Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 16.07.2001 N 672 (ред. от 05.08.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
(в ред. Приказа ГТК РФ от 05.08.2002 N 826)
I. Общие положения1. Настоящее положение, разработанное на основании статьи 193 Таможенного кодекса Российской Федерации, определяет порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии с таможенными режимами экспорта, выпуска для свободного обращения, реимпорта, а также после завершения действия других таможенных режимов в отношении товаров и транспортных средств (далее - таможенный контроль после выпуска).
2. Таможенный контроль после выпуска проводится в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, при наличии оснований полагать, что указанные законодательство и международные договоры не соблюдаются либо соблюдаются не в полной мере.
3. Основаниями для проведения таможенного контроля после выпуска являются данные, указывающие на возможные нарушения таможенного законодательства Российской Федерации. Такие данные могут быть получены в результате осуществления оперативно - разыскной деятельности таможенных органов, анализа статистической информации, таможенных деклараций и других документов, необходимых для таможенных целей, данных учета участников ВЭД, либо содержаться в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц, средствах массовой информации, материалах, поступивших от федеральных органов исполнительной власти, компетентных органов иностранных государств, международных организаций.
4. Решение о проведении таможенного контроля после выпуска могут принимать: председатель (заместитель председателя) ГТК России, начальник (заместитель начальника) Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК России, начальник (заместитель начальника) Управление таможенной инспекции ГТК России, начальник (заместитель начальника) регионального таможенного управления, начальник (заместитель начальника) таможни (далее - начальник таможенного органа).
(в ред. Приказа ГТК РФ от 05.08.2002 N 826)
5. Решение о проведении таможенного контроля после выпуска оформляется постановлением по установленной форме (приложение 1).
6. Таможенный контроль после выпуска проводит комиссия, состоящая из сотрудников таможенных органов. При необходимости в комиссию могут быть включены сотрудники других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.
7. Таможенный контроль после выпуска может проводиться в местах нахождения декларанта, любого иного лица, прямо или косвенно имеющего отношение к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с контролируемыми товарами и транспортными средствами или владеющего необходимыми для проведения таможенного контроля после выпуска документами (далее - проверяемое лицо), а также в местах фактического нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю после выпуска (далее - контролируемые товары и транспортные средства). При проведении таможенного контроля после выпуска, исходя из необходимости обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, а также беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций, в порядке, определенном Приказом ГТК России от 13.07.2000 N 594 "Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля" (зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2000, регистрационный N 2354), в местах фактического нахождения товаров и транспортных средств могут создаваться временные зоны таможенного контроля.
8. Если при проведении таможенного контроля после выпуска у таможенных органов возникает необходимость получения документов и информации о внешнеэкономических и последующих коммерческих операциях с контролируемыми товарами и транспортными средствами от иных лиц, таможенным органом могут быть истребованы у этих лиц указанные документы и информация.
9. Продолжительность проведения таможенного контроля после выпуска не может превышать десяти дней. Течение срока проведения таможенного контроля после выпуска начинается с момента вручения проверяемому лицу постановления о проведении таможенного контроля после выпуска и заканчивается моментом подписания комиссией акта о результатах проведенного таможенного контроля. В срок проведения таможенного контроля после выпуска не включаются периоды между вручением проверяемому лицу требования о представлении документов для таможенного контроля и представлением истребованных документов, периоды между направлением иным лицам требования о представлении документов и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с контролируемыми товарами, и получением таможенным органом истребованных документов и информации.
10. При проведении таможенного контроля после выпуска применяются, совместно или в отдельности, следующие формы таможенного контроля:
- перепроверка сведений, указанных в таможенной декларации;
- проверка наличия товаров и транспортных средств;
- повторный таможенный досмотр;
- проверка коммерческих документов и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с товарами и транспортными средствами.
II. Перепроверка сведений, указанных в таможенной декларации11. Перепроверка сведений, указанных в таможенной декларации, проводится по месту нахождения таможенного органа на основе таможенных деклараций и представленных декларантом документов, необходимых для таможенных целей, а также других документов, имеющихся у таможенного органа.
Перепроверка сведений, указанных в таможенной декларации, должна, как правило, предшествовать применению иных форм таможенного контроля после выпуска.
12. При перепроверке сведений, указанных в таможенной декларации, таможенный орган вправе истребовать у декларанта дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и документах, необходимых для таможенных целей.
III. Проверка наличия товаров и транспортных средств13. Проверка наличия контролируемых товаров и транспортных средств производится с целью выявления их фактического наличия, сопоставления с данными, имеющимися в распоряжении таможенного органа, данными бухгалтерского, складского, оперативного учета проверяемого лица, сведениями, содержащимися в коммерческих и иных документах.
14. Проверка наличия контролируемых товаров и транспортных средств проводится по их фактическому местонахождению или в местах, где по данным, имеющимся у таможенного органа, эти товары и транспортные средства должны либо могут находиться.
15. Перечень товаров и транспортных средств, в отношении которых проводится проверка их наличия, устанавливает начальник таможенного органа, принявший решение о проведении таможенного контроля после выпуска.
16. Проверка наличия товаров и транспортных средств производится при участии представителей, уполномоченных представлять интересы проверяемого лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, материально ответственных лиц и лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета.
17. Сведения о фактическом наличии товаров и транспортных средств заносятся в описи, составляемые не менее чем в двух экземплярах. Для составления описей могут быть использованы бланки унифицированных форм инвентаризационных описей. Заполнение описей товаров и транспортных средств производится в соответствии с установленным порядком.
18. Проверяемое лицо до начала проверки представляет комиссии последние приходные и расходные документы, которые визирует председатель комиссии, что служит основанием для определения остатков товаров и транспортных средств к моменту начала проверки по данным учета.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу проверки все расходные и приходные документы на товары сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, а все товары и транспортные средства, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
19. Комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товаров путем обязательного их пересчета, взвешивания, измерения. Не допускается вносить в описи данные об остатках товаров со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
20. Комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактическом наличии товаров и транспортных средств, правильность и своевременность оформления материалов проверки.
21. Проверяемое лицо создает условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия товаров и транспортных средств (произвести грузовые и иные операции для проведения таможенного контроля). Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами не должны повлечь для таможенного органа каких-либо дополнительных расходов.
22. Товары заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, количества, единицы измерения и других необходимых данных.
Транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием марки транспортного средства и регистрационных номерных знаков. Тягач и прицеп, находящиеся в составе автопоезда, указываются совместно.
Количество товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов и арифметических расчетов при обязательной выборочной проверке части этих товаров, позволяющей однозначно определить количество товаров в одной упаковке. Определение массы (объема) навалочных и наливных товаров допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
23. При проведении проверки наличия товаров и транспортных средств, при перерывах в работе комиссия может опечатывать помещения, где находятся указанные товары и транспортные средства.
24. В процессе проверки товары могут отпускаться, а транспортные средства отправляться с учетом положений статьи 195 Таможенного кодекса Российской Федерации. Эти товары и транспортные средства заносятся в отдельную опись. В расходных документах делается соответствующая отметка за подписью председателя комиссии или члена комиссии.
25. Описи подписывают все члены комиссии и представители проверяемого лица, участвовавшие в проверке. В случае отказа представителей проверяемого лица от подписания описей в них делается запись об этом в присутствии не менее чем двух незаинтересованных лиц. Объяснения и замечания, а также мотивы отказа от подписания описей, изложенные представителями проверяемого лица, приобщают к описям.
IV. Повторный таможенный досмотр26. Повторный таможенный досмотр товаров и транспортных средств проводится с целью установления соответствия сведений о товарах и транспортных средствах, заявленных при декларировании, фактическим данным о товарах и транспортных средствах.
27. Повторный таможенный досмотр проводится в местах нахождения товаров и транспортных средств.
28. При проведении повторного таможенного досмотра может присутствовать, а по требованию сотрудников таможенного органа обязано присутствовать лицо, обладающее полномочиями в отношении досматриваемых товаров и транспортных средств. В случае отказа этого лица присутствовать при проведении повторного таможенного досмотра или его неявки досмотр проводится в присутствии не менее чем двух не заинтересованных в результатах досмотра лиц.
29. Проведение повторного таможенного досмотра и заполнение актов повторного таможенного досмотра производится в соответствии с порядком, установленным ГТК России.
V. Проверка коммерческих документов и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с товарами и транспортными средствами30. Проверка коммерческих документов и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с товарами и транспортными средствами, производится с целью получения документальных подтверждений происхождения товаров, движения товаров от продавца к покупателю, контроля за достоверностью сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей.
31. Проверке подлежат бухгалтерские, товарные, расчетные, платежные, страховые, транспортные, отгрузочные, экспедиторские, складские, таможенные и другие документы.
32. Проверка коммерческих документов и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с товарами и транспортными средствами, проводится, как правило, совместно с использованием других форм таможенного контроля, указанных в настоящем Положении.
33. Председатель комиссии вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы по установленной форме (приложение 2).
34. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их таможенному органу в пятидневный срок.
Документы представляются в виде заверенных надлежащим образом копий.
Представление документов оформляется актом приема - передачи по установленной форме (приложение 3).
35. Проверка документов производится сплошным или выборочным методом.
Если при выборочной проверке устанавливаются признаки нарушений таможенных правил, то проверка проводится сплошным методом.
VI. Заключительные положения36. При обнаружении в ходе проведения таможенного контроля после выпуска признаков нарушений таможенных правил оформляются протоколы о нарушении таможенных правил.
37. По результатам проведения таможенного контроля после выпуска, до истечения установленного срока его проведения, комиссия составляет акт таможенного контроля после выпуска по установленной форме (приложение 4).
38. К акту таможенного контроля после выпуска должны быть приложены:
- постановление начальника таможенного органа о проведении таможенного контроля после выпуска с отметкой проверяемого лица о получении (второй экземпляр постановления вручается под расписку проверяемому лицу);
- уточненные обоснованные расчеты по видам таможенных платежей и пеней (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта);
- описи проверки наличия товаров и транспортных средств (при ее проведении);
- акты повторного таможенного досмотра (при его проведении);
- копии составленных протоколов о нарушении таможенных правил (при их составлении).
К акту также могут прилагаться:
- копии документов, подтверждающих наличие фактов нарушения таможенного законодательства, несоответствия сведений, заявленных в таможенных декларациях, данным, полученным в ходе проведения таможенного контроля после выпуска;
- справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках (других кредитных учреждениях), подписанная руководителем проверяемого лица;
- справка о размере уставного капитала на день образования (перерегистрации) организации и на день начала проверки, о полноте его формирования; составе учредителей с указанием доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических и физических лиц и т.д.;
- справка о месте нахождения филиалов и иных обособленных подразделений, представительств, производственных и складских помещений, торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации, подписанная руководителем проверяемого лица;
- другие материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте признаков таможенных правонарушений.
39. Акт подписывают все члены комиссии, проводившей таможенный контроль после выпуска.
40. Акт составляют в двух экземплярах, один из которых остается в делах таможенного органа, а другой вручается проверяемому лицу под расписку либо высылается ему по почте.
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 16.07.2001 N 672 (ред. от 05.08.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"