Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГКАП РФ от 25.07.96 N 91 (ред. от 02.07.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(в ред. Приказов МАП РФ от 11.03.99 N 71, от 22.06.2000 N 469, от 02.07.2002 N 556)
Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) с изменениями и дополнениями от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ.
Правила определяют порядок и сроки рассмотрения дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства и принятия по ним решений Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП России) и его территориальными управлениями.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
Раздел 1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА1.1. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии со статьей 27 Закона о конкуренции на основании заявлений коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представления прокурора и по собственной инициативе МАП России (территориального управления).
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
1.2. Заявление подается в МАП России (территориальное управление) в письменной форме с приложением документов (в подлиннике или надлежаще заверенных копиях), свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства. Документы на иностранных языках представляются с приложением заверенного перевода на русский язык.
В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается.
Документы и заявления, содержащие коммерческую тайну, разглашению не подлежат.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
1.3. МАП России (территориальное управление) рассматривает поступившее заявление в месячный срок со дня его поступления.
В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства, МАП России (территориальное управление) для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления до трех месяцев с момента его поступления. О продлении срока МАП России (территориальное управление) обязан в письменной форме уведомить заявителя.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
1.4. При отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства МАП России (территориальное управление) в письменной форме уведомляет об этом заявителя в сроки, установленные п. 1.3 настоящих Правил.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
1.5. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются соответствующими территориальными управлениями по месту нахождения (месту жительства) лица, совершившего правонарушение, либо по месту его совершения, за исключением случаев, когда дело принимает к рассмотрению МАП России. Рассмотрение дел осуществляется Комиссией в порядке, установленном разделом вторым настоящих Правил.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
Раздел 2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРИНЯТИЯ ПО НИМ РЕШЕНИЙ (ПРЕДПИСАНИЙ)2.1. При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Министр (руководитель территориального управления) издает приказ о создании Комиссии по рассмотрению конкретного дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) и назначении ее председателя, которым, как правило, является заместитель Министра (руководитель территориального управления). В состав Комиссии включаются специалисты МАП России (территориального управления). Общее количество членов Комиссии не может быть менее трех человек.
(в ред. Приказов МАП РФ от 11.03.99 N 71, от 22.06.2000 N 469)
2.2. Комиссия, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства и принимая по ним решения, выступает от имени МАП России (территориального управления).
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.3. Председатель Комиссии в пятидневный срок со дня издания приказа выносит определение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, которое направляется сторонам по делу заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается их доверенным представителям под расписку. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о получении определения, приобщаются к материалам дела.
Примечания. Сторонами по делу являются заявители и лица, совершившие нарушение антимонопольного законодательства.
Форма определения о возбуждении дела - Приложение 1.
2.4. В ходе подготовки рассмотрения дела Комиссией МАП России (территориальное управление) вправе запрашивать необходимые документы для ознакомления, отбирать объяснения от сторон по делу по фактам, послужившим поводом для рассмотрения дела, в том числе у их руководителей (должностных лиц), привлекать к участию в деле иных лиц по усмотрению МАП России (территориального управления).
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, Комиссия вправе привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов, которые для дачи заключения могут знакомиться с материалами дела.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.5. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются Комиссией в трехмесячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В отдельных случаях указанный срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на шесть месяцев с момента истечения установленного срока.
2.6. Рассмотрение дела на заседании Комиссии ведется председателем Комиссии и фиксируется в протоколе, который подписывается председателем Комиссии.
Рассмотрение дела на заседании комиссии ведется председателем таким образом, чтобы обеспечить наиболее полный и всесторонний анализ и оценку обстоятельств дела, устранение и предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, соблюдение прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
2.7. Рассмотрение дела может быть отложено (с указанием срока):
в связи с мотивированным ходатайством стороны по делу об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя на заседание по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами;
в связи с необходимостью получить дополнительные доказательства;
с необходимостью привлечения к участию в деле экспертов или других лиц, участие которых в деле, по мнению Комиссии, обязательно;
в иных случаях, когда разрешение дела невозможно в данном заседании.
При отложении дела течение срока рассмотрения дела не прерывается, а процедура рассмотрения начинается сначала.
2.8. Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях:
нахождения на рассмотрении в МАП России (его территориальном управлении), суде, следственных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения;
необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста независимой организации.
Дело возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.
Течение срока при приостановлении рассмотрения дела прерывается и продолжает течь с момента возобновления дела.
Рассмотрение дела продолжается с момента, которым было завершено последнее перед приостановлением дела заседание комиссии.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.9. Об отложении, приостановлении или возобновлении рассмотрения дела выносится определение, подписываемое председателем и членами комиссии, копия которого в трехдневный срок направляется сторонам по делу, а также иным заинтересованным лицам.
Форма определения об отложении дела - Приложение 2.
Форма определения о приостановлении дела - Приложение 3.
Форма определения о возобновлении дела - Приложение 4.
2.10. На заседании Комиссии заслушиваются стороны по делу, а также лица, участвующие в деле по решению МАП России (территориального управления).
Стороны по делу, а также лица, участвующие в деле, вправе:
- знакомиться с материалами дела со дня вынесения определения о возбуждении дела за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну;
- представлять доказательства;
- участвовать в исследовании доказательств;
- задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, в том числе экспертам и специалистам;
- давать устные и письменные объяснения Комиссии.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.11. В отсутствие сторон по делу (их представителей) дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела.
2.12. По результатам рассмотрения дела по существу Комиссия принимает решение, в котором излагаются обстоятельства дела, установленные Комиссией, и выводы, к которым пришла Комиссия в результате рассмотрения дела.
Решение принимается Комиссией простым большинством голосов открытым голосованием в отсутствии лиц, участвующих в деле, председатель и члены Комиссии не имеют права воздерживаться от голосования. При голосовании председатель Комиссии подает свой голос последним.
При равенстве количества голосов, отданных "за" и "против" решения, голос председателя Комиссии является определяющим.
Принятое решение объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. При этом в заседании может быть оглашена только его резолютивная часть.
Решение подписывается председателем и членами Комиссии. Если член Комиссии не согласен с решением, он подписывает его, изложив письменно особое мнение. Особое мнение приобщается к делу.
Решение вступает в силу с момента его оглашения.
2.13. В случае выявления в процессе рассмотрения дела признаков преступления со стороны руководителей хозяйствующих субъектов, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, Комиссия принимает решение о направлении материалов дела в соответствующие правоохранительные органы. При этом в МАП России (территориальном управлении) остаются копии передаваемых документов.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.14. Производство по делу может быть прекращено до вынесения решения по существу в случаях:
- добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, его совершившим;
- неподтверждения Комиссией наличия фактов нарушения антимонопольного законодательства.
Определение о прекращении производства по делу подписывается председателем и членами Комиссии и направляется сторонам по делу и иным заинтересованным лицам, участвующим в деле, в порядке и в сроки, установленные пунктом 2.3 настоящих Правил.
Форма определения о прекращении производства по делу - Приложение 6.
2.15. Мотивированное решение Комиссии направляется или вручается под расписку сторонам по делу в пятидневный срок со дня его вынесения.
2.16. На основании решения Комиссии в соответствии со статьей 12 Закона о конкуренции выносится предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое в установленном порядке направляется или вручается лицу, совершившему это нарушение. Предписание, в котором должны содержаться разумные сроки и конкретные действия по прекращению нарушений и (или) последствий нарушения антимонопольного законодательства, подписывается председателем и членами Комиссии.
Форма предписания - Приложение 7.
2.17. Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок.
Неисполнение в срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Под неисполнением в срок предписания понимается уклонение от исполнения или частичное исполнение предписания, либо несвоевременное исполнение предписания.
2.18. Контроль за исполнением предписания возлагается председателем Комиссии на одного из членов Комиссии, о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания Комиссии.
2.19. По мотивированному ходатайству лица, получившего предписание и направившего его в МАП России (территориальное управление) не позднее 10 дней до истечения срока исполнения предписания, Комиссией может быть принято решение о продлении этого срока, но не более чем на шесть месяцев.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.20. МАП России контролирует исполнение своих предписаний на местах через свои территориальные управления.
(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
2.21. В случае неисполнения предписания об отмене или изменении акта, принятого с нарушением антимонопольного законодательства, о восстановлении положения, существовавшего до его нарушения, федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о конкуренции вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействительным полностью или частично либо о понуждении восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства.
При неисполнении предписания об изменении или расторжении противоречащего антимонопольному законодательству договора либо о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о признании договора недействительным полностью или частично либо о понуждении к заключению договора.
В случае неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе предъявить в суд или арбитражный суд иск о взыскании в федеральный бюджет необоснованно полученной прибыли.
Раздел 3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФОВ НА КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАУтратил силу.
(в ред. Приказа МАП РФ от 02.07.2002 N 556)
Раздел 4. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ПРЕДПИСАНИЙ МАП РОССИИ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ)(в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71)
4.1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично решений и предписаний антимонопольных органов.
Решения и предписания антимонопольных органов могут быть обжалованы в течение шести месяцев со дня их вынесения, за исключением требований, на которые исковая давность не распространяется.
(в ред. Приказа МАП РФ от 02.07.2002 N 556)
4.2. Подача заявления приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольных органов на время его рассмотрения в суде или арбитражном суде до вступления решения суда или арбитражного суда в законную силу.
4.3. МАП России вправе отменять решения и предписания территориальных управлений, принятые ими с нарушением действующего законодательства или пределов предоставленных им полномочий.
Решения и предписания территориальных управлений, принятые с нарушением действующего законодательства или пределов предоставленных им полномочий, отменяются приказом Министра.
(в ред. Приказов МАП РФ от 11.03.99 N 71, от 22.06.2000 N 469)
Раздел 5. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ ШТРАФОВ НА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ГРАЖДАН, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙУтратил силу.
(в ред. Приказа МАП РФ от 02.07.2002 N 556)
Раздел 6. ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО(в ред. Приказа МАП РФ от 22.06.2000 N 469)
6.1. Настоящий раздел определяет порядок производства, который может применяться в отношении дел о нарушениях антимонопольного законодательства федеральными органам исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статьи 7 и 8 Закона о конкуренции). МАП России (территориальное управление) на стадии рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства либо при непосредственном обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, установив достаточность материалов, подтверждающих нарушение антимонопольного законодательства, и в случае необходимости оперативного реагирования на нарушение антимонопольного законодательства, вправе принять решение о рассмотрении дела в порядке особого производства.
6.2. Решение о рассмотрении дела в порядке особого производства принимает Министр (руководитель территориального управления). Решение оформляется приказом. Министр (руководитель территориального управления) при рассмотрении дела в порядке особого производства выступает от имени федерального антимонопольного органа (территориального управления).
6.3. В 10-дневный срок со дня принятия решения Министр (руководитель территориального управления) рассматривает материалы дела и направляет предписание лицам, обязанным устранить нарушения антимонопольного законодательства. Форма предписания - приложение 9.
6.4. Направление предписания лицам, обязанным устранить нарушение антимонопольного законодательства, контроль исполнения предписания, принятие мер в случае неисполнения предписания осуществляются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
- Главная
- ПРИКАЗ ГКАП РФ от 25.07.96 N 91 (ред. от 02.07.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"