Последнее обновление: 23.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.02.2006 N 99 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ НА 2006-2010 ГОДЫ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ НА 2006-2010 ГОДЫ"
Наименование Программы | - федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта) | - распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2005 г. N 1564-р |
Государственный заказчик-координатор Программы | - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральное агентство водных ресурсов |
Основные разработчики Программы | - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов, федеральное государственное унитарное предприятие "Специализированный научный центр "Госэкомелиовод" с участием Всероссийского научно-исследовательского института агролесомелиорации, Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования сельского строительства, Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации, Всероссийского научно-исследовательского института агрохимии, федерального государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт систем орошения и сельхозводоснабжения "Радуга" |
Цели Программы | - сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники |
Задачи Программы | - рациональное использование биоклиматического потенциала, получение стабильных урожаев, систематическое воспроизводство природного плодородия почв, улучшение баланса питательных веществ без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафта; |
организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения; | |
защита земель от затопления и подтопления путем строительства и реконструкции гидротехнических и мелиоративных сооружений, охрана сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии, опустынивания; | |
разработка системы агролесомелиоративных мероприятий, обеспечивающих оптимизацию воздушного и гидротермического режимов агроландшафтов, улучшение качества природной среды и поверхностных водоисточников; | |
улучшение социальных условий в сельских районах путем сохранения и создания новых рабочих мест, сокращения заболеваемости населения путем получения качественной и безопасной (без токсикантов) сельскохозяйственной продукции и повышения водообеспеченности сельских районов; | |
научное и информационно-аналитическое, нормативное правовое и методическое обеспечение Программы, разработка научных методик, рекомендаций и технологий для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота 3,2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий и введение в сельскохозяйственный оборот 1,7 млн. гектаров таких угодий; |
увеличение содержания в почвах земель сельскохозяйственного назначения на площади 22 млн. гектаров таких подвижных форм питательных веществ, как азот в среднем не менее чем на 10 мг/в кг почвы, фосфор - не менее чем на 3 мг/в кг почвы, калий - не менее чем на 3 мг/в кг почвы; | |
вовлечение в сельскохозяйственный оборот не менее 320 тыс. гектаров мелиорированных угодий: | |
ввод в эксплуатацию 160 тыс. гектаров орошаемых земель, 80 тыс. гектаров осушенных земель, защита 80 тыс. гектаров от затопления и подтопления; | |
предотвращение опустынивания земель сельскохозяйственного назначения на площади 250 тыс. гектаров; | |
защита 100 тыс. гектаров земель от водной и ветровой эрозии; | |
сохранение илистой фракции почв и мелкоземов почв на площади 1,5 млн. гектаров; | |
уменьшение степени кислотности почв при известковании на 0,35 ед. pH на площади 1,287 млн. гектаров, солонцеватости почв при гипсовании - на 0,3 мг/экв. поглощенного натрия на площади 87,5 тыс. гектаров; | |
преобразование материалов комплексного разномасштабного картирования плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе агроинформационных систем для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на площади 3,2 млн. гектаров | |
Сроки и этапы реализации Программы | - первый этап - 2006-2008 годы; |
второй этап - 2009-2010 годы | |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы составляет 206316,5 млн. рублей с учетом прогноза цен на соответствующие годы, в том числе: |
средства федерального бюджета - 20975,5 млн. рублей; | |
средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 38697 млн. рублей; | |
средства внебюджетных источников - 146644 млн. рублей | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота 3,2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий; |
повышение класса почв по пригодности для использования в сельскохозяйственном производстве на 2 разряда в пределах одного класса; | |
прирост сельскохозяйственной продукции за годы реализации Программы, составляющий не менее 80 млн. тонн зерновых единиц; сохранение существующих и создание 70 тыс. новых рабочих мест |
Анализ современного состояния и возможных сценариев развития сельскохозяйственного производства подтверждает необходимость проведения комплекса мероприятий по стабилизации и восстановлению сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, а также улучшение общей экологической обстановки.
Сельскохозяйственные угодья, выбывшие из оборота за последние 15 лет, составили более 15 млн. гектаров, более 56 млн. гектаров пашни характеризуются низким содержанием гумуса. Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем по Российской Федерации составил 0,52 тонны на гектар. Вносимые дозы минеральных и органических удобрений не компенсируют потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв.
Дальнейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства.
Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", Водный и Земельный кодексы Российской Федерации, а также Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы определили необходимость разработки федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы" (далее - Программа) как важнейшей общегосударственной задачи.
Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения является естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли, имеет важное природоохранное значение.
Программа должна создать благоприятные условия для функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации, наиболее полного и рационального использования природно-климатического и экономического потенциала, направленного на повышение продуктивности отечественного сельскохозяйственного производства, его экологизацию в целях обеспечения населения страны качественным продовольствием, улучшения социальной обстановки и жизни на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест.
В настоящее время назрела необходимость:
освоения современных систем земледелия и землеустройства с учетом перспективы развития земель сельскохозяйственного назначения;
проведения комплекса агрохимических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования удобрений и мелиорантов в сельском хозяйстве;
выполнения гидромелиоративных, культуртехнических, противоэрозионных мероприятий и работ по реабилитации нарушенных земель;
осуществления агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий.
Программа предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных технических, организационных, экологических, технологических и хозяйственных мероприятий с соответствующим финансовым, материально-техническим, научным и информационным обеспечением при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.
Составляющие сохранения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения весьма многогранны и представляют собой совокупность самых разнообразных факторов, влияющих на потенциальную отдачу сельскохозяйственных угодий в виде урожая.
Без проведения комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, произойдет снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и урожайности до естественного (природного) уровня.
Риски в реализации Программы связаны со следующими факторами:
нарушение или изменение научно обоснованной системы земледелия или отказ в проведении агротехнических мероприятий;
влияние природных факторов (засухи, подтопления, резкого изменения уровня подземных вод);
опустынивание земель, водная и ветровая эрозия;
дефицит органических удобрений в связи с недостаточным развитием животноводства;
ухудшение мелиоративного и водно-воздушного состояния орошаемых и осушенных земель;
отсутствие необходимой качественной сельскохозяйственной и мелиоративной техники;
безопасность функционирования гидротехнических сооружений;
продвижение процесса подкисления почв на юг России.
Реализация мероприятий Программы позволит сохранить, восстановить и повысить плодородие почв земель сельскохозяйственного назначения.
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показателиЦелями Программы являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Основной задачей Программы является систематическое воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, получение стабильных урожаев и улучшение баланса питательных веществ в почвах с учетом биоклиматического потенциала агроландшафтов.
Задачами Программы являются:
рациональное использование биоклиматического потенциала, получение стабильных урожаев, систематическое воспроизводство природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, улучшение баланса питательных веществ в почвах без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафтов;
организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения, а также выборочного анализа материалов картографирования;
сохранение достигнутого уровня плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в системе земледелия и защита земель от затопления и подтопления путем строительства и реконструкции гидротехнических и мелиоративных сооружений;
защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;
снижение степени кислотности и солонцеватости почв;
сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства;
научное, информационно-аналитическое и нормативно-методическое обеспечение Программы, разработка научных методик, рекомендаций и технологий для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
создание стимулов для субъектов Российской Федерации и сельскохозяйственных товаропроизводителей;
сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, сокращение заболеваемости населения путем получения качественной и безопасной (без токсикантов) сельскохозяйственной продукции и повышения водообеспеченности сельских районов.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота 3,2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий и введение в сельскохозяйственный оборот 1,7 млн. гектаров таких угодий;
внесение 9,8 млн. тонн минеральных удобрений;
увеличение на площади 22 млн. гектаров содержания таких подвижных форм питательных веществ, как азот в среднем не менее чем на 10 мг/в кг почвы, фосфор - не менее чем на 3 мг/в кг почвы, калий - не менее чем на 3 мг/в кг почвы;
уменьшение степени кислотности почв при известковании на 0,35 ед. pH, солонцеватости почв при гипсовании - на 0,3 мг/экв. поглощенного натрия;
ввод в эксплуатацию 160 тыс. гектаров орошаемых земель, 80 тыс. гектаров осушенных земель, защита 80 тыс. гектаров от затопления и подтопления;
предотвращение опустынивания земель сельскохозяйственного назначения на площади 250 тыс. гектаров;
защита и сохранение 100 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии;
сохранение илистой фракции почв и мелкоземов почв на площади 1,5 млн. гектаров;
вовлечение в интенсивный сельскохозяйственный оборот 20 тыс. гектаров земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
проведение агрохимического обследования на площади 92 млн. гектаров;
преобразование материалов комплексного разномасштабного картирования плодородия почв на основе агроинформационных систем для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на площади 3,2 млн. гектаров;
создание лесных насаждений на площади 118 тыс. гектаров;
увеличение числа субъектов Российской Федерации, обеспеченных научными разработками адаптивно-ландшафтных систем земледелия, проектно-технологической документацией и рекомендациями по проведению агрохимических и других мероприятий;
сохранение существующих и создание 70 тыс. новых рабочих мест.
Реализация мероприятий Программы осуществляется в 2 этапа.
На первом этапе (2006-2008 годы) предусматривается проведение следующих мероприятий:
агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв, составление картограмм и формирование базы данных агрохимических работ (на индикаторные показатели), передача землепользователям планов применения удобрений, известкования, фосфоритования и гипсования, проведение анализа данных агрохимического обследования и разработка научно обоснованных систем земледелия;
развитие материально-технической базы государственных учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в области повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, в том числе услуг в области содержания и эксплуатации государственных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений;
агролесомелиоративное обустройство земель сельскохозяйственного назначения;
преобразование материалов комплексного разномасштабного картирования плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе агроинформационных систем для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на площади 1,5 млн. гектаров;
разработка научных методик, рекомендаций и технологий для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
На этом этапе проводятся работы по реконструкции и восстановлению мелиоративных систем, орошению и осушению земель сельскохозяйственного назначения, строительству противоэрозионных гидротехнических сооружений, а также осуществляются агрохимические мероприятия.
На втором этапе (2009-2010 годы) предусматривается проведение следующих мероприятий:
преобразование материалов комплексного разномасштабного картирования плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе агроинформационных систем для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на площади 1,7 млн. гектаров;
проведение анализа данных ежегодного агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения по субъектам Российской Федерации в объеме 12-15 млн. гектаров, или до 10 процентов общей площади;
проведение мониторинга плодородия почв мелиорированных земель и обеспечение схемами и проектами землеустройства не менее 5 тыс. хозяйств в субъектах Российской Федерации;
корректировка отдельных показателей, отражающих результаты проведенного агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения;
сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства по результатам проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения. Будут продолжены работы по проведению агрохимических мероприятий, реконструкции и восстановлению мелиоративных систем, орошению и осушению земель, строительству противоэрозионных гидротехнических сооружений, агролесомелиоративному обустройству земель сельскохозяйственного назначения, а также по развитию материально-технической базы государственных учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в области повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, в том числе услуг в области содержания и эксплуатации государственных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
Проведение указанных мероприятий будет способствовать:
увеличению объемов внесения минеральных и органических удобрений (не менее 10 процентов) по сравнению с 2002-2005 годами по субъектам Российской Федерации за счет субсидий на приобретение минеральных удобрений;
созданию лесных насаждений на площади 118 тыс. гектаров с обеспечением защиты 1,5 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий;
вовлечению в интенсивный сельскохозяйственный оборот до 20 тыс. гектаров земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
вводу площадей орошаемых и осушенных земель;
сокращению количества объектов незавершенного строительства мелиоративного назначения.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы по годам приведены в приложении N 1.
Программа носит межведомственный характер.
В качестве государственного заказчика-координатора Программы и государственного заказчика Программы определено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Федеральное агентство водных ресурсов также является государственным заказчиком Программы. В реализации Программы участвует Российская академия сельскохозяйственных наук в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета.
Программой предусматривается направление средств федерального бюджета на капитальные вложения, строительство и реконструкцию мелиоративных и водохозяйственных объектов, осуществление прочих расходов (включая субсидии на проведение агрохимических мероприятий), выполнение прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведение мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, создание картографической основы систем земледелия и землеустройства, а также совместного использования комплексных водохозяйственных объектов.
Все стройки и объекты для федеральных государственных нужд, которые предполагается финансировать за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Программы, находятся в федеральной собственности.
Одной из главных задач является осуществление комплекса мер по восстановлению и сохранению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Решение этой задачи обеспечило бы к 2010 году производство продукции сельского хозяйства в объемах, соответствующих стратегическим направлениям развития агропромышленного комплекса Российской Федерации.
По примеру многих других стран (США, Канада, Германия) Российская Федерации в целях объективного анализа состояния сельскохозяйственных угодий использует классификацию почв по классам пригодности для сельскохозяйственного производства, которая вполне может быть использована для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с предложенной классификацией ранжирование пахотных земель в Российской Федерации осуществляется по классам пригодности почв для сельскохозяйственного производства и возможной потенциальной урожайности. В каждом классе пригодности почв предусматриваются 4 разряда с соответствующими интервалами. Указанный индикативный показатель является интегральным выражением, характеризующим состояние плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Реализация мероприятий Программы позволит полнее реализовать потенциал и возможности земель сельскохозяйственного назначения, добиться роста урожайности сельскохозяйственных культур и увеличения кормовой базы животноводства благодаря более полному использованию ресурсных возможностей почв.
При реализации мероприятий Программы предполагается к 2010 году увеличить разрядность почв на 1,5 - 0,5 разряда. Это обеспечит прирост урожайности на 3 центнера с гектара для I и II классов почв, 2 центнера с гектара для III и IV классов почв и на 1 центнер с гектара для V класса почв, а также позволит получить за годы реализации Программы дополнительно не менее 80 млн. тонн сельскохозяйственной продукции (в зерновом эквиваленте).
Распределение пахотных земель по классам пригодности для сельскохозяйственного производства и роста урожайности приводится в приложении N 2.
Большие возможности по восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и росту урожайности имеют сельскохозяйственные организации, расположенные в Центральном, Южном и Приволжском федеральных округах, где прежде всего планируется применить научно обоснованные системы земледелия и использовать имеющийся потенциал мелиорированных земель.
III. Перечень мероприятий ПрограммыМероприятия Программы представляют собой комплекс работ, направленных на сохранение, восстановление и воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, включая:
строительство и реконструкцию мелиоративных и водохозяйственных объектов. Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Программы, приведен в приложении N 3;
проведение агрохимических мероприятий;
реабилитацию почв на землях, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
проведение мероприятий по обеспечению безаварийных пропусков паводков на гидротехнических сооружениях;
проведение агролесомелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе создание полезащитных лесных полос, противоэрозионных овражно-балочных насаждений, пастбищезащитных фитомелиоративных насаждений, проведение рубок ухода в защитных лесных насаждениях I-V классов возраста и реконструкцию лесных насаждений;
проведение агролесомелиоративных мероприятий и фитомелиоративных мероприятий на Черных землях и Кизлярских пастбищах;
проведение водоохранных мероприятий по сохранению и восстановлению водных ресурсов;
выполнение научно-исследовательских и конструкторских разработок.
Перечень мероприятий по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2006-2008 годы приведен в приложении N 4.
Комплексное решение вопросов рационального использования и воспроизводства водных ресурсов, а также повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения должно стать основой хозяйственной деятельности в области водопользования и землепользования.
Включение в Программу объектов реконструкции, государственным заказчиком которых является Федеральное агентство водных ресурсов, обеспечивает комплексный подход к решению проблем отдельных регионов по комплексному и рациональному использованию и охране водных ресурсов, сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и рациональному их использованию.
Включение в Программу объектов мелиорации, находящихся на землях опытных хозяйств Российской академии сельскохозяйственных наук, обеспечивает проведение натурных испытаний в условиях реального применения вновь разработанных прогрессивных технологий мелиоративного улучшения сельскохозяйственных угодий, повышения их плодородия, рационального использования водных ресурсов, внедрения энерго- и трудосберегающих методов производства сельскохозяйственной продукции.
По результатам указанных натурных испытаний прогрессивные технологии, давшие положительные результаты, будут повсеместно внедрены для выполнения Программы.
Совместное решение проблем, связанных с охраной и восстановлением водохозяйственных объектов, обеспечивает сохранение сложившихся агроландшафтов. Комплексное использование водных ресурсов обеспечит производство сельскохозяйственной продукции на орошаемых землях, создаст рабочие места в сельской местности и повысит уровень жизни сельского населения.
Проведение водоохранных мероприятий Программы позволит вернуть в естественный водооборот до 8 куб. километров воды.
В современных условиях интенсификации сельскохозяйственного производства важное значение приобретает агрохимическая характеристика почв.
Для оценки состояния и динамики агрохимической характеристики почв необходимо проводить их систематическое агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование. Такое обследование предполагается провести на площади 109 млн. гектаров. Это станет надежной информационной базой для разработки научно обоснованных систем земледелия. Площади агрохимического и эколого-токсикологического обследования почв приведены в приложении N 5.
Для выполнения задач Программы необходимо обеспечить проведение мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с данными дистанционного зондирования (аэро- и космической съемки) и почвенного картирования, результатами проведения геореференсированной (с определением точного географического положения) агрохимической съемки и выборочного агрофизического обследования почв за счет средств федерального бюджета. Обработка полученных данных должна производиться на единой картографической основе с использованием геоинформационных технологий. Для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения должна быть создана сеть тестовых полигонов. Обеспечение полигонов, находящихся в федеральной собственности, оборудованием производится за счет средств федерального бюджета, а текущее финансирование - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанный мониторинг должен проводиться на основе методов, разработанных организациями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Российской академии сельскохозяйственных наук совместно с агрохимическими службами, а также с использованием имеющихся архивных данных. Проведенные работы будут являться основой для широкого внедрения научно обоснованных систем земледелия.
При ограниченных ресурсах поставок органических удобрений за счет отходов животноводства возрастает роль научно обоснованных систем земледелия с широким использованием сидеральных культур.
В качестве сидеральных удобрений рекомендуется использовать посевы гороха, вики, люпина, люцерны и клевера, что может обеспечить внесение дополнительно 0,12 - 0,16 тонны на гектар биологического азота.
Мероприятия Программы предусматривают постепенный рост применения минеральных удобрений исходя из организационно-технических возможностей.
Для увеличения необходимых объемов поставки минеральных удобрений российским сельскохозяйственным товаропроизводителям Министерство сельского хозяйства Российской Федерации будет оказывать содействие в обеспечении поставок природного газа заводам-изготовителям для синтеза минеральных удобрений.
Реализация указанных мероприятий не требует дополнительных средств федерального бюджета.
Намеченные объемы по проведению агрохимических работ позволят увеличить на площади 22 млн. гектаров содержание таких подвижных форм питательных веществ, как азот в среднем не менее чем на 10 мг/в кг почвы, фосфор - в среднем не менее чем на 3 мг/в кг почвы, калий - в среднем не менее чем на 3 мг/в кг почвы.
Объемы выполнения агрохимических работ приведены в приложении N 6.
В государственной и муниципальной собственности находятся 194 млн. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, включая земли, занятые дорогами и болотами, а также другие категории земель. Из этой площади мелиорированные земли занимают 9,4 млн. гектаров. Мелиоративными системами, находящимися в федеральной собственности, обслуживаются 3,4 млн. гектаров, мелиоративными системами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - 0,4 млн. гектаров, а 5,6 млн. гектаров эксплуатируются сельскохозяйственными товаропроизводителями.
При условии комплексного проведения оросительных и других видов мелиорации обеспечивается наиболее полная реализация биоклиматического потенциала продуктивности почв земель сельскохозяйственного назначения при сохранении их плодородия без проявления деградационных процессов. На отдельных гидромелиоративных системах предусматривается повторное использование животноводческих стоков и сбросных вод, что позволит улучшить качество природной воды, повысить плодородие почв земель сельскохозяйственного назначения и урожайность сельскохозяйственных культур.
В зоне избыточного увлажнения осушительная мелиорация заболоченных земель в десятки раз повышает их продуктивность по сравнению с естественным уровнем, а минерализованная переувлажненная пашня и сенокосы выводятся на уровень земель с нормальным водным режимом и повышением урожайности в 1,4 - 2 раза. Осушительная мелиорация в комплексе с культуртехнической, агротехнической и химической мелиорацией позволит повысить урожайность, устранить неблагоприятное влияние избыточно влажных лет, оздоровить санитарно-гигиенические условия местности и повысить комфортность жизни на селе.
Объемы выполнения гидромелиоративных и культуртехнических работ приведены в приложении N 7.
В перечне строек и объектов на 2006-2010 годы предусматривается строительство и реконструкция крупных объектов, в том числе реконструкция Саратовского канала, реконструкция 1-й очереди и строительство 4-й очереди Большого Ставропольского канала, реконструкция тоннеля на Невинномысском канале, завершение строительства Тиховского гидроузла и дамб обвалования на реках Кубань и Протока и других объектов. Для решения вопросов безопасности гидротехнических сооружений предусматривается комплексная реконструкция технологически связанных объектов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства водных ресурсов.
При реконструкции мелиоративных систем в Центральном и Северо-Западном регионах основное внимание будет уделено проведению работ по устройству закрытого дренажа, что улучшит качество сбросных вод и обеспечит оптимальное и рациональное расходование водных ресурсов.
В ряде комплексных объектов предусматривается проведение мелиоративных мероприятий на рыбохозяйственных водоемах, что создаст дополнительные возможности для воспроизводства водных биологических ресурсов.
Создание крупных водохозяйственных объектов тесно связано с потребностями сельского и водного хозяйства как единого комплекса и требует совместного проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В Программе предусматривается выполнение научно-исследовательских работ, осуществляемых на конкурсной основе по заказам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства водных ресурсов.
При проведении культуртехнических работ предусматривается коренное улучшение земель сельскохозяйственного назначения путем внесения минеральных и органических удобрений, микроудобрений, торфа, сапропеля, проведения агрохимической мелиорации почв, глубокого рыхления, плантажа, пескования и вспашки.
Проведение этих работ намечается на площади 280 тыс. гектаров.
В целях значительного уменьшения последствий радиоактивного загрязнения необходимо провести в обусловленные Программой сроки комплекс культуртехнических и агрохимических работ на землях, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, - в Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и других областях.
При реабилитации земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, проводятся известкование, фосфоритование и калиевание, вносятся микробиологические удобрения и выполняются культуртехнические работы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях недопущения разрушения гидротехнических сооружений (плотин водохранилищ, защитных дамб, регулирующих гидроузлов, польдерных систем и др.) ежегодно при прохождении весеннего половодья и паводков, влекущих за собой катастрофические последствия в результате возможного затопления значительных площадей сельскохозяйственных угодий и сельских населенных пунктов, необходимо выполнять комплекс работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Для обеспечения безаварийного пропуска паводков Программой предусмотрено проведение следующих работ:
обследование паводкоопасных участков гидротехнических сооружений;
очистка сооружений (водозаборов, регулирующих сооружений, водопроводящих трактов) от скопившихся за зимний период наносов льда, наледи и др.;
повышение надежности гидротехнических сооружений (водонаправляющих и защитных дамб, оголовков, затворов и т. д.);
ревизия и наладка электромеханических устройств;
предотвращение ледовых заторов.
Опустынивание земель является глобальным явлением современности. Развитие процессов опустынивания в той или иной мере отмечается в 35 субъектах Российской Федерации. В соответствии с Конвенцией ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, от 17 июня 1994 г. Программой предусматривается проведение таких работ на площади 250 тыс. гектаров, в том числе на Черных землях и Кизлярских пастбищах, в Южном федеральном округе, в Республике Хакасия, Республике Тыва и в других регионах Российской Федерации. В рамках Программы предусматриваются отдельные меры по предотвращению и ликвидации последствий опустынивания сельскохозяйственных земель. Эти меры относятся не только к району Черных земель и Кизлярских пастбищ, но и к другим регионам, преимущественно Юга России, подверженным опустыниванию.
Агролесомелиоративное обустройство земель сельскохозяйственного назначения следует рассматривать как важную государственную задачу, решение которой в комплексе с другими видами мелиорации и агротехническими приемами обеспечит сохранение и восстановление плодородия почв, улучшение жизни сельского населения, экологической устойчивости территорий, особенно в мало лесных и безлесных регионах страны.
Агролесообустройство способствует улучшению гидротермического режима, сокращению более чем в 4 раза поверхностного стока, обеспечению полноводности рек и водоемов, чистоты воды, оптимизации фитосанитарного состояния агроландшафтов.
Средняя урожайность сельскохозяйственных культур под защитой лесных полос выше, чем на открытых полях:
на 18-23 процента - по зерновым культурам;
на 20-26 процентов - по техническим культурам;
на 29-31 процент - по кормовым культурам.
Защитные лесные насаждения являются основой ландшафтного земледелия, его экологическим каркасом. В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения в 2006-2010 годах предусматривается создание лесных насаждений на площади 759 тыс. гектаров, в том числе полезащитных лесных полос - на площади 336 тыс. гектаров, противоэрозионных овражно-балочных насаждений - на площади 232 тыс. гектаров, пастбищно-защитных фитомелиоративных насаждений - на площади 191 тыс. гектаров. Необходимо провести рубки ухода в защитных лесных насаждениях I-V классов возраста на площади 20 тыс. гектаров, осуществить реконструкцию существующих лесных насаждений на площади 0,8 тыс. гектаров. Это позволит защитить 12 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с действующими нормативами каждый гектар полезащитной лесной полосы защищает 20 гектаров сельскохозяйственных угодий, гектар противоэрозионных насаждений - 10 гектаров, а каждый гектар пастбищезащитных насаждений - 15 гектаров сельскохозяйственных угодий. Учитывая возможность финансирования агролесомелиоративных работ за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предполагается выполнение работ на площади 118 тыс. гектаров. При реализации намеченных объемов агролесомелиоративных работ под защитой лесных насаждений дополнительно будут находиться 1,5 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.
IV. Ресурсное обеспечение ПрограммыВ соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральным законом "О мелиорации земель" финансирование мероприятий Программы намечено осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников.
Программой предусматривается как прямое выделение государственных инвестиций на строительство и реконструкцию объектов мелиорации и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, так и оказание государственной поддержки в отношении отдельных мероприятий Программы, включая финансирование мелиоративных мероприятий, культуртехнической и химической мелиорации земель.
За счет средств федерального бюджета Программой предусматривается финансирование строительства и реконструкции крупных водохозяйственных объектов, имеющих межрегиональное значение, межхозяйственных мелиоративных систем и противоэрозионных гидротехнических сооружений. Указанные объекты включены в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренный в приложении N 3 к Программе.
За счет средств федерального бюджета финансируются также мероприятия Программы, касающиеся межрегиональной и межхозяйственной частей мелиоративных систем.
В регионах с избыточным увлажнением за счет средств федерального бюджета финансируются работы по регулированию водоприемников, реконструкции проводящих межхозяйственных каналов, реконструкции дамб обвалования, перекачивающих насосных станций.
Финансирование указанных работ за счет средств федерального бюджета стимулирует привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников для проведения мелиоративных внутрихозяйственных мероприятий в зоне влияния межхозяйственной магистральной сети.
В комплексных проектах мелиорации предусматривается выполнение всех видов мелиоративных работ за счет проведения всего комплекса по окультуриванию сельскохозяйственных угодий, что стимулирует привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации на эти цели.
Прогнозные объемы средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников, направляемых на финансирование мероприятий Программы, определяются в региональных программах и соглашениях (договорах), заключаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При формировании годовых лимитов финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета учитываются фактические объемы финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета должно осуществляться только при условии выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. При уменьшении согласованных объемов финансирования субъектами Российской Федерации пропорционально сокращаются средства федерального бюджета.
В сводных экспертных заключениях проектов определяются источники и объемы финансирования как федеральной, так и внутрирегиональной части проектов. В титульных списках строек и объектов объемы финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников выделяются отдельной строкой, что обеспечивает их комплексное финансирование.
Проведение технико-экономической экспертизы проектов и формирование титульных списков строек и объектов осуществляются государственным заказчиком - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Средства федерального бюджета на проведение агрохимических мероприятий перечисляются в виде субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации на эти цели.
Для реализации мероприятий Программы планируется привлечь средства субъектов Российской Федерации в объеме 38697 млн. рублей и средства внебюджетных источников в объеме 146644 млн. рублей.
Прочие мероприятия Программы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, приведены в приложении N 8.
Объемы средств для реализации мероприятий Программы, распределенные по источникам финансирования, приведены в приложении N 9.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования могут подлежать ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и реальных возможностей федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
V. Механизм реализации ПрограммыГосударственный заказчик-координатор Программы осуществляет координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы, ее нормативное правовое и методическое обеспечение. Механизм управления Программой включает в себя управление и взаимодействие федеральной и региональных программ, государственных заказчиков и исполнителей.
Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям предоставления субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для реализации Программы, взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный заказчик-координатор Программы совместно с Федеральной службой государственной статистики ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по реализации Программы и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ее выполнении.
Государственный заказчик-координатор Программы на основе ежегодных докладов государственных заказчиков Программы подготавливает и представляет до 1 февраля в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по установленной форме отчет о ходе работы по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.
Государственный заказчик-координатор Программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, механизм реализации Программы и состав исполнителей, а также при необходимости вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо прекращении ее выполнения. По завершении Программы государственный заказчик-координатор Программы подготавливает доклад о выполнении Программы и об эффективности использования средств за весь период ее реализации и до 1 марта 2011 г. представляет его в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации.
Управление реализацией Программы осуществляется государственными заказчиками Программы.
Государственные заказчики Программы до 1 мая 2006 г. заключают соглашения (договоры) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (на весь срок ее реализации) о софинансировании Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников в увязке с общей стоимостью работ.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета по статье "Прочие расходы" осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании договоров, заключаемых с субъектами Российской Федерации только на условиях софинансирования.
В субъектах Российской Федерации реализация Программы обеспечивается на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых федеральными государственными учреждениями по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению (заказчиками-застройщиками) с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий Программы.
Исполнители указанных работ определяются заказчиками-застройщиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В заключаемых государственных контрактах (договорах) определяются объемы соответствующих мероприятий и источники их финансирования, перечни хозяйств и объектов, где намечается выполнение работ.
Центры и станции агрохимической службы и радиологические центры осуществляют в сельскохозяйственных организациях независимо от форм собственности агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование пахотных угодий, сенокосов, пастбищ, а также имеющихся эталонных (контрольных) участков и представляют в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчетность (по показателям Программы) об изменении плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, балансе питательных веществ, объемах применения удобрений и о проведении химической мелиорации.
Задачей государственного контроля за реализацией Программы является обеспечение выполнения предусмотренных в ней показателей, соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, включая арендаторов земельных участков, требований законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности в части сохранения и повышения плодородия почв, рационального использования водных ресурсов, сохранения существующего агроландшафта и улучшения экологической обстановки.
Учет этих показателей осуществляется центрами и станциями агрохимической службы в соответствии с правилами государственного учета показателей состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральные государственные учреждения по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению в установленном порядке выполняют функции заказчика-застройщика, осуществляют эксплуатацию мелиоративных систем и сооружений, проводят мониторинг и оценку состояния мелиорированных земель и мелиоративных систем, оказывают необходимые услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Одним из важнейших факторов успешной реализации мероприятий Программы является их информационно-аналитическое обеспечение, основой которого являются формирование и эффективное использование информационных ресурсов, современных технических средств и информационных технологий в целях создания оптимальных условий для анализа текущего состояния и контроля хода выполнения Программы. Это необходимо для максимально полного удовлетворения информационных потребностей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей научными достижениями и данными мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения осуществляется специализированными организациями.
Правовое обеспечение деятельности в области сохранения и воспроизводства плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения будет осуществляться по направлениям, определенным федеральными законами и другими нормативными актами.
VI. Экономическая и социально-экологическая эффективность реализации ПрограммыОсновой методологии обоснования экономической и социально-экологической эффективности реализации Программы являются идеи и методы экономического и социально-экологического подхода, позволяющего описать и систематизировать совокупность природных процессов с учетом конкретной хозяйственной деятельности. При этом хозяйственная деятельность направлена на сохранение и восстановление природной сферы и создание экологически устойчивых и экономически эффективных агроландшафтов.
Учитывая важную роль государства в решении экологических проблем, при обосновании эффективности мероприятий Программы определялась коммерческая, бюджетная и общественная (народно-хозяйственная) эффективность.
В качестве интегрального показателя оценки экономической эффективности мероприятий Программы использован прирост чистого дисконтированного дохода, а в качестве вспомогательного показателя - срок окупаемости капитальных вложений.
При оценке эффективности проведения мероприятий Программы рыночная цена реализации товарной продукции принята равной 3000 рублей за тонну зерновых единиц, себестоимость производства единицы продукции - 2110 рублей за тонну. Уровень товарности сельскохозяйственной продукции в Программе составляет 60 процентов. Удельные затраты на эксплуатацию мелиоративных систем составляют 2870 рублей на гектар, а лесных полос - 150 рублей на гектар.
Размер косвенных налогов для сельскохозяйственных организаций определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом предусмотрены следующие ставки налогов:
ставка налога на добавленную стоимость в сельском хозяйстве, составляющая 10 процентов величины, равной выручке за вычетом материальных затрат. Величина материальных затрат в общей сумме затрат на производство продукции сельского хозяйства (растениеводства) составляет 61 процент, а величина оплаты труда - 18 процентов;
ставка единого социального налога в сельском хозяйстве, составляющая 26,2 процента общего фонда заработной платы сельскохозяйственного предприятия;
ставка налога на доходы с физических лиц в сельском хозяйстве, составляющая 13 процентов фонда заработной платы.
При расчете эффективности мероприятий Программы учитывалось и то обстоятельство, что после срока ее реализации дополнительное число рабочих мест сохранится на уровне 20 процентов общего числа дополнительно созданных в соответствии с Программой мест.
При осуществлении мероприятий Программы решаются вопросы и социального характера, в том числе вопрос занятости населения. Эффективность в этом случае определяется путем экономической оценки трудовых ресурсов и численности работников, вовлекаемых в производственный процесс в результате проведения мероприятий.
При определении бюджетной эффективности в статье "Поступления в консолидированный бюджет (притоки)" учитывались размеры косвенных и прямых налогов, направляемых строительными и сельскохозяйственными организациями.
Расчетный период инвестиционного проекта составляет 15 лет, из них в течение 5 лет осуществляется комплекс мероприятий Программы.
Коммерческая эффективность (прирост суммарного чистого дисконтированного дохода за расчетный период) составляет 152,63 млрд. рублей, а срок окупаемости капитальных вложений (внебюджетных) - 4,7 года.
Бюджетная эффективность мероприятий Программы с учетом периода времени после реализации Программы составит 204,82 млрд. рублей, а срок окупаемости капитальных вложений бюджетов всех уровней - 1 год.
Основными факторами, формирующими бюджетную эффективность, являются:
косвенные и прямые налоги (налог на добавленную стоимость, земельный налог, единый социальный налог, налог на доходы с физических лиц, налоги, поступающие от строительных и других организаций) - в размере 90,4 млрд. рублей;
прибыль отраслей перерабатывающей промышленности - в размере 165,77 млрд. рублей.
Общественная эффективность Программы составляет 362,44 млрд. рублей, а срок окупаемости капитальных вложений - не более 2 лет.
Общественная эффективность формируется за счет:
прироста прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей - в размере 170,96 млрд. рублей;
налогов, поступающих во все уровни бюджетной системы, - в размере 90,4 млрд. рублей;
прибыли, получаемой отраслями перерабатывающей промышленности, - в размере 165,77 млрд. рублей.
Экологическая эффективность проявляется как результат восстановления и сохранения плодородия почв на площади 3,2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий на сумму около 13,44 млрд. рублей.
Экологическая эффективность воспроизводства природного плодородия почв и создания защитных лесных полос проявится также и после реализации Программы.
Социальная эффективность Программы обеспечивается путем сохранения существующих и создания новых 70 тыс. рабочих мест (77,61 млрд. рублей), повышения водообеспеченности сельских районов с централизованным питьевым водоснабжением 700 тыс. человек, а также путем защиты от подтопления 290 сельских населенных пунктов.
Выполнение мероприятий Программы будет способствовать развитию не только агропромышленного комплекса, но и других отраслей народного хозяйства.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.02.2006 N 99 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ НА 2006-2010 ГОДЫ"