Последнее обновление: 12.03.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 18.12.2007 N 77/618-5 "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ ПОРЯДКА ОПУБЛИКОВАНИЯ (ОБНАРОДОВАНИЯ) РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, СВЯЗАННЫХ С ВЫБОРАМИ И РЕФЕРЕНДУМАМИ"

РАЗЪЯСНЕНИЯ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ ПОРЯДКА ОПУБЛИКОВАНИЯ (ОБНАРОДОВАНИЯ) РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, СВЯЗАННЫХ С ВЫБОРАМИ И РЕФЕРЕНДУМАМИ
1. Согласно пункту 2 статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, является разновидностью информирования избирателей, участников референдума и должно способствовать реализации права граждан на получение объективной и достоверной информации о выборах, референдуме.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона при любом опубликовании (обнародовании), то есть при размещении в периодических печатных изданиях, на каналах организаций телерадиовещания, в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", или обнародовании иным способом результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, референдумами (то есть любых количественных показателей, полученных по итогам опроса), лица, осуществляющие такое опубликование (обнародование), обязаны указывать следующие сведения об опросе:
наименование организации, проводившей опрос;
время проведения опроса. При этом, если опрос проводился в один день, достаточно ограничиться указанием даты его проведения, а если несколько дней, следует указывать, с какой и по какую дату он проводился;
метод сбора информации. Следует указывать, с использованием какого именно метода (устный опрос, анкетирование и т.п.) проводился опрос;
регион, где проводился опрос. Следует указывать населенные пункты или субъекты Российской Федерации, в пределах территории которых проводился опрос. Если была охвачена территория большого количества субъектов Российской Федерации, достаточно ограничиться указанием их количества (например: "Опрос проводился в 50 субъектах Российской Федерации");
точную формулировку вопроса, который задавался респондентам;
статистическую оценку возможной погрешности;
лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование). При этом, если опрос проводился какой-либо организацией в инициативном порядке, а не был заказан третьими лицами, в качестве лица, заказавшего проведение опроса, указывается сама проводившая опрос организация. В том случае, если публикация не оплачена кем-либо, а осуществлена редакцией средства массовой информации по собственной инициативе бесплатно, информация об оплате не указывается.
2. Требования пункта 2 статьи 46 Федерального закона должны соблюдаться редакциями средств массовой информации, гражданами и организациями в полном объеме, в том числе в случае, если результаты опросов взяты ими из иных источников (информационных агентств, официальных выступлений, других средств массовой информации и т.п.), поскольку несоблюдение указанных требований не входит в перечень нарушений, от ответственности за которые редакции, главные редакторы, журналисты освобождаются в случаях, предусмотренных статьей 57 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
В случае цитирования в средствах массовой информации результатов опросов, размещенных в других средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", озвученных кем-либо в публичном выступлении, распространенных иным способом без указания всех необходимых согласно пункту 2 статьи 46 Федерального закона данных, журналистам следует, руководствуясь статьями 47 и 49 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", запрашивать, уточнять недостающую информацию о проведенных опросах.
3. При обнародовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, референдумами, организацией, осуществляющей телевещание, необходимые сведения об опросе также должны быть обнародованы: либо непосредственно диктором, ведущим, журналистом, либо иным способом, например посредством "бегущей строки". В радиоэфире обнародование осуществляется непосредственно диктором, ведущим, журналистом.
4. Согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет). Таким образом, например, при проведении 2 марта 2008 года выборов Президента Российской Федерации указанный запрет действует, исходя из пункта 3 статьи 47 и пункта 7 статьи 46 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" в их взаимосвязи, с 26 февраля 2008 года до 21 часа 00 минут по московскому времени 2 марта 2008 года.
Указанный запрет не влечет необходимость удаления из сети "Интернет" результатов опросов и другой вышеуказанной информации, ранее размещенной в сети с соблюдением порядка и сроков, установленных Федеральным законом. Размещение результатов опросов и другой вышеуказанной информации в периодических печатных изданиях, начало распространения которых запланировано на период, когда действует указанный запрет, не допускается.
5. Установленные Федеральным законом правила опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, должны соблюдаться на любых выборах и референдумах, в том числе в ходе избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации, начавшейся 28 ноября 2007 года (пункт 6 статьи 1 Федерального закона, пункты 2 и 3 статьи 47 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации").
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 18.12.2007 N 77/618-5 "О РАЗЪЯСНЕНИЯХ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ ПОРЯДКА ОПУБЛИКОВАНИЯ (ОБНАРОДОВАНИЯ) РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, СВЯЗАННЫХ С ВЫБОРАМИ И РЕФЕРЕНДУМАМИ"