа к сети) | Показатель доступности инфокоммуникаций (время доступа к сети) | Показатель доступности инфокоммуникаций (время доступа к сети) | Показатель доступности инфокоммуникаций (время доступа к сети) |
а) для городских жителей: время доступа > 15 мин.,
= 0 | а) для городских жителей: время доступа 10 мин.,
= 0,5 | а) для городских жителей: время доступа 7 мин.,
= 0,8 | а) для городских жителей: время доступа 5 мин.,
= 1 |
б) для жителей труднодоступных и малонаселенных районов: время доступа > 90 мин.,
= 0 | б) для жителей труднодоступных и малонаселенных районов: время доступа 70 мин.
= 0,34 | б) для жителей труднодоступных и малонаселенных районов: время доступа 50 мин.,
= 0,66 | б) для жителей труднодоступных и малонаселенных районов: время доступа 30 мин.,
= 1 |
| Цены на междугородную и международную телефонную связь очень высоки и доступны малой части населения | Цены на местные телефонные звонки достаточно высоки, чтобы препятствовать широкому использованию Интернета, даже для большинства тех, кому Интернет необходим. Существуют возможности для локального доступа, но расценки за сервис не позволяют широко использовать Интернет. Недостаток конкуренции в установке выделенных линий отражается на очень высокой цене или даже невозможности позволить себе такую услугу | Стоимость доступа в Интернет отражает существование конкуренции на телекоммуникационном рынке, хотя все еще достаточно высока, чтобы не поощрять широкое использование Интернета пользователями. Существует конкуренция на рынке выделенных линий для коммерческих организаций, и цены падают, хотя еще высоки | Цены на телефонные услуги конкурентны и доступны почти для всего населения. Для местных звонков установлена повременная оплата. Цены на услуги Интернет конкурентны и доступны почти для всего населения. Может существовать повременная оплата. Может существовать бесплатное Интернет-обслуживание, в особенности в районах, где установлена повременная оплата за местные звонки. Цифровые выделенные линии и кабельная модемная связь имеют конкурентные расценки, которые могут зависеть от скорости работы или от объема информации. Коммутируемая связь не имеет повременной оплаты. Цены за выделенные линии для коммерческих организаций конкурентны (большое количество продавцов) |
| 3. Скорость и качество передачи информации |
| Менее половины телефонных звонков успешны. Качество звука часто неудовлетворительно. Более 100 попыток связи в год на 100 телефонных линий не достигают адресата. Местная коммуникационная инфраструктура поддерживает только работу электронной почты. Крупный бизнес, которому необходим доступ в Интернет, вынужден обращаться к зарубежным Интернет-провайдерам | 50 - 70% обращений к адресатам по местным телефонным каналам успешны. От 50 до 100 попыток связи в год на 100 телефонных линий не достигают адресата. Телекоммуникационная инфраструктура в основном поддерживает модемную передачу со скоростью 9,6 Кбит/сек. Крупный бизнес и Интернет-провайдеры могут связывать свои информационные сети с главным кабелем локальной инфраструктуры, но пропускная способность главного кабеля неадекватна требованиям пользователей. Потери информации значительны, а связь часто прерывается при онлайновом режиме | 70 - 90% обращений к адресатам по местным телефонным каналам успешны. Пользователи имеют доступ по телефонным каналам через модемы со скоростью передачи до 288 Кбит/сек. Широко распространены выделенные линии для бизнеса и Интернет-провайдеров со скоростью передачи до 64 Кбит/сек. Оборудование для кабельной связи работает эффективно, хотя в пиковые часы замечается некоторое замедление в работе информационной сети. Потери информации незначительны | Более 90% обращений к адресатам по местным телефонным каналам успешны. Распространен модемный доступ со скоростью 56 Кбит/сек. Существует также ограниченный доступ к высокоскоростным цифровым линиям связи, кабельным модемам и беспроводной связи. Высокоскоростной доступ предоставляется большинству пользователей, возможна еще более скоростная связь в некоторых регионах. Кабельная связь адекватна потребностям (кроме пиковых периодов). Потери информации в сети ниже 10% |
| 4. Аппаратное оборудование и ПО |
| В регионе нет продавцов оборудования и ПО для пользователей и Интернет-провайдеров. Оборудование и ПО доступны только для крупного бизнеса, небольшого количества населения, а также малого и среднего бизнеса | Аппаратное оборудование и ПО приобретаются по каталогам фирм-поставщиков. Отсутствует документация на них на местном языке. Основное оборудование и ПО доступно для части населения, а также для малых и средних предприятий | Большинство аппаратных средств и ПО импортные. Необходима локализация импортного ПО. Часть прикладного ПО создается на местном языке. Оборудование и ПО доступны для большинства предприятий малого и среднего бизнеса, а также для значительной части населения | Существует развитый рынок конкурентной розничной и оптовой торговли для этих продуктов. Оборудование и ПО, необходимые для местных условий и языков, широко распространены и доступны |
| 5. Сервис и поддержка |
| Требуется по меньшей мере 4 года со дня заказа, чтобы установить местную телефонную линию. Требуется более 6 месяцев, чтобы разрешить проблемы, связанные с обслуживанием местной телефонной линии. В регионе очень мало программистов и компьютерных техников | Требуется по крайней мере несколько месяцев для того, чтобы установить местную телефонную линию. Требуется более месяца для разрешения проблем обслуживания с местной телефонной линией. Провайдеры не очень ответственно относятся к своим обязанностям. В регионе небольшое количество программистов, Интернет-дизайнеров, администраторов сетей другого технического персонала | Требуется по меньшей мере один месяц для установки местной телефонной линии. Более недели необходимо для разрешения проблем, связанных с обслуживанием местной телефонной линии. Качество сервиса растет, хотя это не является приоритетом для всех. Существует некоторая поддержка со стороны Интернет-провайдеров по установке и сервису и оборудования. В регионе есть развитая индустрия ПО и постоянно увеличивается количество технического персонала, веб-дизайнеров и администраторов сетей | Установка местной телефонной линии, как правило, требует нескольких дней. Существует несколько способов связаться с сервис-провайдерами (электронная почта, телефон, почтовая связь). Проблемы обычно решаются в течение часов. Существует он-лайновая помощь, позволяющая немедленно разрешать эти проблемы. Обслуживание потребителей рассматривается как источник повышения конкурентоспособности для сервисных фирм. Установка и техническая поддержка ИКТ широко распространены. Существует конкурентный рынок веб-дизайна, включающий последние технологические достижения |
| II. Инфокоммуникационное обучение |
| 6. Школьный доступ к ИКТ |
| В учебных заведениях вообще нет компьютеров | Компьютеры есть в основном в институтах, в среднем менее 5 компьютеров на институт. В основном это компьютеры старого поколения, ниже модели 486 или им эквивалентные. Доступ к компьютерам ограничен преподавателями и администрацией. Компьютеры, как правило, не объединены в сеть. Использование компьютеров ограничено электронными документами, которые хранятся на жестких дисках или дискетах. Электронная почта используется незначительно | Компьютеры есть как на институтском, так и на школьном уровнях. В лабораториях до 10 - 15 компьютеров для групповой работы. Обеспеченность ими - 1 компьютер на 4 студентов. Компьютерные лаборатории, как правило, открыты для компьютерного обучения в течение рабочего дня и закрыты, когда школы не работают, или могут быть открыты для преподавателей для подготовки к занятиям, но закрыты для студентов и учеников. Компьютеры в основном старого поколения. Такие модели, как 486 или выше, могут быть связаны в сети с файловым или почтовым сервисом. Там, где есть не связанные в сеть компьютеры, имеется незначительная библиотека компакт-дисков. Если и есть несколько компьютеров, то они могут быть связаны в школьную сеть. Лабораторная сеть имеет ограниченный телефонный доступ в Интернет | Большинство учебных заведений имеют компьютеры. Может быть ряд компьютерных лабораторий в каждом институте, а также в классах, открытых для доступа после занятий в школах. В некоторых институтах студенты и преподаватели могут иметь персональные портативные компьютеры. Компьютерные лаборатории ориентированы на изучение конкретного предмета, а также открыты после занятий. Лаборатория может быть открыта после занятий для пользования жителями близлежащих районов и школ, а также во время выходных и каникул. В институтской и школьной сети может быть внутренний Интернет-сервер. Классы и кабинеты могут быть подсоединены к районной информационной сети для использования ее ресурсов. Может существовать национальная институтская и школьная сеть. Связь может быть обеспечена через выделенный или беспроводный канал со скоростью 64 и 128 Кбит/сек. |
| 7. Совершенствование образования на основе ИКТ |
| Компьютеры не используются ни студентами, ни преподавателями | Некоторые преподаватели очень ограниченно используют компьютеры. Преподавательская компьютерная грамотность ограничивается клавиатурой и мышью, а также базовыми понятиями операционной системы, манипуляцией с файлами и т.д. Компьютеры в основном используются в высшей школе | Преподаватели и студенты в основном используют компьютеры для основной работы и обучения. Преподаватели, использующие компьютеры, в целом опытны в работе с текстовыми файлами и могут работать с информацией на компакт-дисках. Они могут использовать компьютеры для базовых уроков. Преподаватели используют информацию из Интернета, передают ее через электронную почту как внутри школы, так и вне ее | Информационные и коммуникационные технологии полностью интегрированы в учебный процесс и существенно используются на занятиях. Занятия могут включать курсовые работы, позволяющие студентам использовать Интернет и программное обеспечение для работы с другими студентами и преподавателями в своих и других школах, а также на национальном и международном уровнях. Преподаватели хорошо подготовлены в методах внедрения компьютеров и ИКТ в процесс образования |
| 8. Рынок внеинститутской подготовки по ИКТ |
| Возможности для подготовки в области программирования, установки, поддержки, Интернет-дизайна и других ИКТ-профессий фактически не существуют | Существуют ограниченные возможности для подготовки в области ИКТ | Технические классы и программы по предметам, относящимся к ИКТ, существуют в различных частных и общественных центрах. Существует некоторый ограниченный он-лайн доступ к программам подготовки специалистов. Некоторые работодатели предлагают тренинг в использовании информационных и коммуникационных технологий своим сотрудникам | Существует много технических школ со специализированными предметами в области информационных и коммуникационных технологий и компьютерных наук. Существует большое количество возможностей подготовки и обучения, связанных с информационными и коммуникационными технологиями через сертифицированные программы, работодателей, образовательные учреждения, частные тренинговые центры и курсы дистанционного обучения. Для развития технических навыков широко распространены сетевые курсы |
| III. Инфокоммуникационное общество |
| 9. Люди и организации |
| Большинство населения никогда не слышало об Интернете. Менее 0,5% населения использовало Интернет эпизодически. Ни одна коммерческая организация в данном районе не имеет зарегистрированный Интернет-сайт | Большинство населения знает об Интернете в самых общих чертах. Менее 0,5% населения использует Интернет эпизодически, и некоторая часть из них является его постоянным пользователем. Некоторые местные коммерческие организации имеют зарегистрированные сайты (менее 2-х сайтов на 1000 жителей). Нет какой-либо рекламы в традиционных СМИ об Интернет-компаниях | Большинство населения знает об Интернете, но мало кто использовал его. Менее 10% используют Интернет регулярно. Подавляющее большинство пользователей - мужчины от 10 до 35 лет. Количество местных зарегистрированных сайтов - от 2 до 20 на 1000 жителей. Реклама в традиционных СМИ об Интернет-компаниях публикуется редко | Большинство населения знает об Интернете. Не менее 10% населения пользуются Интернетом с некоторой регулярностью. Интернетом пользуются все возрастные группы населения. Количество местных зарегистрированных сайтов - не менее 20 на 1000 жителей. Реклама в традиционных СМИ об Интернет-компаниях - обычное явление |
| 10. Локально ориентированные информационные ресурсы |
| Нет Интернет-сайтов, обеспечивающих информацией на местные темы. Мало или вообще нет сайтов на местном языке или доминирующего местного Интернет-языка | Существует мало сайтов, рассказывающих о местных событиях, и большинство из них созданы и зарегистрированы за пределами данного региона. Некоторые сайты существуют на местном языке или доминирующем местном Интернет-языке. Мало используются Интернет-страницы объявлений, мало пользовательских групп по интересам или новостных сообщений | Существуют местные Интернет-сайты, хотя большинство из них статичны и нечасто обновляются. Они несут в себе различную информацию, относящуюся к различным группам внутри данного сообщества. В некоторой степени используются Интернет-страницы объявлений, пользовательские группы и новостные сообщения. Есть возможности для Интернет-тренинга, хотя, может быть, и довольно дорогие и доступны только для некоторых регионов | Много сайтов обеспечивают динамичной информацией на местные темы и обновляются по меньшей мере несколько раз в неделю. Сайты с информацией на местные темы посещаются гражданами на всех уровнях общества. В Интернете есть сайты, онлайн-бюллетени, пользовательские группы и новостные сообщения. Значительное количество информации на веб-сайтах на местном языке или доминирующем местном веб-языке. Существует много доступных возможностей для тренинга |
| 11. ИКТ в повседневной жизни |
| Члены общества обычно не используют информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной жизни. Большая часть общественных коммуникаций информации осуществляется на бумажных носителях | ИКТ (факсы, пейджеры, компьютеры) используются в ограниченной степени некоторыми жителями данного района. Общественные телефоны имеются в некоторых населенных пунктах и регулярно используются многими жителями. Персональные компьютеры с возможностями электронной почты предоставляются некоторыми коммерческими организациями, однако большинство пользователей не являются жителями данной области (туристы, путешествующие бизнесмены) | Общественные телефоны можно найти во многих населенных пунктах, и они широко используются населением. Некоторые жители имеют доступ в Интернет из дома. Увеличивается количество жителей, пользующихся компьютерными центрами, Интернет-кафе и другими платными центрами компьютерных услуг | Многие жители региона используют ИКТ (мобильные телефоны, пейджеры, персональные компьютеры) в своей повседневной жизни. Многие жители используют ИКТ для домашних покупок, банковского обслуживания и т.д., а также в общественной жизни для взаимодействия с другими людьми (е-коммерция, Интернет-обучение и др.). Люди, не имеющие Интернет-доступа дома, могут пользоваться им на работе или в общественных и частных Интернет-центрах |
| 12. ИКТ на рабочем месте |
| Сотрудники имеют ограниченный доступ к телефонам. Небольшое количество частных и государственных организаций оборудованы всего лишь несколькими компьютерами, но не связанными в сеть. Большая часть деловой корреспонденции передается посыльными или по почте, а небольшая часть - по телефону и факсу | Организации периодически используют ИКТ в своей работе. Некоторые сотрудники имеют постоянный доступ к телефонам. Небольшое количество организаций имеет компьютеры, которые связаны в сеть для внутреннего обмена информацией и простых бизнес-приложений. В офисах, где есть компьютеры, только некоторые сотрудники используют их в рабочих целях, но не для коммуникаций | Организации используют ИКТ в своей внутренней работе. Многие офисы оборудованы компьютерами, которые связаны в локальную сеть для обмена данными, разработки отчетов и других приложений. Некоторая часть сотрудников проводит исследования и деловые обмены информацией, используя компьютерную сеть, хотя чаще всего несколько сотрудников работают на одном компьютере. Некоторые сотрудники используют электронную почту для внутренней переписки | Многие организации работают значительно эффективней благодаря использованию ИКТ для решения своих задач. Компьютеры в офисах полностью объединены в локальные сети. Различные офисы осуществляют обмен информацией друг с другом через внешние сети на национальном и международном уровнях. Большинство сотрудников имеют доступ в Интернет со своих рабочих мест. Большинство сотрудников имеют собственные адреса электронной почты для внутренней и внешней переписки |
| 13. Информационный критерий |
= 0,2 10(6) байт на 1 чел. в год | = 0,4 10(7) байт на 1 чел. в год | = 0,6 10(8) байт на 1 чел. в год | = 1,0 10(10) байт на 1 чел. в год |
| IV. Инфокоммуникационная экономика |
| 14. Возможности работы специалистов в области ИКТ |
| Небольшое число местных фирм нуждается в специалистах с техническим образованием в области ИКТ | Хотя существуют некоторые возможности для работы, требующей подготовки по ИКТ, большинство сотрудников с опытом работы в области ИКТ не могут найти работу в своей области | Специализация в области ИКТ становится источником преимуществ при поиске работы. Начинают создаваться новые рабочие места для специалистов по ИКТ как в регионе, так и за его рубежами | Значительное число работодателей предъявляют требования к подготовленности сотрудников по вопросам применения ИКТ. Значительная часть экономики (в части управления и торговли) строится на использовании ИКТ, привлекая для такой работы специалистов в этой области. Информационные и коммуникационные технологии рассматриваются как центральные в стратегических планах многих организаций |
| 15. Электронная коммерция Б-П (фирма - покупатель) |
| Фирмы не имеют своих Интернет-страниц. Очень мало знакомы с он-лайн бизнесом, и все сделки между фирмами и потребителями выполняются путем персональных и бумажных транзакций | Некоторые местные организации размещают коммерческую информацию на Интернет-сайтах. Однако эта информация статична и нечасто обновляется. Некоторые организации принимают платежи по телефону или факсу. Некоторые предприятия распространяют свои книжные каталоги для распространения товаров и услуг | Многие предприятия выставляют свою коммерческую информацию на веб-сайтах. Информация обновляется недостаточно часто. Веб-сайты обеспечивают информацией о товарах и услугах для продажи. Покупки часто совершаются персонально, по телефону или факсу, хотя электронная почта иногда используется. Некоторые предприятия могут иметь начальные возможности для онлайн-торговли | Многие предприятия внедрили Интернет в свои системы продаж, услуг и потребительского сервиса. Общий объем он-лайновых продаж является существенным компонентом коммерческой активности, и это отражено в рекламе в традиционных СМИ |
| 16. Электронная коммерция Б-Б (фирма - фирма) |
| Бизнес имеет очень мало маркетинговой информации. Эффективность Б-Б-бизнеса и перспективы новых возможностей ограничиваются недостатком прозрачности. Б-Б-бизнес осуществляется персонально или через письменные документы | Б-Б-бизнес остается малоэффективным из-за недостаточной прозрачности. Факсы и телефоны наиболее применимы для обслуживания заказов или отдаленной клиентской поддержки | Установка специальных электронных систем увеличила эффективность и прозрачность сделок и уменьшила накладные расходы в Б-Б-бизнесе. Некоторые бизнес-переводы поддерживаются специальной электронной системой, но некоторые бумажные формальности (подпись, например) в некоторых случаях требуются. Электронные Б-Б-транзакции составляют малую долю всей Б-Б-коммерции | Многие электронные Б-Б-транзакции составили существенную часть его общего объема, это стало результатом использования специальных электронных систем в коммерции. Это изменило рыночные структуры и определило эффективность промышленной практики электронного Б-Б. Многие предприятия внедрили Интернет в свои операции по продажам и управлению активами. Некоторые транзакции проводятся в автоматическом онлайн-режиме. Прохождение заказов и доставка могут быть прослежены электронным способом |
| 17. Электронное правительство |
| Не существует государственных он-лайн-ресурсов. Нет даже понятия об интерактивном правительстве, и все сделки и договора проводятся либо персонально, либо через бумажную переписку | Существует очень мало государственных веб-страниц, обеспечивающих общую информацию, полученную, как правило, из внешних источников. Эта информация статична и редко обновляется. Ограниченное взаимодействие с правительством возможно по телефону или факсу. Государство распространяет информацию о сервисе, процедурах, правах и обязанностях в виде бумажных копий | Некоторые государственные организации выставляют наиболее важную информацию на своих Интернет-страницах, включая месторасположение служб, часы работы, официальные формы. Информация часто устаревшая. Транзакции часто проводятся персонально, по факсу или телефону, хотя могут быть сделаны и с помощью электронной почты. Государство управляет своими отношениями с подрядчиками и поставщиками через Интернет и другими электронными способами | Все государственные структуры выставляют информацию на Интернет-страницах, а для некоторых это стало стратегией взаимодействия с обществом. Интерактивные правительственные Интернет-страницы позволяют обществу проводить транзакции (т.е. оплату налогов, получение разрешений и т.д.) через Интернет. Большая часть государственных функций и многие взаимоотношения с поставщиками проводятся через Интернет или с применением Интернета |
18. Экономический критерий -  |
, обеспеченный за счет инфокоммуникаций, - 0,02 | , обеспеченный за счет инфокоммуникаций, - 0,2 | , обеспеченный за счет инфокоммуникаций, - 0,6 | , обеспеченный за счет инфокоммуникаций, - 1,0 |
| V. Инфокоммуникационная политика |
| 19. Регулирование телекоммуникаций |
| Не существует планов по либерализации телекоммуникационного сектора. Нет регулирующих инструментов (законов, постановлений Правительства, стандартов и т.п.) для продвижения универсального доступа к телекоммуникационному сервису. Весь телекоммуникационный сервис обеспечивается одним оператором, частным или государственным. Сервис голосовых или цифровых сообщений ограничен | Планы по либерализации телекоммуникационного сервиса существуют или сформулированы. Работы по универсальному доступу к телекоммуникационному сервису проведены, хотя и неэффективны | Планы по либерализации телекоммуникационного сектора разработаны и внедрены. Существенный прогресс достигнут в установлении универсального доступа к телекоммуникационному сервису, но все еще много сложностей во внедрении. Такие службы, как пейджинг и мобильная телефония, обеспечиваются различными конкурирующими провайдерами. Альтернативные поставщики услуг конкурируют за предоставление услуг, выделенных линий или других телекоммуникационных услуг. Обеспечение внутриофисных информационных сетей открыто для конкуренции через взаимосвязь или опубликованные обязательства | Телекоммуникационный сектор либерализован с сохранением государственного регулирования, способствующего открытой конкуренции. Регулирование эффективно в реализации универсального доступа к телекоммуникациям. Определен независимый регулирующий орган, который осуществляет регулирование в области телекоммуникаций. Граждане и организации имеют широкие возможности для телекоммуникационного и цифрового обслуживания. Рынок обслуживания внутриофисных сетей открыт для конкуренции. Существует здоровая конкуренция среди поставщиков мобильных беспроводных систем. Спектр частот определен международным стандартом, и процесс лицензирования способствует расширению участников рынка |
| 20. Торговая политика в области ИКТ |
| Торговля оборудованием для телекоммуникационных информационных технологий ограничена высокими тарифами и другими ограничениями, включая внутриофисные стандарты или требования по лицензированию. Сервисный сектор не открыт для торговли, создает барьеры для электронной коммерции и функционирования информационных сетей. Местное регулирование де-факто создает барьеры для использования ИКТ. Очень мало или нет вообще прямых иностранных инвестиций | Торговые барьеры для оборудования ИКТ уменьшены, но все еще относительно высоки. Осуществлен некоторый доступ к сервису, относящемуся к электронной коммерции и сетям ИКТ. Прямые иностранные инвестиции разрешаются в информационно-сетевом секторе, но с некоторыми условиями | Торговля в области ИКТ не ограничена ненужной стандартизацией или лицензионными требованиями. Тарифы невысоки и стандартизованы. Общество по крайней мере временно убеждено, что непропорциональные тарифы на продукцию, доставляемую электронным способом, не будут применяться. Достигнута значительная открытость торговых операций, которая облегчает электронную коммерцию, однако некоторые ограничения все же существуют. Прямые иностранные инвестиции в сектор ИКТ поощряются с некоторыми ограничениями | Если специальные тарифы и существуют для ИКТ-товаров, то они несущественны. Торговые отношения в области ИКТ полностью либерализованы. Общество убеждено, что непропорциональные тарифы на услуги и товары, доставляемые электронным способом, не будут устанавливаться. Иностранные инвестиции в сектор ИКТ поощряются и являются предметом незначительных ограничений |
| 21. Обобщенные критерии информационного общества |
Комплексный информационно-технологический критерий = 0,1 | Комплексный информационно-технологический критерий = 0,38 | Комплексный информационно-технологический критерий = 0,62 | Комплексный информационно-технологический критерий = 0,94 |
| Интегральный критерий информационного общества | Интегральный критерий информационного общества | Интегральный критерий информационного общества | Интегральный критерий информационного общества |
| Модуль вектора интегрального критерия 0,765 | Модуль вектора интегрального критерия 0,9 | Модуль вектора интегрального критерия 1,2 | Модуль вектора интегрального критерия 1,64 |
| Угол вектора интегрального критерия 41° | Угол вектора интегрального критерия 27° | Угол вектора интегрального критерия 4° | Угол вектора интегрального критерия ~ 0° |