в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 14.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.12.2007 N 972 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА"
не действует Редакция от 29.12.2007 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.12.2007 N 972 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА"

Паспорт федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года"
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года"
Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2007 г. N 1532-р
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Государственные заказчики Программы - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Основные разработчики Программы - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство образования и науки Российской Федерации
Цель и задачи Программы - целью Программы является снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожаров людей к 2012 году по сравнению с 2006 годом на 40 процентов, и снижение ущерба от пожаров на 44 процента.
Основными задачами Программы являются:
развитие инфраструктуры пожарной охраны, в том числе в населенных пунктах Российской Федерации, на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно-территориальных образованиях, проведение исследований по совершенствованию системы их оснащения и оптимизации системы управления;
развитие инфраструктуры объектов системы подготовки пожарных и проведение исследований по разработке и внедрению новых информационных образовательных технологий;
развитие экспериментальной базы пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также разработка и внедрение новых инновационных технологий в области обеспечения пожарной безопасности;
развитие материально-технической базы объектовых противопожарных подразделений и их оснащение новыми средствами спасения и пожаротушения, обнаружения пожаров и оповещения населения;
реализация мероприятий по обеспечению противопожарным оборудованием, в том числе проведение исследований по совершенствованию противопожарной защиты объектов и подготовки обслуживающего персонала, учреждений здравоохранения и социальной защиты, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений;
разработка и реализация мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением, в том числе проведение исследований по вопросам обеспечения пожарной безопасности жилых зданий и зданий с массовым пребыванием людей и внедрение новых технологий в области обучения населения по вопросам пожарной безопасности
Важнейшие целевые показатели Программы - эффективность реализации Программы оценивается с использованием групп целевых показателей, характеризующих снижение показателей обстановки, касающейся пожаров, в том числе снижение по отношению к показателю 2006 года:
количества зарегистрированных пожаров;
количества погибших людей;
количества населения, получившего травмы;
экономического ущерба;
количества населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности
Сроки и этапы реализации Программы - Программа будет реализована в течение 5 лет в 3 этапа.
На 1-м этапе (2008 год) предусматривается решение первоочередных задач Программы по обеспечению пожарной безопасности за счет финансовых средств субъектов Российской Федерации и организаций, а также разработка механизмов координации их деятельности.
На 2-м этапе (2009-2010 годы) предусматривается решение следующих задач Программы:
организация и проведение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности во всех населенных пунктах Российской Федерации;
создание научных основ для реализации мероприятий Программы по разработке и внедрению новых инновационных технологий в области обнаружения и тушения пожаров, оповещения населения о пожарах, а также для создания новых средств спасения людей при пожарах и средств пожаротушения.
На 3-м этапе (2011-2012 годы) планируются:
завершение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности во всех населенных пунктах Российской Федерации;
укрепление материально-технической базы системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации;
внедрение пилотных проектов по противопожарной защите образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения;
создание систем обнаружения пожаров и мониторинга обстановки в районах крупных техногенных и лесных пожаров
Объемы и источники финансирования Программы - всего в 2008-2012 годах:
за счет средств федерального бюджета - 29778,234 млн. рублей,
из них:
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1981,2 млн. рублей, в том числе работы гражданского назначения - 401,9 млн. рублей;
на капитальные вложения - 27070,112 млн. рублей;
на прочие нужды - 726,922 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 111813,2 млн. рублей;
за счет средств организаций - 54867,1 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - достижение социально и экономически приемлемого уровня пожарной безопасности, создание эффективной скоординированной системы противодействия угрозам пожарной опасности, укрепление материально-технической базы и обеспечение благоприятных условий для функционирования различных видов пожарной охраны;
сокращение в 1,5 - 2 раза количества пожаров на объектах образовательных учреждений, учреждений социальной защиты, здравоохранения и других объектах с массовым пребыванием людей.
Социально-экономическая эффективность за период реализации Программы составит 257,5 млрд. рублей.
В результате реализации Программы планируется достичь снижения основных показателей обстановки, касающейся пожаров, в том числе снижения по отношению к показателю 2006 года:
количества зарегистрированных пожаров (на 7 тыс. единиц в год);
количества погибших при пожарах людей (на 6,8 тыс. человек в год);
количества населения, получившего травмы (на 5,2 тыс. человек в год);
экономического ущерба (на 41 млрд. рублей в год);
количества населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности (на 100 процентов)
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

В Российской Федерации в 2006 году произошло более 218 тыс. пожаров, в результате которых погибли 17065 человек и были травмированы 13379 человек, материальный ущерб составил более 90 млрд. рублей.

Более 70 процентов пожаров происходит в жилом секторе. Огнем уничтожается около 1,2 млн. кв. метров жилья. Размеры уничтоженной огнем жилой площади составляют более 3 процентов объемов вводимого жилья.

В 2006 году на пожарах спасено более 96 тыс. человек. При этом уровень риска пожаров в Российской Федерации выше, чем в других экономически развитых странах. Базовые параметры риска пожаров в 2006 году имели следующие значения:

частота пожаров - 1,48;

индивидуальный риск - 2,07 х 10(-4);

удельная величина ущерба - 412,8 тыс. рублей.

Если по показателю частоты пожаров Россия незначительно отстает от промышленно развитых стран, то по остальным параметрам отстает в 3-5 раз. Так, показатель индивидуального риска составляет в США - 4,4 х 10(-5), Японии - 4,8 х 10(-5), Великобритании и Франции - 6,8 х 10(-5).

Показатели риска пожаров характеризуют различные аспекты состояния пожарной безопасности в стране. Частота пожаров отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельности надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками.

Индивидуальный риск и удельная величина ущерба главным образом характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, их техническую оснащенность, обученность личного состава и др.).

Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов и наиболее критичен для групп населения с низким уровнем доходов и социальной адаптации.

Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий, в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.

Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности объектов, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации.

Важнейшим показателем эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).

Как показывают исследования, для снижения гибели людей при пожарах примерно на 4 тыс. человек в год необходимо сократить среднее время сообщения о пожаре и следования на пожар на 15 минут от существующего в настоящее время.

Сокращение времени локализации и ликвидации пожара на 1 минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 300 рублей в расчете на 1 кв. метр.

В Российской Федерации не все объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы прироста таких систем весьма низкие. В первую очередь это относится к объектам жилого фонда, в которых происходит основная масса пожаров (более 70 процентов).

На долю пожаров в зданиях жилого сектора приходится 88-90 процентов всех погибших и около 70 процентов травмированных на пожарах людей, в то же время на пожары в производственных помещениях и местах массового пребывания людей приходится наибольший материальный ущерб.

Для снижения среднего времени оперативного реагирования пожарной охраны требуется реализация комплекса мер, включающих создание интегрированных систем мониторинга противопожарной безопасности объектов и информационно-навигационные системы, в том числе оповещения населения, оснащение противопожарных служб современными средствами связи для обеспечения координации их деятельности, межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и спасении людей.

Основными направлениями деятельности обеспечения пожарной безопасности являются:

качественное повышение уровня обеспечения пожарной безопасности населения, территорий и объектов, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации;

оптимизация финансовых и материальных ресурсов, привлекаемых для ликвидации пожаров;

повышение эффективности мероприятий по минимизации риска пожаров, угроз жизни и здоровью людей.

Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить уменьшение рисков пожаров в Российской Федерации, являются:

оптимизация финансовых и материальных ресурсов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности;

строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо в населенных пунктах, на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно-территориальных образованиях;

развитие материально-технической базы и системы подготовки подразделений пожарной охраны;

развитие добровольной пожарной охраны;

развитие экспериментальной базы пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений в области обеспечения пожарной безопасности;

разработка и внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также создания средств спасения людей на пожарах и средств тушения пожаров;

реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения.

К приоритетному направлению федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" (далее - Программа) относится разработка механизмов привлечения и расширения участия институтов бизнеса и гражданского общества в реализации конкретных проектов и программ безопасного развития.

Программа направлена на продвижение и ускоренную реализацию современных технологий обеспечения пожарной безопасности.

Реализация Программы на региональном уровне предполагает:

заключение с субъектами Российской Федерации соглашений о разработке региональных целевых программ в области обеспечения пожарной безопасности, а с организациями - соглашений о выполнении отдельных мероприятий в этой области, способствующих достижению целей Программы;

утверждение в установленном порядке региональных целевых программ в области обеспечения пожарной безопасности или планов реализации отдельных мероприятий с учетом финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций;

методическое сопровождение (при необходимости) мероприятий региональных целевых программ в области обеспечения пожарной безопасности или отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации со стороны государственных заказчиков Программы.

Региональные целевые программы в области обеспечения пожарной безопасности и планы реализации отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации принимаются и утверждаются в установленном порядке в течение всего периода реализации Программы с учетом региональных особенностей, приоритетных задач и финансовых и материальных ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций.

1. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

В настоящее время мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и построения единой системы управления пожарной безопасностью в стране. Создание в приемлемые сроки условий для снижения показателей пожарного риска и ущерба во всех сферах жизнедеятельности, а также применительно к конкретным территориям не может быть обеспечено исключительно в сфере ответственности субъектов экономической деятельности и собственников объектов и сооружений.

С учетом существующего уровня риска пожаров в Российской Федерации эффективное обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов.

Государственное управление обеспечением пожарной безопасности на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях характеризуется нескоординированностью действий между субъектами управления.

Для решения рассматриваемой проблемы требуется системная модернизация по всем направлениям обеспечения пожарной безопасности.

В настоящее время в 56 субъектах Российской Федерации разработаны целевые программы по пожарной безопасности, а в 16 субъектах Российской Федерации программы разрабатываются.

Анализ целевых программ субъектов Российской Федерации, информационных материалов, представленных субъектами Российской Федерации, и мероприятий крупных организаций в области обеспечения пожарной безопасности показал следующее:

субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и организации выделяют значительные финансовые средства на мероприятия противопожарной безопасности, включающие формирование добровольных и других негосударственных структур для решения проблем пожарной безопасности, оснащение системами пожарной безопасности и системами пожарной сигнализации общеобразовательных учреждений и объектов здравоохранения, закупку специальной пожарной техники, оборудования, экипировки и расходных материалов, проведение превентивных мероприятий, а также оказание помощи пострадавшим от пожаров;

несмотря на однородную структуру расходов, реализуемых в рамках программ, мероприятия не скоординированы, представлены в других программах, имеющих иную целевую направленность и функциональное предназначение, не связаны с планами развития федеральной противопожарной службы, а также с другими видами пожарной охраны.

Проблемы обеспечения пожарной безопасности часто носят комплексный межведомственный и междисциплинарный характер, требующий участия различных органов исполнительной власти при реализации конкретных мероприятий, и (или) взаимодополняющий характер.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части, касающейся расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

разработка, финансирование и организация выполнения региональных целевых программ;

осуществление в пределах компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций.

С учетом передачи полномочий по тушению пожаров на территории Российской Федерации федеральной противопожарной службе и в целях придания системности и скоординированности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в области обеспечения пожарной безопасности необходимо применение программно-целевого метода.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:

определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;

концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;

повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;

повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.

Дополнительные эффекты от применения программно-целевого метода будут достигнуты в результате:

развития и использования научного потенциала страны в исследовании причин возникновения пожаров;

информационной поддержки и создания инфраструктуры для ситуационного анализа рисков пожаров;

координации действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на пожары;

реализации комплекса практических мер, исключающих причины возникновения пожаров;

обеспечения оперативного реагирования на пожары путем оптимизации размещения сил и средств.

2. Прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

Инерционный сценарий развития системы обеспечения пожарной безопасности предполагает:

последовательное наращивание на 5-10 процентов в год от уровня 2006 года сил и средств, темпов реконструкции и строительства пожарных депо, замены выработавшей ресурс техники с учетом финансирования мероприятий за счет бюджетов всех уровней, в том числе и внебюджетных источников;

научные исследования и разработку образцов новой техники на устаревшей научной экспериментальной базе, не позволяющей создавать образцы, отвечающие современным требованиям;

пропаганду и информационное обеспечение пожарной безопасности в рамках ответственности собственников, органов государственного пожарного надзора, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При таком варианте решения проблемы невозможно в короткое время создать эффективные механизмы, обеспечивающие высокий уровень пожарной безопасности в стране.

Уровень риска пожаров в Российской Федерации будет возрастать, количество пожаров к 2012 году достигнет 260 тысяч в год, число погибших за год прогнозируется на уровне 19 тыс. человек, получивших травмы при пожаре - более 15 тыс. человек.

Сохранится тенденция роста ущербов от пожаров.

Так, материальный ущерб от пожаров в базовом 2006 году составил более 90 млрд. рублей. Без принятия мер по обеспечению пожарной безопасности в стране прогнозируемый к 2012 году материальный ущерб может составить более 160 млрд. рублей. Эти величины ущерба окажут негативное влияние на развитие экономики страны.

При таком подходе основными недостатками в обеспечении пожарной безопасности без использования программно-целевого метода по-прежнему будут являться:

отсутствие единой системы планирования и использования инвестиций на цели пожарной безопасности;

отсутствие системного планирования действий и использования ресурсов развития систем пожарной безопасности;

длительный период, необходимый для достижения приемлемого уровня рисков пожаров.

При этом неурегулированными остаются вопросы межведомственной и межрегиональной координации в области обеспечения пожарной безопасности.

II. Основные цель и задачи Программы, этапы и сроки ее реализации

Целью Программы является снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожаров людей к 2012 году по сравнению с 2006 годом на 40 процентов, снижение ущерба от пожаров на 44 процента.

Значения целевых показателей Программы приведены в приложении N 1.

Основными задачами, решение которых предусмотрено Программой, являются следующие:

развитие инфраструктуры пожарной охраны, в том числе в населенных пунктах Российской Федерации, на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно-территориальных образованиях, проведение исследований по совершенствованию системы их оснащения и оптимизации системы управления;

развитие инфраструктуры объектов системы подготовки пожарных и проведение исследований по разработке и внедрению новых информационных образовательных технологий;

развитие экспериментальной базы пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также разработка и внедрение новых инновационных технологий в области обеспечения пожарной безопасности;

развитие материально-технической базы объектовых противопожарных подразделений и их оснащение новыми средствами спасения и пожаротушения, обнаружения пожаров и оповещения населения;

реализация мероприятий по обеспечению противопожарным оборудованием, в том числе проведение исследований по совершенствованию противопожарной защиты объектов и подготовки обслуживающего персонала учреждений здравоохранения и социальной защиты, а также учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений;

разработка и реализация мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением, в том числе проведение исследований по вопросам обеспечения пожарной безопасности жилых зданий и зданий с массовым пребыванием людей и внедрение новых технологий в области обучения населения по вопросам пожарной безопасности.

При выполнении намеченных в Программе мероприятий предполагается обеспечить устойчивую тенденцию к снижению пожарных рисков, создать эффективную скоординированную систему обеспечения пожарной безопасности, укрепить материально-техническую базу функционирования различных видов пожарной охраны.

Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 5 лет (2008-2012 годы) в 3 этапа, при этом мероприятия за счет средств федерального бюджета планируется осуществлять в 2009-2012 годах.

На 1-м этапе (2008 год) основными задачами Программы, которые реализуются только за счет финансовых средств субъектов Российской Федерации и организаций, являются следующие:

развитие инфраструктуры и материально-технической базы подразделений пожарной охраны, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями;

повышение пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения;

проведение мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением.

На 2-м этапе (2009-2010 годы) основными задачами Программы, реализуемыми за счет средств федерального бюджета, являются следующие:

проведение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах, в том числе строительство полос психологической подготовки пожарных, тепло-дымо камер, оборудование классов первоначальной подготовки пожарных при пожарных частях наглядными пособиями, стендами и автоматизированными рабочими местами обучающихся;

создание научных основ организационного проектирования деятельности и ресурсной оснащенности профилактических и оперативных подразделений пожарной охраны, создание практических механизмов обеспечения и контроля уровня пожарной безопасности на критически важных (потенциально опасных) объектах;

проведение исследований по совершенствованию системы оснащения и оптимизации системы управления подразделений федеральной противопожарной службы;

разработка и внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения и тушения пожаров, оповещения населения о пожарах, а также создание новых средств спасения людей при пожарах и средств пожаротушения;

развитие материально-технической базы и системы подготовки пожарных;

развитие экспериментальной базы пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений;

проведение исследований в области совершенствования нормативов обеспечения пожарной безопасности объектов сферы образования и науки, включая новые стандарты требований в области пожарной безопасности к объектам сферы образования и науки;

разработка методологических подходов по обеспечению пожарной безопасности применительно к объектам образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения;

проведение исследований в области совершенствования государственных требований (стандартов) к объему знаний и навыков в области пожарной безопасности руководителей, должностных лиц и специалистов, педагогов, воспитателей, а также выпускников образовательных учреждений;

разработка обучающих пособий по основам и навыкам пожарной безопасности, а также программно-аппаратных комплексов с встроенными элементами тестирования для различных слоев населения и для обучения детей;

разработка системы персонального (пейджингового) оповещения людей (в том числе слабослышащих и слепых) о пожарах в учреждениях социальной защиты и здравоохранения;

проведение исследований по вопросам организации работы по предупреждению пожаров и гибели людей, предупреждению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности среди социально неадаптированных слоев населения.

Основными задачами Программы, реализуемыми за счет средств субъектов Российской Федерации и организаций, являются следующие:

реализация специальных мер по оснащению противопожарной службы субъектов Российской Федерации;

реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения;

проведение работ по развитию и внедрению современных мер защиты населения по предупреждению и тушению пожаров.

На 3-м этапе (2011-2012 годы) основными задачами, реализуемыми за счет средств федерального бюджета, являются следующие:

совершенствование системы профилактики пожаров, разработка инновационных технологий, ориентированных на развитие производства современных средств противопожарной защиты, пожарной техники и пожарно-технического вооружения;

завершение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности для объектов, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации;

совершенствование системы подготовки кадров для пожарной охраны, укрепление ее материально-технической базы;

создание автоматизированных систем оперативного управления подразделениями пожарной охраны, в том числе модернизация системы связи при тушении пожаров;

внедрение пилотных проектов по противопожарной защите образовательных учреждений;

создание систем мониторинга обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения;

внедрение пилотных проектов по противопожарной защите учреждений социальной защиты и здравоохранения;

создание систем обнаружения пожаров и мониторинга обстановки в районах крупных техногенных и лесных пожаров.

Основными задачами Программы, реализуемыми за счет средств субъектов Российской Федерации и организаций, являются следующие:

оснащение пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением противопожарной службы субъектов Российской Федерации;

реализация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения;

проведение работ по развитию и внедрению современных нормативных правовых, социально-экономических, научно-технических, материально-технических и других мер по предупреждению и тушению пожаров, в том числе лесных.

III. Система мероприятий Программы

Для решения задач Программы предполагается реализация следующих основных мероприятий (приложение N 2):

проведение исследований по совершенствованию оснащения основными и специальными пожарными автомобилями подразделений федеральной противопожарной службы по защите населенных пунктов от пожаров, объектовых и специальных подразделений федеральной противопожарной службы, создаваемых на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно-территориальных образованиях, создание комплекса основных и специальных пожарных автомобилей для тушения крупных пожаров;

проведение исследований по оптимизации системно-технических решений по обеспечению связи и информационной безопасности на объектах подразделений федеральной противопожарной службы, создаваемых в населенных пунктах, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также для охраны объектов, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации;

строительство и реконструкция объектов подразделений федеральной противопожарной службы по защите населенных пунктов от пожаров, объектовых и специальных подразделений федеральной противопожарной службы, создаваемых в населенных пунктах, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации;

оснащение инженерно-техническим оборудованием (средства связи, безопасности и др.) объектов подразделений федеральной противопожарной службы по защите населенных пунктов от пожаров, объектовых и специальных подразделений федеральной противопожарной службы, создаваемых на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно-территориальных образованиях;

проведение исследований по созданию системы дистанционного обучения руководящего состава, пожарных, спасателей и населения по вопросам предупреждения и тушения пожаров;

разработка новых информационно-образовательных технологий и создание мультимедийных и виртуальных тренажеров и игровых учебно-компьютерных программ для образовательного процесса в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

проведение исследований и разработка государственных требований (стандартов) к объему знаний и навыков в области пожарной безопасности руководителей, должностных лиц и специалистов;

совершенствование учебно-материальной базы и системы подготовки профессиональных и добровольных пожарных;

создание моделирующих стендов для подготовки пожарных к работе в особо сложных условиях и в агрессивных средах;

совершенствование экспериментальной базы научно-исследовательских учреждений в области пожарной безопасности (создание лабораторных стендов и комплексов для проведения научных исследований в области пожарной безопасности, включая стенды по оценке пожарной опасности и огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, огнезащиты материалов, средств индивидуальной защиты пожарных и спасателей, робототехнические комплексы);

проведение исследований по разработке робототехнических комплексов многофункционального назначения, необходимых для мониторинга и проведения аварийно-спасательных работ в районах чрезвычайных ситуаций, в частности опытных образцов беспилотных летательных аппаратов аэростатического, вертолетного и самолетного типа, опытных образцов наземных робототехнических комплексов различных классов, опытных образцов подводных робототехнических комплексов;

проведение исследований по совершенствованию существующих и разработке перспективных средств автоматического пожаротушения, в частности технических средств тушения тонко распыленной водой широкого спектра применения, водяных завес для минимизации последствий применения воды при тушении пожаров, роботизированных установок противопожарной защиты крупных концертных залов, торговых комплексов, авиационных ангаров, машинных залов электростанций и других крупных объектов, аэрозольных и порошковых средств противопожарной защиты объектов нефтегазового комплекса, расположенных на Крайнем Севере, и других средств;

проведение исследований по совершенствованию существующих и разработке перспективных огнетушащих веществ;

проведение исследований по созданию спасательных трапов (желобов);

проведение исследований по разработке автоматизированной системы мониторинга, обработке и передаче данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития кризисных ситуаций в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях;

разработка методов испытаний, комплекса программно-технических средств и испытательных стендов для теоретической и экспериментальной оценки пожарной опасности и огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, включая новые способы и технические средства противодымной защиты зданий и сооружений;

проведение исследований по вопросам надзорной деятельности в области пожарной безопасности в целях совершенствования имеющихся и разработки новых информационных технологий для государственного пожарного надзора;

проведение исследований по вопросам пожарной безопасности при эксплуатации воздушных судов гражданской авиации и разработка системы по ее оценке и контролю;

разработка оценки пожарной опасности и прогнозирования горимости лесов, а также разработка методологии противопожарного устройства лесов и планирования противопожарных мероприятий;

разработка пилотных проектов по созданию регионально-территориальной автоматизированной системы дистанционного мониторинга "Лидар" в целях раннего обнаружения пожаров в больших городах и на потенциально пожароопасных объектах с возможными аварийными выбросами активных химических отравляющих веществ в атмосферу;

внедрение на базе геоинформационных технологий информационно-аналитической системы мониторинга состояния пожарной безопасности на объектах использования атомной энергии, подземных объектах и при ведении взрывных работ;

создание автоматизированных систем оперативного управления подразделениями федеральной противопожарной службы, в том числе модернизация системы связи при тушении пожаров в соответствии с выделенным частотным ресурсом;

развитие инфраструктуры и материально-технической базы подразделений пожарной охраны, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями;

реализация мер по оснащению противопожарной службы субъектов Российской Федерации, муниципальных и объектовых противопожарных подразделений средствами спасения и пожаротушения;

разработка методов обеспечения пожарной безопасности с использованием гибкого нормирования применительно к объектам профессионального образования и общеобразовательных учреждений;

совершенствование требований (стандартов) к объему знаний и навыков в области пожарной безопасности руководителей, должностных лиц и специалистов, педагогов, воспитателей, а также выпускников образовательных учреждений;

разработка пилотных проектов по применению современных средств спасения людей на пожарах в учреждениях здравоохранения и социальной защиты;

проведение исследований по вопросам организации работы по предупреждению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности социально неадаптированными слоями населения;

проведение исследований по нормативно-правовому и методическому обеспечению системы пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе по развитию добровольной пожарной охраны;

разработка единых общероссийских программ обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, школьников и студентов мерам пожарной безопасности;

совершенствование противопожарной пропаганды и информационного обеспечения по вопросам пожарной безопасности, в том числе:

создание и размещение в средствах массовой информации пропагандистских материалов по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности в жилых помещениях и на объектах с массовым пребыванием людей, а также информации о негативном влиянии злоупотребления спиртными напитками на количество пожаров и тяжесть их последствий;

подготовка и размещение в средствах массовой информации тематических передач по вопросам обеспечения пожарной безопасности, популяризация профессии пожарного и спасателя, а также подготовка и размещение детских передач, направленных на привитие навыков поведения, исключающего риск возникновения пожара;

разработка и размещение информации по вопросам пожарной безопасности с применением информационных ресурсов сети Интернет.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Программу предусматривается реализовать за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств организаций.

При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывалась ситуация в финансово-бюджетной сфере как на федеральном, так и на региональном уровнях, высокая экономическая и социально-демографическая значимость проблемы обеспечения пожарной безопасности, а также возможность ее решения за счет средств федерального бюджета.

Объемы и источники финансирования Программы за счет средств бюджетов всех уровней и организаций приведены в приложении N 3.

Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета и средств организаций по основным направлениям Программы приведены в приложении N 4.

Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по направлениям приведены в приложении N 5.

Распределение объемов финансирования Программы за счет средств федерального бюджета между государственными заказчиками представлено в приложении N 6.

Объемы финансирования мероприятий, реализуемых в организациях, находящихся в совместной собственности, определяются по согласованию с хозяйствующими субъектами.

V. Механизм реализации Программы

Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляются государственным заказчиком - координатором Программы и государственными заказчиками.

Выбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация мероприятий Программы в субъектах Российской Федерации осуществляется в рамках их собственных целевых программ обеспечения пожарной безопасности или отдельных мероприятий (в случае отсутствия таких программ).

Выполнение мероприятий, в реализации которых принимают участие 2 и более государственных заказчика, осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы.

Перечень проектов, реализуемых в рамках Программы в субъектах Российской Федерации, ежегодно корректируется и при необходимости дополняется. С этой целью формируется база данных по предполагаемым проектам Программы, ведется текущая работа по привлечению инициаторов для решения проблем снижения рисков пожаров.

Отбор на конкурсной основе осуществляется межведомственной комиссией, в задачу которой входит комплексная оценка инвестиционного проекта с целью определения его значимости и необходимости предоставления государственной поддержки.

С учетом задач межведомственного и межотраслевого характера, реализуемых в рамках инвестиционного проекта, в состав межведомственной комиссии включаются представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации.

В задачи межведомственной комиссии входят комплексная многофакторная оценка проектных предложений и определение мер государственной поддержки при реализации приоритетных инвестиционных проектов.

При межведомственной комиссии создается экспертная рабочая группа, которая проводит оценку проекта и его составляющих по вопросам, отнесенным к компетенции федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с критериями и требованиями, предъявляемыми к инвестиционным проектам.

Все предлагаемые для включения в Программу мероприятия должны осуществляться в форме инвестиционных проектов.

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы

В рамках реализации Программы предусматривается осуществлять мониторинг ее мероприятий.

Конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации Программы даются по каждому мероприятию. При этом под результатами реализации понимаются:

снижение рисков пожаров и смягчение возможных их последствий;

повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз пожаров.

Социальные последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходной демографической ситуации, здоровья и трудоспособности населения в результате реализации мероприятий Программы, а также масштабами работ по социальной реабилитации населения.

Экологические последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходного состояния окружающей среды, а также масштабами восстановительных и рекультивационных работ.

Экономическая эффективность мероприятий Программы в связи со спецификой решаемых проблем может быть прямой и косвенной.

Прямая экономическая эффективность подразумевает снижение затрат на достижение целей мероприятий Программы, а косвенная - снижение экономического ущерба, полученного в результате пожаров.

Экономическая эффективность мероприятий Программы, обеспечивающих снижение рисков пожаров и повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов, оценивается путем сравнения размера предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий пожаров с размером затрат на эти мероприятия и размером непредотвращенного ущерба.

Экономическая эффективность и результативность реализации Программы в основном зависят от степени достижения целевых показателей, которые приведены в приложении N 1 к настоящей Программе. Методические рекомендации по оценке результативности и эффективности мероприятий Программы приведены в приложении N 7.

Экономическая эффективность мероприятий Программы, обеспечивающих снижение рисков пожаров и повышение уровня защиты критически важных объектов и населения, оценивается путем сравнения суммы предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий пожаров с затратами на каждое мероприятие Программы.

Проведенный анализ показал, что прогнозируемый (прямой и косвенный) ущерб от пожаров без применения программно-целевого метода за 5 лет составит 602,3 млрд. рублей, а при применении программно-целевого метода - 319,5 млрд. рублей. Предотвращенный ущерб в этом случае составит 282,8 млрд. рублей. А общий социально-экономический эффект от Программы составит 257,5 млрд. рублей.

Предусматриваемые затраты за счет всех источников позволят сократить в 1,5 - 2 раза количество пожаров на объектах с высоким уровнем пожарной опасности, критически важных (потенциально опасных) объектах, объектах с массовым пребыванием людей, включая мало мобильные группы населения, в том числе на транспорте, объектах образования, в удаленной и сельской местности, высотных объектах в условиях мегаполисов, объектах массовых коммуникаций, связи, объектах культуры, имеющих мировое значение. Прогнозируемое количество погибших на пожарах при отсутствии Программы за 5 лет составит 91,3 тыс. человек, а при наличии Программы - 69,7 тыс. человек. Таким образом, в результате реализации Программы будет спасена жизнь 21,6 тыс. человек.

Расчеты социально-экономической и бюджетной эффективности Программы проведены с использованием методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике.

Методика оценки социально-экономической и бюджетной эффективности Программы представлена в приложении N 8.

Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Программы, приведен в приложении N 9.

Социально-экономическая эффективность за период реализации Программы составит 257,5 млрд. рублей. Бюджетный эффект за период реализации Программы составит 4,4 млрд. рублей.

Анализ мероприятий, планируемых при выполнении Программы, показал, что при их реализации не происходит ухудшения исходного состояния окружающей среды и не требуется проведение восстановительных и рекультивационных работ.

В соответствии с принятыми целевыми показателями Программы при реализации мероприятий Программы планируется снижение количества пожаров на 17 тыс. единиц за весь период ее реализации, что приведет к снижению размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха в результате пожаров, на 17 млрд. рублей.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.12.2007 N 972 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА"