в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.09.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ISO 19011
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ISO 19011

5 Управление программой аудита

5.1 Общие положения

Программа аудита может включать один аудит или более, в зависимости от размера, характера деятельности и сложности проверяемой организации. Эти аудиты могут иметь ряд целей, а также включать комплексные и совместные аудиты (см. примечания 3 и 4 к определению аудита в п. 3.1).

Программа аудита также охватывает всю деятельность, которая необходима для планирования и организации типов и количества аудитов, а также для обеспечения их ресурсами, необходимыми для проведения их эффективно и результативно в установленное время.

Организация может разработать более одной программы аудита.

Высшее руководство организации должно делегировать полномочия по управлению программой аудита.

Ответственные за управление программой аудита должны:

a) разрабатывать, выполнять, отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита,

b) определять необходимые ресурсы и обеспечивать их наличие.

На рис. 1 изображена блок-схема процесса управления программой аудита.

Рисунок 1. Иллюстрация блок-схемы процесса управления программой аудита

Примечание 1 Рисунок 1 иллюстрирует также применение методологии "Планируй- Делай- Проверяй- Действуй" в рамках настоящего Международного Стандарта.

Примечание 2 Цифры в этом и последующих рисунках указывают на соответствующий раздел настоящего Международного Стандарта.

Если в проверяемой организации действуют две системы менеджмента качества и окружающей среды, в программу аудита могут быть включены комплексные аудиты. В таком случае необходимо обратить особое внимание на компетентность группы по аудиту.

Две или более проверяющие организации могут сотрудничать в части своих программ аудита, осуществляя совместный аудит. В этом случае необходимо обратить особое внимание на разделение ответственности, обеспечение всех дополнительных ресурсов, компетентность группы по аудиту и используемые процедуры. Прежде чем начнется аудит, необходимо достичь соглашения по этим вопросам.

Практическая помощь - примеры программ аудита
Программы аудита могут включать следующее:
a) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему менеджмента качества организации в текущем году;
b) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков критической продукции, которые должны проводиться в течение 6 месяцев;
c) сертификационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента окружающей среды в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.
Управление программой аудита включает в себя планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы.

5.2 Цели и объем программы аудита

5.2.1 Цели программы аудита

Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов.

Эти цели могут основываться на:

a) приоритетах менеджмента;

b) коммерческих намерениях;

c) требованиях системы менеджмента;

d) законодательных, нормативных и контрактных требованиях;

e) необходимости оценивания поставщика;

f) требованиях потребителя;

g) потребностях других заинтересованных сторон;

h) рисках организации.

Практическая помощь - примеры целей программы аудита
Цели программ аудита могут включать:
a) подтверждение соответствия требованиям стандарта на систему менеджмента в целях сертификации;
b) подтверждение соответствия требованиям контракта;
c) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;
d) содействие улучшению системы менеджмента.

5.2.2 Объем программы аудита

Объем программы аудита может изменяться, и он может зависеть от размера, характера и сложности проверяемой организации, а также следующих факторов:

a) области распространения, цели и продолжительности каждого запланированного аудита;

b) частоты проведения аудитов;

c) количества, важности, сложности, сходства и размещения проверяемых процессов;

d) стандартов, законодательных, нормативных и контрактных требований, а также других критериев аудита;

e) потребности в аккредитации или сертификации/регистрации;

f) результатов предыдущих аудитов или анализа предыдущих программ аудитов;

g) языковых, культурных и социальных аспектов;

h) мнения заинтересованных сторон;

i) существенных изменений в организации или ее деятельности.

5.3 Ответственность, ресурсы и процедуры программы аудита

5.3.1 Ответственность

Ответственность за управление программой аудита должна возлагаться на одно или несколько лиц, понимающих принципы аудита, обладающих компетентностью аудитора и умеющих пользоваться инструментами и методами аудита. Эти лица также должны обладать управленческими навыками, а также понимать технические вопросы и вопросы бизнеса той области, которая будет проверяться.

Лица, ответственные за управление программой аудита, должны:

а) устанавливать цели и объем программы аудита;

b) устанавливать ответственных и процедуры, обеспечивать наличие ресурсов;

c) обеспечивать выполнение программы аудита;

d) обеспечивать ведение соответствующих записей по программе аудита;

e) отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита.

5.3.2 Ресурсы

При определении ресурсов для программы аудита необходимо учитывать следующее:

a) финансовые ресурсы для разработки выполнения, управления и улучшения деятельности по аудитам;

b) методы аудита;

c) процессы достижения и поддержания компетентности аудиторов и совершенствования показателей их деятельности;

d) наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью, достаточной для достижения целей конкретной программы аудитов;

e) объем программы аудита;

f) время для переездов, размещение и другие потребности аудита.

5.3.3 Процедуры

Процедуры программы аудита должны охватывать следующее:

a) планирование и составление графиков аудитов;

b) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;

c) выбор соответствующих групп по аудиту и распределение ролей и ответственности;

d) проведение аудитов;

e) проведение последующих аудитов, если это требуется;

f) ведение записей программы аудита;

g) мониторинг выполнения программы аудита и ее результативности;

h) отчет высшему руководству об общих результатах программы аудита.

Малым организациям можно вышеперечисленные действия охватить одной процедурой.

5.4 Выполнение программы аудита

Выполнение программы аудита должно охватывать следующее:

a) доведение программы аудита до соответствующих сторон;

b) координирование и составление графиков аудитов и других действий, относящихся к программе аудитов;

c) установление и поддержание процесса оценивания аудиторов и их постоянного профессионального развития в соответствии с положениями п.п. 7.6 и 7.5;

d) обеспечение подбора групп по аудиту;

e) предоставление необходимых ресурсов группам по аудиту;

f) обеспечение проведения аудитов в соответствии с программой аудита;

g) обеспечение управления записями по аудиту;

h) обеспечение анализа и утверждение отчетов по аудиту, а также обеспечение их рассылки заказчикам аудита и другим сторонам;

i) организацию последующих аудитов.

5.5 Записи программы аудита

Записи ведутся с целью демонстрации выполнения программы аудита и должны включать в себя следующее:

a) записи, относящиеся к отдельным аудитам, такие, как:

- планы аудита;

- отчеты по аудиту;

- отчеты о несоответствиях;

- отчеты по корректирующим и предупреждающим действиям;

- отчеты по последующим аудитам (при необходимости).

b) результаты анализа программы аудита;

c) записи, относящиеся к персоналу, выполняющему аудит, и освещающие такие вопросы, как:

- оценивание компетентности аудитора и его работы;

- формирование группы по аудиту;

- поддержание и повышение компетентности.

Записи должны храниться и надлежащим образом защищаться.

5.6 Мониторинг и анализ программы аудита

Выполнение программы аудита должно отслеживаться и с определенной периодичностью анализироваться для оценки достижения целей и идентификации возможностей улучшения. Результаты должны предоставляться высшему руководству.

Показатели эффективности должны быть использованы для мониторинга таких характеристик, как:

- способность групп по аудиту выполнить план аудита;

- соответствие программам аудита и графикам;

- обратная информация, поступающая от заказчиков аудита, проверяемых и аудиторов.

Анализ программы аудита должен учитывать, к примеру, следующее:

a) результаты и тенденции, получаемые путем мониторинга;

b) соответствие процедурам;

c) растущие потребности и ожидания заинтересованных сторон;

d) записи программы аудита;

e) альтернативные или новые методики в области аудита;

f) согласованность действий различных групп по аудиту в одинаковых ситуациях.

Следствием результатов анализа программы аудита могут быть корректирующие, предупреждающие действия, а также улучшение программы аудита.

  • Главная
  • РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ISO 19011