в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.10.97 N 1298 (ред. от 22.04.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ"
действует Редакция от 22.04.2009 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.10.97 N 1298 (ред. от 22.04.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ"

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 22.04.2009 N 351)

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" и определяют порядок организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ, включая использование их в радиационных источниках, и радиоактивных отходов (далее именуется - система учета и контроля), обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, утилизации, хранению, захоронению, транспортировке и перемещению через таможенную границу Российской Федерации при экспорте и импорте радиоактивных веществ, включая использование их в радиационных источниках, и радиоактивных отходов (далее именуются - радиоактивные вещества и радиоактивные отходы), а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук, осуществляющими в рамках своих полномочий соответственно государственное управление использованием атомной энергией и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, координирующими и контролирующими указанную деятельность.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"радиоактивные вещества" - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

"радиационные источники" - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

"радиоактивные отходы" - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

3. Система учета и контроля предназначена для определения наличного количества, осуществления учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном, региональном и ведомственном уровнях в целях предотвращения потерь, их несанкционированного использования и хищений, а также в целях предоставления в установленном порядке органам государственной власти, органам государственного управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти соответствующей информации о наличии и перемещении этих веществ и отходов, а также об их экспорте и импорте.

4. Система учета и контроля включает в себя органы управления на федеральном, региональном и ведомственном уровнях, информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, инженерно-технические средства, а также нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в этой области.

5. Органами управления системы учета и контроля являются:

на федеральном уровне - Федеральное агентство по атомной энергии;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

на региональном уровне - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на ведомственном уровне - федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук, имеющие подведомственные организации, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

6. Порядок ведения учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов регламентируется положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утверждаемым Федеральным агентством по атомной энергии по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

7. Учету и контролю подлежат радиоактивные вещества и радиоактивные отходы в количествах и с активностью (и/или испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией), величины которых превышают минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, и для которых требуются разрешения органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности с указанными веществами и отходами.

8. Учету и контролю подлежат:

на федеральном уровне (в организациях, находящихся на территории Российской Федерации) - радиоактивные вещества и твердые радиоактивные отходы;

на региональном уровне (в организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации) - радиоактивные вещества, твердые и жидкие радиоактивные отходы;

на ведомственном уровне (в организациях, находящихся на территории Российской Федерации и подведомственных федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук) - радиоактивные вещества, твердые и жидкие радиоактивные отходы.

9. Федеральное агентство по атомной энергии в рамках своих полномочий обеспечивает:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

1) учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном уровне;

2) разработку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждение общего технического проекта системы учета и контроля;

3) проведение работ, связанных с созданием, функционированием, методическим обеспечением и совершенствованием системы учета и контроля, а также создание при необходимости межведомственных советов (комиссий) для координации деятельности в этой области;

4) представление органам государственной власти, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

5) сбор и анализ информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на региональном и ведомственном уровнях;

6) разработку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти федеральных норм и правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) организацию проведения научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля на федеральном, региональном и ведомственном уровнях;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

8) координацию работы федеральных органов исполнительной власти по подготовке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

9) деятельность информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне;

10) разработку и утверждение в установленном порядке типовых форм учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.

10. Федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук, имеющие подведомственные организации, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, в рамках своих полномочий обеспечивают:

1) учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на ведомственном уровне;

2) разработку и утверждение в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на ведомственном уровне;

3) деятельность информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля на ведомственном уровне;

4) представление информации об учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на ведомственном уровне в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на федеральном и региональном уровнях;

5) участие в проведении научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля;

6) подготовку специалистов по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своих полномочий обеспечивают:

1) проведение на региональном уровне учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и осуществляющих деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук, а также государственного научного центра Российской Федерации - Российского научного центра "Курчатовский институт");

2) деятельность информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля на региональном уровне;

3) представление информации об учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук, а также государственного научного центра Российской Федерации - Российского научного центра "Курчатовский институт"), в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне;

4) участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

12. Организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, проводят их учет и контроль и представляют полученную информацию в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на ведомственном (при ведомственном подчинении организации) и региональном уровнях.

Государственный научный центр Российской Федерации - Российский научный центр "Курчатовский институт" представляет указанную информацию непосредственно в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне.

13. При экспорте и импорте радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Федеральная таможенная служба в рамках своих полномочий обеспечивает их учет и контроль при пересечении таможенной границы Российской Федерации, а также представляет полученную информацию в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

14. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерство внутренних дел Российской Федерации в рамках своих полномочий осуществляют государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при функционировании системы учета и контроля.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 22.04.2009 N 351)

15. Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации в рамках своих полномочий проводят соответствующую деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию незаконных действий в отношении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

16. Объем и порядок предоставления сведений о наличии и перемещении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов организациям, в том числе общественным организациям, и гражданам определяются законодательством Российской Федерации.

17. При создании системы учета и контроля необходимо:

1) учитывать производственные особенности организаций, осуществляющих деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, использовать существующие механизмы учета и контроля, а также методы и технические средства для измерений характеристик этих веществ и отходов;

2) предусмотреть такую работу системы учета и контроля, при которой отказ какого-либо ее элемента не приводил бы к нарушению работы системы учета и контроля в целом;

3) предусмотреть ограничительный порядок доступа к носителям информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном, региональном и ведомственном уровнях;

4) обеспечить разработку и использование современных научно-технических методов для определения характеристик радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

5) осуществить меры по оснащению информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля на различных уровнях, вычислительной техникой на базе современных компьютерных технологий и соответствующим программно-математическим обеспечением, а организаций, осуществляющих деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, - необходимыми техническими средствами и оборудованием для измерения характеристик радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

6) предусмотреть создание учебно-методических центров для подготовки специалистов по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

7) обеспечить проведение в организациях, осуществляющих деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, первичной инвентаризации с целью определения наличия и характеристик активности указанных веществ и отходов;

8) предусмотреть возможность осуществления сотрудничества в рамках международных соглашений и программ (проектов).

18. Система учета и контроля вводится в действие поэтапно в зависимости от степени потенциальной радиационной опасности радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, подлежащих учету и контролю.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.10.97 N 1298 (ред. от 22.04.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ"