Последнее обновление: 14.03.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- "УСЛОВИЯ ТРУДА И ОТДЫХА ДЛЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.5.1.051-96" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 19.03.96 N 7)

3. Требования к рабочим местам летного состава воздушных судов гражданской авиации
3.1.1. В кабинах воздушных судов нормируются следующие оптимальные и допустимые показатели микроклимата: температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, а также - температура ограждающих поверхностей.
3.1.2. Оптимальные параметры микроклимата, обеспечивающие поддержание оптимального теплового состояния организма человека без напряжения механизмов терморегуляции, должны обеспечиваться на проектируемых и реконструируемых воздушных судах с герметичными кабинами.
Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха на этапе горизонтального полета во всех ожидаемых условиях эксплуатации должны соответствовать величинам, указанным в приложении 1.
3.1.3. Допустимые параметры микроклимата, вызывающие напряжение механизмов терморегуляции, не выходящее за пределы физиологических приспособительных возможностей и при систематическом воздействии неприводящее к нарушению состояния здоровья, должны обеспечиваться на эксплуатирующихся воздушных судах с герметичными кабинами и на проектируемых, строящихся, реконструируемых и эксплуатирующихся судах с негерметичными кабинами (приложение 2).
3.1.4. Температура ограждающих поверхностей, при соблюдении оптимальных норм микроклимата, не должна отличаться от температуры воздуха более чем на 2°С, а при обеспечении допустимых норм - более чем на 5°С.
Предельная температура ограждающих поверхностей не должна быть ниже +5°С и выше +45°С.
3.1.5. Перепад температур по высоте рабочей зоны допускается не более 3°С, а по горизонтали - не более 4°С.
3.2. Нормы содержания химических веществ и аэроионный состав воздуха3.2. Нормы содержания химических веществ и аэроионный состав воздуха
3.2.1. Содержание вредных химических веществ и пыли в воздухе кабин воздушных судов, источниками которых могут быть горюче-смазочные материалы, гидравлические и другие специальные жидкости, лакокрасочные покрытия, синтетические материалы элементов интерьера кабин, забортный воздух, человек и др., при различных типах используемых систем вентиляции и кондиционирования, в том числе и при частичной рециркуляции в пассажирских кабинах, не должно превышать предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
При одновременном присутствии в воздухе кабин нескольких вредных веществ однонаправленного действия сумма отношений фактических концентраций каждого из них в воздухе к их ПДК не должна превышать единицы.
При одновременном содержании в воздухе вредных веществ разнонаправленного действия ПДК остаются такими же, как и при изолированном воздействии.
Минимальный перечень веществ, рекомендуемых для контроля в воздухе кабин воздушных судов, представлен в приложении 3.
3.2.2. Внедрение в эксплуатацию новых горюче-смазочных и специальных жидкостей, декоративно-отделочных, лакокрасочных, клеющих и других материалов, предназначенных для использования на воздушных судах, допускается с разрешения органов и учреждений Госсанэпидслужбы России.
3.2.3. Содержание углерода диоксида (СО2) в воздухе кабин воздушных судов не должно превышать 0,1%.
3.2.4. Запрещается применение систем рециркуляции воздуха в кабинах экипажа.
3.2.5. Содержание легких отрицательных и положительных аэроионов в кабинах воздушных судов гражданской авиации должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам допустимых уровней ионизации воздуха производственных и общественных помещений (приложение 4).
3.3. Нормы уровней звука, ультразвука, инфразвука и вибрации3.3. Нормы уровней звука, ультразвука, инфразвука и вибрации
3.3.1. Предельно допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука, воздействующие на летный состав в полете, не должны превышать величин, представленных в приложении 5.
Оптимальные уровни звука предназначены для разработки и реконструкции воздушных судов в целях улучшения условий труда летного состава.
3.3.2. Акустическую нагрузку на летный состав в полетах следует оценивать по эквивалентному уровню звука, состоящему из внутрикабинного шума и дополнительной звуковой нагрузки в результате прослушивания эфира и речевого радиообмена.
Допускается в качестве характеристики непостоянного шума на рабочих местах летного состава использовать дозу шума или относительную дозу шума.
3.3.3. Допустимые уровни ультразвукового давления на рабочих местах членов экипажей воздушных судов не должны превышать величин, представленных в приложении 6.
3.3.4. Допустимые уровни инфразвукового давления на рабочих местах членов экипажей воздушных судов не должны превышать величин, представленных в приложении 7.
3.3.5. Предельно допустимые уровни общей вибрации для кабин экипажей воздушных судов не должны превышать величин, представленных в приложении 8.
3.4. Нормы барометрического давления3.4. Нормы барометрического давления
3.4.1. Для всех самолетов гражданской авиации с гермокабинами, независимо от высоты полета, величина барометрического давления не должна быть менее 567 мм рт.столба (2400 м).
3.4.2. Для обеспечения комфортных условий в полете скорость изменения барометрического давления в гермокабине на всех режимах полета допускается не более 0,18 мм рт.столба в секунду.
3.4.3. На всех воздушных судах с негерметичными кабинами и высотами полетов более 3000 м экипаж и пассажиры должны быть обеспечены кислородом.
3.5. Нормы электромагнитных излучений3.5. Нормы электромагнитных излучений
3.5.1. В кабинах воздушных судов предельно-допустимые уровни энергетических нагрузок для летного состава от радиосвязных устройств по электрической и магнитной составляющей суммарно в периоды от запуска двигателей до их остановки в течение рабочего дня не должны превышать величин, представленных в приложении 9.
3.5.2. Предельно-допустимые уровни напряженности магнитного поля и энергетической нагрузки магнитной составляющей устанавливаются равными 50 А/м и 200 (В/м)2 хч соответственно. Одновременное воздействие электрического и магнитного полей с частотами до 3,0 МГц считается допустимым при условии, что сумма отношений фактической энергетической нагрузки к предельно-допустимой по электрической и магнитной составляющей не превышает единицы.
3.5.3. В диапазоне сверхвысоких частот (СВЧ) 300,0 МГц-300,0 ГГц воздействие электромагнитной энергии на летный состав следует оценивать по уровню плотности потока энергии (ППЭ) и энергетической нагрузке (ППЭ за определенное время воздействия).
3.5.4. Уровень плотности потока СВЧ-энергии (ППЭ) на рабочих местах членов экипажа, с учетом того, что летный состав относится к категории лиц, профессионально не связанных с обслуживанием источников СВЧ-излучения, а режим облучения носит прерывистый, непостоянный характер, не должен превышать 500 мкВт/см2.
3.5.5. Воздействие СВЧ-излучения на летный состав в полете может быть от нескольких источников, как бортовых, так и наземных, и изменяться в зависимости от зоны и высоты полета, уровень СВЧ-облучения следует оценивать суммой энергетических нагрузок (ЭН сумм.) на организм за отдельные периоды облучения:
ЭН сумм. = 1+2. ..+N
При этом полученная суммарная энергетическая нагрузка не должна превышать 1000 мкВТ-час/см2.
3.5.6. На рабочих местах членов экипажа самолетов, выполняющих полеты на высотах более 6000 м, а также в случаях наличия в кабине экипажа источников рентгеновского излучения - ППЭ СВЧ не должна превышать 1000 мкВт/см2 при указанной в п.п.3.5.5. предельно-допустимой энергетической нагрузке.
3.5.7. Измерения электромагнитных полей и излучений на рабочих местах членов экипажа должны производиться:
- во время эксплуатационных испытаний новых воздушных судов в полетах по типовым профилям;
- при внедрении в эксплуатацию новых источников электромагнитной энергии;
- при внесении изменений в конструкцию и режим работы действующих источников неионизирующих излучений, а также после проведения ремонтных работ на локационных установках;
- при изменении трасс полетов самолетов ГА.
3.5.8. В порядке производственного санитарно-гигиенического контроля периодически должны производиться измерения уровней СВЧ-излучения в кабине экипажа в наземных условиях при включенной бортовой радиолокационной станции на предмет обнаружения "паразитарных" утечек из-за нарушения герметичности волноводов. Измерения выполняются под контролем центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3.6. Ионизирующие излучения3.6.1. Летные экипажи гражданской авиации не относятся к категории лиц, профессионально связанных с использованием в работе источников ионизирующего излучения.
Эквивалентная доза космического облучения экипажей ВС ГА в полетах не должна превышать 0,5 Бэр в год.
Доза, обусловленная естественным облучением в наземных условиях и получаемая при медицинском освидетельствовании и лечении, не учитывается.
Предел дозы, устанавливаемый настоящими нормами, не распространяется на экипажи сверхзвуковых транспортных самолетов.
3.6.2. Для контроля за уровнем ионизирующего излучения на борту самолетов, выполняющих полеты на высотах более 8000 м, и дозой облучения летного состава в кабинах экипажей необходимо устанавливать радиационные дозиметры и сигнализаторы радиационной опасности, с порогом чувствительности 10,0 млрд./час.
3.6.3. Члены экипажей воздушных судов, проживающие или выполняющие работы в регионах с повышенным радиационным уровнем, должны быть обеспечены индивидуальными дозиметрами и соответствующим медицинским контролем.
3.6.4. При перевозках радиоактивных грузов воздушным транспортом вопросы обеспечения безопасности экипажа и сопровождающих груз лиц решаются отдельно в каждом конкретном случае с участием представителей Госсанэпиднадзора России.
3.7. Нормы напряженности электростатического поля3.7. Нормы напряженности электростатического поля
3.7.1. Напряженность электростатического поля в кабинах экипажей воздушных судов в полетах не должна превышать следующих величин:
- менее 1-го часа - 60 кВ/м;
- от 1,1 до 12 часов - из расчета: 60 кВ/м деленное на полетное время.
3.7.2. При напряженности электростатических полей менее 20 кВ/м время пребывания не регламентируется.
3.7.3. Гигиеническую оценку электростатических полей на рабочих местах членов экипажа воздушных судов следует проводить во время эксплуатационных испытаний при условии штатной компоновки кабин, с учетом внешних метеорологических условий.
3.8. Нормы освещенности3.8.1. Остекление кабины экипажа должно обеспечивать в светлое время освещение приборной доски и органов управления за счет естественного света. Для создания оптимальных условий работы зрительного анализатора при большой интенсивности естественного светового потока световые проемы кабин экипажей должны оборудоваться защитными шторками и светофильтрами, а приборы управления и контроля - светозащитными козырьками.
3.8.2. Искусственное освещение должно обеспечивать:
- освещение всех приборов, оборудования и органов управления воздушным судном;
- возможность регулирования яркости и равномерности освещения от 0 до нормируемых величин.
3.8.3. Освещенность рабочих поверхностей в кабине экипажа должна соответствовать величинам, указанным в приложении 10.
3.8.4. Устройство и размещение осветительных приборов должны исключать возможность ослепления пилота и появления световых бликов на остеклении приборов и фонаря кабины.
3.8.5. Для подсвета приборных досок, пультов и других органов управления, на которых шкалы и обозначения покрыты светящимся составом, в кабине экипажа должны быть оборудованы ультрафиолетовые светильники. Светящаяся масса при облучении ультрафиолетом должна иметь ярко-зеленый цвет, за исключением аварийных сигналов, принимающих красную или оранжевую окраску.
3.8.7. Обзор из кабины самолета при горизонтальном полете должен быть следующим:
- вперед-вниз от линии горизонта - 15°;
- вниз-в стороны в передней полусфере - не менее 35°;
- вниз-вдоль крыла - 8°;
- в верхней и задней полусфере - полный объем.
3.9. Оборудование кабины экипажа воздушных судов3.9. Оборудование кабины экипажа воздушных судов
3.9.1. Компоновка кабины должна обеспечивать членам экипажа:
- удобное их размещение с учетом антропометрических данных;
- возможность эффективно выполнять функциональные обязанности во всех режимах полета.
3.9.2. Конструкция кресла пилота должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы и позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц.
3.9.3. Кресло пилота должно быть регулируемым по углам наклона спинки и перемещаться в продольном направлении, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
3.9.4. Поверхность сиденья, спинки и других элементов кресла должна быть полумягкой, с неэлектризуемым и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
3.9.5. Новые горюче-смазочные материалы, спецжидкости и декоративно-отделочные материалы для воздушных судов должны применяться по согласованию с органами Госсанэпиднадзора России.
3.10. Гигиенические требования к бортовым видеодисплейным терминалам (ВДТ)3.10.1. Конструкция ВДТ должна предусматривать:
- возможность регулировки угла наклона по вертикальной оси +30° и по горизонтальной оси +15° с фиксацией в заданном положении;
- размещение регуляторов яркости и контрастности изображения, включения и выключения электропитания с визуальной индикацией - на лицевой поверхности корпуса;
- размещение регуляторов частоты кадров и старок, линейности по вертикали, центровки по горизонтали, переключателя режима работы: "монохроматический" - "полихроматический" на боковой панели под специальной защитной крышкой;
- защиту от накопления электростатических зарядов и пыли на корпусе и отдельных элементах ВДТ;
- антибликовое покрытие экрана и другие конструктивные решения для обеспечения качественного изображения независимо от уровня внешней освещенности.
3.10.2. На электронно-лучевых трубках бортовых авиационных ВДТ должны быть обеспечены:
- угловой размер рабочего поля не более 60° на расстоянии не менее 60 см, при оптимальном расстоянии 70 см;
- отсутствие геометрических искажений изображения на поле экрана;
- яркость экрана в прямом и обратном контрасте не менее 35 кд/м2;
- коэффициент модуляции контраста цветового знака и фона не менее 60%;
- детальное контрастное изображение (отношение максимальной яркости на экране к минимальной) не менее 5:1;
- модуляцию яркости в промежутках между смежными пикселами, строками и растрами, определяемую отношением яркости засвеченного элемента не более 3:1 для монохромных и 7:1 для полихромных ВДТ;
- внутренний контраст знака не менее 2:1;
- неравномерность яркости элементов знака монохромного ВДТ не более 0,5;
- максимальный размер пиксела для монохромного ВДТ не более 0,4 мм;
- угловой размер знаков не менее 20 угловых минут;
- несведение лучей на рабочем поле экрана для полихромных ВДТ не более 0,5 мм;
- отсутствие непроизвольного изменения яркости изображения (мерцания изображения);
- видимое непроизвольное изменение положения изображения (дрожание изображения) не более одной десятитысячной доли от расстояния наблюдения (0,07 мм на расстоянии 70 см от экрана).
3.10.3. Конструкция клавиатуры должна предусматривать:
- исполнение в виде отдельного устройства;
- опорное приспособление, позволяющее изменять угол наклона в горизонтальной плоскости от 5° до 15° с фиксацией в заданном положении;
- расположение часто используемых клавиш в центре, внизу и справа, редко используемых - вверху и слева;
- выделение цветом, размером и формой функциональных клавиш;
- минимальный размер клавиш 13х13 мм, оптимальный - 15х15 мм, с углублением в центре;
- расстояние между клавишами не менее 3 мм, шаг - 1 мм, минимальное сопротивление нажатию - 0,25 Н, максимальное - 1,5 Н.
3.10.4. Корпус ВДТ и клавиатура должны иметь матовую поверхность, предпочтительно серых тонов, с коэффициентом отражения 0,4-0,6.
- Главная
- "УСЛОВИЯ ТРУДА И ОТДЫХА ДЛЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.5.1.051-96" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 19.03.96 N 7)