Последнее обновление: 04.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 05.01.94 N 1 (ред. от 23.05.2002) "О ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ВМЕСТЕ С "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ЗАЯВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО КОНТРОЛЮ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")
II. Процедура контроля заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров
2.1. Проверка заявленной декларантом таможенной стоимости и оформление ДТС осуществляется:
таможенным постом (инспектором, выполняющим функции контроля таможенной стоимости) и/или таможней (отделом таможенной стоимости и валютного контроля).
В зависимости от конкретных условий каждой таможни (удаленность таможенных постов, наличие профессионально подготовленных кадров, обеспеченность техникой и средствами связи и т.д.) начальником таможни принимаются решения по наделению таможенных постов полномочиями в области контроля таможенной стоимости с учетом приведенных ниже вариантов распределения функций между таможней и таможенным постом.
Вариант 1. Предоставление таможенному посту полного объема прав и обязанностей в области контроля таможенной стоимости и оформлении ДТС в соответствии с нормативными актами ГТК России.
Должностные лица таможенного поста осуществляют контроль таможенной стоимости в полном объеме с правом принятия окончательного решения по заявленной декларантом таможенной стоимости и определению формы предоставления товара в пользование декларанту (п. 2.10. Положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров), проведению внешней проверки, уточнению и корректировке таможенной стоимости.
Вариант 2. Ограничение компетенции таможенного поста по контролю таможенной стоимости рамками метода 1.
Проверка и оформление ДТС осуществляется таможенным постом только в тех случаях, когда имеет место обычная сделка купли - продажи на стоимостной основе либо условно-стоимостная сделка, соответствующая требованиям п. п. 1.6.1. и 1.6.2. Положения, и таможенная стоимость товаров определяется по методу 1.
Таможенный пост не принимает самостоятельно решение о форме предоставления товаров в пользование декларанту, а также самостоятельно не осуществляет таможенную оценку, проведение внешней проверки, уточнение и корректировку таможенной стоимости.
При этом варианте оформление ДТС по методу 1 должно быть передано в отдел таможенной стоимости и валютного контроля соответствующей таможни не позднее, чем через день после начала таможенного оформления товара, в тех случаях, если:
а) у должностного лица таможенного поста имеются обоснованные сомнения относительно возможности использования представленных декларантом документов в качестве подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости;
б) у должностного лица таможенного поста имеются обоснованные сомнения в отношении стоимостной оценки факторов, оказавших влияние на цену сделки (п. 1.6.2 Положения);
в) у декларанта и должностного лица таможенного поста возникли разногласия относительно возможности применения метода и/или правильности стоимостной оценки, повлиявших на цену факторов и/или представленных декларантом документов, подтверждающих таможенную стоимость и составляющие ее элементы (раздел Б ДТС-1).
В таможню одновременно с ДТС передаются таможенным постом все необходимые документы (или их копии), представленные декларантом, а также документы, дополнительно запрошенные таможенным постом.
Таможня, получившая от таможенного поста ДТС с полным комплектом документов, должна в установленный срок таможенного оформления либо вернуть таможенному посту принятую и оформленную ДТС, либо вернуть копию ДТС с соответствующей записью (см. п. 2.10., "а", "б" Положения).
Внешняя проверка, уточнение и корректировка таможенной стоимости осуществляются таможней.
Вариант 3. Промежуточный между вариантами 1 и 2.
По решению начальника таможни может быть определен уровень компетенции таможенного поста в любом диапазоне между 1-м и 2-м вариантами. Например, таможенному посту предоставляются права по использованию всех методов, за исключением права самостоятельного осуществления таможенной оценки (по методу 6 и при выпуске товара под гарантию банка, залог имущества или под внесение на депозит таможенного органа сумм соответствующих таможенных платежей, исчисленных исходя из таможенной оценки товара, осуществленной таможенным органом). Таможенному посту могут быть предоставлены все права по контролю таможенной стоимости, за исключением проведения внешней проверки и отдельных случаев корректировки таможенной стоимости и т.д.
2.2. Проверка и оформление декларации таможенной стоимости осуществляется таможней в следующих случаях:
- если таможенное оформление товара осуществляется непосредственно таможней;
- если при оформлении ДТС таможенным постом возникли затруднения в применении метода 1 или по решению начальника таможни ограничена компетенция таможенного поста в отношении функций по контролю таможенной стоимости.
2.3. В случае невозможности оформления ДТС таможенным постом, осуществляющим таможенное оформление товаров, ДТС с комплектом необходимых документов передается для принятия соответствующего решения и завершения оформления декларации таможенной стоимости в соответствующую таможню. В том случае, если у таможни возникают обоснованные затруднения с определением таможенной стоимости, необходимость в осуществлении дополнительного сбора документов и выяснении обстоятельств и условий рассматриваемой сделки, таможня может обращаться в соответствующее региональное таможенное управление для получения организационно-методической помощи в проведении необходимого расследования (включая организацию внешней проверки, взаимодействия с налоговой инспекцией и другими заинтересованными органами), а также для рассмотрения спорных вопросов и принятия решений в отношении таможенной стоимости.
2.4. ГТК России не принимает от таможенных постов и таможен к рассмотрению спорные вопросы в отношении таможенной стоимости товаров и правильности применения метода оценки без прохождения указанных выше этапов.
Для рассмотрения вопросов контроля таможенной стоимости и оформления ДТС в ГТК России должны быть направлены:
комплект обязательных документов (п. 2.4. Положения);
запрошенные таможенными органами дополнительные документы (п. 2.5. Положения);
заключения (решения) по рассматриваемому случаю отделов таможенной стоимости и валютного контроля всех нижестоящих таможенных органов.
2.5. В отдельных случаях по решению начальника таможни, осуществляющей таможенное оформление товаров либо принимающей решения по документам, переданным таможенным постом, допускается в виде исключения по письменному заявлению декларанта применение следующего льготного варианта условного выпуска товаров <1> в отношении постоянных участников ВЭД, соблюдающих таможенное законодательство и правила декларирования таможенной стоимости, не числящихся в картотеке таможенного органа в числе нарушителей таможенного законодательства.
<1> Изложенный вариант может использоваться только таможней; таможенный пост не вправе принимать решение по данному вопросу.
Декларируемый товар предоставляется в пользование декларанту при условии уплаты таможенных платежей исходя из заявленной декларантом таможенной стоимости и обязательства представления дополнительных данных, подтверждающих заявленную им таможенную стоимость, в срок, установленный таможенным органом, но не позднее, чем через 14 дней со дня принятия таможенным органом данного решения.
В этом случае на лицевом листе ДТС в графе "Для отметок таможни" должностным лицом отдела таможенной стоимости и валютного контроля делается запись "ТС уточняется. Срок уточнения _________" (не более 14 дней), которая заверяется подписью и личной номерной печатью должностного лица.
Аналогичная запись делается в графе "С" ГТД должностным лицом, оформляющим условный выпуск товара.
В том случае, если на основе представленных декларантом данных произведена корректировка таможенной стоимости, то в установленном порядке должны быть внесены изменения в ДТС и ГТД (см. п. 2.9. Положения) и произведена соответствующая корректировка таможенных платежей и расчетов по ним (форма Приложения N 3 к Положению). При этом в случае увеличения стоимости за все дни, используемые для уточнения таможенной стоимости, с разницы взимаются проценты по ставкам, установленным Центральным Банком России по предоставляемым этим Банком кредитам и рассчитанным исходя из уточненной таможенной стоимости товаров.
2.6. В процессе контроля таможенной стоимости могут проводиться консультации между декларантом и таможенным органом по методическим вопросам определения таможенной стоимости, уточнению условий сделки по оцениваемым товарам и обмену необходимой информации с целью наиболее правильного определения исходной базы расчета таможенной стоимости товаров и ее корректировок.
2.7. При отсутствии у декларанта документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, включая необходимые доначисления к цене сделки (раздел Б формы ДТС-1) следует:
а) по заявлению декларанта предоставить ему возможность подтвердить заявленную им стоимость и представить таможенному органу документальные сведения для определения и/или подтверждения таможенной стоимости;
б) предоставить товар в пользование декларанту в соответствии с его письменным заявлением по одному из вариантов, изложенных в п. 2.10. Положения, или при отказе декларанта от указанных вариантов - оставить товары на временном хранении;
в) по инициативе декларанта или, в случае отсутствия таковой, по собственному решению (т.е. по решению таможенного органа) перейти к определению таможенной стоимости на основании других методов в соответствии с установленной их последовательностью.
При невозможности оценить стоимость ввозимых товаров методами 2-5 в рамках метода 6 может быть осуществлена таможенная оценка товара на основе гибкого применения методов 1-5 либо путем проведения товарно-стоимостной экспертизы товаров.
2.8. При рассмотрении документов, предъявленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости, необходимо с особой тщательностью проверить и проанализировать содержащиеся в этих документах сведения, в т.ч. соответствие аналогичных и взаимосвязанных показателей различных документов. При выявленном несоответствии между данными, содержащимися в представленных документах, таможенным органом рассматривается вопрос о возможности признания таких документов в качестве подтверждающих таможенную стоимость и правомерность использования метода 1.
Для того, чтобы было возможным использование документов в качестве подтверждающих таможенную стоимость, эти документы должны содержать подробные реквизиты продавца и покупателя, условия поставки, перечень товаров с указанием по каждому из них цены за единицу товара и общей стоимости товара, а также необходимые подписи и печати, реквизиты контракта (договора), к которому они относятся.
При наличии скидок по условиям контракта они должны быть указаны в контракте и в счете - фактуре с указанием условий их предоставления.
Кроме перечисленных выше требований, для признания контракта документом, подтверждающим цену сделки, в нем должно иметься наименование товара (на ассортиментном уровне), а также требования к его качеству, установлен порядок предъявления претензий в связи с фактическим несоответствием количества и качества товара условиям контракта, а также порядок и место разрешения разногласий между продавцом и покупателем (арбитражные условия); указаны условия и сроки платежа.
При несоответствии представляемых декларантом документов указанным выше требованиям таможенный орган вправе не признавать их в качестве документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость и, следовательно, принять решение о невозможности использования метода 1.
2.9. В процессе осуществления таможенной оценки необходимо учитывать следующие моменты:
2.9.1. Осуществляемая таможенным органом таможенная оценка товаров должна производиться в строгом соответствии с действующим законодательством. При этом в случае выявления более чем одной таможенной стоимости товаров (например, вследствие наличия нескольких вариантов исходных цен сделок по идентичным или однородным товарам, нескольких вариантов тарифов на перевозки и т.д.) должна применяться самая низкая из них.
2.9.2. Согласно ст. 14 Закона представляемая декларантом таможенному органу информация, заявленная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться только в таможенных целях и не может разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. За разглашение коммерческой тайны должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Поэтому при использовании информационных данных таможенного органа по идентичным или однородным товарам, разрешается применение их только в обезличенном виде в части, непосредственно относящейся к величине таможенной стоимости товара (т.е. без указания данных о продавце, покупателе, декларанте и т.п., позволяющих идентифицировать сделку).
2.9.3. Использование ценовой информации для сопоставления цен должно осуществляться в строгом соответствии с назначением каждого вида ценовой информации и инструктивными и методическими материалами ГТК России по данному вопросу.
2.9.4. Таможенный орган осуществляет анализ стоимости ввозимых товаров и ее колебаний по конкретным видам товаров. По результатам такого анализа определяются фактически сложившиеся, характерные для данного рынка уровни цен и диапазоны их отклонений. Данные такого анализа должны использоваться в процессе контроля таможенной стоимости ввозимых товаров.
2.9.5. В том случае, если в процессе контроля таможенной стоимости выявляется необходимость в получении от декларанта дополнительных сведений для уточнения таможенной стоимости товаров, таможенный орган, запрашивая информацию, должен определить круг вопросов, по которым требуется дополнительное документальное подтверждение либо, если это возможно, указать конкретный перечень запрашиваемых документов.
2.9.6. При наличии у таможенного органа сомнений в отношении заявленных декларантом в форме ДТС-1 данных либо в достоверности дополнительно представленных документов, но при отсутствии аргументированных обоснований и фактов, подтверждающих эти сомнения, все участники сделки должны быть взяты таможенным органом на специальный контроль. Таможенный орган ведет наблюдение за их экспортно-импортными операциями, в т.ч. за уровнем цен. При подозрении в систематическом занижении стоимости ввозимых товаров, отсутствии подтверждающих документов и т.д. таможенный орган на основе такого наблюдения и анализа может провести инициативную внешнюю проверку экспортно-импортных операций данного покупателя, в т.ч. совместно с органами налоговой инспекции, МВД и др.
Примерная форма для ведения в таможенном органе учета и наблюдения (мониторинга) за экспортно-импортными операциями участников ВЭД дана в Приложении 5. При получении информации, подтверждающей подозрения таможенного органа в недобросовестности участника ВЭД, принимаются соответствующие меры, предусмотренные действующим таможенным законодательством Российской Федерации.
Обо всех таких случаях информация передается в соответствующее региональное таможенное управление и в ГТК России (Приложение 2).
- Главная
- ПРИКАЗ ГТК РФ от 05.01.94 N 1 (ред. от 23.05.2002) "О ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ВМЕСТЕ С "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ЗАЯВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО КОНТРОЛЮ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")