Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ОБЩИЕ РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИНЦИПАМ, СИСТЕМАМ И СРЕДСТВАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ГОСТ Р ИСО 14004-98" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.10.98 N 378 )
4 ПРИНЦИП И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Модель системы управления окружающей средой (см. рисунок 1) отражает упрощенную точку зрения организации, которая признает принципы, приведенные ниже.
Принцип 1. Обязательства и политика
Организация должна определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой.
Принцип 2. Планирование
Организация должна сформулировать план реализации своей экологической политики.
Принцип 3. Реализация
С целью эффективной реализации организация должна создать возможности и механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей.
Принцип 4. Измерение и оценивание
Организация должна измерять, контролировать и оценивать свою экологическую эффективность.
* Термины использованы в ГОСТ Р ИСО 14001.
Рисунок 1 - Модель системы управления окружающей средой согласно данному стандарту
Принцип 5. Анализ и улучшение
Организация должна анализировать и постоянно улучшать свою систему управления окружающей средой с целью повышения своей общей экологической эффективности.
С учетом всего вышесказанного система управления окружающей средой скорее всего видится как организационная структура, которая должна постоянно контролироваться и периодически анализироваться, с тем чтобы обеспечить эффективное направление экологической деятельности организации в зависимости от изменяющихся внутренних и внешних факторов. Каждый служащий организации должен нести ответственность за улучшения в области охраны окружающей среды.
Принцип 1. Обязательства и политика |
Организация должна определить свою экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой. |
Организации следует начать с того, что приносит очевидную пользу, например с акцентирования внимания на соответствии регламентам, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за нарушения, или с более эффективного использования материалов.
По мере того, как организация набирается опыта и ее система управления окружающей средой начинает вырисовываться, могут быть разработаны процедуры, программы и технологии для дальнейшего повышения экологической эффективности. Затем, когда система управления окружающей средой сформируется, экологические соображения могут быть включены во все деловые решения.
4.1.2 Обязательства высшего руководства и его ведущая роль
Чтобы гарантировать успех, высшее руководство организации на ранней стадии разработки или улучшения системы управления окружающей средой должно принять на себя обязательство по улучшению управлению деятельностью своей организации, ее продукцией или услугами с точки зрения их воздействия на окружающую среду. Неукоснительное соблюдение обязательства и ведущая роль высшего руководства являются решающими факторами.
4.1.3 Первоначальная оценка воздействия на окружающую среду
Текущая позиция организации по отношению к окружающей среде может быть установлена с помощью первоначальной оценки воздействия на окружающую среду. Первоначальная оценка может охватывать следующее:
- идентификацию требований законодательных актов и регламентов;
- идентификацию экологических аспектов деятельности, продукции или услуг, с тем чтобы определить те аспекты, которые имеют или могут иметь значительные воздействия на окружающую среду и повлекут за собой ответственность;
- оценку эффективности, проводимую по применяемым внутренним критериям, внешним нормативам, регламентам, сводам правил, установившемуся порядку, принципам и руководящим указаниям;
- существующие порядок и процедуры управления окружающей средой;
- идентификацию существующей политики и процедур, касающихся закупочной и контрактной деятельности;
- обратную связь после изучения предшествующих случаев несоответствия;
- возможности для конкурентного преимущества;
- точки зрения заинтересованных сторон;
- функции или операции других систем в организации, которые могут либо содействовать экологической эффективности, либо противодействовать ей.
Во всех случаях следует рассматривать весь диапазон условий работы, включая возможные нарушения и аварийные ситуации.
Процесс и результаты первоначальной оценки воздействия на окружающую среду должны быть документально оформлены, а возможности для развития системы управления окружающей средой должны быть идентифицированы.
Экологическая политика определяет общий смысл направления и устанавливает принципы деятельности организации. Она устанавливает целевой показатель, касающийся требуемого от организации уровня ответственности за состояние окружающей среды и экологической эффективности, по которому будут оцениваться все последующие действия.
Все большее число международных организаций, включая правительственные, промышленных ассоциаций и групп граждан имеют разработанные руководящие принципы (см. два примера в приложении А). Эти принципы помогли организациям определить общий масштаб своих обязательств в отношении охраны окружающей среды. Они содействуют также тому, чтобы различные организации использовали общие для всех ценности. Такие руководящие принципы могут оказать организации помощь в разработке ее политики, которая может быть такой же индивидуальной, как и организация, для которой она формулируется.
Обычно ответственность за определение экологической политики ложится на высшее руководство организации. Руководство организации отвечает за реализацию политики и предоставление входной информации, необходимой для формулирования и изменения политики.
Экологическая политика должна учитывать следующее:
- предназначение организации, ее взгляды, основные ценности и надежды;
- требование заинтересованных сторон и установление с ними связи;
- постоянное улучшение;
- предотвращение загрязнения;
- руководящие принципы;
- координацию с другими аспектами политики организации (например, гигиена труда и безопасность);
- конкретные местные или региональные условия;
- соответствие надлежащим природоохранным регламентам, законам и другим критериям, признаваемым организацией.
Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению в рамках экологической политики:
1 Имеется ли у организации экологическая политика, надлежащая с точки зрения ее деятельности, продукции и услуг?
2 Отражены ли в этой политике ценности и руководящие принципы организации?
3 Утверждена ли экологическая политика высшим руководством, а также определено ли какое-либо лицо и даны ли ему полномочия контролировать и проводить в жизнь эту политику?
4 Направлена ли экологическая политика на установление целевых и плановых экологических показателей?
5 Направляется ли эта политика организацию на мониторинг надлежащих технологий и методов управления?
6 Какие обязательства воплощены в экологической политике, например: обеспечение постоянного улучшения, обеспечение борьбы с загрязнением, мониторинг, выполнение или превышение законных требований, рассмотрение ожиданий заинтересованных сторон?
Принцип 2. Планирование |
Организация должна разработать план реализации своей экологической политики. |
Элементы системы управления окружающей средой, связанные с планированием, включают в себя:
- идентификацию экологических аспектов и оценку связанных с ними воздействий на окружающую среду;
- требования законодательных актов;
- экологическую политику;
- внутренние критерии экологической эффективности;
- целевые и плановые экологические показатели;
- планы действий по охране окружающей среды и программы управления ею.
4.2.2 Идентификация экологических аспектов и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду
Политика организации, ее целевые и плановые экологические показатели должны быть основаны на знании экологических аспектов и значительных воздействий на окружающую среду, связанных с деятельностью, продукцией или услугами этой организации. Такой подход может гарантировать, что при установлении целевых экологических показателей значительные воздействия на окружающую среду, связанные с этими аспектами, будут приняты во внимание.
Идентификация экологических аспектов является постоянным процессом, который определяет прошлое, настоящее и потенциально возможное (положительное или отрицательное) воздействие деятельности организации на окружающую среду. Этот процесс также предусматривает идентификацию потенциального воздействия на организацию, оказываемого регламентными требованиями, требованиями законодательных актов и требованиями бизнеса. Он также может охватывать идентификацию воздействия на здоровье и безопасность, а также оценку экологического риска.
Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению при идентификации экологических аспектов и оценивании воздействий на окружающую среду:
1 Каковы экологические аспекты деятельности организации, ее продукции и услуг?
2 Оказывают ли деятельность, продукция или услуги организации значительное отрицательное воздействие на окружающую среду?
3 Имеет ли организация процедуру оценки воздействия новых проектов на окружающую среду?
4 Требует ли местонахождение организации особого экологического рассмотрения, например, есть ли там районы, уязвимые в экологическом отношении?
5 Как повлияют любые преднамеренные изменения в деятельности, продукции или услугах либо дополнения к ним на экологические аспекты и связанные с ними воздействия?
6 Насколько значительными или серьезными окажутся потенциальные воздействия на окружающую среду, если процесс будет нарушен?
7 Как часто возникает ситуация, ведущая к определенному воздействию?
8 Каковы важные экологические аспекты с учетом воздействий, вероятности, серьезности и частоты?
9 Являются ли по своему масштабу значительные воздействия на окружающую среду локальными, региональными или глобальными?
4.2.3 Требования законодательных актов и другие требования
Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации всех признаваемых ею требований законодательных актов и других требований, непосредственно касающихся экологических аспектов ее деятельности, продукции или услуг. Эти процедуры должны также обеспечивать доступ к таким требованиям и их понимание.
Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению в связи с требованиями законодательных актов и другими требованиями:
1 Как организация получает доступ к необходимым требованиям законодательных актов и другим требованиям и как она их идентифицирует?
2 Как организация отслеживает требования законодательных актов и другие требования?
3 Как организация отслеживает изменения в требованиях законодательных актов и других требованиях?
4 Как организация сообщает служащим нужные сведения о требованиях законодательных актов и других требованиях?
4.2.4 Внутренние критерии эффективности
В том случае, когда внешние нормативы не отвечают потребностям организации или их не существует, следует разработать и реализовать внутренние приоритеты и критерии. Внутренние критерии эффективности вместе с внешними нормативами помогают организации в разработке ее собственных экологических целевых и плановых показателей.
4.2.5 Целевые и плановые экологические показатели
Для того чтобы осуществлять свою экологическую политику, организация должна установить целевые экологические показатели. Эти целевые показатели являются общими показателями экологической эффективности, идентифицированными в экологической политике. Устанавливая свои целевые показатели, организации должны также принимать во внимание соответствующие результаты оценки воздействия на окружающую среду, а также идентифицированные экологические аспекты и связанные с ними воздействия на окружающую среду.
Затем, для того чтобы достичь целевых экологических показателей в заданные сроки, можно установить плановые экологические показатели. Эти показатели должны быть конкретными и измеряемыми.
После того, как будут установлены целевые и плановые экологические показатели, организации следует рассмотреть вопрос об установлении измеряемых характеристик экологической эффективности. Эти характеристики могут быть использованы в качестве основы для системы оценки экологической эффективности и могут обеспечить информацию как о системе управления окружающей средой, так и об оперативных системах.
Целевые и плановые экологические показатели могут быть широко применимы ко всей организации или более узко к какому-либо конкретному для данного места или отдельному виду деятельности. Целевые и плановые экологические показатели должны определяться руководителями соответствующего уровня. Эти показатели должны периодически анализироваться и пересматриваться с учетом точки зрения заинтересованных сторон.
Некоторые вопросы, подлежащие рассмотрению в связи с целевыми и плановыми экологическими показателями:
1 Как целевые и плановые экологические показатели отражают экологическую политику и значительные воздействия на окружающую среду, связанные с деятельностью организации, ее продукцией или услугами?
2 Какой вклад служащие, ответственные за достижение целевых и плановых экологических показателей, внесли в их разработку?
3 Насколько учитывается точка зрения заинтересованных сторон?
4 Какие конкретные измеряемые характеристики устанавливаются для целевых и плановых экологических показателей?
5 Насколько регулярно анализируются и пересматриваются целевые и плановые показатели, с тем чтобы отразить желаемое повышение экологической эффективности.
4.2.6 Программа(ы) управления окружающей средой
В рамках общего планирования своей деятельности организация должна разработать программу управления окружающей средой, направленную на достижение всех своих целевых экологических показателей. Чтобы быть наиболее эффективным, планирование мероприятий по управлению окружающей средой должно быть включено в стратегический план организации. Программы управления окружающей средой должны отражать сроки, ресурсы и ответственность за достижение целевых и плановых экологических показателей организации.
В рамках структуры, предусмотренной при планировании мероприятий по управлению окружающей средой, программа управления окружающей средой предписывает конкретные действия в порядке их приоритета для организации. Эти действия могут относиться к отдельным процессам, проектам, продукции, услугам, местам или к объектам, расположенным в этих местах.
Программы управления окружающей средой оказывают организации помощь в повышении ее экологической эффективности. Чтобы отражать изменения в целевых и плановых экологических показателях организации, они должны быть динамичными и регулярно пересматриваемыми.
Некоторые вопросы относительно программ(ы) управления окружающей средой, подлежащие рассмотрению:
1 Каков процесс, используемый организацией для разработки программ(ы) управления окружающей средой?
2 Вовлечены ли в процессе планирования мероприятий по управлению окружающей средой все ответственные стороны?
3 Разработан ли процесс периодического анализа программы?
4 Как в этих программах решаются вопросы ресурсов, ответственности, сроков и приоритетов?
5 Как в программах управления окружающей средой сказываются экологическая политика и деятельность по общему планированию?
6 Как контролируются и пересматриваются программы управления окружающей средой?
Возможности и поддержка, требуемые для организации, постоянно развиваются в ответ на меняющиеся требования заинтересованных сторон, динамичную экологическую обстановку и процесс постоянного улучшения. Для того чтобы достичь своих экологических целевых показателей, организация должна нацелить на это своих сотрудников, системы, стратегию, ресурсы и структуру.
Многие организации могут использовать поэтапный подход к реализации мероприятий по управлению окружающей средой; при этом она должна основываться на степени понимания экологических требований, аспектов, ожиданий и выгод, а также на наличии ресурсов.
4.3.2 Обеспечивающие возможности
4.3.2.1 Людские, физические и финансовые ресурсы
Людские, физические (например, средства, оборудование) и финансовые ресурсы, необходимые для реализации экологической политики организации и достижения ее целевых экологических показателей, должны быть определены и должны иметься в наличии. При распределении ресурсов организации могут разработать процедуры отслеживания выгод и затрат, связанных со своей экологической и смежной деятельностью. Сюда могут быть включены такие вопросы, как затраты на контроль загрязнения окружающей среды, отходы и их удаление.
Некоторые вопросы относительно людских, физических и финансовых ресурсов, подлежащие рассмотрению:
1 Как организация идентифицирует и распределяет людские, технические и финансовые ресурсы, необходимые для достижения ее экологических целевых и плановых показателей, включая ресурсы для новых проектов?
2 Как организация отслеживает затраты на экологическую деятельность и выгоду от нее?
4.3.2.2 Совмещение и интеграция системы управления окружающей средой
Для того чтобы эффективно решать экологические проблемы, элементы системы управления окружающей средой следует проектировать или пересматривать, с тем чтобы они успешно совмещались и объединялись с существующими элементами системы административного управления.
К элементам системы административного управления, которые могут выиграть от интеграции, относятся:
- политика организаций;
- распределение ресурсов;
- меры оперативного контроля и документация;
- информационные и обеспечивающие системы;
- подготовка и развитие;
- организационная структура и структура подотчетности;
- системы компенсации и оценки;
- системы измерения и мониторинга;
-сообщения и отчетность.
Некоторые вопросы относительно организационного совмещения и интеграции, подлежащие рассмотрению:
1 Как система управления окружающей средой включена в общий процесс управления предприятием?
2 Каков процесс сглаживания и разрешения противоречий между экологическими и другими целевыми показателями и приоритетами?
4.3.2.3 Подотчетность и ответственность
Ответственность за общую эффективность системы управления окружающей средой должна быть возложена на лицо(а) высшего ранга или на подразделение(я), обладающее(ие) достаточной властью, компетенцией и ресурсами.
Руководители по оперативным вопросам должны четко определить обязанности занятого персонала. Они также должны быть ответственны и подотчетны за эффективную реализацию системы окружающей средой и экологическую эффективность. Служащие всех уровней должны быть подотчетны в рамках своих обязанностей за экологическую эффективность в поддержку общей системы управления окружающей средой.
Некоторые вопросы относительно подотчетности и ответственности, подлежащие рассмотрению:
1 Каковы ответственность и подотчетность лиц, которые руководят, выполняют и проверяют работу, влияющую на окружающую среду; определены ли и документированы ли они?
2 Какова связь между ответственностью за состояние окружающей среды и индивидуальной экологической эффективностью и анализируется ли периодически эта связь?
3 Каким образом ответственный и подотчетный персонал:
- проходит необходимое обучение, получает ресурсы и набирает персонал для реализации системы управления окружающей средой?
- инициирует действие для того, чтобы обеспечить соответствие экологической политике?
- предвидит, идентифицирует и регистрирует любые экологические проблемы?
- инициирует, рекомендует или обеспечивает решения этих проблем?
- проверяет выполнение принятых решений?
- контролирует последующие действия до тех пор, пока любой экологических недостаток или неудовлетворительное условие не будут откорректированы?
- получает необходимую подготовку, чтобы действовать в аварийных условиях?
- достигает понимания последствий несоответствия?
-достигает понимания подотчетности, применимой к нему?
- поддерживает добровольные действия и инициативы?
4.3.2.4 Осведомленность о проблемах окружающей среды и мотивация
Высшее руководство играет ведущую роль в появлении у своих служащих осведомленности о проблемах окружающей среды и в побуждении их заниматься этими проблемами, разъясняя им экологические ценности организации и сообщая им о принятом на себя обязательстве в отношении экологической политики. Именно это обязательство отдельных лиц в условиях разделения всеми экологических ценностей преобразует систему управления окружающей средой из проекта на бумаге в эффективный процесс.
Все члены организации должны понимать важность достижения целевых и плановых экологических показателей, за которые они подотчетны и несут ответственность, и их следует поощрять в этом. В свою очередь, если необходимо, они должны поощрять других членов своей организации поступать подобным же образом.
Мотивация к постоянному улучшению может возрасти, если сотрудникам отдается должное в деле достижения целевых и плановых экологических показателей, и их поощряют вносить предложения, которые могут привести к повышению экологической эффективности.
Некоторые вопросы относительно осведомленности о проблемах окружающей среды и мотивации, подлежащие рассмотрению:
1 Каким образом высшее руководство установило, подкрепило обязательство организации в отношении экологической политики и сообщило о нем?
2 В какой степени сотрудники понимают, признают и разделяют экологические ценности организации?
3 В какой степени разделяемые всеми экологические ценности служат для побуждения к ответственным с точки зрения экологии действиям?
4 Каким образом организация признает достижения сотрудников в области охраны окружающей среды?
4.3.2.5 Знания, навыки и подготовка
Следует выявить те знания и навыки, которые необходимы для достижения целевых экологических показателей. Их необходимо учитывать при выборе персонала, приеме на работу, профессиональной подготовке, совершенствовании мастерства и непрерывном обучении.
Для всего персонала в рамках организации должна быть обеспечена соответствующая подготовка, необходимая для осуществления экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей. Сотрудники должны иметь необходимую базу знаний, которая включает в себя обучение методам и навыкам, требующимся для эффективного и компетентного выполнения стоящих перед ними задач, а также знаний о тех воздействиях, которые может оказать их деятельность, если она осуществляется некорректно.
Организация должна также гарантировать, что подрядчики, работающие на местах, предоставляют доказательство своих знаний и навыков, необходимых им для выполнения работы с пониманием своей ответственности за состояние окружающей среды.
Образование и подготовка необходимы как гарантия того, сто сотрудники обладают надлежащими и современными знаниями о регламентных требованиях, внутренних нормативах, а также о политике и целевых экологических показателях организации. Уровень и детальные подробности подготовки могут варьироваться в зависимости от стоящей задачи.
Программы подготовки обычно включают в себя следующие элементы:
- идентификацию потребностей в подготовке сотрудников;
- разработку плана подготовки в соответствии с определенными ранее потребностями;
- проверку соответствия программ подготовки регламентным или организационным требованиям;
- подготовку групп сотрудников для выполнения плановых показателей;
- документацию, касающуюся полученной подготовки;
- оценивание полученной подготовки.
Некоторые вопросы относительно знаний, навыков и подготовки, подлежащие рассмотрению:
1 Как организация идентифицирует потребности в экологической подготовке?
2 Как анализируются потребности служб, выполняющих специальную работу в подготовке кадров?
3 Совершенствуется ли, анализируется ли и изменяется ли подготовка, как это требуется?
4 Каким образом документально оформляется и отслеживается подготовка?
4.3.3.1 Сообщения и отчетность
Сообщение включает в себя организацию процессов оповещения об экологической деятельности организации внутри нее и, если это требуется, вне ее, с тем чтобы:
- продемонстрировать обязательства руководства в отношении окружающей среды;
- решить проблемы и вопросы, касающиеся экологических аспектов деятельности организации, ее продукции или услуг;
- повысить степень осведомленности об экологической политики организации, ее целевых и плановых экологических показателях и программах;
- проинформировать внутренние и внешние заинтересованные стороны о системе управления окружающей средой и экологической эффективности организации, если это целесообразно.
Результаты мониторинга и аудита системы управления окружающей средой, а также результаты анализа со стороны руководства следует сообщать тем лицам внутри организации, которые несут ответственность за экологическую эффективность.
Предоставление надлежащей информации сотрудникам организации и другим заинтересованным сторонам служит для побуждения сотрудников и содействия повышению общественного сознания, а также для признания усилий организации в повышении ее экологической эффективности.
Некоторые вопросы относительно сообщения и отчетности, подлежащие рассмотрению:
1 Каков процесс получения данных о проблемах, интересующих сотрудников, и реагирования на них?
2 Каков процесс получения данных о проблемах, интересующих другие стороны, и рассмотрения этих данных?
3 Каков процесс сообщения об экологической политике и эффективности организации?
4 Каким образом результаты аудитов и анализов системы управления окружающей средой сообщаются всем имеющим отношение к делу лицам в организации?
5 Как сделать экологическую политику доступной для общественности?
6 Пригодна ли внутренняя система сообщения для того, чтобы поддерживать постоянное улучшение, связанное с экологическими вопросами?
4.3.3.2 Документация системы управления окружающей средой
Следует установить процедуры и процессы, касающиеся операций, надлежащим образом их документировать и по мере необходимости актуализировать. Организация должна четко определить различные типы документов, в которых устанавливаются и описываются эффективные процедуры, касающиеся операций, и меры управления операциями.
Наличие документации системы управления окружающей средой способствует осведомленности персонала в отношении того, что требуется для достижения экологических целевых показателей организации, и делает возможной оценку системы управления окружающей средой и экологической эффективности организации.
Характер документации может меняться в зависимости от масштаба и сложности организации. Там, где элементы системы управления окружающей средой объединены с общей системой административного управления организации, документация, касающаяся окружающей среды, должна составлять единое целое с существующей документацией. Для легкости пользования организация может рассмотреть вопрос о создании и поддержании в рабочем состоянии сводного документа, с тем чтобы:
- сопоставить экологическую политику, целевые и плановые экологические показатели;
- описать средства достижения экологических целевых и плановых показателей;
- документально оформить основные обязанности, ответственность и процедуры;
- отослать к смежной документации и описать другие элементы системы административного управления организации, если это необходимо;
- продемонстрировать, что элементы системы управления окружающей средой, которые необходимы для организации, внедрены.
Такой сводный документ может служить справочником при внедрении и поддержании в рабочем состоянии системы управления окружающей средой в рамках организации.
Некоторые вопросы относительно документации системы управления окружающей средой, подлежащие рассмотрению:
1 Каким образом идентифицируются, документально оформляются, передаются и пересматриваются процедуры управления окружающей средой?
2 Владеет ли организация процессом разработки и поддержания в рабочем состоянии документации системы управления окружающей средой?
3 Каким образом документация системы управления окружающей средой объединяется в случае необходимости с существующей документацией?
4 Каким образом сотрудники получают доступ к документации системы управления окружающей средой, необходимой для их работы?
Реализация достигается с помощью установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, касающихся операций, и мер по управлению операциями, с целью обеспечения выполнения экологической политики организации и достижения ее целевых и плановых экологических показателей.
4.3.3.4 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
Должны быть разработаны аварийные планы и процедуры, с тем чтобы обеспечить надлежащее реагирование на неожиданные или аварийные ситуации.
Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры предотвращения экологических происшествий и потенциальных аварийных ситуаций.
В процедурах, касающихся операций, и мерах по управлению операциями следует, по возможности, учесть:
- аварийные выбросы в атмосферу;
- аварийные сбросы в воду и землю;
- специфический эффект аварийных выбросов на окружающую среду и экосистему.
В процедурах необходимо учитывать происшествия, возникающие или могущие возникнуть как следствие:
- аномальных рабочих условий;
- аварий или потенциальных аварийных ситуаций.
Принцип 4. Измерение и оценка |
Организация должна проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности. |
Измерение, контроль и оценка являются ключевыми видами деятельности в системе управления окружающей средой, которые гарантируют, что организация действует согласно установленной программе управления окружающей средой.
4.4.2 Измерение и контроль (текущей экологической эффективности)
Следует использовать надлежащую систему измерения и контроля текущей эффективности исходя из целевых и плановых экологических показателей организации в области системы управления и в области процессов, касающихся операций. Эта система включает в себя оценку соответствия необходимым природоохранным законам и регламентам. Результаты должны быть проанализированы и использованы для определения областей, в которых достигнут успех, и для идентификации видов деятельности, которые требуют корректирующего действия и улучшения.
Следует использовать надлежащие процессы, с тем чтобы гарантировать надежность данных, например, о проверке приборов, испытательного оборудования, а также о выборочном контроле программного и аппаратного обеспечения.
Постоянным процессом должна быть идентификация соответствующих характеристик экологической эффективности для организации. Такие характеристики должны быть объективными, проверяемыми и воспроизводимыми. Они должны быть соответствующими деятельности организации, согласованными с ее экологической политикой, практичными, экологически эффективными и технологически выполнимыми.
Примечание - Примеры характеристик экологической эффективности приведены в пункте "Практические советы. Целевые и плановые экологические показатели" (4.2.5).
Некоторые вопросы относительно измерения и контроля, подлежащие рассмотрению:
1 Каким образом экологическая эффективность регулярно контролируется?
2 Как устанавливались конкретные характеристики экологической эффективности, которые имеют отношение к целевым и плановым экологическим показателям, и каковы они?
3 Какие процессы управления являются годными для того, чтобы регулярно поверять и выборочно контролировать измерительную и контрольную аппаратуру и системы?
4 Каков процесс периодической оценки соответствия имеющим отношение к делу требованиям законодательных актов и другим требованиям?
4.4.3 Корректирующее и предупреждающее действие
Выводы, заключения и рекомендации, сделанные в результате измерения, контроля, аудитов и других видов анализа системы управления окружающей средой, должны быть документально оформлены, а необходимые корректирующие и предупреждающие действия идентифицированы. Руководство должно обеспечить выполнение этих корректирующих и предупреждающих действий и систематический контроль сроков исполнения, с тем чтобы гарантировать эффективность этих действий.
4.4.4 Управление зарегистрированными данными и информацией для системы управления окружающей средой
Зарегистрированные данные являются свидетельством постоянного функционирования системы управления окружающей средой и должны охватывать:
- требования законодательных актов и регламентные требования;
- разрешения;
- экологические аспекты и связанные с ними воздействия;
- деятельность по экологической подготовке;
- деятельность по проверке, поверке и техническому обслуживанию;
- данные мониторинга;
- подробности, касающиеся несоответствия: случайности, жалобы и последующее действие;
- идентификацию продукции: данные о составе и характеристиках;
- информацию о поставщике и подрядчике;
- экологические аудиты и анализы со стороны руководства.
В результате может появиться комплексная информация. Эффективное управление этими зарегистрированными данными весьма существенно для успешной реализации системы управления окружающей средой. Основные признаки качественного управления экологической информацией включают в себя средства идентификации, сбора, индексации, регистрации, хранения, актуализации, поиска, сохранности и изъятия соответствующей документации системы управления окружающей средой и зарегистрированных данных.
Некоторые вопросы относительно управления зарегистрированными данными/информацией для системы управления окружающей средой:
1 Какой экологической информацией организация должна управлять эффективно?
2 Какими возможностями обладает организация, чтобы идентифицировать и отслеживать основные характеристики эффективности и другие данные, необходимые для достижения своих целевых показателей?
3 Каким образом система управления зарегистрированными данными/информацией в рамках организации делает информацию доступной для тех сотрудников, кто в ней нуждается, и тогда, когда она им нужна?
4.4.5 Аудиты системы управления окружающей средой
Аудиты системы управления окружающей средой должны проводиться периодически, с тем чтобы определить, соответствует ли система запланированным мероприятиям и должным ли образом она реализуется и поддерживается в рабочем состоянии.
Аудиты системы управления окружающей средой могут выполняться персоналом организации и/или внешними сторонами, выбранными организацией. В любом случае лицо(а), проводящее(ие) аудит, должно(ы) иметь соответствующую подготовку.
Частота аудитов должна зависеть от характера операции с точки зрения ее экологических аспектов и потенциальных воздействий. При установлении частоты аудита следует принимать во внимание результаты предыдущих аудитов.
Отчет об аудите системы управления окружающей средой должен быть представлен в соответствии с планом аудита.
Принцип 5. Анализ и улучшение |
Организация должна анализировать и постоянно улучшать свою систему управления окружающей средой, с тем чтобы повышать свою общую экологическую эффективность. |
Для того чтобы добиться общего повышения экологической эффективности, система управления окружающей средой должна постоянно улучшаться.
4.5.2 Анализ системы управления окружающей средой
Руководство организации должно через необходимые интервалы проводить анализ системы управления окружающей средой, с тем чтобы гарантировать ее постоянную пригодность и эффективность.
Анализ системы управления окружающей средой должен быть достаточно широким, чтобы учесть степень влияния на окружающую среду всех видов деятельности, продукции или услуг данной организации, включая их воздействие на финансовую сторону деятельности и возможную конкурентоспособную позицию.
Анализ системы управления окружающей средой должен включать в себя:
- анализ целевых и плановых экологических показателей и экологической эффективности;
- результаты аудитов системы управления окружающей средой;
- оценку ее эффективности;
- оценку пригодности экологической политики и необходимости изменений в ней в свете:
- изменений в законодательстве;
- изменений в ожиданиях и требованиях заинтересованных сторон;
- изменений в продукции или в деятельности организации;
- уроков, извлеченных из экологических аварийных ситуаций;
- отчетов и сообщений.
Некоторые вопросы относительно анализа системы управления окружающей средой, подлежащие рассмотрению:
1 С какой периодичностью анализируется система управления окружающей средой?
2 Каким образом соответствующие сотрудники привлекаются к проведению анализа системы управления окружающей средой и контролю за сроками исполнения?
3 Как при проведении анализа учитываются точки зрения заинтересованных сторон?
В системе управления окружающей средой реализуется концепция постоянного улучшения. Это достигается с помощью постоянного оценивания экологической эффективности системы управления окружающей средой исходя из экологической политики, целевых и плановых экологических показателей организации с целью выявления возможностей для улучшения (см. рис. 1).
В процессе постоянного улучшения следует:
- идентифицировать области, где возможно улучшение системы управления окружающей средой, которое ведет к повышению экологической эффективности;
- установить коренную причину или причины несоответствий или недостатков;
- разработать и внедрить план(ы) корректирующих и предупреждающих действий, касающихся коренной(ых) причины(ин);
- проверить эффективность корректирующих и предупреждающих действий;
- документально оформить любые изменения в процедурах, являющиеся результатом процесса улучшения;
- провести сравнения с целевыми и плановыми экологическими показателями.
Некоторые вопросы относительно корректирующего и предупреждающего действия и постоянного улучшения, подлежащие рассмотрению:
1 Каким процессом пользуется организация, чтобы идентифицировать корректирующее и предупреждающее действие и улучшение?
2 Как организация проверяет эффективность и своевременность корректирующих и предупреждающих действий и улучшений?
- Главная
- "СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ОБЩИЕ РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИНЦИПАМ, СИСТЕМАМ И СРЕДСТВАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ГОСТ Р ИСО 14004-98" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.10.98 N 378 )