Последнее обновление: 20.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.04.2000 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел III. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основными направлениями развития системы образования являются:
реализация, совершенствование и развитие нормативной правовой базы, корректировка и разработка нормативных документов в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и другими регламентирующими деятельность системы образования и принимаемыми в ходе реализации Программы законодательными и нормативными правовыми актами;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации;
разработка системы преемственных государственных образовательных стандартов;
развитие системы образовательных учреждений различных форм, типов и видов;
развитие и комплексное координационное регулирование научной и научно-технической деятельности высших учебных заведений, других образовательных и научных организаций системы образования как основы обеспечения единства обучения и науки, подготовки научно-педагогических работников высшей квалификации, сохранения соответствующего мировому высокого уровня отечественной системы образования и ее научных достижений;
защита и содействие развитию национальных культур, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования, включая нормативное правовое укрепление управленческой вертикали на условиях договоров по всем составляющим ее уровням - федеральному уровню, уровню субъектов Российской Федерации, федеральному и муниципальному уровням, уровню субъектов Российской Федерации и муниципальному уровню;
восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом;
совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования, в том числе с учетом особенностей ее функционирования в сельской местности и местах компактного проживания коренных малочисленных народов, а также финансирования научно-исследовательской деятельности организаций системы образования;
расширение форм и методов сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств по поддержанию единого образовательного пространства;
расширение международного сотрудничества и международной деятельности Российской Федерации в области образования;
обеспечение психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз игр и игрушек для детей;
организация выполнения Программы органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Ожидаемыми результатами развития образования являются:
обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;
безусловное исполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления, субъектами системы образования законодательства об образовании и положений Программы;
функционирование системы образования в соответствии с законодательством об образовании и государственными нормативами в указанной области;
возрастание роли государства в сохранении единого образовательного пространства;
введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе специальных указанных стандартов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников;
формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств;
учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и приоритетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осуществлении единой государственной политики в области образования;
создание государственной аттестационной службы контроля качества образования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;
повышение качества и объективности государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, проводимой Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации;
функционирование государственной и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации:
повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
реализация прав граждан на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации и официального рабочего языка Организации Объединенных Наций;
обеспечение выбора языка обучения в соответствии с законодательством;
укрепление производственной и издательской базы, системы распространения учебной, научной и методической литературы и учебных пособий, а также учебно-научного оборудования и приборов для образовательных учреждений;
введение в действие и реализация государственных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществление государственного финансирования научной и научно-технической деятельности научных организаций системы образования на основе сочетания прямой финансовой поддержки указанных научных организаций и целевого финансирования конкретных научных программ и проектов;
создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и государственная поддержка научно-технического творчества учащейся молодежи;
реализация региональных и отраслевых программ развития образования как составной части Программы;
совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;
осуществление в системе образования мероприятий по значительному повышению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки обучающихся, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях;
осуществление образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности образовательных учреждений и иных организаций системы образования, обеспечение экономии бюджетных средств;
привлечение для финансирования системы образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств;
целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей малочисленных народов Севера и детей из малообеспеченных семей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных компонентов государственного образовательного стандарта всех ступеней общего образования и на льготных условиях - всех уровней профессионального образования;
реализация мониторинга состояния образования и создание системы образовательной статистики;
функционирование служб (структур) маркетинга и информационно-рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности образовательных и научных учреждений системы образования;
реализация международных договоров Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании;
расширение масштабов обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации;
регуляция ассортимента игр и игрушек для детей на основе их психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз.
Подраздел 2. Обеспечение реализации и развития образовательных программ (основных, дополнительных и специальных)1. Дошкольное образование
Основными направлениями развития дошкольного образования являются:
обеспечение государством общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения;
создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;
сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения;
поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов;
разработка программного и учебно-методического обеспечения государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ дошкольного образования;
содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений;
обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в системе дошкольного образования;
совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
создание и функционирование системы дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;
реализация новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей;
обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;
расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дошкольных образовательных учреждений;
введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования.
2. Общее образование
Основными направлениями развития общего образования являются:
сохранение, поддержка и развитие государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения, в том числе за счет малокомплектных образовательных учреждений общего образования в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке, в Сибири;
совершенствование педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;
разработка преемственных типовых программ с федеральными и национально-региональными компонентами и соответствующих им комплектов учебников для начального, основного и полного (среднего) общего образования, учебного оборудования, в том числе с использованием информационных технологий;
совершенствование структуры и содержания образования граждан, сочетающих общее образование с трудовой деятельностью;
развитие гуманитарной, экологической и практической направленности общего образования;
совершенствование системы профессиональной ориентации;
развитие возможностей для образования одаренных обучающихся с учетом их индивидуальности;
обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование обучения лиц с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
совершенствование механизмов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
вступление в силу федерального закона об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования и введение в действие полного комплекта федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, в том числе специальных;
качественное обновление содержания общего образования;
реструктуризация и развитие системы образовательных учреждений общего образования, сокращение количества указанных образовательных учреждений, работающих в две смены, прекращение их работы в три смены;
увеличение количества образовательных учреждений общего образования, их отделений и филиалов, классов (групп) для способных и одаренных обучающихся, в том числе в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири.
3. Дополнительное образование детей
Основными направлениями развития дополнительного образования детей являются:
обеспечение государственных гарантий сохранения и развития системы дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
разработка нормативной правовой и методической базы для различных видов учреждений дополнительного образования детей;
изучение спроса на услуги дополнительного образования детей и формирование соответствующих предложений;
организация форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования, интеграция дополнительного и общего образования, дополнительного и начального профессионального образования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей;
обеспечение целевого финансирования учреждений дополнительного образования детей согласно нормативам из бюджетов всех уровней;
развитие системы различных видов учреждений дополнительного образования детей, реализующих принципы развивающего обучения;
подготовка и издание программных и методических материалов, распространение опыта работы учреждений дополнительного образования детей.
4. Начальное профессиональное образование
Основными направлениями развития начального профессионального образования являются:
обеспечение сохранения начального профессионального образования и развития его основных образовательных, культурных и профессиональных функций;
осуществление подготовки квалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на основе самоопределения личности и ориентации ее на удовлетворение развивающихся потребностей общества;
разработка методик прогнозирования потребностей в рабочих кадрах по отраслям и регионам;
сохранение и развитие системы образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе инновационных (лицеев) и других видов учреждений начального профессионального образования, особенно по перспективным направлениям общественно полезной деятельности;
разработка механизмов заинтересованности предприятий в развитии начального профессионального образования;
обновление содержания начального профессионального образования, педагогических технологий в указанной области образования и профессиональной подготовки обучающихся;
научно-методическое обеспечение начального профессионального образования и профессиональной подготовки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
удовлетворение потребностей граждан в высококачественных профессиональных образовательных услугах с одновременным повышением их образовательного уровня, включение молодежи в полноценный производительный труд;
удовлетворение потребностей общества в воспроизводстве работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности;
введение в действие нового перечня профессий, преемственных государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов и базисных учебных программ, в том числе специальных перечня, стандартов, планов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования на рынке труда:
реструктуризация системы образовательных учреждений начального профессионального образования;
создание на базе образовательных учреждений начального профессионального образования межрайонных консультационных пунктов для фермеров, других специалистов сельского хозяйства для подготовки по профессиям, необходимым в субъектах Российской Федерации;
расширение перечня образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями начального профессионального образования, и профессиональной подготовки по обучению и переподготовке незанятых граждан и высвобождаемых работников;
создание благоприятных условий для осуществления подготовки рабочих кадров в процессе производительного труда;
оснащение образовательных учреждений начального профессионального образования средствами обучения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для начального профессионального образования и всех уровней общего образования;
расширение перечня профессий, предлагаемых учащимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях начального профессионального образования;
улучшение условий для качественного обучения, приобретения обучающимися практических умений и навыков, развития творческих и профессиональных способностей обучающихся;
усиление взаимодействия образовательных учреждений начального профессионального образования с производством и сферой услуг по подготовке высококвалифицированных кадров.
5. Среднее профессиональное образование
Основными направлениями развития среднего профессионального образования являются:
обеспечение сохранения потенциала среднего профессионального образования и дальнейшего развития его образовательных, культурных и иных функций в интересах развития личности, общества и государства;
совершенствование системы образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расширение доступа граждан к среднему профессиональному образованию;
совершенствование содержания среднего профессионального образования, оптимизация структуры подготовки специалистов;
развитие нормативной правовой и методической базы среднего профессионального образования;
формирование механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, в соответствии с потребностями граждан и рынка труда;
формирование системы управления средним профессиональным образованием, гибко сочетающей региональный и отраслевой, межрегиональный и межотраслевой принципы;
развитие интеграции среднего профессионального образования и других уровней образования при одновременном сохранении качественной определенности и практической направленности среднего профессионального образования;
совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических работников для образовательных учреждений среднего профессионального образования;
обеспечение средних специальных учебных заведений учебной и учебно-методической литературой, техническими средствами обучения;
создание необходимых экономических условий для развития и совершенствования материально-технической базы средних специальных учебных заведений;
развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области среднего профессионального образования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
улучшение удовлетворения потребностей граждан в получении среднего профессионального образования, общества в высококвалифицированных специалистах, имеющих среднее профессиональное образование;
обеспечение заданного уровня качества подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование;
обеспечение динамичного и оптимального соотношения численности специалистов, имеющих среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, в экономике и социальной сфере;
оптимизация размещения средних специальных учебных заведений в субъектах Российской Федерации;
расширение образовательных услуг, оказываемых средними специальными учебными заведениями;
обеспечение содержания среднего профессионального образования в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и производства;
повышение конкурентоспособности выпускников средних специальных учебных заведений на рынке труда;
развитие инновационных образовательных программ и технологий;
формирование нормативной правовой и методической базы среднего профессионального образования;
расширение взаимодействия среднего профессионального образования с другими уровнями образования;
динамичная многоуровневая система управления средним профессиональным образованием;
развитие автономии средних специальных учебных заведений;
улучшение обеспеченности системы среднего профессионального образования педагогическими и руководящими кадрами;
улучшение обеспеченности системы среднего профессионального образования учебной и учебно-методической литературой, техническими средствами обучения;
совершенствование материально-технической базы средних специальных учебных заведений;
улучшение научного и научно-методического обеспечения среднего профессионального образования;
развитие международного сотрудничества Российской Федерации в области среднего профессионального образования.
6. Высшее и послевузовское профессиональное образование
Основными направлениями развития высшего и послевузовского профессионального образования являются:
разработка мер, способствующих выполнению системами высшего и послевузовского профессионального образования функций, соответствующих их общественному и государственному предназначению;
сохранение потенциала системы высшего и послевузовского профессионального образования и дальнейшее развитие их структурных составляющих;
формирование и обеспечение социально-экономических механизмов расширения доступа граждан к получению высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета;
увеличение вклада системы высшего и послевузовского профессионального образования в развитие фундаментальных научных исследований и распространение научных знаний, развитие культуры и искусства;
осуществление государственных мер, обеспечивающих восприимчивость производственной и социальной среды к расширению применения на практике наукоемких, технологичных, экологически безопасных, экономичных и прогрессивных научных и конструкторских разработок, выполненных в организациях системы образования;
развитие высших учебных заведений и других организаций системы как учебно-научно-производственных комплексов;
формирование отраслевых и региональных комплексов, объединений, ассоциаций высших учебных заведений и других организаций системы образования;
совершенствование нормативной правовой и научно-методической базы высшего и послевузовского профессионального образования;
создание механизма прогнозирования и государственного регулирования основных пропорций подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования для удовлетворения интересов личности и общества;
формирование государственных заданий по кадровому обеспечению федеральных и региональных научно-технических и социальных программ развития;
проведение структурных и содержательных изменений в профессиональном образовании в соответствии с достижениями российской и мировой науки, техники, производства и культуры;
обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, индивидуализации форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования на основе развития научных школ по приоритетным направлениям науки и техники и необходимой для указанного развития инфраструктуры;
разработка концептуальных основ опережающего развития и функционирования послевузовского профессионального образования, в том числе дополнительного (повышение квалификации и переподготовка специалистов), для обеспечения приоритетных направлений научно-технического прогресса;
разработка и введение в действие механизма промежуточной аттестации негосударственных высших учебных заведений государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации;
выполнение актуальных исследований в области общественных и гуманитарных наук;
гуманизация образования, разработка современной структуры учебных дисциплин общественного и социально-гуманитарного цикла и их содержания, подготовка соответствующей научной, учебной и методической литературы;
разработка мер по широкому привлечению студентов к научно-исследовательской работе;
развитие интеграционных структур научных и научно-технических парков, объединяющих высшие учебные заведения и научные учреждения академического и отраслевого профилей и другие организации, обеспечивающие использование результатов научных исследований на практике;
совершенствование мер по укреплению самостоятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования в осуществлении их уставной деятельности;
развитие участия высших учебных заведений и других организаций системы образования в международной деятельности Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования на принципах эквивалентности и экономической целесообразности;
создание системы государственной поддержки обучения в иностранных государствах русскому языку как официальному рабочему языку Организации Объединенных Наций, других международных организациях - языку культуры мирового уровня.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
удовлетворение потребностей граждан в высшем и послевузовском профессиональном образовании, общества и государства в воспроизводстве специалистов, имеющих высшую квалификацию, в том числе посредством аспирантуры и докторантуры;
повышение качества высшего профессионального образования и уровня подготовки специалистов, имеющих высшее профессиональное образование;
повышение конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда;
интенсификация и индивидуализация обучения, реализация современных информационных технологий, развитие у студентов навыков самообразования;
развитие системы дистанционного обучения;
активное участие субъектов Российской Федерации в развитии образовательных учреждений высшего профессионального образования;
совершенствование деятельности научно-педагогических работников;
создание и поддержка мониторинга высшего и послевузовского профессионального образования, организация и формирование единого информационного пространства посредством развития федеральных и региональных компьютерных сетей, баз данных и центра образовательной статистики;
сохранение и укрепление передовых педагогических, научных и проектно-конструкторских школ в высших учебных заведениях и других организациях системы образования;
совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования, развитие технополисов и технопарков, малых предприятий инновационного типа;
вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного обучения;
экономически и геополитически целесообразная система обучения иностранных граждан;
расширение участия российских ученых, работников высших учебных заведений в международных научных программах, технологических исследованиях и образовательных проектах;
реализация и совершенствование современных технологий изучения иностранных языков;
улучшение оснащенности образовательных программ учебной, научной и методической литературой, средствами обучения, пособиями и оборудованием в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
создание предпосылок и условий для последующих широкомасштабных инноваций в образовательный процесс;
участие высших учебных заведений и других организаций системы образования в решении задач социального, научно-технического и экономического развития субъектов Российской Федерации;
создание системы информирования граждан и хозяйствующих субъектов о спросе на различные профессии, о наличии и качестве профессиональных образовательных услуг в различных высших учебных заведениях и регионах.
Подраздел 3. Государственные и социальные гарантии обучающимсяОсновными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающимся являются:
обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное образование, начальное профессиональное образование и дополнительное образование детей;
расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся;
обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно;
предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения (общежитиями, государственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом;
развитие самоуправления обучающихся в учебе, в быту и на отдыхе;
разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;
обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся в соответствии с законодательством об образовании;
разработка системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики с оплатой труда за выполненную работу;
совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
выполнение норм законодательства об образовании в части государственных и социальных гарантий обучающимся;
развитие социальной инфраструктуры образовательных учреждений и других организаций системы образования;
введение в действие нормативных правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся;
введение в действие нормативных правовых актов, направленных на защиту личных и имущественных прав обучающихся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
создание условий для полноценного питания обучающихся;
защита обучающихся от игр и игрушек для детей, отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье и не отвечающих психолого-педагогическим, морально-этическим и санитарно-экологическим требованиям;
обеспечение местами в школах-интернатах и общежитиях на льготных условиях оплаты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей из малообеспеченных семей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
обеспечение условий отдыха и санаторно-курортного лечения обучающихся, членов семей студентов, аспирантов с компенсацией части затрат из различных фондов образовательных учреждений и различных профессиональных объединений в соответствии с законодательством.
Подраздел 4. Научное сопровождение ПрограммыРазработка и реализация инновационных проектов Программы требует значительного научно-методического обеспечения, финансирование которого осуществляется целевым образом в пределах финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, а также по сметам расходов Министерства науки и технологий Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации. Размеры финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных Программой за счет средств федерального бюджета, должны возрасти с 6 млн. рублей в 1999 году до 150 млн. рублей в 2005 году. Выполнение установленных Программой задач по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предполагает следующие основные направления деятельности:
организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, разработка инновационных проектов, направленных на научное обеспечение решения важнейших проблем системы образования, основных направлений развития образования, утвержденных Программой, становление и функционирование системы образования как единого учебно-научно-производственного комплекса Российской Федерации;
разработка и реализация целевых государственных, отраслевых, межвузовских научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, обеспечивающих выполнение научно-исследовательских работ по основным направлениям развития образования и системы мероприятий Программы;
разработка и осуществление мер по приоритетному государственному обеспечению финансовыми и иными ресурсами фундаментальных и прикладных научных, научно-технических исследований, способствующих выполнению основных направлений развития образования и достижению определенных Программой ожидаемых результатов;
разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития системы образования, совершенствование системы и механизмов прогнозирования подготовки специалистов образовательными учреждениями системы образования с учетом потребностей личности, общества, государства на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации;
совершенствование и развитие федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;
разработка региональных программ развития образования в соответствии с целями и задачами Программы;
научное и методическое обеспечение разработки преемственных государственных образовательных стандартов, содержащих федеральные и национально-региональные компоненты, примерных образовательных программ (основных и дополнительных), примерных учебных планов и программ курсов, учебных дисциплин и иных документов, определяемых потребностями системы образования, ходом реализации Программы;
разработка нормативной правовой базы, регулирующей научную и научно-практическую деятельность по проблемам образования;
сохранение, поддержка и развитие системы научных учреждений, научных центров и научных школ по основным направлениям педагогической науки на основе обеспечения их приоритетного финансирования и иных целевых форм государственной поддержки;
разработка информационно-технического и организационного обеспечения реализации Программы;
развитие взаимодействия российских ученых, осуществляющих исследования в области образования, с международными научными организациями;
улучшение финансирования научно-исследовательских организаций, выполняющих научные, научно-технические исследования и научно-методические разработки по проблемам образования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
широкое внедрение результатов научных и научно-методических исследований в практическую деятельность образовательных учреждений, процессы воспитания, культурного и нравственного развития молодежи;
научные, научно-практические и инновационные программы и проекты по основным проблемам образования, обеспечивающие реализацию Программы;
среднесрочные, долгосрочные прогнозы развития системы образования, прогнозы спроса на специалистов с учетом интересов личности, общества и государства;
научное обоснование медицинских, педагогических, психологических, эргономических и иных требований к государственным образовательным стандартам, учебному процессу и разработка методик их реализации;
новые образовательные технологии и методы обучения, в том числе дистанционные;
приоритетная государственная поддержка, сохранение и развитие ведущих научных центров и научных школ, осуществляющих проведение научно-исследовательских работ по проблемам образования;
создание информационного банка российских и международных научных программ и проектов по проблемам образования;
реализация Программы во взаимодействии с реализацией федеральных целевых и государственных научно-технических программ, касающихся проблем системы образования в соответствии с целями и задачами Федеральной программы развития образования.
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.04.2000 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"