в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 15.03.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПИСЬМО ФСС РФ от 25.01.95 N 07-30 (ред. от 15.01.2003)
действует Редакция от 15.01.2003 Подробная информация
ПИСЬМО ФСС РФ от 25.01.95 N 07-30 (ред. от 15.01.2003)

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОСОБИЯМИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

(в ред. Письма ФСС РФ от 15.01.2003 N 02-18/05-204)

I. По Типовому положению о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию

1. Вопрос: Кто в настоящее время назначает пособия по государственному социальному страхованию на предприятиях, в учреждениях, организациях? В каком порядке начисляются и выплачиваются пособия?

Ответ: В соответствии с пунктами 10 и 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации выплата пособий по социальному страхованию работникам осуществляется через бухгалтерии работодателей, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера, а комиссия по социальному страхованию осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию. Согласно пункту 2.2 Типового положения о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию <*> комиссия проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии и рассматривает спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия. Из названных документов следует, что в настоящее время комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию решений о назначении пособий не принимает.


<*> Далее "Типовое положение".

Порядок начисления и выплаты пособий, предусмотренный соответствующими пунктами Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (пункты 101, 102, 104, 111, 112, 113 и др.), не изменился. Работники предъявляют больничный листок администрации предприятия. Администрация вносит необходимые отметки в разделы больничного листка "Заполняется табельщиком", "Заполняется отделом кадров" и "Заполняется бухгалтерией (расчетной частью)", а также делает при необходимости отметку об отказе в пособии.

Для усиления контроля за начислением и выплатой пособий администрации предприятия может быть рекомендовано назначать ответственных лиц за организацию этой работы, а также составлять ведомость назначения и исчисления пособий или опись предъявляемых к оплате больничных листков.

Больничные листки, как оплаченные, так и не подлежащие оплате, а также все другие документы, представленные для выплаты пособий (справки, акты, обратные талоны к путевкам и др.) хранятся в бухгалтерии предприятия наравне с денежными документами. Больничные листки хранятся отдельно от всех других расходных документов.

2. Вопрос: Кто принимает решение о лишении или отказе в пособии?

Ответ: Решение о лишении или отказе в пособии принимает администрация предприятия (п. 2.2 Типового положения). Это решение может иметь следующую форму:

1) при отсутствии у работника права на пособие по данному больничному листку, а также в случаях, когда пособие по временной нетрудоспособности не выдается на основании пункта 27 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, - делается отметка в больничном листке об отказе в пособии с указанием причины отказа;

2) при лишении работника пособия по временной нетрудоспособности на основании пункта 28 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию - в соответствии с решением руководителя предприятия, устанавливающим срок, на который работник лишается пособия, делается отметка в больничном листке о лишении пособия, с указанием мотивов и срока лишения пособия.

3. Вопрос: Может ли быть создана комиссия по социальному страхованию на предприятиях, где число работников менее 100 человек?

Ответ: Из содержания Типового положения следует (пункт 1.1), что комиссия по социальному страхованию может и должна быть создана на каждом предприятии, в учреждении, организации и ином хозяйствующем субъекте. Для предприятий, где число работников менее 100 человек, сделано исключение только в той части, что функции комиссии по социальному страхованию может выполнять уполномоченный по социальному страхованию. Это означает, что на указанных предприятиях может функционировать либо комиссия, либо уполномоченный. Решение о целесообразности создания комиссии или возложения ее функций на уполномоченного принимает общее собрание (конференция) трудового коллектива и закрепляет его в Положении о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию предприятия.

4. Вопрос: В Типовом положении о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию об уполномоченном по социальному страхованию говорится только в разделе 1 "Общие положения". Какие функции и права имеет уполномоченный?

Ответ: Поскольку в п. 1.1 Типового положения предусматривается, что уполномоченный по социальному страхованию выполняет функции комиссии по социальному страхованию, а в п. 1.3 после слов "комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию" дана сноска - далее "комиссия", уполномоченный имеет такие же функции и права, как комиссия и члены комиссии (разделы II, III, IV Типового положения).

5. Вопрос: Может ли уполномоченный по социальному страхованию быть "освобожденным"?

Ответ: В соответствии с п. 1.1 Типового положения уполномоченный по социальному страхованию может избираться только на предприятиях, где число работников менее 100 человек. Поскольку уполномоченный по социальному страхованию решений о назначении пособия по социальному страхованию не принимает, содержание "освобожденного" уполномоченного нецелесообразно.

При этом содержание "освобожденного" уполномоченного или председателя комиссии возможно только за счет средств предприятия.

6. Вопрос: Как будет производиться поощрение членов комиссии по социальному страхованию?

Ответ: Поощрение членов комиссии по социальному страхованию может осуществляться как за счет средств предприятия (п. 1.3 Типового положения), так и за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 4.6 Типового положения). Порядок и условия поощрения членов комиссии по социальному страхованию за счет средств предприятия должны быть определены либо в Положении о комиссии по социальному страхованию предприятия, либо в коллективном договоре (соглашении). Единовременное вознаграждение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации может быть выплачено членам комиссии по решению отделения (филиала отделения) Фонда.

7. Вопрос: Если члены комиссии по социальному страхованию выполняют свои обязанности в рабочее время, сохраняется ли за ними место работы (должность) и средний заработок?

Ответ: Сохраняется только в том случае, если это предусмотрено коллективным договором или соглашением (пункт 4.5 Типового положения).

II. О применении Инструкции "О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность"

8. Вопрос: Какие принципиально новые изменения внесены в Инструкцию по сравнению с ранее действующей?

Ответ: Новая Инструкция разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и обобщенного Минздравмедпромом России опыта работы по действующей долгие годы прежней Инструкции, утвержденной Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 14 августа 1937 г. В ней закреплено право врача выдавать листок нетрудоспособности единолично сроком до 30 дней вместо ранее предусмотренных 6 дней. Установлено, что во всех случаях временной нетрудоспособности врач выдает листок нетрудоспособности больному с первого дня заболевания независимо от причины заболевания.

Изменен порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу. Если согласно прежней Инструкции на МСЭК (бывшая ВТЭК) врач направлял больного только после 4-х месяцев пребывания на больничном листке, то по новой Инструкции при неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе можно направить больного на экспертизу в более ранние сроки заболевания. И наоборот, при благоприятном трудовом прогнозе может продлевать листок нетрудоспособности без направления на МСЭК до полного восстановления трудоспособности пациента, но на срок до 10 месяцев, а в отдельных случаях - до 12 месяцев. Минздравмедпромом РФ в настоящее время разрабатывается документ, регламентирующий ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах.

Инструкцией предусмотрена выдача листка нетрудоспособности женщине при наступлении ее временной нетрудоспособности в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, если она работает на условиях неполного рабочего времени; изменены сроки пребывания на больничном листке по уходу за больным ребенком; закреплено право выдачи листков нетрудоспособности за частнопрактикующим врачом, имеющим лицензию.

9. Вопрос: Всегда ли оплачивается выданный листок нетрудоспособности?

Ответ: В пункте 1.1 Инструкции отмечено, что назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности производится в соответствии с действующим законодательством, в частности - Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. с последующими изменениями и дополнениями. Таким образом, сохранен прежний порядок оплаты больничных листков. Например, при бытовой травме оплата производится с 6 дня заболевания; при искусственном прерывании беременности - за первые 3 дня нетрудоспособности (за остальные дни лишь при определенных условиях), а в случаях получения травмы или заболевания вследствие алкогольного опьянения - пособие, как и прежде, выдаваться не будет.

10. Вопрос: Производится ли оплата листка нетрудоспособности российским гражданам, если они заболели в период пребывания за границей, в том числе в странах СНГ?

Ответ: Решением Совета по сотрудничеству в области здравоохранения от 26.05.93 (п. 4) Содружества Независимых Государств предусмотрена выдача справок, удостоверяющих нетрудоспособность граждан, получивших медицинскую помощь в странах СНГ.

В справке указывается название учреждения, оказавшего медпомощь, диагноз заболевания, дата начала и окончания нетрудоспособности. Справка заверяется печатью учреждения и подписью главного врача.

Согласно п. 1.10 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, указанные справки, выдаваемые российским гражданам, подлежат замене на листок нетрудоспособности в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства гражданина, оплата которого производится на общих основаниях в соответствии с действующим Положением.

11. Вопрос: В каких случаях выплачивается пособие гражданам, если нетрудоспособность у них наступила в течение месяца со дня увольнения (п. 1.2.2 Инструкции)?

Ответ: Выплата пособия по государственному социальному страхованию производится в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 723 при условии, что временная нетрудоспособность длилась свыше одного календарного месяца. При заболевании, длящемся менее одного месяца, пособие, как и ранее, в данном случае не выплачивается.

12. Вопрос: Учитывается ли при выдаче листков нетрудоспособности период очередных отпусков гражданам, направленным на лечение в клиники реабилитации НИИ курортологии и физиотерапии, расположенные в курортной зоне?

Ответ: Согласно п. 4.7 Инструкции листок нетрудоспособности выдается на весь срок лечения и проезда в клиники реабилитации научно-исследовательских институтов курортологии и физиотерапии Минздравмедпрома РФ независимо от места их расположения.

III. Об обеспечении пособиями отдельных категорий работников

13. Вопрос: В каком размере выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?

Ответ: В соответствии со ст. ст. 4, 24 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" выплата пособий по временной нетрудоспособности, в том числе и по уходу за больным ребенком, производится из средств государственного социального страхования в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за весь период нетрудоспособности. Этот же порядок распространяется на случаи, когда работник в период временной нетрудоспособности не находится в указанных районах и местностях, а также когда нетрудоспособность наступила в период пребывания вне этих районов (в отпуске, командировке и др.).

14. Вопрос: Имеются ли особенности при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам медицинским и фармацевтическим работникам?

Ответ: Да, имеются. Пособие исчисляется из заработка за фактическую нагрузку (по медицинским и фармацевтическим должностям) по всем местам работы без ограничения двойным окладом или двойной ставкой (п. 84 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Постановление Правления Фонда социального страхования РФ от 02.03.93 N 24).

15. Вопрос: Каков порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности адвокатам?

Ответ: - Утратил силу.

(в ред. Письма ФСС РФ от 15.01.2003 N 02-18/05-204)

16. Вопрос: В каком порядке обеспечиваются пособиями по государственному социальному страхованию нотариусы, занимающиеся частной практикой?

Ответ: - Утратил силу.

(в ред. Письма ФСС РФ от 15.01.2003 N 02-18/05-204)

17. Вопрос: Как определяется заработок при исчислении пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам страховым агентам?

Ответ: Порядок исчисления пособий по социальному страхованию агентам Госстраха Российской Федерации регулировался Временными правилами назначения и выплаты пособий по социальному страхованию, утвержденными Постановлением ЦК профсоюза работников госучреждений. В эти Правила периодически по согласованию с Фондом вносились изменения исходя из условий и оплаты труда страховых агентов. В частности, с 1 января 1992 г. (Постановление президиума ЦК профсоюза от 21.01.92 N 10) пособие по социальному страхованию исчислялось страховым агентам по п. п. 74, 76 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, а среднедневной заработок определялся путем деления фактического заработка на число календарных дней в учитываемом периоде и ограничивался среднедневным заработком, исчисленным за период с января 1992 г. до месяца наступления временной нетрудоспособности.

С принятием Постановления Правления Фонда социального страхования РФ от 02.03.93 N 24 "Об отмене ограничений фактического заработка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности" данные Правила в части ограничения заработка при исчислении пособий страховым агентам утратили силу (Постановление ЦК профсоюза работников госучреждений от 20.04.93 N 15). Следовательно, в настоящее время страховым агентам пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам исчисляются исходя из их среднего заработка за 2 последних календарных месяца, предшествующих первому числу месяца, в котором наступила нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам.

Среднедневной заработок определяется путем деления фактического заработка, начисленного в указанном выше периоде, на число календарных дней данного периода. При этом в число дней, на которое делится заработок, не включаются дни временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, основного и дополнительных отпусков, а также дни освобождения от работы в других случаях, предусмотренных действующим законодательством. Пособие выплачивается им за все календарные дни периода нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам.

IV. О начислении страховых взносов

18. Вопрос: Начисляются ли страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на доплаты и надбавки к заработной плате взамен суточных в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер (работникам связи, железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и др.)?

Ответ: Нет, не начисляется в соответствии с Перечнем видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 сентября 1990 г. N N 358/16-28.

19. Вопрос: Какие должны быть основания для освобождения от уплаты страховых взносов предприятий, принадлежащих общественным организациям инвалидов?

Ответ: В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5357-1 (см. письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.08.94 N 343 ЮЯ) для освобождения предприятий, объединений и учреждений от уплаты взносов в Фонд социального страхования РФ необходимо два условия: во-первых, чтобы они находились в собственности общественных организаций инвалидов; и, во-вторых, чтобы они были созданы для осуществления уставных целей общественных организаций инвалидов. Количество инвалидов, работающих на таких предприятиях, в данном случае значения не имеет.

С целью выявления вышеуказанных обстоятельств необходимо проанализировать учредительные документы юридического лица (учредительный договор, устав или положение), сравнить эти документы с Уставом общественной организации инвалидов, а также проверить фактическую реализацию соответствующих положений учредительных документов. В случае, если будет установлено отсутствие хотя бы одного из двух условий или невыполнение их на практике, отделение Фонда вправе отказать предприятию в предоставлении льготы по уплате взносов.

Согласно части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 4, статья 48), введенной в действие Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ, к юридическим лицам, на имущество которых им учредители имеют право собственности, относятся только государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. Как следует из статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", создание юридических лиц после официального опубликования части первой Кодекса (8 декабря 1994 года) осуществляется в порядке, предусмотренном главой 4 Кодекса. Таким образом, юридические лица, созданные после 8 декабря 1994 года, могут находиться в собственности общественных организаций инвалидов лишь в том случае, если они являются учреждениями, т.е. организациями, созданными собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемыми им полностью или частично (статья 120 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).

Предприятия, созданные общественными организациями инвалидов до официального опубликования части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации (статья 5 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ). С момента преобразования названных предприятий утрачивается одно из условий для освобождения и от уплаты страховых взносов (о нахождении предприятия в собственности общественных организаций инвалидов) и они обязаны уплачивать взносы на государственное социальное страхование на общих основаниях.

Расходы на цели социального страхования работников предприятий и учреждений, освобожденных от уплаты взносов в Фонд, производятся за счет средств региональных отделений Фонда (Постановление Правления Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.04.92 N 25). При этом расходы на выплату пособий возмещаются в полном объеме (по факту), а на санаторно-курортное лечение и оздоровление - в пределах норматива, рассчитанного исходя из условной суммы страховых взносов.

  • Главная
  • ПИСЬМО ФСС РФ от 25.01.95 N 07-30 (ред. от 15.01.2003)