в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 3.4.035-95" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 23.08.95 N 13)
отменен/утратил силу Редакция от 23.08.1995 Подробная информация
"САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 3.4.035-95" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 23.08.95 N 13)

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ

1. Разработаны:

Ростовским - на - Дону научно - исследовательским противочумным институтом Госкомсанэпиднадзора России (Г.М. Мединский, Б.Н. Мишанькин, Ю.Г. Киреев, В.И. Прометной, А.П. Данилкин);

Институтом медицинской паразитологии и тропической медицины им. Марциновского Госкомсанэпиднадзора России (А.М. Баранова);

Центральным институтом эпидемиологии Госкомсанэпиднадзора России (Б.Л. Черкасский);

Противочумным центром Госкомсанэпиднадзора России (Л.А. Калошина, К.С. Фонарева, А.А. Кюрегян);

Минздравмедпромом России (Ю.М. Федоров, Г.Ф. Лазикова);

Госкомсанэпиднадзором России (Г.Г. Онищенко, С.В. Семенов, А.А. Ясинский, Б.Г. Лыткин, О.А. Васильев).

2. Утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 23 августа 1995 г. N 13.

3. Введены взамен Правил по санитарной охране территории СССР, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения СССР от 20 июля 1983 г. N 858.

Часть I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ1. Общие положения и область применения

1.1. Санитарные правила "Санитарная охрана территории Российской Федерации" (далее - Санитарные правила) устанавливают требования к организации, проведению и контролю за выполнением мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения карантинных болезней, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, малярии и других опасных для человека инфекционных болезней, передаваемых комарами, локализацию и ликвидацию случаев этих инфекций при их завозе или выявлении на территории Российской Федерации, в том числе в эндемичных природных очагах, а также предотвращение ввоза и распространения потенциально опасных для здоровья населения товаров.

1.2. Настоящие Санитарные правила разработаны на основании Закона РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения". "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", Таможенного кодекса Российской Федерации, Положения о Государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации.

В Санитарных правилах учтены требования Международных медико - санитарных правил, принятых на XXII Всемирной ассамблее здравоохранения 25 июля 1969 года, с изменениями и дополнениями, внесенными в 1973 и 1981 годах.

В случаях, не предусмотренных в настоящих Санитарных правилах, следует руководствоваться Международными медико - санитарными правилами.

1.3. Санитарная охрана территории - составная часть общегосударственной системы обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, состоящая из комплекса организационных, санитарно - гигиенических, противоэпидемических, лечебно - профилактических, экономических, технических и иных мероприятий, обеспечивающих предупреждение завоза и распространения карантинных болезней, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, малярии и других опасных для человека инфекционных болезней, передаваемых комарами, локализацию и ликвидацию случаев этих инфекций при их завозе или выявлении на территории Российской Федерации, в том числе в эндемичных природных очагах, а также предотвращение ввоза и распространения потенциально опасных для здоровья населения товаров.

1.4. Настоящие Правила распространяются на карантинные болезни (чума, холера, желтая лихорадка), контагиозные вирусные геморрагические лихорадки: лихорадки Ласса и Эбола, болезнь Марбург (далее - КВГЛ), малярию и другие опасные для человека инфекционные болезни, передаваемые комарами (лихорадка Денге, японский энцефалит) - в дальнейшем именуемые Болезни. Государственный комитет санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации имеет право дополнительно вносить изменения в перечень Болезней с обязательным извещением об этом соответствующих ведомств, учреждений и организаций.

1.5. Перечень ввозимых потенциально опасных для здоровья населения товаров, на которые распространяется действие настоящих Санитарных правил, устанавливается Госкомсанэпиднадзором России с учетом требований международных договоров.

1.6. Санитарные правила применяются в отношении:

1.6.1. Болезней, на которые распространяются Правила:

- при проведении санитарно - карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

- при проведении противоэпидемических мероприятий на территории Российской Федерации.

1.6.2. Ввозимых на территорию Российской Федерации товаров:

- при проведении санитарно - карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и пунктах таможенного оформления товаров на территории Российской Федерации;

- при согласовании с органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России контрактной (договорной) документации на поставку в Российскую Федерацию товаров из-за рубежа.

1.7. Санитарная охрана территории Российской Федерации обеспечивается:

- проведением комплекса мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, осуществляемых органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами предприятий, организаций и учреждений любых организационно - правовых форм, а также органами и учреждениями Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации (далее - Госсанэпидслужба России) в части, отнесенной к их компетенции;

- осуществлением госсанэпиднадзора за выполнением требований санитарного законодательства Российской Федерации и проведением санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также соблюдением требований настоящих Санитарных правил;

- осуществлением санитарно - карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в пунктах таможенного оформления товаров на территории Российской Федерации;

- осуществлением постоянного санитарно - эпидемиологического наблюдения за территориями эндемичных природных очагов чумы и других инфекционных заболеваний;

- разработкой и введением в действие санитарно - гигиенических и противоэпидемических нормативных и методических документов, регламентирующих порядок организации и проведения мероприятий по санитарной охране территории, современных методов контроля, диагностики, лечения и профилактики Болезней, а также неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с пищевой продукцией или воздействием токсичных веществ;

- введением в случае угрозы завоза и распространения Болезней в установленном законодательством Российской Федерации порядке карантина или других ограничительных мероприятий, предусматривающих особые условия и режимы проживания населения, пересечения лицами и перемещения товаров в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, ведения хозяйственной деятельности, реализации (использования, применения) товаров;

- разработкой и реализацией федеральных и региональных целевых программ и комплексных планов мероприятий по санитарной охране территории;

- распространением информации Всемирной организации здравоохранения о заболеваемости Болезнями в мире;

- распространением информации о наличии зараженных районов на территории Российской Федерации, случаях завоза на территорию Российской Федерации Болезней, а также потенциально опасных для населения товаров, о проводимых противоэпидемических и санитарно - гигиенических мероприятиях;

- обменом информацией по вопросам санитарной охраны территории с международными организациями и национальными органами здравоохранения.

1.8. Выполнение требований, определенных настоящими Санитарными правилами, обязательно для всех организаций и учреждений органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц независимо от подчиненности и форм собственности, а также физических лиц вне зависимости от подданства и гражданства (в том числе без подданства и гражданства).

1.9. В случаях несоблюдения требований настоящих Санитарных правил, а также при невыполнении постановлений или предписаний должностных лиц Госсанэпидслужбы России по вопросам санитарной охраны территории, должностные лица организаций и учреждений органов государственной власти и местного самоуправления, юридические лица независимо от подчиненности и форм собственности, а также физические лица вне зависимости от подданства и гражданства (в том числе без подданства и гражданства) могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

2. Нормативные ссылки

2.1. Закон РСФСР "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 года.

2.2. Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 года с дополнениями и изменениями от 10 августа 1994 года.

2.3. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года.

2.4. Таможенный кодекс Российской Федерации, введен в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1.

2.5. Положение о Государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625.

2.6. Международные медико - санитарные правила, принятые на XXII Всемирной ассамблее здравоохранения от 25 июля 1969 года с изменениями и дополнениями, внесенными на XXVI и XXXIV Всемирных ассамблеях здравоохранения от 23 мая 1973 года и 20 мая 1981 года (Женева, третье аннотированное издание 1985 года).

2.7. Международная классификация болезней, утвержденная XXIX Всемирной ассамблеей здравоохранения, 1976 год (Женева, 1980 год).

3. Термины и определения

Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации - территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Администрация транспортного средства - лицо (капитан, командир, начальник, бригадир) судна, самолета, поезда, автотранспортного средства, осуществляющее должностные полномочия.

Экипаж транспортного средства - находящийся на службе персонал (экипаж, команда, бригада) судна, самолета, поезда, автодорожного или другого транспортного средства.

Товары - любое движимое имущество, за исключением транспортных средств, которые используются для международных перевозок пассажиров и товаров.

Транспортные средства - любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Санитарно - карантинный отдел (отделение) - структурное подразделение центров госсанэпиднадзора в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт - Петербурге, районах, городах, в регионах и зонах на транспорте, организующих, контролирующих и осуществляющих комплекс мероприятий по санитарной охране территории и санитарно - карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Санитарно - карантинный пост (СКП) - комплекс зданий, помещений, сооружений на территории пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морском (речном) порту, аэропорту, автодорожном переходе и железнодорожном переезде для осуществления санитарно - карантинного контроля.

Санитарно - карантинный досмотр - обследование судна, самолета, поезда или автодорожного транспортного средства, а также предварительный медицинский осмотр находящихся на них лиц, но не включающий периодический осмотр судна для определения необходимости проведения дератизации, обследование багажа, груза, а также проверка медико - санитарной документации в соответствии с настоящими Санитарными правилами и документации, подтверждающей качество и безопасность товаров.

Карантинные болезни - группа инфекционных болезней (чума, холера, желтая лихорадка), меры борьбы с которыми регламентируются Международными медико - санитарными правилами.

Транспортное предприятие - морской, речной порт, аэропорт, автодорожная и железнодорожная станция (вокзал), вне зависимости от форм собственности и подчиненности, открытый для международных сообщений и имеющий на своей территории пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Санитарно - карантинный контроль - специализированный вид государственного санитарно - эпидемиологического надзора, осуществляемый в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в пунктах таможенного оформления товаров на территории Российской Федерации в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации и Международными медико - санитарными правилами в целях предупреждения завоза и распространения карантинных и иных инфекционных заболеваний, а также потенциально опасных для здоровья населения товаров.

Специализированная противоэпидемическая бригада (СПЭБ) - подвижное автономное формирование постоянной готовности, предназначенное для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно - эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения, созданные на базе противочумных учреждений Госсанэпидслужбы России.

Аэропорт, порт, железнодорожная станция, автодорожная станция - аэропорт, морской, речной порт, железнодорожная станция, автодорожная станция, определенные решением Правительства Российской Федерации для приема или отправки транспортных средств, используемых для международных перевозок, где осуществляется медицинский (санитарный), пограничный, таможенный, ветеринарный, фитологический досмотры, иные идентичные процедуры и миграционный контроль.

Багаж - личные вещи пассажира или члена экипажа транспортного средства.

Владелец транспортного средства - юридическое или физическое лицо, обладающее правами собственности на данное транспортное средство.

В полете - время, истекающее с момента закрытия дверей самолета перед взлетом до момента их открытия после приземления.

День - период в 24 часа.

Дезинсекция - мероприятия по уничтожению насекомых - переносчиков болезней человека, обнаруженных на судах, в самолетах, поездах, автодорожном транспорте, контейнерах, лихтерах, в пунктах пропуска через государственную границу - в портах, вокзалах, станциях, а также в очагах Болезней.

Действительное свидетельство о вакцинации - международное свидетельство о вакцинации или ревакцинации против желтой лихорадки, соответствующее требованиям и образцу, приведенным в приложениях к настоящим Санитарным правилам.

Дератизация - мероприятия по уничтожению грызунов - источников болезней человека, обнаруженных на судах, в самолетах, поездах, автодорожном транспорте, контейнерах, лихтерах, в пунктах пропуска через государственную границу - в аэропортах, портах, вокзалах, станциях, а также в очагах Болезней.

Завезенный случай - зараженное лицо, прибывшее международным рейсом.

Зараженное лицо - лицо, болеющее какой-либо из Болезней, на которые распространяются настоящие Санитарные правила, или, как обнаружится впоследствии, переносящее такую Болезнь в ее инкубационном периоде.

Зараженный район - административная территория или ее часть, где выявлен больной одной из инфекций, на которые распространяются настоящие Санитарные правила, и на которой в силу социально - экономических особенностей, плотности и интенсивности миграции населения и (или) неблагоприятных санитарно - эпидемиологических условий, наличия потенциальных источников и переносчиков возбудителей Болезней имеются возможности распространения данной Болезни. Границы зараженного района определяются территориальным центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора совместно с соответствующим противочумным учреждением на основании результатов санитарно - эпидемиологического обследования.

Изоляция - отделение зараженного лица (группы лиц) и (или) лиц, находившихся в контакте с зараженным лицом, от других лиц (за исключением находящегося на службе медицинского персонала) с таким расчетом, чтобы избежать распространения Болезни.

Карантин - комплекс административных и санитарно - противоэпидемических мероприятий, проводимых в целях предупреждения распространения Болезней и осуществляемых в зараженном районе, на территории порта, аэропорта, железнодорожной, автодорожной станции, на транспортном средстве, которые заключаются в изоляции на определенный срок зараженных лиц и лиц, находящихся с ними в контакте, зараженных грузов, транспортных средств, контейнеров, лихтеров, а также в прекращении контакта с ними.

Контейнер - вид транспортного оборудования в соответствии с международной классификацией.

Лицо с подозрением на заражение - лицо, по заключению медицинских работников, осуществляющих санитарно - карантинный досмотр, подвергшееся опасности заражения Болезнью.

Международный рейс - рейс между аэропортами, портами, железнодорожными и автодорожными станциями, расположенными на территории двух или более государств, или рейс между аэропортами, портами, расположенными на территории одного государства, если в ходе такого рейса судно или самолет, или иное транспортное средство вступает в сношение с аэропортом или портом, или станцией на территории любого другого государства, но только в связи с этими сношениями.

Очаг Болезни (эпидемический очаг) - место пребывания источника возбудителя инфекции и окружающая его территория, в пределах которой возможно распространение возбудителей Болезни, обусловленное соответствующими механизмами передачи инфекции.

Разрешение на свободные сношения с портом или аэропортом - разрешение судну войти в порт, произвести высадку пассажиров и членов экипажа и начать дальнейшие операции или разрешение самолету после приземления произвести высадку и начать дальнейшие операции.

Санитарно - противоэпидемическая комиссия (СПК) - межведомственный орган, создаваемый при государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления для координации деятельности в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.

Угроза эпидемии - обстоятельства и условия, когда имеется вероятность возникновения и распространения массовых случаев Болезней, в том числе и (или) высокая степень опасности их завоза в сочетании с условиями, при которых возможна интенсивная передача возбудителей Болезней, и с наличием восприимчивого населения.

Эндемия (энзоотия) - постоянное наличие на данной территории определенной Болезни при ее эпидемическом (эпизоотическом) проявлении.

Эндемичный район - ограниченная территория, на которой постоянно регистрируются случаи Болезни и (или) циркуляции возбудителей Болезней.

Эпидемия - распространение инфекционных болезней, число заболеваний которыми значительно превышает обычно регистрируемый уровень заболеваемости на данной территории за аналогичный период.

4. Порядок информационного обеспечения по вопросам санитарной охраны территории

4.1. Госкомсанэпиднадзор России представляет информацию об эпидемиологической и эпизоотической обстановке в Российской Федерации:

- во Всемирную организацию здравоохранения в порядке и сроки, установленные Международными медико - санитарными правилами;

- в Государственный комитет Российской Федерации по статистике (далее - Госкомстат России) и в Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (далее - Минздравмедпром России) в порядке и сроки, устанавливаемые Госкомстатом России;

- федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, национальным органам здравоохранения, представительствам иностранных государств по их запросам;

- учреждениям и организациям Госсанэпидслужбы России в порядке и сроки, определяемые Госкомсанэпиднадзором России.

4.2. Госкомсанэпиднадзор России представляет внеочередную информацию о случаях завоза или возникновения очага Болезни, а также о случаях массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с пищевой продукцией или воздействием токсических веществ:

- в Федеральное Собрание Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в Минздравмедпром России в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации;

- в учреждения и организации Госсанэпидслужбы России в порядке и сроки, определяемые Госкомсанэпиднадзором России.

4.3. Центры госсанэпиднадзора представляют информацию об эпидемиологической и эпизоотической обстановке на территориях республик, краев, областей, автономных образований, городов федерального значения:

- в Госкомсанэпиднадзор России, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в учреждения системы Минздравмедпрома России в порядке и сроки, устанавливаемые Госкомстатом России;

- в учреждения федеральных органов исполнительной власти, в предприятия, учреждения, организации, гражданам по их запросам.

4.4. Центры госсанэпиднадзора представляют внеочередную информацию о случаях завоза или возникновения очага Болезни, о случаях массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с пищевой продукцией или воздействием токсичных веществ, о приостановлении (запрещении) реализации (использования) импортной пищевой продукции:

- в Госкомсанэпиднадзор России, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, в учреждения системы Минздравмедпрома России в порядке и сроки, устанавливаемые Госкомсанэпиднадзором России;

- в центры госсанэпиднадзора, на территорию которых направлена или из территории которых поступила запрещенная к реализации пищевая продукция, в порядке и сроки, устанавливаемые Госкомсанэпиднадзором России.

4.5. Информация, поступающая из Всемирной организации здравоохранения, анализируется Противочумным центром Госкомсанэпиднадзора России и представляется:

- органам и учреждениям Госсанэпидслужбы России в порядке и сроки, устанавливаемые Госкомсанэпиднадзором России;

- учреждениям федеральных органов исполнительной власти, учреждениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам по договорным ценам по их запросам.

4.6. Медицинские учреждения вне зависимости от подчиненности и форм собственности и лица, занимающиеся частной медицинской практикой, немедленно (но не позднее 24 часов) сообщают центрам госсанэпиднадзора о каждом случае заболевания, подозрении на заболевание и о лицах, являющихся носителями возбудителей Болезней, а также о случаях неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с импортной пищевой продукцией или воздействием токсичных веществ.

4.7. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие представительства в зарубежных странах, при получении информации о случаях заболеваний Болезнями на территории данных государств, передают сообщения как внеочередное в Госкомсанэпиднадзор России немедленно (но не позднее 24 часов) в порядке и по каналам связи, устанавливаемым данными министерствами и ведомствами.

4.8. Предприятия и учреждения, занимающиеся организацией туристических поездок граждан России в зарубежные страны, транспортные предприятия и организации, обеспечивающие международные перевозки, вне зависимости от подчиненности и форм собственности, при получении информации о случаях заболеваний Болезнями на территории зарубежных стран, передают сообщения как внеочередные в центры госсанэпиднадзора по месту нахождения немедленно (но не позднее 24 часов).

5. Организация мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации

5.1. Обеспечение и проведение мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации возлагается на органы государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц предприятий, организаций и учреждений любых организационно - правовых форм, а также на органы и учреждения Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации (далее - Госсанэпидслужба России) в части, отнесенной к их компетенции.

5.2. Мероприятия по санитарной охране территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с комплексными планами по санитарной охране на территориях республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований, городов и районов, разрабатываемых органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и федеральными органами исполнительной власти и утверждаемых руководителями соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

5.3. Организацию мероприятий по санитарной охране территории и контроль за их выполнением осуществляют центры госсанэпиднадзора совместно с противочумными учреждениями во взаимодействии с организациями и учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

5.4. Организацию консультативно - методической работы по вопросам противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению завоза и распространения Болезней, локализацию и ликвидацию случаев этих заболеваний при их завозе или выявлении на территории Российской Федерации, в том числе в эндемичных природных очагах, осуществляет Противочумный центр Госкомсанэпиднадзора России.

5.5. Организацию постоянного эпидемиологического и эпизоотологического наблюдения за территориями эндемичных природных очагов чумы осуществляет Противочумный центр Госкомсанэпиднадзора России.

5.6. Организацию мероприятий по санитарной охране территории и контроль за их выполнением в войсках и на объектах федеральных органов исполнительной власти, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложено осуществление ведомственного санитарно - эпидемиологического надзора, обеспечивают органы и учреждения санитарно - эпидемиологического профиля соответствующих министерств и ведомств.

5.7. Координацию всех мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также контроль за выполнением требований к организации и обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации осуществляет Госкомсанэпиднадзор России.

5.8. Организация и обеспечение мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, отнесенных к компетенции Госсанэпидслужбы России, осуществляется силами и средствами центров госсанэпиднадзора, противочумных учреждений, а также других учреждений эпидемиологического и санитарно - гигиенического профиля в виде:

- санитарно - карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морских (речных) портах, аэропортах, автодорожных и железнодорожных переходах, открытых для международного сообщения (далее - пункты пропуска);

- противоэпидемических мероприятий на территории Российской Федерации в случаях завоза или выявления на территории Российской Федерации Болезней, в том числе в эндемичных природных очагах;

- санитарно - гигиенических мероприятий в случаях ввоза потенциально опасных для здоровья населения товаров.

6. Организация санитарно - карантинного контроля

6.1. Санитарно - карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации организуется по решению Правительства Российской Федерации при открытии (установлении) пункта пропуска и обеспечивается:

- в морских, речных портах, аэропортах, автодорожных переходах центрами госсанэпиднадзора по приказу Госкомсанэпиднадзора России;

- на железнодорожных переездах центрами санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте по приказу Министерства путей сообщения Российской Федерации на основании поручения Госкомсанэпиднадзора России;

- на военно - морских базах и военных аэродромах санитарно - эпидемиологическими подразделениями Министерства обороны Российской Федерации по приказу данного министерства.

6.2. Санитарно - карантинный контроль в пунктах пропуска организуется по временной или постоянной схеме в зависимости от объема и регулярности международных транспортных перевозок.

6.3. Санитарно - карантинный контроль организуется по временной схеме в виде выездных бригад (групп) специалистов, определенных приказом по центру госсанэпиднадзора, в том случае, когда осуществляются нерегулярные транспортные перевозки (в сутки: до 2-х прилетов (вылетов) самолетов, 1 прихода (выхода) морского или речного судна, до 10 автотранспортных единиц).

Санитарно - карантинный досмотр транспортного средства и оформление соответствующей документации в данном случае осуществляется по заявкам транспортных предприятий с предварительным извещением территориального центра госсанэпиднадзора, но не менее чем за 2 часа, о планируемом прибытии (убытии) транспортного средства.

6.4. По постоянной схеме санитарно - карантинный контроль организуется в виде санитарно - карантинного поста (далее - СКП) при осуществлении регулярных транспортных перевозок (в сутки: более 2-х прилетов (вылетов) самолетов, более 1 прихода (выхода) морского или речного судна, более 10 автотранспортных единиц).

Штатное расписание и табель оснащения санитарно - карантинных постов утверждается Госкомсанэпиднадзором России в установленном порядке.

6.5. Пропуск лиц и транспортных средств в пунктах пропуска всех видов при въезде на территорию Российской Федерации осуществляется в следующей последовательности:

- санитарно - карантинный досмотр, который предшествует всем остальным видам государственного контроля в пункте пропуска прибывшего транспортного средства, а также пассажиров, команды или экипажа, в целях предупреждения завоза на территорию России Болезней;

- разрешение (запрещение) на право свободного сношения прибывшего транспортного средства, членов экипажей (команд), пассажиров с представителями пограничной службы, таможенных органов, ветеринарной, фитосанитарной и миграционной служб для осуществления соответствующих видов государственного контроля;

- санитарно - карантинный контроль грузов и товаров (проверка документов, подтверждающих соответствие ввозимых грузов и товаров санитарным правилам и нормам, действующим на территории Российской Федерации) после завершения пограничного, но до начала таможенного контроля;

- разрешение (ограничения или запрещение) на ввоз на территорию Российской Федерации товаров.

6.6. В морских (речных) портах и аэропортах, кроме перечисленных в пункте 6.5 мероприятий, осуществляется:

- выдача должностными лицами центра госсанэпиднадзора, обеспечивающими санитарно - карантинный контроль, администрации транспортного предприятия или владельцу транспортного средства разрешения на право свободного сношения судна или самолета, прибывающего из эпидемиологически неблагополучного государства, с портом или аэропортом, если на основании сведений, полученных с борта судна или самолета до его прибытия (но не позднее чем за 30 минут), угрозы завоза Болезней нет.

6.7. Пропуск лиц при выезде с территории Российской Федерации осуществляется без проведения санитарно - карантинного контроля, если не принято иное решение Госкомсанэпиднадзором России, за исключением:

- проверки наличия международных свидетельств о вакцинации или ревакцинации против желтой лихорадки.

Решение о проведении вакцинации против других инфекционных заболеваний принимается Госкомсанэпиднадзором России.

6.8. Пропуск транспортных средств при выезде с территории Российской Федерации осуществляется:

- в морских (речных) портах - после санитарно - карантинного досмотра морского (речного) судна, выдачи разрешения на право свободного плавания с оформлением морской санитарной декларации судна, выдачи свидетельства об освобождении от дератизации судна или свидетельства о дератизации, если таковая проводилась;

- в аэропортах - после санитарно - карантинного досмотра, выдачи разрешения на международный рейс с оформлением санитарной части общей декларации самолета с отметкой о проведенной профилактической дезинфекции или иных противоэпидемических мероприятиях;

- на автодорожных переходах и железнодорожных переездах - без проведения санитарно - карантинного досмотра, если не принято иное решение Госкомсанэпиднадзором России.

6.9. Принципы и методы осуществления санитарно - карантинного контроля регламентируются Положением о санитарно - карантинном досмотре и Положениями об СКП (СКО).

6.10. Санитарные меры, которые могут быть применены в соответствии с действующими Международными медико - санитарными правилами к транспортным средствам России, находящимся на территории других государств, изложены в Приложении 2.

7. Меры, касающиеся международных перевозок, грузов, товаров, багажа и почты

7.1. В отношении перевозимых транзитом без перегрузки товаров, кроме животных, не применяются никакие санитарные меры и их не задерживают ни в каком порту, аэропорту или пограничном пункте.

7.2. Выдача свидетельства о дезинфекции товаров, являющихся предметом торговли между двумя странами, может регулироваться двусторонними соглашениями между страной - экспортером и страной - импортером.

7.3. В отношении почтовой корреспонденции, газет, книг и других печатных материалов не применяются никакие санитарные меры.

7.4. В отношении почтовых посылок могут быть применены санитарные меры только в том случае, если они содержат живых насекомых и животных, способных стать переносчиками какой-либо из болезней человека в случае их ввоза в страну или расселения на ее территории.

8. Требования к организации и обустройству транспортных предприятий, обеспечивающих международные сообщения

8.1. Организация и обустройство транспортных предприятий, обеспечивающих международные сообщения, должны соответствовать действующим санитарным правилам и нормам.

8.2. Организация и проведение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий в морских и речных портах (морских и речных пассажирских вокзалах), аэропортах, автодорожных и железнодорожных станциях (вокзалах), открытых для международных сообщений, возлагается на администрацию транспортных предприятий и владельцев транспортных средств, которые должны обеспечивать:

- защиту транспортных средств, территории транспортного предприятия и расположенных на ней зданий и сооружений от проникновения и распространения грызунов и переносчиков инфекционных заболеваний (насекомых), проведение по показаниям в рейсе (на воздушных, морских и речных судах, в железнодорожных составах) дератизации и дезинсекции;

- снабжение транспортных средств и транспортных предприятий водой и пищевыми продуктами, соответствующими санитарным правилам и нормам;

- организацию приема, сбора и удаления, а по санитарно - эпидемиологическим показаниям - обеззараживания, утилизации или уничтожения сточных вод, мусора, отходов производства и потребления, в том числе пищевых отходов и посуды одноразового использования, с транспортных средств, территории транспортного предприятия и расположенных на ней объектов;

- организацию и проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации транспортных средств, территории транспортного предприятия и расположенных на ней объектов;

- выделение и оборудование санитарного причала в морском (речном) порту, санитарной стоянки в аэропорту и на автодорожном переходе, санитарного тупика на железнодорожной станции для проведения первичных противоэпидемических мероприятий;

- выделение необходимых помещений для организации санитарно - карантинного поста, оснащение и оборудование его связью и мебелью немедицинского назначения;

- выделение необходимых помещений для организации медицинских пунктов, в том числе для временной изоляции и оказания медицинской помощи больным или подозреваемым на заболевание лицам (изоляторы);

- выделение помещения с установкой для газовой обработки грузов транспортного средства, зараженного чумой, на котором выявлен больной (подозрительный), павшие грызуны и эктопаразиты;

- противоэпидемическую готовность транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, в том числе оснащение транспортных средств защитной одеждой, необходимым медицинским оборудованием, лекарственными и профилактическими препаратами, дезинфекционными, дезинсекционными и дератизационными средствами в соответствии с Приложением 1;

- представление транспортного средства для санитарно - карантинного досмотра по прибытии (убытию) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

- получение от соответствующего центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора санитарных свидетельств установленного образца о соответствии транспортного средства действующим санитарным правилам, свидетельств о дератизации (освобождения от дератизации) - для морских, рыбопромысловых и речных судов, совершающих международные рейсы (Приложение 3), а также свидетельств о применении к данному транспортному средству (судно, самолет, железнодорожный состав, автодорожный транспорт) санитарно - противоэпидемических мер (Приложение 4).

8.3. Администрация транспортного предприятия и (или) владельцы транспортных средств должны организовывать и обеспечивать подготовку экипажей транспортных средств по вопросам профилактики Болезней, первичным противоэпидемическим и медицинским мероприятиям в случае выявления больного (подозреваемого на заболевание) в рейсе (в полете).

Подготовку экипажей осуществляют центры госсанэпиднадзора совместно с противочумными и лечебно - профилактическими учреждениями по договорам с администрацией транспортных предприятий и (или) владельцами транспортных средств по программам подготовки, утверждаемым Госкомсанэпиднадзором России в установленном порядке.

Часть II. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ9. Специальные требования по проведению противоэпидемических мероприятий в случаях завоза или выявления на территории Российской Федерации Болезней, в том числе в эндемичных природных очагах

9.1. Органы и учреждения, входящие в государственную систему здравоохранения, организуют и обеспечивают постоянную готовность лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений к проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в условиях завоза или выявления Болезней в соответствии с республиканскими, краевыми, областными, городскими, районными комплексными планами по санитарной охране территории от завоза и распространения карантинных и других опасных инфекционных заболеваний (Приложение 13).

9.2. Лечебно - профилактические учреждения, входящие в систему здравоохранения, обязаны:

- осуществлять активное выявление больных с симптомами Болезни на всех этапах оказания медицинской помощи населению;

- организовать транспортировку специализированным автотранспортом, госпитализацию, клинико - эпидемиологическое и лабораторное обследование и лечение каждого случая Болезни;

- вести учет, осуществлять изоляцию и профилактическое лечение лиц, контактировавших с больными;

- осуществлять в период действия очага инфекции провизорную госпитализацию всех больных с сигнальными симптомами Болезней и медицинское наблюдение за контактировавшими с ними лицами в течение всего инкубационного периода;

- производить вскрытие умерших от пневмоний, лимфаденитов, острых лихорадочных заболеваний невыясненной этиологии и других заболеваний, подозрительных на наличие Болезней, а также во всех случаях скоропостижной смерти лиц, не обращавшихся за медицинской помощью, с целью установления патологоанатомического диагноза и забора соответствующего материала для лабораторного исследования.

Вскрытие таких трупов, взятие от них материала и его транспортировку в специализированные лаборатории производят с соблюдением соответствующих требований противоэпидемического режима.

9.3. Центры госсанэпиднадзора и противочумные учреждения при выявлении больного или подозреваемого на заболевание любой из Болезней обеспечивают:

- эпидемиологическое обследование очагов с целью выявления источника инфицирования, лиц, соприкасавшихся с больным инфекционным заболеванием, выяснения путей и факторов, способствовавших распространению возбудителя в данных конкретных условиях;

- определение объема и направленности противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации выявленного очага инфекции;

- организацию и контроль за проведением дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очаге в соответствии с эпидемиологическими показателями;

- при необходимости проведение зоолого - паразитологического обследования очага в населенных пунктах и прилегающей к нему местности, для уточнения границ очага;

- своевременную локализацию очага и проведение комплекса противоэпидемических мероприятий для его ликвидации;

- учет и изоляцию лиц, контактировавших с больными;

- организацию экстренной профилактики среди групп населения повышенного риска заражения.

9.4. Дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию проводят таким образом, чтобы, по возможности, не причинять излишних неудобств и ущерба транспортным средствам, грузам и отдельным лицам.

9.5. Лица, находящиеся под медицинским наблюдением, не изолируются и не ограничиваются в свободе передвижения.

9.6. Лица, подлежащие медицинскому наблюдению, в случае необходимости обязаны письменно сообщать маршрут своего следования, адрес постоянного или временного местожительства в течение всего инкубационного периода конкретного заболевания, а если адрес отсутствует, то название командировавшей или принимающей организации.

9.7. Руководители всех учреждений и организаций, обучающих, обслуживающих или имеющих в своем коллективе иностранных граждан, обязаны при выявлении подозрительных случаев на заболевание Болезнью информировать территориальное медицинское учреждение и центр госсанэпиднадзора.

9.8. Для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно - эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения, могут быть привлечены специализированные противоэпидемические бригады (далее - СПЭБ), организованные на базе противочумных учреждений, которые обеспечивают:

- участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпидемических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации Болезней в случаях их эпидемического распространения;

- участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации случаев заболеваний, возникших вследствие активизации эндемичных природных очагов чумы и иных инфекционных заболеваний;

- диагностику заболеваний неясной этиологии и индикацию возбудителей инфекционных болезней бактериальной этиологии в объектах окружающей среды.

9.9. СПЭБ непосредственно подчиняются Госкомсанэпиднадзору России и являются его представителем в зонах своей деятельности.

9.10. Количество СПЭБ и базовые учреждения, их формирующие, положение, штатно - организационная структура и табель оснащения СПЭБ определяются и утверждаются Госкомсанэпиднадзором России в установленном порядке.

9.11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при возникновении очагов Болезней, по представлению органов Госсанэпидслужбы России и органов государственной системы здравоохранения, своим решением устанавливают карантин на определенной территории или объекте по согласованию с Госкомсанэпиднадзором России.

В случае угрозы распространения Болезней на территории Российской Федерации или иностранного государства, сообщение через Государственную границу Российской Федерации на угрожаемых участках по решению Правительства Российской Федерации может быть временно ограничено или прекращено.

9.12. Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации организуют и обеспечивают охрану объектов в очаге инфекции (согласно комплексному плану по санитарной охране территории), всех подъездных к очагу инфекции транспортных магистралей, наружное оцепление и охрану внешней границы карантинной зоны.

В особых случаях, по решению Правительства Российской Федерации, охрану карантинной зоны и транспортных магистралей обеспечивают войска Министерства обороны Российской Федерации или Министерства внутренних дел Российской Федерации.

9.13. Руководители предприятий и учреждений вне зависимости от подчиненности и форм собственности обязаны в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами и правилами обеспечивать:

- условия производства, реализации и транспортировки за пределы очага пищевых продуктов, сырья и других продовольственных товаров;

- проведение обеззараживания производственных и хозяйственно - фекальных сточных вод;

- доброкачественной питьевой водой население очага Болезни и прилегающей территории.

9.14. Работники гостиниц, кемпингов, турбаз, общежитий, домов отдыха и других объектов, обслуживающих иностранных граждан, обязаны проходить специальную подготовку по вопросам профилактики Болезней, проводимую специалистами центров госсанэпиднадзора и противочумных учреждений на договорной основе с руководителями данных объектов.

10. Специальные мероприятия при выезде граждан Российской Федерации в страны, неблагополучные по Болезням

10.1. Граждане Российской Федерации, выезжающие в страны, неблагополучные по Болезням, должны быть:

- извещены в пункте пропуска через Государственную границу о санитарно - эпидемиологической обстановке и существующем риске заболеваний Болезнями в странах, куда они направляются, о симптомах заболевания Болезнями, мерах личной профилактики заражения и действиях в случае заболевания, в том числе о целесообразности приобретения препаратов для профилактики малярии;

- привиты против инфекционных болезней, на которые распространяются международные требования о вакцинопрофилактике.

Перечень стран, при выезде в которые граждане Российской Федерации должны быть привиты против Болезни и иных инфекционных заболеваний, требуемых другими государствами, согласно информации ВОЗ или Министерства иностранных дел Российской Федерации, устанавливается Госкомсанэпиднадзором России и доводится до сведения органов и учреждений государственной системы здравоохранения Российской Федерации, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти, а также организаций, направляющих граждан за границу.

10.2. Организации, направляющие граждан в страны, эндемичные по Болезням, несут ответственность за обеспечение мероприятий по предотвращению их заражения в соответствии с п. 10.1, а также за:

- включение в контракты, заключаемые с иностранными организациями, требований об обеспечении принимающей стороной безопасных для здоровья граждан условий их пребывания в зараженных районах (проживания, передвижения, питания, отдыха);

- сохранение сведений (списков) о гражданах, выезжающих в страны с зараженными районами, в течение месяца по истечении срока их пребывания в таких районах.

11. Специальные мероприятия, проводимые на транспортных средствах в рейсе (в полете)

11.1. Администрация транспортных средств в течение рейса (полета) обязана:

- обеспечивать выполнение требований санитарных правил для транспортных средств и проведение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья пассажиров и экипажа;

- немедленно информировать владельца транспортного средства, администрацию и должностных лиц санитарно - карантинного контроля транспортного предприятия, в которое следует или в котором находится данное транспортное средство, о выявлении среди членов экипажа или пассажиров лиц с подозрением на инфекционное заболевание или падежа грызунов.

Основанием для подозрения на инфекционное заболевание являются наличие лихорадки (температура 38 град. C и выше), понос, рвота, сыпь, увеличение лимфатических узлов, желтуха, кровоизлияния или кровотечения. При этом учитываются также эпидемиологические данные;

- проводить в пути следования первичные противоэпидемические мероприятия в случаях выявления лиц с подозрением на инфекционное заболевание, включая: временную изоляцию таких лиц; оказание больному первой медицинской помощи по консультации с медицинским учреждением порта приписки (аэропорта) или ближайшего порта (аэропорта) захода; наблюдение за состоянием здоровья лиц, находящихся на транспортном средстве, а также на морских судах - по возможности, дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию; сбор, сохранение и доставку в ближайший порт для лабораторного исследования материала от больного и обнаруженных павших грызунов;

- в случае необходимости, по консультации с медицинским учреждением, принять меры к срочной госпитализации больного в ближайшем по пути следования порту или населенном пункте с целью уточнения диагноза и лечения;

- оформлять в установленном порядке морскую медико - санитарную декларацию или санитарную часть общей декларации воздушного судна.

12. Специальные требования по предупреждению завоза чумы

12.1. Инкубационный период чумы при применении настоящих Санитарных правил устанавливается в шесть дней.

12.2. Владельцы транспортных средств, обеспечивающие международные перевозки, вне зависимости от подчиненности и форм собственности, должны обеспечивать транспортные средства всем необходимым для предотвращения попадания на них грызунов и уничтожения грызунов и эктопаразитов в случае их обнаружения на транспортном средстве.

12.3. Морские (речные) суда могут быть либо свободными от грызунов и переносчиков чумы, либо подвергаться по показаниям дератизации, что удостоверяется соответствующим свидетельством об освобождении от дератизации или свидетельством о дератизации (Приложение 3), которые выдаются только в портах, располагающих соответствующим оснащением и подготовленным персоналом, необходимым для проведения дератизации судов.

12.4. Перечень морских и речных портов, имеющих право выдавать свидетельство об освобождении от дератизации или свидетельство о дератизации, устанавливается Госкомсанэпиднадзором России и представляется во Всемирную организацию здравоохранения.

Перечень морских и речных портов в зарубежных странах, имеющих право выдавать свидетельство об освобождении от дератизации или свидетельство о дератизации, получаемый из Всемирной Организации Здравоохранения, доводится Госкомсанэпиднадзором России до сведения федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем распоряжении морские и речные суда, совершающие заграничные рейсы, а также центры госсанэпиднадзора, обеспечивающие госсанэпиднадзор и санитарно - карантинный контроль в морских и речных портах, открытых для международных сообщений.

12.5. В портах, назначение которых указано в п. 12.4, центры Госсанэпиднадзора могут выдать свидетельство об освобождении от дератизации в случаях, если установлено, что судно свободно от грызунов. Такое свидетельство выдается, если обследование судна проведено при пустых трюмах или трюмах, заполненных только балластом или другими не привлекающими грызунов материалами, причем их характер и размещение не препятствуют проведению тщательного обследования трюмов (танкера могут быть обследованы при заполненных танках).

12.6. Если в результате обследования судна обнаружены грызуны или следы их жизнедеятельности, владелец судна обязан обеспечить дератизацию под контролем должностных лиц центров госсанэпиднадзора.

Дератизация судна проводится при пустых трюмах, кроме случаев, когда невозможна разгрузка. На судне под балластом дератизация проводится до погрузки. После удовлетворительного завершения дератизации, центры госсанэпиднадзора (в зарубежных странах - санитарные власти порта) выдают свидетельство о дератизации.

Указанные меры могут применяться также в отношении воздушного судна, железнодорожного и автодорожного транспорта, лихтера и контейнера при обнаружении грызунов или следов их жизнедеятельности. Предписание о назначении дератизации и дезинсекции должностные лица центров госсанэпиднадзора вручают администрации транспортного предприятия или владельцу транспортного средства (Приложение 4).

12.7. Свидетельства об освобождении от дератизации и свидетельства о дератизации действительны шесть месяцев; возможно однократное продление срока на один месяц - для судна, направляющегося в порт, в котором осуществление дератизации или обследования будет облегчено в связи с проведением разгрузочных работ.

12.8. При отправлении в международный рейс из страны, где регистрируются случаи легочной чумы, каждое лицо, принятое на борт транспортного средства, подлежит медицинскому наблюдению в течение шести дней.

12.9. Судно, самолет, железнодорожный состав или автодорожный транспорт по прибытии считаются зараженными, если на борту (в железнодорожном составе или автотранспорте) находится больной (подозрительный) чумой.

Транспортные средства по прибытии считаются подозрительными на заражение чумой в следующих случаях:

- если нет больного чумой, однако случай этого заболевания среди пассажиров или экипажа (бригады) имел место в течение предшествующих шести дней;

- обнаружения падежа грызунов от еще неустановленной причины;

- обнаружения на транспортном средстве, вышедшем из энзоотичного по чуме района, грызунов;

- если среди пассажиров или экипажа (бригады) имеется лицо, подвергшееся опасности заражения легочной формой чумы, но не изолированное от остальных членов экипажа (бригады) и пассажиров.

12.10. Выявленный на судне в рейсе больной (подозрительный) чумой подлежит немедленной госпитализации в судовой изолятор до прибытия в ближайший порт, где имеются необходимые условия для его госпитализации.

Больному проводят комплексную этиотропную, патогенетическую и симптоматическую терапию. До начала этиотропной терапии у больного отбирают для бактериологического исследования материал (мокроту, смыв из зева, по возможности - кровь и пунктат из бубона), который помещают в стерильные герметически закрывающиеся емкости, сохраняемые в холодильнике до прибытия в порт, где могут быть проведены эти исследования.

За лицами, имевшими контакты с больным, устанавливается медицинское наблюдение с целью раннего активного выявления лиц с признаками заболевания (температура до 38 град. C и выше, интоксикация, лимфаденит, пневмония). По эпидемиологическим показаниям лицам, контактировавшим с больным, проводят экстренную профилактику антибиотиками. На судне проводится дезинфекция, а при обнаружении грызунов - дератизация и дезинсекция. Обнаруженные павшие грызуны сохраняются в холодильнике для бактериологического исследования.

12.11. По прибытии подозрительного на заражение чумой судна, самолета, железнодорожного состава или автодорожного транспорта на территорию Российской Федерации принимаются следующие меры:

- отведение транспортного средства на санитарный причал, стоянку, тупик;

- медицинское наблюдение за пассажирами и членами экипажа (бригады) сроком на 6 дней с момента прибытия и экстренная профилактика по эпидемиологическим показаниям;

- дезинфекция и дезинсекция предметов и частей транспортного средства, считающихся зараженными; дератизация - в случае обнаружения грызунов.

12.12. По прибытии любого транспортного средства, считающегося зараженным чумой, принимаются следующие меры:

- отведение транспортного средства на санитарный причал, стоянку, тупик;

- обязательная госпитализация больного с соблюдением противоэпидемического режима, в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 1.2.011-94 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности";

- изоляция членов экипажей и пассажиров, контактировавших с больным (подозрительным), сроком на 6 дней с момента прибытия и проведение (продолжение) экстренной профилактики (для судов - с момента изоляции больного в рейсе);

- дезинфекция (в случае необходимости - дезинсекция) предметов и частей транспортного средства, считающихся зараженными, в том числе багажа, постельных принадлежностей и одежды больного (подозрительного) чумой и контактировавших с больным; дератизация - в случае обнаружения грызунов. Сохранность багажа больного и контактных после обработки обеспечивает транспортное предприятие по месту выявления больного.

12.13. При выявлении заболевания чумой на территории Российской Федерации у гражданина, совершавшего международный рейс или находившегося в природном очаге чумы внутри страны, проводятся все необходимые противоэпидемические и профилактические мероприятия в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 9 настоящих Санитарных правил, и других действующих на территории Российской Федерации нормативно - методических документов по данному вопросу.

13. Специальные требования по предупреждению завоза холеры

13.1. Инкубационный период при холере для применения настоящих Санитарных правил устанавливается в пять дней.

13.2. При выявлении в рейсе больного с признаками холеры (диарея, рвота) среди членов экипажей (бригад) и пассажиров транспортных средств, следующих из зараженных районов, администрация транспортного средства обязана уведомить санитарные власти ближайшего порта, аэропорта, станции любого государства о выявленном больном и запросить о возможности его госпитализации.

13.3. При выявлении больного (подозрительного) холерой на судне во время рейса, до прибытия в порт высадки больной подлежит госпитализации и немедленному началу патогенетической этиотропной терапии в судовом изоляторе. До начала этиотропной терапии судовой врач отбирает у больного пробы испражнений и рвотных масс для бактериологического исследования, которые сохраняет до прибытия в порт высадки в герметически закрывающихся банках с 2% раствором поваренной соли. За лицами, контактировавшими с больным холерой, устанавливается медицинское наблюдение с целью активного выявления признаков заболеваний, а при явном наличии риска инфицирования проводится экстренная профилактика антибиотиками.

13.4. Удаление нечистот и мусора с морских и речных судов любых типов и назначения производится в соответствии с правилами, разрабатываемыми для каждого бассейна и морского (речного) порта центрами госсанэпиднадзора совместно с администрацией соответствующего транспортного предприятия и утверждаемыми главами администраций территорий, в состав которых входят водные бассейны.

13.5. По прибытии транспортного средства, на котором выявлен больной (подозрительный) холерой, в порт (аэропорт, станцию) Российской Федерации принимают следующие меры:

а) отведение транспортного средства на санитарный причал, стоянку, тупик;

б) обязательную госпитализацию больного с соблюдением требований противоэпидемического режима;

в) изоляцию (по эпидемиологическим показаниям, с учетом риска заражения) или медицинское наблюдение за пассажирами и членами экипажа (бригады) на срок, не превышающий инкубационный период;

г) бактериологическое обследование и профилактическое лечение граждан России (членов экипажа, бригад, пассажиров) - по эпидемиологическим показаниям;

д) дезинфекцию транспортного средства, в том числе оборудования для обработки и хранения пищевых продуктов, отбросов, пищевых остатков, выделений больного и предметов ухода за ним, сточных вод и экскрементов.

13.6. Во время рейса и по прибытии в порт запрещается до обеззараживания сброс за борт выделений больного и предметов ухода за ним, сточных вод, отбросов, пищевых остатков, экскрементов - независимо от района плавания. Обеззараживанию в рейсе подлежат также запасы воды, оборудование для обработки и хранения пищевых продуктов.

13.7. У иностранных граждан, прибывших на транспортном средстве, на котором выявлен больной холерой, испражнения и рвотные массы для бактериологического исследования в обязательном порядке забирают только при наличии диареи и рвоты; при этом не разрешается требовать от них согласия на взятие материала непосредственно из прямой кишки.

13.8. Пищевые продукты, представляющие собой груз транспортного средства, на котором во время рейса имел место случай холеры, при наличии эпидемиологических показаний могут подвергаться бактериологическому исследованию на наличие возбудителя холеры только в случаях, когда этот груз предназначен для Российской Федерации.

13.9. Транспортное средство после выполнения мероприятий, перечисленных в пунктах 13.5 - 13.8, получает разрешение на право свободного сношения с портом.

14. Специальные требования по предупреждению завоза желтой лихорадки

14.1. Инкубационный период желтой лихорадки при применении настоящих Санитарных правил устанавливается в шесть дней.

14.2. При выявлении на прибывшем транспортном средстве или во время рейса больного (подозрительного) желтой лихорадкой, последний подлежит госпитализации в инфекционном стационаре (во время рейса судна - в отдельной каюте).

14.3. Любое транспортное средство, прибывшее из зараженного желтой лихорадкой района, должно иметь сведения о проведенной дезинсекции, внесенные в морскую санитарную декларацию (Приложение 5) или санитарную часть общей декларации воздушного транспорта (Приложение 6).

14.4. В случае информации командира воздушного судна, прибывающего из зараженного желтой лихорадкой района, о наличии на борту комаров, транспортное средство подвергается дезинсекции.

14.5. Наличие действительного свидетельства о вакцинации против желтой лихорадки обязательно для каждого члена экипажа судна или самолета, пользующегося любым портом или аэропортом, расположенным в зараженном желтой лихорадкой районе. Перечень зараженных районов определяется Всемирной Организацией Здравоохранения и распространяется Госкомсанэпиднадзором России в установленном порядке.

14.6. Гражданам Российской Федерации, выезжающим в страны, имеющие зараженные желтой лихорадкой районы, рекомендуется проведение профилактической вакцинации в прививочных пунктах, медицинских учреждениях (центрах вакцинации), перечень которых устанавливается Минздравмедпромом России по согласованию с Госкомсанэпиднадзором России и уведомлением Всемирной организации здравоохранения в установленном порядке. О проведенной вакцинации выдается международное свидетельство о вакцинации или ревакцинации против желтой лихорадки (Приложения 7 и 8).

Отсутствие у гражданина Российской Федерации международного свидетельства о вакцинации или ревакцинации против желтой лихорадки (далее - международное свидетельство) не может являться препятствием для выезда с территории Российской Федерации.

При отсутствии у гражданина Российской Федерации международного свидетельства, он предупреждается должностным лицом учреждения Госсанэпидслужбы России, осуществляющим санитарно - карантинный контроль, о возможности заболевания желтой лихорадкой и о возможном задержании в аэропорту (порту) прибытия.

В случае отказа гражданина от проведения профилактической вакцинации против желтой лихорадки, должностным лицом Госсанэпидслужбы России, осуществляющим санитарно - карантинный контроль, в журнале учета лиц, выезжающих в страны с зараженными желтой лихорадкой районами, делается запись об отказе и предупреждении с подписью выезжающего гражданина.

15. Специальные требования по предупреждению завоза контагиозных вирусных геморрагических лихорадок

15.1. Инкубационный период вирусных геморрагических лихорадок Лаоса, Эбола и Марбург при применении настоящих Санитарных правил устанавливается в 21 день.

15.2. При выявлении на морском (речном) транспортном средстве во время рейса больного (подозрительного) контагиозной вирусной геморрагической лихорадкой проводятся следующие мероприятия:

- больной (подозрительный) подлежит изоляции в изоляторе судна или отдельной каюте с выключенной вытяжной вентиляцией и задраенными иллюминаторами;

- лица, находившиеся в непосредственном контакте с больным (подозрительным), изолируются в отдельных каютах в аналогичных условиях на срок, определенный в п. 15.1;

- лица, не находившиеся в непосредственном контакте с больным (подозрительным), изоляции не подвергаются, но подлежат медицинскому наблюдению; по прибытии в Российскую Федерацию - по месту жительства (командировки) территориальными органами здравоохранения до истечения срока, определенного в п. 15.1.

15.3. При выявлении больного (подозрительного) контагиозной вирусной геморрагической лихорадкой на прибывшем в Российскую Федерацию транспортном средстве в пунктах пропуска через Государственную границу, он подлежит изоляции (до прибытия бригады для госпитализации) в изоляторе при условии герметизации помещения и отключения вытяжной вентиляции.

15.4. Транспортное средство, на котором выявлен больной (подозрительный) контагиозной вирусной геморрагической лихорадкой, отводится на санитарный причал, стоянку, тупик.

15.5. Любое прибывшее из-за рубежа транспортное средство при выявлении на нем больного (подозрительного) контагиозной вирусной геморрагической лихорадкой подвергается обязательной заключительной дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

15.6. Транспортировка больного (подозрительного) контагиозной вирусной геморрагической лихорадкой осуществляется с соблюдением требований противоэпидемического режима (как при легочной форме чумы - СП 1.2.011-94 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности"), а при наличии - в пластиковых боксах.

15.7. Госпитализация больного (подозрительного) контагиозной вирусной лихорадкой проводится в боксы инфекционных стационаров с созданием герметических условий и отключением вытяжной вентиляции (при наличии - в боксы - изоляторы с отрицательным давлением).

15.8. Работа в инфекционных стационарах для больных контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками (в изоляторах - для лиц, общавшихся с больными) осуществляется специально обученным персоналом в защитной одежде 1 типа с соблюдением правил противоэпидемического режима, как при легочной форме чумы (СП 1.2.011-94 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности").

16. Специальные требования по предупреждению завоза малярии и других опасных для человека болезней, передаваемых комарами

16.1. Любое транспортное средство, следующее из районов, эндемичных по малярии или другим болезням, передаваемым комарами, должно быть свободно от комаров, для чего подвергается дезинсекции, сведения о которой вносятся в морскую санитарную декларацию или в санитарную часть общей декларации воздушного судна.

16.2. В случаях получения информации от капитана (командира, бригадира) транспортного средства, следующего из районов, указанных в п. 16.1, или при обнаружении на таких транспортных средствах комаров во время досмотра в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, такие транспортные средства подвергаются дезинсекции.

16.3. Дезинсекция любых транспортных средств по показаниям, изложенным в п. п. 16.1 и 16.2, проводится до выгрузки багажа и груза.

16.4. При выявлении больного (подозрительного) малярией во время рейса (в полете) из эндемичного района принимаются меры для его госпитализации в ближайшем порту (аэропорту, станции), больного лихорадкой денге или японским энцефалитом - при наличии клинических показаний к госпитализации.

16.5. При выявлении больного (подозрительного) малярией на морском (речном) судне, следующем из эндемичного района:

- больного помещают в судовой изолятор, где после взятия у него проб крови (тонкого мазка и толстой капли) начинают предварительное лечение делагилом; если судно следует из страны, где зарегистрирована устойчивость возбудителей малярии к делагилу, проводят лечение мефлохином, комбинированное лечение хинином и тетрациклином (доксициклином). Перечень стран, где регистрируется устойчивость возбудителей малярии к делагилу, утверждается Госкомсанэпиднадзором России на основании информации Всемирной Организации Здравоохранения;

- по прибытии в ближайший порт больного госпитализируют, а пробы крови сдают в лабораторию;

- результаты лабораторного исследования проб крови судовой врач обязан предъявить по прибытии в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации должностному лицу санитарно - карантинного контроля для последующей передачи в центр госсанэпиднадзора или в лечебное учреждение по месту жительства заболевшего;

- во время рейса за экипажем и пассажирами устанавливается медицинское наблюдение с целью активного выявления лиц с клиническими симптомами малярии, взятия у них и исследования проб крови, как указано выше.

16.6. До и во время загранрейса судна, заходящего в порты эндемичных по малярии стран, экипажу должна проводиться химиопрофилактика. Пассажиры информируются о правилах и схемах химиопрофилактики в портах захода. (Схемы химиопрофилактики малярии для разных географических зон представлены в Приложениях 9, 10, 11, 12).

В индивидуальных картах членов экипажа (бригад) делаются записи о сроках пребывания в эндемичных районах и применяемой химиопрофилактике (препарат, доза, регулярность и продолжительность приема).

16.7. При стоянке судна (самолета) в порту (аэропорту), где имеется риск заражения болезнями, указанными в п. 16.1, капитаны (командиры) обеспечивают применение экипажами и пассажирами репеллентов, особенно при нахождении на открытом воздухе в вечернее и ночное время, применение сеток на дверных проемах и иллюминаторах (окнах) в жилых и служебных помещениях, ночлег под пологом, пропитанным пиретроидом.

16.8. Лечебно - профилактические учреждения на водном, воздушном, железнодорожном транспорте обязаны сообщать в поликлиники по месту жительства соответствующих членов экипажей (бригад) о пребывании их на эндемичной территории для отметки в амбулаторных картах "выезжал в неблагополучные по малярии (лихорадке денге, японскому энцефалиту) районы". При появлении клинических симптомов эти контингенты подлежат лабораторному обследованию на болезни, указанные в п. 16.1.

  • Главная
  • "САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 3.4.035-95" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 23.08.95 N 13)