Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПИСЬМО ГТК РФ от 31.05.2000 N 01-06/14407 (ред. от 30.08.2002) "О ПРИМЕНЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Взыскание неуплаченных таможенных платежей
На основании статьи 30, пункта 1 статьи 31, статей 34, 45, 46, 69 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) таможенные органы в случае неуплаты (или неполной уплаты) плательщиком таможенных пошлин, налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенные платежи) в установленный Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) срок взыскивают суммы таможенных платежей принудительно путем обращения взыскания на денежные средства плательщика на счетах в банке. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или отсутствии информации о счетах плательщика взыскание сумм таможенных платежей осуществляется за счет иного имущества плательщика в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса.
Принудительное взыскание неуплаченных (или уплаченных в неполном объеме) таможенных платежей с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.
Бесспорный порядок взыскания применяется после неисполнения плательщиком требования об уплате налогов и сборов, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (далее - требование).
В соответствии с пунктом 7 статьи 69 Налогового кодекса требование направляется налогоплательщику таможенным органом в порядке, установленном Налоговым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
Порядок взыскания таможенных пошлин, налогов, сборов, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика - организации в банках, регулируется статьей 46 Налогового кодекса.
Требование представляет собой направленное плательщику письменное извещение таможенного органа о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных пошлин, налогов и сборов (далее - недоимка), а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок сумму недоимки и соответствующие пени.
Требование должно содержать сведения о сумме недоимки, размере пеней, начисленных на момент выставления требования, сроке уплаты таможенных платежей, установленном Таможенным кодексом, сроке исполнения требования, мерах по взысканию неуплаченных сумм таможенных платежей и обеспечению исполнения обязанности по уплате суммы недоимки и пени, а также подробные данные об основаниях взимания таможенных платежей, включая ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность плательщика уплатить таможенные платежи.
Требование составляется в двух экземплярах, по типовой форме, приведенной в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Первый экземпляр требования направляется плательщику, второй экземпляр остается в таможенном органе. Требование подписывается начальником таможенного органа.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса требование направляется плательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты таможенных платежей. В случае если требование составляется в соответствии с решением таможенного органа по результатам налоговой проверки, проводимой в соответствии со статьями 87 - 89 Налогового кодекса, то требование должно быть направлено плательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки определен в статье 101 Налогового кодекса.
Требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом, срок, указываемый в требовании для уплаты таможенных платежей, рекомендуется устанавливать в пределах от 7 до 14 дней с даты получения требования.
При неуплате или неполной уплате сумм таможенных платежей в срок, установленный в требовании, таможенный орган на основании пункта 11 статьи 46 Налогового кодекса не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования выносит решение о взыскании таможенных платежей (далее - решение о взыскании), типовая форма которого приведена в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Решение о взыскании, принятое после истечения вышеуказанного срока, считается недействительным и не подлежит исполнению.
В случае истечения установленного срока для принятия решения о взыскании таможенный орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика причитающихся к уплате сумм таможенных платежей в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Решение о взыскании составляется в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, а другой в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса направляется плательщику не позднее 5 дней после его вынесения.
Решение о взыскании является основанием для оформления инкассовых поручений на бесспорное взыскание денежных средств со счетов налогоплательщика (далее - инкассовые поручения). В инкассовых поручениях должны быть ссылки на номера и даты требований об уплате таможенных платежей и решения о взыскании. В инкассовых поручениях помимо сумм недоимки указывается сумма пени, исчисленная с момента истечения срока уплаты таможенных платежей, установленного Таможенным кодексом, до даты выставления инкассового поручения на бесспорное взыскание, а также иные сведения, указанные в п. 5 ст. 46 Налогового кодекса.
При этом особое внимание следует обратить на недопустимость ссылки на Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как основания для взыскания таможенных платежей в бесспорном порядке.
На основании пункта 9 статьи 46 и пункта 7 статьи 69 Налогового кодекса, статьи 121 Таможенного кодекса вышеизложенные положения применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату таможенных платежей и процентов за предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей.
На основании пунктов 7 и 11 статьи 46, а также пунктов 7 и 9 статьи 47 Налогового кодекса при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или отсутствии информации о счетах плательщика таможенный орган вправе взыскать неуплаченные суммы таможенных платежей и пени за счет иного имущества плательщика в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса.
На основании пунктов 8 и 11 статьи 46 Налогового кодекса при взыскании неуплаченных сумм таможенных платежей и пени таможенным органом может быть применено в порядке и на условиях, установленных статьей 76 Налогового кодекса, приостановление операций по счетам плательщика в банке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Налогового кодекса в случае неисполнения банком обязанности по исполнению поручения плательщика на перечисление сумм таможенных платежей в федеральный бюджет, а также решения таможенного органа о взыскании сумм таможенных платежей за счет денежных средств плательщика в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, к банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм таможенных платежей и пеней за счет денежных средств аналогично порядку, предусмотренному статьей 46 Налогового кодекса, а за счет иного имущества - в судебном порядке.
В случае неисполнения банком поручения плательщика о перечислении таможенных платежей в соответствующие бюджеты или решения таможенного органа о взыскании таможенный орган направляет банку требование об уплате сумм таможенных платежей в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса и настоящими Методическими рекомендациями. При этом в требовании помимо сумм задолженности должен быть указан размер пеней, начисленных со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, установленного Таможенным кодексом, до момента выставления требования. При неисполнении банком требования в установленный срок таможенный орган не позднее 60 дней со дня истечения срока исполнения требования выносит решение о взыскании и составляет инкассовое поручение на бесспорное взыскание аналогично порядку, предусмотренному Методическими рекомендациями в отношении вынесения решения о взыскании и подготовки инкассовых поручений.
- Главная
- ПИСЬМО ГТК РФ от 31.05.2000 N 01-06/14407 (ред. от 30.08.2002) "О ПРИМЕНЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"