в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 10.04.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 N 658 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, И ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ВИДОВ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ"
отменен/утратил силу Редакция от 19.10.2007 Подробная информация
ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 N 658 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, И ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ВИДОВ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ"

II. Административные процедуры

6. Юридическими фактами, являющимися основаниями для проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, являются (приложение N 1):

акт проведения санитарно-эпидемиологического расследования по факту выявления продукции, сырья, материалов, оборудования и технологий, представляющих опасность для здоровья населения, или по фактам изменения показателей среды обитания человека;

акт проверки соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам нарушения санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

нормативные правовые акты (постановления, приказы) главных государственных санитарных врачей (заместителей) (руководителей территориальных органов Роспотребнадзора и их заместителей);

аварийные ситуации, которые привели или могут привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на объекте или территории;

отравления, заболевания, в т.ч. профессиональные, или изменение других показателей здоровья человека;

сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на ухудшение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

7. Административные процедуры осуществления надзора в установленной сфере деятельности включают в себя:

надзор за выполнением требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, отравлений;

проверку соблюдения изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями, уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);

выдачу изготовителям, исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям, уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг);

направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

Блок-схема административной процедуры по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства приведена в приложении N 2.

Требования санитарных правил, на соответствие которым осуществляются проверки, размещены на официальном сайте Роспотребнадзора /content/base///.

Блок-схема исполнения Роспотребнадзором (его территориальными органами) государственной функции по контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, приведена в приложении N 3.

7.1. Мероприятия по надзору в установленной сфере деятельности осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке.

Порядок организации и проведения мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности, в том числе сроки проведения таких мероприятий регулируются положениями главы II Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

7.2. Распоряжением руководителя (заместителя руководителя) Службы или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа на основании мотивированного предложения должностного лица (руководителя проверяющей группы), осуществляющего мероприятия по надзору, срок проведения мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности может быть продлен не более чем на один месяц в случаях, когда:

объект надзора является источником различных вредных и опасных воздействий на здоровье человека (шум, вибрация, радиация и иные физические и химические факторы);

перечень вредных факторов и путей их воздействия неизвестен;

при аварийных ситуациях, массовых инфекционных и неинфекционных заболеваниях;

в случаях, когда это предусмотрено санитарным законодательством или законодательством в сфере защиты прав потребителей и связано с необходимостью проведения санитарно-эпидемиологических исследований (испытаний), санитарно-эпидемиологических экспертиз или иных видов экспертиз со значительным объемом мероприятий по надзору.

Проведение плановых мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности

7.3. Плановые мероприятия по надзору в установленной сфере деятельности осуществляются не чаще чем один раз в два года по отношению к одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по надзору в установленной сфере деятельности может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Плановые мероприятия по проверке выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований санитарного законодательства осуществляются одновременно с плановыми мероприятиями по проверке соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

7.4. План проведения мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности составляется в каждом территориальном органе Службы ежегодно и утверждается приказом руководителя территориального органа Службы не позднее чем за месяц, предшествующий календарному году.

Руководитель территориального органа Службы на основании ежегодного плана проведения мероприятий по надзору может утверждать ежеквартальные (ежемесячные) планы.

В план включается наименование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на закрепленной территории (объектах) и в отношении которых осуществляется надзор, наименование подразделения территориального органа Службы (фамилия, инициалы должностного лица), на которое возлагается ответственность за организацию и проведение мероприятий по надзору.

В план могут вноситься изменения, необходимость которых определяется созданием новых, ликвидацией действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

7.5. Перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся мероприятия по надзору в установленной сфере деятельности, составляются на основании сведений, полученных от соответствующих органов государственной регистрации и регистрируются в Журнале учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется надзор в установленной сфере деятельности (приложение N 4).

7.6. Плановые мероприятия по надзору в установленной сфере деятельности по отношению к одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю осуществляются в сроки в соответствии с утвержденным планом проведения проверок вне зависимости от сроков проведения внеплановых проверок за деятельностью данного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Проверки проводятся в соответствии с режимом работы юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Проведение внеплановых проверок

7.7. Внеплановые проверки за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в установленной сфере деятельности проводятся в случаях:

необходимости контроля за исполнением вынесенных предписаний об устранении выявленных нарушений;

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Внеплановые мероприятия по надзору при поступлении жалоб на возникновение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений осуществляются немедленно, при поступлении жалоб на недоброкачественную продукцию - в течение 3-х дней, в остальных случаях - в течение месяца.

При проведении внеплановых проверок выполняются административные процедуры, аналогичные тем, которые выполняются при проведении плановых проверок.

При проведении внеплановых проверок объектом проверки являются факты и основания, послужившие причиной внеплановой проверки.

Требования к оформлению распоряжения о проведении проверки

7.8. Мероприятия по надзору проводятся на основании соответствующего распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Службы, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы, а для внеплановых проверок - начальника (заместителя начальника) территориального отдела территориального органа Службы с предварительным направлением руководителю территориального органа Службы служебной (докладной) записки о необходимости проведения внеплановой проверки и последующим уведомлением руководителя территориального органа Службы об издании соответствующего распоряжения (приложение N 5).

Распоряжение состоит из констатирующей и распорядительной частей.

В констатирующей части указываются основания для издания распоряжения:

для плановых мероприятий - утвержденный план проверок;

для внеплановых мероприятий - основания, предусмотренные настоящим регламентом.

В распорядительной части указываются:

номер и дата распоряжения о проведении мероприятий по надзору;

наименование территориального органа Службы или указание на то, что мероприятие по надзору осуществляется Службой;

должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому поручается проведение проверки, а в случае назначения комплексной проверки - должности, фамилии, имена и отчества руководителя проверки и должностных лиц, входящих в состав группы;

наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначаются мероприятия по надзору;

цель, задачи и предмет проведения мероприятий по надзору;

дата начала и окончания мероприятий по надзору;

сроки проведения мероприятий по надзору;

подпись руководителя (заместителя руководителя) Службы или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы, утвердившего распоряжение, с указанием его фамилии.

Порядок проведения мероприятия по надзору в установленной сфере деятельности

7.9. Мероприятия по надзору в установленной сфере деятельности производятся с момента предъявления должностным лицом Службы или ее территориального органа, осуществляющим мероприятие по надзору, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю распоряжения о проведении мероприятий по надзору либо его заверенной печатью копии одновременно со своим служебным удостоверением.

7.10. При проведении мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности должностное лицо (должностные лица) Службы или ее территориальных органов не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к полномочиям Службы или ее территориального органа, от имени которого действует должностное лицо;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по надзору должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по надзору и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по надзору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения мероприятия по надзору.

В случае если должностные лица или работники проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представители оказывают неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица, осуществляющего мероприятие по надзору в установленной сфере деятельности, а равно воспрепятствуют осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, они привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине должностных обязанностей должностное лицо Службы или ее территориальных органов несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.11. В рамках мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности осуществляется:

визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта обязательным требованиям:

анализ документов и представленной информации;

анализ данных лабораторных, инструментальных исследований.

7.11.1. Визуальный осмотр объекта надзора осуществляется в присутствии руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя. В случае, если мероприятие по надзору является внеплановым и связано с расследованием причин и обстоятельств возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, мероприятие по контролю может осуществляться должностным лицом (должностными лицами) Службы единолично либо в присутствии сотрудника проверяемого объекта. При этом должностное лицо должно принять меры к информированию о проводимой проверке руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя, результаты проверки довести до их сведения в трехдневный срок после ее окончания.

В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений обязательных требований, на что устно указывается руководителю или иному уполномоченному руководителем должностному лицу, индивидуальному предпринимателю либо сотруднику проверяемого объекта. Впоследствии факты нарушений обязательных требований вносятся в Акт.

7.11.2. Анализ документов и представленной информации осуществляется в ходе проверки объекта. Должностное лицо вправе потребовать для ознакомления документацию, необходимую для оценки санитарно-технического, санитарно-эпидемиологического состояния объекта и продукции, состояния здоровья связанных с проверяемым объектом лиц, а также для оценки соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить документацию, необходимую для оценки санитарно-технического, санитарно-эпидемиологического состояния объекта или продукции, состояния здоровья лиц, связанных с проверяемым объектом, об этом также делается пометка в Акте.

7.11.3. Анализ данных лабораторных, инструментальных исследований осуществляется в случаях, когда проверка сопровождалась проведением исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.

Исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся в случаях, когда обязательные требования к объекту надзора содержат показатели, оценка которых невозможна без проведения обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.

Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, размещается на официальном сайте Роспотребнадзора.

Требования к назначению экспертиз

7.12. Определение о назначении экспертизы и (или) предписание о проведении обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок вместе с актом об отборе образцов (проб) продукции для проведения их исследований (испытаний) направляются в центр гигиены и эпидемиологии либо другие учреждения, обеспечивающие деятельность Службы, ее территориальных органов, не позднее дня, следующего за днем выдачи соответствующего предписания (приложение N 6). Перечень указанных организаций размещается на официальном сайте Службы в сети Интернет.

Отбор образцов (проб) для лабораторного, инструментального исследования осуществляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по надзору, либо специалистом центра гигиены и эпидемиологии на основании определения о назначении экспертизы, и (или) предписания о проведении обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, которые выносит руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы. Отбор образцов (проб) оформляется актом.

Отбор образцов (проб) для лабораторного, инструментального исследования, включая количество образцов, время и условия их отбора, другие условия, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами применительно к конкретному виду исследований, измерений.

Экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, осуществляемые на основании определения о назначении экспертизы и (или) предписания, выполняются на безвозмездной основе.

7.12.1. Санитарно-эпидемиологические расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся в целях:

установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;

установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

7.12.2. Основаниями для проведения расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок могут быть:

предписание главного государственного санитарного врача (его заместителя);

заявление на проведение экспертизы, поданное гражданином, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом исполнителю экспертизы.

7.12.3. Предписание главного государственного санитарного врача (его заместителя) о проведении расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок выдается гражданину, индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и является обязательным для исполнения.

7.12.4. Документом, удостоверяющим факт проведенного расследования, обследования, является акт расследования, обследования. Указанный акт вручается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в течение трех суток после его подписания.

Порядок оформления акта по результатам мероприятий по надзору

7.13. По результатам мероприятий по надзору должностным лицом (должностными лицами) Службы или ее территориальных органов, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах (приложение N 7).

Акт состоит из вводной и описательной частей.

Вводная часть акта должна содержать следующую информацию:

дата, время, место составления акта;

наименование территориального органа Службы или указание на то, что мероприятие по надзору проводилось Службой;

дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по надзору;

должность, фамилия, имя, отчество должностного лица (руководителя и членов проверяющей группы), проводившего мероприятия по надзору;

дата, время и место проведения мероприятий по надзору;

полное наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество проверяемого индивидуального предпринимателя;

фамилия, имя, отчество и должность представителя проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, присутствовавшего при проведении мероприятий по надзору.

Описательная часть должна содержать информацию о результатах проведенных мероприятий по надзору, выявленных нарушениях санитарного и иного законодательства с указанием конкретных законов и иных нормативных правовых актов, о должностных лицах, на которых возлагается ответственность за совершение выявленных нарушений.

В акте должны указываться сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятий по надзору, их подписи или отметка об отказе от подписи, а также подписи уполномоченных должностных лиц Службы или территориального органа Службы.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, взятых должностными лицами Службы или ее территориальных органов, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятий по надзору.

В случаях, когда отбор образцов (проб) продукции, обследование объектов окружающей среды осуществляется работниками учреждений, обеспечивающих деятельность Службы или ее территориальных органов, акт об отборе образцов (проб) продукции, взятых указанными лицами, вместе с заключениями о результатах проведенных исследований (испытаний) и экспертиз прилагаются к акту, составляемому по результатам проведенного мероприятия по надзору не позднее дня, следующего за днем получения названных материалов.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении в течение суток, которые приобщаются к экземпляру акта, остающемуся в деле территориального органа Службы.

Акт по результатам мероприятий по надзору и приложения представляются должностным лицом (руководителем проверяющей группы), осуществлявшим мероприятия по надзору, руководителю территориального органа Службы (или должностному лицу, им уполномоченному) в срок не позднее 3 рабочих дней после его подписания проверяемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

На последней странице акта руководителем (заместителем руководителя) Службы или руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Службы (или должностным лицом, им уполномоченным) делается отметка "Материалы приняты", указывается дата, ставится подпись.

7.14. При выявлении нарушений санитарного законодательства, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), нарушений законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы в течение 3-х рабочих дней с момента установления факта нарушения законодательства гражданам и юридическим лицам предписания (приложение N 6):

об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

о прекращении нарушений прав потребителей;

о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

7.14.1. В предписаниях указываются:

порядковый номер предписания;

дата и место выдачи предписания;

наименование органа, выдавшего предписание;

сведения об установленных юридически значимых фактах;

сведения о лице, которому выдается предписание, в частности: наименование (фирменное наименование) и место нахождения (адрес) юридического лица; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации и зарегистрировавшем органе, адрес места жительства;

нормы законодательства, которые нарушены;

требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства;

срок исполнения предписания;

срок, в течение которого лицо, которому выдано предписание, должно известить орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о выполнении предписания;

перечень документированной информации, подлежащей представлению органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выдавшему предписание, в качестве подтверждения выполнения требований предписания;

порядок и сроки обжалования предписания.

7.14.2. Предписание направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, не позднее трех рабочих дней с момента его подписания уполномоченным должностным лицом.

7.14.3. Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок.

7.14.4. Невыполнение в установленный срок предписания влечет за собой административную ответственность, предусмотренную КоАП.

7.14.5. В том же порядке рассматривается ходатайство о продлении срока исполнения предписания.

7.14.6. Извещение юридического лица или индивидуального предпринимателя об удовлетворении ходатайства и назначении нового срока исполнения предписания либо об изменении полностью или частично требований выданного предписания, а также об отказе в удовлетворении ходатайства осуществляется в порядке, установленном пунктом 7.14.2 настоящего Регламента. При этом решение об отказе в удовлетворении ходатайства должно быть мотивированным.

В случае своего несогласия с указанным решением его обжалование осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.14.7. При предъявлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в Службу (ее территориальный орган) до вынесения им предписания доказательств, свидетельствующих о добровольном прекращении нарушений прав потребителей и (или) добровольном устранении нарушений обязательных требований к товарам (работам, услугам), предписание территориальным органом Службы не выносится.

7.14.8. В случаях, когда при наличии признаков нарушения законодательства о защите прав потребителей для установления фактов таких нарушений требуется проведение дополнительных юридически значимых действий (истребование сведений, получение объяснений, проведение проверок, назначение экспертиз и других), территориальный орган Службы возбуждает дело по признакам нарушения законодательства о защите прав потребителей в порядке, предусмотренном главой 28 КоАП.

Требования к организации учета документации по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности

7.15. В Службе и ее территориальных органах обязанности по контролю за ведением делопроизводства по проведению мероприятий по надзору вводятся в должностные обязанности одного из его работников и выделяются в самостоятельное (отдельное) делопроизводство.

Названное делопроизводство состоит из:

журнала учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется надзор;

отдельных дел на каждое юридическое лицо и на каждого индивидуального предпринимателя с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов, которые должны содержать распоряжения, акты проведенных мероприятий по надзору со всеми приложениями, а также в случаях выявления нарушений санитарного законодательства Российской Федерации копии принятых решений и документы по их выполнению.

Возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении

7.16. Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении в установленной сфере деятельности производится в порядке, установленном главами 24 - 29 КоАП.

Направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке

7.17. При обнаружении в ходе рассмотрения обращений и (или) при проведении плановых или внеплановых проверок изготовителей, исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, нарушений законодательства о защите прав потребителей, выражающихся в несоблюдении лицензионных требований и условий, документированная информация, подтверждающая данное обстоятельство, с сопроводительным письмом, подписываемым руководителем (заместителем руководителя) Службы (ее территориального органа), направляется в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7.18. Решение о передаче указанной информации в лицензирующий орган принимает руководитель структурного подразделения Службы (ее территориального органа), в чьи функциональные обязанности в соответствии с должностным регламентом входит решение вопросов организации работы по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, который дает поручение должностному лицу, осуществлявшему рассмотрение обращения и (или) проводившему проверку (мероприятие по контролю), в ходе которых были выявлены нарушения лицензионных требований и условий, о подготовке проекта соответствующего обращения, визирует подготовленный проект и передает его на подпись руководителю (заместителю руководителя) Службы (ее территориальных органов) с приложением копий всех документов и результатов проверки.

Не допускается обращение в лицензирующий орган по вопросу приостановления или аннулирования соответствующей лицензии, если выявленные нарушения законодательства о защите прав потребителей не связаны с несоблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий.

7.19. Письмо с предложением рассмотреть вопросы о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке направляется в лицензирующий орган в течение семи дней с момента выявления нарушений, заказным письмом с уведомлением о вручении.

7.20. Ответ на обращение, полученный от лицензирующего органа, приобщается к материалам, связанным с рассмотрением соответствующего обращения (проведением проверки).

Обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. Участие в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей

7.21. Служба и ее территориальные органы могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей в соответствии с порядком, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Приостановление производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям. Отзыв с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям

7.22. Приостановление производства и (или) реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, осуществляется в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в случаях и в порядке, установленных КоАП.

При проведении административных процедур, предусмотренных настоящим подразделом, уполномоченным должностным лицам Службы, ее территориального органа в каждом случае необходимо:

определить характер допущенного нарушения (нарушений), нормы законов и иных нормативных правовых актов, обязательные требования которых к товарам (работам, услугам) были нарушены;

установить, распространяется ли на рассматриваемые отношения законодательство о защите прав потребителей;

определить круг лиц, имеющих отношение к установленному нарушению, в том числе наличие пострадавших, свидетелей;

определить юридически значимые факты, подтверждающие неисполнение нарушителем обязательных требований к товарам (работам, услугам);

определить причинно-следственную связь между допущенным нарушением и угрозой жизни и здоровью людей, доказательства угрозы жизни и здоровья людей, последствия, которые может повлечь (повлекло) допущенное нарушение;

принять во внимание доводы, которые выставляются нарушителем в доказательство своей невиновности.

Отзыв с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, применяются в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом "О техническом регулировании".

Направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел

7.23. Направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, осуществляется в порядке и с соблюдением требований Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Требования к организации работы Службы и ее территориальных органов при проведении мероприятий по контролю и надзору

7.24. Адрес Службы: 127994, г. Москва, Вадковский пер., д. 18/20, тел. 8-499-978-41-84.

Режим работы Службы: с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу - с 9.00 до 16.45. В выходные и праздничные дни с 9.00 до 15.00 осуществляется дежурство работников структурных подразделений.

Перечень территориальных органов Службы, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности, приведен в приложении N 8.

Режим работы территориальных органов Службы: с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу - с 9.00 до 16.45. В выходные и праздничные дни с 9.00 до 15.00 осуществляется дежурство работников территориального органа Службы.

Ежегодные (ежеквартальные) планы мероприятий по надзору, перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых был осуществлен государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории субъектов Российской Федерации, перечни постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных руководителями (заместителями руководителей) территориальных органов, размещаются на официальных сайтах соответствующих территориальных органов Службы в сети Интернет.

Тексты решений, принятых руководителем (заместителем руководителя) Службы по обжалованным постановлениям, вынесенным руководителями (заместителями руководителей) территориальных органов Службы, размещаются на официальным сайте Службы в сети Интернет.

Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц

7.25. Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляемых (принятых) в ходе выполнения настоящего Административного регламента Службы, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявитель в своей жалобе в обязательном порядке указывает:

наименование государственного органа, в который направляется жалоба;

фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);

почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

изложение сути жалобы;

личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

Руководители (заместители руководителей) Службы и ее территориальных органов:

обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу;

вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.

Ответ на жалобу подписывается руководителем Службы, его заместителем, руководителями территориальных органов или их заместителями или уполномоченным на то должностным лицом.

Ответ на жалобу, поступившую в государственный орган, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Письменная жалоба, поступившая в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы.

В исключительных случаях руководитель государственного органа либо уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего жалобу.

В случае, если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы имуществу государственного органа, угрозы имуществу, жизни, здоровью должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.

7.26. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главой 30 КоАП.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 19.10.2007 N 658 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, И ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ВИДОВ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ"