Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 02.08.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Правило (стандарт) N 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
Введение1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования в отношении обязанности аудиторской организации и индивидуального аудитора (далее именуются - аудитор) учитывать соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности этого аудируемого лица.
2. При планировании и выполнении процедур аудита, а также при оценке и оформлении результатов аудита аудитор должен осознавать, что несоблюдение аудируемым лицом законодательства Российской Федерации может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Однако нельзя ожидать, что аудит выявит все случаи несоблюдения законодательства Российской Федерации. Выявление случаев несоблюдения независимо от их существенности ставит под сомнение честность и порядочность руководства и сотрудников аудируемого лица и требует анализа возможных последствий в отношении других вопросов аудита.
3. Для целей настоящего федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности под термином "несоблюдение" понимается как преднамеренное, так и непреднамеренное действие или бездействие аудируемого лица, которое противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации. Такие действия относятся к операциям, которые были осуществлены самим аудируемым лицом или от его имени руководством или сотрудниками этого аудируемого лица. Несоблюдение не включает случаи нарушения законодательства Российской Федерации со стороны руководства или сотрудников аудируемого лица, не имеющие отношения к хозяйственной деятельности данного аудируемого лица.
4. Определение того, нарушает ли какое-либо действие или бездействие аудируемого лица требования законодательства Российской Федерации, носит правовой характер и, как правило, выходит за рамки профессиональной компетенции аудитора. Однако уровень профессиональной подготовки аудитора, его опыт, понимание деятельности аудируемого лица и отрасли его деятельности могут помочь определить, что отдельные действия или бездействие, привлекшие внимание аудитора, содержат признаки несоблюдения законодательства Российской Федерации. Определение того, какие действия или бездействие являются или могут являться несоблюдением законодательства Российской Федерации, обычно основывается на консультации опытного и квалифицированного юриста, однако окончательное решение может приниматься только судом.
5. Нормативные правовые акты Российской Федерации значительно различаются по влиянию на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Некоторые из них определяют форму и содержание финансовой (бухгалтерской) отчетности, или показатели, которые должны быть в ней отражены, или форму и содержание раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Требования других нормативных правовых актов Российской Федерации должны соблюдаться руководством аудируемого лица либо этими актами должны быть установлены условия, в рамках которых аудируемому лицу разрешается вести хозяйственную деятельность. Некоторые аудируемые лица ведут деятельность в областях, которые детально регулируются законодательством Российской Федерации (например, кредитные организации). Деятельность других аудируемых лиц регулируется только такими нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые определяют общие вопросы функционирования организации (например, техника безопасности, охрана здоровья работников и законодательство о труде в целом).
Несоблюдение законодательства Российской Федерации может иметь финансовые последствия для аудируемого лица, в частности, штрафы, иски. В целом, чем слабее связь несоблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации с событиями и операциями, которые обычно отражаются в финансовой (бухгалтерской) отчетности, тем меньше вероятность того, что аудитор узнает или признает факт несоблюдения законодательства Российской Федерации.
6. Поскольку одной из целей аудита является выражение мнения о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, аудитору следует уделить особое внимание влиянию на аудит нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.
7. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности применяется к аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности, но не применяется к другим заданиям, в рамках которых аудитора назначают с целью проверки соблюдения законодательства Российской Федерации аудируемым лицом (или иным хозяйствующим субъектом, в отношении которого данный аудитор аудит не проводит).
8. Действия аудитора и его ответственность, связанные с рассмотрением фактов недобросовестных действий и ошибок при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, определены в федеральном правиле (стандарте) N 13.
Ответственность руководства аудируемого лица за соблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации9. Руководство аудируемого лица в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за соблюдение аудируемым лицом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также за предотвращение и обнаружение фактов несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации.
10. Руководству аудируемого лица при выполнении своих обязанностей по предотвращению и обнаружению фактов несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации рекомендуется осуществлять в первую очередь следующие процедуры:
отслеживание изменений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и обеспечение гарантий того, что хозяйственная деятельность аудируемого лица соответствует установленным требованиям;
разработка и функционирование надлежащей системы внутреннего контроля;
разработка, утверждение и обеспечение соблюдения правил внутреннего распорядка с обязательным уведомлением работников аудируемого лица;
условия, обеспечивающие ознакомление и понимание правил внутреннего распорядка;
осуществление контроля за соблюдением правил внутреннего распорядка и применение дисциплинарных мер к работникам, не соблюдающим указанные правила;
привлечение специалистов в области права для отслеживания изменений законодательства Российской Федерации;
ведение реестра нормативных правовых актов Российской Федерации, которые должны соблюдаться аудируемым лицом.
Эти процедуры могут быть дополнены возложением соответствующих обязанностей на отдел внутреннего аудита (или ревизионную комиссию) и на специально созданный комитет по аудиту.
Рассмотрение аудитором соблюдения законодательства Российской Федерации аудируемым лицом11. Аудитор не несет ответственности за несоблюдение законодательства Российской Федерации аудируемым лицом. Однако периодическое проведение обязательного аудита можно рассматривать в качестве сдерживающего фактора для несоблюдения аудируемым лицом законодательства Российской Федерации.
12. При аудите существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения в финансовой (бухгалтерской) отчетности не будут обнаружены, несмотря на надлежащее планирование аудита и его проведение в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Риск увеличивается, когда существенное искажение является результатом несоблюдения законодательства Российской Федерации вследствие:
наличия нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в основном, текущей деятельности аудируемого лица, которые обычно не оказывают существенного влияния на его финансовую (бухгалтерскую) отчетность и потому могут не всегда учитываться его системой внутреннего контроля и бухгалтерского учета;
влияния, которое оказывают на эффективность аудиторских процедур ограничения, присущие системе внутреннего контроля и бухгалтерского учета, а также применения в ходе аудита выборочных методов и тестирования;
характера большинства доказательств, получаемых аудитором, поскольку они лишь предоставляют доводы в подтверждение определенного вывода, а не носят исчерпывающего характера;
совершения действий, направленных на сокрытие фактов несоблюдения законодательства Российской Федерации (например, сговор, подлог документов, умышленное неотражение в учете операций, действия высшего руководства в обход системы контроля, представление аудитору заведомо ложной информации).
13. В соответствии с федеральным правилом (стандартом) N 1 аудитор при планировании и проведении аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что в ходе аудита могут быть выявлены условия или события, которые поставят под вопрос соблюдение аудируемым лицом законодательства Российской Федерации.
14. В связи с необходимостью выразить мнение о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации аудитор должен планировать необходимые процедуры проверки соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
15. Для планирования аудита аудитор должен иметь общее понимание основных нормативных правовых актов Российской Федерации, применимых к данному аудируемому лицу и в сфере его деятельности, а также представление о соблюдении аудируемым лицом требований указанных актов.
16. Аудитор должен принять во внимание, что некоторые нормативные правовые акты Российской Федерации могут оказывать существенное влияние на деятельность аудируемого лица. В частности, несоблюдение определенных актов может привести к прекращению деятельности аудируемого лица или поставить под вопрос непрерывность его деятельности. Например, такие последствия могут возникнуть при несоблюдении лицензионных требований и условий или других требований, предъявляемых к деятельности аудируемого лица (при несоблюдении банком требований в отношении собственного капитала и в других случаях).
17. Для формирования общего понимания нормативных правовых актов Российской Федерации аудитор, как правило, должен:
использовать имеющуюся информацию о деятельности аудируемого лица и сфере его деятельности;
получить у руководства аудируемого лица сведения о разработанных им процедурах, направленных на обеспечение соблюдения аудируемым лицом и его сотрудниками нормативных правовых актов Российской Федерации;
получить у руководства аудируемого лица сведения о нормативных правовых актах Российской Федерации, которые могут оказывать существенное влияние на деятельность аудируемого лица;
проанализировать с руководством аудируемого лица политику или процедуры, принятые для выявления, оценки и отражения в учете судебных исков и санкций.
18. Проанализировав нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые аудируемым лицом в установленной сфере деятельности, аудитор должен выполнить следующие процедуры, направленные на выявление случаев их несоблюдения:
запросить руководство аудируемого лица, соблюдает ли аудируемое лицо в своей деятельности соответствующие нормативные правовые акты;
проанализировать переписку аудируемого лица с соответствующими уполномоченными государственными органами власти по вопросам соблюдения им законодательства Российской Федерации.
19. Аудитор должен, кроме того, получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства соблюдения тех нормативных правовых актов Российской Федерации, которые, по мнению аудитора, оказывают влияние на определение существенных величин и раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудитор должен понимать указанные нормативные правовые акты для того, чтобы руководствоваться ими при аудите предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые относятся к определению показателей, подлежащих отражению в отчетности, и информации, подлежащей раскрытию в ней.
20. Проверяемые аудитором на предмет соблюдения нормативные правовые акты Российской Федерации должны быть доступны и известны сотрудникам аудируемого лица.
21. Кроме процедур, предусмотренных пунктами 18 и 19 настоящего федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности, от аудитора не требуется выполнять тесты или другие процедуры в отношении соблюдения аудируемым лицом требований законодательства Российской Федерации, поскольку это выходит за рамки аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
22. Аудитор должен быть готов к тому, что процедуры, применяемые для формирования мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, могут выявить случаи несоблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации. Среди таких процедур: ознакомление с протоколами собраний акционеров (участников), запросы руководству, юридической службе и внешним юристам (адвокатам) аудируемого лица о судебных разбирательствах, исках и санкциях, процедуры проверки по существу путем детальных тестов, оценивающих отражение операций или остатков по счетам бухгалтерского учета.
23. Аудитору следует получить официальные письменные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица о том, что аудитору сообщены все известные (имевшие место или возможные) факты несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности.
24. При отсутствии доказательств обратного аудитор вправе предположить, что аудируемое лицо соблюдает указанные в пункте 23 настоящего федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности нормативные правовые акты Российской Федерации при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Процедуры, применяемые при выявлении фактов несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации25. В приложении к настоящему федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности приведены примеры фактов, которые могут указывать на несоблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации.
26. Когда аудитору становятся известны факты возможного несоблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации, он должен получить дополнительные сведения о характере такого несоблюдения и обстоятельствах, при которых оно имело место, а также другую достаточную информацию, необходимую для оценки возможного влияния такого несоблюдения на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
27. При оценке возможного влияния фактов несоблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудитор принимает во внимание:
возможные финансовые последствия, в частности, санкции, ущерб, угрозу конфискации активов по решению суда, вынужденное прекращение деятельности и судебные разбирательства;
необходимость раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о возможных финансовых последствиях для аудируемого лица несоблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации;
необходимость поставить под сомнение достоверность всей финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если последствия несоблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации являются существенными для аудируемого лица.
28. Если аудитор предполагает, что аудируемое лицо не соблюдает требования нормативных правовых актов Российской Федерации, то он должен документально оформить отмеченные факты и обсудить их с руководством аудируемого лица. Документация в отношении отмеченных фактов может включать копии записей бухгалтерского учета, первичных документов, а также в случае необходимости - протоколов совещаний и собеседований с руководством и сотрудниками аудируемого лица.
29. Если руководство аудируемого лица не предоставляет необходимую информацию о соблюдении требований нормативных правовых актов Российской Федерации, то аудитор должен проконсультироваться с юридической службой аудируемого лица по поводу применения нормативных правовых актов Российской Федерации в данных обстоятельствах и возможного их влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Если аудитор не считает возможным консультироваться с юридической службой аудируемого лица или не удовлетворен ее мнением, то он должен проконсультироваться с другой юридической службой о том, имело ли место нарушение нормативных правовых актов Российской Федерации, каковы его возможные последствия для аудируемого лица и какие дальнейшие шаги следует предпринять аудитору.
30. Если аудитор не получает необходимую информацию о предполагаемом факте несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, то он должен учесть влияние отсутствия данного аудиторского доказательства при подготовке аудиторского заключения.
31. Аудитор должен учесть последствия несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации для других вопросов аудита, в частности, достоверности заявлений руководства аудируемого лица. В связи с этим при необнаружении системой внутреннего контроля фактов несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации или умолчания о них в заявлениях и разъяснениях руководства аудируемого лица аудитор пересматривает оценку и достоверность данных заявлений. Ответные меры аудитора в случае обнаружения несоблюдения зависят от того, имело ли место сокрытие несоблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации, какие процедуры внутреннего контроля не смогли их предотвратить, а также каков был уровень и полномочия руководителей или сотрудников аудируемого лица, допустивших нарушения.
Сообщение о несоблюдении нормативных правовых актов Российской Федерации32. Аудитор должен в максимально короткий срок сообщить о выявленных фактах несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации аудируемым лицом совету директоров и высшему руководству аудируемого лица или получить доказательства того, что они надлежащим образом проинформированы о фактах несоблюдения, которые привлекли внимание аудитора. Однако аудитор может этого не делать при отсутствии последствий или в малозначительных случаях и может заранее оговорить с руководством характер вопросов, о которых аудитор будет сообщать.
33. Если с точки зрения профессионального суждения аудитора несоблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации является преднамеренным и существенным, аудитор должен сообщить руководству аудируемого лица о выявленном факте незамедлительно.
34. Если аудитор имеет основания полагать, что высшее руководство аудируемого лица, включая членов совета директоров, причастно к несоблюдению нормативных правовых актов Российской Федерации, то аудитору следует сообщить об этом вышестоящему органу аудируемого лица, если такой существует. Если вышестоящий орган отсутствует или аудитор имеет основания полагать, что его сообщение может быть не принято во внимание, то ему следует обратиться за юридической консультацией.
35. Если аудитор пришел к выводу, что факт несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации оказывает существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и не был надлежащим образом отражен в ней, он должен в письменном виде выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение.
36. Если аудируемое лицо препятствует аудитору в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств, подтверждающих, что факты несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, которые могут быть существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, имели место или могли иметь место, аудитору следует выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения из-за ограничения объема аудита.
37. Если аудитор не может определить, имело ли место несоблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации из-за ограничений, связанных с определенными обстоятельствами, а не введенных самим аудируемым лицом, он должен рассмотреть последствия этих обстоятельств для аудиторского заключения.
38. Профессиональный долг аудитора не позволяет ему разглашать конфиденциальную информацию об аудируемом лице, в том числе об обнаруженных фактах несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, третьим лицам. Однако в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, аудитор должен сообщать информацию об обнаруженных фактах существенного несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации уполномоченным государственным органам власти. В спорных случаях аудитор должен обратиться за соответствующей юридической консультацией.
Отказ от аудиторского задания39. Аудитор может принять решение об отказе от аудиторского задания, если аудируемое лицо не предпринимает никаких действий по исправлению ситуации, даже если последствия несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации не являются существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности. В число факторов, которые могут повлиять на выводы аудитора, входит подозрение в причастности высшего руководства аудируемого лица к несоблюдению нормативных правовых актов Российской Федерации. Такое подозрение может поставить под сомнение достоверность заявлений и разъяснений руководства, а также привести к отказу аудитора от продолжения сотрудничества с аудируемым лицом. При принятии решения аудитору целесообразно обратиться за юридической консультацией.
40. В соответствии с Кодексом этики аудиторов России при получении запроса от предполагаемого аудитора-преемника действующий аудитор должен указать на наличие профессиональных причин, по которым аудитору-преемнику не следует принимать данное поручение. Рамки, в которых действующий аудитор может обсуждать состояние дел аудируемого лица с предполагаемым аудитором, зависят от разрешения аудируемого лица, требований законодательства Российской Федерации и профессиональной этики. Если имеется информация, которую необходимо раскрыть, действующий аудитор, принимая во внимание требования законодательства Российской Федерации и этические требования, может раскрыть такую информацию, а также обсудить с аудитором, получившим предложение о проведении аудита, все вопросы, связанные с таким назначением. Если аудируемое лицо отказывает действующему аудитору в разрешении обсудить положение дел с предполагаемым аудитором-преемником или накладывает ограничения на то, что вправе сообщить действующий аудитор в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, данный факт должен быть раскрыт предполагаемому аудитору-преемнику.
Приложение
к правилу (стандарту)
N 14
1. Внеплановая проверка, проводимая органами государственной власти, или наложение штрафов и пеней.
2. Оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнение, или выдача льготных кредитов и/или ссуд внешним консультантам, аффилированным лицам, их работникам или государственным служащим.
3. Вознаграждение посреднику, размер которого превышает обычную плату, установленную в данной организации или в данной отрасли для данного вида услуг.
4. Закупки по ценам значительно выше или ниже рыночных.
5. Сомнительные платежи наличными.
6. Сомнительные операции с организациями, зарегистрированными в офшорных зонах.
7. Платежи за товары или услуги, осуществляемые не в то государство, из которого поставлялись соответствующие товары и услуги.
8. Платежи в иностранной валюте без надлежащего оформления документации.
9. Организация бухгалтерского учета, которая не обеспечивает адекватных документальных свидетельств для аудита или достаточных доказательств.
10. Операции, не разрешенные руководством аудируемого лица или не учитываемые надлежащим образом.
11. Негативная информация об аудируемом лице, размещенная в средствах массовой информации.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 02.08.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"