в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.01.2003 N 69-р (ред. от 28.09.2007)
действует Редакция от 28.09.2007 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.01.2003 N 69-р (ред. от 28.09.2007)

III. Основные направления развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года

С целью создания благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, должны быть приняты дополнительные меры развития лесного хозяйства по следующим направлениям.

Повышение эффективности государственного управления лесами

Повышение эффективности государственного управления лесами обеспечивается в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации путем:

разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области лесных отношений;

совершенствования лесного планирования;

совершенствования организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

совершенствования государственного лесного контроля и надзора, введения мониторинга реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передается субъектам Российской Федерации.

Упорядочение управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также развитие рыночных отношений требуют совершенствования деятельности лесничеств и лесопарков.

Основными задачами лесничеств и лесопарков должны являться:

реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках;

организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов, а также рационального использования земель лесного фонда;

организация охраны и защиты лесов, а также охраны объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;

обеспечение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов, улучшению их породного состава и повышению продуктивности;

сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;

сохранение биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда и в лесах, расположенных на землях иных категорий;

обеспечение соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка использования лесных участков, а также выполнения иных требований, установленных лесным законодательством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также ведение лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, проводят скоординированную политику в области лесных отношений.

Совершенствование организации использования лесов

Предполагается увеличение объема использования лесов путем вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий, а также путем повышения интенсивности использования лесов в освоенных лесах за счет более полного использования ресурсов древесины лиственных пород и других лесных ресурсов.

В современных социально-экономических условиях наиболее целесообразным является использование ресурсов в европейской части России, на Урале и в южных районах Сибири и Дальнего Востока. Приоритет в дальнейшем развитии использования лесов должен быть отдан европейской части России и Уралу (несмотря на их меньший ресурсный потенциал по сравнению с другими регионами) в связи с близостью лесных ресурсов к потребителям и рынкам сбыта, относительно развитой транспортной сетью и инфраструктурой различных отраслей. Леса этого региона имеют многоцелевое значение, и режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства.

Для повышения эффективности использования лесов в европейской части России и на Урале необходимо обеспечить выращивание лесных насаждений с максимально возможным запасом древесины на единицу продуцирующей площади, в том числе за счет расширения практики создания лесных плантаций. Основным направлением повышения эффективности использования лесов в данном регионе должно быть обеспечение более полного использования накопившихся ресурсов малоценной древесины лиственных пород путем развития производств по ее переработке.

В южных районах Сибири и Дальнего Востока стратегия развития использования лесов должна предусматривать освоение новых лесных территорий путем передачи лесных участков в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что позволит увеличить объемы заготовки лесных ресурсов, создать дополнительные рабочие места и увеличить доходность от использования лесов.

Необходимо усовершенствовать методы определения расчетной лесосеки с учетом экономической доступности лесов (экономической эффективности освоения лесных массивов).

Использование лесов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должно основываться на принципах нормирования и оптимизации обеспечения радиационной безопасности и дифференцироваться по зонам радиоактивного загрязнения в зависимости от его уровней с обязательным радиационным контролем лесной продукции и условий труда.

При использовании лесов должны быть обеспечены:

выполнение арендаторами обязанностей по ведению лесного хозяйства;

разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования развития глубокой переработки древесины путем совершенствования политики ценообразования, политики в области внешней торговли лесопродукцией и оборудованием для лесного комплекса, а также путем содействия развитию интегрированных структур в лесопромышленном комплексе;

вовлечение в эксплуатацию перспективных лесосырьевых территорий за счет строительства сети лесных дорог круглогодичного действия.

Совершенствование лесоустройства, учета лесных участков и оценки лесов

Для решения задач, стоящих перед лесным хозяйством, требуется совершенствование лесоустройства и учета лесных участков как системы мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесах, необходимой для среднесрочного и текущего планирования лесохозяйственной деятельности, нормирования использования лесов, проектирования лесных участков, а также для осуществления контроля за состоянием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.

Совершенствование лесоустроительного проектирования с учетом экономических и экологических условий развития лесного хозяйства и использования лесов основывается на отказе от государственной монополии в проведении лесоустройства.

Результаты работ по оценке экологического и ресурсного потенциала лесов должны стать основанием для уточнения их разделения на защитные, эксплуатационные и резервные леса.

Предстоит создать комплекс программно-методического обеспечения системы проведения лесопатологического мониторинга, внедрить его в приоритетном порядке на участках леса с ценными насаждениями, а также на участках, подверженных негативному, в том числе радиационному, воздействию.

Совершенствование охраны и защиты лесов

Повышение эффективности охраны лесов должно осуществляться по следующим направлениям:

организация эффективной системы государственного лесного контроля и надзора;

развитие системы государственной инвентаризации лесов.

Охрана лесов от пожаров должна стать важным направлением государственной политики, обеспечивающей экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов должна функционировать в существенно меняющихся природных условиях.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 80 процентов лесных пожаров. В связи с этим необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу. Необходимо усилить агитационную деятельность по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации.

Развитие наземных служб обнаружения лесных пожаров должно осуществляться путем эффективного использования стационарных пунктов наблюдения (пожарно-наблюдательных вышек и мачт) и установки на них современных телевизионных камер цветного изображения с высокой разрешающей способностью. Для повышения оперативности тушения лесных пожаров необходимо укомплектовать существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и оборудование.

Главными целями авиационных работ по охране и защите лесов являются обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития, а также очагов вредных организмов. Для достижения этих целей следует обеспечить необходимую периодичность авиапатрулирования.

Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является внедрение малой авиации. Необходимо завершить создание, сертификацию и приобретение легких самолетов, обустройство аэродромов и аэропортов, обеспечение наземных служб средствами технического обслуживания и контроля.

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие технологии тушения лесных пожаров с воздуха с применением авиатанкеров, а также химических средств и полимеров, повышающих эффективность использования воды для тушения лесных пожаров. Будет продолжено внедрение современных технологий радиосвязи для оперативного управления охраной лесов, осуществление радиоэлектронного контроля работы воздушных судов, переоснащение радиосетей, применяемых в лесном хозяйстве. Следует продолжить работы по развитию центров дистанционного мониторинга лесных пожаров на территории России, материалы которого должны дополнять сведения авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров.

Система охраны лесов от пожаров предусматривает:

осуществление районирования территории Российской Федерации по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической и экологической ценности лесов, а также степени хозяйственного освоения территорий;

совершенствование системы управления тушением крупных лесных пожаров;

осуществление мониторинга лесных пожаров в лесах на базе геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений;

расширение научно-исследовательских и проектных работ в области охраны лесов от пожаров.

Для защиты лесов от вредных организмов и принятия экологически и экономически обоснованных решений по этому вопросу предусматриваются осуществление лесопатологического мониторинга с использованием наземных и дистанционных средств, а также создание единой информационной системы об изменениях лесопатологической и санитарной обстановки в лесах.

Повышение эффективности мероприятий по защите лесов должно обеспечиваться путем совершенствования методов активной защиты лесов от вредных организмов.

Важнейшими направлениями в области защиты лесов должны стать повышение роли профилактических мероприятий по предупреждению вспышек распространения вредных организмов, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию негативных факторов, и соблюдение требований правил санитарной безопасности в лесах.

Воспроизводство лесов и лесоразведение

В современных условиях воспроизводство лесов на вырубках, гарях и других не покрытых лесной растительностью лесных землях, должно быть обеспечено за счет:

своевременного проведения мероприятий по восстановлению леса, уходу за лесом и обеспечению условий для естественного возобновления хозяйственно-ценных древесных пород;

оптимизации соотношения интенсивных и экстенсивных методов восстановления лесов, сохранения их генетического потенциала, совершенствования системы лесного селекционного семеноводства, развития и эффективного использования постоянных лесосеменных участков.

В предстоящий период планируется реализовать комплекс мероприятий по воспроизводству лесов, в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал в результате интенсивного использования лесов в прошлые годы, обратив особое внимание на посадку и посев леса, создание лесных плантаций.

Указанные мероприятия предусматривают:

переход на принципы районирования лесов по способам лесовосстановления и нормативам затрат на лесовосстановительные мероприятия в пределах лесных районов;

внедрение модели интенсивного воспроизводства лесов, обеспечивающей повышение их качества и продуктивности, улучшение экологических условий, в том числе за счет выращивания лесных насаждений на неиспользуемых землях;

рост ежегодных объемов лесовосстановительных работ.

В целях предупреждения процессов опустынивания и эрозии земель необходимо обеспечить выполнение работ по созданию и выращиванию защитных лесных насаждений на юго-востоке европейской части России, Северном Кавказе, в Поволжье и на Южном Урале.

Следует предусмотреть постепенное наращивание объемов активных способов лесовосстановления (посадка и посев леса) в европейской части России и на Урале, проведение работ по лесоразведению в рамках реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, планирование и проведение работ по лесовосстановлению и лесоразведению в увязке с мероприятиями по уходу за лесом. Проведение интенсивных рубок ухода за лесом, в первую очередь рубок ухода за молодняками, должно осуществляться в объемах, достаточных для предотвращения гибели или существенного ухудшения состояния созданных лесных культур в результате заглушения их нежелательной древесной растительностью.

Важной задачей является обучение арендаторов методам оптимального сочетания способов заготовки древесины со способами лесовосстановления и ухода за лесами в конкретных экономических и лесорастительных условиях.

Научное и кадровое обеспечение

Развитие лесного хозяйства базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на разработку экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, обеспечивающих максимальное и вместе с тем неистощительное использование лесных ресурсов и их своевременное воспроизводство.

Приоритетными направлениями научных исследований в области лесного хозяйства на рассматриваемый период являются:

разработка научных основ управления лесами и устойчивого развития лесных отношений в условиях рыночной экономики;

изучение природы леса и на этой основе разработка экологически безопасных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности лесов (разработка и создание высокоэффективных методов и технологий получения достоверной и оперативной информации о лесах, создание и разработка прогрессивных технологий и средств механизации различных видов рубок леса, совершенствование методологических и нормативных документов по вопросам сохранения биоразнообразия, разработка методов восстановления функциональных качеств лесных территорий);

разработка новых методов охраны лесов от пожаров (разработка и совершенствование методов прогноза возникновения пожароопасной ситуации в лесах, новых технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, совершенствование правовой базы охраны лесов от пожаров);

разработка мероприятий по сохранению биоразнообразия, воспроизводству, повышению продуктивности и качества лесов на селекционно-генетической основе;

разработка эффективных экологически безопасных систем защиты лесов от вредных организмов и техногенных факторов (совершенствование методов сбора, анализа и использования лесопатологической информации, разработка эколого-экономических критериев необходимости проведения защитных мероприятий, новых способов и средств защиты лесов от вредных организмов, профилактики и обеспечения санитарной безопасности в лесах);

изучение влияния лесоводственно-экологических факторов на миграцию и накопление радионуклидов в лесах в целях обеспечения радиационно безопасного использования лесов;

разработка научно-методических основ информационного обеспечения радиационно безопасного использования лесов, загрязненных радионуклидами.

Приоритетными также являются научные исследования, направленные на выполнение положений международных конвенций по биологическому разнообразию, изменению климата, а также на развитие добровольной лесной сертификации и приведение российских национальных стандартов в сфере лесного хозяйства в соответствие с мировыми.

Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами. В настоящее время система подготовки специалистов лесного профиля не в полной мере отвечает изменениям, происходящим в лесной отрасли. Уровень и качество образования в этой области не в полной мере соответствуют современным требованиям.

В предстоящий период предполагается активизировать работу, направленную на повышение квалификации работников лесного хозяйства в части государственного управления лесами, развития рыночной экономики в лесном секторе и использования ГИС-технологий.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.01.2003 N 69-р (ред. от 28.09.2007)