Последнее обновление: 27.05.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 23.06.2003 N 149 (ред. от 13.08.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ АЭРОПОРТОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭЛЕКТРОСВЕТОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ"

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА "СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ АЭРОПОРТОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭЛЕКТРОСВЕТОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ"
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.08.2007 N 121)
I. Общие положения1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов" (далее - Правила) устанавливают сертификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.
Юридическое лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов (далее - Организация), должно быть зарегистрировано в установленном порядке.
2. Аэропортовая деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов воздушных судов включает в себя следующие виды работ:
централизованное электроснабжение объектов аэропорта;
электроснабжение объектов аэропорта по электрическим сетям 0.4 кВ;
техническая эксплуатация электроустановок, кабельных, воздушных линий электропередачи;
техническая эксплуатация системы светосигнального оборудования;
проведение испытаний и измерений при помощи электротехнической лаборатории.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.08.2007 N 121)
3. Организация вправе осуществлять как все указанные в пункте 2 настоящих Правил виды работ, так и отдельные их виды.
4. Осуществление аэропортовой деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов без получения сертификата соответствия в уполномоченном органе в области гражданской авиации не допускается.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.08.2007 N 121)
5. В целях настоящих Правил используются следующие основные термины и определения:
авиационный персонал - лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживания воздушного движения (статья 52 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации")* (далее - Воздушный кодекс Российской Федерации);
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383.
аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (статья 40 Воздушного кодекса Российской Федерации);
аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников (статья 40 Воздушного кодекса Российской Федерации).
II. Общие сертификационные требования, предъявляемые к Организациямосуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящих Правил и иных нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации;
имеет организационную структуру (в том числе структуру управления) и численность квалифицированного авиационного персонала, позволяющие обеспечить качественное выполнение работ, осуществляемых Организацией;
имеет (на праве собственности или иных основаниях) необходимые здания и сооружения, средства механизации, автоматизации и иные технологическое оборудование и средства;
ведет актуализированный фонд нормативной, организационно-распорядительной, технологической и эксплуатационной документации.
7. Для осуществления аэропортовой деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов Организация создает структурное подразделение (производственное подразделение, службу) электросветотехнического обеспечения полетов (далее - служба ЭСТОП).
8. Организация разрабатывает и утверждает положение о службе ЭСТОП.
9. В структуре службы ЭСТОП предусматривается наличие:
администрации;
эксплуатационных узлов со сгруппированными по технологическим признакам персоналом и технологическим оборудованием;
оперативной группы.
10. Для обеспечения бесперебойного функционирования эксплуатируемого (обслуживаемого) службой ЭСТОП оборудования в течение всего времени суточной работы аэропорта в службе должно быть организовано дежурство по сменам специалистов оперативной группы.
11. Для осуществления аэропортовой деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов Организация должна иметь квалифицированный авиационный персонал.
12. Организация разрабатывает и утверждает должностные инструкции персонала с учетом выполняемых работниками Организации трудовых функций.
13. Организация обеспечивает проведение профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, утвержденных в установленном порядке.
14. С учетом выполняемых видов работ служба ЭСТОП должна быть оснащена спецтранспортом, технологическим оборудованием, инженерно-техническими средствами, средствами связи, оргтехникой и иными необходимыми средствами и оборудованием, в том числе:
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.08.2007 N 121)
телефонной связью и громкоговорящей связью или радиосвязью с руководителем полетов (диспетчером) и трансформаторными подстанциями, телефонной связью с энергоснабжающей организацией, субабонентами и службами аэропорта;
комплектом защитных средств, контрольно-измерительными приборами, инструментом, запасными частями оборудованию, расходными материалами, медицинской аптечкой, а также спецодеждой, соответствующей климатическим условиям конкретного региона;
переносными радиостанциями, обеспечивающими связь с руководителем полетов (диспетчером) и оперативной группой при выездах ее на эксплуатируемые (обслуживаемые) Организацией объекты аэропорта;
оперативной радиофицированной спецавтомашиной, состоящей на учете в соответствующем уполномоченном государственном органе, для перевозки оперативной группы и необходимого оборудования на объекты аэропорта с целью выполнения аварийных работ и технического обслуживания этих объектов.
15. В Организации должен быть предусмотрен запас деталей для светосигнального и электрического оборудования аэропорта (аэродрома), необходимый для:
оперативного устранения возникающих неисправностей (аварийный ЗИП);
поддержания оборудования аэропорта (аэродрома) в работоспособном состоянии (эксплуатационный ЗИП).
16. Перечень и количество необходимого ЗИП утверждаются Организацией самостоятельно, исходя из местных условий, с учетом объема и степени изношенности эксплуатируемого (обслуживаемого) оборудования, срока годности деталей при хранении, времени, необходимого для пополнения ЗИП, а также выполняемых организацией видов работ.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.08.2007 N 121)
17. Используемые Организацией в процессе аэропортовой деятельности инженерно-технические средства, средства механизации, технологическое оборудование должны иметь выданные (признанные) в установленном порядке сертификаты соответствия (если такие средства и оборудование подлежат обязательной сертификации согласно действующему законодательству) или быть приняты на оснащение гражданской авиации.
18. Организация выполняет требования по метрологическому обеспечению, обеспечению техники безопасности и охраны труда, определенные соответствующими нормативными актами.
19. В Организации создается подразделение (служба, отдел и т.д.) или назначается лицо, ответственное за метрологическое обеспечение деятельности Организации.
20. Поверка средств измерений, используемых Организацией в ее деятельности, должна производиться только аккредитованными организациями (подразделениями), имеющими соответствующие документы, выданные в порядке, установленном действующим законодательством.
21. В Организации должны быть разработаны и утверждены руководителем Организации опись, годовой план (график) поверки (калибровки) средств измерений, используемых Организацией в ее деятельности, а также журнал движения приборов (в том числе средств измерений) для учета их наличия в службе ЭСТОП и (или) иных структурных подразделениях Организации, нахождения на поверке (калибровке) или в другом месте.
22. Организация обеспечивает получение, доведение до своего персонала и контроль исполнения нормативных актов, а также информации по безопасности полетов в части, касающейся аэропортовой деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов.
Организация имеет документацию в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Перечень документации, регламентирующей деятельность и (или) подлежащей ведению службой ЭСТОП, приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам.
III. Сертификационные требования к Организациям по эксплуатации и техническому обслуживанию электросветотехнического оборудования23. К самостоятельному выполнению работ по эксплуатации и техническому обслуживанию (далее - ТО) систем светосигнального оборудования и электроустановок на объектах аэропорта (аэродрома) приказом руководителя Организации допускаются лица, прошедшие общую теоретическую и специальную подготовку, знающие устройство эксплуатируемого (обслуживаемого) оборудования и имеющие допуск по технике безопасности для работы на электроустановках.
24. Организация проводит ТО систем светосигнального оборудования в соответствии с регламентами, определяющими виды и периодичность выполнения отдельных работ по ТО, а также в соответствии с инструкциями (руководствами) организаций-изготовителей по технической эксплуатации оборудования. Методики проведения работ по ТО определяются технологическими картами, разрабатываемыми для каждого вида ТО и утверждаемыми разработчиком оборудования или руководителем (заместителем руководителя) Организации.
25. О выполнении ТО производятся записи (делаются отметки) в соответствующих журналах, паспортах на оборудование и других эксплуатационных документах.
26. При ТО систем светосигнального оборудования службой ЭСТОП выполняются:
1) ежедневные проверки (ТО-1):
целости и работоспособности огней и аэродромных знаков во включенном состоянии и отсутствия огней, отличающихся по яркости от остальных огней;
отсутствия огней с нарушенной регулировкой;
отсутствия огней с загрязненными защитными стеклами, призмами или экранированных снегом, льдом, травой и т.д.;
выходных токов регуляторов яркости на всех ступенях яркости (по встроенным приборам);
возможности управления системой с панели оперативного управления посадки и руления и наличия ответной сигнализации;
набора огней и ступеней их яркости на кнопках оперативного управления;
2) еженедельные проверки (ТО-2):
правильности установки углов возвышения световых пучков глиссадных огней, чистоты линз, светофильтров и ламп;
целости крышек углубленных огней, герметичности огней, чистоты призм;
целости защитных стекол и светофильтров надземных входных и ограничительных огней, надежности крепления огней и их деталей;
3) ежемесячные (ТО-3), ежеквартальные (ТО-4), полугодовые (ТО-5) и годовые (ТО-6) проверки в соответствии с технологическими картами.
27. Работы по ТО систем светосигнального оборудования выполняются службой ЭСТОП в соответствии с графиками, утверждаемыми руководителем Организации или его заместителем.
28. Осуществляемое службой ЭСТОП ТО заградительных огней включает в себя ежедневные (ТО-1) и годовые (ТО-6) проверки.
Ежедневные проверки должны предусматривать проверку работоспособности огней и, при необходимости, замену перегоревших ламп.
При годовых проверках должны быть выполнены:
проверка состояния защитных стекол, линз светофильтров, прокладок и, при необходимости, их очистка и (или) замена;
проверка состояния электрических соединений, патронов, ламп, выключателей;
проверка функционирования автоматов включения заградительных огней;
проверка деталей крепления огней и, при необходимости, их правильная установка;
проверка огней на коррозию и, при необходимости, их окраска.
29. ТО осветительных установок перронов, мест стоянок воздушных судов, площадок специального назначения должно проводиться службой ЭСТОП в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, межотраслевыми правилами по охране труда и предусматривать ежедневные (ТО-1), ежеквартальные (ТО-4), полугодовые (ТО-5) и годовые проверки (ТО-6).
Ежедневно выполняются визуальный осмотр и проверка работоспособности осветительных установок, замена перегоревших ламп.
Ежеквартально должны выполняться:
проверка функционирования местного и централизованного управления осветительными установками;
проверка функционирования осветительных установок дежурного (аварийного) освещения.
Один раз в полугодие необходимо выполнять:
проверку линий питания, предохранителей, выключателей и контакторов;
чистку штепсельных разъемов, контактов и клемм.
При годовых проверках должны быть выполнены:
проверка соответствия освещенности площадок нормируемой величине;
проверка и очистка отражателей, ламп, патронов, контактных соединений;
проверка деталей крепления и поворотных устройств прожекторов и светильников.
30. Выполняемое службой ЭСТОП ТО электроустановок должно проводиться в объеме и с периодичностью, предусмотренными инструкциями (руководствами) организаций - изготовителей оборудования, правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, с учетом опыта эксплуатации применительно к местным условиям (частота возникновения неисправностей, изношенность оборудования, специфика климата и т.д.). Виды работ по ТО и методики их проведения определяются технологическими картами, разрабатываемыми для каждого вида ТО.
Работы по ТО электроустановок выполняются службой ЭСТОП в соответствии с графиками, утверждаемыми руководителем Организации или его заместителем.
При текущих проверках электроустановок должно предусматриваться проведение операций (чистки и (или) замены быстроизнашивающихся деталей, регулировки) для поддержания оборудования в работоспособном состоянии до очередного планового технического обслуживания.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.08.2007 N 121)
Профилактические проверки (испытания) электроустановок должны планироваться Организацией как самостоятельные операции и включать в себя проверки электрической прочности изоляции, качества заземления, времени срабатывания автоматических выключателей, блокировочных и защитных средств и т.д. (в объемах, предусмотренных правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, и в соответствии с межотраслевыми правилами по охране труда), а также наладочные работы, способствующие повышению надежности работы электроустановок.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.08.2007 N 121)
31. Работы по организации, проведению ТО и эксплуатации электросветотехнического оборудования осуществляются службой ЭСТОП в соответствии с требованиями, устанавливаемыми настоящими Правилами, нормативными актами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации и действующим законодательством.
32. Организация обеспечивает проведение летных проверок эксплуатируемых (обслуживаемых) систем светосигнального оборудования специальными самолетами-лабораториями.
Летные проверки проводятся в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации", утвержденных Приказом Минтранса России от 18 января 2005 г. N 1 (зарегистрированы Минюстом России 10 марта 2005 г., регистрационный N 6383).
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.08.2007 N 121)
33. Организация обеспечивает своевременное и достоверное информирование службы аэронавигационной информации аэропорта обо всех изменениях состава системы светосигнального оборудования и (или) о выключении ее на время проведения ремонта, технического обслуживания.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.08.2007 N 121)
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 23.06.2003 N 149 (ред. от 13.08.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ АЭРОПОРТОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭЛЕКТРОСВЕТОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ"