Последнее обновление: 23.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Глава 9. Финансовое обеспечение выборов депутатов Государственной Думы. Избирательные фонды
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Средства на указанные расходы предусматриваются в федеральном бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и перечисляются избирательным комиссиям, федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, воинские части (для избирательных участков, образованных в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона), на счета, открываемые ими в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае отсутствия указанных учреждений - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. Главным распорядителем указанных средств является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
2. Средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов федерального бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 50 дней до дня голосования распределяет поступившие в ее распоряжение средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, которые распределяют полученные средства между территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Средства на подготовку и проведение выборов на избирательных участках, образуемых в порядке, установленном частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации распределяет между государственными органами, в ведении которых находятся вопросы регистрации и учета избирателей на указанных избирательных участках, а также между территориальными избирательными комиссиями, образуемыми в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, не позднее чем за 30 дней до дня голосования. В случае проведения досрочных выборов, а также в случае несвоевременного или не в полном объеме финансирования подготовки и проведения выборов указанные избирательные комиссии распределяют средства по мере их поступления.
4. В случае назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы объем средств, выделенных из федерального бюджета на их подготовку и проведение, не может быть меньше суммы, содержащейся в отчете Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, предшествующих данным выборам (с учетом изменения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом для регулирования оплаты труда).
5. Председатели избирательных комиссий распоряжаются средствами, выделенными из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
6. Не израсходованные избирательными комиссиями средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, не позднее чем через 60 дней после представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании указанных средств, а также сведений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств возвращаются в доход федерального бюджета и используются в порядке и на цели, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 64. Избирательные фонды1. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Региональное отделение такой политической партии, зарегистрированное в соответствии с федеральным законом в субъекте Российской Федерации, вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии создать свой избирательный фонд, если в федеральном списке кандидатов, выдвинутом этой политической партией, имеется региональная группа кандидатов, которая соответствует данному субъекту Российской Федерации (в том числе входящему в группу субъектов Российской Федерации), или региональная группа кандидатов (региональные группы кандидатов), которая соответствует (которые соответствуют) части (частям) территории этого субъекта Российской Федерации. Кандидаты, включенные в федеральный список кандидатов, собственные избирательные фонды не создают.
2. Избирательные фонды политических партий могут создаваться только за счет:
1) собственных средств политической партии, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;
2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 0,07 и 3,5 процента от установленной в соответствии с настоящим Федеральным. законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.
3. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)
4. Избирательные фонды региональных отделений политических партий могут создаваться только за счет:
1) собственных средств политической партии (за исключением средств избирательного фонда политической партии), которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии;
2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 5 и 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии.
5. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии не может превышать:
1) 15 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано не более 100 тысяч избирателей;
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)
2) 20 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано свыше 100 тысяч, но не более 500 тысяч избирателей;
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)
3) 25 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано свыше 500 тысяч, но не более 1 миллиона избирателей;
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)
4) 35 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов либо всем частям территории которого соответствуют региональные группы кандидатов, зарегистрировано свыше 1 миллиона, но не более 2 миллионов избирателей;
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)
5) 55 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов либо всем частям территории которого соответствуют региональные группы кандидатов, зарегистрировано свыше 2 миллионов избирателей.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 23.12.2010 N 384-ФЗ)
6. Если региональные группы кандидатов федерального списка кандидатов соответствуют частям территории субъекта Российской Федерации, включающим не все части территории субъекта Российской Федерации, определенные в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 настоящего Федерального закона, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда соответствующего регионального отделения политической партии не может превышать:
1) произведение числа частей территории субъекта Российской Федерации, определенных в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 настоящего Федерального закона и включенных в часть (части) территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует (которым соответствуют) региональная группа (региональные группы) федерального списка кандидатов в этом субъекте Российской Федерации, и числа, полученного в результате деления 35 миллионов рублей на число частей территории этого субъекта Российской Федерации, определенных в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 настоящего Федерального закона, если на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрировано свыше 1 миллиона, но не более 2 миллионов избирателей;
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)
2) произведение числа частей территории субъекта Российской Федерации, определенных в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 настоящего Федерального закона и включенных в часть (части) территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует (которым соответствуют) региональная группа (региональные группы) федерального списка кандидатов в этом субъекте Российской Федерации, и числа, полученного в результате деления 55 миллионов рублей на число частей территории субъекта Российской Федерации, определенных в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 настоящего Федерального закона, если на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрировано свыше 2 миллионов избирателей.
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)
6.1. Если региональная группа (региональные группы) кандидатов федерального списка кандидатов исключается (исключаются) из федерального списка кандидатов, но при этом в федеральном списке кандидатов остается не менее чем одна региональная группа кандидатов, соответствующая части территории субъекта Российской Федерации, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда соответствующего регионального отделения политической партии, определенная в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи, не уменьшается.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
7. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды:
1) иностранным государствам;
2) иностранным организациям;
3) иностранным гражданам;
4) лицам без гражданства;
5) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;
6) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 274-ФЗ)
7) международным организациям и международным общественным движениям;
8) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
9) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
10) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 274-ФЗ)
11) организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в пунктах 6 и 10 настоящей части; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в пунктах 6 и 10 настоящей части, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 274-ФЗ)
12) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
13) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;
14) анонимным жертвователям. Под анонимным. жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения;
15) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования;
16) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от:
а) иностранных государств, а также указанных в пунктах 2-5, 7-9, 12-15 настоящей части органов, организаций или физических лиц;
б) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
в) юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
г) организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);
д) организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;
е) организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).
(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 274-ФЗ)
7.1. Некоммерческие организации, указанные в пункте 16 части 7 настоящей статьи, не вправе вносить пожертвования в избирательный фонд только в случае, если полученные этими некоммерческими организациями денежные средства либо иное имущество не были возвращены ими перечислившим эти денежные средства либо передавшим иное имущество иностранным государствам, органам, организациям или физическим лицам, указанным в подпунктах "а" - "е" пункта 16 части 7 настоящей статьи (в случае невозможности возврата не были перечислены (переданы) в доход Российской Федерации), до дня внесения пожертвования в избирательный фонд политической партии.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 274-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
8. Право распоряжаться средствами избирательного фонда политической партии принадлежит создавшей этот фонд политической партии. Право распоряжаться средствами избирательного фонда регионального отделения политической партии принадлежит создавшему этот фонд региональному отделению политической партии по согласованию с лицом, уполномоченным на это руководящим органом политической партии.
9. Средства избирательных фондов политических партий имеют целевое назначение и могут использоваться только:
1) на финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей;
2) на проведение предвыборной агитации, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
3) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами и юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением политической партией своей избирательной кампании;
Подпункт 4) - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 3-ФЗ)
10. Средства избирательных фондов региональных отделений политических партий имеют целевое назначение и могут использоваться только:
1) на проведение предвыборной агитации, за исключением оплаты расходов, связанных с предоставлением платного эфирного времени на каналах общероссийских организаций телерадиовещания и платной печатной площади в общероссийских периодических печатных изданиях, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
2) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами и юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением политической партией своей избирательной кампании.
11. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, и ее региональные отделения вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах депутатов Государственной Думы, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства политической партии), поступившие в избирательные фонды политической партии, ее региональных отделений в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
12. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в ее пользовании на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
13. Политическая партия, ее региональное отделение для финансирования избирательной кампании вправе использовать только те средства, которые перечислены отправителями на специальные избирательные счета их избирательных фондов до дня голосования в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
14. В случае дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов при обстоятельствах, указанных в части 11 статьи 44 и части 5 статьи 49 настоящего Федерального закона, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии, ранее зарегистрировавшей федеральный список кандидатов,. и из средств избирательного фонда регионального отделения этой политической партии увеличивается в 1,5 раза.
Статья 65. Специальные избирательные счета1. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана открыть специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда после получения копии федерального списка кандидатов, заверенного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
2. Региональное отделение политической партии при наличии указанного в части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона решения уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии вправе открыть в субъекте Российской Федерации, в котором оно зарегистрировано в соответствии с федеральным законом, специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда после представления в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации копии федерального списка кандидатов, заверенного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
3. Специальный избирательный счет открывается в филиале Сберегательного банка Российской Федерации, указанном для политической партии Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, для регионального отделения политической партии избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Политическая партия, ее региональное отделение вправе открыть только по одному специальному избирательному счету.
4. Незамедлительно по предъявлении документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом и оформленных в соответствии с установленным им порядком, филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны открыть политической партии, ее региональному отделению специальный избирательный счет. Плата за услуги по открытию счета и проведению операций по этому счету не взимается. За пользование средствами, находящимися на специальном избирательном счете, проценты не начисляются и не выплачиваются. Все средства зачисляются на специальный избирательный счет в валюте Российской Федерации.
5. Политическая партия открывает специальный избирательный счет на основании документа, выдаваемого Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней после заверения ею федерального списка кандидатов и регистрации уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам. Региональное отделение политической партии открывает специальный избирательный счет на основании документа, выдаваемого избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в течение трех дней после представления им в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации копии заверенного федерального списка кандидатов, заверенного списка уполномоченных представителей регионального отделения политической партии по финансовым вопросам и регистрации указанных уполномоченных представителей.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
6. Все финансовые операции по специальному избирательному счету, за исключением возврата в избирательный фонд неизрасходованных средств и зачисления на указанный счет средств, перечисленных до дня голосования, прекращаются в день голосования. Если политическая партия не представила в установленном настоящим Федеральным законом порядке в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документы, необходимые для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов, либо получила отказ в регистрации, либо отозвала федеральный список кандидатов, а также если регистрация указанного списка была отменена или аннулирована, все финансовые операции по специальному избирательному счету прекращаются филиалом Сберегательного банка Российской Федерации по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
7. Все финансовые операции по специальному избирательному счету регионального отделения политической партии помимо случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, прекращаются в случае, если соответствующая региональная группа кандидатов (а если субъекту Российской Федерации соответствует несколько региональных групп кандидатов, - все региональные группы, соответствующие субъекту Российской Федерации) исключена (исключены) из федерального списка кандидатов. Финансовые операции прекращаются филиалом Сберегательного банка Российской Федерации по указанию избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
8. Финансовые операции по расходованию средств со специального избирательного счета регионального отделения политической партии могут быть приостановлены (прекращены) по указанию избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основании решения руководящего органа политической партии, уполномоченного на то съездом политической партии.
9. На основании ходатайства политической партии, ее регионального отделения соответственно Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе продлить срок проведения финансовых операций по оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных) до даты прекращения (приостановления) финансовых операций по соответствующему специальному избирательному счету.
10. Специальный избирательный счет закрывается политической партией, ее региональным отделением до дня представления ими итогового финансового отчета.
11. Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Статья 66 - Утратила силу.(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 3-ФЗ)
Статья 67. Добровольные пожертвования в избирательный фонд1. Добровольное пожертвование гражданина Российской Федерации в избирательный фонд вносится в отделение связи, кредитную организацию лично гражданином из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении добровольного пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве.
2. Добровольное пожертвование юридического лица в избирательный фонд осуществляется в безналичном порядке путем перечисления средств на специальный избирательный счет. При внесении добровольного пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 7 статьи 64 настоящего Федерального закона.
3. Добровольные пожертвования в избирательный фонд перечисляются (зачисляются) на специальный избирательный счет отделениями связи и кредитными организациями не позднее операционного дня, следующего за днем получения соответствующего платежного документа. При этом общий срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта Российской Федерации и пять операционных дней в пределах Российской Федерации.
4. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, ее региональное отделение вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если добровольное пожертвование в избирательный фонд внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо пожертвование внесено с нарушением требований части 1 или 2 настоящей статьи, либо пожертвование внесено в размере, превышающем максимальный размер такого пожертвования, предусмотренный статьей 64 настоящего Федерального закона, политическая партия, ее региональное отделение обязаны не позднее чем через 10 дней со дня поступления пожертвования на соответствующий специальный избирательный счет возвратить его жертвователю в полном объеме или ту его часть, которая превышает установленный максимальный размер пожертвования (за вычетом расходов на пересылку), с указанием причины возврата. Политическая партия, ее региональное отделение не несут ответственности за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные частью 1 или 2 настоящей статьи, оказавшиеся недостоверными, если политическая партия, ее региональное отделение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований.
5. Пожертвования, внесенные в избирательный фонд анонимными жертвователями, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться в доход федерального бюджета.
6. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку политической партии только через избирательные фонды. Запрещаются без документально подтвержденного согласия уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам, уполномоченного представителя регионального отделения политической партии по финансовым вопросам и без оплаты из средств соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ (оказание платных услуг), реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами депутатов Государственной Думы и направленных на достижение определенного результата на выборах. Расчеты между политической партией, ее региональным отделением и юридическим лицом за такое выполнение работ (оказание услуг), такую реализацию товаров производятся только в безналичном порядке.
7. Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ (оказание услуг), прямо или косвенно связанных с выборами депутатов Государственной Думы и направленных на достижение определенного результата на выборах. Материальная поддержка политической партии, направленная на достижение определенного результата, на выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда.
8. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение работ (оказание услуг) гражданином для политической партии, ее регионального отделения в ходе избирательной кампании без привлечения третьих лиц.
Статья 68. Отчетность по средствам избирательных фондов, публикация информации о сводных финансовых отчетах политических партий1. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, ее региональное отделение, создавшие избирательные фонды, обязаны вести учет поступления средств в избирательные фонды и расходования этих средств. Порядок и формы учета и отчетности политической партии, ее регионального отделения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
2. Политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации следующие финансовые отчеты:
1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов, в установленном настоящим Федеральным законом порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая на пять дней предшествует дате сдачи отчета;
2) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет политической партии и расходование этих средств, справки об оставшихся средствах и (или) о закрытии указанного счета, а также материалы, предусмотренные частью 5 статьи 61 настоящего Федерального закона, или их копии.
3. Региональное отделение политической партии, создавшее избирательный фонд, представляет в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы итоговый финансовый отчет. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет регионального отделения политической партии и расходование этих средств, справки об оставшихся средствах и (или) о закрытии указанного счета, а также материалы, предусмотренные частью 5 статьи 61 настоящего Федерального закона, или их копии.
4. Перечень первичных финансовых документов, прилагаемых к итоговому финансовому отчету политической партии, ее регионального отделения, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
5. Обязанность представления финансового отчета, политической партии, ее регионального отделения возлагается соответственно на уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам, уполномоченного представителя регионального отделения политической партии по финансовым вопросам.
6. Копии финансовых отчетов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, передаются соответствующей избирательной комиссией в редакции средств массовой информации для опубликования, а также размещаются ею в сети "Интернет" в течение пяти дней со дня получения указанных отчетов. Редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, редакции региональных государственных периодических печатных изданий обязаны публиковать переданные им соответственно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, соответствующими избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации финансовые отчеты в течение трех дней со дня их получения.
7. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации не реже одного раза в неделю, а менее чем за 10 дней до дня голосования не реже одного раза в три операционных дня представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации сведения о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств по формам, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При этом может использоваться ГАС "Выборы".
8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации до дня голосования периодически, но не реже одного раза в две недели направляют в редакции средств массовой информации для опубликования информацию о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации знакомят соответственно уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам, уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам, а также редакции средств массовой информации по их официальным запросам с полученными от филиалов Сберегательного банка Российской Федерации сведениями о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации по запросу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (по соответствующему избирательному фонду - также по требованию уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам, уполномоченного представителя регионального отделения политической партии по финансовым вопросам) обязаны. в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования - немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление средств на специальные избирательные счета и расходование этих средств.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ)
10. Редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, редакции региональных государственных периодических печатных изданий обязаны публиковать переданные им.соответственно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации сведения о поступлении средств на специальные избирательные счета и расходовании этих средств, а также сведения из сводных финансовых отчетов политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, за четыре отчетных года, предшествующие году проведения выборов депутатов Государственной Думы, а если политическая партия была зарегистрирована менее чем за четыре года до года проведения указанных выборов, - за период, который начинается с года регистрации политической партии и заканчивается годом, предшествующим году проведения выборов. Обязательному опубликованию подлежат сведения:
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
1) о финансовой операции по расходованию средств из соответствующего избирательного фонда (средств политической партии) в случае, если ее размер превышает 800 тысяч рублей для политической партии и 100 тысяч рублей для ее регионального отделения;
2) о юридических лицах, перечисливших в соответствующий избирательный фонд (на счет политической партии) добровольные пожертвования в сумме, превышающей 400 тысяч рублей для политической партии и 50 тысяч рублей для ее регионального отделения;
3) о количестве граждан, внесших в соответствующий избирательный фонд (на счет политической партии) добровольные пожертвования на сумму, превышающую 40 тысяч рублей для политической партии и 20 тысяч рублей для ее регионального отделения;
4) о средствах, возвращенных жертвователям из соответствующего избирательного фонда (со счета политической партии), в том числе об основаниях возврата;
5) об общей сумме средств, поступивших в соответствующий избирательный фонд (на счет политической партии), и об общей сумме израсходованных средств.
11. Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций, в пятидневный срок со дня поступления к ним представления соответствующей избирательной комиссии обязаны осуществить на безвозмездной основе проверку сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении (перечислении) добровольных пожертвований в избирательные фонды, и сообщить о результатах проверки в избирательную комиссию. Указанные сведения представляются по формам, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При этом может использоваться ГАС "Выборы". При поступлении в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации информации о внесении добровольных пожертвований с нарушением требований части 7 статьи 64 настоящего Федерального закона указанная информация незамедлительно сообщается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации соответствующим политическим партиям, их региональным отделениям.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 274-ФЗ)
Статья 69. Возврат средств политическими партиями, их региональными отделениями1. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, ее региональное отделение после дня голосования и до представления итогового финансового отчета обязаны перечислить неизрасходованные средства, находящиеся на соответствующем специальном избирательном счете, гражданам и (или) юридическим лицам, внесшим добровольные пожертвования либо осуществившим перечисления в соответствующие избирательные фонды, пропорционально вложенным ими средствам (за вычетом расходов на пересылку).
(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 3-ФЗ)
2. По истечении 60 дней со дня голосования филиалы Сберегательного банка Российской Федерации по письменному указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации обязаны перечислить оставшиеся на специальных избирательных счетах средства в доход федерального бюджета.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 203-ФЗ)
4. Обязанность политических партий, предусмотренная частью 1 настоящей статьи, возникает со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 203-ФЗ)
Части 5. - 13 - Утратили силу.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 203-ФЗ)
Статья 70. Финансовое обеспечение избирательных комиссий1. Расходование средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение деятельности избирательных комиссий, использование и эксплуатацию средств автоматизации, на повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов, производится избирательными комиссиями самостоятельно на цели, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
2. За счет средств федерального бюджета финансируются следующие расходы избирательных комиссий:
1) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, а также на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях;
2) на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;
3) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы и обеспечения деятельности избирательных комиссий;
4) на транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных и отдаленных местностях;
5) на доставку и хранение избирательных документов, подготовку их к передаче в архив или на уничтожение;
6) на командировки и другие цели, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, а также с обеспечением деятельности избирательных комиссий;
7) на использование и эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов.
3. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на указанный период на основании представления избирательной комиссии, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Порядок выплаты и размеры компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет и в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы.
4. Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, работников аппарата избирательной комиссии производится в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, в порядке и размерах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
5. Участковая избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней со дня голосования представляет в территориальную избирательную комиссию отчет о поступлении участковой избирательной комиссии средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и расходовании этих средств. Территориальная избирательная комиссия не позднее чем через 20 дней со дня голосования представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации отчет о поступлении территориальной избирательной комиссии средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и расходовании этих средств.
6. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через 50 дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации отчет о поступлении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и расходовании этих средств, а если соответствующими региональными отделениями политических партий были созданы избирательные фонды, - также сведения о поступлении средств в эти избирательные фонды и расходовании этих средств.
7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы представляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчет о расходовании средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, а также сведения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств. Указанные отчет и сведения не позднее чем через один месяц со дня их представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации должны быть опубликованы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в ее официальном печатном органе и переданы редакциям других средств массовой информации для опубликования.
Статья 71. Контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях1. Для осуществления контроля за целевым расходованием средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, за источниками поступления средств в избирательные фонды, организацией учета этих средств и их использованием, а также для проверки финансовых отчетов политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, их региональных отделений, создавших избирательные фонды, организации проверки достоверности представленных сведений о доходах и об имуществе кандидатов и источниках этих доходов при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации создаются контрольно-ревизионные службы.
2. Контрольно-ревизионные службы создаются с привлечением специалистов (в том числе руководителей) государственных органов, иных органов и организаций, включая Центральный банк Российской Федерации, Сберегательный банк Российской Федерации, главные управления (национальные банки) Центрального банка Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Указанные органы и организации по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы обязаны откомандировать специалистов в распоряжение избирательной комиссии на срок не менее пяти месяцев.
3. На период работы в контрольно-ревизионных службах специалисты, указанные в части 2 настоящей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Указанным специалистам также может выплачиваться вознаграждение из средств избирательных комиссий, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы.
4. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается соответствующей избирательной комиссией. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы осуществляется соответствующей избирательной комиссией.
5. При проведении выборов депутатов Государственной Думы контрольно-ревизионная служба по поручению. соответствующей избирательной комиссии:
1) проверяет финансовые отчеты политических партий, их региональных отделений, создавших избирательные фонды, нижестоящих избирательных комиссий;
2) организует проверку достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов, источниках этих доходов, о денежных вкладах и ценных бумагах кандидатов, в том числе об акциях и об ином участии кандидатов в капитале коммерческих организаций, об имуществе кандидатов, находящемся за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданном в доверительное управление;
3) контролирует соблюдение установленного порядка финансирования политическими партиями, их региональными отделениями проведения предвыборной агитации, осуществления иных мероприятий, непосредственно связанных с выборами;
4) запрашивает и получает от политических партий, их региональных отделений, а также от избирательных комиссий информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;
5) обращается в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, организации независимо от формы собственности, а также к гражданам по вопросам, входящим в компетенцию контрольно-ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов. Ответы на обращения контрольно-ревизионной службы и запрашиваемые ею материалы представляются в десятидневный срок, а за пять и менее дней до дня голосования и в день голосования - немедленно;
6) составляет документы о нарушениях, допущенных при финансировании выборов;
7) ставит перед соответствующей избирательной.комиссией вопрос о применении мер ответственности к политическим партиям, их региональным отделениям, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании соответствующих.избирательных кампаний;
8) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок.
6. При осуществлении своих полномочий контрольно-ревизионная служба может использовать ГАС "Выборы".
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"