Последнее обновление: 14.03.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПРИКАЗ ФСТ РФ от 24.08.2004 N 45-э/4 (ред. от 31.07.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
(в ред. Приказов ФСТ РФ от 24.05.2005 N 211-э/1, от 31.07.2007 N 137-э/5)
I. Общие положения1. Настоящие "Методические указания по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике" (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 1999, N 7, ст. 880; 2003, N 2, ст. 158; N 13, ст. 1180; N 28, ст. 2894), Федеральным законом "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177), Федеральным законом "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1178) и "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - "Основы ценообразования") и "Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - "Правила регулирования"), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791).
2. Методические указания определяют основные положения расчета тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемые субъектами оперативно-диспетчерского управления, и предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - Служба) и Системным оператором и иными субъектами оперативно-диспетчерского управления.
3. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177) и в Постановлении Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 26 февраля 2004 г. N 109.
II. Основные методические положения по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике4. Расчет тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - услуги) осуществляются исходя из принципа обязательного раздельного учета доходов и расходов субъектов оперативно-диспетчерского управления по видам деятельности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 700 "О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации от 13 июля 1998 г., N 28, ст. 3357 ).
5. Экономически обоснованный размер тарифов на услуги рассчитывается исходя из необходимости компенсации субъекту оперативно-диспетчерского управления расходов, связанных с оказанием услуг, и обеспечения экономически обоснованной прибылью.
6. В случае если субъект оперативно-диспетчерского управления кроме деятельности по оказанию услуг осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этой деятельности не учитываются при расчете размера тарифов на указанные услуги.
7. Избыточные и непроизводительные расходы исключаются из тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Основания для исключения указанных расходов приведены в пункте 7 Основ ценообразования.
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
8. Выявленные по данным отчетности не использованные в течение базового периода регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются Службой при установлении тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на следующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования.
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
9. В случае если субъект оперативно-диспетчерского управления в течение расчетного периода регулирования понес экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, а также с оказанием услуг по оперативно-диспетчерскому управлению подлежащим обязательному обслуживанию собственникам или иным законным владельцам электростанций (энергоблоков), введенных в эксплуатацию в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, эти расходы учитываются Службой при установлении тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в течение расчетного периода регулирования получил дополнительные доходы, связанные с оказанием услуг по оперативно-диспетчерскому управлению подлежащим обязательному обслуживанию собственникам или иным законным владельцам электростанций (энергоблоков), введенных в эксплуатацию в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, указанные суммы учитываются Службой при установлении тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на последующий расчетный период регулирования.
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в течение расчетного периода регулирования недополучил доходы в связи с выводом электростанций (энергоблоков) из эксплуатации в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, указанные суммы учитываются Службой при установлении тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике на последующий расчетный период регулирования.
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
10. Служба на основе предварительно согласованных с ней мероприятий по сокращению расходов субъекта оперативно-диспетчерского управления в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования обязана в течение 2 лет после окончания срока окупаемости затрат на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, сложившихся в период, предшествующий сокращению расходов.
11. Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на период регулирования для покрытия обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг с учетом корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств и возмещению недостатка средств, рассчитывается по формуле:
НВВ = НВВ_р +/- дельтаНВВ_1 +/- дельтаНВВ_2 |
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5) |
НВВ_р - необходимый доход субъекта оперативно-диспетчерского управления в расчетном периоде, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных расходов на оказание услуг и получение прибыли, определяемой в соответствии с настоящими Методическими указаниями (тыс. руб.);
дельта (дельта) НВВ_1 - экономически обоснованные расходы субъекта оперативно-диспетчерского управления, подлежащие возмещению (со знаком "+") и исключению из НВВ_р (со знаком "-") в соответствии с пунктами 7, 8, абзацем 1 пункта 9 и пунктом 10 настоящих Методических указаний (тыс. руб.);
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
дельта (дельта) НВВ_2 - дополнительно полученные доходы субъекта оперативно-диспетчерского управления, подлежащие исключению из НВВ_р (со знаком "-"), и его выпадающие в связи с выводом из эксплуатации электростанций (энергоблоков) доходы, подлежащие возмещению (со знаком "+") в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 9 настоящих Методических указаний (тыс. руб.).
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
III. Расчет расходов, относимых на услуги субъекта оперативно-диспетчерского управления12. Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, Основами ценообразования и настоящими Методическими указаниями.
13. Расчет расходов, связанных с оказанием услуг, производится по следующим составляющим:
- сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, - исходя из действующих норм и цен на сырье и материалы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- покупная энергия всех видов, расходуемая на технологические цели, отопление зданий, - исходя из расчетных объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;
- работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями и (или) подразделениями самой организации, а также услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, оказываемые субъектами оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня субъектам оперативно-диспетчерского управления вышестоящего уровня, - исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- топливо всех видов для обслуживания производства, включая транспорт и т.п., - исходя из действующих норм и цен и тарифов, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- амортизационные отчисления на реновацию основных фондов и нематериальных активов - по нормам амортизационных отчислений, утвержденным в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке и в соответствии с принятым порядком начисления амортизации;
- расходы на оплату труда персонала - в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования;
- отчисления на социальные нужды (единый социальный налог и отчисления на страхование от несчастного случая на производстве, предусмотренные законодательством Российской Федерации) - в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
- расходы на ремонт основных средств - в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- оплата работ и услуг сторонних организаций (расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунального хозяйства, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.) - исходя из необходимости проведения работ (оказания услуг) и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- арендные платежи - исходя из состава арендованного имущества и ставок арендной платы, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования;
- расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов, - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на обучение персонала - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на страхование (имущества, ответственности и др.) - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходы на оплату услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, а также расходы на возмещение исполнителям инвестиционных проектов платежей, вносимых ими в соответствии с договорами, необходимыми для осуществления деятельности в сфере электроэнергетики и участия в оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством об электроэнергетике, размер которых не зависит от объема производства (потребления) и (или) поставки (покупки) электрической энергии, определяемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. N 738 "О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 51, ст. 5526; 2007, N 26, ст. 3192);
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
- другие расходы - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Внереализационные расходы рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов до их утверждения допускается в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации использовать в расчетах экспертные оценки на основе отчетных данных.
16. При расчете тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике за услуги учитывается величина прибыли (расходы, не перечисленные в пунктах 13 и 14 настоящих Методических указаний), необходимая для обеспечения субъекта оперативно-диспетчерского управления средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, средствами на развитие, для выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов по следующим составляющим:
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
- налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые за счет прибыли, - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
- развитие производства, в том числе на инвестиции, - исходя из программы производственного развития, утвержденной в установленном порядке (программы развития, как правило, содержат: перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источник инвестиций (амортизация, прибыль, заемные средства и т.д.), расчет срока окупаемости инвестиций);
- расходы на социальные нужды - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- дивиденды по акциям - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- прибыль на прочие цели (с расшифровкой) - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Для расчета тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике за услуги используются следующие материалы:
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
- объем установленной мощности (Таблица 1);
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 24.05.2005 N 211-э/1)
- расчет расходов на оплату труда (Таблица 2);
- расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов (Таблица 3);
- смета расходов, относимых на услуги субъекта оперативно-диспетчерского управления, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (Таблица 4);
- расчет источников финансирования инвестиций (Таблица 5);
- справка о финансировании и освоении инвестиций (Таблица 6);
- расчет необходимой балансовой прибыли (Таблица 7);
- расчет тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (Таблица 8);
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
- инвестиционная программа производственного развития, согласованная в установленном порядке;
- расчет размера выпадающих доходов или дополнительно полученной выгоды в предшествующий период регулирования, выявленные на основании официальной отчетности или по результатам проверки хозяйственной деятельности;
- бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату;
- другие обосновывающие материалы и расчеты, нормы и нормативы расчета отдельных статей расходов по перечню, установленному регулирующим органом в соответствии с пунктом 12 Правил регулирования.
18. При заполнении таблиц расчетные показатели базового периода определяются:
- по экономическим (стоимостным) показателям - по текущим показателям периода, предшествующего периоду регулирования;
- по показателям производственно-технического характера - по текущим показателям года, предшествующего периоду регулирования, и/или по показателям сводного прогнозного баланса электроэнергии (мощности) года, предшествующего периоду регулирования, утверждаемым в установленном порядке;
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 24.05.2005 N 211-э/1)
- по показателям соответствующего периода прошлого года.
IV. Расчет размера тарифа за услуги субъектов оперативно-диспетчерского управления19. Размер тарифа за услуги Системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению (Т_СО) рассчитывается по формулам:
НВВ - необходимая валовая выручка Системного оператора;
N_i - установленная на 1 января года, предшествующего расчетному периоду, мощность (МВт) i-й электростанции, входящей в Единую энергетическую систему России, принадлежащей на праве собственности или ином законном основании юридическому лицу, осуществляющему деятельность по производству электрической энергии, в отношении которой Системный оператор осуществляет оперативное диспетчерское управление.
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
В случаях, когда таким лицом является хозяйствующий субъект, участвующий в качестве поставщика электрической энергии (мощности) на оптовом или розничных рынках и осуществляющий деятельность по производству электрической энергии с использованием принадлежащей ему на праве собственности или ином законном основании электростанции, входящей в Единую энергетическую систему России, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, и определяемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года N 355 "Об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 24, ст. 2608) (далее - хозяйствующий субъект, производящий электрическую энергию преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд), в качестве N_i применяется средняя мощность поставки электрической энергии за двенадцать полных календарных месяцев, начиная с 1 января года, предшествующего базовому периоду. При этом N_i определяется как отношение объема поставки электрической энергии (МВтч) по всем точкам поставки на оптовом и розничном рынках, относящимся к соответствующей электростанции, к количеству часов в указанном расчетном периоде.
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
Размер тарифа за услуги j-го субъекта оперативно-диспетчерского управления, оказываемые в j-й технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе (Т(j)_СО), рассчитывается по формулам:
НВВ(j) - необходимая валовая выручка j-го субъекта оперативно-диспетчерского управления, расположенного на территории технологически изолированной электроэнергетической системы j-го субъекта Российской Федерации;
N(j)_i - установленная на 1 января года, предшествующего расчетному периоду, мощность (МВт) i-й электростанции, входящей в j-ю технологически изолированную территориальную электроэнергетическую систему, принадлежащей на праве собственности или ином законном основании юридическому лицу, осуществляющему деятельность по производству электрической энергии.
(в ред. Приказов ФСТ РФ от 24.05.2005 N 211-э/1, от 31.07.2007 N 137-э/5)
В случаях, когда таким лицом является хозяйствующий субъект, участвующий в качестве поставщика электрической энергии (мощности) на розничном рынке и осуществляющий деятельность по производству электрической энергии с использованием принадлежащей ему на праве собственности или ином законном основании электростанции, входящей в j-ю технологически изолированную территориальную электроэнергетическую систему, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, в качестве N(j)_i применяется средняя мощность поставки электрической энергии за двенадцать полных календарных месяцев, начиная с 1 января года, предшествующего базовому периоду. При этом N(j)_i определяется как отношение объема поставки электрической энергии (МВтч) по всем точкам поставки на розничном рынке, относящимся к соответствующей электростанции, к количеству часов в указанном расчетном периоде.
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
Размер тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике k-го субъекта
оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня, оказываемые Системному оператору (Т(k)_со), рассчитывается по формуле:
НВВ(k) - необходимая валовая выручка k-го субъекта оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня;
N(k)_i - учтенная при установлении тарифа за услуги Системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению, установленная на 1 января года, предшествующего расчетному периоду регулирования, мощность (МВт) i-й электростанции, входящей в зону диспетчерской ответственности k-го субъекта оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня, принадлежащей на праве собственности или ином законном основании юридическому лицу, осуществляющему деятельность по производству электрической энергии.
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
В случаях, когда таким лицом является хозяйствующий субъект, производящий электрическую энергию преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд и осуществляющий деятельность в зоне диспетчерской ответственности k-го субъекта оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня, в качестве N(k)_i применяется учтенная при установлении тарифа за услуги Системного оператора по оперативно-диспетчерскому управлению средняя мощность поставки электрической энергии за двенадцать полных календарных месяцев, начиная с 1 января года, предшествующего базовому периоду. При этом N(k)_i определяется как отношение объема поставки электрической энергии (МВтч) по всем точкам поставки на оптовом и розничном рынках, относящимся к соответствующей электростанции, к количеству часов в указанном расчетном периоде.
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
Таблица N 1
Объем установленной мощности
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 24.05.2005 N 211-э/1)
Расчет расходов на оплату труда
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 24.05.2005 N 211-э/1)
Расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов
Расходы, относимые на услуги субъекта оперативно-диспетчерского управления, уменьшающие налогооблагаемую прибыль
млн. руб.
Расчет источников финансирования инвестиций
млн. руб.
Справка о финансировании и освоении инвестиций
млн. руб.
Расчет необходимой балансовой прибыли
Расчет тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
(в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 N 137-э/5)
<*> Указывается в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по производству электрической энергии с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании электростанций преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд.
- Главная
- ПРИКАЗ ФСТ РФ от 24.08.2004 N 45-э/4 (ред. от 31.07.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ"