в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.06.2001 N 477 (ред. от 15.06.2009) "О СИСТЕМЕ НЕЗАВИСИМОЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОВОДИМОЙ В ЦЕЛЯХ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ"
не действует Редакция от 15.06.2009 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.06.2001 N 477 (ред. от 15.06.2009) "О СИСТЕМЕ НЕЗАВИСИМОЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОВОДИМОЙ В ЦЕЛЯХ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ"

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ НЕЗАВИСИМОЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.02.2005 N 54, от 22.05.2008 N 384, от 03.09.2008 N 654)

I. Общие положения

1. В настоящем Положении определяются порядок и условия проведения независимой идентификационной экспертизы товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (далее именуются - товары и технологии), в целях экспортного контроля.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 N 654)

Установленные настоящим Положением требования, касающиеся независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, связанных с производством по уголовным делам, по делам об административных правонарушениях или о нарушении таможенных правил, применяются в той части, в которой они не противоречат уголовно-процессуальному законодательству, законодательству об административных правонарушениях и таможенному законодательству Российской Федерации.

2. Независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий в целях экспортного контроля (далее именуется - экспертиза) проводится российскими организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение на осуществление такой деятельности (далее именуются - экспертные организации), в связи с обращениями российских участников внешнеэкономической деятельности, заинтересованных в проведении экспертизы, либо по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации (далее именуются - заказчики экспертизы).

3. Основной задачей экспертизы является установление принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю. В этих целях определяются:

1) общепринятое торговое (техническое) наименование товара или технологии, специфические признаки и критерии, указывающие на его принадлежность к однородной группе товаров, классу веществ, изделий, материалов и др. в соответствии с терминологией, используемой в контрольных списках, утвержденных Президентом Российской Федерации;

2) область науки и техники, где применяется или могут быть применены товары или технологии, в том числе возможность их использования для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 N 654)

3) соответствие товара или технологии заявляемым характеристикам и техническому описанию;

4) физический и химический состав товара или технологии; количественное соотношение содержащихся в нем компонентов; марка, сорт, тип, модель;

5) позиции контрольных списков, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области экспортного контроля, под действие которых подпадает товар или технология.

4. Результаты экспертизы используются участниками внешнеэкономической деятельности для определения необходимости получения лицензии или иного предусмотренного законодательством Российской Федерации разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, а также таможенными, правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации при принятии решений по вопросам, входящим в их компетенцию.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.02.2005 N 54)

5. Убытки, причиненные заказчику экспертизы неправомерными действиями экспертной организации или в результате ненадлежащего исполнения этой организацией своих обязанностей, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

II. Организация экспертизы

6. Экспертиза проводится экспертной организацией по запросу органа (должностного лица), производящего дознание, предварительное следствие или подготовку материалов об административном правонарушении, либо на договорной основе в соответствии с техническим заданием заказчика экспертизы.

7. В техническом задании (запросе) на проведение экспертизы указываются:

1) заказчик экспертизы (для юридических лиц - полное наименование и адрес; для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные и местожительство);

2) наименование экспертной организации;

3) основания для экспертизы (обстоятельства, вызвавшие необходимость ее проведения). Для экспертизы, проводимой по договору с российским участником внешнеэкономической деятельности в отношении товара или технологии, являющихся предметом внешнеэкономической операции, указываются номер и дата контракта (договора, соглашения) или иного документа, на основании которого осуществляется такая операция, и иностранный получатель (конечный пользователь);

4) вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;

5) сроки проведения экспертизы;

6) материалы, предоставляемые в распоряжение экспертной организации (в том числе пробы* и образцы товаров**, а также сопроводительная документация, содержащая информацию, имеющую отношение к товару или технологии: техническое описание, государственные и отраслевые стандарты, технические условия, конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация, фотографии, технические паспорта, документы с результатами приемочных и других испытаний при условии, что они проводились в испытательных лабораториях, аккредитованных в системе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии либо техническими службами организации-изготовителя (разработчика), обладающими соответствующими полномочиями, и др.).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.02.2005 N 54)

8. В случае проведения дополнительной или повторной экспертизы к запросу или техническому заданию прилагаются заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения экспертной организации о невозможности составления заключения), а также материалы, относящиеся к товару или технологии, ранее не представлявшиеся для экспертизы. Экспертиза товаров и технологий, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, проводится по общим правилам (как новая экспертиза) и не является ни дополнительной, ни повторной.

9. Экспертная организация имеет право запрашивать у заказчика экспертизы дополнительные материалы, относящиеся к товару или технологии, которые необходимы для их всесторонней и квалифицированной оценки.

10. Дополнительная экспертиза проводится в случае составления экспертной организацией неполного или недостаточно ясного заключения. Недостаточно полным может быть признано заключение, основанное на исследовании не всех представленных экспертной организации товаров и технологий или не содержащее исчерпывающих ответов на все поставленные вопросы. Проведение дополнительной экспертизы может быть поручено заказчиком экспертизы той же или другой экспертной организации.

В случае составления экспертной организацией необоснованного заключения или сомнений в его правильности может быть проведена (назначена) повторная экспертиза, поручаемая другой экспертной организации.

11. Пробы и образцы товаров, а также материалы, направляемые на экспертизу, должны быть соответствующим образом упакованы, опечатаны для обеспечения сохранности упаковки и пронумерованы. Подлинность документов, предоставляемых российскими участниками внешнеэкономической деятельности - заказчиками экспертизы в распоряжение экспертной организации, должна быть надлежащим образом удостоверена.

Количество проб и образцов товаров, необходимых для проведения экспертизы, предварительно согласовывается заказчиком экспертизы с экспертной организацией.

12. Экспертиза товаров и технологий, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, проводится с разрешения органа государственной властиили Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", в распоряжении которых находятся указанные сведения, и только в экспертных организациях, получивших в установленном порядке соответствующую лицензию на право проведения работ с такими сведениями.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2008 N 384)

13. Срок проведения экспертизы устанавливается экспертной организацией по согласованию с заказчиком экспертизы, исходя из трудоемкости предстоящих работ и с учетом объема предоставляемых для исследования материалов.

В случае обращения экспертной организации к заказчику экспертизы с требованием о предоставлении необходимых дополнительных материалов проведение экспертизы приостанавливается до получения запрашиваемых материалов или сообщения об отказе в их предоставлении.

Экспертиза, проводимая по запросу правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации, осуществляется в приоритетном порядке.

14. Информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, не должна разглашаться, использоваться должностными лицами экспертной организации в личных целях, а также передаваться третьим лицам, за исключением федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

15. Оплата стоимости услуг экспертной организации, а также возмещение иных расходов, понесенных ею в связи с проведением экспертизы, производятся за счет заказчика экспертизы в соответствии с заключенным с экспертной организацией договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

16. Экспертная организация обязана вести регистрацию и учет всех заключенных договоров о проведении экспертизы, выданных экспертных заключений и сообщений о невозможности составления заключения.

Документация, связанная с проведением экспертиз, подлежит хранению экспертной организацией в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.


* Под пробой товара понимается оптимально необходимая часть образца товара, тождественная по составу и свойствам всему объекту.

** Под образцом товара понимается единица продукции, тождественная по структуре, составу и свойствам всей партии (серии) продукции.

III. Проведение экспертизы

17. Материалы, предоставляемые в экспертную организацию для проведения экспертизы, в установленном порядке регистрируются и передаются экспертам, назначаемым из числа работников экспертной организации, обладающих необходимыми познаниями в соответствующей области науки и техники и допущенных к проведению экспертизы по результатам аттестации.

Подбор экспертов, утверждение состава и порядка их деятельности осуществляются руководителем экспертной организации.

Для проведения экспертизы технически сложных товаров и технологий могут образовываться группы экспертов по отдельным направлениям экспертизы.

Экспертная организация по согласованию с заказчиком экспертизы вправе привлекать к проведению экспертизы ученых и специалистов, не являющихся штатными сотрудниками экспертной организации. Внештатные сотрудники экспертной организации осуществляют свою экспертную деятельность в соответствии с настоящим Положением.

К экспертизе товаров и технологий, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, должны привлекаться только эксперты из числа штатных работников экспертной организации, имеющих соответствующий допуск к работе с указанными сведениями.

18. На руководителя экспертной организации возлагаются обязанности по обеспечению проведения экспертизы на основе неукоснительного соблюдения требований законодательства Российской Федерации, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих экспертную деятельность.

19. Руководитель экспертной организации:

1) получает направляемые в экспертную организацию материалы для проведения экспертизы;

2) утверждает график проведения экспертизы и дает поручение (в письменной форме) о ее проведении одному или нескольким экспертам;

3) разъясняет экспертам их права и обязанности, предупреждает об уголовной ответственности за отказ или уклонение от составления заключения или за составление заведомо ложного заключения, если экспертиза назначена по уголовному делу;

4) обеспечивает предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;

5) знакомится с ходом и результатами исследований, проводимых экспертами, оказывая им необходимую помощь научно-технического и методического характера, осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения экспертизы;

6) принимает меры по обеспечению защиты информации ограниченного доступа, представленной для экспертизы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 N 654)

7) по завершении экспертизы проверяет полноту проведенного исследования, обоснованность сделанных экспертами выводов и правильность составления заключения;

8) направляет заключение экспертизы со всеми материалами заказчику экспертизы.

Руководитель экспертной организации вправе делегировать свои полномочия подчиненному ему должностному лицу.

20. При представлении на экспертизу материалов, оформленных с нарушением требований, установленных процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящим Положением, руководитель экспертной организации или уполномоченное им должностное лицо (далее именуются - руководитель экспертизы) в возможно короткий срок сообщает об этом заказчику экспертизы. Если заказчик экспертизы не принимает необходимых мер для устранения недостатков, руководитель экспертизы вправе по истечении одного месяца возвратить материалы без проведения экспертизы с приложением сообщения эксперта о невозможности составления заключения. Материалы могут быть возвращены одновременно с направлением письменного сообщения о неправильности их оформления, если устранение недостатков невозможно без получения дополнительных материалов.

21. Эксперт приступает к проведению экспертизы по получении письменного указания руководителя экспертизы вместе с техническим заданием (запросом) на проведение экспертизы и всеми поступившими материалами.

22. Эксперт имеет право:

1) производить необходимые наблюдения, измерения, анализы и расчеты;

2) знакомиться со всеми полученными экспертной организацией материалами, относящимися к товару или технологии;

3) заявлять руководителю экспертизы о необходимости предоставления заказчиком экспертизы дополнительных материалов, требующихся для всесторонней и объективной оценки товаров и технологий;

4) сообщать руководителю экспертизы о невозможности составления заключения в случае, когда требующие решения вопросы выходят за пределы его специальных познаний;

5) формулировать особое мнение, которое прилагается к заключению экспертизы.

23. Эксперт обязан:

1) проводить исследование и осуществлять всесторонний и объективный анализ представленных на экспертизу товаров, проб, образцов, документации и других материалов, если они позволяют без получения дополнительных данных решить часть поставленных вопросов, указав в заключении на причины, сделавшие невозможным решение других вопросов;

2) обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения;

3) соблюдать установленные порядок и сроки проведения экспертизы;

4) обеспечить сохранность материалов, представленных заказчиком экспертизы, и неразглашение информации ограниченного доступа;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 N 654)

5) давать в необходимых случаях разъяснения по поводу своего заключения и выполненных им действий;

6) соблюдать правила техники безопасности при проведении экспертизы.

IV. Заключение экспертизы

24. По окончании проведения экспертизы составляется письменное заключение, в котором должны быть сделаны соответствующие выводы.

Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со своими специальными познаниями и несет за данное им заключение персональную ответственность.

При проведении экспертизы несколькими экспертами они до составления заключения совещаются между собой. Заключение подписывается всеми экспертами, имеющими одинаковую специальность, если они придут к общему мнению.

25. Экспертное заключение должно быть объективным и аргументированным и состоять, как правило, из трех частей: вводной, исследовательской (описательной) и выводов.

26. Во вводной части заключения указываются:

заказчик экспертизы;

характеристика экспертизы (первичная, дополнительная или повторная);

наименование экспертной организации;

сведения об эксперте (экспертах): фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность;

дата поступления материалов на экспертизу в экспертную организацию и дата составления заключения;

основания для проведения экспертизы;

поступившие на экспертизу материалы и другие объекты исследования, способ их доставки в экспертную организацию и вид упаковки, сохранность упаковки объектов исследования и их реквизиты с указанием неизменяемых идентификационных признаков, если таковые имеются;

вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;

ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, представленные экспертом, и результаты их рассмотрения.

При проведении дополнительной или повторной экспертизы во вводной части указываются первичные (предшествующие) экспертизы (когда, где и кем проведены), а также излагаются выводы первичной экспертизы по вопросам, требующим разрешения в ходе дополнительной или повторной экспертизы.

27. В исследовательской части заключения указываются:

состояние объектов экспертного исследования;

проведенные исследования и использованные материалы, приемы и методы;

результаты произведенных осмотров, замеров, анализов и расчетов;

ссылки на приложения и необходимые пояснения к ним;

экспертная оценка результатов исследований.

Специальные термины должны разъясняться.

Если на некоторые из поставленных вопросов не представляется возможным дать квалифицированный ответ, в исследовательской части указываются причины этого и приводятся соответствующие рекомендации по проведению экспертизы другими специалистами.

При проведении дополнительной экспертизы в исследовательской части заключения может быть сделана ссылка на материалы предшествующей экспертизы, если экспертом использовались результаты ранее проведенных исследований.

В исследовательской части заключения повторной экспертизы указываются причины расхождения выводов с результатами предшествующей экспертизы.

Исследовательская часть заключения экспертизы, проведенной экспертами, имеющими различные специальности, может излагаться в виде отдельных разделов с указанием фамилий экспертов. Обобщение и совместная оценка результатов отражаются в итоговом разделе исследовательской части.

28. Выводы эксперта (экспертов) излагаются в виде ответов на вопросы в той последовательности, в которой они изложены в вводной части заключения.

Выводы должны однозначно определять принадлежность (непринадлежность) товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю, а также содержать ответы по существу на каждый из поставленных вопросов либо указание на невозможность их решения по тем или иным причинам.

В случае возникновения у эксперта (экспертов) неустранимых сомнений в определении принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю, такой товар или технология признаются экспертной организацией подлежащими экспортному контролю.

Выводы об установленных в процессе проведения экспертизы обстоятельствах, по поводу которых эксперту (экспертам) не были поставлены вопросы, но которые имеют значение для целей экспортного контроля, формулируются в конце заключения.

Выводы излагаются четко и ясно. Различное толкование не допускается.

При проведении экспертизы несколькими экспертами, специализирующимися в разных областях знаний, общие выводы подписываются экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов исследований и пришедшими к единому мнению. Если эксперты не пришли к общему мнению, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении. В этом случае каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других экспертов. При формулировании самостоятельных выводов эксперты вправе учитывать результаты, полученные другими экспертами, указав на это в обосновании своих выводов.

29. Заключение подписывается (утверждается) руководителем экспертизы и удостоверяется печатью экспертной организации.

30. Сообщение о невозможности составления заключения состоит, как правило, из трех частей: вводной, мотивировочной и заключительной.

Сообщение о невозможности составления заключения подписывается (утверждается) руководителем экспертизы и удостоверяется печатью экспертной организации.

31. Копия заключения (сообщения о невозможности составления заключения) направляется экспертной организацией в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю для осуществления государственного контроля за проведением экспертиз, анализа и обобщения их результатов. Указанное требование не распространяется на заключения экспертиз, проводившихся по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.02.2005 N 54)

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю имеет право запрашивать у экспертной организации дополнительные документы, на основании которых было выдано заключение (сообщение о невозможности составления заключения).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.02.2005 N 54)

32. Предметы и документы, бывшие объектами экспертного исследования (включая пробы и образцы товаров), с соответствующими пометками эксперта в упакованном и опечатанном виде подлежат возврату заказчику экспертизы вместе с заключением (сообщением о невозможности составления заключения).

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.06.2001 N 477 (ред. от 15.06.2009) "О СИСТЕМЕ НЕЗАВИСИМОЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОВОДИМОЙ В ЦЕЛЯХ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ"