в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 10.10.2007) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Часть 1)
действует Редакция от 10.10.2007 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 10.10.2007) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Часть 1)

3. Система программных мероприятий

Программные мероприятия сгруппированы по следующим разделам:

обеспечение геостратегических приоритетов в регионе;

мероприятия федерального значения;

мероприятия межрегионального значения;

мероприятия регионального значения, требующие государственной поддержки.

В первый раздел включены мероприятия, направленные на развитие межгосударственного сотрудничества и обеспечение геостратегических интересов на юге России. К их числу относятся строительство экспортных нефте- и газопроводов, освоение залежей углеводородов, сохранение и эффективное использование биологических ресурсов региона.

Во второй раздел включены мероприятия федерального значения, связанные с развитием туристско-рекреационного и транспортного комплексов региона.

В третий раздел включены мероприятия межрегионального значения. К ним относятся предотвращение и ликвидация последствий паводков, обустройство беженцев и вынужденных переселенцев, обеспечение занятости населения, развитие промышленности, агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства.

В четвертый раздел включены мероприятия регионального значения, требующие государственной поддержки. В их число входит развитие связи, информатизации, инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства городов и населенных пунктов, а также социальной сферы.

Система мероприятий, объемы и источники финансирования Программы указаны в приложении N 1.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)

В 2007 году финансированию за счет средств, выделенных на реализацию Программы, подлежат не завершенные строительством объекты Программы. Система мероприятий, объемы и источники финансирования Программы в 2007 году по направлениям Программы и по субъектам Российской Федерации указаны соответственно в приложениях N 2 и 3.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)

Обеспечение геостратегических приоритетов в регионе

Главными направлениями деятельности по обеспечению геостратегических приоритетов в регионе являются:

подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи;

развитие системы транспортировки углеводородов;

воспроизводство и сохранение биоресурсов.

Подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи

По мере истощения нефтяных запасов Западной Сибири и увеличения стоимости нефти российские компании будут все больше стремиться к осуществлению своей деятельности в Прикаспийском регионе. При этом Россия начинает освоение каспийского шельфа с большим опозданием по сравнению с другими прикаспийскими государствами.

Площадь российской части акватории Каспия составляет 64 тыс. кв. километров. По прогнозным оценкам, общие ресурсы Каспия составляют около 8 млрд. тонн условного топлива, из которых 24 процента (2 млрд. тонн) приходятся на долю России. В настоящее время предоставлены лицензии российским и зарубежным недропользователям, которые будут выполнять основной объем сейсморазведочных работ и бурение скважин на перспективных площадях российской части акватории Каспия.

Из обнаруженных на российской части акватории Каспия 20 потенциальных нефтегазовых структур наиболее подготовленным к эксплуатации является месторождение Инчхе с запасами нефти 10 млн. тонн.

Планируется также освоение двух вновь открытых месторождений нефти на лицензионном блоке прибрежной зоны Республики Дагестан с извлекаемыми запасами 75 млн. тонн нефти при годовой добыче 2-2,5 млн. тонн.

Объявлен тендер на разработку месторождений нефти в российской части акватории Каспия с прогнозными запасами 625 млн. тонн. Проведены конкурсы на получение соответствующих лицензий для трех участков в 10-мильной прибрежной зоне, прилегающей к территории Республики Дагестан, начата подготовка к конкурсу на получение лицензии на проведение работ у побережья Калмыкии.

В северо-западной части Каспия открыто еще два нефтяных месторождения (Широтное и Хвалынское), расположенных на лицензионном участке "Северный".

По прогнозным оценкам, ресурсы углеводородов северо-западной части Каспийского моря составляют 1738,5 млн. тут (тонн условного топлива), в том числе извлекаемые - 1185,4 млн. тут при среднем соотношении нефти и газа 1:1.

В период до 2006 года предусматривается освоение трех вновь открытых месторождений нефти на лицензионном блоке "Северный" с извлекаемыми запасами нефти 150 млн. тонн при годовой добыче 2,8-3,8 млн. тонн.

В северной части Каспийского моря предполагается дальнейшее развитие геологоразведочных работ с целью поиска и разведки новых крупных залежей нефти и газа как на суше, так и в акватории. На период до 2005 года предусматривается проведение поисково-разведочного бурения в объеме 62,1 тыс. метров, геофизических исследований, эксплуатационного бурения в объеме 3000 метров и НИОКР.

В результате проведения на шельфе Каспийского моря региональных геолого-геофизических и поисково-разведочных работ ожидается подтверждение прогнозных ресурсов углеводородов в объеме 1,2 млрд. тут.

Развитие системы транспортировки углеводородов

Развитие трубопроводного транспорта в регионе обусловлено значительными объемами транспортировки нефти на внутренний рынок, транзита и экспорта сырой нефти и нефтепродуктов. Общий объем перекачки нефти и нефтепродуктов в настоящее время превышает 40 млн. тонн в год. Совокупная протяженность магистральных нефте- и продуктопроводов составляет около 4,4 тыс. километров.

Сеть магистральных газопроводов находится в эксплуатации более 30 лет (нормативный срок эксплуатации 33 года). Поэтому важное значение приобретает строительство магистрального газопровода Изобильное - Черное море - Анкара (проект "Голубой поток").

Через территорию России осуществляется транзит нефти и газа из стран Прикаспийского региона и Центральной Азии, поэтому дальнейшее его развитие может гарантировать значительную прибыль при относительно небольших капиталовложениях.

Средиземноморский рынок Европы является крупным потребителем нефти (собственное производство обеспечивает всего 10 процентов потребности, планируемый в 2010 году объем импорта составит 224 млн. тонн). Транспортировка нефти из портов Черного моря к европейским рынкам возможна по нескольким маршрутам: с выходом в средиземноморские порты или непосредственно в Центральную Европу.

Для обеспечения транспортировки туркменской и казахской нефти в объеме 9 млн. тонн в год по маршруту Махачкала - Тихорецк - Новороссийск в дополнение к азербайджанской нефти необходимо строительство двух параллельных участков нефтепровода протяженностью 18 километров каждый от г. Махачкалы до точки врезки в нефтепровод Баку - Тихорецк и нефтеперекачивающей станции в районе г. Махачкалы. Предполагается, что туркменская нефть из г. Туркменбаши (г. Красноводск) и казахская нефть из г. Актау будет поставляться в г. Махачкалу в танкерах.

Дагестанский маршрут обеспечивает подключение к этой системе Казахстана и Туркмении в противовес маршруту Баку - Джейхан.

В России уже началась реализация проекта по транспортировке нефти из Казахстана до г. Новороссийска, которая пройдет, в частности, по территории Краснодарского края и Республики Калмыкия. Прокачку азербайджанской нефти предусматривается частично осуществлять по нефтепроводу Баку - Новороссийск.

Основными направлениями в развитии нефтепроводов являются как увеличение их пропускной способности (нефтепровод Тихорецк - Новороссийск), так и введение в действие новых нефтепроводов Суходольная - Родионовская и Каспийского трубопроводного консорциума. Реализация проекта Каспийского трубопроводного консорциума имеет стратегическое значение для укрепления позиций России.

Сохранение и воспроизводство биоресурсов

Рыбохозяйственный комплекс Каспийского моря и Прикаспия при незначительном удельном весе в общероссийских уловах (около 3,5 процента) дает более 70 процентов общероссийской добычи осетровых и более 60 процентов крупночастиковых рыб.

Более 60 процентов всех уловов в регионе приходится на Каспийское море, 37,7 процента - на пресноводные водоемы, 2 процента - на пруды товарного рыбоводства. Основные промыслы - анчоусовая килька и крупный частик, которые являются главными видами прироста уловов в последние годы. Уловы осетровых сохраняются на уровне 0,5 тыс. тонн.

Основная часть российских уловов приходится на Астраханскую область (88,2 процента), Республику Дагестан (10,8 процента) и Республику Калмыкия (1 процент).

В настоящее время на рыбоводных заводах Астраханской и Волгоградской областей производится около 70 млн. штук молоди осетровых, в других государствах Каспийского региона - 29 млн. штук. Необходимо увеличить производство молоди осетровых в искусственных условиях не менее чем на 120 млн. штук в год.

Выпуск молоди осетра и севрюги на действующем в Республике Дагестан Сулакском осетровом рыбоводном заводе в последние годы снизился.

Рыбохозяйственный фонд внутренних водоемов включает западно-подстепные ильмени дельты реки Волги общей площадью около 500 тыс. га. Примерно половина из них потеряла рыбохозяйственное значение в результате засоления. В то же время 60 тыс. га водоемов, прилегающих к реке Волге и ее рукавам, имеют большое значение как нерестовый фонд и нуждаются в особой охране. Повышение рыбохозяйственной значимости ильменей связано с проведением их мелиорации, с дноуглубительными работами на малых реках (Хордун, Бертюль, Бушма и т. д.), что может увеличить их рыбопродуктивность в 1,5-2 раза.

Согласно прогнозу улов на Каспии в 2010 году может составить 182,8 тыс. тонн. При этом преобладающая часть уловов будет приходиться на Астраханскую область (около 80 процентов), а удельный вес уловов в Республике Дагестан возрастет до 17 процентов, в Республике Калмыкия - до 3 процентов.

Особое значение в развитии рыбного хозяйства в бассейне Азовского моря должно иметь осетровое хозяйство. Промышленное производство молоди осетровых рыб в бассейне уже сейчас обеспечивает более 80 процентов уловов. Масштабы воспроизводства осетровых рыб в бассейне Азовского моря должны быть существенно расширены.

Вместе с тем искусственное воспроизводство не является альтернативой естественному. Для устойчивого формирования популяций разных видов осетровых и сохранения генофонда доля естественных производителей в стаде должна составлять не менее 20-30 процентов общей численности.

Для увеличения уловов осетровых требуется осуществление комплекса дорогостоящих рыбоводных мероприятий, а также улучшение состояния речного стока и моря. Большая часть мероприятий, выполнение которых предусмотрено Федеральной программой развития рыбного хозяйства России на период до 2000 года ("Рыба") за счет бюджетных средств, не реализована. Поэтому в Программу включены мероприятия по увеличению улова осетровых.

Важнейшими проблемами являются реабилитация Азовского моря, восстановление и повышение его рыбопродуктивности, рационального, экологически безопасного и экономически обоснованного использования его рыбных запасов, значительного биопродуктивного потенциала и рекреационных возможностей.

Главными направлениями при решении задач федерального значения в регионе являются:

развитие действующих и создание условий для строительства новых туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов;

модернизация транспортной системы.

Развитие туристско-рекреационного комплекса

Одним из приоритетов Программы является обеспечение государственной поддержки рекреационного комплекса как одной из ведущих составляющих экономики юга России, создание условий для его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.

С учетом имеющихся ресурсных предпосылок, специализации рекреационного комплекса и тенденций на рынке основным направлением является развитие разнообразных видов туризма (лечебного, оздоровительного, спортивного и др.).

Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного туризма, в том числе в предгорных и горных зонах Северного Кавказа (включая развитие курортного комплекса в районе Красной Поляны). Развитие этого вида туризма предполагает реконструкцию всей сложившейся системы инфраструктуры (дорог, подъемников, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.).

Программой предусматривается дальнейшее развитие юга России как региона санаторно-курортного лечения. Целесообразность развития данного направления связана с возможностью использования уникальной бальнеологической базы, а также сложившейся сети разнопрофильных локальных санаторно-курортных комплексов, в совокупности насчитывающих более 80 тыс. мест. В стратегической перспективе санаторно-курортная база на юге России должна получить дальнейшее развитие. При этом определенное внимание уделяется реконструкции и развитию таких традиционных центров санаторно-курортного лечения, как Кавказские Минеральные Воды, Сочи, Нальчик, Каякент, Талги, Горячий Ключ и др.

Ландшафты Северного Кавказа (преимущественно его горной части) и его морские побережья перспективны для развития различных видов спортивного туризма, которое во многом сдерживается неудовлетворительным уровнем технической оснащенности поисково-спасательных служб и отсутствием необходимой инфраструктуры.

Регион благоприятен для развития делового туризма. Его центрами могут стать как наиболее развитые туристско-рекреационные ареалы (г. Сочи, Кавказские Минеральные Воды), так и важнейшие административные, хозяйственные и культурные центры (гг. Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар).

Юг России располагает обширным и разнообразным культурно-историческим потенциалом, представленным памятниками разных эпох, литературно-мемориальными и историко-культурными музеями, природоведческими объектами, что определяет перспективы для развития познавательных видов туризма.

Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса предусматривает реализацию имеющегося потенциала юга России как на традиционно привлекательных территориях (г. Сочи, Кавказские Минеральные Воды, Приэльбрусье и др.), так и на территориях, оказавшихся на периферии современных рекреационных потоков. В своей основе эта стратегия предусматривает выделение трех основных групп в соответствии с конкурентоспособностью на рынке туристических услуг, а также с инфраструктурными, экологическими и иными условиями.

К первой группе относятся наиболее привлекательные курорты Краснодарского и Ставропольского краев, Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики (гг. Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик, Кавказские Минеральные Воды, район Приэльбрусья, пос. Теберда, пос. Архыз, пос. Домбай и др.). Государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на реконструкцию и развитие инфраструктуры на этих территориях.

В частности, Программой предусматривается приоритетная государственная поддержка развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса особого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод, располагающего уникальной бальнеологической базой и мощной инфраструктурой, позволяющей обеспечить одновременный прием более 36 тыс. отдыхающих.

Вторая группа объединяет территории, недостаточно вовлеченные в туристско-рекреационную деятельность (Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, каспийское побережье и некоторые участки черноморского побережья и др.). Их освоение предполагает финансовую поддержку развития инфраструктуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Третья группа объединяет неконкурентоспособные из-за близости к очагам социально-политической нестабильности территории (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания). Необходимо прямое финансовое участие федерального центра в реконструкции и завершении ранее начатого строительства курортно-рекреационных объектов, которые в дальнейшем будут являться базой для развития рекреационного комплекса этих территорий.

Модернизация транспортной системыЖелезнодорожный транспорт

Развитие на территории региона транспортного коридора на направлении Москва - Кочетовка - Лиски - Лихая - Ростов-на-Дону - Новороссийск (с ответвлением Кочетовка - Саратов - Волгоград - Астрахань - Самур) предусматривает:

увеличение пропускных и провозных возможностей железнодорожной магистрали;

обустройство пограничных переходов на железнодорожных станциях Успенская и Гуково.

Обеспечение внешнеторговых перевозок на направлении Волгоград - Котельниково - Тихорецкая - Краснодар (с ответвлениями на Новороссийск и Туапсе) предусматривает:

развитие Новороссийского и Туапсинского железнодорожных транспортных узлов и усиление подходов к ним в связи с ростом объема перевозок через порты;

электрификацию участка железной дороги Петров Вал - Волгоград - Котельниково.

Водный транспорт

Для обеспечения перевозки грузов через южные порты России предусматривается:

реконструкция и развитие перегрузочных комплексов в портах Новороссийск, Туапсе, Махачкала с увеличением пропускных способностей по наливным и сухим грузам на 45 млн. тонн;

строительство морского торгового порта Оля в Астраханской области и порта Лагань в Республике Калмыкия;

создание паромного сообщения на основе строительства железнодорожных паромных комплексов.

Автодорожная сеть

По территории региона проходят международные автодорожные коридоры, связывающие Азию с Европой, что создает перспективы для ускоренного развития торговли и туризма. Привлечение транзитных транспортных потоков на российские транспортные пути имеет важное значение для защиты национальных и экономических интересов России.

Автомагистрали "Дон" (Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск) и "Кавказ" (Москва - Волгоград - Астрахань - Махачкала - Баку) обеспечивают 70 процентов всех транзитных автомобильных грузо- и пассажиропотоков региона (включая транспортировку экспортно-импортных грузов в южные морские и устьевые порты Азово-Черноморского бассейна).

Главной целью дальнейшего развития сети автомобильных дорог юга России являются стабилизация социально-политической ситуации и подъем экономики региона. Достижение указанной цели должно быть обеспечено путем решения следующих основных задач по совершенствованию и развитию дорожной сети:

развитие национальных автодорожных коридоров, повышение технического уровня федеральных и территориальных автомобильных дорог путем их модернизации для обеспечения высокого уровня удобства и безопасности движения транспортных средств, реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к региональным центрам, их интеграция в европейскую и азиатскую системы международных автомобильных дорог;

содействие гармоничному развитию транспортной системы региона путем обеспечения подъезда к морским портам, важнейшим транспортным узлам, терминалам и другим объектам транспортной инфраструктуры.

В первую очередь планируются строительство и реконструкция участков дорог, имеющих низкую пропускную способность, высокий уровень загрузки и наибольший индекс доходности (коэффициент эффективности инвестиций), а также стратегическое значение для региона и Российской Федерации.

Для обеспечения бесперебойных межрегиональных связей юга России с государствами Закавказья - Арменией, Грузией и Азербайджаном - предусматривается дальнейшее развитие автомобильной дороги от магистрали "Кавказ" (г. Беслан) через Нижний Ларс (Крестовый перевал), Алагир и Нижний Зарамаг (Рокский перевал) - проект "Южные ворота".

В Краснодарском крае предусматриваются строительство и реконструкция участков автодорог Краснодар - Джубга - Сочи, Павловская - Краснодар, Адлер - Красная Поляна, а также строительство тоннеля через Шаумяновский перевал, связывающего столицу Адыгеи - г. Майкоп с черноморским побережьем.

Продолжится развитие автодорожного маршрута Астрахань - Махачкала по территориям Астраханской области, Республики Калмыкия и Республики Дагестан, а также строительство мостового перехода через реку Волга в г. Волгоград.

Другие федеральные дороги будут реконструированы прежде всего на наиболее нагруженных участках с ликвидацией очагов аварийности. Для оптимизации движения как транзитных, так и местных транспортных потоков планируется строительство обходов крупных населенных пунктов и городов.

Транспортные потоки будут направлены в обход крупных населенных пунктов - гг. Ростов-на-Дону, Краснодар, Нальчик, Сочи и других, что позволит разгрузить перенасыщенные городские магистрали, оздоровить экологическую обстановку. Финансирование развития опорной сети федеральных и основных территориальных автомобильных дорог, обеспечивающих межрегиональные и международные связи, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Мероприятия межрегионального значения

В этом разделе предусматривается осуществление мероприятий по следующим направлениям:

строительство, реконструкция и восстановление гидротехнических сооружений водохозяйственных систем;

обустройство беженцев и вынужденных переселенцев;

обеспечение занятости населения;

развитие промышленности и производственной инфраструктуры;

развитие агропромышленного комплекса;

развитие малого и среднего предпринимательства;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Строительство, реконструкция и восстановление гидротехнических сооружений водохозяйственных систем

При прохождении ежегодных паводков (июль - сентябрь) водность рек, особенно на северном склоне Большого Кавказского хребта, увеличивается в десятки раз, что приводит к затоплению обширных территорий и наносит значительный материальный ущерб.

Для снижения негативных последствий указанных паводков предусматриваются меры по повышению надежности работы существующей системы противопаводковых сооружений, включая строительство регулирующих водохранилищ и новых защитных и водопропускных сооружений.

Обеспечение безопасности населения и хозяйственной деятельности в условиях повышения уровня Каспийского моря требует выполнения комплекса работ по переселению населения и выводу хозяйственных объектов из зон затопления и подтопления, а также по строительству защитных сооружений для предотвращения затопления и подтопления прибрежной территории городов, крупных населенных пунктов и важнейших хозяйственных объектов.

Обеспечение занятости населения и обустройство беженцев и вынужденных переселенцевЗанятость населения

Поддержка занятости населения является одним из приоритетных направлений социального развития юга России. В связи с этим особое внимание уделено социальной эффективности представленных в Программе инвестиционных проектов. Основными путями сохранения и создания рабочих мест являются восстановление и развитие производственного потенциала предприятий региона, его аграрно-промышленного комплекса, курортно-санаторной сети, туристических баз и других зон отдыха населения и сопряженных с ними видов деятельности. При этом широкие возможности для обеспечения занятости населения предоставляет развитие малых предприятий, семейного бизнеса и народных промыслов.

Исключительно важная роль в обеспечении населения рабочими местами принадлежит работам временного характера, включая общественные работы. Намечено организовать проведение общественных работ в жилищном и дорожном строительстве, в аграрно-промышленном комплексе, в газификации, телефонизации и др.

Особое внимание уделяется занятости женщин, молодежи, граждан с ограниченной трудоспособностью, военнослужащих, уволенных в запас, повышению качества их подготовки, совершенствованию подготовки и переподготовки, а также повышению квалификации специалистов, овладению вторыми и смежными профессиями.

Осуществление намеченных мер обеспечит повышение мобильности рабочей силы, сокращение негативных процессов на рынке труда, устойчивый баланс интересов работников, работодателей и органов государственной власти.

Решение проблем вынужденных переселенцев и беженцев

Предлагаемые проекты и мероприятия направлены на уменьшение негативных последствий миграционных процессов и обеспечение социально-политической и экономической стабильности на юге России, обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения, вынужденных переселенцев и беженцев.

Главными направлениями деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются осуществление мер по возвращению граждан на прежнее место жительства и создание необходимых социально-экономических условий, стимулирующих этот процесс. В Программе предусмотрено обустройство вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, оставшихся для постоянного проживания в Республике Ингушетия, строительство общеобразовательных школ для детей беженцев и вынужденных переселенцев, обеспечение экологической безопасности проживания мигрантов.

В рамках программных мероприятий будут осуществляться помощь неправительственным организациям, оказывающим поддержку мигрантам, и координация их деятельности.

Мероприятия по решению проблем вынужденных переселенцев и беженцев будут осуществляться скоординированно с учетом Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.

Развитие промышленности и производственной инфраструктуры

Мероприятия включают крупные проекты, которые предполагают разработку и внедрение в производство конкурентоспособной продукции нового поколения, ориентируются на стратегические интересы государства и обеспечение общероссийского и межрегионального рынков сбыта, предусматривают максимальное использование возможностей межгосударственной и межрегиональной кооперации.

Проекты отобраны с учетом отраслевых приоритетов в развитии промышленного комплекса юга России и предусматривают:

укрепление металлургической базы региона;

развитие угольной отрасли;

производство импортозамещающего оборудования для нефте- и газодобывающих отраслей топливно-энергетического комплекса;

развитие наукоемких отраслей промышленности;

комплексное обслуживание агропромышленного комплекса (развитие тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, выпуск оборудования для перерабатывающих отраслей, производство продукции и услуг в смежных отраслях);

развитие химической и нефтехимической отраслей промышленности, имеющих достаточную топливно-сырьевую базу в регионе и ориентированных на производство отдельных видов продукции, пользующихся спросом как внутри страны, так и за рубежом.

Развитие агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс юга России является важнейшей отраслью народного хозяйства, обеспечивающей производство продуктов питания и продукции промышленной переработки сельскохозяйственного сырья. Он относится к числу стратегически важных экономических объектов, поскольку оказывает существенное влияние на состояние и перспективы социально-экономического развития страны.

Во всех субъектах Российской Федерации, расположенных на юге России, кроме Астраханской области и Республики Калмыкия, имеются благоприятные агроклиматические и производственные условия для развития садоводства и виноградарства.

Регион обладает благоприятными условиями для развития животноводства. Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Ставропольский край, Республика Калмыкия и Республика Дагестан специализируются на развитии овцеводства и мясного скотоводства. Краснодарский край широко специализируется на разведении молочного скота.

В последние годы в регионе успешно развивается птицеводство.

Юг России является главным поставщиком плодоовощной продукции в свежем и переработанном виде на продовольственном рынке Российской Федерации. Регион обладает значительным природно-экономическим потенциалом, позволяющим полностью обеспечивать население плодоовощной продукцией и вывозить ее в другие регионы России, что создает условия для дальнейшего расширения этого сектора сельскохозяйственного производства.

Развитие виноградарства и виноделия позволит обеспечить сохранение производства экологически чистой продукции в нашей стране, полнее использовать традиции и навыки населения.

Исключительные природно-климатические условия позволяют создать в регионе основанное на новейших технологиях конкурентоспособное и уникальное производство по сублимированию дикорастущих плодов и ягод. Наряду с указанными отраслями развитие горно-долинного ореховодства будет способствовать повышению занятости сельского населения и обеспечению кондитерской промышленности отечественным сырьем.

По прогнозам специалистов валовая продукция сельского хозяйства к 2006 году может возрасти в целом по региону почти на четверть.

Необходимым условием обеспечения высоких темпов роста агропромышленного производства является увеличение инвестиций в сельскохозяйственное производство. Включенные в Программу проекты направлены на комплексное, рациональное и эффективное использование уникального природно-климатического потенциала региона, а именно: на рациональное использование ресурсов целебных минеральных вод, развитие виноградарства и виноделия, зернового хозяйства, табаководства, ореховодства, увеличение поголовья сельскохозяйственных животных. Реализация этих проектов, а также проектов по развитию рыбного хозяйства, хлопководства, сырья для медицинской промышленности позволит обеспечить производство продукции, заменяющей импортную, отвечающей требованиям безопасности питания и пользующейся повышенным спросом на внутреннем рынке.

В связи с тем что на территории Российской Федерации только южные районы являются благоприятной зоной развития виноградарства, инвестиции в эту отрасль сельскохозяйственного производства позволят обеспечить восстановление площадей, занимаемых виноградниками, прежде всего в Республике Дагестан, а также в Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском крае и на других территориях, что будет способствовать улучшению снабжения винодельческих предприятий России отечественными виноматериалами и повысит занятость сельского населения.

Реализация инвестиционных проектов в области животноводства позволит восстановить поголовье сельскохозяйственных животных в размерах, достаточных для обеспечения полноценного питания населения не только в этом регионе, но и на других территориях Российской Федерации, а также восстановить уникальные породы овец и решить проблему обеспечения овцеводческих хозяйств России племенными животными и наращивания объемов производства высококачественной шерсти.

Ряд проектов Программы направлен на создание предприятий, производящих высококачественные консервированные продукты, в том числе для детского питания, и соль.

В Программу также включены проекты, направленные на повышение уровня социального обустройства сельских населенных пунктов, увеличение плодородия почв и улучшение экологического состояния сельскохозяйственных территорий.

Развитие малого и среднего предпринимательства

Программа направлена на обучение и подготовку кадров, совершенствование работы с военнослужащими, увольняемыми в запас, и другими категориями граждан, работающих в сфере малого и среднего предпринимательства, а также внедрение передовых технологий, использование финансовых механизмов на основе лизинга, микрокредитования, франчайзинга и системы кредитно-гарантийной поддержки малого предпринимательства.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)

НИОКР направлены на научно-техническое обеспечение реализации Программы, усиление роли науки и передовых технологий в экономическом и социальном развитии региона.

Основными направлениями исследований в рамках Программы являются:

оценка перспектив и возможностей для обеспечения эффективного социально-экономического развития юга России;

формирование научно-методической основы развития приоритетных отраслей экономики региона;

обеспечение экологической устойчивости региона;

разработка мер в области энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии.

Тематика НИОКР, реализуемых в рамках Программы, определяется ежегодно и включается в план НИОКР Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Региональные мероприятия, требующие государственной поддержки

В этот раздел включены региональные мероприятия по развитию:

связи и информатизации (улучшение телефонной связи, обеспечение устойчивого телевизионного вещания и внедрение интернет-технологий);

инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;

социальной сферы.

Развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства

Основными задачами развития инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также водохозяйственного комплекса на период до 2006 г®да являются:

обеспечение устойчивого развития экономики региона в условиях неравномерного распределения водных ресурсов и высокой паводковой активности;

разработка и реализация комплекса мероприятий по обеспечению населения качественной питьевой водой и защите от паводков населенных пунктов, сельхозугодий и других объектов;

формирование условий для наиболее эффективного использования водных ресурсов региона за счет их перераспределения;

строительство и реконструкция гидротехнических сооружений;

разработка и реализация комплекса природоохранных мероприятий, направленных на защиту и оздоровление водных экосистем;

реконструкция и развитие систем водозаборов, водопроводов, очистных сооружений и канализации;

развитие систем орошения и мелиорации почв для сохранения их плодородия;

реализация мероприятий по газификации населенных пунктов.

Развитие социальной сферы

Мероприятия по поддержке и развитию объектов здравоохранения в регионе предполагают улучшение медицинского обслуживания населения, завершение строительства и реконструкции функциональных лечебных учреждений: инфекционной больницы в Краснодарском крае, клинической больницы в Ставропольском крае, республиканской многопрофильной больницы в Республике Ингушетия, областной клинической больницы в Астраханской области, хирургического корпуса республиканской клинической больницы в Республике Дагестан, терапевтического корпуса областной клинической больницы в Волгоградской области.

Предусматривается развитие детских лечебных учреждений: строительство республиканских детских больниц в Республике Ингушетия, в Республике Адыгея и Волгоградской области, родильных домов в Республике Калмыкия и Ставропольском крае.

Строительство центра профессиональной медицинской реабилитации и содействия занятости инвалидов в Волгоградской области, реабилитационного центра для инвалидов в Республике Ингушетия, центра медицинской реабилитации, валеологии и спортивной медицины в Ростовской области позволит улучшить медицинское обслуживание инвалидов и пенсионеров.

Строительство, реконструкция и техническое оснащение учреждений Госсанэпиднадзора окажет положительное влияние на уровень эпидемиологического благополучия в регионе.

Реализация мероприятий, направленных на поддержку и развитие объектов образования, будет способствовать укреплению материально-технической базы образовательных учреждений и организаций региона, достижению современного уровня образования и воспитания подрастающего поколения, подготовки высококвалифицированных специалистов, улучшению научно-методического и организационного обеспечения учебного процесса. Особое внимание уделяется развитию сети сельских общеобразовательных школ.

Мероприятия в области культуры направлены на сохранение и развитие культуры народов региона, более эффективное использование накопленного культурного потенциала, поддержку всех форм народного творчества, укрепление материальной базы учреждений культуры.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 10.10.2007) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Часть 1)