Последнее обновление: 12.03.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 24.09.2002 N 158/1396-3 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И СОЗДАННЫХ ПРИ НИХ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ СЛУЖБ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ФОНДАМИ КАНДИДАТОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ, ДОСТОВЕРНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ И ОБ ИМУЩЕСТВЕ"

1. Общие положения
Избирательное законодательство субъекта Российской Федерации, основываясь на нормах Федерального закона, должно предусматривать следующее.
В части контроля за избирательными фондами:
- кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны создавать собственный избирательный фонд и открывать специальный избирательный счет в филиалах Сбербанка России;
- кандидат вправе, а избирательное объединение, избирательный блок обязаны назначить уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) по финансовым вопросам;
- порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов, учета и отчетности по ним (далее - Порядок) на региональных и местных выборах определяет избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации;
- гражданин перечисляет пожертвование в избирательный фонд через кредитную организацию или отделение связи;
- юридические лица вносят пожертвования в избирательный фонд только безналичным путем;
- изготовление всех агитационных материалов производится не ранее оплаты указанных расходов за счет средств соответствующего избирательного фонда;
- кандидат, избирательное объединение, избирательный блок представляют не менее двух финансовых отчетов;
- вместе с итоговым финансовым отчетом кандидата, избирательного объединения, избирательного блока представляются первичные финансовые документы;
- с целью соблюдения гласности в вопросах финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока избирательная комиссия периодически направляет в средства массовой информации для опубликования по утвержденным формам сведения об избирательных фондах;
- поступающие в избирательный фонд пожертвования подлежат проверке на предмет их правомерности;
- меры ответственности за финансовые нарушения.
В части организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках:
- избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие государственные органы с представлением о проверке сведений об имуществе кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), его доходах и их источниках;
- соответствующие государственные органы осуществляют проверку сведений об имуществе и доходах и представляют в избирательную комиссию данные о результатах проверки в течение 10 дней;
- избирательная комиссия доводит до избирателей сведения, представленные кандидатами при их выдвижении, и направляет в средства массовой информации данные о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных кандидатами. Размещает их вместе с другими материалами на информационных стендах в помещениях участковых избирательных комиссий.
В части организации деятельности КРС:
- КРС создаются при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссиях по выборам в федеральные органы государственной власти, при этом законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено создание КРС и при иных избирательных комиссиях;
- специалисты, привлекаемые из государственных органов и учреждений и иных организаций для работы в КРС при избирательных комиссиях, откомандировываются в распоряжение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и окружной избирательной комиссии на срок не менее пяти и трех месяцев соответственно. В распоряжение иных комиссий специалисты откомандировываются для работы в КРС на срок, предусмотренный законом.
1.2. Организационные мероприятия по реализации контрольных функцийИзбирательные комиссии выполняют контрольные функции во взаимодействии с правоохранительными органами, филиалами Сбербанка России, иными государственными органами и учреждениями.
После назначения выборов целесообразно провести расширенное рабочее совещание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с участием:
- федерального инспектора по субъекту Российской Федерации;
- представителей исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
- представителей законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
- руководителей прокуратуры, суда, правоохранительных органов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, ведающих вопросами финансов, налогов, государственной регистрации юридических лиц, печати, телерадиовещания, связи;
- руководителя филиала Сбербанка России;
- руководителей организаций телерадиовещания и главных редакторов периодических печатных изданий, действующих на территории субъекта Российской Федерации;
- руководителей полиграфических предприятий, действующих на территории субъекта Российской Федерации.
На совещании определяется комплекс совместных мероприятий, обеспечивающий соблюдение участниками избирательного процесса законодательства о выборах, в том числе меры по контролю за финансированием избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, проверке достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов.
Наряду с этим избирательным комиссиям рекомендуется:
- избирательной комиссии субъекта Российской Федерации инициировать издание исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации акта, определяющего задачи по оказанию содействия избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнителей этих задач (примерная форма - в Приложении 1);
- определить и согласовать формы взаимодействия с правоохранительными органами в части оперативного реагирования на нарушения избирательного законодательства;
- избирательной комиссии субъекта Российской Федерации заключить соглашение о порядке взаимодействия избирательных комиссий и филиалов Сбербанка России (используя соглашение, данное в Приложении 2);
- организовать мониторинг агитационных материалов;
- определить членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, имеющих право на составление протоколов об административных правонарушениях;
- провести рабочее совещание с участием кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков по финансовым вопросам.
Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации следует своевременно уточнить в территориальном управлении федерального казначейства (финансовом органе) реквизиты счетов для внесения избирательного залога и для перечисления средств в доход соответствующего бюджета в случаях, предусмотренных законодательством.
1.3. Организация деятельности КРСКРС создается избирательной комиссией из членов избирательной комиссии с привлечением специалистов государственных и иных органов и учреждений на срок полномочий комиссии.
Для повышения эффективности деятельности, оперативного решения возникающих вопросов целесообразно включать в состав КРС руководителей и специалистов территориальных органов Центрального банка Российской Федерации, МВД России, Минфина России, МНС России, ФСБ России, ФСНП России, Сбербанка России, МПТР России.
Избирательная комиссия после официального опубликования решения о назначении выборов (после формирования окружных избирательных комиссий) направляет в соответствующие территориальные органы министерств и ведомств и организации запросы о направлении специалистов для работы в КРС с указанием сроков их откомандирования.
Руководство контрольно-ревизионной службой целесообразно возложить на заместителя председателя избирательной комиссии.
Положение о КРС утверждается избирательной комиссией.
Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности КРС осуществляется избирательной комиссией, при которой эта служба создана.
Основными направлениями деятельности КРС в период избирательной кампании являются:
- контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов;
- выявление фактов расходования средств на проведение избирательной кампании, минуя избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока;
- проверка финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;
- организация проведения проверок достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов;
- контроль за возвратом бюджетных средств;
- контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов.
Деятельность КРС в период выборов осуществляется в соответствии с утверждаемым избирательной комиссией планом мероприятий. При этом создаются рабочие группы по вышеуказанным направлениям деятельности и распределяются обязанности членов КРС. Такими могут быть возглавляемые членами комиссии группы:
- по обработке сведений, получаемых от филиалов Сбербанка России;
- по организации проверки достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов;
- по проверке сведений о жертвователях;
- по проверке финансовых отчетов;
- по установлению фактов финансирования избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, минуя избирательный фонд;
- по подготовке материалов, связанных с составлением протоколов об административных правонарушениях;
- другие.
Контроль за избирательными фондами в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации должен организовываться специалистом, исполняющим обязанности на штатной основе. При этом указанного специалиста необходимо ввести в состав КРС с целью обеспечения взаимодействия избирательной комиссии с филиалом Сбербанка России, проведения аналитической работы по направлениям деятельности КРС, участия в проверках расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение избирательной кампании нижестоящим избирательным комиссиям.
Состав КРС по возможности должен быть стабильным на протяжении всего периода полномочий избирательной комиссии.
Срок исполнения обязанностей в КРС привлеченными специалистами прекращается только после того, как соответствующая избирательная комиссия сдаст отчет о расходовании бюджетных средств на выборы.
Руководителю КРС целесообразно иметь информацию о соблюдении в отношении указанных специалистов требований пункта 3 статьи 60 Федерального закона в части сохранения за ними установленных должностных окладов и иных выплат по основному месту работы.
После окончания избирательной кампании желательно продолжать взаимодействие со специалистами - членами КРС.
Специалистам, привлеченным в состав КРС, может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательным комиссиям, при которых создаются КРС, целесообразно заблаговременно предусмотреть указанные средства в смете расходов на подготовку и проведение выборов.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 24.09.2002 N 158/1396-3 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И СОЗДАННЫХ ПРИ НИХ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ СЛУЖБ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ФОНДАМИ КАНДИДАТОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ, ДОСТОВЕРНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ И ОБ ИМУЩЕСТВЕ"