Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 23.01.2006 N 58-р
КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ Г. СОЧИ КАК горноклиматичЕСКОГО КУРОРТА (2006-2014 ГОДЫ)"
Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанной задачи. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности каждого гражданина в течение всей жизни. Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть решена с помощью комплексной программы.
Важнейшим моментом является также то, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. К сожалению, в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.
Концепция федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)" (далее - Программа), подготовленная с учетом общенациональной значимости г. Сочи как курорта федерального значения, предусматривает комплексный подход к решению проблем дальнейшего развития курорта с учетом необходимости соблюдения оптимального равновесия между использованием территории в курортно-оздоровительных и спортивных целях.
Особую значимость приобретает развитие г. Сочи как региона, который обладает уникальными природно-климатическими и рекреационными ресурсами и роль которого для Российской Федерации особенно усилилась после распада СССР и утраты значительной части туристско-рекреационных территорий.
В последнее время все большая доля российских отдыхающих предпочитает горный отдых пляжному. Развитие в г. Сочи горноклиматического курорта мирового уровня позволит успешно конкурировать с альпийскими и иными горными курортами мира.
Потеря при распаде СССР спортивных баз в Бакуриани, Цахкадзоре, Сигулде, Раубичах, Чембулаке, Конче-Заспе не могла не сказаться на успехах российских спортсменов в зимних видах спорта. Отсутствуют условия для тренировок российских спортсменов, чемпионаты Российской Федерации по ряду видов спорта проводятся за рубежом (прыжки с трамплина - в Германии, бобслей - в Норвегии, санный спорт - в Дании).
В связи с выдвижением г. Сочи кандидатом на право проведения в 2014 году XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр (далее - Олимпийские игры) создание современной спортивной инфраструктуры, соответствующей жестким требованиям Международного олимпийского комитета, повысит успехи российских спортсменов на международной арене, что, в свою очередь, скажется на престиже Российской Федерации в мире и на популярности спорта в стране.
Обеспечение для г. Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения Олимпийских игр путем приведения в соответствие с требованиями Международного олимпийского комитета транспортной и инженерной инфраструктуры, энергетики, средств связи, туристической инфраструктуры, качества работы обслуживающего персонала и качества проведения природоохранных мероприятий значительно повысит привлекательность г. Сочи в качестве пляжного и бальнеологического курорта.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методомМероприятия Программы носят межотраслевой характер и затрагивают почти все сферы экономики. Объекты и стройки находятся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Предполагается привлечение значительных внебюджетных инвестиций.
Сложность и взаимоувязанность различных мероприятий, сжатый временной график строительства сопряженных объектов, относящихся к разным государственным заказчикам и частным инвесторам (транспортная инфраструктура и системы связи, инженерные сети и энергоснабжение, спортивные объекты и природоохранные мероприятия), делают решение поставленных задач невозможным без объединения их в рамках Программы.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития г. Сочи направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, включая ресурсы федерального бюджета.
Достижение цели в предусмотренные сроки возможно только при условии создания центра, координирующего деятельность различных федеральных ведомств, администраций Краснодарского края, г. Сочи и частных инвесторов, отслеживающего выполнение Программы в целом и корректирующего при необходимости работу различных заказчиков.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого методаПри неиспользовании программно-целевого метода достижение поставленных целей в необходимые сроки представляется сомнительным в связи с тем, что неизбежное при реализации столь сложной Программы изменение (уточнение) технических решений будет нуждаться во взаимных согласованиях, что приведет либо к полному блокированию работы, либо к не согласованному с другими министерствами и ведомствами строительству и к огромным временным и материальным затратам на реконструкцию и ремонт уже построенных объектов.
IV. Возможные сценарии реализации Программы, оценка преимуществ и рисковПри разработке Программы учитывается тот факт, что решение о выборе столицы Олимпийских игр будет принято Международным олимпийским комитетом в середине 2007 года.
В Программе будут рассмотрены 2 сценария ее реализации.
По первому сценарию г. Сочи получает право на проведение Олимпийских игр. В этом случае реализуются в полном объеме все мероприятия Программы.
По второму сценарию в 2007 году Международный олимпийский комитет выбирает в качестве столицы Олимпийских игр другой город. В этом случае реализуются только те мероприятия, которые необходимы для формирования современного горноклиматического курорта, создания условий для тренировок российских спортсменов и проведения соревнований по тем видам спорта, по которым нет возможности в настоящее время проводить их в Российской Федерации.
При отклонении заявки г. Сочи на проведение Олимпийских игр в 2014 году и принятии решения о выдвижении г. Сочи столицей Олимпийских игр в последующий период потребуется незначительная корректировка Программы.
Определение сроков начала проведения мероприятий и строительства объектов, предусмотренных Программой, а также планирование транспортных и инженерных сетей производились с учетом рисков, связанных с принятием в 2007 году Международным олимпийским комитетом решения о выборе столицы Олимпийских игр.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методомРеализация Программы рассчитана на срок с 2006 по 2014 год включительно и состоит из 3 этапов.
На первом этапе (2006-2007 годы) проводятся мероприятия по обеспечению создания горнолыжного курорта и осуществлению процедур отбора Международным олимпийским комитетом столицы Олимпийских игр.
В результате реализации мероприятий первого этапа Программы к середине 2007 года должно быть осуществлено:
проведение проектных работ по всем объектам;
начало строительства всех объектов двойного назначения (целесообразность строительства которых не зависит от решения о проведении в г. Сочи Олимпийских игр);
завершение строительства объектов, связанных с приемом оценочной комиссии Международного олимпийского комитета (аэропорт, взлетно-посадочная полоса, горнолыжная база "Роза Хутор" и др.);
проведение предусмотренных заявочным комитетом "Сочи-2014" мероприятий по популяризации г. Сочи в качестве столицы Олимпийских игр среди членов Международного олимпийского комитета, а также по популяризации идеи проведения Олимпийских игр в г. Сочи среди населения.
На втором этапе (2008-2012 годы) должно быть завершено строительство объектов, сооружение которых начато на первом этапе (в том числе за счет частных инвестиций).
В случае реализации первого сценария в рамках второго этапа должны быть:
завершены работы по строительству олимпийских объектов, необходимых для проведения обязательных предолимпийских соревнований;
завершены в основном работы по строительству транспортной и инженерной инфраструктуры, сооружение которой необходимо для проведения Олимпийских игр;
завершены работы по обеспечению олимпийских объектов современными средствами связи;
завершены в основном работы на объектах, строящихся за счет частных инвестиций (в первую очередь объекты Олимпийской деревни, часть спортивных сооружений, объекты туристической инфраструктуры и др.);
начаты работы по подготовке персонала.
На третьем этапе (2013-2014 годы):
проводится подготовка к проведению Олимпийских игр (в том числе подготовка обслуживающего персонала в соответствии с требованиями Международного олимпийского комитета, обучение английскому языку и др.);
проводятся обязательные пробные международные предолимпийские соревнования;
завершается строительство недостроенных объектов;
проводятся Олимпийские игры.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годамЦелями Программы являются:
формирование первого в Российской Федерации горноклиматического курорта мирового уровня;
создание современных тренировочных баз для российских спортсменов;
обеспечение возможности проведения в Российской Федерации международных и общероссийских соревнований по зимним видам спорта;
обеспечение для г. Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения Олимпийских игр в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2005 г. N 2047-р.
Для достижения указанных целей необходимо:
построить соответствующие требованиям Международного олимпийского комитета олимпийские объекты (в том числе Олимпийскую деревню);
привести в соответствие с требованиями Международного олимпийского комитета транспортную инфраструктуру (обеспечение пропускной способности, предельного времени в пути, выделенных путей для "олимпийской семьи", наличие альтернативных путей, соответствие пиковым нагрузкам);
обеспечить соответствующий современным требованиям уровень связи;
привести в соответствие с требованиями Международного олимпийского комитета инженерную инфраструктуру спортивных и туристических объектов;
обеспечить надежное энергоснабжение, выдерживающее прогнозируемые пиковые нагрузки;
привести туристическую инфраструктуру в соответствие с современными международными требованиями (в том числе по качеству обслуживания);
осуществить природоохранные мероприятия, минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду.
При этом Международный олимпийский комитет в качестве дополнительных гарантий того, что объекты будут построены качественно и в срок, предусматривает двойное назначение объектов, предполагающее их активное использование после проведения Олимпийских игр.
В качестве целевых индикаторов реализации Программы предлагается также использовать степень соответствия инфраструктуры г. Сочи требованиям Международного олимпийского комитета.
Целевые индикаторы по направлениям реализации Программы приведены в приложении N 1.
При реализации второго сценария (г. Сочи не становится столицей Олимпийских игр) представляется целесообразным использовать те же целевые индикаторы, но с другим целевым значением.
График строительства и ввода в эксплуатацию объектов, который будет представлен в Программе для обоих сценариев, и указанные индикаторы будут полностью отражать ход реализации Программы.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования ПрограммыФинансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов Краснодарского края и г. Сочи с привлечением внебюджетных источников.
Общие затраты на реализацию всех мероприятий Программы (в том числе на проведение предолимпийских соревнований, Олимпийских игр) составят 327,2 млрд. рублей с учетом прогноза цен на соответствующие годы. Из них за счет средств федерального бюджета будет выделено 192,4 млрд. рублей, бюджетов Краснодарского края и г. Сочи - 7,1 млрд. рублей, внебюджетных источников - 127,7 млрд. рублей.
Средства бюджетов Краснодарского края и г. Сочи в первую очередь направляются на приведение в соответствие с международными требованиями инженерных сетей, улично-дорожной сети (в части дорог краевого и муниципального значения), частично на строительство олимпийских объектов, а также на строительство очистных сооружений в рамках осуществления природоохранных мероприятий.
Из внебюджетных источников финансируется в полном объеме строительство объектов туристической инфраструктуры (69,1 млрд. рублей), частично олимпийских объектов (около 13 млрд. рублей), части объектов транспортной инфраструктуры (около 7 млрд. рублей), части объектов энергоснабжения (около 2 млрд. рублей). Около 1 млрд. долларов США (29,1 млрд. рублей) будет получено от Международного олимпийского комитета, международных и национальных спонсоров, поставщиков услуг и товаров, от продажи билетов и лицензий, выпуска монет и из других источников в рамках проведения Олимпийских игр.
По видам расходов средства федерального бюджета делятся следующим образом:
государственные капитальные вложения - 182,6 млрд. рублей;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 0,5 млрд. рублей;
прочие нужды - 9,3 млрд. рублей.
По направлениям расходования средства федерального бюджета делятся следующим образом:
объекты транспортной инфраструктуры - 118,3 млрд. рублей. Из них расходы на финансирование строительства новых и реконструкцию существующих федеральных автомобильных дорог будут осуществляться в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)";
объекты энергоснабжения - 33,7 млрд. рублей;
олимпийские объекты - 11,7 млрд. рублей;
объекты инженерной инфраструктуры - 11,4 млрд. рублей;
объекты связи - 6,3 млрд. рублей;
природоохранные мероприятия - 0,9 млрд. рублей;
градостроительство (разработка генеральных планов) - 0,3 млрд. рублей.
В случае реализации второго сценария (осуществление только мероприятий по созданию горноклиматического курорта, а также строительство приоритетных спортивных объектов) общие затраты на реализацию мероприятий Программы составят 172,4 млрд. рублей с учетом прогноза цен на соответствующие годы. Из них за счет средств федерального бюджета будет выделено 88,7 млрд. рублей, бюджетов Краснодарского края и г. Сочи - 6,3 млрд. рублей, внебюджетных источников - 77,4 млрд. рублей.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы представлены в приложении N 2.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемых сценариев реализации ПрограммыПо предварительной оценке (с использованием аналогии проведенных зимних Олимпийских игр), общий экономический эффект от реализации Программы по первому сценарию (г. Сочи становится победителем олимпийского тендера) составит 162,6 млрд. рублей (прямой экономический эффект - 123,3 млрд. рублей, косвенный эффект - 28,2 млрд. рублей, стимулированный эффект - 11,1 млрд. рублей) <*>.
<*> Методики расчета, их обоснования и результаты расчетов будут приведены в Программе.
Общий экономический эффект от реализации Программы превзойдет совокупные расходы на ее реализацию (при расчетах расходы принимались в размере около 12 млрд. долларов США) в 2016-2017 годах.
Эффект экономии средств от проведения тренировочных сборов спортсменов высшего уровня на территории Российской Федерации и от проведения соревнований международного уровня не учитывался.
При реализации первого сценария предполагается рост туристического потока к 2015 году до 6 млн. человек в год.
Стоимостные показатели приведены в ценах 2005 года. Курс доллара США зафиксирован на уровне 29 рублей за 1 доллар.
При реализации второго сценария (без проведения Олимпийских игр) общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы в 2006-2014 годах для Краснодарского края составит 148,5 млрд. рублей, что соответствует усредненному вкладу в прирост валового внутреннего продукта на уровне 2,58 процента в год, который складывается из прямого экономического эффекта в 2006-2014 годах в размере 100,1 млрд. рублей, косвенного эффекта - 37,9 млрд. рублей, стимулированного эффекта - 10,5 млрд. рублей.
Предполагается рост туристического потока к 2015 году до 4,5 млн. человек в год, причем средние траты туристов будут на 10-15 процентов ниже, чем при реализации первого сценария. Доля внешних ресурсов в удовлетворении инвестиционного спроса составит 65 процентов, спроса туристов - 25 процентов. Стоимостные показатели приведены в ценах 2005 года. Курс доллара США зафиксирован на уровне 29 рублей за 1 доллар.
Общий экономический эффект от реализации Программы в этом случае превзойдет совокупные расходы на ее реализацию (оценочно около 7 млрд. долларов США) также в 2016-2017 годах.
При расчете экономического эффекта от реализации второго сценария были приняты те же допущения, что и при расчетах экономического эффекта от реализации первого сценария.
IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию ПрограммыВ качестве государственных заказчиков Программы предлагаются:
Федеральное дорожное агентство (в части дорожного строительства);
Федеральное агентство по физической культуре и спорту (в части строительства олимпийских объектов, а также расходов заявочного комитета "Сочи-2014");
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (в части строительства линии легкого метро);
Федеральное агентство по энергетике (в части строительства объектов энергообеспечения);
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (в части строительства объектов инженерной инфраструктуры);
Федеральное агентство связи (в части строительства объектов связи);
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (в части осуществления природоохранных мероприятий).
В качестве государственного заказчика - координатора Программы предлагается Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
X. Предложения по механизмам формирования мероприятий ПрограммыДля обеспечения системного подхода к решению задач Программы государственным заказчиком - координатором Программы совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, специалистами заявочного комитета "Сочи-2014", администрациями Краснодарского края, г. Сочи и частными инвесторами разрабатывается комплекс мероприятий.
К разработке мероприятий Программы привлекаются представители общественных объединений, научной и педагогической общественности. Анализируются источники их финансирования, возможность привлечения к реализации мероприятий Программы максимально широкого круга исполнителей. Проводится мониторинг эффективности реализации Программы. На основании данных мониторинга в перечень и содержание мероприятий Программы, а также в их ресурсное обеспечение вносятся корректировки, проводится ежегодное уточнение показателей Программы и затрат на осуществление программных мероприятий с учетом выделяемых на их реализацию средств.
При реализации мероприятий Программы предусматривается активное привлечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций и заинтересованных лиц к решению конкретных задач.
XI. Предложения по возможным вариантам управления реализацией ПрограммыДля координации деятельности государственных заказчиков Программы, администраций Краснодарского края, г. Сочи и частных инвесторов по реализации Программы, а также для контроля за ходом ее выполнения предлагается сформировать дирекцию Программы в форме федерального государственного учреждения (федерального государственного унитарного предприятия).
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 23.01.2006 N 58-р