Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 29.11.2007 N 1700-р (ред. от 10.03.2009)
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2008-2015 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
ВведениеВ эпоху перехода развитых стран к построению информационного общества телерадиовещание стало важнейшим средством массовой информации, влияющим на духовное развитие общества, экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.
В рамках создания в Российской Федерации единого информационного пространства развитие телерадиовещания необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения обеспечения конституционных прав и свобод человека, доступа к массовой информации, использования духовного и культурного наследия, исторических традиций, соблюдения норм общественной жизни, защиты нравственных ценностей, воспитания патриотизма.
За последние 10-15 лет произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации и систем массовых коммуникаций. В первую очередь эти изменения коснулись телевидения. В основном это связано с переходом от аналоговых методов обработки сигнала к цифровым, разработкой систем сжатия, кодирования и мультиплексирования цифровых потоков, возникновением мультимедийных сред, интерактивных услуг, развитием сети Интернет и мобильной связи.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной Правительством Российской Федерации, определена задача модернизации сети телевещания Российской Федерации, которая включает переход на цифровое вещание и расширение вещания на страны ближнего и дальнего зарубежья.
Целью разработки Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы (далее - Концепция) является обеспечение конституционного права граждан на получение социально значимой информации.
Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:
определение новых правил взаимоотношений между субъектами рынка телерадиовещания путем совершенствования нормативной правовой базы;
обеспечение возможности получения всем населением страны пакета обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов и выбора других пакетов телевизионных каналов и радиоканалов;
обеспечение возможности доступа населения Российской Федерации к телевизионным каналам и радиоканалам вне зависимости от используемых технологий трансляции;
расширение масштабов промышленного производства телерадиовещательного оборудования, создание новых и задействование неиспользуемых производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, в том числе в сфере научно-технической деятельности;
развитие высокотехнологичного сектора экономики, создание технологической и производственной основы для перехода к глобальному информационному обществу, для сокращения, а затем и полного преодоления отставания Российской Федерации от мирового сообщества в области использования информационно-коммуникационных технологий;
существенное увеличение вклада отрасли телерадиовещания в экономику страны.
Основным инструментом, обеспечивающим достижение целей Концепции, должна стать федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы", разработка которой предусмотрена в плане мероприятий по реализации Концепции.
Используемые в Концепции понятия означают следующее:
"абонент" - пользователь услугами связи по трансляции, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей уникального кода идентификации;
"аудитория средства массовой информации" - совокупность потребителей продукции средства массовой информации в течение определенного промежутка времени;
"государственная телерадиовещательная организация" - телерадиовещательная организация, созданная в форме государственного унитарного предприятия, государственного учреждения, государственной корпорации;
"зона обслуживания сети связи для трансляции телевизионных каналов, радиоканалов (зона покрытия)" - территория, в пределах которой обеспечивается доставка сигнала телевизионных каналов, радиоканалов в соответствии с техническими нормами, или территория, в пределах которой обеспечивается техническая возможность доставки сигнала телевизионных каналов, радиоканалов;
"информация" - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
"использование радиочастоты или радиочастотного канала для целей аналоговой телерадиотрансляции" - осуществление трансляции телевизионного канала, радиоканала с использованием методов аналоговой обработки сигнала, позволяющих на данной радиочастоте (радиочастотном канале) одновременно транслировать сигнал одного телевизионного канала или радиоканала;
"использование радиочастоты или радиочастотного канала для целей цифровой телерадиотрансляции" - осуществление трансляции телевизионных каналов и радиоканалов с использованием методов цифровой обработки сигнала, позволяющих на данной частоте (радиочастотном канале) одновременно транслировать сигналы нескольких телевизионных каналов и (или) радиоканалов, составляющих один мультиплекс (пакет каналов);
"кабельная телерадиотрансляция" - трансляция, осуществляемая посредством кабельных сетей связи;
"конверсия радиочастотного спектра" - совокупность действий, направленных на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения;
"лицензиат" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
"лицензионные требования и условия" - совокупность определенных лицензией на вещание и приложениями к лицензии организационных, технологических и содержательных характеристик вещания, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
"лицензируемый вид деятельности" - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации;
"лицензирующий орган" - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование в сфере телерадиовещания;
"лицензия на вещание" - специальное разрешение на осуществление деятельности по обеспечению населения телевизионными и радиопрограммами, рассчитанными на общероссийскую, региональную или местную аудиторию, а также на осуществление зарубежного телевизионного вещания и (или) радиовещания;
"лицензия на оказание услуг связи для целей телерадиовещания (трансляции)" - специальное разрешение на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для целей телерадиовещания (трансляции);
"лицензия" - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и (или) условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
"массовая информация" - информация, предназначенная для распространения среди неограниченного круга лиц, включая печатные, аудио- и аудиовизуальные, а также иные сообщения и материалы;
"межрегиональная телерадиовещательная организация" - телерадиовещательная организация, имеющая лицензию на вещание телевизионного канала и радиоканала, трансляция которых осуществляется в пределах территории 3 или более субъектов Российской Федерации, но не более двух третьих субъектов Российской Федерации;
"мультиплекс (пакет телевизионных каналов, радиоканалов)" - перечень телевизионных каналов и радиоканалов, телерадиотрансляция которых осуществляется с использованием одного радиочастотного канала;
"муниципальная телерадиовещательная организация" - телерадиовещательная организация, созданная в форме муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
"общероссийская телерадиовещательная организация" - телерадиовещательная организация, имеющая лицензию на вещание телевизионного канала и радиоканала, трансляция которых осуществляется в пределах территории более двух третьих субъектов Российской Федерации и аудитория которого составляет более двух третьих населения Российской Федерации;
"общероссийский обязательный общедоступный телевизионный канал, радиоканал" - телевизионный канал, радиоканал свободного доступа, обязательный для трансляции операторами связи на всей территории Российской Федерации. Перечень общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов, радиоканалов определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
"оператор связи" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи;
"пользователь радиочастотным спектром" - лицо, которому выделена полоса радиочастот либо присвоены (назначены) радиочастота или радиочастотный канал;
"пользовательское (оконечное) оборудование" - технические средства для приема, обработки и (или) воспроизведения сигнала телевизионных каналов, просмотра телевизионных каналов;
"присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала" - разрешение в письменной форме на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования;
"программная концепция вещания" - обязательное приложение к лицензии на вещание, которым определяются основные содержательные и количественные характеристики вещания;
"продукция средства массовой информации" - тираж (часть тиража) отдельного номера периодического печатного издания, ограниченный определенным хронометражем выпуск телевизионного канала, радиоканала, радио-, теле- или видеопрограммы, в том числе выпуск аудиовизуального произведения, фонограммы, иного аудио- или аудиовизуального сообщения, тираж (часть тиража), а равно отдельные выпуски (обновления выпусков) иных форм массовой информации;
"радиоканал свободного доступа" - радиоканал, распространяемый для неопределенного круга лиц без взимания платы с потребителей (радиослушателей) за право прослушивания;
"радиоканал" - электронное средство массовой информации, представляющее собой совокупность радиопрограмм и (или) иных звуковых сообщений и материалов, фонограмм, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения;
"радиочастота" - частота электромагнитных колебаний, устанавливаемая для обозначения единичной составляющей радиочастотного спектра;
"радиочастотный спектр" - совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;
"распределение полос радиочастот" - определение предназначения полос радиочастот посредством записей в Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, на основании которых выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот, а также устанавливаются условия такого использования;
"распространение телевизионных каналов и радиоканалов, телеи радиопрограмм" - деятельность вещателя по обеспечению возможности получения потребителями телевизионных каналов и радиоканалов, теле- и радиопрограмм;
"региональная телерадиовещательная организация" - телерадиовещательная организация, имеющая лицензию на вещание телевизионного канала и радиоканала, трансляция которых осуществляется в пределах территории одного или двух сопредельных субъектов Российской Федерации;
"региональный (межрегиональный) обязательный общедоступный телевизионный канал, радиоканал" - телевизионный канал или радиоканал свободного доступа, обязательный для трансляции оператором связи на всей территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Перечень региональных (межрегиональных) обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
"реестр лицензий" - совокупность сведений о лицензиатах и лицензиях, установленных законодательством Российской Федерации;
"сеть электросвязи для трансляции телевизионных каналов, радиоканалов (телерадиотрансляционная сеть)" - технологическая система, включающая средства и линии связи и предназначенная для трансляции (ретрансляции) сигнала телевизионных каналов, радиоканалов;
"сигнал телевизионного канала, радиоканала" - электромагнитный сигнал, технологические параметры которого определены вещателем в соответствии с установленными требованиями;
"слот" - условное обозначение позиции телевизионного канала и радиоканала в мультиплексе (пакете телевизионных каналов, радиоканалов);
"соискатель лицензии" - юридическое лицо, обратившееся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
"спутниковая непосредственная телерадиотрансляция" - эфирная телерадиотрансляция, осуществляемая с использованием радиоэлектронных средств, размещаемых на космических аппаратах для непосредственного приема сигналов пользовательским (оконечным) оборудованием;
"средство массовой информации (СМИ)" - периодическое печатное или электронное издание, телевизионный канал, радиоканал, телеили радиопрограмма, иная форма распространения массовой информации, имеющая постоянное наименование и установленную периодичность распространения;
"стандарт телевизионного вещания, радиовещания" - совокупность требований к техническим параметрам и характеристикам телевизионного вещания, радиовещания;
"теле- или радиопрограмма" - средство массовой информации, представляющее собой совокупность аудиовизуальных или звуковых сообщений и материалов;
"телевизионное вещание, радиовещание (телерадиовещание)" - формирование и распространение продукции электронных средств массовой информации (телевизионного канала, радиоканала, теле- или радиопрограммы, а равно аудио- или аудиовизуальных сообщений и материалов);
"телевизионный канал свободного доступа" - телевизионный канал, распространяемый для неопределенного круга лиц без взимания платы с потребителей (телезрителей) за право просмотра;
"телевизионный канал" - электронное средство массовой информации, представляющее собой совокупность телевизионных программ и (или) иных аудиовизуальных сообщений и материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения;
"телевизионный канал, радиоканал, теле- или радиопрограмма, иные произведения, сообщения (материалы) условного доступа" - телевизионный канал, радиоканал, теле- или радиопрограмма, иные произведения, сообщения (материалы), доставляемые потребителям за плату за право просмотра (прослушивания) на основании договора;
"телерадиовещательная организация (вещатель)" - юридическое лицо, осуществляющее телерадиовещание на основании лицензии на вещание;
"трансляция" - передача сигнала телевизионного канала, радиоканала, теле- или радиопрограммы (аудио- и аудиовизуальных произведений, сообщений и материалов) для непосредственного приема пользователями, в том числе абонентами;
"услуга связи по трансляции" - деятельность оператора связи по передаче сигнала телевизионного канала, радиоканала для его непосредственного приема пользователями, в том числе абонентами;
"цифровая телевизионная приставка к аналоговому телевизору" - пользовательское (оконечное) оборудование, представляющее собой отдельное техническое средство, предназначенное для приема и преобразования цифрового телевизионного сигнала в аналоговый;
"эфирная аналоговая наземная телерадиотрансляция" - эфирная телерадиотрансляция, осуществляемая посредством методов аналоговой обработки сигнала с использованием наземных радиоэлектронных средств;
"эфирная телерадиотрансляция" - трансляция, осуществляемая с использованием средств, предназначенных для передачи и (или) приема радиоволн (радиоэлектронные средства);
"эфирная цифровая наземная телерадиотрансляция" - эфирная телерадиотрансляция, осуществляемая посредством методов цифровой обработки сигнала с использованием наземных радиоэлектронных средств.
1. Текущая ситуация и предпосылки перехода к цифровому телерадиовещаниюВ настоящее время вклад медиаотрасли в ВВП составляет 1,4 процента и сопоставим с вкладом таких отраслей, как промышленность строительных материалов, легкая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Однако с учетом опыта развитых стран ее доля в ВВП может составить 2,5 - 4,5 процента.
Согласно прогнозу к 2015 году оборот отрасли может превысить 1250 млрд. рублей, из которых на долю телерадиовещания будет приходиться не менее 30 процентов. Кроме того, Россия имеет ряд предпосылок для успешной конкуренции на мировом медиарынке и может занять одну из лидирующих позиций в экспорте продукции электронных СМИ.
В то же время в различных регионах и населенных пунктах Российской Федерации доступность для населения телевизионных каналов значительно дифференцирована.
В силу географических, социальных и экономических причин для 88,5 процента населения страны единственным источником получения программ телевизионных каналов и радиоканалов является аналоговое эфирное вещание. Возможность получить программы одновременно через эфирные и кабельные сети имеют 11 процентов и через системы спутниковой непосредственной трансляции - около 0,9 процента зрителей страны. В ближайшее десятилетие эфирное телевидение и радио сохранят свои позиции основного источника социально значимой информации для населения.
В крупных (более 500 тыс. жителей) городах количество эфирных телевизионных программ варьируется от 8 до 19. При этом около 1,5 млн. человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктах Российской Федерации, вообще не охвачены телевизионным вещанием, а 3,7 млн. человек имеют возможность принимать лишь одну телевизионную программу.
В соответствии с данными Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по состоянию на 1 января 2006 г. население России охвачено эфирным аналоговым телевизионным вещанием в следующих объемах:
одна программа - 98,8 процента;
две программы - 96,2 процента;
три программы - 73,2 процента;
четыре программы - 56,1 процента;
пять и более программ - 33 процента.
Таким образом, разрыв в обеспечении доступа населения страны к наиболее массовому источнику информации различается на порядок и не может считаться удовлетворительным. Более того, экстенсивный метод развития телерадиовещания в стране на основе аналоговых технологий потребует значительных капитальных затрат на строительство новых приемо-передающих комплексов, что является экономически неоправданным, особенно в условиях малонаселенных регионов.
Дальнейшее развитие аналогового вещания за счет увеличения количества каналов невозможно не только по экономическим причинам, но и по причине ограниченности радиочастотного ресурса. С 2015 года международная правовая защита радиочастотных присвоений для аналогового телевизионного вещания будет осуществляться по остаточному принципу. В этих условиях единственным вариантом обеспечения всего населения телевидением является модернизация сетей наземного эфирного вещания путем перехода на цифровые технологии.
Внедрение цифрового вещания окажет стимулирующее воздействие на развитие рынков СМИ, связи и производства отечественного телевизионного оборудования и радиооборудования, развертывание сетей производственно-внедренческих, сбытовых и сервисных организаций, дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства и развитие конкуренции в данной сфере. Таким образом, решение ключевых проблем развития телерадиовещания согласуется с существующей экономической политикой и приоритетами Российской Федерации в среднесрочной перспективе.
2. Цели и задачи государства в сфере телерадиовещания до 2015 годаОсновной целью развития телерадиовещания до 2015 года является обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества, что позволит государству реализовать функции по обеспечению конституционного права граждан на получение информации.
Для достижения указанной цели государство реализует следующие основные функции:
создание условий для обеспечения граждан России социально значимой информацией;
определение технической политики вещания;
обеспечение функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вещания до полного перехода на цифровые технологии;
конверсия радиочастотного спектра и частотно-территориальное планирование;
создание условий для развития новых видов телевизионной и радиотрансляции, включая трансляцию мобильного и интернет-телевидения, телеканалов высокой четкости и спутниковую непосредственную телерадиотрансляцию;
определение этапов и сроков перехода на цифровой формат вещания;
разработка механизмов управления реализацией Концепции;
совершенствование нормативной правовой базы, в том числе:
определение единых правил лицензирования вещания независимо от способов и технологий трансляции;
определение правил лицензирования деятельности в области оказания услуг связи для целей телерадиовещания.
Принятие государством четких правил развития цифрового вещания, включая введение механизма государственного финансирования распространения обязательных общедоступных телевизионных и радиоканалов, позволит вещателям и операторам связи за счет собственных средств максимально быстро создать необходимую инфраструктуру для цифрового телерадиовещания.
3. Модель функционирования рынка телерадиовещанияКонцепция базируется на приведенной ниже модели функционирования рынка электронных СМИ в современных условиях, где под электронными СМИ понимаются электронное издание, телевизионный канал, радиоканал, теле- или радиопрограмма, иная форма распространения массовой информации, имеющая постоянное название и установленную периодичность распространения.
Все субъекты рынка телерадиовещания функционально разделяются на 4 основные группы:
производители аудиовизуальной продукции, например зарегистрированные СМИ, авторы и правообладатели (далее - производители);
телерадиовещательные организации (далее - вещатели);
операторы связи (далее - операторы);
потребители.
Отношения между указанными субъектами выстраиваются на основе рыночных принципов с соблюдением условий и правил, определяемых государством.
На основе собственной и (или) приобретаемой информации (аудиовизуальных сообщений, телепрограмм, текстов, изображений) производители формируют их совокупность и передают вещателям телевизионных каналов и (или) радиоканалов.
Вещатель формирует аудиовизуальную продукцию в виде телевизионного и (или) радиоканала для дальнейшего распространения с использованием сетей связи. Финансирование формирования и распространения телевизионных и радиоканалов вещателями осуществляется за счет размещения рекламных материалов и (или) государственных дотаций (каналы свободного доступа) или взимания платы с потребителей (каналы условного доступа). При этом услуги операторов по доставке сигналов до потребителей вещатель оплачивает за счет собственных средств.
Операторы осуществляют доставку продукции электронных СМИ от вещателя до потребителей, состоящую из транзита сигнала по сетям связи и трансляции сигнала потребителям. Оператор может выступать агентом вещателя, выполняя часть функций последнего по взаимодействию с потребителем.
В отношениях с вещателем потребитель может выступать как:
абонент - в случае если он оплачивает доступ к содержанию телевизионных каналов и (или) радиоканалов (каналов условного доступа) на основании заключенного с вещателем письменного договора;
пользователь - в случае если он имеет бесплатный доступ к содержанию телевизионных каналов и (или) радиоканалов (каналов свободного доступа) вещателя.
В отношениях с оператором потребитель выступает как:
абонент - в случае если он оплачивает доступ к сети связи оператора (например, кабельные сети, сети спутниковой непосредственной трансляции и пр.) на основании заключенного с оператором письменного договора;
пользователь - в случае если он имеет бесплатный доступ к сети связи оператора (например, наземные аналоговые эфирные сети).
4. Основные принципы регулирования рынка телерадиовещанияВ Концепции предлагается сохранить существующие механизмы лицензирования вещания отдельно от лицензирования деятельности по оказанию услуг связи.
Лицензирование вещания остается основным инструментом государственного регулирования в сфере телевидения и радио.
Основным принципом регулирования медиаотрасли в условиях интенсивного развития рынка мультимедийных услуг является осуществление лицензирования деятельности по оказанию услуг связи и деятельности в сфере телерадиовещания единым лицензирующим органом.
Лицензирование деятельности в сфере телерадиовещания осуществляется путем выдачи универсальной лицензии, в которой указываются:
наименование лицензиата;
перечень распространяемых СМИ (необходима предварительная регистрация СМИ);
форма распространения (телевизионный канал, радиоканал и т. п.);
программная направленность СМИ (информационный, музыкальный, спортивный канал и т. п.);
территория распространения (муниципальный, региональный, межрегиональный, федеральный и международный уровни).
Количество лицензий, выдаваемых одному вещателю, не ограничивается.
На основе полученной лицензии вещатель заключает договоры о трансляции с операторами, имеющими лицензию на этот вид деятельности.
Вещатель обязан проинформировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области надзора за вещанием о заключенных с операторами договорах о трансляции с указанием существенных условий заключенных им договоров (в том числе слота в транслируемом оператором мультиплексе).
В сетях стационарного эфирного цифрового телерадиовещания стандартной четкости трансляция телевизионных каналов и радиоканалов условного доступа будет осуществляться в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Для телевизионных и радиоканалов, трансляция которых осуществляется в аналоговых сетях, сохраняется прежний порядок лицензирования. При этом должен быть разработан механизм ограничения приема и рассмотрения заявок на получение лицензии на аналоговое вещание после 31 декабря 2007 г.
Для осуществления трансляции операторы должны получить лицензию на трансляцию, в которой указываются:
наименование лицензиата;
среда трансляции (кабель, эфир);
вид трансляции (спутниковая, наземная);
технические параметры трансляции (частоты, модуляция, вид кодирования, скорость потока и т. д.);
территория охвата трансляцией;
дополнительные требования, установленные при выдаче лицензии.
Лицензионные условия осуществления деятельности операторов по трансляции должны обеспечивать обязательное распространение совокупности социально значимой информации (обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов, сигналов оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах и т. п.) на всей территории, указанной в лицензии оператора.
Оператор обязан проинформировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области связи о заключенных с вещателями договорах о трансляции и осуществить их регистрацию с указанием существенных условий заключенных им договоров.
Услуга по доставке сигналов телевизионных каналов и радиоканалов от вещателя до оператора, осуществляющего трансляцию, оказывается на основе лицензии на один из следующих видов деятельности в области связи:
услуги связи по предоставлению каналов связи;
услуги связи по передаче данных, за исключением передачи голосовой информации;
5. Обеспечение граждан Российской Федерации социально значимой информациейВажнейшим вопросом, нуждающимся в решении на государственном уровне, является обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение социально значимой информации.
В целях сохранения и обеспечения единого информационного пространства Российской Федерации и освещения государственной политики в сфере социально-экономического развития России, сохранения и развития культурного наследия страны необходимо сформировать пакет телевизионных каналов и радиоканалов, предоставляющих совокупность социально значимой информации, обязательный к трансляции на всей территории Российской Федерации.
В такой пакет телевизионных каналов необходимо включить:
общероссийский информационный канал, освещающий основные события, происходящие в нашей стране и за рубежом;
общероссийские информационно-развлекательные каналы;
общероссийский канал, освещающий события культурной жизни общества;
общероссийский спортивный канал;
региональный канал, освещающий события, происходящие в каждом субъекте Российской Федерации.
Пакет обязательных общедоступных радиоканалов предлагается сформировать в составе радиоканалов "Радио России", "Юность", "Маяк" и одного регионального радиоканала в каждом субъекте Российской Федерации.
Таким образом, в каждом субъекте Российской Федерации пакет будет состоять из 5 или 6 общероссийских, одного регионального телевизионных каналов и 4 радиоканалов, которые будут распространяться на территории проживания 100 процентов населения субъекта Российской Федерации.
Перечень всех общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов должен быть сформирован Правительственной комиссией по развитию телерадиовещания и утвержден в соответствии с законодательством как пакет, обязательный для распространения на всей территории Российской Федерации.
Данные каналы должны быть доступны для населения в режиме свободного доступа и во всех средах трансляции (спутниковая, эфирная, кабельная, проводная), что предусматривается в лицензионных условиях операторов, осуществляющих трансляцию. При этом должна быть обеспечена предварительная настройка абонентских технических средств (включая пользовательское (оконечное) оборудование), при которой фиксируется позиция обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов в приемном устройстве пользователей.
В качестве лицензионного условия для вещателя каждого обязательного общедоступного телевизионного канала или радиоканала должен быть указан срок, в течение которого будет обеспечено распространение трансляции такого канала на всей территории, указанной в лицензии вещателя.
Затраты вещателя обязательных общедоступных каналов на параллельную трансляцию в аналоговом и цифровом форматах сигналов финансируются с использованием средств федерального и региональных бюджетов.
Трансляция телевизионных и радиосигналов обязательных общедоступных каналов предусматривает:
доставку таких сигналов до всего населения Российской Федерации;
установление периода поддержания параллельной трансляции в аналоговом и цифровом форматах с момента охвата 95 процентов населения региона цифровым вещанием;
финансирование затрат вещателей, связанных с трансляцией в населенных пунктах с населением менее 200 тыс. человек, с участием средств федерального и региональных бюджетов;
трансляцию в населенных пунктах с количеством домохозяйств до 100, не попадающих в зону трансляции эфирных передатчиков, с использованием спутниковой непосредственной трансляции.
Финансирование распространения региональных каналов, входящих в обязательный общедоступный пакет, должно аналогичным образом осуществляться с участием бюджетов субъектов Российской Федерации.
Остальные каналы свободного и условного доступа распространяются на рыночных условиях.
Вещателям каналов свободного доступа, сигнал которых по состоянию на 1 января 2008 г. транслируется в соответствующем регионе Российской Федерации, должно быть предоставлено приоритетное право на осуществление эфирного вещания в цифровом формате. При этом трансляция этих каналов в других средах на территории, указанной в лицензии вещателя, осуществляется без оформления дополнительных лицензий на вещание.
6. Определение технической политики вещанияОсновными задачами технической политики в области развития телерадиовещания являются определение перспективных технологий для развития цифрового телерадиовещания исходя из мировых тенденций развития отрасли, принятие необходимых стандартов, определение правил построения сетей и требований к использованию оборудования в целях качественного удовлетворения потребностей населения в услугах телерадиовещания.
Анализ возможных направлений развития телерадиовещания в Российской Федерации проводится раздельно по двум направлениям: телевизионное вещание и радиовещание.
Международным союзом электросвязи разрабатываются специальные межгосударственные соглашения и радиочастотные планы использования радиочастотного спектра различными службами.
С появлением цифрового телерадиовещания возникла необходимость регламентировать работу передающих средств нового вида телерадиовещания и обеспечить их электромагнитную совместимость.
Разработанным в 2006 году Международным союзом электросвязи планом цифрового телерадиовещания для Района 1, в который входит Российская Федерация, утверждено планирование наземной цифровой радиовещательной службы в полосах частот 174-230 МГц и 470-862 МГц. Этот план должен обеспечивать эффективное использование радиочастотного спектра как на международном, так и на национальном уровне. Однако более 30 процентов спектра в данном диапазоне используется совместно радиоэлектронными средствами гражданского и военного назначения, а 35 процентов - преимущественно радиоэлектронными средствами военного назначения.
В связи с этим одной из важнейших задач государственной технической политики является конверсия радиочастотного спектра, которая позволит значительно расширить используемый диапазон для целей телерадиовещания.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 706-р определено, что при переходе на цифровое телевизионное вещание в стране будет применяться общеевропейский стандарт DVB (Digital Video Broadcasting). В качестве стандарта компрессии, применяемого в цифровом эфирном телерадиовещании, планируется использовать стандарт MPEG-4 и более высокий.
Применение указанных стандартов цифрового вещания позволит в полосе частот, выделенной для одного аналогового канала эфирного наземного телевизионного вещания, передавать до 6-8 телевизионных и 4 радиоканалов одновременно. Кроме того, цифровые технологии позволят реализовать ряд дополнительных информационных услуг (интерактивных и справочно-информационных услуг, доступ в сеть Интернет и др.).
Наряду с построением новой цифровой инфраструктуры телерадиовещания одной из важнейших задач является сохранение на переходный период существующей аналоговой инфраструктуры вещания, которая позволит осуществить переход без ущемления прав граждан на доступ к информации.
Важным вопросом для успешного перехода на цифровое вещание является принятие национальных стандартов. В рамках Европейского сообщества принято более 100 нормативных документов, регламентирующих вопросы развития телерадиовещания. В Российской Федерации пока принято около 20 национальных стандартов. В связи с этим Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации в 2007-2009 годах необходимо разработать и представить на утверждение национальные стандарты телерадиовещания, включая стандарт цифрового радиовещания DRM.
По аналогии с ведущими странами мира предлагается ограничить с 1 января 2009 г. отечественное производство и ввоз в Российскую Федерацию телевизионных приемников без встроенных цифровых тюнеров, позволяющих непосредственно принимать цифровой сигнал из эфира.
Анализ развития подвижной радиотелефонной (мобильной) связи в Российской Федерации показывает, что создание нормативной правовой базы является необходимым и достаточным условием для успешного развития данного сегмента рынка. Фактически за 15 лет в стране созданы более 20 сетей, покрывающих около 98 процентов территории проживания населения страны, без привлечения бюджетных ассигнований и с абонентской базой, включающей более 160 млн. абонентов.
В период перехода к цифровому телерадиовещанию будут приняты меры по поддержанию сети распространения и трансляции пакета обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов, а также по строительству в конкурентных условиях сетей трансляции телевизионных каналов и радиоканалов свободного и условного доступа. При этом предлагается исходить из того, что строительство сетей телерадиовещания должно осуществляться за счет участников рынка связи, а государство должно создать понятную и приемлемую нормативную правовую базу, отвечающую потребностям вещателей, операторов и потребителей услуг телерадиовещания.
При создании сетей связи операторы должны руководствоваться:
требованиями вещателей к качеству доставляемого до потребителя сигнала;
правилами оказания услуг связи;
правилами присоединения и взаимодействия сетей связи операторов;
необходимостью завершения строительства сети в 3-летний срок в случае трансляции сигналов обязательных общедоступных каналов;
принятыми национальными стандартами в области телерадиовещания и связи.
Внедрение цифровых технологий в области радиовещания предполагает постепенный переход на вещание в стандарте DRM в диапазонах ДВ, СВ и КВ и сравнимое с УКВ-ФМ-вещанием качество. Одно из серьезных преимуществ системы цифрового вещания в стандарте DRM состоит в том, что ширина полосы цифрового сигнала эквивалентна ширине полосы аналогового сигнала и не требуется выделения дополнительных участков частотного спектра для организации цифрового радиовещания. Переход на новый стандарт планируется при параллельной работе как в аналоговом, так и в цифровом формате с учетом постепенного наполнения рынка пользовательским (оконечным) оборудованием нового поколения в разных регионах Российской Федерации.
Система стандарта DRM пригодна как для местного, регионального, так и для общероссийского и зарубежного вещания. Условия распространения радиоволн в этих диапазонах позволяют покрывать радиовещанием большие удаленные территории России с малой плотностью населения, где другие виды радиовещания, в частности УКВ-ФМ, развивать экономически нецелесообразно.
В целях расширения охвата населения качественным государственным радиовещанием в ФМ-диапазоне в крупных городах и центрах субъектов Российской Федерации планируется создание многопрограммных сетей радиовещания.
В связи с размещением радиовещательного оборудования, телевизионных передатчиков и совместных антенно-фидерных устройств, как правило, на одних и тех же антенно-мачтовых сооружениях при определении сроков и этапов замены и строительства новых объектов сети радиовещания в ФМ-диапазоне необходимо учитывать сроки модернизации и строительства объектов сетей телевещания.
В перспективе предполагается перевод существующего аналогового ФМ-вещания на цифровые технологии трансляции.
7. Обеспечение функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вещания в переходный периодВ настоящее время технические средства, используемые для трансляции общероссийских телевизионных каналов, более чем на 80 процентов выработали технический ресурс и остро нуждаются в замене и модернизации.
Для обеспечения бесперебойного функционирования существующей аналоговой телерадиовещательной сети потребуется:
завершение обследования и подготовка предложений по модернизации и строительству антенно-мачтовых сооружений и систем энергообеспечения;
модернизация и строительство новых антенно-мачтовых сооружений и систем энергообеспечения;
полная замена выработавшего ресурс аналогового передающего оборудования;
внедрение систем дистанционного контроля и мониторинга передающего оборудования.
Вопросы обеспечения функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вещания в переходный период должны быть отражены в разрабатываемой на основе Концепции федеральной целевой программе.
8. Конверсия радиочастотного спектра и частотно-территориальное планированиеРадиочастотный ресурс для цифровых наземных сетей эфирного вещания выделяется в полосах радиочастот 174-230 МГц и 470-862 МГц в соответствии с международным планом, принятым на Региональной конференции радиосвязи Международного союза электросвязи в 2006 году (далее - план) и одобренном решением Государственной комиссии по радиочастотам от 4 сентября 2006 г. Количество радиочастотных каналов для цифрового телерадиовещания в проблемных зонах (в районах Балтийского, Черного и Каспийского морей) составляет 8. Внутри территории страны количество радиочастотных каналов больше. В плане установлен срок переходного периода на цифровое наземное эфирное вещание - 2015 год.
Однако большая часть радиочастотных каналов, закрепленных в плане, может использоваться для телерадиовещания только после проведения мероприятий по конверсии радиочастотного спектра.
Для обеспечения радиочастотным ресурсом цифровых наземных сетей эфирного вещания необходимо:
разработать и принять частотно-территориальный план цифровых наземных сетей эфирного вещания, включая радиочастотное присвоение для пакета обязательных общедоступных каналов и для других пакетов телевизионных каналов, с учетом освобождения частот после прекращения аналогового вещания;
проведение мероприятий по конверсии радиочастотного спектра в полосах радиочастот 174-230 МГц и 470-862 МГц;
проведение мероприятий по согласованию радиочастотных каналов в цифровом плане в полосах радиочастот 174-230 МГц и 470-862 МГц с администрациями связи Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики, Японии, Монголии, Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея.
Радиочастотный ресурс в ФМ-диапазоне (80-108 МГц) для организации радиовещания в крупных городах Российской Федерации в настоящее время практически исчерпан.
Для дальнейшего развития сетей радиовещания в ФМ-диапазоне целесообразно рассмотреть возможность использования высвобождаемых после прекращения аналогового телевизионного вещания полос радиочастот.
9. Совершенствование нормативной правовой базы развития телерадиовещанияДля реализации модели функционирования рынка телерадиовещания необходимо принятие срочных мер государственного регулирования отношений между субъектами рынка, а также обеспечение экономически взвешенных и обоснованных действий участников рынка.
При этом на первом этапе внедрения цифрового телевещания необходимо обеспечить принятие следующих актов:
внесение изменений в федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации";
корректировка установленного порядка лицензирования телерадиовещания и лицензирования деятельности по оказанию услуг связи для целей телерадиовещания;
определение принципов тарифной политики для операторов связи, осуществляющих трансляцию обязательных общедоступных телерадиоканалов;
завершение формирования национальных стандартов цифрового передающего и приемного оборудования, являющихся основой для развития рынка производства такого оборудования в стране.
По результатам принятых поправок необходимо внести изменения в некоторые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и в акты федеральных органов исполнительной власти (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
10. Механизмы управления реализацией КонцепцииФормирование механизмов управления реализацией Концепции должно осуществляться с учетом плана мероприятий, определяющего следующие основные мероприятия по реализации положений Концепции:
разработка федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы";
формирование перечня общероссийских обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов (Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания);
определение технической политики развития телерадиовещания (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
совершенствование нормативной правовой базы (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
проведение конверсии радиочастотного спектра (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная служба охраны Российской Федерации);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
осуществление частотно-территориального планирования "(Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
перевод в цифровой формат архивных материалов Госфильмофонда России, Гостелерадиофонда и Союзмультфильма(Министерство культуры Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
обеспечение функционирования инфраструктуры аналогового эфирного телерадиовещания до перехода на цифровые технологии (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) с учетом того, что некоторые вопросы поддержания аналоговой инфраструктуры телерадиовещания в работоспособном состоянии, а также объемы финансирования этих мероприятий уже определены в федеральной целевой программе "Культура России (2006-2010 годы)".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
11. Этапы и сроки перехода на цифровой формат вещанияРеализацию Концепции планируется осуществить в 3 этапа в течение 2008-2015 годов.
В ходе первого этапа (2008-2009 годы) предусматривается обеспечить:
разработку нормативной правовой базы;
разработку и утверждение национальных стандартов системы цифрового телевизионного вещания в стандарте DVB;
утверждение перечня обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов для каждого субъекта Российской Федерации;
замену аналогового радиопередающего оборудования, полностью выработавшего ресурс, и проведение комплекса неотложных работ на антенно-мачтовых сооружениях, находящихся в критическом состоянии;
создание цифровых наземных сетей для эфирного вещания пакетов обязательных общедоступных каналов в ряде регионов в соответствии с территориально-временным планом;
организацию производства оборудования для целей цифрового телевещания.
На втором этапе (2010-2012 годы) планируется продолжить:
плановую замену аналогового телевизионного оборудования, выработавшего свой ресурс, для трансляции общероссийских каналов;
развертывание сетей цифрового вещания в не охваченных в рамках первого этапа регионах за счет высвобождения радиочастот в результате конверсии.
Кроме этого, необходимо определить предельный (не превышающий 6 месяцев) срок прекращения аналогового вещания после достижения
100-процентного охвата цифровым вещанием населения каждого региона.
На третьем этапе (2013-2015 годы) планируется:
завершение развертывания сетей цифрового телевизионного вещания во всех регионах;
прекращение аналогового вещания после достижения 100-процентного охвата цифровым вещанием населения каждого региона;
развитие новых видов телевизионного вещания, включая мобильное телевещание и телевидение высокой четкости.
12. Ожидаемый результат реализации КонцепцииРеализация Концепции позволит достичь следующих результатов:
обеспечение возможности получения всем населением страны пакета обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов, а также выбора других пакетов телевизионных каналов и радиоканалов;
обеспечение возможности доступа населения Российской Федерации к комплексным телекоммуникационным услугам;
расширение масштабов промышленного производства телерадиовещательного оборудования, создание новых и применение неиспользуемых производственных мощностей, открытие дополнительных рабочих мест, в том числе в сфере научно-технической деятельности;
развитие высокотехнологичного сектора экономики, создание технологической и производственной основы для перехода к глобальному информационному обществу, сокращению и полному преодолению отставания Российской Федерации от мирового сообщества в области использования современных информационно-коммуникационных технологий;
существенное увеличение вклада отрасли телерадиовещания в валовый внутренний продукт страны. К 2010 году прямой эффект от реализации Концепции (рост объемов хозяйственной деятельности и повышение эффективности производства телерадиовещательного оборудования и оказания услуг цифрового телерадиовещания) может составить 0,1 процента, а к 2015 году - 0,25 процента валового внутреннего продукта Российской Федерации без учета роста в смежных отраслях экономики.
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2007 г. N 1700-р
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 29.11.2007 N 1700-р (ред. от 10.03.2009)