в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • "ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (К СНИП 2.08.02-89). РАЗДЕЛ II - СТАЦИОНАРЫ" (утв. Минздравом СССР от 25.05.90)
действует Редакция от 25.05.1990 Подробная информация
"ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (К СНИП 2.08.02-89). РАЗДЕЛ II - СТАЦИОНАРЫ" (утв. Минздравом СССР от 25.05.90)

ОПЕРАЦИОННЫЙ БЛОК

1. Операционный блок - структурное подразделение больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных и обеспечивающих помещений, предназначенное для проведения хирургических операций.

2. Все операционные блоки делятся на общепрофильные и специализированные (травматологические, кардиохирургические, ожоговые, нейрохирургические и др.).

3. В состав помещений как общепрофильных, так и специализированных оперблоков входят септические и асептические отделения (операционные с вспомогательными и служебными помещениями). При этом вспомогательные помещения оперблока предусматриваются отдельно для асептической операционной и отдельно для асептической и септической операционной.

4. При создании специализированных оперблоков могут быть случаи, когда в оперблоке имеются только асептические отделения (нейрохирургия, кардиохирургия и др.).

По признаку наличия одного отделения (асептического) или двух (асептического и септического) оперблоки делятся на асептические и комбинированные.

5. Количество операционных в оперблоке зависит от структуры, величины и профиля хирургических отделений, хирургической активности, сложности и длительности операций, времени пребывания оперированного больного на больничной койке, количество операционных дней и др.

Количество операционных в центральных районных и межрайонных больницах в сельской местности и городских районных больницах следует принимать 1 операционная на каждые 30 коек хирургического профиля и на 25 коек в больницах скорой медицинской помощи. В специализированные отделения хирургического профиля при расчете числа операционные необходимо учитывать профиль отделений. Количество операционных в областных и клинических больницах определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

6. Операционные следует проектировать на 1 операционный стол.

7. Количество операционных столов и типы операционных в специализированном операционном блоке зависят от типа и мощности структурных подразделений больничных учреждений и определяются заданием на проектирование.

8. Количество операционных в септическом отделении операционного блока принимается в зависимости от местных условий (числа коек с гнойной патологией). В операционных блоках общепрофильных больниц примерное соотношение септических и асептических операционных должно быть 1:3, но не менее одной септической операционной на оперблок.

9. При количестве операционных свыше 6 рекомендуется предусматривать диспетчерский пост.

10. В основу архитектурно - планировочного решения операционного блока положено деление на непроходные асептическое и септическое отделения, рациональное зонирование внутренних помещений и пространства в соответствии с функциональным разделением его помещений на следующие зоны:

стерильная зона, включающая помещение операционных.

Зона строгого режима:

- группа помещений подготовки персонала к операции, состоящая из предоперационных и гардеробных персонала для специальной и рабочей одежды;

- группа помещений подготовки больного к операции, состоящая из помещений подготовки больного к операции или наркозной;

- группа помещений для размещения аппаратуры и оборудования предназначенного для обеспечения жизнедеятельности больных и состоящая из помещений аппарата искусственного кровообращения и аппарата для гипотермии;

- группа помещений послеоперационных палат, состоящих из собственно палат и помещений (пост) дежурной медицинской сестры;

- группа вспомогательных помещений, включающая шлюз при входе в операционную (при отсутствии наркозной).

Зона ограниченного режима:

- группа помещений для диагностических исследований;

- группа помещений для подготовки к операции инструментов и оборудования, включая стерилизационную или центральную достерилизационную оперблока, инструментально - материальную, помещение разборки и мытья инструментов, дезинфекции наркозно - дыхательной аппаратуры;

- группа помещений персонала, включая кабинет хирургов, протокольную, кабинет врача - анестезиолога, комнату медицинских сестер - анестезистов и комнату младшего персонала;

- группа вспомогательных помещений, включая шлюзы при входе в септическое и асептическое отделения, комнату центрального пульта мониторной системы для слежения за состоянием больного, гипсовую, помещения для обслуживания послеоперационных палат (мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок и пр.);

- группа складских помещений, включающая помещение для хранения крови, помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолабораторию, кладовую наркозно - дыхательной аппаратуры, помещение приготовления дезрастворов и хранения дезсредств, помещение временного хранения каталок.

Зона общебольничного режима:

- группа помещений персонала, включающая кабинет заведующего отделением, комнату старшей медицинской сестры, комнату личной гигиены персонала с душем;

- группа складских помещений, включающая кладовую предметов уборки, кладовую для хранения гипса.

11. Количество коек в послеоперационных палатах следует предусматривать по норме две койки на одну операционную. При наличии отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии, послеоперационные палаты не предусматриваются, а их количество учитывается в коечности отделения анестезиологии и реанимации.

12. При отсутствии централизованного кондиционирования следует предусматривать помещения для местных кондиционеров, площадь которых определяется расстановкой оборудования.

13. Наиболее рациональным является размещение операционного блока в составе обособленного лечебно - диагностического корпуса, непосредственно примыкающего к палатному корпусу или соединяемому с ним утепленными переходами. Допускается размещение оперблока на верхнем этаже палатного корпуса.

Операционную для срочных операций при приемном отделении следует планировать в крупных больницах и больницах скорой медицинской помощи.

Для проведения операций по скорой помощи в многопрофильных больницах следует предусматривать дополнительные дежурные операционные.

14. Послеоперационные палаты рекомендуется размещать в отдельном изолированном отсеке при операционном блоке или в составе отделения анестезиологии и реанимации, или изолированно в составе палатного хирургического отделения.

15. Состав помещений операционных блоков, их мощность зависят от типа и коечности больничного учреждения, мощности и структуры его подразделений.

Площадь помещений операционного блока рекомендуется принимать по табл. 9.

Таблица 9

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ОПЕР. БЛОКА

Помещения Площадь кв. м Примечание
1 2 3
А. Стерильная зона Операционные
1. Общехирургического профиля 36
2. Для проведения ортопедотравматологических, нейрохирургических операций и операций с использованием лазерной аппаратуры 42
3. Для проведения операций на сердце и сосудах 48
Б. Зона строгого режима Помещения подготовки персонала к операции
4. Предоперационные Непосредственно сблокированы с операционной
а) для одной общепрофильной операционной 15
б) для двух общепрофильных операционных 24
в) для одной специализированной операционной 24 Операции на сердце и сосудах, нейрохирургические, ск. пом. и ожоговые
5. Санитарный пропускник персонала со шкафом для специальной (стерильной) и рабочей (больничной) одежды с душевыми кабинами По расстановке оборудования, не менее 6 + 6 (для мужчин и женщин) Предусматривается на проходе из общих помещений отделения в лечебную зону. Оборудуется двойными шкафчиками.
6. Уборная для персонала 3 Располагается до санитарного пропускника
7. Кабина личной гигиены персонала 3 Располагается до санитарного пропускника
Помещения подготовки больного к операции
8. Помещение подготовки больного к операции (наркозная) 18 Непосредственно сблокировано с операционной
Помещения для размещения аппаратуры и оборудования по обеспечению жизнедеятельности больного
9. Помещение аппарата искусственного кровообращения:
а) моечная 18
б) монтажная 18
в) хранение стерильных аппаратов 18
10. Помещение гипотермии 15
В. Зона ограниченного режима Помещение для диагностических исследований
11. Лаборатория срочных анализов (для септического и асептического отделений) 18 Только в больницах скорой помощи
Помещение для подготовки к операции инструментов и оборудования
12. Стерилизационная для экстренной стерилизации:
а) для одной операционной 10
б) для двух и более операционных 15
13. Инструментально - материальная 4 на каждую операционную, но не менее 10
14. Помещение разборки и мытья инструментов
- до четырех операционных 10
- свыше четырех операционных 10 + 10
15. Моечная наркозно - дыхательной аппаратуры 10
16. Дезинфекционная наркозно - дыхательной аппаратуры 18
Помещения персонала
17. Кабинет хирургов 12 При количестве врачей 5 и более площадь следует увеличивать на 4 кв. м на каждого врача сверх четырех
18. Протокольная 15 При наличии более 4-х операционных
19. Кабинет врача анестезиолога 12 В стационарах без отделения анестезиологии и реанимации
20. Комната медицинских сестер 10 При количестве медицинских сестер 4 или более площадь следует увеличивать на каждую медицинскую сестру на 3 кв. м сверх трех
21. Комната медицинских сестер - анестезисток 10 Тоже
22. Комната младшего персонала 8
Вспомогательные помещения
23. Шлюз при входе:
а) в септическое отделение 12
б) в асептическое 12
24. Комната центрального пульта мониторной системы слежения за состоянием больного 12 Допускается изменение площади в зависимости от габаритов применяемого оборудования
25. Гипсовая (располагается в непосредственной близости от операционного блока) 22 Организуется при проведении травматологических и ортопедических операций
Складские помещения
26. Помещение для хранения и подготовки крови к переливанию 10
27. Помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолаборатории (10 + 8) 18
28. Кладовая переносной аппаратуры 12
29. Кладовая наркозно - дыхательной аппаратуры 10
30. Помещение приготовления дезрастворов и хранения дезсредств 4 Принимается при наличии 4 и более операционных
31. Помещение временного хранения каталок 2 на одну операционную Допускается размещать в коридоре
Г. Зона общебольничного режима Помещение персонала
32. Кабинет заведующего отделением 12 Для септического и асептического отделений
33. Комната старшей медицинской сестры 10 Для септического и асептического отделений
34. Комната психологической и и психоэмоциональной разгрузки 24 В случае расположения оперблоков в непосредственной близости от отделения реанимации предусматривается одно помещение. В этом случае площадь помещения определяется заданием на проектирование
35. Послеоперационные палаты 13 на одну койку Послеоперационные палаты со вспомогательными помещениями должны предусматриваться вне операционного блока
36. Помещения для послеоперационных палат: Следует отделять друг от друга перегородками высотой 1,6 м
а) мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок 8
б) кладовая предметов уборки помещений с сушкой, трапом и краном 4
в) сортировки и временного хранения грязного белья 4
37. Помещение (пост) дежурной медицинской сестры 6
38. Помещение диспетчерского поста 16
Складские помещения
39. Кладовая предметов уборки с сушкой, трапом и краном 4 Раздельно для септического и асептического отделений
40. Помещение разборки и временного хранения грязного белья и отходов при операции 6
41. Кладовая чистого белья 6 Раздельно для септического и асептического отделений
42. Кладовая для хранения гипса 6 Организуется при проведении травматологических и ортопедических операций, размещаются при гипсовой операционной
43. Кладовая хранения гипсовых бинтов 6
  • Главная
  • "ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (К СНИП 2.08.02-89). РАЗДЕЛ II - СТАЦИОНАРЫ" (утв. Минздравом СССР от 25.05.90)