в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 12.03.2003 N 80 (ред. от 16.06.2005) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
действует Редакция от 16.06.2005 Подробная информация
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 12.03.2003 N 80 (ред. от 16.06.2005) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Б. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

I. Общие положения

14. Образовательная деятельность является основным видом деятельности высшего военно-учебного заведения и включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.

15. Высшие военно-учебные заведения при подготовке офицеров с высшим профессиональным образованием могут реализовывать следующие профессиональные образовательные программы:

программы подготовки офицеров, предназначенных для замещения первичных воинских должностей офицеров с перспективой выдвижения на вышестоящие воинские должности. Обучение осуществляется на базе среднего (полного) общего образования. Срок обучения составляет: для получения квалификации (степени) "бакалавр" - не менее чем четыре года; для получения квалификации "дипломированный специалист" - не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами; для получения квалификации (степени) "магистр" - не менее чем шесть лет. При обучении на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля срок обучения по решению ученого совета может быть сокращен. Лица, завершившие обучение по указанным образовательным программам и прошедшие итоговую государственную аттестацию выпускников (далее именуется - итоговая аттестация), при прохождении военной службы считаются имеющими высшее военно-специальное образование. Им присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании соответствующей ступени;

программы подготовки офицеров - высококвалифицированных специалистов в области управления крупными воинскими коллективами - и всестороннего обеспечения деятельности войск в мирное и военное время. Обучение осуществляется на базе имеющегося у слушателей высшего военно-специального (высшего профессионального) образования и опыта военной службы по профилю получаемого образования. Срок обучения - не менее двух лет. Офицеры, завершившие обучение по указанным образовательным программам и прошедшие итоговую аттестацию, при прохождении военной службы считаются имеющими высшее военное образование. Им присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании соответствующей ступени.

16. Высшие военно-учебные заведения могут реализовывать профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Подготовка офицеров со средним профессиональным образованием осуществляется на базе среднего (полного) общего образования, срок обучения - три года. Лица, завершившие обучение по указанным образовательным программам и прошедшие итоговую аттестацию, при прохождении военной службы считаются имеющими среднее военно-специальное образование. Им присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.

Образовательные программы высшего военно-специального образования могут реализовываться в военных академиях, военных университетах и военных институтах, образовательные программы высшего военного образования - в военных академиях и военных университетах, образовательные программы среднего военно-специального образования - в военных институтах и филиалах высших военно-учебных заведений.

17. Подготовка офицеров в высших военно-учебных заведениях организуется по военным специальностям, перечни которых определяются Министром обороны Российской Федерации, и (или) по специальностям, определенным государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования.

Форма получения высшего военно-специального образования и среднего военно-специального образования - очная, высшего военного образования - очная и заочная. Перечень специальностей, по которым может организовываться заочное обучение, утверждается Министром обороны Российской Федерации.

Обучение в высших военно-учебных заведениях осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

18. Высшее военно-учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора методов и средств обучения с соблюдением необходимых требований безопасности создает обучающимся условия, необходимые для освоения профессиональных образовательных программ по установленным для вуза специальностям.

Слушатели и курсанты привлекаются к выполнению задач, не связанных с реализацией профессиональных образовательных программ, только по решению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации. На крупные гарнизонные мероприятия (парады войск и другие), для ликвидации последствий стихийных бедствий слушатели и курсанты привлекаются в установленном порядке в границах гарнизона; привлечение их к участию в мероприятиях за пределами гарнизона производится решением Генерального штаба.

Слушатели и курсанты привлекаются к несению гарнизонной и караульной служб в гарнизоне в пределах времени, предусмотренного для этой цели учебным планом.

II. Учебная работа

19. Учебная работа является важнейшей составной частью образовательной деятельности высшего военно-учебного заведения. Она включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, а также итоговой аттестации.

Учебный год в высшем военно-учебном заведении начинается 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. На втором и последующих курсах вуза, где летная подготовка, войсковая (флотская) стажировка или практика связаны с сезонностью, допускается перенос начала учебного года, но не позднее 1 ноября. У курсантов первого курса учебный год начинается 1 августа, с ними проводится общевойсковая подготовка продолжительностью не менее одного месяца, которая завершается полевым выходом и приемом комплексного экзамена;

общий объем учебной работы слушателей и курсантов, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 часов в неделю. Загрузка слушателей и курсантов всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 часов в неделю. При обучении по программам высшего военно-специального образования на выпускном курсе она не должна превышать 30 часов в неделю. На учениях, в период полевых (морских) выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная работа с преподавателем планируется из расчета не более 46 часов в неделю, в период войсковой (флотской) стажировки и всех видов практики - не более 40 часов в неделю.

20. Содержание образования и организация образовательного процесса по каждой специальности, установленной для высшего военно-учебного заведения, определяются основной образовательной программой профессионального образования, которая включает в себя:

государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, которые устанавливаются соответствующим государственным образовательным стандартом, и квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников, которые являются дополнением к соответствующим государственным образовательным стандартам;

учебный план, программы учебных дисциплин (далее именуются - учебные программы), программы практик и стажировок.

21. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности являются частью государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

22. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (далее именуются - квалификационные требования) разрабатываются на специальность (специализацию). Председателем комиссии по разработке квалификационных требований является заместитель главнокомандующего видом Вооруженных Сил, командующего рода войск Вооруженных Сил, начальника главного и центрального управления Министерства обороны, в интересах которого организуется подготовка офицеров. В состав комиссии включаются представители от видов и родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны и организаций Вооруженных Сил, для которых организуется подготовка офицеров по данной специальности (специализации), и представители вуза (группы вузов), на который возложена подготовка офицеров. Квалификационные требования согласовываются с Главным управлением кадров Министерства обороны и утверждаются заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими (начальниками) родами войск Вооруженных Сил, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны, имеющими в подчинении вузы, и доводятся до высших военно-учебных заведений не позднее чем за 1,5 года до начала подготовки офицеров по данной специальности (специализации).

23. Учебные планы и учебные программы разрабатываются непосредственно вузами на основе государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к выпускникам по соответствующей специальности.

Учебные планы и учебные программы подписываются лицами, ответственными за их разработку, при необходимости согласовываются с заинтересованными органами военного управления, а учебные планы согласовываются также с Главным управлением кадров Министерства обороны, утверждаются начальниками, которым подчинены вузы, и доводятся до вузов не позднее чем за один год до начала обучения по ним.

Учебные программы по специальности и соответствующим им специализациям могут объединяться в сборник учебных программ. Каждая учебная программа в сборнике подписывается лицом, ответственным за ее разработку, а сборник учебных программ утверждается начальником, которому подчинен вуз.

Учебные планы и программы должны быть стабильными и действовать в течение срока, не меньшего, чем полный срок подготовки офицеров по данной специальности.

24. Учебный план определяет:

продолжительность и последовательность периодов теоретического и практического обучения, экзаменационных сессий, каникулярных отпусков, разработки выпускной квалификационной работы и итоговой аттестации;

перечень обязательных учебных дисциплин, войсковых (флотских) стажировок и практик, последовательность их изучения (проведения) по семестрам обучения, учебное время, отводимое на изучение каждой дисциплины, его распределение по семестрам и видам учебных занятий;

формы промежуточной аттестации по каждой дисциплине, состав итоговой аттестации выпускников и другие.

25. Учебный план разрабатывается на каждую специальность. Учебные дисциплины специализаций отражаются в учебном плане соответствующей специальности или на специализацию разрабатывается отдельный учебный план. Дисциплины специализаций не должны превышать по объему 30 процентов бюджета времени учебных занятий. На специальность, по которой ведется подготовка офицеров в двух и более вузах, может разрабатываться и утверждаться в установленном порядке примерный учебный план.

Для внесения в учебный план изменений и дополнений, связанных с реализацией требований Министра обороны Российской Федерации и начальников, которым подчинены вузы, оперативного отражения достижений военной науки, техники и передового опыта войск (сил) начальнику вуза предоставляется право:

перераспределять время между учебными дисциплинами (в пределах данной группы (цикла) учебных дисциплин), сокращать или увеличивать количество часов на изучение дисциплины в объеме до 10 процентов отведенного на нее времени;

вводить (исключать) в учебную дисциплину новые темы, перераспределять время на ее изучение между семестрами (курсами), а также по темам и видам занятий в пределах 25 процентов отведенного на нее времени.

26. На основе утвержденного учебного плана в вузе могут разрабатываться рабочие учебные планы: для факультета (отделения) заочного обучения; при необходимости внесения в учебный процесс существенных изменений в пределах прав, предоставленных начальнику вуза; для обеспечения перехода к обучению по новым учебным планам (могут разрабатываться для всех курсов, кроме выпускного); в интересах учета особенностей организации и материально-технического обеспечения образовательного процесса в конкретном вузе (на основе утвержденного в установленном порядке примерного учебного плана). Рабочие учебные планы рассматриваются ученым советом вуза (факультета) и утверждаются начальником высшего военно-учебного заведения.

27. На основе утвержденного учебного плана вузом могут разрабатываться индивидуальные планы обучения слушателей и курсантов. Индивидуальные планы рассматриваются ученым советом вуза (факультета) и утверждаются начальником высшего военно-учебного заведения (факультета).

28. Учебная программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий. По дисциплинам, общим для нескольких вузов, могут разрабатываться примерные учебные программы. Учебные программы разрабатываются единые для очной и заочной форм обучения.

29. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается на основе учебной программы и является основным рабочим документом кафедры и преподавателя. Он конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины, содержит перечень учебных вопросов, организационно-методические рекомендации по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия. Тематический план разрабатывается кафедрой, подписывается начальником кафедры и утверждается начальником вуза, его заместителем или начальником факультета (по подчиненности кафедры). В тематический план оперативно вносятся все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания дисциплины. Изменения утверждаются (подписываются) лицом, утвердившим тематический план.

30. Расписание учебных занятий составляется учебным отделом вуза (учебной частью факультета) на семестр, согласовывается с начальниками (заведующими) кафедр и командирами подразделений слушателей и курсантов, утверждается начальником вуза и доводится до преподавательского состава, подразделений слушателей и курсантов не позднее чем за 15 дней до начала занятий. В вузах, где подготовка обучаемых включает полеты, вождение боевых машин и стрельбы, допускается составление расписания учебных занятий на месяц.

Расписанием предусматривается общая продолжительность всех видов учебных занятий с преподавателем не более 6 академических часов в день. Продолжительность академического часа 45 минут, допускается проведение занятий без перерыва по 90 минут. Тактические, тактико-специальные, командно-штабные учения и военные игры проводятся, как правило, непрерывно. В расписании указываются: подразделение слушателей (курсантов), учебная дисциплина, вид занятия и номер темы, дата, время и место его проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятие.

31. Разработка учебного плана, учебной программы (сборника учебных программ) и тематического плана изучения дисциплины осуществляется с учетом примерных форм, представленных в приложениях N 1, 2 и 3 к настоящему Руководству. Формы расписания учебных занятий и других планирующих и учетных документов устанавливаются вузом.

III. Воспитательная работа

61. Воспитательная работа является составной частью образовательной деятельности высшего военно-учебного заведения и одним из основных видов деятельности всех должностных лиц вуза.

Основными задачами воспитательной работы являются формирование и развитие у слушателей и курсантов:

государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и их офицерскому корпусу;

дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства;

профессионально важных качеств, необходимых обучающимся как офицерам и военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы с личным составом;

трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью;

общей культуры и высоких морально-нравственных качеств.

Воспитательные задачи решаются в ходе образовательного процесса, повседневной военной службы, совместной учебной, научной работы и других видов деятельности постоянного и переменного состава вуза.

62. Организация воспитательной работы в вузе включает:

анализ уровня воспитанности слушателей и курсантов на основе изучения документов, поведения и поступков обучающихся, а также проведения бесед, наблюдений, опросов, социологических исследований и др.;

согласованную практическую работу всех должностных лиц вуза на основе выбора и применения оптимальных методов, форм и средств воспитания, своевременную корректировку содержания воспитательной работы, исходя из реального положения дел и с учетом дифференцированного подхода к решению воспитательных задач по годам обучения слушателей и курсантов;

анализ и обобщение достигнутых результатов воспитательной работы и выработку предложений по ее совершенствованию, систематическое обучение должностных лиц практике воспитательной работы.

Воспитательная работа проводится в тесной взаимосвязи с учебной и методической работой, отражает интересы военно-профессиональной подготовки. Ее организация и содержание должны быть адаптированы к специфике слушательских и курсантских коллективов и ориентировать обучающихся на активную работу по самообразованию и самовоспитанию.

Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием в вузе образцовой воинской дисциплины и внутреннего порядка, высокой степенью организации службы войск, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни и быта слушателей и курсантов, всесторонним информационным обеспечением и культурно-досуговым обслуживанием обучающихся, а также сочетанием высокой требовательности к ним с уважением их личного достоинства, прав и убеждений.

Ведущей формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа, проводимая в течение всего периода обучения на основе изучения динамики формирования профессионально важных качеств и индивидуально-личностных особенностей каждого слушателя и курсанта.

Воспитательная работа в вузе планируется, организуется и проводится под руководством его начальника в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, регламентирующих ее содержание, указаний и рекомендаций начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил и настоящим Руководством.

Непосредственная организация и проведение воспитательной работы возлагаются на заместителя начальника вуза по воспитательной работе и отдел (отделение) воспитательной работы.

Ученый совет вуза (факультета) не реже одного раза в год анализирует состояние воспитательной работы в вузе (на факультете), вырабатывает предложения его начальнику, начальникам кафедр, отделов и служб по ее совершенствованию, координирует научно-методическую работу, проводимую в интересах воспитания личного состава.

Учебный отдел совместно с отделом (отделением) воспитательной работы обеспечивает единство планирования и организации учебной и воспитательной работы со слушателями и курсантами.

Планирование воспитательной работы со слушателями и курсантами осуществляется: в вузе (филиале), на факультетах, кафедрах, в батальонах (дивизионах) - на учебный год и на месяц; в ротах (батареях) и на курсах - на месяц. Воспитательная работа на факультетах, кафедрах, в батальонах (дивизионах) курсантов, отделах (кроме отдела (отделения) воспитательной работы) и службах включается самостоятельным разделом в планы работы соответствующих структурных подразделений.

Выписка из планов воспитательной работы, включающая мероприятия, проводимые с курсантами в масштабе вуза, факультета, батальона (дивизиона) и роты (батареи), составляется командиром подразделения курсантов на месяц и вывешивается в казарме (общежитии) на видном месте. Планы воспитательной работы и стенная печать подразделения хранятся в течение года.

63. Отдел (отделение) воспитательной работы вуза:

разрабатывает комплексный (перспективный) план воспитательной работы вуза. План рассматривается на заседании ученого совета и утверждается начальником вуза;

оказывает помощь командирам подразделений слушателей и курсантов, преподавательскому составу в организации и проведении воспитательных мероприятий;

организует и проводит занятия с постоянным составом по повышению уровня методической подготовки к проведению воспитательной работы с подчиненными;

организует и проводит ежегодные инструкторско-методические занятия с работниками клуба, библиотеки, музея, методических кабинетов по выполнению комплексного (перспективного) плана воспитательной работы;

обобщает передовой опыт воспитательной работы в вузе, изучает опыт воспитательной работы в других военных и гражданских вузах и распространяет его в подразделениях слушателей и курсантов и на кафедрах;

организует ежегодные дни открытых дверей для юношей и их родителей в целях пропаганды профессии офицера;

осуществляет ежегодный анализ и оценку деятельности постоянного состава вуза по проведению воспитательной работы и формированию у слушателей и курсантов профессионально важных качеств;

руководит процессом привития слушателям и курсантам умений и навыков организации и проведения воспитательной работы;

участвует в проведении анализа отзывов из войск о работе выпускников по воспитанию подчиненных. Результаты анализа используются для корректировки процесса воспитания обучающихся;

организует руководство культурно-досуговой работой, обучает и инструктирует актив подразделений слушателей и курсантов;

организует и проводит другие мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательной работы в вузе.

Центрами повседневной воспитательной работы с обучающимися являются подразделения слушателей и курсантов. Командиры подразделений слушателей и курсантов и их заместители по воспитательной работе непосредственно организуют воспитательную работу и осуществляют:

разработку плана воспитательной работы подразделения на основе комплексного (перспективного) плана воспитательной работы вуза в соответствии с годом обучения подчиненных слушателей (курсантов) и их военно-профессиональным предназначением;

проведение индивидуальной воспитательной работы с обучающимися с учетом их способностей, склонностей и увлечений;

взаимодействие по вопросам воспитания с отделом (отделением) воспитательной работы вуза, кафедрами, группой профессионального психологического отбора вуза.

В воспитательной работе со слушателями и курсантами участвуют все кафедры высшего военно-учебного заведения. Преподавательский состав обеспечивает решение воспитательных задач прежде всего личной примерностью в ходе образовательного процесса и повседневной военной службы, высокой дисциплинированностью и требовательностью к себе и обучающимся, привитием им в ходе решения учебных задач практических навыков воспитательной работы с будущими подчиненными, а также участием в проведении мероприятий воспитательного характера.

Кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин наряду с проведением воспитательной работы со слушателями и курсантами в процессе обучения осуществляют научно-методическое обеспечение процесса воспитания в вузе. На них возлагается:

проведение исследований, связанных с оптимизацией условий и повышением качества воспитательной работы со слушателями и курсантами;

участие в работе по привитию слушателям и курсантам методических навыков воспитательной работы;

участие в обучении постоянного состава вуза практике воспитательной работы, в подготовке и проведении межкафедральных и межвузовских мероприятий по проблемам гуманитарного образования и воспитания военных кадров.

64. Итоги воспитательной работы, состояния правопорядка и воинской дисциплины подводятся: в вузе (филиале) - за учебный год и семестр, на факультетах, в батальонах (дивизионах) - ежемесячно и за семестр, в ротах (батареях) и на курсах - еженедельно.

Результаты воспитательной работы в вузе определяются на основе оценки эффективности ее влияния на формирование у слушателей и курсантов качеств личности, необходимых защитнику Отечества и военному профессионалу, повышение качества образовательного процесса, поддержание правопорядка, воинской дисциплины и здорового морально-психологического состояния личного состава.

IV. Методическая работа

65. Методическая работа имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности, качества проведения всех видов учебных занятий, повышение профессионального уровня руководящего, преподавательского состава и командиров подразделений слушателей и курсантов.

Центром методической работы является кафедра.

66. Методическая работа включает:

разработку учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий и воспитательной работы;

повышение педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава и профессионального уровня командиров подразделений слушателей и курсантов (организация и проведение учебно-методических сборов, совещаний, научно-методических конференций, семинаров и методических занятий);

организацию и проведение контроля учебных занятий;

проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс;

рассмотрение вопросов методики обучения и воспитания на заседаниях ученых советов, кафедр и предметно-методических комиссий.

67. Учебно-методические (методические) сборы в вузе (на факультете) проводятся перед началом или в начале учебного года (семестра). На сборах подводятся итоги работы за предшествующий период обучения, вырабатываются единые взгляды по вопросам учебной, воспитательной и методической работы; проводятся методические занятия, организуется чтение лекций, даются указания по реализации в образовательном процессе новых требований руководящих документов и опыта войск. План проведения сбора утверждается начальником вуза (факультета).

Межвузовские сборы руководящего состава высших военно-учебных заведений, начальников кафедр и преподавателей по отдельным учебным дисциплинам (группам (циклам) учебных дисциплин, курсам), командиров подразделений слушателей и курсантов могут проводиться по планам начальников, которым подчинены вузы, и планам Главного управления кадров Министерства обороны.

Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов образовательного процесса: методики проведения учений, военных игр, комплексных учебных занятий, обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин и других. Они организуются и проводятся на факультетах, кафедрах, в батальонах (дивизионах) курсантов. Совместные совещания нескольких кафедр (межкафедральные совещания) организуются и проводятся начальником вуза (факультета), его заместителями, начальником учебного отдела или начальником одной из кафедр.

Научно-методические конференции и семинары проводятся в вузах, на факультетах и кафедрах с рассмотрением на них результатов научных исследований по проблемам военного образования, путей дальнейшего совершенствования подготовки офицеров, вопросов внедрения новых технологий, методов и средств обучения и других. Научно-методические конференции могут вырабатывать рекомендации, утверждаемые начальниками, по решению которых они проводились.

Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся по планам вуза, факультета, кафедры и батальона (дивизиона) курсантов.

Инструкторско-методические занятия организуются по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов. Они проводятся руководящим составом вуза (факультета), начальниками кафедр, наиболее опытными преподавателями и командирами подразделений слушателей и курсантов.

Показные занятия проводятся лучшими методистами с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятий, в том числе с использованием новых технологий обучения. Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий, на них приглашаются преподаватели и командиры подразделений слушателей и курсантов.

Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений слушателей и курсантов в организации занятий и методике их проведения.

Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий со слушателями и курсантами, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения. Пробные занятия проводятся по решению начальника кафедры, как правило, без слушателей и курсантов, только перед преподавателями и командирами подразделений слушателей и курсантов.

Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры (предметно-методической комиссии) или того коллектива преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов, который присутствовал на занятии.

Контроль учебных занятий проводится начальником вуза, его заместителями, начальниками учебного отдела, факультетов, начальниками (заведующими) кафедр и их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, а по общевоенным дисциплинам - также командирами батальонов (дивизионов) курсантов в целях определения и оценки содержания, организации и методического уровня проведения занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности лица, проводящего занятие. Контроль должен быть как плановым, так и внезапным. Анализ проверенного занятия и его оценка отражаются в журнале контроля учебных занятий и доводятся до преподавателей кафедры или командиров подразделений слушателей и курсантов. Организация контроля должна обеспечивать проверку занятий, проводимых доцентами, старшими преподавателями, преподавателями, ассистентами и командирами курсантских взводов, рот (батарей) и курсовыми офицерами, не реже двух раз в семестр, а занятий, проводимых начальниками (заведующими) кафедр и их заместителями, профессорами и командирами батальонов (дивизионов) курсантов, - не реже одного раза в семестр. Учебные занятия, проводимые начальниками (заведующими) кафедр и их заместителями, профессорами и командирами батальонов (дивизионов) курсантов, контролируются начальником вуза, его заместителями и начальниками факультетов. Результаты контроля учебных занятий рассматриваются ежемесячно на совещаниях руководящего состава вуза с участием начальников кафедр, а также не реже одного раза в семестр - на заседаниях ученого совета вуза (факультета) и заседаниях кафедр.

69. Педагогические (методические) эксперименты организуются по решению ученого совета вуза (факультета) в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований в области военного образования, внедрения в учебный процесс новых технологий обучения, достижений педагогической науки и практики. Результаты экспериментов рассматриваются на кафедре или на заседании ученого совета вуза (факультета).

70. На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, воспитательной работы со слушателями и курсантами, подготовки научно-педагогических и научных кадров, повышения квалификации личного состава кафедры, выполнения научных работ и педагогических (методических) экспериментов, результаты контроля учебных занятий, другие вопросы. Решения принимаются простым большинством голосов, протоколы заседаний с принятыми решениями подписываются начальником (заведующим) кафедры. Заседания кафедры должны проводиться не реже одного раза в месяц.

71. На кафедре (на факультете, в вузе) по отдельным учебным дисциплинам (группам (циклам) учебных дисциплин, курсам) создаются предметно-методические комиссии. В их состав включаются преподаватели, ведущие учебную работу по соответствующим дисциплинам (курсам), могут включаться преподаватели смежных учебных дисциплин и представители руководящего состава вуза, а по общевоенным дисциплинам - также командиры подразделений слушателей и курсантов. Председатель предметно-методической комиссии избирается составом комиссии и утверждается начальником кафедры (факультета, вуза). На заседаниях предметно-методических комиссий обсуждаются учебно-методические материалы, принимаются рекомендации по содержанию и методике обучения. Рекомендации и решения предметно-методической комиссии отражаются в журнале работы комиссии и подписываются ее председателем.

72. Для изучения, обобщения и распространения передового опыта обучения и воспитания слушателей и курсантов, оказания помощи преподавателям в повышении их педагогической квалификации в высшем военно-учебном заведении создается методический кабинет.

Методический кабинет ежемесячно планирует и организует проведение лекций, докладов, научных сообщений и консультаций по вопросам обучения и воспитания, обеспечивает накопление научно-методических материалов, ведет библиографию, организует выпуск методических сборников (бюллетеней), выставки педагогической и методической литературы. На базе методического кабинета организуются и проводятся показные и инструкторско-методические занятия, а также занятия с начинающими преподавателями, адъюнктами и заседания межкафедральных предметно-методических комиссий.

73. Методическую работу в вузе организует учебный отдел, который разрабатывает план методической работы на учебный год и контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической работы включаются в план-календарь основных мероприятий вуза, разрабатываемый на месяц. Методическая работа на факультетах, кафедрах и в батальонах (дивизионах) курсантов включается самостоятельным разделом в планы работы соответствующих структурных подразделений на учебный год и на месяц.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 12.03.2003 N 80 (ред. от 16.06.2005) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"