Последнее обновление: 14.03.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 23.06.2003 N 150 (ред. от 07.09.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ АЭРОПОРТОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ"

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА "СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ АЭРОПОРТОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ"
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.09.2007 N 132)
I. Общие положения1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты" (далее - Правила) устанавливают сертификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты при выполнении внутренних и международных воздушных перевозок, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.
Юридическое лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты (далее - Организация), должно быть зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Осуществляемая Организацией аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа при внутренних и международных воздушных перевозках, в том числе в залах официальных лиц и делегаций (далее - ЗОЛиД) - деятельность по выполнению процедур, связанных с оформлением и осуществлением воздушной перевозки пассажиров и их багажа, а также с предоставлением дополнительных платных или бесплатных услуг с целью удовлетворения соответствующих потребностей пассажиров, включает в себя следующие виды работ:
регистрация билетов и оформление багажа к перевозке;
оформление перевозочной документации на воздушную перевозку пассажиров и багажа, проведение расчета центровочного графика;
доставка пассажиров к месту стоянки воздушного судна (далее - ВС) и организация посадки пассажиров на ВС;
доставка багажа к месту стоянки ВС, погрузка багажа и его швартовка на борту ВС;
встреча пассажиров при выходе из ВС, доставка пассажиров в здание аэровокзала;
выгрузка багажа из ВС, транспортировка багажа и выдача его пассажирам;
техническое обслуживание и ремонт наземной техники, используемой при обслуживании пассажиров и багажа;
информационное обеспечение авиаперевозок пассажиров и багажа.
3. Осуществляемый Организацией комплекс операций, связанных с приемом, оформлением к перевозке, комплектованием груза и почты при подготовке рейса к вылету, а также с раскомплектованием и выдачей груза и почты по прилету (аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания груза и почты при внутренних и международных воздушных перевозках), включает в себя следующие виды работ:
прием груза и (или) почты от грузоотправителей;
временное хранение груза, его комплектование для последующей воздушной перевозки;
оформление перевозочной документации на воздушную перевозку груза и почты, проведение расчета центровочного графика;
доставка груза и почты к месту стоянки ВС;
погрузка груза и почты, их швартовка на борту ВС;
выгрузка груза и почты из ВС, доставка груза и почты на территорию грузового комплекса;
раскомплектование груза по прилету, временное хранение груза и почты;
техническое обслуживание и ремонт наземной техники, используемой при обслуживании груза и почты;
информационное обеспечение авиаперевозок груза и почты;
выдача груза и почты грузополучателям.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.09.2007 N 132)
4. Организация вправе осуществлять как все указанные в пунктах 2 и 3 настоящих Правил виды работ, так и отдельные их виды.
5. Организация имеет документацию в соответствии с перечнями, приведенными в приложениях N 1 и 2 к настоящим Правилам.
6. Осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты при внутренних и международных воздушных перевозках без получения сертификата соответствия не допускается.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.09.2007 N 132)
7. В целях настоящих Правил используются следующие основные термины и определения:
авиационный персонал - лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения (статья 52 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации")* (далее - Воздушный кодекс Российской Федерации);
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383.
аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников (статья 40 Воздушного кодекса Российской Федерации);
внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации (статья 101 Воздушного кодекса Российской Федерации);
международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:
соответственно на территории двух государств;
на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства (статья 101 Воздушного кодекса Российской Федерации);
международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля" (п. 4 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации").
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.09.2007 N 132)
II. Общие сертификационные требования, предъявляемые к Организациям8. Для осуществления аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты Организация создает следующие производственные подразделения, службы (далее - службы):
организации пассажирских и почтово-грузовых перевозок на внутренних и международных воздушных линиях (службу организации перевозок, службу организации внутренних перевозок, службу организации международных перевозок, службу организации почтово-грузовых перевозок, почтово-грузовой комплекс др.);
спецтранспорта (службу спецтранспорта и др.);
главного механика (службу главного механика, отделы главного механика и т.д.);
производственно-диспетчерскую.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.09.2007 N 132)
Службы организации пассажирских и почтово-грузовых перевозок осуществляют свою деятельность при взаимодействии со службой авиационной безопасности (организацией, осуществляющей деятельность в области обеспечения авиационной безопасности), а при международных перевозках - также и с государственными контрольными органами (органами, осуществляющими таможенный, пограничный, ветеринарный, санитарно-карантинный, фитосанитарный и иммиграционный контроль).
Состав и наименования указанных служб, обеспечивающих выполнение определенных видов аэропортовой деятельности, могут быть иными в зависимости от организационной структуры Организации.
9. Организация разрабатывает и утверждает положения о службах, осуществляющих деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты.
10. В структуре служб Организации, занимающихся обеспечением обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты, в зависимости от выполняемых службами функций должно предусматриваться наличие:
администрации;
эксплуатационных участков со сгруппированными по технологическим признакам персоналом, спецтранспортом, средствами перронной механизации и технологическим оборудованием;
подразделений, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств перронной механизации и технологического оборудования и оснащенных необходимым оборудованием.
11. Организация выполняет требования по метрологическому обеспечению, обеспечению техники безопасности и охраны труда, определенные соответствующими нормативными актами, утвержденными в установленном порядке.
12. Организация:
осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
имеет организационную структуру (в том числе структуру управления) и численность квалифицированного авиационного персонала, позволяющие обеспечить качественное выполнение работ, осуществляемых Организацией;
имеет (на праве собственности или иных законных основаниях) необходимые здания и сооружения, спецтранспорт, средства механизации, автоматизации и иное технологическое оборудование;
ведет актуализированный фонд нормативной, организационно-распорядительной и технологической документации.
13. Для осуществления аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты на внутренних и международных воздушных линиях Организация должна иметь квалифицированный авиационный персонал.
14. Организация разрабатывает и утверждает должностные инструкции персонала с учетом выполняемых работниками Организации трудовых функций.
15. Организация обеспечивает проведение профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, утвержденных в установленном порядке.
16. Организация обеспечивает получение, доведение до своего персонала и контроль исполнения нормативных актов, а также информации по безопасности полетов и авиационной безопасности в части, касающейся аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты.
III. Сертификационные требования к Организациям по обеспечению обслуживания пассажиров и багажаАэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа на внутренних воздушных линиях осуществляется службами Организации в соответствии с утвержденной руководителем Организации комплексной технологией (технологиями), в которой отражаются следующие вопросы и приводятся документы (с учетом видов работ, выполняемых Организацией):
порядок (процедуры) регистрации пассажиров и оформления багажа, в том числе в ЗОЛиД (основной и упрощенный методы);
условия и нормы перевозки багажа;
обслуживание пассажиров при объединении рейсов, замене ВС;
меры при неявке пассажиров на посадку;
доставка пассажиров к ВС;
посадка пассажиров на ВС;
транспортировка, погрузка багажа на ВС и его швартовка;
высадка пассажиров из ВС;
доставка пассажиров в аэровокзал;
выгрузка багажа из ВС, доставка багажа в зону раскомплектования и выдача его пассажирам;
обслуживание трансферных и транзитных пассажиров;
обслуживание инвалидов (в коляске, в сопровождении собаки-поводыря), престарелых и больных пассажиров;
обслуживание несопровождаемых детей;
перевозка багажа особого вида (оружие, боеприпасы и т.д.);
перевозка хрупкого, негабаритного, тяжеловесного багажа, животных и т.п.;
организация работы при нарушениях графика движения ВС;
отказ в перевозке багажа при наличии в нем веществ и (или) предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, а также в случае неоплаты установленных тарифов, сборов;
снятие багажа с борта ВС из-за неявки пассажира на посадку на ВС;
снятие багажа с ВС при длительных задержках отправления рейса;
прием-сдача багажа при перегрузке его с одного ВС на другое, а также при объединении/разъединении рейсов;
ограничения в приеме багажа к перевозке (негабаритного, хрупкого, тяжеловесного, содержащего опасные предметы и т.п.);
меры, принимаемые при недостаче, повреждении, утрате багажа;
меры, принимаемые в отношении задержанного, невостребованного, бездокументного багажа;
розыск и досылка багажа;
меры, принимаемые в отношении найденных и забытых вещей;
реализация невостребованного багажа и найденных вещей пассажиров;
ведение претензионного производства;
расчет коммерческой загрузки и центровки ВС;
информационное обеспечение воздушных перевозок пассажиров и багажа (включая табель внутренней информации, тексты информационных сообщений и т.д.);
технологические графики обслуживания ВС по типам рейсов;
регулярность полетов;
метрологическое обеспечение;
образцы технологической документации (бланки, ведомости, бирки, журналы и т.д.).
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.09.2007 N 132)
18. В случае осуществления Организацией аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа на международных воздушных линиях в комплексной технологии (технологиях), утвержденной руководителем Организации, дополнительно отражаются следующие вопросы:
взаимодействие с государственными контролирующими органами;
обслуживание дипломатических курьеров и их багажа;
обслуживание пассажиров, которым во въезде в страну отказано;
обслуживание депортированных пассажиров;
обслуживание пассажиров, перевозящих в качестве багажа животных и птиц.
19. Для осуществления аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа Организация должна иметь (с учетом выполняемых видов работ) на праве собственности или на иных законных основаниях:
здания и сооружения аэровокзального комплекса с необходимым оборудованием и инженерно-техническими средствами для обслуживания пассажиров и багажа и помещениями для размещения авиационного персонала Организации;
здания и сооружения с необходимым оборудованием для технического обслуживания и ремонта аэровокзального оборудования и перронной техники, применяемой при пассажирских воздушных перевозках, и помещениями для размещения авиационного персонала Организации;
здания и сооружения с площадками для содержания, технического обслуживания и ремонта наземного спецтранспорта, используемого при обслуживании пассажиров и багажа, и помещениями для размещения авиационного персонала Организации.
20. На все здания и сооружения, предназначенные для функционирования служб Организации, должны быть в установленном порядке оформлены технические паспорта с указанием процента износа основных конструктивных элементов зданий и сооружений.
21. Помещения, предназначенные для функционирования служб Организации, должны соответствовать требованиям действующих норм технологического проектирования.
22. На фасадах помещений, предназначенных для функционирования служб Организации, оборудуются вывески, отражающие наименования соответствующих служб (назначение помещений).
23. С учетом выполняемых видов работ Организация должна быть оснащена спецтранспортом, технологическим оборудованием, инженерно-техническими средствами, а также средствами механизации, взвешивания и транспортировки багажа, в том числе:
стойками регистрации;
оборудованием, позволяющим осуществлять регистрацию пассажиров с электронным билетом, в случаях оформления перевозчиком электронных билетов
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.09.2007 N 132)
средствами информирования, радиооповещения и связи;
инженерно-техническими средствами авиационной безопасности (досмотра и контроля);
средствами обнаружения радиоактивных и взрывчатых веществ;
средствами транспортировки багажа;
средствами доставки пассажиров к (от) ВС;
средствами посадки-высадки пассажиров в/из ВС;
средствами погрузки /выгрузки багажа на/из ВС;
средствами погрузки/выгрузки контейнеров с багажом на/из ВС;
средствами погрузки/выгрузки контейнеров с бортпитанием на/из ВС;
средствами обслуживания пассажиров-инвалидов;
портативными средствами связи (переносными радиостанциями);
прочими технологическим оборудованием и инженерно-техническими средствами (автоматизированными рабочими местами, индивидуальными тележками и т.д.);
весоизмерительным оборудованием.
24. Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации на территории аэродрома и за ее пределами, должен состоять на учете в соответствующих уполномоченных государственных органах.
Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, должен иметь гаражный номер. Учет и ведение паспортов и формуляров на указанный спецтранспорт осуществляются Организацией.
25. Наружная поверхность машин и самоходных механизмов, работающих на аэродроме, должна быть окрашена в соответствии с требованиями нормативных документов, регулирующих деятельность гражданской авиации, утвержденных в установленном порядке.
26. Спецтранспорт, выезжающий на летную полосу и рулежные дорожки, в соответствии с установленным порядком оборудуется габаритными и проблесковым огнями, радиостанцией внутриаэропортовой связи, буксировочным устройством и средствами пожаротушения.
27. Используемые Организацией в процессе аэропортовой деятельности спецтранспорт, технологическое оборудование, инженерно-технические средства, средства механизации, взвешивания, транспортировки пассажиров и (или) багажа должны иметь выданные (признанные) в установленном порядке сертификаты соответствия (если такие спецтранспорт, оборудование и средства подлежат обязательной сертификации согласно законодательству Российской Федерации).
IV. Сертификационные требования к Организациям по обеспечению обслуживания грузов и почты28. Аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания грузов и почты на внутренних воздушных линиях осуществляется службами Организации в соответствии с утвержденной руководителем Организации комплексной технологией (технологиями), в которой отражаются следующие вопросы и приводятся документы (с учетом видов работ, выполняемых Организацией):
бронирование провозных емкостей ВС для перевозки грузов;
категории обслуживаемого груза (скоропортящийся, негабаритный, опасный, хрупкий, тяжеловесный и т.п.);
перечень классов и категорий опасных грузов, обслуживание которых осуществляет Организация;
требования к грузам, их маркировка и упаковка;
прием и оформление грузов к перевозке;
хранение, внутрискладская обработка грузов (в том числе опасных), консолидация грузов;
выполнение погрузо-разгрузочных работ и транспортировки грузов;
швартовка грузов на борту ВС;
выдача прибывших грузов;
меры, принимаемые при недостаче, повреждении, утрате грузов;
реализация невостребованного, бесхозного и бездокументного грузов;
организация работы при нарушениях графика движения ВС;
расчет коммерческой загрузки и центровки ВС;
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.09.2007 N 132)
руководство по качеству;
ведение претензионного производства;
информационное обеспечение авиаперевозок грузов и почты;
образцы технологической документации (бланки, ведомости, бирки, журналы и т.д.);
технологические графики обслуживания ВС по типам рейсов;
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.09.2007 N 132)
метрологическое обеспечение;
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.09.2007 N 132)
29. В случае осуществления Организацией аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания грузов и почты на международных воздушных линиях в комплексной технологии (технологиях), утвержденной руководителем Организации, дополнительно отражаются следующие вопросы:
обработка грузов, подлежащих таможенному контролю;
взаимодействие с государственными контролирующими органами;
обслуживание дипломатических грузов и почты.
30. Для осуществления аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания грузов и почты Организация должна иметь (с учетом выполняемых видов работ) на праве собственности или на иных законных основаниях:
здания и сооружения грузового комплекса с необходимым оборудованием и техническими средствами для обработки грузов и почты и помещениями для размещения авиационного персонала Организации;
здания и сооружения грузового комплекса с необходимым оборудованием и техническими средствами для обработки опасных грузов;
здания и сооружения с необходимым оборудованием для технического обслуживания и ремонта оборудования и перронной техники, применяемых при грузовых воздушных перевозках, и помещениями для размещения авиационного персонала Организации;
здания и сооружения с площадками для содержания, технического обслуживания и ремонта наземного спецтранспорта, используемого при обслуживании грузов и почты, и помещениями для размещения авиационного персонала Организации.
31. На все здания и сооружения, предназначенные для функционирования служб Организации, должны быть в установленном порядке оформлены технические паспорта с указанием процента износа основных конструктивных элементов зданий и сооружений.
32. Помещения, предназначенные для функционирования служб Организации, должны соответствовать требованиям действующих норм технологического проектирования, утвержденных в установленном порядке.
33. Предназначенные для хранения и обработки опасных грузов здания и сооружения должны соответствовать предъявляемым к таким зданиям и сооружениям требованиям.
34. На фасадах помещений, предназначенных для функционирования служб Организации, оборудуются вывески, отражающие наименования соответствующих служб (назначение помещений).
35. С учетом выполняемых видов работ Организация должна быть оснащена спецтранспортом, технологическим оборудованием, инженерно-техническими средствами, а также средствами механизации, взвешивания, транспортировки и хранения грузов и почты, в том числе:
стационарными и самоходными грузоподъемными средствами и механизмами;
средствами информирования, радиооповещения и связи;
инженерно-техническими средствами авиационной безопасности (досмотра и контроля);
средствами обнаружения радиоактивных и взрывчатых веществ;
средствами транспортировки грузов и почты;
средствами погрузки /выгрузки грузов и почты на /из ВС;
средствами загрузки/выгрузки контейнеров (поддонов) в/из ВС;
портативными средствами связи (переносными радиостанциями);
прочими технологическим оборудованием и инженерно-техническими средствами (автоматизированными рабочими местами, индивидуальными тележками и т.д.);
весоизмерительным оборудованием.
36. Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации на территории аэродрома и за ее пределами, должен состоять на учете в соответствующих уполномоченных государственных органах.
Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, должен иметь гаражный номер. Учет и ведение паспортов и формуляров на указанный спецтранспорт осуществляются Организацией.
37. Наружная поверхность машин и самоходных механизмов, работающих на аэродроме, должна быть окрашена в соответствии с требованиями нормативных документов, регулирующих деятельность гражданской авиации, утвержденных в установленном порядке.
38. Спецтранспорт, выезжающий на летную полосу и рулежные дорожки, в соответствии с установленным порядком оборудуется габаритными и проблесковым огнями, радиостанцией внутриаэропортовой связи, буксировочным устройством и средствами пожаротушения.
- Главная
- ПРИКАЗ Минтранса РФ от 23.06.2003 N 150 (ред. от 07.09.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ АЭРОПОРТОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ"